Введение
Власть и социальноеуправление, как проявление двух основных формаций нашей цивилизациигражданского общества и государства, тесно переплетены между собой.
В реальной жизни могутсуществовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношениягражданского общества и государства. Гражданское общество подавляетсягосударством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим. Государствовыполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство.Тогда возникает демократический режим. Существует зыбкое равновесие междугражданским обществом и государством и тогда возникают авторитарные режимыразличной степени жесткости.
Гражданское общество можнопредставить как своего рода социальное пространство, в котором людивзаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов.Основа гражданского общества — цивилизованный, самодеятельный, полноправныйиндивид, от существенных черт которого зависит его качество и содержание.
Гражданское общество в лицепоявляющихся самостоятельных ассоциаций людей (религиозных и политическихкорпораций, купеческих гильдий, кооперативов, профсоюзов и т.д.), призванныхвыражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, становитсяв особое отношение с государством. Чем больше развито гражданское общество, тембольше основания для демократических режимов. И, наоборот, чем меньше развитогражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных итоталитарных режимов.
Возникновение гражданскогообщества детерминированно разграничением прав человека и прав гражданина. Правачеловека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина — правовымгосударством. В обоих случаях речь идёт о правах личности, но если в первомслучае имеют в виду её права как отдельного человеческого существа на жизнь,стремление к счастью, то во втором случае — её политические права. Такимобразом, в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества,так и правового государства выступает личность, обладающая правом насамореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политическихпотенций, реализуя которые, личность, через гражданское общество, обеспечиваетвоспроизводство социальной жизни.
Если основным элементомгражданского общества выступает личность, то его несущие конструкции — все тесоциальные институты, организации и группы, которые призваны содействоватьвсесторонней реализации личности, её интересов, целей, устремлений. Идеииндивидуальной свободы и частной собственности лежат в основе концепциигражданского общества. Значительное место в гражданском обществе занимаютзаинтересованные группы, представляющие собой разного рода организации илиассоциации рабочих, фермеров, предпринимателей представителей различныхпрофессий (врачей, адвокатов, инженеров, учителей, преподавателей, учёных),церковные, женские, молодёжные и иные общественные организации, объединённыеобщностью интересов.
Заинтересованные группы иорганизации представляют отдельной личности возможность для реализации еёспособностей. Они отражают разнообразие экономических, этнических, религиозных,региональных, демографических, профессиональных и иных интересов людей.
Социальное управлениепредполагает создание защитных мер, дабы никто не мог пасть ниже общегоисходного статуса, и, естественно, одной из его важнейших функций являетсяобеспечение минимума необходимых средств существования для всех своих членов.
Таким образом социальноеуправление представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной,социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей отпоколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государстваобщественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условийдля самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частныхиндивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы ипотребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья,церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения,ассоциации и организации и т.д.
Власть, в отличие отфизического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их,подчиняет закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятомеё является уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда,когда так направляет уважающего её, что тот оказывается на в состоянииосуществлять большее количество более высоких ценностей, на подвергаясьнепосредственно воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, иэти попытки составляют существенную часть политической истории.
Часто социальноеуправление отождествляется со сферой частных интересов, потребностей. Человекупо своей природе присуще стремление жить в сообществе людей, но в тоже самоевремя ему присуща и склонность делать всё по-своему. Само собой разумеется, чтов реализации своей склонности он встречает противодействие со стороны другихиндивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы неразрушить жизненные основы общества и создала человеческая цивилизациягражданское общество и государство с их важнейшими институтами, определив ихцелью достижения гармонии между различными интересами, которая, как показываетисторический опыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однакочасто воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества отвзаимного истребления.
Для сравнении этихинститутов гражданского общества и государства в данной работе приведеносравнение функций и особенности существования социального управления и власти.
