Реферат по предмету "Философия"


Истина и заблуждения

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Челябинскийинститут (филиал)
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По дисциплине:философия
Истина изаблуждение
Выполнила студентка
Корсукова Екатерина

Содержание
Введение
1. Истина и заблуждение
2. Критерии истины
Выводы
Список используемой литературы

Введение
Истина— верное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким,каким он существует сам по себе, вне и независимо от познающего субъекта и егосознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или самапознанная действительность. В целом, истина есть универсальная категория,понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамкахнаучного познания. Противоположным истине является понятие лжи.
Впервыефилософское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению.Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболееразработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона,согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), атакже вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой душимиру идей связывает душу с истиной. В средневековой философии Августин,опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинныхпонятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом). Начиная сXIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеляи развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума иверующего (христианского) мышления.
До сих порнаиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическаяконцепция истины. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное изних сводится к формуле истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei etintellectus). Вклассическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемаяпосредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщенияоб объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Более упрощеннаятрактовка совпадает с таким тезисом: истина есть адекватное отображениедействительности в сознании.
Пониманиеистины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту,Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г.Гегелем, К. Марксом и другими мыслителями. В частности, французские философы-сенсуалисты(например, Э. Кондильяк) определяли истину, постулируя её в своих формулах впринципе как адекватное отображение действительности и тем самым присоединяяськ приверженцам корреспондентской теории. Общая ориентация на классическиевоззрения присуща также и некоторым философам XX в. (А. Тарский, К. Поппер идр.).
В классическойконцепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность,существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя нетолько воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу. Особым образомздесь следует сказать о познании; его результат (истина), а также сам объектпознания понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственной деятельностьючеловека. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичногоявления, но и как динамичного образования или процесса.
Некоторыесторонники классической концепции трактовали истину более возвышенно, но такжеи более неопределенно. Они понимали истину как свойство субъекта, совпадающее сего согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления (И.Кант) или даже в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловногосвойства идеальных объектов (Платон, Августин). И. Кант утверждал, что «истина —это объективное свойство познания…». Сторонники таких воззрений составлялидостаточно многочисленную группу философов. Они видели истину в идеале, внекотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время господствовало, имеятаких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Фихте и другиемыслители.
В границахещё одного направления, а именно эмпиризма истина понималась как соответствиемышления ощущениям субъекта (Д. Юм в XVIII в., Б. Рассел в ХХ в.), либо вкачестве совпадения идей и поступков со стремлениями личности (У. Джемс, Х.Файхингер). Р. Авенариус и Э. Мах понимали истину как согласованность ощущений.М. Шлик и О.Нейрат рассматривали истинность как последовательную связьпредложений науки и чувственного опыта. Конвенционалисты (например, А. Пуанкаре)утверждали, что дефиниция истины и её содержание носят условно-договорныйхарактер.
С конца XIX —середины XX вв. в философии усиливается иррационалистический подход к пониманиюистины. Ф. Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценкиценностей. Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалистыв целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, вграницах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.
Согласнонаиболее распространенным воззрениям в западной философии середины XX в. истинаесть особый идеальный объект (Ж. Маритен, Н. Гартман и др.). Такое пониманиеистины неразрывно связано с пониманием бытия как трансцендентного,сверхчувственного и рационально до конца не постижимого феномена.
Одним изважных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной иотносительной истиной. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание омире как о сложно организованной системе. Относительная истина — это неполное,но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.
Такженеобходимо выделить тезис о конкретности истины. Конкретность истины естьзависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям,от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются. Всодержание этого тезиса входит идея, которая была востребована в сравнительнопозднее время при достижении понимания мира как динамичного целого,изменяющейся материальной системы.
В некоторомсмысле доводя эту точку зрения до логического завершения, теоретикипостмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез) изображали познание в качествеобреченного на неудачу процесса вечной «погони» за истиной как иллюзией или «симулякром».

1. Истина и заблуждение
Как впрошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высокиммерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте.Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья- служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, вкотором соединяются добро и красота.
Истина — этоцель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон,знание — сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истинаесть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельныхего фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой исознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как ужеотмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека ввиде представлений, понятий, суждений, теорий.
