Содержание
Tallinna Tehnikakõrgkool
Tallinn College of Engineering
Реферат
Артур Шопенгауэр
О ничтожестве и горестях жизни
Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа
Выполнила: Надежда Колесник
Li-71
Tallinn
2008
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….….3
Биография Артура Шопенгауэра………………………………………………………….…..4
О ничтожестве и горестях жизни……………………………………………………….……..6
Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа……………………...………11
Заключение………………………………...…………………………………………………..16
Использованная литература…………..………………………………………………………17
Введение
Артура Шопенгауэра обычно называют «певцом пессимизма». В его трудах меня привлекла именно эта тема. Пессимистическое восприятие мира просматривается практически во всех работах этого талантливого философа. Для своего реферата я решила взять две из них — «о ничтожествах и горестях жизни» и «Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа». В своих работах Артур Шопенгауэр пишет о том, что людская жизнь — это сплошные страдания и разочарования, что наше рождение и земное существование — есть некая кара, а смерть — лучшее, что может быть для человека. Меня как сторонника более оптимистического восприятия мира заинтересовало, что же побудило Шопенгауэра считать наш мир и нашу жизнь такими жалкими, почему он говорит о том, что лучше вовсе не родиться, чем жить в таком мире. Также меня заинтересовали его размышления о смерти, о том, что она не так страшна, как люди себе ее представляют. В этом вопросе мысли Шопенгауэра заставляют задуматься, и действительно взглянуть иначе на это, — кажущееся с первой точки зрения, абсолютно зловещее явление нашего мира.
Артур Шопенгауэр
(1788 — 1860)
Купеческому сыну Артуру Шопенгауэру, казалось, самой судьбой была уготована профессия коммерсанта. А он стал философом, к тому же великим.
Отец Артура Шопенгауэра Генрих-Флорис, как только мог, пытался привить сыну стремление заниматься семейным делом — торговлей. С этой целью он несколько раз путешествовал с женой и Артуром по Европе. Но, к его великому огорчению, Артур уже в ранние годы не обнаружил ни малейшей склонности к торговому делу, зато проявил интерес к отвлеченным наукам. В последствии Шопенгауэр не раз высказывал сожаление о напрасно потерянном времени в этих интересных, но чуждых его наклонностям поездках. В конце концов, отцу все же пришлось уступить желанию сына получить классическое образование. Правда, учился Артур не в Германии, а в Англии. В январе 1805 года Артур, окончив гимназию, по желанию отца поступил в торговую контору гамбургского коммерсанта и сенатора Иениша. Но, через несколько месяцев, отец Артура Генрих-Флорис неожиданно умер в результате несчастного случая. Смерть отца Артур переживал тяжело, она была им воспринята как личная трагедия. Потрясенный кончиной отца, Артур из уважения к памяти покойного родителя некоторое время еще продолжал работать в торговой конторе. Но рядом с бухгалтерскими книгами на его столе всегда лежала философская литература. Мать предоставила Артуру полную свободу выбора своего жизненного пути. Артур переезжает в Веймар, чтобы подготовиться к поступлению в университет. В 1809 году Шопенгауэр поступил в Геттингенский университет. Сначала он записался на медицинский факультет, но затем, увлекшись Кантом и Платоном, перешел на философский. Будучи по характеру человеком замкнутым, Артур никогда не принимал участия в шумной студенческой жизни, и круг его знакомств ограничивался лишь несколькими близкими ему по духу студентами. В 1811 году Шопенгауэр переехал в Берлин, куда его привлекла высокая философская репутация Фихте. Помимо философии, Артур продолжал усердно изучать физику, химию, астрономию, физиологию, анатомию, а также не мало внимания уделяя иностранным языкам.
В 1812 году обозначились разногласия Артура с матерью. Надо отметить, что еще в юности в характере Артура развились задатки пессимизма, которые наложили отпечаток на его жизнь и философские взгляды. Шопенгауэр всегда считался «певцом пессимизма» (кстати, сам термин «пессимизм» им же и придуман). «Жизнь,- писал он,- весьма сомнительная вещь. И я решил посвятить своё творчество размышлением о ней».
Кроме того, ему были свойственны и другие черты, не встречавшие понимания у родных, — вера в свою непогрешимость, угрюмость, замкнутость, мания величия. Не последнюю роль здесь сыграли врожденные расстройства нервной системы.
В 1810-е годы могла решиться личная жизнь Шопенгауэра. В то время он увлекся известной актрисой Ягеман, но планам о женитьбе не суждено было сбыться. В последствии Шопенгауэр так и не решился обзавестись семьей, оставшись до конца жизни холостяком.