Сущность функций социальногоуправления
Функции социальногоуправления — это прежде всего та многозначительная роль которую оно выполняетотносительно потребности общественной системы, составляющих ее классов,социальных групп, индивидов. Характер и содержание функции непосредственноопределяются сущностными особенностями социального управления и его объекта.Социальное управление обеспечивает единство, согласованность, взаимосвязьдеятельности людей в интересах общества и личности человека, сохранениецелостности и гармоничного развития. Решение этой задачи проявляется двуединаяприрода функций социального управления, которое функционирует в следующихсферах гражданского общества.
Экономическая сфера — этоэкономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности. Выражаясь вконкретных формах деятельности, эти отношения определяют многообразиепроизводственных объединений и организаций (трудовые коллективы, кооперативы,артели, товарищества, предпринимательские ассоциации, семейные объединения ит.д.). Богатство и разнообразие данных образований в прямой степени зависит отмногообразия различных форм собственности.
Политическая сфера — этоотношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов исвобод путём участия в различного рода партиях, движениях, гражданскихинициативах, ассоциациях. Именно этот интерес является доминирующим иопределяющим политическое лицо организации, её отношение к существующемугосударству.
Духовная сфера — этоотражение процессов функционирования и развития гражданского общества вобщественном и индивидуальном сознании, выражающихся на предложенном уровне ввиде научных теорий, концепций на уровне общественной психологии в формеобыденного сознания, житейского опыта, традиций и т.д.
Кроме основ и сфер вгражданском обществе следует выделить также и условия, которые необходимы дляего успешного функционирования. Среди них нужно выделить следующие.
Первое условие — это собственность.Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владетьсобственностью, которая делает его независимым гражданином.
Второе условие предполагаетдостаточную развитость многообразной социально-политической общественнойструктуры, выражающей всё множество интересов в обществе. Имеется в виду преждевсего многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, группдавления. Эта структура создаёт (наряду с существующими вертикальными связями,выражающимися во взаимоотношениях личности и государства) горизонтальные связив обществе и делает его более организованным, прочным стабильным. Приотсутствии последних гражданин напрямую связан с государством и тогда возникаетострое противоречие личности и государства.
Третье условие — развитиеличности, активное, сознательное участие в общественном самоуправлении.Гражданское общество может быть только при индивиде такой степени развитости,что мы называем личностью как в социальном смысле, так и в психологическомсмысле. Последние предлагает полную самодеятельность при включённости в тот илииной институт гражданского общества.
С одной стороны они проявляютсебя в процессе воспроизводства общества как такового, независимо отгосподствующего типа общественных отношений, от качественных особенностейданной общественно-экономической формации. С другой стороны функции социальногоуправления служат целям развития общества как конкретнойобщественно-экономической формации, утверждению определенного типа отношений.Так, анализируя двуединую природу функций управления, неспособность управленияэффективно выполнять свою социальную функцию приводит к серьезным негативнымявлениям в обществе.
Содержание функцийсоциального управления
Социально-экономическаяфункция.
Основой всей системы общественныхотношений людей, ведущим фактором реализации их коренных, материальныхинтересов, достижения социальных целей, являются экономические отношения. Врегулировании положения роли человека в системе экономических отношений,направлении и стимулировании процессов экономической деятельности людей,социальном контроле за выполнение социально-экономических программ, состоитсодержание социально-экономической функции (деятельности человека), социальногоуправления. Реализация этой функции базируется на использовании законасоответствия производственных отношений производственным силам, их главномуэлементу — человеку, его социальным действиям, качествам.
Осуществляясоциально-экономическую функцию, социального управление должно раскрыть,выразить и разрешить противоречия между потребностями, интересами, ценностнымиориентациями людей и существующей системой экономических отношений. Эта системапризвана стимулировать трудовую активность человека, его творческий потенциална основе материальной заинтересованности в конечных результатах своего труда.
Регулирование системыэкономических отношений связано, прежде всего, с воздействием на отношениесобственности и распределения. В интересах оптимального проявления ихстимулирующего действия социального управление осуществляет поиск и внедрениеновых форм реализации собственности, организации и стимулирование труда,отношений владения, пользования и распоряжения, в рамках которых человекобъективно исполняет роль хозяина на рабочем месте, в трудовом коллективе,обществе в целом.