Но что такоеистина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагаетсяцелый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. ЕщеАристотель предложил его решение, в основе которого лежит принципкорреспонденции: истина — это соответствие знания объекту, действительности.
Р. Декарт предложилсвое решение: важнейший признак истинного знания — ясность. Для Платона иГегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познаниеявляется с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Д. Беркли, апозднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадениявосприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинноезнание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения.Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, котороевписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этойконцепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо копределенным логическим установкам, либо к данным опыта. Наконец, позиция прагматизмасводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности.Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широкимраспространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины,берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствиюзнания объекту. Что касается других позиций, то при наличии и в нихопределенных положительных моментов они содержат в себе коренные слабости,позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признать их применимостьлишь в ограниченных масштабах. Что же касается этих слабостей, то их влияние — задача, которую предлагается решить самим студентам. Классическая концепцияистины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистическойфилософии о том, что познание есть отражение действительности в сознаниичеловека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающимсубъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне инезависимо от человека, его сознания. Существует ряд форм истины: обыденная илижитейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целомже форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди нихзанимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков.Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденнойистины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знанияв ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истинуотличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность. А теперьобратимся к главным характеристикам истинного знания. Ключевой характеристикойистины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни отчеловечества. Если наше знание — это субъективный образ объективного мира, тообъективное в этом образе и есть объективная истина. Вопрос о соотношенииистины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении кистине, о чем уже шла речь выше, в движении от незнания к знанию, от знанияменее полного к знанию более полному. Постижение истины, — а объясняется этобесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, — неможет быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процессидет через относительные истины, относительно верные отражения независимого отчеловека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающемуотражению этого же объекта. Можно сказать, что относительная истина — этоступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зернаистины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объектеновые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. Итак, истинаодна — она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека,ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не даетисчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, онасодержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути кней. И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишьдля определенных условий времени и места, а с их изменением может превратитьсяв свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть неможет, он зависит от условий. Истина конкретна. Та истина, что вода кипит при100 5о 0 С, сохраняет свое значение лишь при строго определенных условиях. Нопуть к истине отнюдь не усеян розами, познание постоянно развивается впротиворечиях и через противоречия между истиной и заблуждением.
Заблуждение,- это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, нопринимается за истинное. Взятьхотя бы идею самозарождения жизни, которая лишь в результате работ Пастера былапохоронена. Или положение о неделимости атома, надежды алхимиков на открытиефилософского камня, с помощью которого все легко может превращаться в золото.Заблуждение — результат односторонности в отражении мира, ограниченности знанийв определенное время, а также сложности решаемых проблем.
Поиск такогонадежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спинозасчитали таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится как критерийистины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен:ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это моезаблуждение. Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством.Этот подход кажется привлекательным. Разве не пытаемся мы решать многие вопросыпо большинству голосов, прибегая к голосованию?
Тем не менее,и этот критерий абсолютно ненадежен, ибо исходный пункт, а в данном случае — субъект. В науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов.Наконец, прагматический подход. Истинно то, что полезно. В принципе истинавсегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение:полезное всегда есть истина — несостоятельно. При подобном подходе любая ложь,если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считатьсяистиной. Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также в егосубъективной основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта. В практическойдеятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем его итем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика вышетеории, поскольку она обладает достоинством не только всеобщности, но инепосредственной действительности, так как в практике воплощено знание, а вместес тем она предметна. Конечно, далеко не все положения науки нуждаются впрактическом подтверждении. Если эти положения выведены из достоверных исходныхположений по законам логики, то они также достоверны, т.к. законы и правилалогики тысячи раз проверялись на практике. Практика как критерий истины иабсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашемраспоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практикив каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не моглаопровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этоттезис был опровергнут.
Истина — правильное, адекватное отражениепредметов и явлений действительности познающим субъектом. Это определение явзял из философского энциклопедического словаря 97-го года. Строго говоря,концепция, согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности,называется классической. Она называется так потому, что является древнейшей извсех концепций истины. Платону принадлежит следующая характеристика понятияистины "… тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы ониесть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет...".
Аналогичнымобразом характеризует понятие истины и Аристотель в своей«Метафизике»: "… говорить о сущем, что его нет, или оне-сущем, что оно есть, — значит говорить ложное; а говорить, сущее есть ине-сущее не есть, — значит говорить истинное".
