Реферат по предмету "Философия"


Глобальные проблемы современности 16

Содержание
Введение……………………………………………………………………….2

Понятие глобальных проблем………………………………………………..4

Понятие культуры……………………………………………………………..7

Культура, гуманизм и наука………………………………………………….10 Заключение……………………………………………………………………15

Список использованной литературы………………………………………..16

Введение.


XIX век стал веком триумфального шествия промышленной революции по Европе. Изобретение парового двигателя, усовершенствование ткацкого станка, развитие металлургии, а следовательно, машиностроения и транспорта – все это давало иллюзию безграничности человеческих возможностей. До определенного момента казалось, что так и есть. Электрификация увеличила продолжительность рабочего дня, биологи открывали все новые препараты и вакцины, продлевающие жизнь, новые средства связи делали расстояния не преградой для общения. Но когда разразилась Первая Мировая война, вера во всемогущий прогресс значительно пошатнулась. Оказалось, что большинство изобретений разрабатывались для уничтожения разумных существ, и лишь потом были приспособлены под мирные нужды. Что промышленность загрязняет нашу планету, и не только мы, но многие поколения наших потомков будут страдать от последствий теперешнего наплевательского отношения к окружающей среде. Что объединение всего человечества заставляет делить на всех не только экономическую выгоду, но и кризисы, войны, эпидемии. Что энергия, которой с каждым годом потребляется все больше, не бывает «бесплатной» — любой способ ее выработки несет ущерб планете. В свете недавних событий на АЭС «Фукусима» тема становится особенно болезненной…

В XX веке человечество столкнулось с рядом проблем, которые ни отдельное государство, каким бы развитым оно не было, ни даже могущественные военно-политические группировки, НАТО в частности, не могут разрешить своими силами. С 60-х годов прошлого века, когда термин «Глобальные проблемы человечества» появился в средствах массовой информации, неоднократно проводились научные конференции и саммиты, создавались команды специалистов по решению подобных проблем, появилось течение глобалистов. Ежегодно издается порядка 15-18 тысяч научных работ, посвященных только проблемам мировой экологии. Но проблемы никуда не делись. Напротив, наблюдается неуклонное их углубление и ухудшение ситуации в целом. На настоящий момент глобальные проблемы настолько обострились, что все чаще в теориях глобализации появляются панические (алармистские) настроения, все чаще на повестку дня ставится проблема не развития, но выживания человечества.

События, происходящие в мире, и активное обсуждение в СМИ дальнейшей эволюции (или все же деградации?) человечества подтолкнули автора к исследованию данной темы. Неужели правда, что цивилизации осталось какое-то столетие, или это лишь погоня за новой сенсацией в попытке сделать себе имя в определенных кругах?

Автор работы ставит перед собой следующие задачи:

Дать определение понятию «Глобальные проблемы человечества»

Выявить их взаимосвязь с культурой

Исследовать предпосылки их возникновения

Целью данной работы является раскрытие темы «Культура и глобальные проблемы современности».
Основная часть.

Понятие глобальных проблем современности.

На настоящий момент различные источники определяют около трех десятков глобальных проблем различных типов. Так что же это такое? Согласно Большому Энциклопедическому Словарю,

«Глобальные проблемы — современные проблемы существования и развития человечества в целом — предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами; устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами — продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует признания необходимости международного сотрудничества» (стр.286).

Если пользоваться современными источниками (Википедия), то:

«Глобальные (от латинского «globus» — земной шар) проблемы современности  — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира».

Ученые по-прежнему спорят о критериях, по которым ту или иную проблему необходимо признать глобальной. Традиционно выделяют следующие подходы:

1. Основной критерий признания проблемы глобальной – угроза для выживания человечества.

2. Планетарный масштаб распространения проблемы, например, экологические проблемы (кислотные дожди, озоновые дыры), мировые войны, угроза конфликта с применением оружия массового поражения.

Данные подходы были разработаны в 70-х годах прошлого века, однако уже в течение 80-х они были признаны недоработанными и узко рассматривающими проблему, и была дана современная формулировка, наиболее полно отражающая обстановку:

3. Глобальными являются проблемы, которые по своей сути, затрагивают интересы всего человечества; приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы Земли; создают реальную угрозу для будущего человечества; требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком масштабе.