С другой стороны,экономические отношения должны создать положение человека в системераспределительных отношений, что бы его личная материальная заинтересованность,стремление получить необходимые блага прямо зависели от ценности вложенноготруда, качества и количества его результата. Социального управление разрешаетобъективно существующие, постоянно воспроизводящиеся противоречия между личнымии общественными интересами, соединяет, упорядочивает трудовые действия и мотивыдеятельности людей на пути реализации социального целей.
Успех здесь завит оттогонасколько социальное управление находит способы выполнения своейсоциально-экономической функции.
Социально-политическаяфункция
Социально-политическаяфункция находиться в тесном диалектическом единстве с социально-экономическойфункцией. Взаимно определяя друг друга, эти функции приводят в движениисоциальные силы общественного развития, повышают их эффективность. Экономикаобуславливает политическую деятельность, возможные политические действия. И темне менее первенствующая роль принадлежит политике, которая служит наиболееактивным средством преобразования общества.
Характеризуясоциально-политическую функцию управления, следует рассмотреть две еесоставляющие. Одна отражает содержание политики, которая выражается в еесоциальных целях, проведении их в жизнь. Другая, не менее важная, показывает,каким способом политика претворяется в жизнь. При этом ключевым вопросомостается вопрос о власти. Способ осуществления власти раскрывает содержание социальногополитической функции с точки зрения механизмов ее реализации. Социальногополитическая функция управления состоит в организации системы политическихотношений, взаимодействия между властью и народом, таким образом, что бывоспроизводить гармоничную их взаимосвязь в непрерывно меняющихся условиях.
В основе функционирования иразвития форм и методов социального политического управления находятся интересылюдей, участвующих в этом процессе, их взаимодействие. При совпадении главныхобщественных целей социального групп, национальных общностей, существуетмногообразие и противоречивость интересов, постоянно проявляющиеся в реальнойжизни людей. Задача социально-политической функции управления: найти точки испособы соприкосновения, в которых различные интересы сливаются в общие усилияи конкретные действия.
Духовно — идеологическаяфункция
В выполнение своих поорганизации, упорядочению жизнедеятельности общества, воздействию на егоразвитие, социального управление использует субъективные факторы поведениячеловека и его отношения к деятельности. Эта сторона определяет содержаниедуховно-идеологической функции социального управления. Одним из мощныхфакторов, побуждающих человека к действию, является его сознание, проявляющеесяв виде идеальных стремлений и становящееся идеальной силой. Овладеваямиллионами людей, цели и стремления людей превращаются в материальную силу,мощное средство преобразования реальной жизни.
Ядром общественного ииндивидуального сознания выступает мировоззрение. Оно определяет духовный мирличности, социального, общественно-политическую активность человека, характермотивов и стимулов трудовой деятельности, его нравственный облик. Совокупностьсредств, способов, форм и методов идейно-политического образования ивоспитания, организации людей их активного включения в общественную жизнь,составляет содержание духовно-идеологической функции социального управления.
Значение этой функции вусловиях интенсификации демократических процессов существенно возрастает, ибо,демократия невозможна без сознательной дисциплины и ответственности.Нарастающим демократическим процессом должен соответствовать все более высокийуровень нравственности, пролит культуры, уважение к законам – объективнойоснове организации социальной жизни. Становление правового государства в нашейстране требует решительной переориентации духовно-идеологической функциисоциального управления на воспитание зрелого правосознания, создание единойгосударственной системы юр всеобуча.
Демократия опирается напорядок более высокого уровня, на инициативность, организованность во всехделах, постоянную готовность к действию, к практической реализации знаний иубеждений.
Социальная функцияуправления.
