Реферат по предмету "Философия"


Диалектика и ее альтернативы

СОДЕРЖАНИЕ
1. Диалектика и ееальтернативы
1.1 Диалектика иантидиалектика в истории философии
1.2 Структурадиалектики. Метафизика как антидиалектика
Список использованных источников
 

1. Диалектика и ееальтернативы
 
1.1 Диалектика иантидиалектика в истории философии
Диалектика — учение онаиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, атакже основанный на этом учении метод мышления и действия.
Долгое время считалось,что мир неизменен: звезды всегда неподвижны, постоянны материки, океаны, горы,реки, климат, растения и животные, люди. Представления об изменчивостиуниверсума открыли путь к утверждению диалектики.
Выдающимся диалектикомявляется Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку.Природа представляет непрерывный поток изменений, мир есть процесс. Философскоеоткрытие Гераклита заключается в обобщении — изменяется не просто кое-что, авсе существующее. Гераклит подошел к идее о переходе явлений в своюпротивоположность, о тождественности всего сущего. «Одно и то же в нас живое имертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое… Холодное теплеет, теплоехолодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Тождество предполагаетразличие, ибо все находится в становлении.
Существует мнение, чтотермин «диалектика» впервые применил Сократ. Он назвал свой метод обнаруженияистины в диалоге путем столкновения и согласования различных, частопротивоположных суждений диалектикой. Диалектик, по Платону, тот, кто умеетставить вопросы и давать ответы. Платон представил диалектику как метод анализаи синтеза понятий. Понятия возникают не как итог обобщения чувственных данных,а в результате вспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала всверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. Методомвспоминания и является диалектика, т.е. собеседования, доказательства,сопоставления противоположных мнений, определений. В отличие от ПлатонаАристотель считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностнымзнанием. Он ввел термин «противоположности» (Гераклит для этого использовалслова «расходящееся», «враждующее», стремящееся в разные стороны). Аристотельпервым создал систему логики, главную задачу которой видел в установленииправил получения достоверных выводов из определенных посылок. Школа стоиков(конец IV в. до н. э. — II в. н. э.) различала в логике риторику (науку хорошоговорить при помощи связных суждений) и диалектику (науку правильно спорить припомощи рассуждений). Древнекитайский софист Хуэй Ши (350 — 260 до н. э.)высказал ряд диалектических суждений: «Все вещи тождественны и различны»,«Самое большое не имеет внешней границы, а самое маленькое не имеет пределавнутри себя» и др.
Диалектика как искусствоспора развивалась в средние века. П. Абеляр учил (в своем произведении «Да инет»), что цель знания — истина, а диалектика есть искусство для различенияистины и лжи. Приемы столкновения мнений распространили на анализпротивоборствующих взглядов, направлений мысли. Способы разрешения разногласиймежду людьми оказались незаменимым средством уяснения сложных ситуаций бытия. Философы-схоласты искали основания единства одной и той же вещи, ее сходства с самойсобой, решали проблему преемственности в развитии.
Осмысление мира какизменяющегося происходило противоречиво, сталкивалось с трудностями. Хотяизменчивость признавалась, но утверждалось представление о периодичностипроцессов природы с возвратом к исходному пункту: циклически сменяются иповторяются времена суток и года, планеты вращаются по постоянным орбитам ит.п. Д. Вико (1668 — 1744) сформулировал теорию исторического круговоротаобщества: каждый народ проходит в своем развитии три эпохи — божественную,героическую и человеческую, возвращаясь после зрелости к упадку, кпервоначальному состоянию. Итак, утверждению диалектики препятствовалагосподствовавшая идея круговорота.
Открытия в естествознаниии плодотворные философские гипотезы разрушали образ неизменности природы и идеюкруговорота. В частности, Декарт (XVII в.) выдвинул гипотезу об образованиизвезд, Солнца и Земли в результате вихреобразных движений частиц материи,пребывающей первоначально в хаотическом состоянии. Ламарк выдвинул мысль обисторическом развитии земной поверхности, Лейель — о совершенствовании строениярастительных и животных организмов. Долло открыл закон: в ходе эволюции видоворганизмы никогда не возвращаются точно к прежнему состоянию.
