Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Социально-экономические эффекты въездного туризма

РОССИЙСКАЯФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«ОРЛОВСКИЙГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФакультетЭкономики и Управления
Кафедраприкладных экономических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономикамеждународного туризма»
На тему: «Социально-экономическиеэффекты въездного туризма»
Выполнила: студентка
4 курса 410 группы
Букашкина А.С.
Проверил: Филатов А.Н.
2009

Содержание
Введение
Глава1. Основные теоретические аспекты въездного туризма
1.1Сущность въездного туризма
1.2Факторы, определяющие развитие въездного туризма
1.3Значение въездного туризма
Глава2. Социально-экономические эффекты въездного туризма
2.1Социально-экономическая роль туризма
2.2Въездной туризм как фактор регионального развития
2.2.1Туризм как фактор развития проблемных районов (отсталых и депрессивных,сельских, приграничных, нового освоения)
2.2.2Туризм как фактор развития морских и речных бассейнов
2.2.3Туризм как фактор экономической интеграции и глобализации
2.3Международный туризм и проблемы рационального природопользования
Глава3. Факторы риска и оценка экономического воздействия туризма
3.1Факторы риска международного туризма
3.2Измерение экономического воздействия туризма
Заключение
Использованнаялитература
Приложения

Введение
Туризмв наше время является одной из особо динамично развивающихся отраслейнационального хозяйства. Особое внимание уделяется въездному туризму, так какименно этот вид международного туризма имеет максимальную экономическуюэффективность. У широкого круга стран туризм обеспечивает внушительную долюобъема ВВП, а в некоторых доходы от туристов «питают» всю экономику,являясь чуть ли не единственной статьей доходов.
Актуальностьвыбранной мною темы заключается в важности определения социально-экономическихэффектов въездного туризма, как сферы деятельности, оказывающей комплексноевлияние на все отрасли хозяйства страны, и оценки их влияния на состояниепринимающей страны, ответы на эти вопросы и являются целью данной работы.
Всвязи с целью мною были выделены задачи:
— выявить роль и значение въездного туризма;
— описать социально-экономические эффекты въездного туризма;
— определить факторы риска международного туризма;
— привести способы оценки экономического влияния въездного туризма.
Работасостоит из введения, трех глав и заключения.
Объектомкурсовой работы является экономика международного туризма.
Предмет– социально-экономические эффекты въездного туризма.
Длярешения поставленных задач я пользовалась периодической литературой, учебникамиВоскресенского В.Ю., Драчевой Е.Л., Забаева Ю.В., Исмаева Д.К., Енджейчика И.,Богатыревой Т.Г. и др.

1. Основныетеоретические аспекты въездного туризма
1.1 Сущность въездноготуризма
Современная туристскаяиндустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичноразвивающихся отраслей мирового хозяйства. Динамика развития туризмапредставлена в приложении 1. В соответствии со ст.1 Федерального законаРоссийской Федерации от 24 ноября 1996 года №132-Ф3 «Об основах туристскойдеятельности в Российской Федерации» под туризмом понимаются«временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранныхграждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных,познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целяхбез занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
К основным типамтуризма, согласно вышеназванному закону, относят:
— туризм внутренний — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих вРоссийской Федерации;
— туризм выездной — путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
— туризм въездной — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно вРоссийской Федерации .
При этом развитиевъездного и внутреннего туризма признается приоритетным.
Туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектовобщественного питания, объектов и средств развлечения, объектовпознавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения,организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, атакже организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия въездного туризма представляет собой очень сложнуюсистему предприятий, её формирующую.
Туристские услуги вмеждународном товарообороте выступают в форме так называемого «невидимогоэкспорта», который во многом отличается от экспорта товаров:
Во-первых, туристский«товар» (новые впечатления, улучшение состояния здоровья, расширениекругозора, установление деловых контактов и т.д.) не подлежит хранению,складированию, возврату. По этому производитель этого товара должен планироватьего продвижение более тщательно, учитывать необходимые время, мощности иресурсы;
Во-вторых, потребительтуристского продукта прибывает для его получения в страну-экспортер, т.е.последняя избавлена от расходов по транспортировке, страхованию, оформлениюгрузов и составлению грузосопроводительной документации, от контактов с таможней;
В-третьих, зарубежныетуристы могут приобретать в принимающей стране разнообразные товары повнутренним ценам, установленным для собственного населения. Товары длительногопользования, купленные для собственных нужд, могут вывозиться туристами изстраны. Таким образом въездной туризм может содействовать экспорту обычныхтоваров («внутренний» экспорт — без соответствующего таможенногооформления);
В-четвертых, обслуживаниеиностранных туристов на привычном для них уровне может потребовать импорта дляних соответствующих медикаментов, продовольствия, напитков, туристскогоснаряжения, транспортных средств, спортивного инвентаря. Это особо актуальнодля развивающихся стран и государств с переходной экономикой, т.е. в отдельныхслучаях въездной туризм невозможен без импорта, поэтому требуется учет складывающегосяторгового баланса.
