Реферат по предмету "Философия"


История возникновение и развитие науки

Историявозникновение и развитие науки


Содержание
 
1. История возникновение и развитие науки
1.1 Возникновение и развитие науки, ее функции
1.2 Научное познание и его специфические признаки
1.3 Строение и динамика научного знания
1.4 Методология научного познания
1.5 Методы эмпирического и теоретическогоисследования
1.6 Этика науки
Список использованных источников
наукаэмпирический теоретический ученый

1. Историявозникновение и развитие науки
1.1 Возникновениеи развитие науки, ее функции
В древности человек,добывая себе средства к жизни, сталкивался с силами природы и получал о них первые,поверхностные знания. Миф, магия, оккультная практика, передача опыта внетеоретическимспособом от человека к человеку — таковы некоторые формы донаучного знания, обеспечивавшиеусловия человеческого существования. Л.И. Шестов утверждал, что существуют и всегдасуществовали ненаучные приемы отыскания истины, которые приводили если не к самомупознанию, то к его преддверию. Ненаучное понимается как разрозненное, несистематическое,неформализованное знание. Донаучное знание выступает прототипом, предпосылочнойбазой научного. Следует также иметь в виду, что есть сферы человеческой деятельностии отношений, которые весьма затруднительно выразить строгими нормами научной доказательности,например области нравственности, культурно-этических традиций, веры, аффектов ит.д. М. Вебер, Р. Триг, П. Фейерабенд и др., рассуждая о границах научного познания,приводили следующие аргументы.
1. Человеческаяжизнедеятельность шире и богаче рационализированных ее форм, поэтому необходимыпомимо научно-рациональных иные методы изучения и описания бытия и его частей.
2. Научное познаниеесть не только сугубо рациональный акт, но и включает в себя интуицию, творчествобез осознанных логических операций.
3. Наука, развиваясьна основе собственной логики, в то же время опосредована всем социокультурным фономи не является лишь плодом разума.
В целом, отвергаетсяне значение науки в функционировании системы «человек — общество — природа», а еепорой чрезмерные претензии на решение различных проблем.
Удивление явилосьначалом философии, ибо это есть начало мысли, а возникшее по поводу многих явлениймира и тайн человека недоумение есть начало науки (точнее, пред- науки). Элементарнаянаука возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда от физическогои сформировалась особая группа людей — ученых, для которых научная деятельностьстала профессией.
Предпосылки наукисоздавались в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции, Древнем Риме в форме эмпирическихзнаний о природе и обществе, в виде зачатков астрономии, этики, логики, математикии др. Эти зачатки сведений и знаний объединялись в рамках философии. В античностии средние века понятия «философия», «знания» и «наука» совпадали.
Центрами обученияи формирования творческих качеств ученого стали научные школы — неформальные объединенияколлег. Платон создал школу-академию. В средние века появились публичные диспуты,шедшие по жесткому ритуалу. Им на смену пришел непринужденный диалог между людьмив эпоху Возрождения. В последующем формы диспута и диалога переросли в процедурызащиты диссертаций. Общение ученых с целью обмена идей ведет к приращению знаний.Бернард Шоу рассуждал: если два человека обмениваются яблоками, то у каждого остаетсяпо яблоку. Но если они передают друг другу по одной идее, то каждый из них становитсябогаче, обладателем двух идей. Полемика, оппонирование (открытое или скрытое) становятсякатализатором работы мысли.
Наука ориентируетсяна поиск сущности, того, что не дано непосредственно чувствам. Необходимым сталоумение реальные объекты трансформировать в идеальные, существующие в мысли, в логикерассуждений, в расчетах. Начиная с античности, функцией научной деятельности сталаобъяснительная (обоснование и разъяснение различных зависимостей и связей, существенныххарактеристик явлений, их происхождения и развития).
Идея рациональностипостепенно дополнялась идеей возможности перевести идеальный объект в материальный.Предвестником опытной науки стал Р. Бэкон (XIII в.). Он критиковал схоластическийметод, предлагал опираться на опыт, большое значение придавал математике, обращалсяк проблемам естествознания. Родился эксперимент, соединивший идеальность (теорию)и технологичность («делание руками»). Б. Рассел писал о двух интеллектуальных инструментах,конституировавших современную науку, — изобретенный греками дедуктивный метод ивпервые систематически использованный Галилеем экспериментальный метод.
Наука в собственномсмысле слова возникла в XVI — XVII вв., когда «наряду с эмпирическими правиламии зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания — теория,позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов».Наука, в отличие от обыденного знания, доводит изучение объектов до уровня теоретическогоанализа. Э. Агацци считает, что науку следует рассматривать как «теорию об определеннойобласти объектов, а не простой набор суждений об этих объектах».
Факторами возникновениянауки стали: утверждение в Западной Европе капитализма и острая потребность в ростеего производительных сил, что невозможно было без привлечения знаний; подрыв господстварелигии и схоластически-умозрительного стиля мышления; наращивание количества фактов,которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Самостоятельнымиотраслями знания стали астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки.Наиболее выдающимися естествоиспытателями, математиками и одновременно философамив XVI — XVII вв. были Д. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон, Р.Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и др.
Научная рациональностьвыражается прежде всего как соразмерность мира критериям разума, логики. Начинаяс XVII в. рациональность становится одним из фундаментальных идеалов европейскойкультуры. Как социальный институт наука оформилась в XVII — XVIII вв., когда возниклипервые научные общества, академии и научные журналы.
Античное и средневековоепредставление о космосе как конечном и иерархически упорядоченном мире в Новое времяуступает место представлению о бесконечности Вселенной, о природе как совокупностиестественных, причинно обусловленных, не зависящих от человека процессов. Ориентацияна изучение объективного мира вещей и вещных отношений в качестве функции наукивыдвигала задачу познания с целью переделки и преобразования природы. Ф. Бэкон провозглашал,что цель науки — господство над природой ради повышения благосостояния обществаи совершенствования производства. Он выступал за союз философии и естествознания.Ф. Бэкон — автор афоризма «Знание — сила», в котором отразилась практическая направленностьновой науки. Адекватной этой задаче формой организации знания явилась рационально-логическая,представлявшая знание в правиле, математической формуле, рецепте и т.д., что фиксировалосьв справочниках и учебниках. Развивалась прогностическая функция науки.
В XVII в. разделениетруда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов.В XVIII — XIX вв. значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой, ееобщественная полезность. Д-И. Менделеев, например, подчеркивал взаимную заинтересованностьдруг в друге промышленности и науки.
Наука возниклаиз практики и развивается на ее основе под влиянием общественных потребностей (астрономия,математика, механика, термодинамика, биология химия и т.д.). Практика не толькоставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием. Например,электродинамика возникла преимущественно в научных лабораториях и дала импульс дляэлектротехники, создания новых средств связи. Атомная, лазерная, компьютерная, биоинженернаятехнологии возникли не из повседневного опыта, а в головах ученых. В XX в. теоретическоеи экспериментальное естествознание, а также математика достигли такого уровня, чтоначали оказывать решающее воздействие на развитие техники и всей системы производства.Наука, превратившись в отрасль массового производства — индустрию знаний, стала,как предвидел К. Маркс, производительной силой общества. Наука внедряется в производствочерез многочисленные посредствующие звенья (новую технику, новые технологическиепроцессы и т.п.), создание которых требует определенного времени. В этом смысленаука — опосредованная производительная сила. Взаимосвязь практики и науки не следуетпонимать примитивно в том смысле, что каждое положение науки должно подтверждатьсяпрактикой и применяться на практике. «В процессе обоснования положений науки мыпользуемся многими приемами опосредованного сопоставления научных утверждений, научныхконтекстов с действительностью (логическим доказательством, принципами соответствия,принципами простоты и непротиворечивости, отысканием моделей, удовлетворяющих формальнымсистемам, правилам сведения сложного к простому и т.п.), которые лишь в конечномсчете связаны с практикой».