Христианскоемировоззрение, выдвинув представление о направленности во времени (жизнь естьожидание пришествия спасителя, она развернута от прошлого в будущее), также,как наука и философия, способствовало преодолению идеи круговорота.
Вторая трудность вутверждении диалектики заключалась в абсолютизации покоя, прерывности объектовбытия, что зафиксировано в философских рассуждениях, например апориях Зенона.Впрочем, элеаты сыграли позитивную роль в последующем развитии диалектики,поставив проблему о выражении в логических знаниях противоречивого характерадвижения.
Обогащение концепциидиалектики связано с выдвижением Ф. Вольтером и Ж.-Ж. Руссо идеи историческогоразвития, включающего этапы революционных преобразований. Ж.А. Кондорсе писал онепрерывном прогрессе как преобладающей форме общественного развития. (Прогрессв общественной жизни в эпоху Просвещения объясняли лишь прогрессом разума инравственности.)
Немецкая классическаяфилософия подняла статус диалектики до уровня научно-рационального философскогометода.
И. Кант в своей гипотезео происхождении планетной системы из первоначальной туманности поставил научновопрос об истории природы, о времени существования вещей. Рассуждая одиалектике разума, Кант внес вклад в развитие субъективной диалектики мышления.
Целостную концепциюразвития с позиций объективного идеализма разработал Гегель, приведший всистему понятийный аппарат диалектики. Понятия у него гибкие, выражаютподвижные связи, переходы, развитие мира.
Гегель развил концепциюформ диалектики: резонирующей (мышление субъекта, который обнаруживаетпротиворечия в предмете), негативной (диалектика стремится сделать шатким все,что считается прочно установленным) и позитивной (диалектика созидания).
Гегелем выделеныпринципиальные идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей иразвития через диалектические отрицания. Источник развития заключен всаморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Наидеалистической основе Гегель доказывал относительное единство диалектики,логики и теории познания. Логика включает рассмотрение жизни. Значит, вводитсямомент практики в теорию познания.
Гегелевская методология спозиций марксизма оказалась негодной из-за ее чрезмерной абстрактности иидеализма. Свое исправление основ гегелевской диалектики Маркс назвал«переворачиванием» на ноги. «Мой диалектический метод, — писал Маркс, — посвоей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямойпротивоположностью. Для Гегеля процесс мышления… есть демиургдействительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же,наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное вчеловеческую голову и преобразованное в ней». Помимо объясненной противоположности,имеется сходство по многим позициям и преемственность в развитиидиалектического метода от Гегеля к Марксу. Маркс, по мнению французского ироссийского социолога и философа Г.Д. Гурвича (1894 — 1965), в противовесгегелевскому спекулятивному идеализму создал «диалектику реального гуманизма»,однако во второй период своего творчества Маркс усилил принципматериалистического монизма, что внесло в его концепцию фатализм.
В «Капитале» Марксадиалектика выступает в двух различных, но взаимосвязанных формах — объективнойи субъективной, т.е. в виде диалектики развития самого объекта, а такжеотраженных ее аналогов в сознании познающего субъекта. Субъективная диалектикавыступает как логика и гносеология. Энгельс аналогично утверждал: диалектикаголовы есть отражение форм движения реального мира как природы, так и истории.(Уточним: общество есть объективно-субъективная реальность, здесь проявляется иобъективная, и субъективная диалектика).
Энгельс проследилисторические пути развития диалектики. В книге «Анти-Дюринг» он объяснил, какпроявляются законы и категории диалектики в природе, обществе, духовномтворчестве, показал, какое значение имеют они для научного миропонимания. В«Диалектике природы» впервые была проведена диалектико-философская обработка открытийестествознания. Энгельс, защищая диалектику, предупреждал, что законыдиалектики — не шаблон, а методологический принцип, способствующий организацииумственной работы исследователя.
В целом К. Маркс и Ф.Энгельс синтезировали диалектику и материализм, преодолели рассогласованностьмежду гегелевским диалектическим методом и его метафизической системой, подвелипод диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент.