В 1814 году Шопенгауэр переехал в Дрезден, где написал своё главное сочинение «Мир как воля и представление». К сожалению, судьба первого издания этой книги оказалась плачевной. Было продано всего несколько десятков экземпляров, остальное издатели вынуждены были превратить в макулатуру. Философия Шопенгауэра оказалась чуждой тогдашним философским взглядам, которые царили в Германии. В этом философ убедился довольно скоро, после года неудачной преподавательской деятельности в Берлинском университете. В 1831 году из-за эпидемии холеры Шопенгауэр окончательно покинул Берлин и переселился во Франкфурт-на-Майне. В этом городе он прожил 30 лет, почти никуда не выезжая. Здесь философ вел размеренный образ жизни, сторонился участия в местной жизни, проводил все свое время за чтением или письменным столом. В это время из-под его пера выходит одна из самых умных и светлых философских книг — «Афоризмы житейской мудрости».
Шопенгауэр скончался 21 сентября 1860 года. Согласно завещанию философа, его похоронили
на фракфутском кладбище.
Спустя десятилетия наследие великого философа получило-таки должное признание. Его произведения, не оцененные по достоинству современниками, в ХХ веке превзошли по популярности труды многих известных мыслителей.
О ничтожестве и горестях жизни
«Жизнь с ее ежечасными, ежедневными, еженедельными и ежегодными, маленькими, большими невзгодами, ее обманутыми надеждами, с ее неудачами и разочарованиями — эта жизнь носит на себе такой явный отпечаток неминуемого страдания, что трудно понять, как можно этого не видеть, как можно поверить, будто жизнь существует для того, чтобы с благодарностью наслаждаться ею, чтобы быть счастливым. Жизнь — это предприятие, которое не окупает своих издержек».(1, стр.64)
Шопенгауэр считал, что всё то, чем наполнен наш мир, чем он живет, — по своей сути бесполезно, раз по неминуемому закону природы всё на Земле оканчивается смертью. Страдание — вот истинный удел человека, ведь мы не ощущаем радостей жизни, когда наша жизнь наполнена ими, зато тяготимся невзгодами, пусть даже мелкими. Мы чувствуем боль, но не чувствуем безболезненности; мы чувствуем заботу, но не беззаботность, страх, а не безопасность, голод, а не сытость. Болезненно жаждем мы наслаждений и радостей, когда их нет; отсутствие же страданий, хотя бы, и они прекратились после того, как долго мучили нас, непосредственно нами не ощущается. Дни нашей жизни, когда мы были счастливы, мы замечаем лишь тогда, когда они уступают свое место дням несчастным. В той мере, в какой возрастают наслаждения, уменьшается восприимчивость к ним: привычное уже не доставляет нам наслаждения. Возможно тот факт, что большую часть своей жизни Шопенгауэр был одинок и у него не складывались отношения с родственниками, он практически не имел знакомых,- всё это не дало ему в полной мере насладиться всеми радостями этого мира.
«Горе можно пережить в одиночестве, но радость — чтоб познать ее в полной мере — нужно разделить с другим человеком».
Не возможно судить о степени счастья, созерцая его со стороны, не примерив его на себя. Шопенгауэр цитирует Петрарка «Тысячи наслаждений не стоят одной муки». Но согласиться ли с ним мать, которая на протяжении долгих месяцев вынашивая и в последствии рожая ребенка, испытывает физические боль и страдания, воспоминания о которых исчезают сразу же после рождения ребенка. Если взвесить на чаше весов любовь матери к ребенку, как счастье и физическую боль до его появления, как несчастье, то, несомненно, чаша счастья перевесит десятки и сотни неприятных моментов.
«Счастье — только греза, а скорбь реальна». «Мухи рождаются для того, чтобы их съедали пауки, а люди — для того, чтобы их глодали скорби» (1, стр.66). Но согласится ли с этим человек? Разве хотим мы быть рабами своих скорбей, чтобы они управляли нами.Счастье является стимулом жизни, смыслом ее продолжения. Ведь даже только вера в то, что ты можешь быть счастливым, дает человеку силы. Счастье настолько же реально, сколько и горе, все дело в том, как человек сам относиться к тому, что делает его счастливым. «Счастье — это не жизнь без забот и печалей, счастье — это состояние души».
Шопенгауэр справедливо замечает, что «Есть что-то неестественное в характере нашей жизни: в гармонии вещей не может лежать она, — этот суровый рок…… болезни, рабство, смерть — все то горе, которое мы видим, и, что хуже, все то горе, которое мы не видим и которое все новою и новою печалью волнует неисцелимую душу». Философа волнует несправедливость мира. Шопенгауэр находит, что в нем слишком много пороков, невзгод и ненастий, которые могут постигнуть человека. Жизнь на земле представляется адом, в которомстрадаютлюди. Причем источником самых серьезных бед Шопенгауэр считает самого человека.
Kõikjal võimutseb vägivald ja ebaõiglus.Iga üksik elu on mõtetu tragöödia, mis lõpeb surmaga. Kogu elu selles maailmas orjame me oma ihasid, jõudmata enne rahuldada üht, kui selle asemele astub juba teine, nii et me oleme pidevalt rahuolematud ja meie kannatuste allikas on meie olemasolu ise.