Таким образом, въезднойтуризм – прибытие и путешествие по какой-либо стране (региону) лиц, неявляющихся ее жителями (жителями региона). Въездной туризм с точки зренияполучения доходов является активным, поскольку создает приток иностраннойвалюты; связан с предложением специфического туристического продукта. Длябольшинства стран он представляет приоритетное направление развития туристской(и национальной) экономики.
1.2Факторы, определяющие развитие въездного туризма
Международныйтуризм стал феноменом XX в. Из занятия, доступного в начале века лишь богатым,он превратился в массовое увлечение 4 миллионов людей нашей планеты благодарятому, что желание путешествовать соединилось с доступностью туристскихдестинаций и улучшенными материальными возможностями путешественников. Впределах одной страны может быть несколько туристских дестинаций, которыепредставляют собой однородные туристские регионы, объединенные общимиприродно-климатическими ресурсами и (или) управляемые единым административныморганом либо ассоциацией.
Каки в XX в., в XXI в. международный туризм будет развиваться под воздействиемфакторов, свойственных, собственно, индустрии гостеприимства туризма, а такжефакторов внешней среды, таких, как политика и право, экономика и финансы,культура, социодемографические изменения, развитие торговли, транспорта,инфраструктуры и научно-техничего прогресса (Приложение 2.).
Политикаи право. Как правило, если государство заинтересовано в развитии туристскойотрасли, это выражается в общей концепции приоритетного развития туризма,принятии законодательных и нормативных актов, стимулирующих и регулирующихразвитие туризма, а также в финансово-экономических мерах по поддержании иразвитию туристской инфраструктуры, строительству гостиниц и развитию индустриигостеприимства.
Безопасностьпутешествия. Международные конфликты или военные действия, вспышкимеждународной преступности и терроризма являются не только препятствием на путиразвития туризма, но зачастую и причиной того, что министерства иностранных делстран — генераторов международного туризма публикуют списки стран,нежелательных для посещения резидентами этих стран. Путешественники проявляюттакже обеспокоенность по поводу санитарного состояния средств размещения ипредприятий общественного питания в посещаемых странах, им необходима,например, объективная информация о состоянии питьевой воды, возможных рискахинфекционных заболеваний во время путешествия.
Экономикаи финансы. На индустрию гостеприимства оказывают влияние какмакроэкономические, так и микроэкономические факторы Макроэкономическаянестабильность, рост безработицы и инфляции будоражат общество, и это нередкоприводит к тому, что население предпочитает оставаться дома и воздерживается отдальних поездок.
Уровеньцен на продукты и товары туристского спроса рассматривали пик один из важныхфакторов, определяющих выбор места отдыха. В вопросах финансового регулированиядля туризма наибольшее значение имеет валютный курс, простота и доступностьвалютного обмена. В этом отношении введение евро с 1 января 2002 г. упростилопутешествия по европейским странам, находящимся в единой зоне евро, и сократилотуристские расходы, связанные с обменом валюты.
Культура.Культурное наследие, культурная среда являются тем магнитом, которыйпритягивает путешественников. Не любой продукт, создаваемый человеком, являетсяпредметом культуры, а только уникальные, хранимые обществом произведения,благодаря которым организуется деятельность в обществе и накапливается опыт,передаваемый от поколении к поколению.
Культурупринято подразделять на духовную, материальную и физическую — все три аспектаимеют непреходящее значение для развития международных туристских связей.Действительно, понимание ценностей родной культуры возможно лишь в смысловомсоотношении с подобными ценностями культуры других народов. Вечностныекультурные ценности не утратят своей притягательности, но и появление новыхпроизведений и талантов будет стимулировать тягу к путешествиям.
Социодемографическиеизменения. Наиболее важны для международного туризма возрастной и семейныйфакторы. Молодые люди в возрасте 18—34 лет составят основную массупутешественников, с особой силой этот фактор будет проявляться в туристскихпотоках, генерируемых странами Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна.