Теперь, когда перед глазами есть четкое определение понятия «глобальная проблема», можно сформулировать список проблем такого рода:

— проблема «Север-Юг» — преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности;

— предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов,

— недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

— предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;

— обеспечение человечества ресурсами;

— озоновые дыры;

— проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;

— демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых);

— проблема наркотической, алкогольной и табачной зависимости;

-терроризм.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Поэтому их решение требует комплекса тщательно продуманных мер со стороны всего мирового сообщества, а не только какого-либо отдельного государства.
Понятие культуры.

С определением глобальных проблем все понятно. Но казалось бы, причем здесь культура? Вновь обратимся к толковым словарям.

Прежде всего, разберемся с происхождением слова «культура».

В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (др. Греция, 234—149 до н.э) De agri cultura. Этот труд был посвящен уходу за полем, что означало не только механическую обработку почвы, но и ее почитание.

Римляне употребляли слово «культура» в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» — выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т.д.

Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) в своем труде «Тускуланские беседы» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»). Он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума.

В латинском языке слово имеет несколько значений:

1. возделывание, обрабатывание, уход; разведение; земледелие, сельское хозяйство;

2. воспитание, образование, развитие (culturae patientem commodare aurem);

3. поклонение, почитание (potentis amici).

Впервые как самостоятельное понятие культура появляется в трудах немецкого юриста и историка Самюэля Пуффендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному» (в значении «образование, привычки, духовный уровень развития»), который был воспитан в обществе, противопоставляя его человеку «естественному», не получившему какого-либо образования.

В 1782 г. немецкий ученый И.К. Аделунг издает философский трактат «Опыт истории культуры человеческого рода». Именно после ее публикации слово «культура» начинает входить в философскую терминологию, а позже и в повседневное употребление.

К сожалению, в XVIII веке лексема «культура» в составе русского языка отсутствовала. В русском данное слово возникло лишь в середины 30-х годов XIX века. Словари того времени выделяли только два значения лексемы: 1. «хлебопашество, земледелие», 2. «образованность». За триста лет непрерывной эволюции понятий слово «культура» приобретало новые смысловые оттенки, и в настоящий момент оно является одним из самых многозначных слов в русском языке – почти сто значений. Итак, если кратко:

Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умения и знаний).

Мы не задумываясь употребляем слово «культура» ежедневно, практически не вникая в его смысл, в то время как сотни теоретиков и мыслителей, пытаясь выразить его многогранность и невероятно глубокое значение, написали (и ещё будут писать) немыслимое количество трудов на эту тему. На взгляд автора, самые объективные и логичные определения приведены ниже:

Культура – это…

1. совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие;

2. исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (БСЭ);

3. общий объем творчества человечества (Даниил Андреев);

4. сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем;

5. картина мира;

6. совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека (Ю. Лотман);

7. возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;

8. абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

9. общее состояние общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.;

10. воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;

11. развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество;

12. творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (например, современная культура, славянская культура, массовая культура).

13. вся совокупность небиологических проявлений человека.
Культура, гуманизм и наука.

Современное человечество — это переплетение культур нескольких тысяч народов, объединение сотен государств. Население Земли уже превысило 6 млрд. человек. Шло время, поколения сменяли друг друга. Но среди миллионов и миллиардов людей, живших, живущих и еще не родившихся, нет и никогда не будет хоть и двух абсолютно одинаковых представителей рода человеческого.

Все люди разные, мы отличаемся друг от друга не только физиологией и психологическими особенностями. Между людьми есть и групповые отличия: профессиональные, национальные, семейные, половые, возрастные и т. д. Что же объединяет столь непохожих людей в единое цивилизованное человечество? Единая общечеловеческая культура, которая возникает на основе целостности мира – вот правильный ответ. Целостность мира — это взаимосвязь и взаимозависимость людей и народов. Она послужила основой становления современного человечества и единой общечеловеческой культуры.

Хотя термин «культура» появился сравнительно недавно, понятия, которые он обозначает, существуют с момента зарождения цивилизации. Во все времена культура проникала во все области человеческого бытия, начиная от возникновения общегуманистических принципов и заканчивая разработкой современных научных теорий.