Социальная функция управленияв собственном ее понимании осуществляется по средством регулирования отношениймежду отдельными общностями людей в соответствии с главными целями развитиятого или иного общества. Определения конкретного содержания этих целей, путей исредств их реализации составляет сущность социальной функции управления. Процессразвития и само развития человека, удовлетворения материальных и духовныхпотребностей людей протекает в условиях постоянных объективно возникающихпротиворечий.
В распределении по труду присуществующих и непрерывно изменяющихся различиях в его характере, квалификациии отплате труда заключается один из источников социальных противоречий.
Социальная функция управления- обеспечить эффективное решение этих противоречий, что важно как с точкизрения сохранения авторитета тех или иных общественно необходимых видов труда.Таким образом, осуществление социальной функции управления базируется напонимании социальной справедливости, адекватной по свой природе социальномуобществу.
Например, утверждениепринципа распределения по труду реализуется через разрешение многихпротиворечий. Разнородность труда, его оплаты при социализме сохраняетсоциальное неравенство людей. В то же время по своему предназначению этообщество социальной защищенности человека. Оно в своем развитии должнообеспечить им определенные социальные гарантии, общественно необходимый уровеньжизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей. Социальная функцияуправления состоит именно в устранении как социально нетерпимых различий,привилегий, так и равенства в оплате труда.
Решения этой задачирассмотрим подробнее, так она и является основой социального управления. Ненужно знать экономических законов, чтобы понимать, какое значение в нашей жизниимеет доход. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике пишет: "… если вбюджет семьи каждую неделю, каждый месяц и каждый год не поступает устойчивыйпоток денег, то такой семье жизнь осточертеет, даже если она сплошь и состоитиз святых" (т. 2, стр. 95). Там, где такой поток устойчив и обширен, тамсовсем другая жизнь.
Особенно наглядно идетпроцесс расслоения населения на богатых и бедных на территории бывшего СССР. Закаких-то 6-8 лет разрушено все, что создавалось в течение 70 лет, пуста казна,много ценного исчезло из национального достояния когда-то великого государства.
В рыночной экономике доходывсех владельцев формируются на основе закона спроса и предложения, а такжепредельной производительности факторов. Рыночный механизм никоим образом недает гарантированного уровня благосостояния.
Распределение населенияУкраины по уровню доходов свидетельствует о высокой поляризации в обществе.Если в 1993 году средний доход 10% самых обеспеченных граждан превысил доход10% самых малообеспеченных в 6,7 раз, то в 1994 году этот разрыв составил 9раз, а в 1995 году — 12 раз.
Вопрос о том, как надораспределять доход, имеет длинную и противоречивую историю как в экономическойнауке, так и в философии. Дебаты по поводу установления равенства доходасопровождали всю историю развития цивилизации и обнаружили широкий спектрмнений и позиций. В одних случаях речь шла о равном отношении к«испеченному пирогу» всех слоев населения по принципу «всемсестрам по серьге». В других случаях отстаивалась позиция распределениясоздаваемых в обществе благ в соответствии с трудовым вкладом каждого члена общества.Сторонники третей позиции предупреждали нас, что «стремление кравенству» подорвет любую экономическую систему, приведет к ее гибели.
Неоспоримым фактом остаетсяодно: только в случае постоянного увеличения ежегодного выпекаемого«пирога» общество может надеется на повышение общего уровня жизни. Ноувеличение «пирога» не гарантирует уровня жизни для всех. Это зависитот того, как товары и услуги распределяются среди людей. Какая-то группанаселения может постоянно повышать свой уровень жизни за счет других.
В ХХ веке в развитых странахЗапада и США все большее распространение получали взгляды, возлагаемые нагосударство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенныйстандарт благосостояния. И в реальной жизни населения этих стран распределениедоходов осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но ина основе государственного регулирования различных потоков доходов путем ихперераспределения.
Социальная функция управления- одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономическихусловий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как междусоциальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условийдля повышения благосостояния, уровня жизни членов общества.