По своей сущностинаука, отмечал Н.А. Бердяев, есть реакция самосохранения человека. Обращенностьнауки к человеку особенно стала заметной с середины XX в. Это вызвано тем, что автоматизацияосвобождает работника из технологического подчинения машине. Поэтому прежняя ориентацияна технику теряет самодовлеющее значение. М. Вебер, подчеркивая позитивную рольнауки в обществе, считал, что наука разрабатывает, во-первых, технику овладенияжизнью» — как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых, методы мышления,ее «рабочие инструменты» и вырабатывает навыки обращения с ними, т.е. наука служитшколой мышления. Усилилась роль науки как социальной и политической силы общества.Наука используется для разработки планов и программ социального и экономическогоразвития, для грамотного политического управления. Наука опосредованно, через социальныеобщности и политические организации общества, систему общемировоззренческих и культурныхустановок, определяет социальное, политическое, экологическое и демографическоеповедение, цели общественного развития. Наука изменяет отношения «человек — природа»,«человек — машина» и «человек — человек», т.е. воздействует на всю общественнуюпрактику.
1.2 Научноепознание и его специфические признаки
Исторически наукаисходит от знания, представленного в определенных формах:
1) специализированноезнание, характерное для искусств, ремесел, торговли, мелкого производства;
2) протонаука- подготовительный этап становления науки (сбор сведений, отдельные каузальные констатациипри наблюдении за явлениями природы и т.п.);
3) паранаука — такие виды знания, как алхимия, астрология, теология, парапсихология, эзотеризм.Охарактеризуем некоторые виды паранауки.
Эзотеризм — совокупностьзнаний и духовных практик, закрытых от непосвященных, передаваемых в личном опытеот ищущего к ищущему. Эзотерические знания внерациональны, даются в мистическомопыте и не могут быть выражены в ограниченных понятиях. Эзотеризм подвергает критикеценности обыденной жизни и культуры, напротив, отстаивает веру в существование иной,эзотерической реальности, убежден, что человек при жизни способен включиться в этуреальность при условии духовной переделки себя в иное существо.
Астрология возниклав древнем Вавилоне в III тысячелетии до н. э. Основными направлениями современныхастрологов являются попытки выявить и описать различные психологические грани характераличности, а также предсказывать будущее. К астрологическим характеристикам следуетотноситься скептически и вместе с тем видеть в них некие «рациональные зерна». Какрелигия и философия, астрология нацеливает на то, чтобы заглянуть в себя, попытатьсянайти внутреннюю точку опоры, осознать связь человека с космосом.
Вненаучные видызнания нельзя вычеркнуть из общей духовной культуры людей. И все же паранаука лишаетлюдей критически взвешенного взгляда на мир, одурманивает часть населения. Сейчасрождаются и возрождаются так называемые альтернативные науки (например, трансперсональнаяпсихология, восточные системы миропонимания и т.д.). В безграничном мире необходимывсе формы его освоения человеком. Магия, астрология, паранормальные явления трактуютсянеоднозначно:
а) как реализацияобъективных возможностей, заложенных в природе и человеке, но пока еще неизвестныхнауке;
б) как тупиковыйпуть познания бытия, воздействия на него.
Важнейший специфическийпризнак науки заключается в том, что наука дает предметное объективное знание омире (исследует природные, социальные, технические и т.п. объекты). Конечно, наукаизучает и субъекта, состояние его сознания, но рассматривает их как объекты. Научноезнание в подлинном смысле слова начинается тогда, когда не что-то вымышленное, ареальность, факты выступают предметом исследования, причем за совокупностью фактовосознается закономерность — необходимая связь между фактами, что позволяет объяснить,почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие.Наука — совокупность знаний о фактах и законах, приведенных в систему. Нечто существующеестановится научным фактом тогда, когда оно зафиксировано тем или иным принятым вданной науке способом (фотография, запись в виде высказываний, формул, магнитофоннаяи т.д.). Факт возникает как результат рациональной обработки данных наблюдений,их осмысления и понимания.
В фактах наукивыражено взаимодействие чувственного и рационального, объективного и субъективного.Объективная составляющая факта — это реальные процессы, события, которые служатисходной основой для фиксации познавательного результата. Субъективный момент — зависимость способов фиксации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретическихсхем, психологических установок человека и т.п. Эмпирический факт оказывается теоретическинагруженным, зависимым от наших предшествующих теоретических знаний. Теоретическиепринципы нацеливают субъекта на выделение тех или иных фрагментов действительности,они же составляют интерпретацию факта. Д. Бернал в своей книге «Наука в историиобщества» определял науку как что-то наиболее объективное из известного человекуи вместе с тем субъективное и психологически обусловленное, как и любая другая областьчеловеческих устремлений.
Наука объективныезаконы явлений выражает в абстрактных понятиях и схемах, которые в конечном счетедолжны соответствовать действительности. В этом отличие науки от классического искусства,которое выражает познанное в конкретных художественных образах, допускающих возможностьвымысла, фантазии. Впрочем, и наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией(Фарадей). Наука, как и все виды искусства, требует воображения. Воображение, считаетА. Эйнштейн, важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает всена свете.
Кроме отмеченных,к другим признакам научного познания, в отличие от обыденного, относятся: строгаядоказательность полученных результатов, достоверность выводов; логическое обоснованиеи практическая проверка знаний; выработка специального искусственного языка (научнойтерминологии); осуществление междисциплинарных контактов через метаязык; применениеспециальных орудий, аппаратуры, приборов; использование специфических методов иметодологии исследования, призванной направлять научный поиск; допущение критическогопересмотра оснований научного поиска; наличие системы ценностных ориентаций и целевыхустановок, основной из которых является поиск объективной истины как высшей ценностинауки; наращивание знаний, не повторяя пройденного, что не исключает преемственностис приращением, так как каждый новый виток в развитии знаний опирается на предшествующийуровень; концептуальный и системный характер знаний; при известных условиях воспроизводимость,опытная проверяемость научных явлений.
1.3 Строениеи динамика научного знания
Наука включаетв себя все условия производства новых знаний о природе, обществе и мышлении:
а) ученых с ихзнаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научноготруда;
б) научные учреждения,экспериментальное и научное оборудование;
в) систему научнойинформации.
С середины XXв. государство становится активным участником науки: ставит перед научными сотрудникамичеткие цели, определяет сроки выполнения и необходимые ресурсы, осуществляет финансовуюи социальную поддержку науки.
Наука охватываетисторически подвижное соотношение: природоведения и обществоведения, естествознанияи философии, теории и метода, теоретических и прикладных исследований. Различаютгуманитарные, философские, логико-математические, естественные и технические науки.В структуре науки выделяются три слоя:
1) всеобщего знания- философия и математика;
2) частно-научногознания, изучающего объекты в рамках одной из форм материи и движения либо на стыкеструктурных уровней материального мира;
3) междисциплинарногоинтегративного характера — общая теория систем и теоретическая кибернетика, синергетика.С точки зрения характеристики знаний различают:
а) эмпирическиезнания;
б) теоретическиезнания;
в) мировоззренческие,философские основы и выводы.
Основаниями каждойнауки выступают:
а) идеалы и нормыисследования;
б) научная картинамира;
в) философскиепринципы.
Идеалы и нормыисследования выполняют роль регулятивных принципов, выражают ценностные и целевыеустановки науки и включают:
а) доказательностьи обоснованность знания;
б) объясненияи описания;
в) построенияи организации знания.