Материалистическаядиалектика, разъяснял В.И. Ленин, составляет ядро научного философскогомировоззрения, метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей,тенденций развития и преобразования действительности. В фрагменте «К вопросу одиалектике» Ленин выделил проблему источника движения, единство и борьбупротивоположностей как суть диалектики. Он развил диалектику применительно кполитике («искусство возможного»), писал о необходимости «гибкой тактики»,умении видеть и анализировать постоянно возникающие социальные изменения (вкниге «Детская болезнь «левизны» в коммунизме»).
Современная зарубежнаяфилософия акцентирует внимание на отдельных сторонах диалектики.Экзистенциалисты рассматривали диалектику как атрибут только человеческогобытия, трактуемого преимущественно в духе погружения индивида в коллизииличного сознания. Неотомисты усматривали диалектику в сосуществовании Бога иприроды с момента акта творения мира. В ряде направлений диалектика отсекаетсяот социальной философии, отрицание возводится в абсолют.
Сейчас наметились дваподхода к диалектике — скептический и оптимистический. К. Поппер, один извыразителей первого подхода, говоря о пользе диалектической точки зрения,предупреждал, что не следует приписывать ей лишних достоинств, превращатьдиалектический метод — всего лишь один из возможных способов мышления, иногдавполне пригодный — в произвольную умозрительную схему. По мнению Поппера,универсальным является метод проб и ошибок, в котором диалектика, будучиочищена от «бетонного догматизма», может рассматриваться как частный случай. Ю.Бохеньский также выступил против догматизации диалектики, оценил ее как ложнуютеорию. М. Фуко, один из выразителей постмодернизма, полагает, что новыйфундаментальный опыт человечества невозможно заставить говорить на тысячелетнемязыке диалектики. Согласно второму подходу, динамика бытия требует для своегоадекватного выражения соответствующей «диалектизации» науки, «диалектическихобобщений», «диалектизированных понятий» (Г. Башляр). А. Н. Уайтхед (1861-1947)указывал, что противоположности входят как элементы в природу вещей. В своейкосмологии он стремился соединить эволюционно-генетический подход соструктурным, утверждая, что в меняющемся мире надо думать диалектически.
Позиции диалектикиусилились в связи с развитием синергетики, которая вобрала в себя основные наработкине только диалектики, но и текстологии, общей теории систем, кибернетики и т.п.Термин «синергетика» Г. Ха- кен ввел в своих лекциях в 1969 г. Он представилсинергетику как универсальный подход к объяснению явлений в физике, химии ибиологии. Отличие синергетического взгляда от традиционного, по мнению Хакена,состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых коткрытым, от линейности к нелинейности. Эти системы подвержены внутренним ивнешним колебаниям, могут стать нестабильными. Синергетика, в самом широкомсмысле, это учение о взаимодействии. Существуют и другие названия в этойобласти — теория сложности, теория самоорганизации и т.д. (Термин«самоорганизующаяся система» впервые использовал еще в 1947 г. У.Р. Эшби.)Синергия — проявление взаимодействия в процессе синхронизированногофункционирования элементов, входящих в состав системы, что обеспечивает большийэффект, чем это следовало бы из суммирования действия каждого элемента вотдельности.
Основоположникисинергетики Г. Хакен, И.Р. Пригожин, К. Майнцер и др. при изучениитермодинамических систем показали, что изменилось соотношение между гармонией ихаосом, упорядоченностью и беспорядком. Синергетика рассматривает системы,существование, самодействие которых поддерживается постоянным обменом с внешнейсредой веществом, энергией и информацией. Развитие в сфере неорганических,биологических и социальных явлений выступает как преодоление противоположностимежду порядком и хаосом, как рост степени их синтеза, как стремление кмаксимальной устойчивости. «… Заложенные в системе внутренние потенции,входящие в «резонанс» с соответствующими внешними условиями, ведут (в условияххаоса и вопреки хаосу) к образованию упорядоченных структур.., способныхвступать во взаимодействие и порождать новое качество».
Конечно, не следуетслишком увлекаться синергетическими терминами, часто выступающими как метафоры.Например, если рассуждать о познавательных процессах в науке, то они не могутбыть представлены как возникновение порядка из хаоса, ибо в науке нет хаосамнений ученых, а есть конкуренция, взаимодействие, диалог и т.п.