Социальная функция управлениянаправлена на создание социальных гарантий в формировании экономическихстимулов для участия в общественном производстве. Благодаря такой политикеразвитые государства к концу уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречиймежду социальными группами населения, а с все более заметной тенденцией ксотрудничеству. Коммунистическое мировоззрение о непримиримых противоречияхмежду богатыми и бедными сместилось к слаборазвитым государствам и фактическиисчерпало себя.
Сущность политическойвласти
Власть — это специальныйсоциальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида.
Власть — определяющеевоздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которымиобладает государство. В отличие от социального управления власть носит неличностно-непосредственный, а общественно-опосреднованный характер.Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, вфункционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). Вотличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретнымисубъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массылюдей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общегосогласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединитьсяк властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей. Основнымикомпонентами власти являются: ее субъект, объективные средства (ресурсы) ипроцесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом испособами взаимодействия субъекта и объекта.
Субъект власти воплощаетее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация,общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное вООН. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: еепервичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические организации,субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими вовластных отношениях различные общественные группы и весь народ, — политическиеэлиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например,лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их во власти партий.Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ(распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти,указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнениеили невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в немтребования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей — второговажнейшего элмента власти.
Объект власти. Власть — всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителявзаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта.Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся кней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощнымисредствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда естьпусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться, что нашло, вчастности, свое выражение в свободолюбивом лозунге «лучше умеретьсражаясь, чем жить на коленях».
Масштабы отношения объектак субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы науничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качестваобъекта политического властвования определяются, прежде всего, политическойкультурой населения.
Понятие ресурсов власти.Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим являетсянеравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы властипредставляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать длявлияния на других». Т.о. ресурсы власти — это все те средства,использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии сцелями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности(деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять навнутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия(инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей,высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Ресурсы, наряду ссубъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могутиспользоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Структурные основаниявласти — законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийнаядисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры.Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований какстрах, интерес, убеждение.
Способы и механизмыфункционирования власти
Использование ресурсов властиприводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, которыйхарактеризуется прежде всего способами и механизмами властвования.
Способы властвования могутбыть различными: демократическими (власть осуществляется при участииисполнителей её решений), авторитарными (единоличное правление с ограниченнымконтролем над подданными), тоталитарным (всеобъемлющий контроль субъекта надобъектом), конституционным (правление в рамках закона), деспотическим(всевластие, произвол и опора на насилие), либеральным (уважение свободыличности, её фундаментальных прав) и другими.
Процесс властвованияупорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм, их устройства и деятельности. Применительно ктакому сложному социальному субъекту, как общество (народ) механизмом властивыступают государственные органы, право, политическая система в целом.
Особенности различныхэлементов власти — субъекта, объекта, ресурсов — могут использоваться вкачестве основания её типологии.
Существует несколькоклассификаций власти в зависимости от того, что считается основанием: областьфункционирования власти, объём прерогатив, субъект власти, режим правления ит.д.
· По области функционирования: политическая, идеологическая, социальная,экономическая, юридическая, светская и духовная (религиозная);
· по объёму прерогатив: государственная, международная, семейная и т.д.;
· по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;
· по режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая,авторитарная, демократическая и др.;
· по социальному типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная,социалистическая и т.д.
Одной из наиболеесодержательных классификаций власти является её деление в соответствии сресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную,духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической вузком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком,собственном значении этого слова.
Экономическая функция власти
Экономическая функция власти- это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного родаматериальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественногоразвития, экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку“экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческойжизни, никак не связанной с остальными, — это контроль над средствамидостижения наших целей”.
С экономической властью тесносвязана функция власти социальная. Если экономическая функция предполагаетраспределение материальных благ, то социальная — распределение положения всоциальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современныегосударства с помощью социальной политики могут влиять на социальный статусшироких слоёв населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку. Длямногих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько этовозможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальнойвласти.