Сторонникиклассической концепции истины на первых порах полагали, что определяемая еецель — соответствие мыслей действительности — может быть достигнутасравнительно просто. Они в явной или неявной форме исходили из следующихпредположений: действительность, с которой непосредственно имеет дело человек икоторая является предметом его познания, не зависит от самого знания; мыслимогут быть приведены в простое однозначное соответствие с действительностью;имеется интуитивно ясный и не вызывающий сомнений критерий, позволяющийустановить, соответствуют мысли реальности или нет.
Однако этаконцепция столкнулась с целым рядом проблем, которые послужили поводом для еекритического пересмотра:
1.        Проблемаприроды познаваемой реальности. Человек в своем познаниинепосредственно имеет дело не с объективным миром «самим по себе», ас миром в том его виде, как он им чувственно воспринимается и осмысливается.
2.        Проблемахарактера соответствия мыслей реальности. Классическаяконцепция истины в ее «наивной» форме рассматривает это соответствиекак простое копирование реальности мыслями. Исследования соответствия знанийдействительности показывают, однако, что это соответствие не является простым иоднозначным.
3.        Проблемакритерия истины. Эта проблема сыграла исключительноважную роль в развитии классической концепции. Отчасти она связана с первойпроблемой. Если человек непосредственно контактирует не с миром «всебе», а с чувственно воспринятым и концептуализированным миром, тоспрашивается: каким образом он может проверить, соответствуют ли егоутверждения самому миру?
Проблемакритерия истины не исчерпывается, однако, упомянутым аспектом. Еще древниескептики обратили внимание на то, что постановка вопроса о критерии истиныприводит к парадоксу бесконечного регресса. Секст Эмпирик считал, что длядоказательства истинности утверждения необходимо принять некоторый критерийистины. Однако сам этот критерий, представляющий собой метод распознанияистинных утверждений, должен быть доказан на основе другого критерия истины ит. д. до бесконечности.
2. Критерии истины
Под критериемистины понимается разрешающая процедура, позволяющая оценивать знание либо какистинное, либо как ложное. Если пытаться искать такую процедуру исключительновнутри самого знания, то возникает парадокс, схваченный в свое время ещеСекстом Эмпириком: для нахождения такого критерия нужен, в свою очередь,критерий, и так до бесконечности.
Практика как критерийистины. Безусловной заслугой марксизма является то, что он в ясной инедвусмысленной форме постарался найти критерий истины не внутри системызнания, а вне ее — в общественно-исторической практике человека. «В практике, — писал К. Маркс, — должен доказать человек истинность, т.е. действительность имощь, посюсторонность своего мышления».
В самом деле, наиболеедейственная проверка объективной укорененности наших идей и теоретических моделейв структурах мирового бытия возможна в том случае, если нечто практически(телесно) созданное на их идеальной основе проходит испытание на своюфункциональную пригодность в рамках этого мирового целого.
Успешная объективация(или, грубо говоря, материализация) наших знаний в технических устройствах,хозяйственной и социальной деятельности — серьезное свидетельство в пользутого, что мы ничего субъективно не измыслили, а познали нечто объективно сущееи значимое. Так, если ракета не падает, а взлетает в небо — это практическоесвидетельство истинности наших физических представлений о законах гравитации;если стиральный порошок отстирывает грязь, — значит, наши сведения о протеканиихимических реакций в природе правильны; если мы ведем успешную социальнуюполитику, избегая конфронтации в обществе и способствуя росту его духовныхзапросов, значит, наши социологические представления верны.
Эмпирические критерииистины. Формой научного проявления критерия практики является эксперимент, т.е.строго описанная и желательно техническая воспроизводимая процедура проверкиопытных (эмпирических) следствий, выводимых из какой-либо теории.
Одним из такихэмпирических критериев (разрешающих процедур) служит верифицируемость теории,т.е. заключение об ее истинности на основании практического подтверждениявышедших из нее опытных следствий. Процедура верификации была детальнометодологически осмыслена в неопозитивистской традиции и даже квалифицироваласькак универсальный критерий научности знания. Однако со времен Д. Юма известно,что любой индуктивный вывод носит вероятностный характер (за исключениемслучаев полной индукции), а потому ни какая верифицируемость не может считатьсянадежной. Один-единственный отрицательный результат эксперимента поставит подсомнение истинность целой теории.