Вразвитых в экономическом отношении странах наиболее быстрыми темпами будетвозрастать сегмент населения старше 50 лет. Данный сегмент пополнится толькочто вышедшими на пенсию людьми, у которых достаточно много времени и денежныхсредств, чтобы совершать продолжительные путешествия. Их, скорее всего,заинтересуют дестинации, способные предложить условия для укрепления здоровья,интеллектуального и культурного обогащения.
Семейныйфактор будет оказывать все возрастающее воздействие на развитие международноготуризма. В настоящее время продолжается рост числа семей, в которых есть дети.
Состояниетранспорта и инфраструктуры. Между состоянием пассажирского транспорта итуризма существует прямая зависимость: прогресс в совершенствованиитранспортных средств и появление новых более мощных моделей с улучшеннымихарактеристиками непосредственно отражаются на возрастании объемов туристскихпутешествий. По мере того, как спрос на международные путешествияувеличивается, вместимость транспортных средств становится одним из ключевыхфакторов, способствующих туристскому обмену или сдерживающих его рост.
Длямногих популярных туристских дестинации еще более важное значение приобрететсостояние инфраструктуры, в особенности аэропортов и автодорог, их пропускнаяспособность может сыграть решающую роль в сдерживании туристских потоков.
Туристскаяинфраструктура представляет собой совокупность путей сообщения, коммуникаций иместных учреждений, тесно связанных с туристским движением и необходимых дляобслуживания туристских предприятий.
Туристскаяинфраструктура предназначена для обеспечения необходимых условий работы туристскихпредприятий и безопасности жизни и здоровья путешественников. Туристыпредпочитают ехать туда, где им обеспечиваются безопасность и комфорт.
Развитиеторговли. Некоторые страны ориентируют свою экспортную промышленность на нуждыиностранных гостей и получают выгоду не только от продажи туристских услуг исувениров, но и от продажи товаров длительного пользования.
Новыетехнологии. Достижения научно-технического прогресса широко используются виндустрии гостеприимства и туризма, особенно в таких областях, как пассажирскиеперевозки (увеличении скорости движения поездов и повышении уровня комфортностипутешествия), система дистрибуции и потребительская информация (бронированиемест в режиме реального времени, возможность самостоятельно «скроить»себе тур).
Совершенствованиетурпродукта в туристских дестинациях. Наиболее важной представляется связьмежду секторами размещения, пассажирского транспорта и сектором организаторов ипродавцов туристских услуг. Немаловажная роль в совершенствовании туристскогопродукта отводится предприятиям досуга, розничной торговли, а такжеобщественного питания.
Системыдистрибуции. Такие системы сводят в единую цепь поставщиков, продавцов ипокупателей туристского продукта. Новые информационные технологии позволилизначительно упростить систему дистрибуции туристских услуг, сделать ее болееинформативной и эффективной для всех участников.
Использованиечеловеческих ресурсов. Развитие туристской индустрии способствуют повышениюзанятости, причем не только в развитых, но и в развивающихся странах. Вразвитых в экономическом отношении странах в недалеком будущем могут возникнутьтрудности с набором персонала для туристских предприятий. В развивающихсястранах все большую долю населения будут составлять молодые люди, не имеющиеобразования и навыков для работы в туристском секторе.
Маркетинг— это философия современного предприятия, работающего с целью удовлетворениятуристских нужд и желаний, он также служит инструментом сильнейшего воздействияна вкусы и предпочтения потребителей туристских услуг.
Развитиепрофессиональной турагентсткой сети. Турагентская сеть составляет основураспределительной сети, по которой оптовики продают свои туры, поддерживаютсвязь с местными сервисными организациями и организуют выполнение туристскойпрограммы и предоставление дополнительных услуг.
Развитиесферы туроператорского продукта и услуг. Политика туроператоров в отношениипродукта, услуг и цен во многом определяет конъюнктуру рынка международноготуризма.
Итак,развитие въездного туризма зависит от множества факторов, к которым, преждевсего, относятся проводимая государством политика, угроза вспышек преступностии эпидемий вирусных заболеваний, экономическая стабильность, наличие богатогокультурного наследия, развитость инфраструктуры, характер и совершенствотурпродукта и др.
1.3Значение въездного туризма
Привлечениеиностранных туристов — это прежде всего солидный доход для страны. Чем большеони расходуют денег в принимающей стране, тем это лучше для экономики этойстраны, тем выше ее национальный доход. Однако не следует думать, что вседеньги, потраченные туристами в стране, могут автоматически исправить ееплатежный баланс. Имеется целый ряд расходов, которые необходимо понестистране, принимающей иностранных туристов.
