Демокрито человеке, его жизни и ценностях.
Демокрит (конец 460-370 гг. до нашей эры) был учеником Левкиппа иучился у Анаксагора. В соответствии со своим учением Демокрит даетматериалистическое объяснение возникновения богов: древние люди, видя неземныеявления (гром, молнию, зарницы, затмение луны), боялись и полагали, что богисуть причины этих вещей.
Вопрос о природе (сущности) Ч., его происхождении иназначении, месте Ч. в мире — одна из основных проблем в истории философскоймысли. В древней китайской, индийской, греческой философии Ч. мыслится какчасть космоса, некоторого единого сверх временного «порядка» и«строя» бытия («природы»), как «малый мир»,микрокосм (Демокрит) — отображение и символ Вселенной, макрокосма (в свою очередь понимаемогоантропоморфно — как живой одухотворённый организм). Ч. содержит в себе всеосновные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа),рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как дверазнородные субстанции (платонизм). В учении о переселении душ, развитоминдийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными,Ч., богами) оказывается подвижной (см. также Карма); однако только Ч. присущестремление к «освобождению» от пут эмпирического существования с егозаконом кармы — сансары. Согласно веданте, специфическое начало Ч. составляет атман(душа, дух, «самость», субъект), тождественный по своей внутреннейсущности со всеобщим духовным началом — брахманом. В философии Аристотеля нашловыражение, определяющее для античной философии понимание Ч. как живогосущества, наделённого духом, разумом («разумной душой», в отличие отсенситивной и вегетативной души) и способностью к общественной жизни.ВзглядыДемокрита на природу души человека
Душа — совокупность особых атомов. Конечная цель человека- душевное благосостояние, при котором душа пребывает в спокойствии иравновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой бы то ни былодругой страстью.
Последовательноматериалистическую позицию Демокрит занимает и в вопросе о природе души ипознания. Известно, что часто психическая деятельность человека объясняетсяналичием в его теле специфической субстанции или силы — «души».
В неорганической природе всесовершается не по целям и в этом смысле случайно, а у ученика могут быть ицели, и средства. Таким образом, взгляд Демокрита на природу души являетсястрого причинным, детерминистическим.
Он проповедовалпоследовательную материалистическую позицию в учении о природе души и познания.«Душа, по Демокриту состоит из шарообразных атомов, т.е. подобнаогню».
Атомы души имеют способность кощущению. Чувственные качества субъективны (вкус, цвет…) отсюда, он делал выводо ненадежности чувственного познания (Мед горек для больного желтухой и сладокздоровому).
Метриопатия (греч. metriopátheia,от métrios — умеренный и páthos — страсть), термин древнегреческой этики, означающийтребование умеренности в страстях. Противополагался апатии — отсутствиюстрастей. Особенное развитие М. получила в этике Демокрита и Эпикура, которые рекомендовали умеренность вчувственных наслаждениях в качестве необходимого условия для достижениядушевного покоя. У Демокритаумеренность выступает в качестве основной нормы поведения
В этике Демокритпридерживается принципа: «душа — лежбище судьбы» и назначение ее — развить свой потенциал в счастливом или несчастливом направлении. Жизньчеловека – есть, прежде всего, удовлетворение телесных потребностей. Общество,считает он, возникло тогда, когда "… мы научились от паука ткачеству иштопке, от ласточки — постройке домов, от певчих птиц — лебедя и соловья — пению".
Но в то же время, он считал,что без «темного» знания, получаемого из ощущений не может бытьникакого знания. «Сформулировав важную догадку о взаимосвязи чувственногои разумного, Демокрит не смог еще дать описания механизма перехода от одного кдругому.
Уже античные философы(Демокрит, Эпикур) в различных видах утверждали, что человек – эгоист отприроды и что из этого должна исходить всякая нравственность.
Демокрит одним из первых вантичной философии дал развернутое представление о процессе познания, выделив внем чувственную и рассудочную сторону и определив их соотношение. Познание,говорил он, идет от чувств к разуму. Чувственное познание есть результатвоздействия атомов. Различие чувственных образов обусловлено различием форм,строением атомов. Например, зрительный образ появляется в процессе „отлетания“ от вещей их микроскопических копий, образов. Последние попадают вглаз и в нем появляется зрительный образ.
Рациональное познание есть,по Демокриту, продолжение чувственного. Разум — это более тонкий зрительныйорган, т.е. это своеобразное „логическое зрение“. Демокрит не делаетразличия между материальным и идеальным. Душа человека есть соединение легковозбуждающихся сферических и гладких атомов, которые являются божественными.
Онравственности.