Имеются различныемодели норм и идеалов науки. Ж. А. Пуанкаре (1854 — 1912) провозгласил в качествеоснования науки соглашение между учеными (конценцио- нализм). Для Пуанкаре «чтообъективно, то должно быть обще многим умам и, значит, должно иметь способностьпередаваться от одного к другому». Э. Мах в работе «Познание и заблуждение» стремилсяпоказать, что идеалом науки является чистое описание фактов чувственного восприятия.Отталкиваясь от идеи унификации языка, построения единого языка при помощи символическойлогики, представители Венского кружка (М. Шлик, О. Нейрат, К. Гедель, Г. Рейхенбах,р. Карнап и др.) основанием научного познания считали установление исходных элементарныхутверждений. В концепции М. Полани (1891 — 1976) основанием науки названо неявное,личностное знание. Интересы, пристрастия, цели людей (ученых) нельзя отделить отпроизводимого ими знания. С точки зрения С. Тулмина (1922 — 1997), масштабные измененияв науке происходят благодаря накоплениям изменений, каждое из которых сохранилосьв процессе отбора в какой-либо локальной проблемной ситуации. «Научная элита» являетсяносительницей «интеллектуальных инициатив», выведения новых продуктивных понятий.И. Лакатос (1922 — 1974) доказывал, что функционирование науки в первую очередьзависит от научно-исследовательской программы, которая предстает как совокупностьи последовательность теорий, связанных общностью развивающихся основополагающихидей и принципов. В структуре программы были выделены: а) «жесткое ядро» — системаспецифических фундаментальных допущений; б) защитный пояс — совокупность вспомогательныхгипотез, предохраняющих «ядро» от опровержений; в) позитивная и негативная эвристика- нормативные, методологические правила — регуляторы, предписывающие, какие путинаиболее перспективны для дальнейшего исследования, а каких путей необходимо избегать.Лакатос указывает, что его методология исследовательских программ предполагает ихсоперничество, допускает существование и снятие возникающих в теориях противоречий,имеет предсказательные функции. Д. Холтон (XX в.) пришел к выводу, что тематизмиграет главную роль в стимулировании научных прозрений. «Тематический анализ» позволяетнайти в науке черты непрерывности, инвариантные структуры. В темах собраны понятия,гипотезы, методы, предпосылки, программы и способы решения проблем. Истоки некоторыхтем уходят в древнее мифологическое мышление и устойчивы к революционным потрясениям.Холтон обсуждает понятие альтернативных тем, которые связываются в пары (например,тема атомизма с темой континуума). Новые теории появляются на стыке конкурирующихпозиций, а новые темы возникают тогда, когда невозможно сблизить существующие (например,темы классической и вероятностной причинности). Как основание науки выступает такжетеория парадигм и синтагм.
Научная картинамира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях бытия.Различают общенаучную, естественнонаучную, социальнонаучную и специальную (частную,локальную) картины мира. Основными компонентами картины мира являются представленияо фундаментальных объектах, о типологии объектов, их взаимосвязи и взаимодействии,о пространстве и времени. Научная картина мира — развивающееся образование, о чемсвидетельствует, например, смена воззрений о материи. В процессе развития теоретическогознания научная картина мира выполняет ряд функций: эвристическую, систематизирующую,нормативную, интегративную и мировоззренческую, целенаправляет постановку задачнаучного поиска и выбор средств их решения.
Философские принципыучаствуют в построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структурнауки и картин реальности. На первом этапе (классическом, XVII — XIX вв.) идеаломпознания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы. Главноевнимание уделялось поиску очевидных, наглядных онтологических принципов. На второмэтапе (неклассическом, первая половина XX в.) происходит отказ от прямолинейногоонтологизма, развивается понимание относительной истинности картины природы, допускаетсяистинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных описаний одной и тойже реальности, ибо в каждом из них может содержаться момент объективно-истинногознания. Принимаются объяснения и описания, которые характеризуют не только объектысами по себе, но и содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности.На третьем этапе (постнеклассическом, вторая половина XX — начало XXI в.) осуществляетсяосмысление исторической изменчивости не только онтологии, но и самих идеалов и нормнаучного познания, наука предстает в контексте социальных условий и социальных последствий,подчеркивается значимость включения аксиологических (ценностных) факторов при объяснениии описании ряда сложных системных объектов (например, при описании экологическихпроцессов, обсуждении проблем генной инженерии и т.п.)- Картины реальности становятсявзаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картинымира. Современная общенаучная (философская) картина мира мозаична, многослойна,предполагает продолжение.
Развитие современнойнаучной картины мира выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческихсмыслов и ответов на исторический вызов, стоящий перед современной цивилизацией.Общекультурный смысл картины мира определяется ее включенностью в решение проблемывыбора жизненных стратегий человечества, поиска новых путей развития. Современноенаучное мышление во всевозрастающей степени концентрируется на задачах прогноза,безопасности, противодействия деструктивным тенденциям, сохранения и укрепленияжизнестойкости самоорганизующейся системы в единстве ее биологических и социальныхсоставляющих.
Во взаимодействиис наукой философия в различных конкретных проявлениях:
а) стоит над наукойкак ее ориентир;
б) входит в наукукак ее компонент;
в) находится вфундаменте науки как ее системообразующее начало.
Философия выполняетфункции обобщения, синтеза всевозможных знаний, открывает наиболее общие закономерности,связи во взаимодействии основных подсистем бытия, осуществляет задачи прогноза,формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, формирует первичныегипотезы о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научнымиметодами. Философия на основе общих принципов понимания классифицирует житейские,практические наблюдения различных явлений, вырабатывает философские подходы к темили иным природным и общественным реалиям, подготавливая их последующую конкретно-научнуюпроработку (пример: сформулированные Ф. Энгельсом и В-И. Лениным идеи о неисчерпаемостиатома и электрона, получившие обоснование в физике).
Наука и философиявзаимосвязаны, но вместе с тем и Различны. Ницше, Ортега-и-Гасет, Хайдеггер, Бердяевнастаивали на своеобразии философии по отношению к науке, ведь философия, подчеркивалиони, в принципе не согласуется с объективностью науки, ее следованиям строгим методами методикам. Главный признак, отличающий философское познание от научного, считаетН.А. Бердяев, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и черезчеловека, наука же познает бытие как бы вне человека. Бердяев придерживается мнения,что философия есть скорее искусство, а не наука; искусство познания в свободе черезтворчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в сущностьмира. Близость философии к искусству подчеркквали Шеллинг, Шопенгауэр, Кьеркегор,многие экзистенциалисты, постмодернисты (Фуко, Даррида, Лиотар). Напротив, Гегель,Виндельбанд, Гуссерль, Куайн считали философию наукой. Ведь многие признаки науки- доказательность, систематичность, логичность аргументации, принципиальная проверяемостьвысказываний, первоначально были выработаны в философии. B.C. Соловьев существенныепризнаки науки свел к двум условиям: 1) наибольшей проверенности или доказательностисо стороны содержания; 2) наибольшей систематичности со стороны формы. Оба эти условияставят науку в связь с философией, в которой проверяются понятия и принципы, предполагаемыеразличными науками, и сводятся к всеобъемлющему единству все частные обобщения наук.
Философия обладаетопределенной избыточностью содержания по отношению к запросам науки каждой эпохи.Так, идеи атомистики, первоначально выдвинутые в античной философии, лишь в XVII- XVIII вв. превратились в естественнонаучный факт; в разработанном Гегелем категориальномаппарате были отражены многие наиболее общие сущностные характеристики сложных саморазвивающихсясистем; протагоровское суждение о человеке как мере всех вещей, кантовское положениео человеке как высшей цели, борьба линий тотальности и индивидуальности в человекев русской философии XIX в. предвосхитили ныне острые теоретические и практическиезадачи совершенствования личности.
Наиболее важныесинтетические теории естествознания отличаются ярко выраженным философским характером.Так, понимание закона сохранения и превращения энергии невозможно без уяснения философскихвопросов о вечности и бесконечности материи и движения, об их не- уничтожимости.В частности, обоснование Майером и джоулем неуничтожимости энергии и эквивалентностиее взаимопревращений было подготовлено выдвинутым Декартом положением о постоянствеколичества движения в природе, идеей Шеллинга о взаимопревращении энергии из однойформы в другую. Теория относительности устанавливает связь пространства, времении движущейся материи, квантовая теория раскрывает взаимоотношение прерывности инепрерывности в микромире, а это не только физические, но и философские проблемы.
Вместе с тем «философскиепредубеждения» способны порой тормозить развитие науки. Так, идеологическая за-данность, облеченная в догматическую философскую форму, на определенном этапе навредилав СССР кибернетике и генетике, социологии.
Единство рассмотренныхоснований науки воплощено в стиле мышления. Выделяются диалого-художественный (Платон),логико-научный (Аристотель), художественно-поэтический (Лукреций Кар), спекулятивно-религиозный(Фома Аквинский), концептуально-научный (Кант, Гегель, Маркс, Карнап, Фейерабенд),образно-художественно-теоретический (Шопенгауэр, Ницше, экзистенциалисты, постмодернисты)стили философствования. Стиль научного мышления, тесно связанный с философским стилем,выступает как механизм, который обеспечивает связь между целями и потребностяминауки и возможностями социокультурного целого, запросами исторического времени.Стиль мышления выражает стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данномуэтапу, и воплощается в определенной конкретно-исторической форме, выполняет в научномпознании регулятивную функцию, носит многослойный, вариативный и ценностный характер.Различают классический, неклассический и постнеклассический (современный) стилинаучного мышления. В классической науке господствует объектный стиль мышления, характеризующийсястремлением познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучениясубъектом. Неклассическая наука осмысливает связи между знаниями объекта и характеромсредств и операций деятельности субъекта. В постнеклассической науке проявляетсясинергетический стиль мышления. В современном стиле мышления усиливаются Моральнаяи экологическая составляющие, приобретает теоретический статус принцип коэволюциимира человека и мира природы. Человеческое измерение в ряде современных наук отраженов разработке и освоении антропного космологического принципа, идей неравновесности,глобального эволюционизма. Изучение сложных систем и процессов привело к переосмыслениюряда философских понятий: случайность, вероятность, возможность, историзм и др.В стиле научного мышления наличествуют не только когнитивно-методологическая, нои социокультурная, эстетическая, аксиологическая и психологическая стороны.