Расходы на импорт.Менее развитые страны или страны с небольшими материальными ресурсами вынужденыих импортировать и при этом расплачиваться иностранной валютой за многиетовары, необходимые туристам, которые эти страны сами не производят и непотребляют.
Расходы на модернизациюсферы обслуживания. Увеличение числа посещаемых туристами мест, развитие сетигостиниц и других элементов инфраструктуры может создать большую напряженностьв работе сферы обслуживания и других сфер, например, водо- и электроснабжения,канализационной системы, дорог, системы связи, службы безопасности и полиции.
Расходына оплату иностранных специалистов. Развитие туризма в стране часто вызываетнеобходимость на короткий или длительный период использовать труд иностранныхспециалистов. Часть заработной платы они переводят в свою страну, кроме того,создают дополнительную нагрузку на местную сферу обслуживания.
Выплатапроцентов по займам. Развитие туризма в стране вызывает необходимостьпривлекать капиталы других государств, т.е. прибегать к иностранныминвестициям. В случае займа проценты обычно выплачиваются валютой. Кроме того,когда в развитии туризма принимают участие иностранные фирмы, часть полученногодохода они обязаны возвращать в свою страну.
Таковыосновные причины невозможности автоматического улучшения платежного балансастраны за счет приезда иностранных туристов.
Длястраны очень важно так сбалансировать доход, получаемый от туризма, срасходами, необходимыми для его развития (включая возврат инвестиций,долгосрочные расходы на строительство и благоустройство отелей, дорог,аэропортов и другие проекты, создание комфортных условий для иностранныхтуристов и т.д.), чтобы в конечном счете получить положительный платежныйбаланс.
Лица,непосредственно связанные с обслуживанием туристов: размещением в гостиницах,обеспечением питанием, развлечениями, экскурсиями, транспортом, обменом валютыи другим родственным бизнесом,— первыми испытают на себе экономическое воздействиетуризма, а заработанные ими деньги будут вновь пущены в оборот для удовлетворениявозросших потребностей, в результате чего доход от туризма станет «протекать»через все население страны, попадая даже к тем, кто не имеет никакого отношенияк туризму.
Такимобразом, въездной туризм связан не только с доходами от приезжих, но и созначительными расходами, связанными с организацией туристической индустрии; идля страны важно так организовать свою деятельность на рынке туризма, чтобыплатежный баланс оставался положительным.
Подведемитоги к первой главе.
Въезднойтуризм – прибытие и путешествие по какому-либо региону лиц, не являющихся его жителями.
Наразвитие въездного туризма оказывают влияние ряд факторов: экономическая иполитическая стабильность страны, отсутствие социальных конфликтов, состояниеинфраструктуры, наличие богатого историко-культурного наследия или особыхрекреационных зон и др. элементов аттрактивности.
Этонаправление туризма создает приток иностранной валюты и является источникомдохода, но при этом связано с расходами на совершенствование туристической индустриии привлечение туристов.

2.Социально-экономические эффекты въездного туризма
2.1Социально-экономическая роль туризма
Важнымследствием развития туризма является создание новых рабочих мест, т.е.повышение уровня занятости населения. В целом на отрасль в настоящее времяприходится около 11% общей численности занятых. Создаваемые рабочие местапомогают найти себе применение представителям самых разных профессий и уровняквалификации — от государственных служащих и менеджеров высшего звена до работниковтурагентств и горничных отелей. Привлечение квалифицированной рабочей силытребуется при широком использовании в отрасли компьютерных систем, высокотехнологичногооборудования. Туризм также предоставляет широчайшие возможности для развитиямалого и среднего бизнеса, что является стабилизирующей основой экономики любойстраны. Это, конечно, чрезвычайно важно для стран с высоким уровнембезработицы, но перспектива получить более высокооплачиваемую по местнымстандартам работу в туристском бизнесе может привести к переходу работников,занятых прежде в традиционных областях производства, например в сельскомхозяйстве, в другие отрасли, связанные с туризмом, и тем самым отрицательносказаться на производстве сельскохозяйственной продукции. Вызванное возможностьютрудоустройства массовое перемещение людей из отдаленных районов в города, кудастекаются туристы, может повлечь за собой ухудшение жилищных условий,перегрузку систем обеспечения и обслуживания в этих городах.