Это и дало основание К.Попперу сформулировать противоположный эмпирический критерийфальсифицируемости, нацеленный не на подтверждение, а, наоборот, наопровержение теоретической модели через опровержение (фальсификацию) выводимых изнее эмпирических следствий. Обе эти процедуры успешно используются в науке.
Однако критерийпрактики и в ее общественно-историческом, и в научно-экспериментальномпроявлении не может считаться достаточным. В науках, особенно дедуктивных,существует масса теоретических идей и гипотез, которые нельзя проверить нетолько ни в какой практической деятельности, но даже в эксперименте. Болеетого, абсолютизация критерия практики может быть смертельно опасной длясуществования науки. В истории уже были случаи, когда требование немедленныхпрактических и экспериментальных результатов служило оправданиемидеологического давления на науку. Так, под лозунгом отсутствия реальныхпрактических приложений в 40--50-х гг. XX в. у нас травили генетику, позднее — кибернетику. Все это заставляет искать критерии истины уже не вне, а внутрисамой науки, позволяющей ей существовать в качестве относительно автономной исамоценной сферы духовного творчества человека.
Логические критерии.Важнейшим их них является логическая непротиворечивость, т.е. запрет наодновременное наличие суждений А и неА внутри научной гипотезы или теории.Формально-логическая противоречивость означает, что теория абсолютно неинформативна, ибо из противоречия следует все, что угодно, — бесконечный универсумсуждений.
Другой важныйлогический критерий истины — критерий независимости аксиом, т.е. невыводимостьодних исходно принятых допущений (аксиом, постулатов) теории из других.Обнаружение факта нарушения этого принципа — серьезное свидетельство в пользу ошибочностиданной теории.
Кроме этого выделяютеще критерий полноты теории. Семантическая полнота означает, что все суждениявнутри данной теоретической модели являются доказанными, а не произвольновведенными. Критерий синтаксической полноты гласит, что теория являетсяистинной (или, точнее, корректной), если присоединение к ней произвольногосуждения (формулы) делает ее противоречивой. Логические критерии истины,во-первых, носят достаточно формальный и отрицательный характер (т.е.свидетельствуют не столько об истине, сколько об ошибочности каких-либотеоретических представлений) и, во-вторых, за исключением универсальногокритерия непротиворечивости имеют актуальное значение в основном дляаксиоматически построенных теорий в логике и математике.
Специфицированныетеоретические критерии, В естественных и обществоведческих, а отчасти игуманитарных, науках используется целый спектр собственно теоретическихкритериев истины.
Одним из них являетсякритерий внутренней и внешней когерентности знания, т.е. требование системнойупорядоченности и взаимосогласованности положений внутри самой теории(гипотезы), а также желательность ее согласования с фундаментальным инепроблематизируемым знанием в науке. Так, если какая-то теоретическая гипотезав физике противоречит закону сохранения энергии, то это — веское основание дляконстатации ее ложности.
Другим важнымтеоретическим критерием истины является принцип простоты теории. Он означает, вчастности, что из двух конкурирующих в науке гипотез, скорее всего, будет избраната, которая решает проблему наиболее экономным и рациональным способом:использует меньшее количество исходных аксиом при том же объяснительном ипредсказательном потенциале; опирается на более простой математический аппарат;не привлекает сложной терминологии и т.д.
Например, в историиквантовой механики при описании поведения элементарной частицы конкурировалиподходы В. Гейзенберга и Э. Шредингера. Победу одержали идеи Шредингера именнопо критерию простоты: его математическое уравнение волновой функции былонамного проще сложнейшего математического аппарата, привлеченного Гейзенбергом.
Красота как критерийистины. Наконец, в науке используется и этот критерий, пожалуй, наименеепрозрачный и рациональный, но часто оказывающийся решающим в ситуации выбора.
Данный критерий,несмотря на кажущуюся его отдаленность от науки и вообще рациональногопознания, на самом деле присущ любому виду деятельности людей и носитфундаментальный характер. Это было глубоко понято уже в античности. Античнаякультура не только в искусстве, но также в науке и философии была ориентированана незаинтересованное эстетическое наслаждение. Эстетическое наслаждение — этоособого рода чувствительность к красоте, прекрасному, изначально заложенная вкаждом человеке. Эта чувствительность, по мысли древнего грека,распространяется на все формы человеческого бытия и творчества. Отсюдастановится понятным и название грандиозного замысла лосевской «Истории античнойэстетики», которая представляет собой не просто историко-эмпирический анализвсего многообразия эстетических концепций античности, а историко-теоретическоеосмысление античной философии и культуры в целом, взятой в ее самомсущественном аспекте.