Развитие знанийпроисходит постепенно, а также в форме научных революций. Каждая из них содержитразрушительную сторону — освобождение от устаревших представлений и созидательную- формирование новых взглядов, удержание в обновленном знании полезного из прежнегобагажа. При этом обогащается понятийный аппарат, создаются более емкие теории, меняютсяметоды познания, стиль мышления.
Первая крупнаяреволюция в науке, преимущественно в естествознании (XV — XVII вв.), разрушила геоцентрическуюсистему Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, т.е. создала классическую(механистическую) картину миропонимания. Схоластику заменил стиль мышления, основанныйна использовании эмпирического метода. Утвердилась система мышления, представившаямир как твердую материю, подчиненную жестким законам. Человек в этом мире — побочныйпродукт звездной эволюции.
Вторая глобальнаянаучная революция связана с такими достижениями в естествознании, как эволюционноеучение Дарвина, появление клеточной теории, открытие закона сохранения и превращенияэнергии, менделеевской системы химических элементов, открытие неэвклидовых геометрий,создание теории электромагнитного поля и т.д. (XIX в.). Было показано, что критерииочевидности и наглядности, которые во многом были основанием онтологизации тех илииных теоретических конструктов, явно недостаточны. По разрушительному характеруэто была антиметафизическая, а по созидательному — диалектическая революция.
Третья революцияв науке произошла на рубеже XIX — XX вв., охватила значительную часть XX в. Быловоздвигнуто неклассическое естествознание. Теория относительности Эйнштейна, опытыРезерфорда с альфа-частицами, работы Н. Бора, другие исследования в ряде наук показали,что мир сложен и что сознание человека включено в восприятие действительности. Пространствомногомерно, время нелинейно, они тесно переплетены и образуют пространственно-временнойконтинуум. Мир — сплошная динамика, не позволяющая говорить о фиксированном местев пространстве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой сгустки поля.Внутриатомные события неопределенны, возникают спонтанно и могут быть описаны наязыке математических вероятностей.
Научная картинамира менялась под влиянием диалектической логики и неевклидовой геометрии (XIX в.),теории относительности и квантовой механики (начало XX в.), общей теории системи теоретической кибернетики, теории хаоса (с середины XX в.). В построении современнойнаучной картины мира важную роль сыграли теория нестационарной Вселенной, квантоваяхимия, генетика, синергетика, теория биологической эволюции и развитие на ее основеконцепции биосферы и ноосферы.
В современнуюэпоху осуществляются новые радикальные изменения в основаниях науки в рамках новейшейглобальной научной революции, в ходе которой рождается постнеклассическая наука.Индустриальное общество было основано на капитале и труде, машинной технологии,а постиндустриальное базируется на интеллектуальной технологии, информации и знаниях.Если на классическом этапе науки осваивались преимущественно малые системы, на неклассическом- сложные саморегулирующиеся системы, то постнеклассическая рациональность проявляетсяпри переходе к исследованию сложных исторически саморазвивающихся систем. Такиесистемы характеризуются открытостью, нелинейностью, возникновением в процессе эволюциивсе новых уровней организации, кооперативными эффектами, принципиальной необратимостьюпроцессов, изменениями по схеме: порядок — динамический хаос — порядок. Человеческоедействие не является внешним, а как бы включается в систему. Перед человеком постоянновозникает проблема выбора (чаще всего не однозначно прочитанного) некоторой линииразвития из множества возможных путей изменения системы. В работах И.Р. Пригожина(1917 — 2003, бельгийского ученого и философа российского происхождения), ДжеффриЧу и других вырабатывается новое понимание эволюции. За Вселенной признается первичнаядинамическая неопределенность, все события непрерывно перетекают в другие. Теорииестествознания — лишь создания человеческого разума, их не надо путать с самой реальностью,которая в следующий момент может повернуться совсем другой стороной. Мир предстаеткак многозначная ветвящаяся древовидная крона ходов движения Космоса, биосферы иистории. Постнеклассическая наука исходит из того, что постоянно изменяются какреальность (наряду с ее относительной устойчивостью), так и «субъект» познания,ибо совершенствуются познавательные способности человека. Сложная структура реальностиобусловливает смену доминирующих наук. На каждом историческом этапе та или инаягосподствующая область знаний определяется социальным запросом и материально-техническимуровнем развития цивилизации. В XXI в. все более динамичными и значимыми становятсяисследования в областях биологии и человековедения.
Переход от классическойк неклассической и постнеклассической науке характерен также и для обществознания(конкретнее см. в разделе о социуме).
В целом философияобобщает материал исторического развития культуры, участвует в свершении научныхреволюций, готовит категориальный аппарат, новые способы понимания, осмысления ипереживания человеком мира. Философия — и эвристика научного поиска, и средствоадаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам.Философия обеспечивает поиск новых подходов к изменению картины мира и изменениюидеалов и норм науки. Различные отрасли науки, в свою очередь, оказывают влияниена философское мышление каждого поколения.
1.4 Методологиянаучного познания
Следование методуобеспечивает регуляцию и контроль в деятельности, задает ее логику. В своем сочинении«Об уме» К. Гельвеций определил метод как средство, употребляемое для достиженияпоставленной цели. Вырастая из теории, метод служит средством ее дальнейшего развития.К. Маркс говорил, что не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему,должен быть истинным. В современном представлении под методологией подразумеваетсясистема исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к явлениям,характер и направленность познавательной, оценочной и практической деятельности.С отделением частных наук от философии помимо философских методологических изысканийразвились внутринаучные. В частных науках изучаются не только те или иные объектыи их свойства, но и приемы и средства постижения этих объектов.
В своей теориидвойственной истины Ф. Бэкон провел разграничение предмета, функций и способов познанияв теологии и философии. Предметом теологии является Бог, функцией — обоснованиеи защита религиозного вероучения. Теология опирается на сверхъестественное откровение- авторитет Священного Писания. Предмет философии — природа, цель — изучение законовприроды, разработка метода познания природы. Всякое познание и изобретение, полагалБэкон, должны опираться на опыт, двигаться от изучения единичных фактов к общимположениям. Философ сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу втемноте, полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса,идя ложным путем. Истинное знание достигается посредством выяснения причинных связей.Первая ступень познания — опыт, вторая — разум. Ученый не должен уподобляться нипауку (постулирование общих аксиом), ни муравью (эмпиризм), а быть подобием пчелы.
Лучше совсем непомышлять об отыскании истин,. считал Р. Декарт, чем делать это без всякого метода,ибо беспорядочные занятия омрачают ум. Создание нового метода мышления требует прочногооснования. Такое основание содержится в разуме, в его первоисточнике — самосознании.Итак, если Бэкон знание выводил из опыта, эксперимента непосредственно, то Декартобъяснял знание особенностями человеческого интеллекта. (Вероятно, при получениизнания необходимо комбинировать то, что связано с экспериментом, и то, что связанос интеллектом.) Метод, как его понимает Декарт, должен превратить познание в организованнуюдеятельность. Ориентируясь на конструктивные возможности математического знания,Декарт сформулировал правила метода: допускать в качестве истинных только такиеположения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызывать сомненийв их истинности; расчленять «каждое из исследуемых… затруднений на столько частей,сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления»; «придерживаться определенногопорядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемыхи восходя постепенно к познанию наиболее сложного»; «составлять всегда перечни стольполные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений» т.е.не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Сходные положенияметода рационального познания сформулированы Лейбницем: рассмотрение всех «реквизитов»вещей; разделение трудностей на части; последовательность мыслительных операций;исследование вещей от легких к более трудным; составление « каталогов » мыслей ».Лейбниц исходил из того, что законы мира сводятся к законам логики и выводятся изглубин сознания.