Развитие (поведение)сложных систем нелинейного типа в состояниях неопределенности естьбифуркационное. Термин «бифуркация» в обыденном языке означает развилку или разветвлениенадвое. Спектр возможных альтернатив развития множественен. Применительно кобществу принципиальная невозможность точно просчитать будущие траектории егоразвития каждый раз ставит перед действующим субъектом проблему выбора. Приэтом важно не попасть в катастрофические для человека траектории, повозможности отсекая неблагоприятные сценарии развития. Диапазонжизнеспособности социума зависит от способности человека (человечества)отражать и прогнозировать как внешнюю среду, ее параметры и возможности, так исебя — осуществлять самопознание, оценку субъектом своего взаимодействия сосредой по принципу коэволюции, а не противостояния среды и субъекта. Социальнаяфилософия, опираясь на собственный потенциал и синергетику, отказывается отжесткого детерминизма, однолинейности, признает значение альтернативы,случайности, непредсказуемости, видит в хаосе не только разрушительное, но исозидающее начало, сочетает идею эволюции-революции с идеей многовариантностиисторического процесса.
Трудности приложениясинергетики к социальной жизни заключаются в том, что с переходом на болеевысокие уровни организации возрастает количество факторов, которые участвуют вдетерминации изучаемого социального феномена или явления, при этом недостаточноучитывается роль сознательного фактора духовной и идеологической сферы,возможности отдельного человека в сложной динамике социума. Выводы, полученныепри исследовании термодинамических систем, не могут быть буквальноэкстраполированы на социокультурные процессы, хотя в целом они применимы кобществу.
Диалектика как инструментпознания выполняет прежде всего регулятивные функции, проблематизируетжизненные ситуации, предупреждает человека о грозящих трудностях будущего, ноне дает готовых ответов.
1.2 Структурадиалектики. Метафизика как антидиалектика
диалектикаметафизика философия познание
Диалектика включаетпринципы, законы и категории.
Принципы отражаютфундаментальные основания бытия и познания, лежат в основе законов и категорийдиалектики, придают знанию системность и целостность, в познавательных ипрактических действиях выполняют нормативную функцию. Наиболее значимы двапринципа диалектики: связи и развития.
В законах диалектикиконкретизируется существо ее принципов. Законы выражают типичное, проявляются втечение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуютсябессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. Вобществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательнойдеятельности людей, субъективному фактору.
Законы диалектикиуниверсальны, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которыеприсущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. Известны тризакона диалектики — количественно- качественных изменений, единства и борьбы противоположностей,отрицания отрицания. Законы диалектики недопустимо противопоставлять законам,познаваемым фундаментальной наукой: физикой, химией, биологией, геологией,астрофизикой, социологией и т.д.
Диалектическиезакономерности осмысливаются как категориальные связи. В категориях принципыдиалектики находят еще более развернутую детализацию. К основным категориямдиалектики относятся: единичное — особенное — общее, единичное — многое; часть- целое, система, элемент, структура; содержание и форма; причина и следствие;необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность иявление. Категории диалектики есть категории философии, где акцент сделан надинамику и связи.
Идея всеобщей связипросматривалась у Декарта, который отрицал существование пустоты и тем самымпроводил мысль, что любое движение любого тела вызывает соответствующеедвижение всех остальных. О механической связи всего со всем писали французскиематериалисты XVIII в. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит о диалектике как«науке о всеобщей связи». Это положение фиксирует структурно-устойчивый(относительно постоянный) план предметов и бытия в целом. Связь понимается какуниверсальное закономерное взаимодействие. Конечно, наряду с постоянной связьюкаждого объекта с другим, существует и относительная независимость разделенныхв пространстве и времени объектов. Уже при жизни Энгельса физика исходила изположения об отсутствии взаимообусловленности между молекулами газов.Современная физика и биология определяют независимость как одну изхарактеристик определенности, присущей явлениям. В гуманитарной проблематикеактуальны, например, вопросы о политической независимости, о независимости какпредпосылке творчества, действиях человека согласно собственным соображениям, ане по шаблону.