Облик современной культуры появился путем суммирования опыта, накопленного человечеством за прошедшие столетия и достижений конца XX столетия. Культура претерпела множество революций, изменений и трансформаций. Порой потомки пытались строить новый мир, полностью отвергая ценности и идеалы своих предков, но чаще новая культура базировалась на принципах старой. Та действительность, которую мы видим сейчас – результат многовековой сублимации опыта всех эпох, оставивших след в письменной истории: Античности, Смутных времен, Средневековья, Ренессанса, Нового и Новейшего времени. Ничто в этом мире не ново. Все знают, что мы живем в гуманистическом обществе, однако основные принципы гуманизма были сформулированы еще четыреста лет назад.

Гуманизм — очень широкое понятие. Современный гуманизм универсален и всеобъемлющ: он адресуется каждому человеку, дарит каждому право на жизнь, благосостояние, свободу. Это не элитарный, а демократический гуманизм.

Гуманизм оказал влияние на все отрасли жизни современного общества — экономическую, духовную, политическую, художественную и т.д. Тенденции гуманизма определили становление политической культуры в развитых странах. Лозунги Великой Французской революции (свобода, равенство, братство, демократия) стали идеалами для всех государствами – членов Организации Объединенных Наций.

Еще в Библии выдвигалась идея всеобщего равенства. Христос говорил своим ученикам: все равны перед Богом, ибо каждый человек, независимо от своего социального положения, обладает бессмертной душой. Библия порицает богатство – стала крылатой фраза «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу попасть в рай». Но необходимо заметить, что христианская идея равенства носит условный характер. Получается, что люди равны только в загробной жизни, но не в реальной. Смирение – основное требование к истинно верующему: каждый должен нести свой крест, свою участь, как и Христос, поскольку существующие неравенства социальной, классовой жизни, имущественные различия – прерогатива Творца.

Одно из самых важных достижений культуры последних полутора столетий стало представление, что мир возможно познать преимущественно рациональным путем. Как основной инструмент познания окружающего мира, начинает бурно развиваться наука.

С одной стороны, явственно проявляется тенденция к интеграции научных исследований специалистов со всего света. С другой стороны, мировое научное сообщество не может объединиться, пока каждый ученый не перестанет представлять интересы своей страны и не начнет служить высоким идеалам гуманной науки. Примером подобного несоответствия может служить гонка вооружений между США и СССР, когда практически весь потенциал стран был направлен на разработку оружия уничтожения потенциального противника.

За последние сто лет промышленное производство планеты возросло примерно в пятьдесят раз, при этом 4/5 этого прироста получено с 1950 г. На настоящий момент мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 триллионов долларов в год, и в ближайшие 50 лет аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение в 5—10 раз.

После бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году, вера в то, что научные знания – исключительное благо, сильно пошатнулась. В результате в XX веке началось противостояние двух теорий развития общества: сциентистской и антисциентистской.

Сциентизм полагал, что научное знание – наивысшая культурная ценности. Наука признавалась абсолютным эталоном, по мнению сциентистов она способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, — экономические, политические, моральные и т.д.

Представители течения сциентистов утверждают: наука может все. Трудно спорить с тем, что современная наука проникла во все области жизни современного общества, проявляясь не только в промышленности, сельском хозяйстве, но и в политике, административной и военной сферах. Но не все явления подвластны количественному и качественному научному описанию. Как можно разложить по формулам искусство, веру, чувства и отношения людей?

Вслед за сциентизмом появляется и течение антисциентизма. Антисциентисты принижают значение научного знания и науки в целом. Они заявили (небезосновательно), что именно наука – причина практически всех глобальных проблем и кризисов: экономического, экологического, национального. Именно перу теоретиков антисциентизма принадлежит знаменитая фраза: «Наука — чума XX века».

Возникший в Европе, а затем распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития его свободы, но в то же время вновь закрепостил его как личность. Техногенный путь развития цивилизации определяет такие взаимоотношениия между человеком и природой, когда природа стала объектом человеческой деятельности и бездумной, безграничной эксплуатации.