Общениес зарубежными гостями иногда оказывает разрушающее воздействие на местнуюкультуру и систему ценностей. Местные жители зачастую сталкиваются только снегативной стороной туризма, поскольку туристы нередко становятся менеесдержанными, находясь вне своего привычного окружения, и их поведение можетотличаться от обычного.
Некоторыеместные жители завидуют очевидному благосостоянию туристов и радиудовлетворения своих возросших запросов могут совершать противозаконные иаморальные действия, которые совершенно чужды их «дотуристской» культуре.Бывает, что контакт с туристами порождает у местных жителей неудовлетворенностьсвоим жизненным уровнем, особенно если они не видят для себя существеннойвыгоды от денег, которые расходуют туристы. Далеко не все население встречаеттуристов (особенно большие группы) с распростертыми объятиями. Многие могутвозмущаться или относиться безразлично, другие настроены враждебно.
Причинатакого недоброжелательного отношения населения кроется в социальных издержкахсоздания туристам условий наибольшего благоприятствования за счет местногонаселения: шум, перенаселенность, загрязнение окружающей среды, утратаособенностей местной культуры, рост стоимости участков земли под строительствои т.д. Кроме того, исторические, археологические и религиозные объекты могутбыть повреждены и даже разрушены вследствие массового наплыва туристов или «коммерциализации».
Правильное понимание неблагоприятныхсоциальных последствий развития туризма имеет жизненно важное значение дляформирования мировоззрения людей, на которых возложена обязанность заниматьсявопросами планирования и развития туризма в конкретных странах.
Теперьпоговорим о других сторонах влияния въездного туризма на экономику. Кроме ужеупомянутого роста поступлений иностранной валюты за счет увеличения числа иностранныхтуристов, существуют другие факторы, которые могут содействовать улучшениюэкономического положения страны. Прежде всего, это связано с налогообложением,точнее, с ростом поступлений от налогов, имеющих непосредственное отношение ктуризму. То есть туризм может стать источником дохода за счет налогов.
Во-первых,благодаря туризму создаются рабочие места как для квалифицированных, так и длянеквалифицированных рабочих (и для мужчин, и для женщин). Причем работа,связанная с туризмом, часто бывает более высокооплачиваемой по сравнению сработой в других отраслях. Поскольку в трудовую деятельность вовлекаетсямножество людей, жизненный уровень населения повышается, растут заработки,значит, и поступления от налогов, взимаемых с возросших доходов людей, тожебудут повышаться.
Во-вторых,государство за счет ввоза в страну товаров иностранного производства,необходимых для потребления туристами и дальнейшего развития туризма, можетвводить таможенные пошлины на импортные товары.
В-третьих,взимаются налоги за оказываемые туристам услуги (со стоимости проживания вгостиницах, питания, продажи напитков, транспорта).
В-четвертых,налоги могут взиматься с дохода как местных, так и иностранных фирм, получившихправо (лицензию) заниматься туристским бизнесом в стране.
Действуети так называемый фактор ускорения, или цепная реакция. Дело в том, что успешноесоздание и развитие местной базы туризма будет способствовать привлечению вразвитие туризма новых инвестиций из национальных и иностранных источников.Более того, может быть создана местная промышленность по производствупродукции, в которой нуждается туризм и которую ранее приходилосьимпортировать. Все это не только сохранит иностранную валюту и улучшитплатежный баланс, но и обеспечит большие возможности трудоустройства местного населенияи, как следствие, увеличение дохода от налогов.
Появляетсявозможность часть бюджетных поступлений от туризма направлять на финансированиеразвития инфраструктуры, реставрацию и восстановление памятников истории икультуры, осуществление природоохранных программ, программ социального развитияи пр.
Обобщаявышесказанное, выделю две группы социально-экономических последствий въездноготуризма.
Негативныеэффекты:
— желание местного населения получить работу в сфере туристического бизнесаотрицательно сказывается на отраслях, из которых происходит их отток;
— перемещение людей из отдаленных районов в города-туристские центры вызываетперегрузку систем обеспечения и обслуживания в этих городах;
— происходит утрата особенностей культуры;
— у местных жителей, которым приходится встречаться с обеспеченными туристами, возникаетчувство неудовлетворенности своей жизнью;
— происходит загрязнение окружающей среды;
— проводится «коммерциализация» объектов аттрактивности, их разрушение.
Эффекты,улучшающие экономическое положение страны:
— создание новых рабочих мест;
— получение дохода в виде дополнительных таможенных пошлин на импортные товары иуслуги, оказываемые туристам и налога с дохода фирм, получивших лицензию направо занятия туристическим бизнесом;
— возможность развития малого и среднего бизнеса.