Философ считал,что имеются:
1) всеобщие различия(не бывает совершенного сходства, что указывает на качественное многообразие мира);
2) относительнаятождественность неразличимых вещей (две вещи, у которых все свойства первой присущивторой, а все свойства второй — первой, тождественны);
3) всеобщая непрерывность(между двумя соседними по качеству вещами существует бесконечное число переходов,так, прямая линия — предел кривой, геометрическая точка — минимальный отрезок, покой- крайне медленное движение и т.п.);
4) монадная дискретность(подчеркивается индивидуализация объектов действительности и, соответственно, знанийо них, неповторимость и неисчерпаемость явлений).
Все названныепринципы соотносятся между собой как попарно, так и взаимно дополняя друг друга.Лейбниц указал также на всеобщность связей, переход возможного в действительное.Такой методологический подход к картине мира опирался на его математическую теориюдифференциальных и интегральных исчислений.
Представителиэмпириокритицизма (Э. Лаас, Р. Авенариус, Э. Мах) выдвинули некоторые новые методологическиеидеи: относительности теоретического знания, его зависимости от способов познавательнойдеятельности, отсутствия «пропасти» между физическим и психическим в опыте и т.п.Мах подверг убедительной критике принципы ньютоновской механики, что повлияло наформирование неклассической физики.
В.И. Ленин, рассуждаяо познании предмета, отметил необходимость охвата всех его сторон и связей. Подчеркнуто,что, стремясь к всестороннему изучению вещей, мы никогда не достигнем этого полностью.Ленин (вслед за Гегелем) указывал также на необходимость брать предмет в его развитии,«самодвижении», изменении. При этом вся человеческая практика должна войти в полное«определение» предмета. Подчеркнута конкретность истины.
Весомый вкладв развитие метода исследования внесли представители сциентистских и антропологическихнаправлений в философии. Они, разрабатывая принципы верификации, опровержения иподтверждаемости, гипотетико-дедуктивные, рациональные и интуитивные модели строениянаучного знания, показали роль языка в построении картины мира. На этой основе разрабатываютсяаналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и другие философскиеметоды. Делаются попытки соединить разные методы. Например, Гадамер пытается совместитьгерменевтику с рационалистической диалектикой. Методологический инструментарий современнойнауки обогащается своеобразным синтезом концепции жесткой детерминации и вероятностногоподхода. Вероятность — видение мира, важнейшими составляющими которого являютсякатегории случайности, независимости, иерархия уровней, внутренняя активность систем.
В XX — XXI вв.методология выходит за границы познания, рассматривает схемы деятельности, интегрированныев повседневный опыт индивидов, осмысливает культурную проблематику. В познании учитываютсявсе сложности развития науки:
а) внутреннеесаморазвитие, взаимодействие тех или иных концептуальных систем с Другими теоретическимисистемами;
б) обусловленностьразвития науки внешними экономическими, социально- политическими, культурными факторами.Движущей силой развития науки помимо названного противоречия между внутренними еезакономерностями и внешними факторами являются также противоречия: между теориейи практикой, традициями и новаторством, истиной и заблуждением, между специализациейи необходимостью целостного взгляда на мир и т.п.
«Трем типам научнойрациональности соответствуют три типа методологии науки:
1) от Бэкона иДекарта до Маха (классика);
2) от Маха допостпозитивизма (неклассика);
3) постпозитивизми все те современные методологические исследования (включая отечественные разработки),в которых учитывается проблематика социокультурной детерминации научного познания…Если классическая и в определенной степени неклассическая наука в основном соотносилисьс ценностями западной культуры..., то многие идеи постнеклассической науки начинаютизбирательно резонировать с представлениями восточной культурной традиции».
В соответствиисо структурой науки выделяются уровни:
а) философскойметодологии, рассматривающей общие принципы познания и категориальный строй науки;
б) общенаучныхпринципов и форм исследования (теоретическая кибернетика, системный подход, синергетика),применяемых в различных отраслях науки;
в) конкретно-научной методологии, т.е. совокупность методов, принципов и процедур исследования,используемых в конкретных научных дисциплинах;
г) методики итехники исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверныхэмпирических данных и их первичную обработку.
Концепцию единствадиалектики, логики (науки о мышлении, о законах, формах и приемах рассуждений) итеории познания на идеалистической основе разработал Гегель. С позиций диалектическогоматериализма теоретическую основу всех форм научного познания составляет материалистическаядиалектика, выступающая как логика и теория познания и вместе с тем не сводимаяк ним.
Современная диалектико-материалистическаяметодология науки рассматривает во взаимосвязи:
а) объект тогоили иного научного исследования, т.е. сферу действительности, с которой имеет делоданное исследование;
б) предмет анализа,т.е. ту особую сторону объекта, которая изучается в данном конкретном случае;
в) задачу, поставленнуюв исследовании; г) этапы деятельности исследователя в процессе решения научной задачи.
Среди методологическихтенденций XX в. выделим теорию научных парадигм и синтагм.
философское обоснованиетеории парадигм (от греч. «пример», «образец») было дано в 60-е гг. XX в. американскимифилософами науки Т. Куном и С. Тулминым. Парадигма является основанием выбора проблемв той или иной дисциплине в определенную историческую эпоху. В характеристику парадигмывходят: общепринятые в данном сообществе ученых методологические требования и ценностныеориентации (теоретические концепции должны быть простыми, непротиворечивыми, проверяемыми,научные предсказания — точными, по возможности количественно выраженными и т.п.);общепринятые образцы, по которым «изготавливаются» научные описания и объяснения,а также базисные примеры решения конкретных научных проблем.
Парадигма способнауспешно решать типичные научные задачи преимущественно в относительно изолированныхдруг от друга областях (механике, физике, химии, астрономии и т.п.). П. Фейерабендсчитает, что требования любого метода справедливы только при точно сформулированныхусловиях. Единственно правильного научного метода просто не существует. Ученый,полагает Фейерабенд, должен творчески и критически применять плюралистическую методологию.
Наука эволюционирует,пока не обнаруживаются факты, не поддающиеся объяснению с помощью теории и гипотез,сложившихся на основе той или иной парадигмы. С позиций синергетики, полагает Г.Хакен, парадигма представляет собой не что иное, как параметр порядка. Если выявляютсяновые факты, старая парадигма дестабилизируется, что приводит к возникновению состояниянестабильности и, в конце концов, получает признание новая парадигма. Современныйроссийский философ М.А. Розов раскрывает некоторые стороны механизма возникновениянового знания. Опираясь на традиции, ученый иногда получает ранее не предполагаемыепобочные результаты, которые требуют объяснения, что может привести к выходу зарамки прежней традиции. Развитие исследования начинает напоминать движение с пересадкой,с одних традиций, которые двигали нас вперед, мы как бы пересаживаемся на другие.Новый результат достигается также путем комбинирования традиций и идей разных, особенносмежных наук, например, химии и биологии.
В таких достижениях,как коперниковская революция, развитие современного атомизма (кинетическая теория,квантовая и т.д.), приходилось сознательно или непроизвольно разрывать путы «очевидных»методологических правил. Обнаружилось, что для разработки ряда теорий (например,искусственного интеллекта, компьютеров), необходимо в одном комплексе объединитьразнородные знания, относящиеся к физике, химии, лингвистике, психологии, нейрофизиологии,социологии, логике, философии и т.д. В развитии науки обозначилась тенденция поливариативности:на одну и ту же проблему может быть не одна точка зрения, у научной задачи не однорешение, а множество. Это обусловливает толерантность к различным мнениям и необходимостьвзаимопонимания ученых в анализе различных проблем. Так, построение квантовой электродинамикибыло результатом коллективной работы сообщества физиков (В. Гейзенберг, В. Паули,П. Дирак, Н. Бор, JI. Розенфелд, JI. Ландау и др.) с разделением между ними исследовательскоготруда. Примером коллективного сотрудничества ученых является также расшифровка генома,где потребовалось создание математических и физических моделей, использование информационныхтехнологий и совместная деятельность профессионалов соответствующего профиля, способныхпродуцировать новые идеи. Синтагма (от греч. «нечто соединенное») представляет собойособую систему знаний, построенную из неоднородных подсистем, объединяемых для решенияопределенного комплекса сложных задач, не поддающихся решению на основе какой-либоодной или нескольких научных дисциплин. Образование синтагм происходит не механическимсближением различных дисциплин, а путем выделения из них блоков результатов, достижений,методов, которые «нанизываются» на определенный проблемный спектр и используютсядля нестандартного решения комплекса задач (например, в теории социального управления,в современной экологии). Доминирующей становится тенденция, при которой разнородныезнания, методы и сообщества специалистов группируются не по дисциплинам и окостеневшимпарадигмам, а по динамичным, сменяющимся и преобразующимся синтагмам.
