Короткова Л. Н.
Историческуюреконструкцию первоначального типа общественного мнения следует соотнести спервыми объединениями коллективов людей, которые в истории называютсяпраобщинами. Ведущей характеристикой этого периода является установлениесоциального (над биологическим, животным эгоизмом) приоритета в человеке, вобщественных отношениях. Чтобы выжить и продолжить род, нужны былиорганизованность, дисциплина, справедливое распределение общинного труда. Все,что этому мешало, подавлялось силой такого регулятора социальной жизни, какобщественное мнение. Конечно, это было еще «стадное» мнение и проявлялось оно всфере материальных потребностей с дальнейшим разделением труда, с осознаниемсвоих интересов, поступков. Общественное мнение выступает как способсамоуправления общин.
Появлениеродовых общин (первобытнообщинный строй), крупные сдвиги в развитиипроизводительных сил и, как следствие, изменение в организации обществаобщественное мнение начинает приобретать относительную самостоятельность каксоциальный феномен, включающий уже в себя интеллектуальную, эмоциональную иволевую стороны общественного сознания. Предельно простая иерархия управленияродовыми отношениями выражалась в простом и демократическом самоуправлении, навершине которого находилось общественное мнение. Общественное мнение формируети утверждает традиции, нормы, обычаи, формы поощрения и наказания. Общественноемнение в этот период носит оценочный характер. Именно в этот периодзакладывались корни механизма действия общественного мнения и в наше время.
Рабовладениес расцветом культуры и делением общества на классы порождает и новые качестваобщественного мнения. Смена формации идет в жесткой борьбе внутри самогомнения. Консерватор по своей сути, оно отстаивало сохранение родоплеменныхотношений, боролось со всеми новыми ростками прогресса. И одних экономических,организационных рычагов для его усмирения было недостаточно.
Вэтот период появляются первые манипуляторы общественного мнениядуховно-идеологические. Постепенно укрепляясь, приобретая гибкость иорганизованность воздействия, оно рождает особый слой идеологов, способныхобъяснить и показать правильность безраздельного господства меньшинства надбольшинством. Появляются и новые структурные компоненты общественного мнения:относительно самостоятельная идеология и общественная психология. Безусловно,существовало и второе общественное мнение мнение порабощенного класса. Оноразвивалось и определялось крайне медленно и основой для его объединенияслужила та часть мыслителей, писателей, ученых, которые поднимали вопросы оценности человека, о Добре и Зле, Судьбы и Свободы, распространявшиеся на всехлюдей несмотря на классовую принадлежность.
Феодализмне только сохраняет, но и усиливает экономическое, политическое иидеологическое господство правящего класса. Однако и мнение «низов» такжерасширяется и активизируется. С одной стороны, оно изобилует иллюзиями и слепойверой в то, что «все от бога», с другой создает свои, народные традиции,обычаи, культуру. В конце средних веков общественное мнение играет значительнуюроль и в церковных реформах. К концу эпохи феодализма общественное мнениебесправного большинства как бы останавливается в своем социальном росте. Толькоследующая общественно-экономическая формация оживляет и активизирует его.
Капитализмс его всплеском в духовной культуре (книгоиздание, появление газет, расцветнаук, искусства), вольный дух буржуазных революций дает видимость того, чтообщественное мнение вот-вот займет то главенствующее место, которое онозанимало на заре возникновения человечества. Однако буржуазия, до этого активноиспользовавшая мнение большинства в борьбе с остатками феодальных отношений,укрепляет свои позиции и направляет все усилия на разработку идеологическойсистемы, которая обеспечила бы ее власть и господство. Появляется идеология,мораль, в которой частный интерес (как основа предпринимательской деятельности)провозглашается как высшая цель и главный мотив человеческой жизни. Социальноенеравенство закрепляется не только в идеологии, но и в праве. Наступает периодманипулятивной пропаганды с использованием социально-психологических,пропагандистских и коммуникативных механизмов.
Былобы неверным считать, что общественное мнение «низов», особенно с развитием иупрочением позиций пролетариата, оставалось неизменным и полностью зависимым.Через профсоюзы, политические партии, через активные действия субъектовобщественное мнение масс народа становится все более весомым и значимым. Исегодня можно говорить, что общественное мнение в большинстве развитыхкапиталистических стран существует как социальный институт.