Применительно к власти напредприятиях это проявляется в лишении собственника права принимать и увольнятьработника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать илипонижать в должности, изменять условия труда и т.д. Все эти социальные вопросырегулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями ирешаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных иобщественных бюро по найму рабочей силы, суда и некоторых другихгосударственных и общественных учреждений.
Духовно-информационнаяфункция
Духовно-информационнаяфункция — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний иинформации. В современном обществе без опоры на знания власть не может бытьэффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений,так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения ихлояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется черезинституты социализации (школы, учреждения, просветительские общества и т.д.), атакже с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: нетолько распространению объективных сведений о деятельности правительства,положении общества, но и манипулированию, основанному на специальных методахобмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, анередко и воле.
Принудительная функция власти
Принудительная функция властиопределяется тем, что они опирается на силовые ресурсы и означает контроль залюдьми с помощью физической силы. Принудительная власть нередко отождествляетсяс политической функцией власти. Безусловно, легальное использование силы вмасштабах всего общества является одним из важнейших отличительных признаковполитической власти. Однако насилие, физическое принуждение могутиспользоваться и неполитической властью, например, в отношениях междурабовладельцами рабами, между деспотом — главой семьи и её членами, междуглаварём и членами преступной группировки и т.д.
В зависимости от субъектоввласть делится на государственную, партийную, военную, профсоюзную, семейную ит.п. По широте распространения выделяется мегауровень — международныеорганизации, макроуровень — центральные органы государства, мезоуровень — подчинённые центру организации (областные, окружные, районные и т.п.) имикроуровень — власть в первичных организациях и малых группах.
Возможна классификация властипо функциям её органов: например, законодательная, исполнительная и судебнаявласти государства, по способам воздействия на субъекта и объекта власти — демократическая, авторитарная и т.д.
Законодательная властьосновывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путёмсвободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию,определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждаетгосбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны длявсех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательнойвласти ограничено принципами права, конституцией, правами человека.Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системынародного представительства и свободных демократических выборов и в системе сдругими органами власти — судебными и исполнительными.
В демократическихгосударствах носителем законодательной власти выступает парламент,эффективность деятельности которого во многом зависит от проверенных опытомгосударственного строительства структур. Парламенты бывают двухпалатные иоднопалатные, чаще однопалатные. В ряде стран действует так называемая простаядвухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется врезультате прямых выборов, а другая — на основе территориальнойпропорциональности.
Исполнительно-распорядительнаявласть по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом,восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляетправительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сферехозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования,обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит втом, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаётнормативные акты или выступает с законодательной инициативой.
Ещё одна особенность этойвласти проявляется в том, что при всём желании её функции невозможно вместитьдаже в такие обширные понятия, как исполнение законов и правоприменение. Вкруто меняющейся обстановке она должна оперативно принимать меры по своемуусмотрению. Отличительная черта её состоит в том, что она осуществляет своюдеятельность преимущественно “за закрытыми дверями”. В силу этогообстоятельства, при отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная властьнеизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Чтобы недопустить этого нужны особые меры.
Исполнительно-распорядительнаявласть должна быть основана на законе и работать в рамках закона. Она не имеетправа присваивать себе полномочия и требовать от граждан исполнения каких-либообязанностей, если это не предусмотрено законом. Её сдерживание достигаетсяпосредством регулярной подотчётности и ответственности перед народнымпредставительством, которое имеет право контроля за деятельностьюисполнительной власти.
Судебная власть включаетучреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственнойорганизации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направленияеё развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества.Каждый человек должен иметь твёрдую уверенность в том, что его обращение в ксудебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свободчеловека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами — нормаправового государства. В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо онпризван быть защитником права, пресекая правонарушения.
Судебная власть воздействуетна законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируетсячерез систему судов (Верховный суд, Конституционный суд). Так, с помощьюКонституционного суда в стране обеспечивается конституционность не толькоподзаконных актов, но и самих законов.
