МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРАФИЛОСОФИИ И ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА №2
По философии натему «Искусство как особый вид духовного производства»
Преподаватель:
Выполнила:
Факультет:
Личное дело
Барнаул — 2008
Оглавление
1. Происхождениеискусства и его основные функции
2. Основныекатегории и социальное содержание искусства
3. Существуетли прогресс в искусстве?
4. Литература
1. Происхождение искусства и его основные функции
Искусство– это неотъемлемая часть жизни людей, которая сопровождает человечество сдревнейших времён. Наряду с религией и наукой, оно являетсяодним из способов познания человеком мира и самого себя.
Искусствоотносится к чувственному способу изучения и отражения действительности. Эточасть духовной культуры общества, которая тесно связана с моралью, эстетикой,духовными ценностями; форма общественного сознания[1].
Вискусстве проявляются творческие способности человека, его эстетическоесознание. Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус,созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеалы, — формируется впроцессе эстетической деятельности[2].
Вовсе времена искусство доставляло человеку удовольствие и обогащало еговнутренний мир. Особенностью искусства является возможность создания новойреальности, — такой, которая приятна автору. Которая отражала бы не реальныймир, а желаемый. Таким образом, искусство – это целый мир, существующийпараллельно с реальным, в котором находит отражение эстетическое сознание человека.
Возникновение искусстваотносится к истории первобытного общества.
Древнейшиесохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесяттысяч лет тому назад. Люди каменного века придавали художественный обликпредметам повседневного обихода — каменным орудиям и сосудам из глины, хотя вэтом не было практической необходимости. Найдены были фигурки, изображающиеженскую фигуру, так называемые «палеолитические Венеры». Также к эпохепалеолита относятся произведения пещерной живописи. Самые прекрасные из нихбыли созданы примерно двадцать — десять тысяч лет назад. Пещерные росписисохранили облик мамонтов и пещерных медведей, быков, лошадей, северных оленей.
Самые интересныепещерные росписи в Европе находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ласко воФранции.
Наряду с пещернымиросписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости икамня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовалаисключительного терпения.
К эпохе бронзыотносятся своеобразные огромного размера сооружения, получившие названиеменгиров. Сохранились и иного рода сооружения — дольмены, первоначально служившиедля погребений: стены из огромных каменных плит перекрывались крышей из такогоже монолитного каменного блока. Многочисленные менгиры и дольмены располагалисьв местах, которые почитались священными. Таким образом, изобразительноеискусство и скульптура считаются первыми появившимися жанрами искусства.
Другие жанры искусствавозникли, вероятно, чуть позже. Уже во времена существования древнейшихгосударств было развито музыкальное искусство, танцы. Огромной популярностьюпользовалось театральное искусство (например, в Древней Греции).
Внастоящее время жанров искусства насчитывается намного больше:
· художественнаялитература
· архитектура
· декоративноеискусство
· живопись
· графика
· музыка
· хореография
· театр
· искусствофотографии
· кино
· телевидение
· эстрада
· цирк
Искусствопронизывает все сферы жизни общества. Оно имеет ряд функций:
1.Общественно-преобразующая (искусство как деятельность). Все планы искусства какдеятельности в совокупности обеспечивают общественно — преобразующее воздействиеискусства на деятельность. Искусство действие, преображения творения всоответствие с идеалами художника.
2.Познавательно-эвристическая функция, (искусство как знание и просвещение). Оноявляется средством просвещения (передача опыта, фактов), образования (передачаопыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты) и людей.Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромна. Она наполняет нашизнания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способомсамопознания личности.
3. Функцияпредвосхищения («кассандровское начало», или искусство какпредсказание).
4.Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение).Искусство — художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократноподчеркивалось в истории эстетики. На коммуникативном плане основывается егосовременное вселиютическое рассмотрение как знаковой системы, несущейинформацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуальногоопыта отношений и индивидуализации общественного опыта.
5.Воспитательная функция. (Искусство как катарсис; формирование целостнойличности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознанияносит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политикаполитические взгляды, философия — мировоззрение, наука готовит из человекаспециалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.
6. Внушающаяфункция (воздействие искусства на подсознание). Внушение определенного строямысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественногопроизведения на человеческую психику.
7.Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностныхориентаций). Эстетическая функция ничем не заменимая специфическая способностьискусства. Только оно может:
— формироватьэстетический вкусы, способности и потребности человека и тем самымориентировать ценностно его в мире.
— пробуждатьтворческий дух, творческое начало личности.
8.Геданестическая функция (искусство как наслаждение). Во-первых, это свободноевладение художником сложным и многообразным жизненным материалом. Во-вторых,это обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, счеловечеством — выявление их эстетической ценности. В-третьих, это гармонияформы и содержания. В-четвертых, это упорядоченный художественный мир,построенная реальность по законам красоты. В-пятых, это радость приобщения ктворчеству, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой аспектхудожественного творчества.
2. Основные категории исоциальное содержание искусства
Эстетическоесознание формируется на протяжении длительного времени. Да и сама историяэстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не толькоэстетические взгляды, но и круг изучаемых ее вопросов, сам предмет и задачи.Предметом эстетики на современном этапе истории является весь мир,рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений длячеловечества.
Эстетика — наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, ихпорождении, восприятии, оценки и освоения. Это философская наука о наиболееобщих признаках эстетического освоения мира в процессе любой деятельностичеловека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигаютвысшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты[3].Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве,принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерностиискусства — таковы основные вопросы эстетики. Она выражает систему эстетическихвзглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной идуховной деятельности людей.