Исходя из того, чтомироздание целостно, следует рассуждать не о полностью независимых, а обавтономно функционирующих элементах, объектах в общей структуре бытия ипознания. Автономная независимость выражается в том, что соответствующиеобъекты и системы имеют нечто свое, оригинальное.
Своеобразие,оригинальность объектов и систем — предпосылка и основа разнообразия,дифференциации. Дифференциация выступает как условие развития. Разделенность вмикромире на виды элементарных частиц и виды взаимодействия есть условиеобразования атомов и молекул. Дифференциация на разнородные химические элементы- условие образования сложных химических соединений, а в конечном счете — возникновения жизни. Формирование сложноструктурированного общества явилосьосновой перехода от дикости и варварства к цивилизации. Разрушение сложныхструктур, нарастание однородности и единообразия ведет к деградации.
События и предметыобъединены не только структурно-функциональным единством, но и генетическим.Предметы не только коррелятивны, устойчиво соотнесены между собой впространстве, но и подвержены во времени возникновению и исчезновению, т.е.относительны и преходящи в своем существовании. Имея в виду этот аспект,Энгельс в «Анти-Дюринге» определяет диалектику как «науку о всеобщих законахдвижения и развития».
В своей нераздельностисвязь и развитие отражают единство относительной устойчивости и изменчивости,системности и поступательности. В литературе называют и другие принципыдиалектики: историзма, причинности, системности и т. д. Но они, в конечномсчете, сводятся к принципам развития и связи. Так, принцип историзмаприменительно к природе сводим к принципу эволюции, включающий в себя скачки.Принцип историзма в изучении социума (у Г. Гегеля, К. Маркса, Г.В. Плеханова, В.И.Ленина, Д. Гэлбрайта и др.) позволяет оценивать целостность, определенностьтого или иного этапа в развитии общества, предвидеть тенденции его будущейэволюции — революции. Причинность — один из видов связи. В современнойфилософии причинно-следственные зависимости стали опираться на синтез жесткостии неоднозначности, при этом подчеркивается, что действие внешних факторовограничено. Они все более стали рассматриваться как развязывающие внутренниепроцессы в системах, а последние несут в себе элементы непредсказуемости,обусловливают открытость будущего. В основе системности лежит принципцелостности, который предполагает рассмотрение развивающегося объекта,расчлененного на взаимосвязанные элементы. Исследование внутренней активностисистем закрепляется в категориях случайности, спонтанности, потенциальновозможного. Сложные системы выступают как хаос, в котором всегда естьупорядоченность. В частности, в социуме внешнее резонансное воздействие,например, на рынок (организационное и финансовое) властных структур, влияет нахарактер кажущегося стихийного саморазвития, направляя его (упорядочивая) врусло эффективной эволюции.
Бесконечность бытия естьего развертывание вширь и движение вглубь. В точках пересечения этих потоковпроисходит переход от движения как изменения вообще, безотносительно к еговектору и результатам (например, превращаемость элементарных частиц,энергетические взаимопереходы и т.д.), к развитию как поступательно-продуктивному процессу в определенной системе координат, что приводит к появлениюнового, обновлению структуры и функций системы.
Формированию философскойтеории развития способствовали: обнаруженная человеком эволюция природы исоответствующий прогресс естественных наук — биологии, геологии, палеонтологии,эмбриологии, космологии и т.д.; историческое развитие человеческих сообществ,орудий и навыков труда, процессы интенсивных изменений общества, особенноначиная с эпохи Возрождения, научно-технический прогресс и соответствующий рости углубление обществоведческих и гуманитарных знаний. Г. Спенсер считал, чтоэволюционность, как в органическом мире, так и в социуме, характеризует главноенаправление изменений. Утвердившийся в XX в. принцип глобального эволюционизмаозначает:
а) ориентацию нацелостность мироздания, биосферы, ноосферы, общества и человека, причемпоследний находится не вне изучаемого объекта, а внутри его;
б) сближение естественныхи гуманитарных наук и искусства, культур Запада и Востока.