2.2Въездной туризм как фактор регионального развития
Значительноевлияние туризма на формирование валового национального продукта страны,изменение уровня безработицы и балансирование валютных платежей приводят ктому, что экономика туризма принимается во внимание при планировании развитияэкономики страны в целом. Развитие туризма трудно планировать и прогнозироватьна длительное время, так как существует слишком много влияющих на негофакторов. Но туризм можно организовать таким образом, чтобы было удобно быстроприспосабливаться к изменениям в экономике, политике и пр. В этом случае туризмбудет важным фактором экономического прогресса страны.
Отметим,что для включения туризма в процесс развития экономики страны необходимопланировать и контролировать туристскую отрасль. Прежде всего, нужно определитьобъем ресурсов и лимиты для ее развития, возможные негативные результатынедоиспользования или перерасхода лимитов, базируясь на опыте предыдущих лет идругих стран.
Ещев 1980 г. известный польский географ А. Ягельский, анализируя факторыразмещения населения, писал, что «в современном размещении населения мираможно выделить три основных фактора этого процесса». «Первый, вкотором роль природной среды достаточно велика, — указывает А. Ягельский, —охватывает размещение людей, занятых сельскохозяйственным трудом. Примитивныесельскохозяйственные цивилизации, использующие разливы рек или пользующиесяречными водами с помощью ирригационных систем, оставили прочный след в видебольших сгущений населения в долинах и устьях рек Янцзы Хуанхэ, Меконга, Ганга,Нила и По». Вторым, по мнению А. Ягельского, фактором размещения населенияявляется размещение промышленности. С начала XIXв. главную роль стали играть промышленные предприятия, особенно в тяжелойпромышленности, возникшие в районах, где имелись железная руда и уголь. Ониопределили размещение населения в Центральной Англии, Вестфалии, Лотарингии,Верхней Силезии, северо-восточных штатах США. Третий фактор размещениянаселения — огромный рост международной торговли и морских перевозок — сталпричиной формирования крупных портовых центров и многочисленных более мелкихскоплений населения в приморских районах многих стран мира. И здесь А. Ягельскийговорит о появлении нового в тот период фактора — развития рекреационныхцентров на побережьях (Средиземного и Черного морей, Флориды, Калифорнии) итенденции оседания богатых людей из разных стран в ряде районов (Ривьера,Гренада, Валенсия, острова Карибского моря и др.)1.
Внастоящее время рекреационный фактор оказывает существенное влияние натерриториальную и отраслевую структуру хозяйства многих районов и стран. Какуже отмечалось выше, в некоторых странах доходы от туризма стали определяющейстатьей ВНП. Туристическая деятельность производит мультипликативный эффект,стимулируя развитие других отраслей.
Насегодняшний день можно обозначить следующие проявления туризма как факторарегионального развития:
•развитие проблемных районов (отсталых и депрессивных, сельских, приграничных, новогоосвоения);
•развитие морских и речных бассейнов;
•стимулирование экономической интеграции и глобализации.
2.2.1Туризм как фактор развития проблемных районов (отсталых и депрессивных,сельских, приграничных, нового освоения)
Выравниваниеуровней регионального развития и стимулирование развития отсталых идепрессивных районов является неотъемлемым элементом социально-экономическойполитики цивилизованных стран. Так, одной из статей расходов совместногобюджета стран ЕС являются расходы на выравнивание уровней региональногоразвития. В 1975 г., был создан Европейский фонд регионального развития дляфинансирования программ по выравниванию уровня экономического развитияразличных регионов Сообщества. К числу таких экономически отсталых (по меркамЕС) стран и регионов относятся Греция, юг Италии, Португалия, Испания,Ирландская республика и Северная Ирландия.
Интересенопыт использования в экзотических странах животных в качестве фото итуристических моделей. Это оказалось выгоднее, чем их убийство на охоте или вцелях питания. Так, в национальном парке Амбоселе (Африка) один лев, позирующийтуристам, приносит в год 27 000 долл. США, а стадо слонов — 610 000 долл. Этипоказатели не только значительно выше стоимости шкуры льва или бивней слонов,но и экономически оправдывают затраты на охрану и восстановление популяций этихживотных.