В той или иной степени люди все подобны дьяволу. Взаимоотношения людей по большей части отмечены неправдой, крайней несправедливостью, жесткостью и жестокостью. Редко когда отношения основываются на каких-то честолюбивых чувствах. Эгоизм людей лежит в основе большинства зол. Желание иметь то, чего у тебя нет, побуждает воровать, завоевывать чужие земли. При этом будь то вор, будь то завоеватель,онне задумывается о счастье и горестях тех, у кого он крадет, кого он покоряет. Наши страдания важны только для нас самих, только нам они заметны.
Феноменальность нашего мира состоит в том, что невзгоды способны нас сделать абсолютно несчастными, а вот абсолютно счастливыми мы быть не можем, ведь в любой момент найдется то, что может нарушить идиллию счастья. Выходит, что жизнь — это постоянная борьба, борьба за свое счастье.«..nii kaua kui me alistume soovidetulvale koos kõigi sellest tulenevate lootuste ja hirmudega...ei saavuta me kunagi kestvat õnne ega rahu»(5, стр.139)
И на эту борьбу нас толкает некая биологическая по своей природе сила — воля к жизни. Воля к жизни превращает людей в рабов. Она заставляет человека познавать мир, чтобы лучше к нему приспособится. Это она заставляет нас жить,во что бы то не стало, цепляясь на жизнь, даже если она тяжела или просто не выносима. Вся человеческая жизнь — это страдания и разочарования. Человек под влиянием воли всегда чего-то желает: богатства, денег, комфорта, здоровья, продления жизни. Но эти желания никогда не удовлетворяются окончательно. А вскоре после того, как человеку удалось чего-то достичь, наступает равнодушие и скука. Между страданиями и скукой мечется человеческая жизнь.
Земное счастье — иллюзия. Жизнь большинства людей печальна и непродолжительна. Счастлив человек бывает лишь в редкие минуты. Когда жизнь дает обещания, она их не держит. А когда держит, то только для того, чтобы показать, как недостойно было то, чего мы желали. Поэтому счастье всегда находится в будущем или прошлом, потому как в настоящем,человексчастлив никогда не бывает. «В горе, несчастии утешают себя мечтами».
Люди мечтают о будущем, о том, что завтрашний день может перевернуть их жизнь: внезапный выигрыш в лотерею, чудесное исцеление от давно мучавшей болезни. Но, зачастую новый день приносит лишь новые напасти и разочарования, тем самым более убеждая человека в бессмысленности и обреченности своего существования.«В минуты душевной тоски оглядываемся мы в прошлое, чтобы найти тамкусочек той радости, того счастья, которого так в данный момент жаждет душа.
Шопенгауэр считает, что мы не знаемтрех высших благ жизни — здоровья, молодости и свободы. Пока они у нас есть, мы не осознаем их ценности, а понимаем только тогда, когда утратим их.
Жизнь — вовсе не подарок, рассчитанный на наши наслаждения. Если мы посмотримна человеческое общество, то увидим всеобщую нужду, беспрерывные усилия, постоянные столкновения, постоянную борьбу. Все вокруг суетятся — одни в мечтах, другие в деятельности, поднимая неописуемый шум. Но где же последняя цель всего этого? Последняя цель же, по Шопенгауэру, оказывается весьмажалкой: поддержатьжизньна короткий промежуток времени. Как бы ни была жалка жизнь, человек цепляется за нее из последних сил, воля к жизни сильнее разума. Но какое значение имеет короткая отсрочка смерти, временное облегчение страданий, минутное удовлетворение желания — если все это уходит из наших рук, а победа смерти несомненна?
Поэтому человек должен выйти из-под власти воли, подавить в себе всякие желания. Нужно понять, считает Шопенгауэр, что страдания — неизбежная часть нашей жизни, и если мы избавимся от одного, то неизбежно придет другое; если на время прекращаются страдания, то наступает скука, которая тоже является страданием.Если мы поймем это, нам удастся воспитать в себе равнодушие к страданиям. Ведь страдания, как и счастье, приходят не извне, а возникают внутри человека. Подавить волю, перестать быть ее рабом, уменьшить тягостную заботу о своем благополучии — таков единственно возможный путь мыслящего человека. Путь этот доступен немногим, лишь тем, кому дано понять, что жизнь — это вечный обман и вечные разочарования, что в мире нет ничего достойного наших желаний, стремлений и борьбы, что все его блага ничтожны.
Шопенгауэр замечает, что люди путают понятия счастья и удовлетворения. Удовлетворение — это по своей сути достижение того, чего раньше в жизни не хватало, стремление избавить себя от того, что тяготит наше существование, или приобрести то, без чего жизнь кажется не такой привлекательной. Результат не может быть счастьем, результат всех достижений — это всего лишь удовлетворенное желание. При дост