Капитализмэто и начало теоретического осмысления и изучения общественного мнения. Здесь вчисле первых исследователей называют французского социолога Габриэля Тарда(18431904 гг.). Он считал, что общественное мнение порождается публикой,которая возникает, как социальная общность, при капитализме. Это общность, свесьма подвижными и неясными границами, произрастает из особенностей массовыхдуховно-психологических процессов. Существуют различные виды публики, имеющиенекоторые общие интересы и согласие по наиболее важным вопросам. Связьподдерживается через средства массовой информации. Взаимодействуя, публикаформирует общественное мнение (Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1905).В середине XIX века общественное мнение анализируется не только социологами, нои, например, юристами. Можно отметить работу немецкого юриста ФранцаГольцендорфа (1829-1889 гг.) «Общественное мнение» (СПб., 1899). Он,поддерживая идею безличности общественного мнения, все же понимает, что егорождение связано с определенными сословиями населения.
Вначале XX века появляется интересная работа нашего отечественного социологаВениамина Михайловича Хвостова (18681920 гг.) под названием «Общественноемнение и политические партии» (М., 1906). Не будучи марксистом, В.М.Хвостовсвязывает зарождение общественного мнения с интересами определенных социальныхгрупп. Он рассматривает вопрос о взаимоотношениях общественного мнения иполитических партии.
Такимобразом, постепенно накапливался опыт осмысления такого явления, какобщественное мнение.
Отечественнаяшкола изучения общественного мнения относительно молода. Первые работыпоявились в 20-е годы (например, Хвостов В.М. Общественное мнение иполитические партии. М., 1906). Но эти научные исследования не быликомплексными и рассматривали метод исследования, а не его предмет. Только всередине 60-х годов начинается всестороннее изучение этого уникального явления.Среди основополагающих работ следует назвать работы Уледова А.К. «Общественноемнение советского общества» (М., 1963); Грушина Б.А. «Мир мнений и мнения омире» (М., 1967). В это же время активизируются и прикладные исследованияобщественного мнения.
Впоследующие годы появляются работы, дополняющие гносеологический анализобщественного мнения социологическим (например. Коробейников B.C. Пирамида мнений.Общественное мнение: природа и функции. М., 1981).
В90-е годы появляется значительное число исследований, посвященных как анализуэмпирических исследований общественного мнения, так итеоретико-методологическому анализу гносеологической и социологической сущностиэтого феномена. Наиболее интересными и комплексными являются работы Гавры Д.П.«Формирование общественного мнения: ценностный аспект» (СПб., 1995);«Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт»(СПб., 1995). Так что же «скрыто» в этом социальном явлении, вызывающем стольнеослабленный интерес?
Самтермин «общественное мнение» (public opinion) появился в Англии в XVI веке, а сXVII века становится общепринятым. В Кратком словаре по социологии общественноемнение определяется как «состояние массового сознания, заключающее в себескрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам,событиям и фактам действительности» (М., 1988. С. 199). Фиксируя особенностиобщественного мнения как специфического способа отражения действительности, этоопределение является гносеологическим подходом к анализу явления. Однако,общественное мнение не только духовный феномен. Это определенные действия людейпо преобразованию этой действительности.
Следовательно,общественное мнение следует рассматривать как «совместную заинтересованноценностную оценочную и вытекающую из нее практическую деятельность социальныхсубъектов и их (деятельностей) результат»; как специфический социальныйинститут, «способный функционировать во всех сферах жизни общества» (см.: ГавраД.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальныйинститут. СПб., 1995. С.63).
Подобныйподход является социологическим и, дополняя гносеологический анализ, позволяетрассматривать общественное мнение во всех аспектах его бытия. В дальнейшем мыбудем придерживаться комплексного подхода, предложенного Гаврой Д.П.
Список литературы
1.Андреев И.А. Происхождение человека и общества. М., 1982.
2.Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальныйинститут. СПб., 1995.
3.Горшков М.С. Общественное мнение. М., 1988.