1.5 Методыэмпирического и теоретического исследования
Эмпирическое исследованиенацелено на непосредственное изучение явлений, теоретическое — на выяснение сущностии объективной закономерности в изучаемом процессе, явлении. В эмпирическом исследованиииспользуются приборы, экспериментальные установки и другие материальные средства,эмпирический язык науки. На теоретическом уровне в качестве средства познания выступаеттеоретический язык, в терминах которого представлены абстрактные объекты, являющиесялогическими реконструкциями реальных объектов и их связей, отношений.
К основным методамэмпирического исследования относятся наблюдение, измерение, сравнение, эксперименти описание.
Наблюдение — целенаправленноевосприятие предметов и явлений, непосредственное и с помощью приборов, в их естественномвиде. Наблюдение опирается не только на работу органов чувств, но и на вырабатываемуюнаукой способность истолковывать чувственные данные. Только теория, указывал А.Эйнштейн, может определить, что и как наблюдать. Различают наблюдение внешнее (состороны) и включенное (наблюдатель выступает участником изучаемого процесса).
Опытное естествознание,начало которому положено трудами Леонардо да Винчи, Г. Галилея и И. Ньютона, своимрасцветом обязано применению измерений. Измерение есть установление одной величиныс помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры.
Сравнение — познавательнаяоперация, выявляющая сходство или различие однородных предметов, объектов либо фазразвития одного и того же объекта, явления.
К постановке экспериментаприбегают тогда, когда необходимо изучить некоторое состояние предмета наблюдения,естественным образом не всегда присущее предмету. Воздействуя на предмет в специальноподобранных условиях, исследователь целенаправленно вызывает нужное ему состояниепредмета, а затем наблюдает его. Эксперимент предваряется какими-то ранее созданнымивариантами теоретических абстрактных схем. Современные эксперименты разнообразны:охватывают лабораторные опыты, области техники, технологии, экономики, экологическиеи демографические системы, включают научные методы организации труда и управленияи т.п. Возможен и «мысленный» эксперимент. В обществе применение эксперимента затрудненотем, что подвергаемые испытанию социальные объекты невозможно изолировать от другихобщественных явлений, что нарушает «чистоту» опыта. К тому же большинство социальныхявлений невоспроизводимо в лабораторных условиях. В эксперименте сказывается активностьсубъекта, в нем слиты познавательная и преобразующая функции.
Полученные данныеметодов эмпирического исследования систематизируются и классифицируются при помощиграфиков и таблиц, эмпирически обобщаются, описываются. Описание осуществляетсяв форме обычного языка, а также при помощи языка науки (символов, матриц, графикови т.д.). Описание сопровождается оценками. В итоге получают эмпирические факты.В современном гуманитарном и историческом познании факты, в отличие от их трактовкив классической рациональности, рассматриваются незамкнутыми, открывающими свои разнообразныесвойства. Эмпирические факты и вытекающие из них эмпирические зависимости являютсянепосредственным базисом теории.
К общелогическимметодам научного познания, пронизывающим эмпирическое и теоретическое исследование,относятся взаимосвязанные между собой анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагированиеи обобщение. Анализ — мысленное или фактическое разделение предмета на его отдельныечасти, составные элементы. Синтез — процесс реального или мысленного объединенияразличных сторон, частей предмета в единое образование (систему). Индукция — методисследования, связанный с движением мысли от единичного к общему. Дедукция — восхождениепроцесса познания от общего к единичному. Перечисленные методы в отдельности оказываютсянедостаточными для научного познания. Они должны быть соединены. К. Маркс, изучаякапиталистический способ производства, сначала мысленно расчленил его на отдельныестороны (производство, обращение, распределение) и изучил каждую из них. Затем,объединив уже исследованные стороны, он получил знание о капитализме в целом. Здесьприменен единый аналитико-синтетический способ познания, где переплетаются индукцияи дедукция.
Эмпирические методысвязаны с извлечением научной информации непосредственно из реальных объектов. Втеоретическом же познании используются методы, основанные на анализе абстракций(как отдельно взятых понятий и категорий, так и их систем). Абстрагирование представляетсобой некоторый отход (отвлечение) от непосредственно воспринимаемой действительности.
Особенно великароль абстракции при изучении общества. Здесь сила абстракции, по мнению Маркса,заменяет микроскоп и все прочие приборы. К другим некоторым особенностям социальногонаучного познания относятся:
— преимущественнаяориентация на качественный анализ событий, явлений, изучение единичного, индивидуальногона основе общего, закономерного;
— обращенностьпрежде всего на мир человека, который выступает и как объект познания, и как субъектпознания и преобразования действительности;
— социальное познаниепронизано ценностным и этическим подходами;
— в области познаниясоциальных процессов практика обычно понимается как исторический опыт;
— общественнымотношениям присущ более противоречивый и многомерный характер, нежели связям в природе(отклонения, зигзаги, обратные и «попятные» движения, случайности, альтернативыи т.п.). Это обусловливает более выраженное «вероятностное» и динамичное социальноепознание, отсутствие общепризнанных парадигм, расплывчатость его эмпирического базиса.Общество в его культурном измерении, отмечал М. Вебер, не должно представлятьсяв виде «замкнутой системы понятий..., в некоем окончательном членении». В отличиеот естествознания, социальной науке сложнее выявить социальные факты и труднее «измерить»социальные события. Создается впечатление многозначности, мозаичности, произвольности.Следовательно, в поиске социальной истины возрастает значение методологии, котораяориентируется на выявление объективных оснований, главных направлений детерминации,четких контекстов.
В отличие науко природе, где субъект противопоставлен объекту, картине мира, в гуманитарном знаниисубъект включен в объект — жизнь общества, формы культуры, виды искусства, религиюи т.п. Познающий субъект, «погруженный» в историческую реальность, контактируетс другими Я.
Если естественнонаучноемышление наделено на поиск объективной информации о мире, не зависящей от личностиисследователя (критерий воспроизводимости данных), то в социальном познании отсутствуетвоспроизводимость или верифицируемость гуманитарного знания, в сравнительно большейстепени присутствует субъективная интерпретация полученных данных. Один и тот женабор фактов, один и тот же фрагмент истории может быть представлен в различныхсоперничающих друг с другом реконструкциях, претендующих на описание, пониманиеи объяснение социальной реальности. Например, ввод американских войск в Ирак в началеXXI в. интерпретируется многозначно: борьба с терроризмом; попытка утверждения демократическихнорм правления; утверждение контроля за нефтяными богатствами; испытание новейшегооружия; «игра мускулами», т.е. проявление гегемонизма и т.д. При этом пониманиедвижется по герменевтическому кругу, когда понимание от части к целому и от целогок части многократно меняется местами. М. Вебер считает, что человек (ученый, политики т.п.) не может «выбросить за борт» свои субъективные интересы и пристрастия. Однаков чисто научном аспекте необходимо стремиться к строгой объективности («свободеот оценки») в сфере социального познания. Видимо, названная антиномия неразрешимав целом, хотя в отдельных своих аспектах может быть преодолена.
Возможен ли, всвязи с этим, момент объективной истины в процессе постижения социальной реальности?Возможен, ибо субъект, проявляя свое собственное видение происходящего, имеет этос некоторой необходимостью, опирается на общую логику человеческой жизнедеятельности.
В целом, социогуманитарноепознание характеризуется предметно-практической, когнитивной и ценностно-этическойнаправленностью. В связи с усиливающейся технологизацией и автоматизацией деятельностивозрастает значение коммуникации и рационализации управления. Идеальность мышлениясвязывается с реальными ситуациями социального действия. В социальном познании встаетзадача выяснения границ и условий реализации управленческой функции сознания.