Туризмиспользуется и для развития пустынных территорий. Интересен в этом плане опыторганизации туров по Сахаре (Алжир) и пустыне Гоби (Монголия). Отдельные городаэкстремальных районов разрастаются и развиваются за счет туризма. Так,например, обстоит дело в Аргентине в провинции Санта Крус. В 300 км от столицыСанта Крус находится город Эль Калафанте — отправная точка национального заповедникаЛос Глясиарес, в котором находится ледник Перита Морено. Из года в год городрастет, чтобы принимать наплыв туристов, которые приезжают в эти дальние землис единственной целью познакомиться с ледяными великанами.
Аграрныйтуризм может выступать как фактор развития сельских районов. Он являетсятрадиционной составной частью сферы агроэкономики. Аграрный туризм определял вомногом занятость местного населения и формировал определенную долю прибылихозяйств. Начиная с 1970-х годов агротуризм выделяется в мировой практике вотдельную отрасль.
Предприимчивыеевропейцы развивают аграрный туризм в сочетании с гастрономическими турами идемонстрацией своих винодельческих традиций. К специфике аграрного туризмаследует отнести развитие такой подотрасли, как производство дичи напромышленной основе с доращиванием в вольерах и выпуском на охотничьи угодья.Известно, что подобная практика была широко развита в бывшей Югославии, а такжев Канаде, Австрии. Имеются такие перспективы и у России, многие туристы посещаютнашу страну с целью охоты. Надо отметить, что охота может стать дополнительнойстатьей заказников. Хотя лично я – против. Аграрный туризм хорошо сочетается ис рыбалкой.
Однимиз факторов развития международного туризма в приграничных районах выступаетизвестный в экономике эффект «ценовой дискриминации», когда за один итот же товар в разных местах предлагают разную цену. Так, жители приграничныхрайонов Австрии, где цены на товары и услуги значительно выше, чем в соседнейСловакии, часто совершают шоп-туры в Братиславу. Другой пример —Калининградская область России, а также Дальний Восток. Приграничная торговля вэтих районах во многом способствует развитию туризма, что в свою очередьоказывает существенное влияние на развитие местной инфраструктуры.
Длятого чтобы реализовать преимущества своего геополитического положения на стыкестран Скандинавии и Российской Федерации, в Мурманской области намечаетсясоздать свободные туристические зоны на Кольском полуострове: четыретуристические деревни в Кандалакшском районе, одну — в Кировске; одну — на северо-западев Борисоглебске.
Крайонам нового освоения, «пионерным», отсталым (слаборазвитым)относят территории, которые имеют, как правило, значительный природно-ресурсныйпотенциал, но в которых в силу их отдаленности отраслевая и территориальнаяструктура хозяйства только складывается. Учитывая наличие девственной,нетронутой природы в этих районах важным фактором их современного развитияможет стать популярный сегодня экологический туризм, поступления от которогомогут быть направлены на развитие местной инфраструктуры.
Отсталые,слаборазвитые районы имеются и в России, в частности на Алтае. В свое времяотсюда происходил массовый отток жителей, и некоторые села совсем потерялинаселение. В настоящее время возможность реализации туристических проектовможет восстановить здесь экономическую активность. Характерный пример —проектируемый туристический комплекс «Бирюзовая Катунь».
2.2.2Туризм как фактор развития морских и речных бассейнов
Впоследние годы одним из наиболее динамично развивающихся является рынок речныхи морских круизов. Рост рынка морских круизов начался с середины 1970-х годов.В последние десятилетия появилось несколько круизных регионов, расположенныхнедалеко от развитых государств: Средиземноморье и Балтийское моря, СевернаяЕвропа, острова южной части Тихого океана, Аляска, Мексика, Гавайи, Карибскийбассейн. На передовые рубежи в развитии морского круизного бизнеса пытаютсявыйти страны Юго-Восточной Азии. Предполагается, что в начале XXIв. морские круизы будут одним из наиболее популярных видов туризма созначительными рынками в США, Великобритании и других странах.
Надоотметить, что в мировой транспортной системе речной транспорт в настоящее времяявляется самым слабым звеном. В этой связи речные круизы могли бы существеннымобразом оживить работу речного транспорта. Речные круизы становятся популярнымвидом путешествий. Наиболее широкое распространение получили речные круизы вЗападной Европе, в основном по рекам Рейну, Дунаю, Сене, Эльбе, Роне, Мозель идр..