Развитие какфундаментальное свойство бытия разно- планово, многоуровнево и многоэтапно,многовариантно и альтернативно. Развитие (особенно биологическое и социальное)нельзя упрощенно толковать как линейный процесс. Оно происходит зигзагообразно,с отклонениями в сторону, с возвратами назад. Нередки случаи расщепления, дивергенцииразвивающегося процесса (например, когда одна линия развития привела квозникновению человека, другая — современных обезьян). Проявляются и процессыконвергенции — слияния, объединения различных линий развития в единый процесс.При этом слияние линий ведет не к их нивелировке, а к разнообразию развития.Например, народы сближаются в экономических отношениях, в решении глобальныхпроблем, в формировании институтов правового государства, а расходятся втрадициях, культурной, национальной уникальности. Уникальность западной ивосточной культур, конечно, не исключает, а предполагает тенденцию их синтеза.
Разнонаправленными иодновременно неотделимыми друг от друга тенденциями изменений выступаютпрогресс и регресс.
Прогресс характеризуетразвитие объектов бытия как переход от низших, несовершенных форм к болеевысоким и совершенным, что повышает степень целостности той или иной системы,ее приспособленность к среде, функциональную эффективность и обеспечиваетвысокий потенциал последующего развития.
Если в результатеизменений исчезают или уменьшаются полезные для системы функции, распадаютсяструктуры, уменьшается число связей, обеспечивающих относительную устойчивостьи жизнедеятельность данной системы, в целом, осуществляется переход от высшегок низшему, то такой процесс называют регрессом. Его формы — кризисы(экологические, экономические, политические, социальные), «пределы роста»,проявления дефективности и дегенерации (биологическое вырождение и вымираниебез притока внешней крови на основе кровосмесительства, выражения слабоумия,идиотизма и пр.).
По проблеме соотношенияпрогресса и регресса имеются две основные точки зрения. Первая утверждает, чтопоскольку мир бесконечен, то судить о направлении его изменений невозможно.
Д. Толанд подчеркивал,что хотя окружающий мир находится в непрестанном движении, обновлении, ноизменения в частях не влекут за собой изменения Вселенной, ибо перемены,переходы и превращения материи не могут вызвать ни увеличения, ни уменьшения ееобщего количества, поэтому мир пребывает в одном и том же состоянии. Касаясьэволюции живых форм, Энгельс отметил, что «каждый прогресс в органическомразвитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннееразвитие и исключает возможность развития во многих других направлениях».Диалектика реального такова, что каждый шаг в осуществлении возможностей,расширяя их диапазон в одних направлениях, закрывает в других.
Некоторые современныеисследователи также подчеркивают относительность понятия развития. «… БытиеПрироды определяется как непрерывное изменение отдельных ее частей(Метагалактик или Вселенных) при неизменном целом (Большой Вселенной)». Впроцессе космической эволюции материи происходит постоянное рождение и угасаниекосмических объектов. Конец в развитии одного космического цикла эволюцииозначает начало развития другого цикла. Свойства космического притяжения икосмического отталкивания служат тем толчком, который приводит к расширению илик сжатию всей видимой Вселенной. (Продолжительность глобального цикла, поданным современной космологии, около 25 млрд лет.) Нынешнее расширениеВселенной спорадично должно смениться когда-то сжатием материи. Тем самымпонятие развития оказывается относительным практически на всех ступеняхдвижения материи. Для материи, считает И.Р. Пригожин, характерно единство(параллельность) процессов эволюции и деградации.
Возникновение,становление, прогресс и регресс характеризуют материальные системы, имеющиеначало и конец. В этом ключе рассуждал Энгельс, когда предсказывал неумолимую гибельчерез миллионы лет органической жизни на Земле и самой Земли. Современноекомпьютерное моделирование показывает, что из-за расширения Солнца Земляпримерно через 0,5 млрд лет окажется непригодной для жизни человека. Сможет личеловечество найти ответ на вызов Космоса, т.е. преодолеть на основенаращивания своего научно-технического потенциала земное притяжение ипереселиться на орбиту новой планеты, даже иной Вселенной?
«Высшее» по однимпараметрам может оказаться «низшим» по другим. Например, улучшение уровня икачества жизни, создающее благоприятные социально-экономические условия ипродлевающее среднюю продолжительность жизни, в конечном счете может снизитьбиологические параметры человека, подорвать миллионами лет складывающуюся«программу» (инстинкт) самосохранения лучших особей в борьбе за существование.Расцвет нередко чреват деградацией, а упадок может оказаться периодомнакопления новых потенций.