Движение мыслиидет от абстрактного к конкретному. Абстрактное — сторона, момент, часть целого,фрагментарное. Конкретное выступает результатом воссоединения выделенных в процессеабстрагирования понятий в нечто единое, целостное. Конкретное являет собой объект,отраженный в мышлении в единстве его компонентов, связей и отношений. К. Маркс в«Капитале», отправляясь от понятия товара — исходной абстракции, характеризующейсущность капиталистического производства, восходил к абстракциям все более богатыми содержательным (деньги, капитал, прибавочная стоимость, заработная плата и др.),постепенно воссоздавая всестороннюю картину капиталистической экономики в целом.В результате капиталистическое производство предстало как конкретное, как «синтезмногих определений», как «единство многообразного». Одновременно Маркс изучил огромноемножество фактов капиталистической действительности, доступных непосредственномусозерцанию. Эти факты явились исходным материалом для абстрагирования, выделенияпонятий, а затем восхождения от абстрактного к конкретному.
Абстрагированиенеких свойств и отношений объектов создает основу для их объединения в единый класс.Обобщение — логический прием, в результате которого устанавливаются общие свойстваи признаки объектов. Пределом обобщения выступают философские категории. Обобщениесвязано с индукцией и абстрагированием. Противоположность обобщения — ограничение.
Основными формамитеоретического научного познания являются идея, проблема, гипотеза, теория (концепция).
Идея — понятие,обозначающее смысл, значение, сущность вещи. Идея выступает в качестве принципаобъяснения явлений, отражает ценностное отношение к сущему, намечает выход за пределыналичного знания. Например, идея Большого взрыва сущностно осмысливает структуризациюматерии в нашей Вселенной, идея эволюции — преобразование простых, зародышевых формв более совершенные, идея хаоса подчеркивает, что все является в конечном счетенепредсказуемым.
Проблемы вырастаютиз потребностей практической деятельности человека в ходе стремления к новому знанию.К. Поппер рассматривал развитие науки как переосмысление проблем, переход от однихпроблем, менее глубоких и плодотворных, к проблемам более глубоким и открывающимболее обширные теоретические перспективы. Проблемы возникают, по мнению этого философа,либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при становлении двух различныхтеорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями. Постановка проблемывключает в себя предварительное знание путей ее решения. Разрешение одной научнойпроблемы ведет к появлению новых проблем, ибо расширение круга знаний сопровождаетсяувеличением области неизведанного (на это обратил внимание Зенон). Проблема естьединство неизвестного и известного, незнания и знания. Без постановки вопросов целенаправленныйнаучный поиск невозможен, а без ответов на поставленные вопросы наука останетсялишь собранием предположений. Решить проблему означает обосновать выбор более истинной(эмпирически богатой, логически совершенной) теории.
Необходимым моментомразвития научного знания выступает выдвижение, обоснование и доказательство гипотез.Гипотеза — знание, в основе которого лежит предположение, это еще не доказанноетеоретическое построение (рассуждение). Одни гипотезы носят предварительный характер,служат для первоначальной систематизации фактов, другие используются для более глубокогообъяснения фактов и со временем, после подтверждения их практикой, могут стать достовернымитеориями. Часто в науке одновременно существует несколько конкурирующих между собойгипотез. Одним из методов теоретического исследования является гипотетико-дедуктивный.Этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из системно связанных междусобой гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно. Заключение,полученное на основе данного метода, носит вероятностный характер.
Обоснование идоказательство гипотезы превращает ее в теорию. Теория отражает закономерности,сущностные характеристики определенной области действительности.
По своему строениюнаучная теория представляет собой целостную и внутренне дифференцированную системувзаимосвязанных понятий, законов и высказываний об изучаемых объектах. В построениитеории участвуют логика и методология, философские установки и ценностные факторы.
Теория резюмируетсяв методах, а методы развертываются в теорию. Теория, считал А. Уайтхед, «навязываетметод», который применим только к теориям соответствующего вида. Теория и методдополняют друг друга и вместе с тем они различаются: «а) теория — результат предыдущейдеятельности, метод — исходный пункт и предпосылка последующей деятельности; б)главные функции теории — объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов,причин и т.п.), метода — регуляция и ориентация деятельности; в) теория — системаидеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, метод-система регулятивов,правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменениядействительности; г) теория нацелена на решение проблемы — что собой представляетданный предмет, метод — на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования».
Существуют объекты(например, становление Вселенной, возникновение человека и т.п.), которые не могутбыть воспроизведены в опыте. Для их изучения прибегают к историческим и логическимметодам, которые применяются при построении теоретических знаний о сложных историческиразвивающихся объектах.
Использованиеисторического метода предполагает описание реального процесса возникновения и развитияобъекта, осуществляемое с максимальной полнотой. Задачей такого исследования являетсяраскрытие конкретных условий, обстоятельств и предпосылок различных явлений, ихпоследовательности и смены одних стадий развития другими. Без исследования генезисаневозможно понять явления живой природы, характер геологических, исторических идругих процессов. В наибольшей степени генезисно-исторический подход применим кобществу.
Конкретно-историческийанализ определенных ситуаций дает возможность правильно осмыслить и объяснить Реальныйход истории, выявить ее «уроки». В историческом уроке огромное значение приобретаетосмысление
прошлого в связис потребностями и возможностями современности и будущего. Например, противоборствов прошлом тенденций чрезмерного огосударствления общественной жизни и гуманно-демократическогоразвития во многом объясняет современное переходное состояние общества в СНГ, гденаличествуют элементы авторитаризма и демократии.
Принцип историзмаозначает: обусловленность настоящего и будущего прошлым; рассмотрение явлений какв контексте общего мирового развития, так и специфики той или иной страны; относительноеперенесение характеристик особенных исторических форм на иные, более универсальныесоциально-исторические состояния (например, анализ капитализма для Маркса стал основойсоздания диалектико-материалистического понимания истории в целом); учет единстваобъективных условий и субъективных факторов — человеческого выбора, идеалов, волик действию.
Исторический методорганично перерастает в логический, который фиксирует объективную логику развитиясобытий, отвлекаясь от их частных конкретно-исторических особенностей. В ходе логическогоанализа исследование более поздних и развитых форм процесса дает ключ к пониманиюи изучению ранних его форм.
Одним из методовтеоретического исследования выступает аналогия — прием познания, при котором наоснове сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.Аналогия одновременно является общелогическим методом познания. Близок к аналогииметод моделирования — прием познания, который позволяет посредством одной системы(естественной, а чаще искусственной, созданной человеком) воспроизвести другую,более сложную систему, являющуюся объектом исследования. Модель выступает как некотораяидеализация, упрощение действительности. (Таковы, например, наивные, не связанныес наукой представления Анаксимандра о Земле как плоском цилиндре, вокруг котороговращаются наполненные огнем полые трубки с отверстиями.) Представления античныхфилософов (Демокрита, Эпикура и др.) об атомах, их форме, способах соединения, обатомных вихрях и ливнях, о круглых и гладких или крючковатых частицах, сцепленныхмежду собой, являются прообразами современных моделей, отражающих
ядерно-электронноестроение атома вещества. Достаточно выраженные попытки моделирования относятся кэпохе Возрождения, когда Филиппо Брунеллески создал модель собора во Флоренции,а Микеланджело Буанаротти — модель купола собора Святого Петра в Риме.
Различаются моделиматериальные и идеальные. Материальные модели — вещественное воспроизведение исследуемогообъекта (например, модели различных органов и тканей живого организма). Идеальныемодели представляют собой совокупность мыслительных элементов — математических формул,уравнений, логических символов, различного рода знаков и т.д. В современном познаниикомпьютер способен моделировать самые различные процессы (например, колебания рыночныхцен, динамику народонаселения, взлет и выход на орбиту искусственного спутника Земли,химическую реакцию и т.д.).
Идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных)объектов, не существующих в действительности («точка», «идеальный газ» и т.д.).Такие объекты, тем не менее, — не фикции, а опосредованное выражение реальных процессов.Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством ихизучения и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связанас абстрагированием.