Демокрит принял горячееучастие в споре о достоинстве человека – о том, что позднее было названоценностями, то есть о том, что для человека наиболее важно, как, во имя чегочеловек должен жить. Его, как и мудрецов предшественников, волновали вопросы,которые и сегодня остаются животрепещущими: существуют ли принципы, которыеможно назвать самыми высокими нравственными основаниями жизни? А еслисуществуют, то в чём они состоят? Вмешавшись в спор софистов и Сократа,Демокрит проявил стремление отстоять собственную индивидуальную позицию в мире,в котором существуют самые разные устремления, взгляды, интересы, — позициюмудреца, который живёт не только мудростью, не только идеальным, не толькоинтеллектуальными заботами. Но при этом он твёрдо и чётко различает, разделяет,даже противопоставляет так называемые телесные блага и удовольствия – идушевное благо, которое считает божественным. « Не телесные силы и не деньгиделают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость»,- говоритДемокрит. Здесь слышны отголоски полемики с соотечественниками, современниками,в частности с теми, кто попрекал его «разбазаренными» отцовскими деньгами.«Телесная красота человека, — согласно Демокриту,-- есть нечто скотоподобное,если под ней не скрывается ум».
Такое противопоставлениеговорит о несовместимости в глазах Демокрита – и, наверное, многих егоединомышленников – правоты, мудрости, с одной стороны, и стремления кматериальным благам, прежде всего к деньгам, — с другой. «Как из ран самаяхудшая болезнь есть рак, так при обладании деньгами самое худшее – желаниепостоянно прибавлять к ним», — заявляет Демокрит.
Обосновывая преимуществонравственной позиции мудреца, Демокрит постоянно настаивает на том, что надообуздывать желания и страсти, воспитывать умеренный характер. Сильные желания,направленные на достижение чего-нибудь другого, делают душу слепой по отношениюко всему прочему, подчёркивает Демокрит, которого привлекает полнота жизни. Оннастаивает на том, что «свиноподобны те люди, которые стремятся к роскоши».Счастье, по Демокриту, в хорошем расположении духа, в его невозмутимости,гармонии, симметрии, в неустрашимости души. Все эти качества, устремления душии объединяются у Демокрита в понятии о высшем благе. Вовсе не полагая, чтодостигнуть такого состояния очень легко, он драматически повествует онепрекращающейся тяжбе души и тела, которую, вероятно, не раз испытывал насамом себе. Не только тело виновно перед душой, Душа, при неправильномупотреблении может стать для тела постоянным источником несчастья.
Не соглашаясь с софистами втом, что никаких устойчивых ценностей нет, Демокрит особое значение придаёттаким ценностям, как справедливость, честность, истина. Люди обычно знают, чтотакие ценности существуют, и могут к ним стремиться. «Должно препятствовать, — говорит философ, — совершению несправедливого поступка. Если же мы этого не всостоянии сделать, то, по крайне мере, мы должны не содействоватьнесправедливому поступку». Развивая и углубляя мысль, он утверждает: «Не изстраха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков».Согласно Демокриту, «совершающий несправедливость несчастнее несправедливострадающего». Правильна или неправильна эта мысль с житейской точки зрения, ноДемокриту важно отстоять её как нравственную истину.
Он нередко говорит о том, чтоподлинная добродетель в поступках должна быть противопоставлена речам одобродетели, поэтому «должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам,а не к речам о добродетели». При этом Демокрит выделяет не только оченьвысокие ценности – такие, как справедливость, честность. Нередко философ сострастью отстаивает ценности дружеских, тёплых, доверительных отношений междулюдьми, которые в древнегреческом мире становились всё более проблематичными ипотому приобретали новую значимость; резко выступает против завистливости,недоброжелательства, корыстолюбия. «Истинный благодетель, — говорит Демокрит,-- не тот, кто имеет в виду отплату, а тот, кто хочет сделать добро». «Должностыдится самого себя столько же, как и других людей.… В каждой душе должен бытьначертан закон: Не делай ничего непристойного!»
Рассуждения Демокрита оценностях достаточно просты. Они вряд ли выстраиваются в какую-то стройнуюконцепцию. Это, скорее, защита ценностей-добродетелей, которые ему лично какфилософу мудрецу наиболее дороги. Это и рассуждение о нравственности на уровнефилософской моралистики, которая очень близка к простому,житейско-нравственному рассуждению благонравного, добродетельного, духовноориентированного человека; и проповедь аскетизма, связанного с высокимиинтеллектуальными наслаждениями. Философ-мудрец отстаивает этический идеалчеловека, устремлённого к духовным благам, подчёркивает привлекательность имудрость человечного, гуманного характера, уравновешенного, несуетливого образажизни. С непритязательностью, простотой этики Демокрита связана подмеченнаяЦицероном особенность его нравственного философствования: в рассужденияхДемокрита чаще всего встречаются ссылки на хорошее расположение духа. То, чтоговорит Демокрит, замечает Цицерон, превосходно, однако не вполне закончено,ибо немного сказано о добродетели, да и то, что сказано, не объяснено.