В центревнимания эстетики — искусство в его эстетическом отношении к действительности.Она осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира в искусстве,исследует происходящее, природу, законы социального бытия, функционирование,развитие, восприятие и понимание искусства.
Искусство — это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира позаконам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но ихудожественная концепция мира и личности, а также образ, наполненныйопределенным идейно-эмоциональным смыслом[4].
Рольискусства в жизни трудно переоценить. Оно сопровождает человечество во всевремена и во всех ситуациях. Оно, как параллельная реальность, существующаяодновременно с обыкновенным миром. Искусство неразрывно связано со всемипроцессами, происходящими в обществе. Ни одно переустройство общественныхпорядков не обходилось без его активной помощи. Искусство является и ихотражением, и их восприятием, и их причиной. Таким образом, оно являетсясущественной частью общественного сознания.
Факты,явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни человека осознаютсяне только посредством логической системы знания, но и через призму отношениячеловека к миру, его нравственных и эстетических норм. Человек соизмеряет своеповедение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца,эталона. Понятия “добро” или “зло”, “прекрасное” или “безобразное”, “праведное”или “неправедное” могут быть названы ценностями, а связанные с ними взгляды,убеждения людей – ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемыеили неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие илипассивно-созерцательные. Все эти понятия, как ценности, формируются с помощьюискусства. Каждый человек придает ценностям различную значимость, то естьвыстраивает в определенной иерархической системе.
Известен также вопрос овечных ценностях. Существуют ли они, и как они формируются? Некоторые святынисопровождают историю человеческого рода от самых истоков. Без них человечествоне было бы тем, чем оно является. Эти ценности сохраняют в себе статусобщечеловеческого. Святость жизни, достоинство свободы, величие любви,лучезарность истины, немеркнущий свет красоты, неиссякаемый исток добра…. Истина,Добро, Красота. Вера, Надежда, Любовь. В этих триадах испокон веков воплощаласьидея высших духовных ценностей человека. В трудах многих выдающихся мыслителейпонятие культуры раскрывается в терминах Истины, Добра и Красоты. Следовательно,культура в определённом смысле базируется на искусстве[5].
Искусствообеспечивает также преемственность культуры, в созидании которой участвуют многие поколения людей. Культура передается из поколения впоколение, накапливается. Это важнейший творческий процесс. Запоминается то,что нужно, и запоминается постепенно, иногда мучительно трудно, путемпреодоления ошибок и вопреки порой гибели величайших ценностей. С помощьюискусства накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизньтрадиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества,создается знание.
3. Существует ли прогрессв искусстве?
Само слово «прогресс»подразумевает движение вперёд, совершенствование. Возможно ли продвижениевперёд в искусстве?
С одной стороны,искусство всегда находится в движении, всегда меняется. С другой – сложноназвать эти изменения «движением вперёд». О явном прогрессе вискусстве нельзя говорить, как о прогрессе в науке[6].
Из истории искусства мыузнаём, что оно возникло в глубокой древности, и сопровождает человечество досих пор. Однако за всю свою историю искусство многократно усложнилось, возниклиновые его жанры, появились новые его функции.
В разные эпохиискусство культивировало разные стороны человеческой жизни, создавало разныеценности, культы, охватывало разное количество социальных групп. Когда-то ононе считалось общедоступным, а потом породило массовую культуру. Исходя из этихфактов можно сказать, что искусство менялось и развивалось, но эти переменынельзя назвать прогрессом в его обычном понимании.Прогресс искусства – это эволюция творчества[7].
Большой загадкой вистории искусств остаётся феномен гения – человека, который в своихпроизведениях «опережает время», создаёт нечто принципиально новое, несуществующее ранее. Почему история гениев чаще всего трагична? Почему при жизнини один из них не находит признания своего творчества? Дело в том, что вобществе слишком медленно формируется эстетическая зрелость. Для того чтобывоспринять что-то новое, поверить в него и принять его, человечеству требуютсямногие годы. Искусству приходится убеждать, доказывать, повторяться.
Ещё одна большаязагадка искусства – его произведения чаще всего становятся актуальными ипонятными спустя много лет после того, как были созданы.
Искусство в современноммире насчитывает более десятка различных жанров, оно продолжает развиваться. Всвоей основе оно становится более символическим, интеллектуальным.
С одной стороны,искусство стремится к тому, чтобы стать доступным и понятным всем людям, сдругой – остаётся чем-то возвышенным, доступным лишь для избранных.
В нашей стране сейчаспроисходит расцвет некоторых видов искусства. Например, музыкальное искусство,искусство фотографии, кино, телевидения, танца находит множество приверженцев иимеет бешеную популярность. Возникает большой интерес к архитектуре. Активноразвиваются также искусство граффити, аэрографии. На подъёме находитсяискусство дизайна помещений, ландшафта, аранжировки.
В основном деятелямиискусства становятся молодые люди. Но, стоит также отметить, что популярностьприобретают чаще всего те жанры, которые обеспечивают его создателяматериально. Но, пожалуй, это ещё одна реалия нашей современности, основаннойна материальных ценностях.
Литература
1. СпиркинА.Г. Основы философии.- М.: Феникс, 1998.
2. БутенкоА. П. Общественный прогресс и его критерии.- М.: ИНФРА 1990.
3. БореевЮ.Б. Эстетика: Учебник. – М.: Юрайт, 1997.
4. Лихачев Д. С.Раздумья. — М.: Просвещение 1991.
5. Философия:Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-еизд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.
6. Культурология.Учебноепособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Феникс. 1995.
7. СмезлерН. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс. 1994.
8. http://mirslovarei.com/-Философский словарь