Особенно актуальна проблемавзаимодействия властей. Многие считают важнейшей среди всех властейэкономическую власть, власть собственников средства производства и другихобщественных богатств. В рыночном обществе, где почти всё имеет цену и денежноевыражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам.Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных компаний и итогивыборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономическойвласти у крупных собственников создаёт опасность установления плутократии — прямого политического правления небольшой группы богатеев. В современныхзападных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренциеймежду собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическимгосударством и общественностью.
Политическая власть,испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна испособна иметь над ней первенство, подчинять её своим целям. В определённыхусловиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная.Её монополизация определённой группировкой может обеспечить ей победу навыборах и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая нанеэффективность экономической и иной политики.
Во взаимодействии различныхвластей в обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект — усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышаетшансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокаяполитическая должность способствует накоплению богатства, доступа к знаниям иинформационного влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможностизанятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.
Разделение властей иразграничение их компетенции в различных странах имеют свою специфику. Однакообщим для всех демократических государств является правило, согласно которомутри ветви власти не должны быть полностью разобщены, или, напротив, соединеныпод единым началом.
Поэтому в рамках единойцелостности власти государства необходимо разграничение властей, чтобы каждаяиз них эффективно осуществляла свои полномочия, и их единство, чтобы обеспечитьинтересы личности, народа, а также социальный прогресс общества.
Обобщение фактов, учётимеющегося опыта позволяют охарактеризовать общее назначение и место каждойветви власти.
Законность (легитимность)власти
Власть — понятие правовое,означающее созидание и распределение ценностей согласно общественным интересам.Власть — это законное право принимать решения, обязательные для исполнениягражданами, и использовать принуждение во имя торжества законов. Правителивсегда стремятся создать впечатление правомерности своей власти и законностиправления. В обществе, в котором народ с уважением относится к закону идоверяет правительству, требуются минимальные условия для принуждения. Там же,где законность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и сохраняетсяопасность социальных потрясений.
Важное значение дляполитической стабильности и поддержки лидеров имеет концепция легитимности(законности) власти. Законность власти можно определить как степеньестественного признания населением страны системы, к которой она принадлежит.Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдываетих надежды. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, вероюподавляющего большинства населения в то, что существующий порядок являетсялучшим для данной страны, с консенсусом в области основополагающих политическихценностей.
Сам термин “легитимность”иногда переводят с французского как “законность” или “узаконенность”. Такойперевод не совсем точен. Законность, принимаемая как действие через закон и всоответствии с ним, отражается категорией “легальность”. “Легитимность” и“легальность” — близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носитоценочный, этический и политический характер, второе — юридический и этическинейтральный. Любая власть, пусть и не популярная, легальная. В то же время онаможет быть не легитимной, то есть не приниматься народом, издавать законы посвоему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. Вобществе может существовать не только не легитимная, но и нелегальная власть,например, власть мафиозных структур.
Объектами легитимности выступают: политические элиты, административныйперсонал, нормы и структуры режима.
Источниками легитимности являются: основополагающие идеологические принципы,приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам.
Показателями легитимности являются: уровень принуждения, применяемый дляпроведения политики в жизнь, наличие попыток свержения правительства илилидера, сила проявления гражданского неповиновения, результаты выборов,референдумов, массовости демонстраций в поддержку власти (оппозиции).
Политические отношения наопределённых этапах могут привести к кризису легитимности, корни которогоследует искать в характере изменений в обществе. Кризис легитимности чаще всеговозникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность,когда прогрессивные требования основных групп общества не воспринимаютсяполитической системой. Кризис может возникнуть и в обновлённой общественнойструктуре, если системе в течение длительного времени не удаётся оправдатьнадежды широких общественных кругов.
Для поддержания законности властииспользуются различные средства и методы:
· изменение законодательства игосударственного управления
· создание такой политическойсистемы, законность которой основана на традициях
· харизматические лидеры
· успешное осуществлениегосударственной политики и программы
· поддержка законности иправопорядка в стране
Функционирование политическихсистем свидетельствует о том, что все они сталкиваются с проблемами законности,успешное решение которых укрепляет жизнеспособность политических институтов, обеспечиваетстабильность и эффективность их функционирования. Очевидно, некоторыегосударства исчезали с политической каты мира потому, что им не удавалосьсправиться с проблемами легитимности.