Рассуждения Демокрита онравственности довольно тесно связаны с его представлением об обществе,государстве, с его политическими пристрастиями. Демокрит – защитник демократии,хотя, вероятно, и критик отдельных сторон того воплощения, которое онаприобрела в античности. Некоторые важнейшие принципы демократии в соединении супомянутыми духовными ценностями и есть социально-нравственный идеал Демокрита.Для него бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемогоблагополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства. Демокритсчитает, что как можно больше людей должно участвовать в общественных делах.Его аргументация в пользу этого тезиса – скорее практическая, причём носитхарактер доказательства от противного: если не станешь участвовать вобщественных делах, приобретёшь дурную репутацию. «Ведь даже и тому, кто неотносится с нерадением (к общественным делам) и не совершает несправедливости,грозит опасность приобрести дурную репутацию и даже претерпеть кое-какиенеприятности». Перед нами важное свидетельство того, насколько в рамкахдревнегреческой государственности ценилась социальная активность граждан. Можнобыло приобрести дурную репутацию не только тогда, когда человек совершал дурныепоступки, но и когда он вообще ничего не делал для общества и государства.
Демокрит высказывается впользу согласования интересов, мнений. Он полагает, что государство темдемократичнее, чем больше в нём единомыслия. Кому-то из наших современников этамысль может показаться ложной и даже вредной: так мы настрадались из-занасильственно внедряемого, как казалось, отсутствующего единомыслия. Но намнадо осознать и то, в чём правота Демокрита. Для Демокрита демократия – этоединомыслие, причём единомыслие не на словах, а в реальных действиях. Чембольше активно людей действуют вместе, тем скорее они способны прийти ксогласию и действительно приходят к нему. Путь к предотвращению конфликтов,дурных действий, к доброжелательству людей в отношении друг друга – социальныйпуть, который вполне согласуются с нравственными идеалами, защищаемымиДемокритом. Постоянно отстаивая права бедных, Демокрит в жизненной практикеследует провозглашению им идеалу жизни, не связанной с устремлением к богатству,или, как он говорил, со «скотоподобной жизнью в роскоши». Но такой идеал,сознаёт Демокрит, должен быть принят добровольно. Он под силу только немногим,настоящим мудрецам. Вместе с тем философ принимает во внимание положение ипереживания тех людей, которые не хотят оставаться в бедности.
Государство, с точки зренияДемокрита, должно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружатьих заботой. В этой позиции, пожалуй, нет большого противоречия между Демокритоми софистами, но есть и созвучие с сократовско-плотоновской ориентацией. Аименно: Демокрит, как многие древние греки, проявляет не малое уважение кзакону, уважение к государству как таковому. «Интересы государства превышевсего, нельзя применят насилие против общего блага. Хорошо управляемый городесть величайший оплот»,- говорит Демокрит. Закон призван «хорошо устроить жизньлюдей», и он благотворно действует на тех, кто ему повинуется. Итак, зло вгосударстве заключено не в законах, которые сами по себе неплохи: они не мешалибы жить каждому свободно, благополучно, ели бы один человек не вредил другому.«Зависть, — полагает Демокрит, — начало раздора среди людей». «Приличие, — утверждает он, — требует подчинения закону, власти и ещё умственномупревосходству». В воззрениях Демокрита уже заложена та идея, которая будетшироко и полно развита потом в социальной философии Плотона. Это мысль огосударственном управлении как особом и очень высоком искусстве, которому нужноспециально обучаться.
Демокрит был ярким сторонником демократии, полагая, что „лучше быть беднымв демократическом государстве, чем жить в богатстве при монархии“.Демократия должна поддерживаться самими гражданами, посредством созданных имизаконов. Закон необходим, чтобы помочь счастливой жизни людей, поэтомуповиновение закону — есть свидетельство добродетели человека. А высшейнравственностью Демокрит признавал „блаженное состояние духа“, прикотором душа пребывает в спокойствии и равновесии, „не смущаемая нистрахом, ни суеверием, ни иною какою-нибудь страстью“. Поэтому „то,что сродни нам, то и нужно выбирать, а чему мы чужды — того надоизбегать“. Для него был характерен космополитизм: „Любая земнаяобитель открыта для мудреца: ибо отечество для доблестной и добродетельной души- весь универсум“. Умозрительная атомистическая концепция Демокрита имелаисторическое значение, так как в Новое время она была положена в основуестественнонаучной картины мира. Демокрита можно считать последним крупнымгреческим философом-натуралистом, ибо с его творчеством заканчиваетсянатуралистический период древнегреческой философии.