Красота для древнегогрека — это универсальная характеристика взаимоотношений между человеком имиром. Человек не только ищет свое место в структуре бытия, чем занимаетсяонтология. Он не только познает мир, чем занимается гносеология. Он этим мироми добытым знанием о нем способен искренне восхищаться и наслаждаться. Бытие изнание изначально эстетичны, а стало быть, и истина, и сам ее поиск должны бытьпрекрасными. Об этом четко говорил уже Платон. Закон, открываемый математикойили философией, — это одно из проявлений мировой гармонии, а поэтому и познаниеэтих законов есть действо эстетическое. Для человека античной культуры нетничего особенного в выражениях типа «эта теория прекрасна» или «я наслаждалсяего аргументацией».
Отсюда и несколько иноепонятие искусства, а точнее, искусства как части общего предмета эстетики. Этоне просто некая совокупность знаний об искусстве и его видах, а искусство какдеятельность, как, т.е. скорее ремесло, умение. Речь идет об умении такиспользовать наши знания, так владеть ими, что этим также можно наслаждаться ивосхищаться. Это умение, доведенное до высшей степени совершенства. Отсюда идиалектика как искусство спора и геометрия как искусство измерения земли, иэристика как искусство спора. Поэтому «подлинное искусство для Платона — этосама жизнь, но жизнь методически устроенная и научно организованная». Это,восходящее к античности, органичное сближение искусства и научного творчестваникогда не умирает в последующей культуре. Многие крупные ученые в первуюочередь ориентировались и ориентируются именно на эстетический критерий красотытеории. Вот что писал П. Дирак о создании общей теории относительности А.Эйнштейном: «Основной прием, которым он руководствовался, было стремлениевыразить закон тяготения в наиболее изящной математической форме. Именно этостремление и привело его к понятию о кривизне пространства… Основная мощьтеории тяготения Эйнштейна заключается в ее исключительной внутреннейматематической красоте».
Известно, что,формулируя свои законы движения планет Солнечной системы, И. Кеплер изначальнопытался вписать их в систему правильных платоновских многогранников из диалога«Тимей». Эстетический критерий гармонии, изящества, завершенности научныхпостроений оказывается особенно популярным среди логиков, математиков ипредставителей естественных наук, хотя он не чужд ученым и из других отраслейзнания. Все это свидетельствует, с одной стороны, о недопустимости жесткогопротивопоставления друг другу различных форм рационального постижения бытия, ас другой — о глубинной связи рациональных и внерациональных видов опыта, какэто видно из деятельности того же И. Кеплера, работ средневековых алхимиков илитворчества К.Е. Юнга.
В целом можноконстатировать, что современная эпоха общесистемного кризисатехногенно-потребительского менталитета и становления нового,антропокосмического мировоззрения, связанного с особым интересом кконструктивным возможностям человеческого сознания и с развертыванием диалогамежду различными формами постижения бытия, заставляет по-новому взглянуть и напроблему критериев истины.
Есть все основанияпредположить, что вступление в эпоху диалога и синтеза различных форм духовногоопыта рано или поздно приведет к принятию единых критериев истины, не важно,носит ли эта истина научный, религиозный или философский характер. В сущности,эти критерии уже начинают зримо проступать и формулироваться в различныхобластях как научного, так и вненаучного знания. В каком-то смысле идетнеуклонное возвращение к платоновской идее о внутреннем нерасторжимом единствеистины, блага и красоты. Возможно, что утверждение таких универсальныхкритериев истинности в общественном сознании и их принятие научным ирелигиозным сообществами в качестве значимого регулятива творческойдеятельности -все это и будет наилучшим противоядием против различных формиррационализма и вместе с тем твердым основанием гармоничного сосуществования ипродуктивного диалога между рациональным и внерациональным знанием. Каковы жеэти возможные критерии, учитывая, что критерий эстетичности мы уже обсудиливыше?