Вторая концепцияотказывается от идеи равносильности, конкретного соотношения прогресса ирегресса и постулирует прогресс. Материя, несущая в себе полное равенствотенденций прогресса и регресса, представляла бы собой неизменную субстанцию.Поступательное развитие, отметил Энгельс, вопреки временным отливам, в конечномсчете прокладывает себе путь, являясь ведущим направлением изменений. (УЭнгельса таким образом, мы обнаруживаем суждения в пользу обеих рассматриваемыхконцепций). Н.Ф. Федоров писал о внутренней направленности природной эволюциико все большему усложнению и к появлению сознания. В.И. Вернадский считал, чтовсеобщим законом Вселенной является постоянное усложнение бытия и ростразнообразия его структур, а восходящая направленность развития живого не можетпрекратить свое действие на человеке. По мнению Тейяра де Шардена, за сознаниеми жизнью в нынешней форме должны следовать «сверхсознание» и «сверхжизнь».
Материя, исходя изпринципа неисчерпаемости мира, является носителем бесконечных возможностейизменения. На основе реализации прогрессивной тенденции возникают более сложныеформы реальности с увеличивающимся диапазоном возможностей дальнейшегоразвития. Так, например, к середине XIX в. палеонтологами была выявленанаправленность процесса в сторону последовательного усложнения иусовершенствования нервной системы, головного мозга. В настоящее время идеявосходящего развития человека выражается в предположении, что эволюциячеловека, в частности эволюция нейронных систем его мозга, продолжается.Направляющими факторами прогрессирующей эволюции выступают как природная среда,так и во все возрастающей степени искусственная среда — культура.
Приведенные описанияточек зрения по вопросу соотношения прогресса и регресса дополняют друг друга иодновременно находятся в оппозиции.
«Вкратце диалектику, — писал В.И. Ленин, — можно определить как учение о единстве противоположностей.Этим будет схвачено ядро диалектики...» Если исходить из этой трактовки, тозакон единства и борьбы противоположностей выступает интегрирующим основаниемвсей диалектики. Впрочем, принципы, законы и категории диалектики составляютнерасторжимое единство, из которого не может быть исключена ни одна из еесоставляющих. Многогранную, противоречивую реальность во всех ее взаимосвязях иразвитии «схватывает» не отдельный какой-то закон диалектики, не одна паракатегорий, а лишь их система, постоянно развивающаяся, обогащающая своесодержание.
Итак, диалектика естьцелостное многообразие принципов, законов и категорий, образующих системуположений, всесторонне раскрывающих всеобщие и существенные аспекты взаимосвязии развития мира и его познания.
Любая категориядиалектики выражает внутреннее существенное отношение между явлениями и поэтомутак или иначе есть закон. Всякий закон диалектики индивидуален и поэтомуидентифицируется с отдельным понятием (категорией). Так, закон единства иборьбы противоположностей по существу тождествен категории противоречия, законотрицания отрицания — категории отрицания. Законы и категории диалектики даныне в единичной, а в «парной» обособленности: «единство — борьба», «количество — качество», «отрицание — отрицание отрицания», «содержание — форма», «причина — следствие» и т.д. Скрепляющим в единую систему «стержнем» законов и категорийдиалектики выступают принципы диалектики — развития и связи.
Исторически сложились дваальтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектическоеи метафизическое.
Начиная с античнойфилософии, метафизикой обозначали философское учение о началах бытия, которыепредставлялись как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому методумышления Гегель противопоставил диалектику и определил метафизику какантидиалектику.
Метафизика (в значенииантидиалектики) сыграла определенную позитивную роль в развитии науки: открытияНового времени были совершены посредством этого метода. Тогда на первом местебыла ориентация на выделение частей целого, на их анализ, систематизациюданных.
Для «старой»(классической) метафизики характерно отрицание развития, отсутствие целостноговзгляда на мир, убеждение в окончательной завершенности всех мировых связей,мышление по принципу «или — или», «да — нет».