В последние годы проблемалегитимности стала крайне актуальна и для большинства посткоммунистическихстран. Неспособность правящих в них режимов вывести страны из кризиса подрываетдоверие населения к рационально-правовым способам легитимации.
Значение легитимности,отмечал Макс Вебер, в гарантии стабильности общества. Легитимность состоит вдлительном и как бы единодушном согласии принять правление и власть данногокласса, иерархии и т.д. Легитимность не навязывается, она возникает изоднородности политических установок, нравов, традиций, экономической системы, общегодуха данного типа общности. Следует отметить, что добровольно, а тем болееосознанно и единодушно принятая власть — лишь один из вариантов легитимации, ипритом сравнительно редкий. Чаще всего легитимность власти оспаривается, и еёлегитимация, поиск специальных способов легитимировать власть, оправдать еёперед обществом или отдельным классом являются предметом особой заботы правящихсил. Ведь оценки действий властвующей группы могут стать важным аргументом вполитической борьбе, формируют общественное мнение, политический климат,определяют поведенческую готовность масс. Так, Иранская революция предпочлазаконной власти шаха власть религиозного вождя. В странах СНГ бездействие рядазаконов также объясняется не только отсутствием условий (рвущиеся экономическиесвязи, некомпетентность исполнительной власти и т.д.), но и кризисом довериянарода к властным структурам на фоне неуклонного спада производства, сниженияжизненного уровня населения, сложной общественно-политической обстановки,отсутствии точных прогнозов на ближайшее и отдалённое будущее.
Но история знает и другиепримеры, когда вера в справедливость законов, доверие к политическим лидерамвызывало добровольную помощь власти со стороны народа. Например, переход к НЭПуможно считать скорее показателем доверия к политическому авторитету В.И.Ленина, чем выражением основанной необходимости.
Способы властвования вразличных странах разные и зависят они от многих факторов. Процесс жевластвования регулируется с помощью механизма, то есть государственных органов,права и политической системы в целом. Власть делится на виды в зависимости отосновных сфер общественной жизни, от субъектов властвования и функций.Стабильность и прочность власти зависит от легитимности.
Заключение
Таким образом можно сделатьвыводы, что функции социального управления и власти в принципе совпадают, нонаправлены они на совершенно разные объекты.
Осуществляя социально-экономическую функцию,социального управление должно раскрыть, выразить и разрешить противоречия междупотребностями, интересами, ценностными ориентациями людей и существующейсистемой экономических отношений. Эта система призвана стимулировать трудовуюактивность человека, его творческий потенциал на основе материальнойзаинтересованности в конечных результатах своего труда. А у властиэкономическая функция предполагает распределение материальных благ и социальная- распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот ипривилегий. То есть на государственном более контролируемом уровне.
Политическая функциясоциального управления состоит в организации системы политических отношений,взаимодействия между властью и народом, таким образом, что бы воспроизводитьгармоничную их взаимосвязь в непрерывно меняющихся условиях. Принудительнаяфункция власти определяется тем, что они опирается на силовые ресурсы иозначает контроль за людьми с помощью физической силы. Принудительная властьнередко отождествляется с политической функцией власти. Безусловно, легальноеиспользование силы в масштабах всего общества является одним из важнейшихотличительных признаков власти.
Совокупность средств,способов, форм и методов идейно-политического образования и воспитания,организации людей их активного включения в общественную жизнь, составляетсодержание духовно-идеологической функции социального управления. У духовно — информационной функции власти же способность служить разным целям: не толькораспространению объективных сведений о деятельности правительства, положенииобщества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, науправлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.
Таким образом одни и те жефункции социального управления и власти имеют совершенно разные объекты иразные методы воздействия.