Синтетичность.Современный этап в развитии цивилизации настоятельно требует синтеза знаний.Следовательно, не плюралистичность и не унификационизм, а органичное соединениев едином кристалле теории или духовного учения различных, в том числе ипротивоположных, граней будет свидетельствовать об их истине. Такая синтетичностьозначает снятие, говоря языком Гегеля, дотоле односторонних и разрозненныхракурсов видения предмета в рамках более высокого и многомерного понимания. Всущности, все наиболее глубокие философские и религиозные системы, а такженаучные программы в истории человечества отличались синтетичностью испособностью гармонично соединять, диалектически опосредствоватьпредшествовавшие им непримиримые идейные альтернативы. Сущность такойсинтетической установки сознания лучше всего выражена в словах мастера музыки,наставляющего Йозефа Кнехта, главного героя романа Г. Гессе «Игра в бисер»,перед его погружением в мир культурно-символической касталийской Игры: «То, чтоИгра сопряжена с опасностями, несомненно. Потому-то мы и любим ее, в безопасныйпуть посылают только слабых. Но никогда не забывай того, что я столько разговорил тебе: наше назначение — правильно понять противоположности, т.е. спервакак противоположности, а потом как полюсы некоего единства».
Любое знание,претендующее на истинность, не должно сегодня наносить ущерба природе илиоправдывать такой ущерб ссылками на обстоятельства или существование болеевысоких целей и ценностей человеческой деятельности, нежели сохранениеприродного организма. Данный критерий касается в первую очередь научного итехнического знания, но он имеет отношение к религии, к гуманитарным наукам,даже к искусству и философии. Так, мы сегодня сталкиваемся с целым спектромпорочных философских аргументов, оправдывающих технократическую ментальность иразрушение природной среды. Любое полученное знание должно подразумеватьвозможность своего дальнейшего развития и синтетического обогащения. Любаяпретензия на абсолютность и завершенность, даже если это касается истолкованиярелигиозных истин, несостоятельна в принципе. Меняется мир, меняется человек, азначит, неизбежно меняются и способы его интерпретации самого себя и мира.Вечные же божественная или философская истины на то и вечные истины, чтобыпревосходить в своей бездонной и мудрой глубине любое свое конкретное и временноечеловеческое истолкование.
Объективность истинывовсе не исключает личностного начала, а прямо подразумевает его. Чемнравственнее и ответственнее человек живет и чем альтруистичнее он творит, темболее глубокое, объективное и синтетическое знание открывается ему и — как быпарадоксально это ни звучало — тем в большей степени объективная истина«окрашивается» его неповторимой индивидуальностью и так запечатлевается вистории.

ВыводыНа стадиидостижения результата практики субъект имеет возможность оценить эффективностьсвоих действий, все те эмоциональные и рациональные моменты, которые ихсопровождали. Практика становится критерием истинности, не всегда окончательными исчерпывающим, но, тем не менее, всегда позволяющим сделать оценку истинностиобстоятельной и содержательной. Практика не единственный критерий истинности,но один из главных. В структуре практики много относительно самостоятельныхмоментов, значение которых неодинаково. Это находит отражение в спецификефилософских учений. Когда кантианцы анализируют практику, они исходят изактивности субъекта. Марксисты переносят акцент на средства практики, придаваяим особое значение. Между тем практика есть единое целое, здесь всевзаимосвязано. Поэтому-то практику саму надо брать во всем ее объеме, во всейее сложности, подвижности, противоречивости. Необходимо учитывать объективныезакономерности ее изменения, а также тенденцию и направление этих изменений.Только в этом случае изменяющаяся практика может быть основой и критериемразвивающегося объективно-истинного знания.
Списокиспользованной литературы
1. Догалков А.Г. Истина как проблеманаучного познания. БГПИ. 1999
2. Канке В.А. Философия. Историческийи систематический курс.М.2002
3. Кирвалидзе Н.И. Проблема критерияистины и «советология».Тбилиси.
4. Кордзия Д.Т. Практика и проблемаобоснования истины.Тбилиси.1975
5. Некоторые вопросы критерия истины.Краснодар.1969
6. Практика-критерий истины внауке.М.1960
7. Турсунов К.Т. Диалектическийхарактер практики как критерия истины.М.1973
8. Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А.Введение в философию. М. 1989


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.