Важную роль внаучном познании играет формализация, которая предполагает при изучении объектовиспользование знаков, формул и т.п. Формализация позволяет уточнять вводимые понятия,придавать им строгую логическую форму. При этом переходят, как правило, от неявного(имплицитного) их смысла к явному и строго определенному (эксплицитному) смыслу.Понятия приводятся в логическую субординацию между собой, одни понятия выводятсяиз других. В точном естествознании формализация во многом совпадает с математизациейтеории. Вместе с тем, как показал Гёдель, в теории всегда остается неформализуемыйостаток, т.е. ни одна теория не может быть полностью формализована.
В научном познаниипод влиянием феномена нелинейности, успехов квантовой теории поля, квантовой космологии,синергетики происходят определенные сдвиги. Меняется стиль научного мышления: возрастаетстепень неопределенности, локальной непредсказуемости (непредсказуемо поведениеобъекта в зоне бифуркации, тогда как общая картина его динамики достаточно предсказуема).
В современнойнауке нередки случаи неадекватной трактовки результатов, получаемых «на выходе»достаточно длинных цепей абстракций и обобщений. Происходит не отказ от рациональностивообще, а либерализация (смягчение) критериев рациональности. Современный теоретикпри построении абстрактных моделей часто руководствуется не столько традиционнымижесткими и эмпирически обоснованными принципами (например, принципами наблюдаемости,соответствия, симметрии и др.), сколько более «мягкими» регулятивами и критериями,такими как простота, когерентность, логическая совместимость, семантическая согласованность,красота и др.
Научное знаниеусложняется, знания разных наук перекрещиваются, взаимно оплодотворяя друг друга.Сфера научного познания расширяется и углубляется. Наука перешла к исследованиюобъектов принципиально нового типа — сверхсложных, самоорганизующихся систем, включающихв себя человека, машины, технологии, экосреду, социокультурную среду, все социальныеобъекты, рассматриваемые в аспекте функционирования и развития.
В целом все методыисследования, эмпирические, теоретические и общелогические составляют единый комплекс.Эмпирические исследования, обнаруживая новые факты и зависимости, стимулируют развитиетеории. Имеется и обратная зависимость: эмпирическое знание является результатомсаморазвития предшествующей теории. Теоретическая деятельность интерпретирует основныеэмпирические факты и зависимости, предсказывает и вовлекает в массив исследованияновые факты, организует эмпирическую деятельность.
1.6 Этика науки
Этос науки, поопределению американского социолога Р.К. Мертона (XX в.), это эмоционально окрашенныйкомплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей,которые считаются обязательными для ученого. Мертон называет такие этические чертынауки:
а) универсализм- истинность утверждений независимо от возраста, пола, авторитета, титулов, званийтех, кто их формулирует;
б) открытостьзнаний для дальнейшего использования;
в) бескорыстностькак стимул научной деятельности;
г) организованныйскептицизм, т.е. каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественноститого, что сделано им и его коллегами.
Важнейшими нормаминаучной этики являются: отрицание плагиата; неприятие фальсификации данных эксперимента;бескорыстный поиск и отстаивание истины; результат должен быть новым знанием, логически,экспериментально обоснованным.
Чтобы стать полноценнымнаучным работником, надо помимо профессионализма, методологической вооруженности,диалектического стиля мышления выработать определенные социально-психологическиекачества. Они формируются как через коллектив, общение, так и индивидуально. Средиэтих качеств одно из важнейших — творческая интуиция. Надо быть «вписанным» в коллективи одновременно проявлять самостоятельность, оригинальность, быть «терпимым» к людям,идеям и вместе с тем принципиальным. Ученый, наряду с уверенностью, постоянно сомневается,стремится обнародовать свои результаты и нередко ограничивает это желание, чтобысохранить авторское право на идеи, стремится к «многознанию», широкой информированностии порой противится этому, чтобы не оказаться в плену чужих мыслей, не перегружатьсебя часто ненужной информацией. (Уже Демокрит понимал, что многознание не научаетбыть мудрым.) «Одержимый», интенсивно занятый научной деятельностью исследователь,не должен отрываться от реального мира и превращаться в подобие робота.
Обозначенный Мертономуниверсализм в науке (своеобразная «научная демократия») не исключает научную иерархию,стратификацию участников научного сообщества по степеням и званиям (научную элитарность).Это исключает «уравниловку» в науке и создает благоприятную конкуренцию для проявленияучеными своих способностей, одаренности. В современном динамичном мире весьма важно,чтобы научные работники не замыкались на отдельных темах, направлениях исследованийи проявляли мобильность, умение переключаться на иные темы, что предполагает широкий,гибкий, творческий стиль мышления. Конечно, широта мышления должна сочетаться сглубоким профессионализмом, в том числе в узкой специализации научной деятельности.
Является ли знаниесилой, служащей человеку, не оборачивается ли оно против него? Такой вопрос издавнаволнует человечество. Сократ учил, что познание является необходимым условием исоставной частью благой, доброй жизни. Противоположное мнение высказал Аристотель:кто движется вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад,чем вперед. Аналогично рассуждал Ж.-Ж. Руссо, считавший, что в какой степени нарасталамощь науки и искусства, в той же степени происходило падение моральных устоев общества.Проблема соотношения истины и добра перерастает в проблему связи свободы и ответственностив деятельности ученых, в проблему комплексного и долговременного учета неоднозначныхпоследствий развития науки.
Развитие наукипомимо пользы создает угрозу здоровью исследователя и пользователя (в областях ядернойфизики, компьютерных технологий, молекулярной биологии, генетики, медицины и др.).Современная биомедицина расширяет возможности контроля и вмешательства в процессызарождения, протекания и завершения человеческой жизни. Но при этом возникает опасностьразрушения исходной биогенетической основы человека, которая сложилась в ходе продолжительнойэволюции. Католическая церковь, налагая запрет на клонирование человека, исходитиз того, что рождение человека должно происходить естественным образом, иначе уродившегося не будет души. Клонирование в растениеводстве, животноводстве, рыбномхозяйстве и т.п., вероятно, оправданно. Применительно к человеку замена деформированныхорганов и тканей также вроде бы приносит пользу. Однако это влечет проблему организациипроизводства такого рода материалов, следовательно, донорства. Последнее может привестик социально негативным последствиям и криминальному бизнесу.
При оценке результативностинауки необходим конкретный подход к конкретным научным идеям, затрагивающим интересыживущих и будущих поколений. А для этого необходимо широкое, гласное, демократическое,а главное, компетентное обсуждение предлагаемых решений. Сложность состоит в том,что широкое участие людей в экспертизе и компетентность могут оказаться несовместимыми.
Метафизическоеразъединение науки и нравственности порой приводит к тому, что многие ученые считаютсвоим долгом лишь поиск «чистой» истины, а практическое применение и учет последствийякобы должны осуществлять другие специалисты. Конечно, разделение труда в науке,как и в любой деятельности, существует, но от ученого требуются высокое самосознаниеи чувство нравственной ответственности за возможные последствия тех или иных предлагаемыхнаучных проектов (особенно в генной инженерии, биотехнологии, биомедицинских и генетическихисследованиях человека). Идея неограниченной свободы исследования, которая былапрогрессивной на протяжении многих столетий, ныне не может приниматься безоговорочно.
Знание не всегдаведет к добродетели (например, создание на основе научного знания оружия массовогоуничтожения людей). Но отсюда не вытекает, будто путем к добродетели является невежество.Сейчас сталкиваются позиции сциентизма (слепого преклонения перед наукой) и антисциентизма(страха перед наукой). Оправданными можно считать только те научные решения, которыевосприняты обществом на основе достаточно полной информации и где наличествует нетолько высокий профессионализм, но и учтены социальные, экологические и моральныекомпоненты (последствия).
Наука имеет фундаментальнуюи инструментальную (прикладную) ценность, выполняет праксиологическую Функцию, ибов конечном счете нацелена на благо общества и человека, способствует эффективномуосуществлению социальных технологий в хозяйственно-экономической, политической,управленческой, образовательной и иных сферах.
Мировоззренческаяценность науки заключается в том, что наука формирует стратегическую позицию человекак действительности, цели, ценности, идеалы.

Список использованныхисточников
1. Философия / Под общ. ред.Я.С. Яскевич – Минск, 2006 – 308 с.
2. Демидов, А. Б. Философияи методология науки: курс лекций / А.Б.Демидов., 2009 — 102 с.
3. Канке В.А. Философия. Историческийи систематический курс / В.А. Канке – М., 1997 – 339 с.
4. Калмыков В.Н. Философия:Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.