«Новая» метафизика (совторой половины XIX в.) признает связи и развитие, ведь было бы абсурдно нафоне громадных достижений науки и общественной практики этого не замечать.Модернизированная метафизика обнаруживает связи лишь на локальном уровне и невидит всеобщей взаимосвязи, не видит, что мир есть система. Неометафизика всвоих различных вариантах истолковывает развитие: лишь как количественныеизменения («плоский эволюционизм»); как только качественные изменения, цепьскачков («катастрофизм»); как монотонное повторение со строго линейнойнаправленностью; как движение по кругу без возникновения нового; как движение,из которого изымается его сущность — противоречие; как сплошной прогресс безсопровождающих его «попятных» движений. В отличие от классической(первоначальной) метафизики, благоговеющей перед незыблемостью и постоянствомвещей, неометафизика возводит подвижность и относительность понятий в культ; заизменчивостью вещей не замечается их устойчивость, действительностьпревращается в сплошной поток, исключающий всякую определенность.
Антидиалектика выражаетсяв формах софистики и эклектики.
Софистами в ДревнейГреции называли учителей, обучавших юношество наукам и красноречию. Слово«софистика» получило нарицательный смысл, так как отождествлялось с «пустой»мудростью. Тем не менее, софистика сыграла положительную роль в распространениирационального мышления, в развитии философии языка.
Софистикапротивопоставляет различные моменты процесса друг другу, абсолютизируя одни изних, выхватывает случайные признаки. Софистика оперирует всякого рода уловками,замаскированными внешней правильностью. Вот пример, известный древним грекам всофизме «рогатый»: «То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рогов, значит, тыимеешь рога». За внешней правдоподобностью рассуждений здесь допущенаподтасовка. Ведь человек многое не терял, но это не значит, что он все этоимел. Вместе с тем, в софистике содержится нечто ценное, позитивное.Древнегреческие софисты могли убедить в чем угодно, но «именно они впервыевысказывали… идеи о том, что рабов от рождения нет, что женщины равнымужчинам, что нет богов. Софистика ведь не только сноровка, не угодничествонизменных страстей, как выразился Платон, но еще и способ выражения… новых инебывалых идей». Таким образом, софистика любого времени в определенном смыслесвязана с логикой научного открытия.
Эклектика означаетотсутствие целостности в рассуждениях, теориях, беспринципное смешениеразнородных точек зрения. Эклектика, произвольно сочетая разные признакипредмета, не способна выделить главное, синтезировать многообразное. Вхарактеристике эклектики Гегель использовал образ платья, сшитого изразноцветных кусков материи. Примером эклектического плюрализма может выступатьрассуждение Н.К. Михайловского, который рисовал будущее России по принципу«взять хорошее отовсюду»: от капитализма — развитие техники, культуру, отфеодализма — мелкую собственность, общину.
«… Сочетание различныхпринципов может быть не только внешним и механическим. Оно может строиться и наусмотрении единой глубинной сущности сочетаемых концепций, на представлении ихкак разных сторон единого целого». Приведем пример. В комплекс направленийобновления нашего общества (в Беларуси, России и т.д.) в идеале входят:научно-технический прогресс, переход к новейшим технологиям; реформированиеотношений собственности и выход на смешанную экономику, приведение в действиеэффективных видов мотивации труда; сбалансированный учет интересов различныхслоев населения; формирование правового государства. При этом сочетаются идополняют друг друга права и свободы с ответственностью человека, экономическаяи политическая демократия с дисциплиной, экономическая эффективность ссоциальной защищенностью, коллективистская солидарность с индивидуализациейдеятельности. В рассматриваемом конкретном случае системный плюрализмхарактеризует глубинную суть одного явления — обновление нашего общества,рассматриваемого как целостный организм, где учтены главные сферы общественнойжизни.
В противовес софистикедиалектика всесторонне подходит к предмету, а в отличие от эклектики диалектикав комплексе признаков предмета раскрывает их взаимосвязь и выделяет для данных,конкретных условий главное, но не абсолютизирует его.

Список использованных источников
1. Хаврак, А.П. Философия: учебное пособие / А.П. Хаврак. — М.: Дашков и К, 2007. — 376 с.
2. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков –Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.
1. Я.С. Яскевич Философия / Под общ. ред. Я.С. Яскевич – Минск,2006 – 308 с.
3. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-еизд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.