Капитализм – идеологическое знамя Европы XX века, — поставил цель в накоплении все большего количества материальных благ, богатств, а затем уже на этой основе решить все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Заблуждение, что природа – это бесконечная кладовая, откуда можно брать сколько угодно и она не оскудеет, оказалось ошибочным. Экономический, а потом и экологический кризис положил конец такому представлению. Стали возникать идейные и научно-теоретические движения, поставившие проблему создания новой экологической культуры. Четко обозначились границы существующего типа экономического развития.
Предпосылки возникновения глобальных проблем человечества.

Почему же глобальные проблемы возникли лишь в начале прошлого столетия, не раньше и не позже? В работе уже были сформулированы эти причины. Если представить их в виде тезисов, получим:

1. Многократное увеличение антропогенного воздействия на природу, исключительно потребительское к ней отношение. Кстати, именно образ экологического кризиса, порожденного нерациональным расходованием природных ресурсов, возникает у обычного человека при упоминании глобальных проблем.

Несколько десятилетий назад были очень популярны алармистические настроения, выдвигались прогнозы полного исчерпания ресурсов, а затем гибели человечества. Противники этого течения даже сочинили забавную пародию: «Через сто лет последний человек сожжет последнюю каплю нефти, чтобы изжарить последнюю крысу и сварить последний пучок травы». Однако на сегодняшний день аналитики более оптимистичны, и говорят только об исчерпании отдельных видов ресурсов по отдельным регионам.

2. Именно в 20 столетии начали наиболее мощно действовать силы, стремящиеся объединить человечество в единое целое. Однако каждое действие вызывает противодействие: мощнейшее развитие получило стремление каждого народа к сохранению независимости и самобытности, которое достигло апогея в течениях экстремистского толка.

Кроме того, глобализация имеет и другие недостатки. Если раньше кризисы протекали в рамках одной страны, то теперь, когда все государства взаимосвязаны, «болезнь» экономической и других систем будет передаваться дальше. Отсюда проистекают все мировые кризисы.

3. Наука, изначально ставившая перед собой благие цели, породила монстра. Величайшие открытия обернулись против самого человечества. Угроза третьей мировой войны с использованием оружия массового поражения или же угроза того, что подобное оружие попадет в руки террористов, до сих пор нависла над человечеством.

Заключение.

В данной работе мы рассмотрели основные глобальные проблемы современности. Автор подчеркивает, что данная работа не претендует на научную точность и полноту изложения, т.к. физически невозможно рассмотреть все триста глобальных проблем и их связь с культурой при столь малом объеме текста. Однако, подводя итоги работы, можно уяснить для себя следующее:

1. В настоящий момент происходит становление единой культуры человечества, которое происходит через взаимодействие и взаимопереплетение ее национальных форм. XX век показал всему миру, что культура – это объединяющее, творческое начало общественного развития, которое охватывает не только область духовного, но и все больше – материального производства.

2. В культуре XX столетия отразился кризис, к которому привел техногенный путь развития цивилизации. Этот путь предполагал господство политических, технологических и самое главное – экономических структур над личностью и свободой человека, подавление индивидуализма и собственного «Я».

3. XX век поставил перед человеком проблемы, которые угрожают самому существованию цивилизации. Подобные проблемы принято называть глобальными. Основными были признаны следующие: преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между экономически развитыми странами Севера и все более отстающими странами Юга; недопущение войны с применением ядерного, химического и биологического оружия (т.е. оружия массового поражения); открытие новых источников безопасной энергии и сырья, дальнейшее развитие экономики без тяжелых последствий для окружающей среды, предотвращение негативных последствий научного прогресса; выход из затяжного экологического кризиса, связанного с последствиями человеческой деятельности.

Для решения глобальных проблем человеку должен отказаться от идеи завоевания и подчинения природы и сосредоточения на гуманных целях – сохранении и воспроизведении жизни во всех ее формах. Мы должны помнить, что ответ за свои действия придется держать если не нам, то нашим потомкам.

Список литературы.

Википедия, свободная энциклопедия (www
.
wikipedia
.
org, статьи «Культура» и «Глобальные проблемы»).

Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 2000 г.

Библиотека Гумер (www
.
gumer
.
lib
.
ru, статья «Культура и глобальные проблемы современности»)

БЭС, М., 1998.

Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова и др. СПб., 1995.

Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП,1997. – 480 с.

Радугин А.А. Философия. – М. Издательство «Центр», 2002 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.