Речныекруизы популярны в Германии, Великобритании, Австрии и других европейскихстранах, поскольку имеют в программе знакомство туристов с провинциальнойжизнью многих стран. Так обстоит дело, например, во Франции. Речные круизы организуютсяне только в Европе, но и на других континентах: в Африке — по Нилу, в СевернойАмерике — по Миссисипи, в Южной Америке — по Амазонке, в Азии — по рекам Янцзы,Меконг, Амур. Морские и речные круизы совершенствуют туристическуюинфраструктуру в морских и речных бассейнах, дают толчок развитию старыхнебольших портов, способствуют формированию новых туристических маршрутов.
2.2.3Туризм как фактор экономической интеграции и глобализации
Международныйтуризм во многих случаях может выступать как «отрасль-субститут». Внастоящее время индустрия туризма становится более эффективной и выгодной дляразвития, чем другие существующие на данной территории отрасли хозяйства. Этоприводит к изменению экономической специализации территории. Так, в Зимбабвефермеры, ведущие натуральное хозяйство, признают, что зарабатывают в три разабольше, организуя туристам посещение уголков дикой природы, экологическиразумную охоту-сафари и прочие связанные с туризмом мероприятия на своей земле,чем когда они занимаются ресурсоемким скотоводством у себя на ранчо. Другойпример — город Рованиеми на севере Финляндии. В прошлом это был город финскихлесорубов и золотоискателей, а сегодня это туристический центр Лапландии.Египетский курорт Хургада возник на месте поселка британских нефтяников-поисковиков.
Правона туризм — это не только право на отдых, развлечения и сохранение культурнойсамобытности. Право на туризм — это, в том числе, право на создание болеесправедливого международного политического и экономического порядка, право насвободу передвижения и путешествий.
Такимобразом, можно сделать вывод, что международный туризм способствуетформированию нового типа пространственных связей, снижающих риск войн,региональных конфликтов, способствующих культурному и техническому обогащениюстран и народов. Развитие туризма не должно осуществляться односторонне, но вкомплексе развития национального хозяйства страны в целом путем перемещениядоходов от туристического бизнеса в депрессивные отрасли экономики.
2.3Международный туризм и проблемы рационального природопользования
Международныйтуризм можно рассматривать и как фактор коммерциализации природы в интересахобщества.
Впоследние десятилетия мировое сообщество столкнулось с целым рядом глобальных илокальных экологических проблем. Это глобальное потепление климата, разрушениеозонового слоя атмосферы, опустынивание, обезлесение, «кислотные осадки»и др. Страны самостоятельно и совместными усилиями предпринимают попытки решатьэти проблемы.
Определяющаяпричина появления угрозы экологической катастрофы — антропогенная деятельность,связанная с воздействием на природу. Что важнее: экономика или экология,прибыль или чистый воздух? Вот с какой альтернативой столкнулось человечествосегодня.
Отвечаяна этот вопрос, международная конференция в Рио-де-Жанейро (1992 г.), принялаКонвенцию о сохранении флоры и фауны, т.е. о сочетании экономического роста ссохранением природы. Из этого следует, что каждая сфера экономическойактивности, каждая отрасль материального производства должна сочетать прогрессв своем развитии с сохранением окружающей природы. Как уже говорилось,туристическая, деятельность становится одним из перспективных и динамичноразвивающихся секторов мировой экономики. Как же соотносится развитие туризма спроблемами рационального природопользования? Однозначного ответа здесь,пожалуй, дать нельзя. И. Енджейчик отмечает: «Обусловленная туризмомогромная концентрация людей в ограниченном пространстве создает проблемуогромного масштаба, связанную с загрязнением территории стоками и отходами...».
Высказываетсяи более радикальная антитуристская точка зрения. Так, по мнению известноготеоретика туризма Й. Криппендорфа, туризм привел к коммерциализациигостеприимства, а на смену древнему слову «гость» пришли коммерческиетермины «клиент» и «турист». Й. Криппендорф определилэкономическую систему туризма термином «пожиратель ландшафта»,подчеркнув тем самым огромную потребность этой отрасли во все новыхтерриториях, которые оно подвергает необратимым воздействиям. С другой стороны,основу туристической деятельности составляют именно экологические ценности,красота дикой природы. Поэтому сохранение дикой первозданной природыэквивалентно жизнеспособности туристической индустрии.
Вариантомрешения проблемы сохранения природной среды при наличии коммерческой активностиявляется создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
ООПТв соответствии с российским законодательством классифицируются следующимобразом :
•государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
•национальные парки;
•природные парки;
•государственные природные заказники;
•памятники природы;
•дендрологические парки и ботанические сады;
•лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Крометого, на международном уровне существуют так называемые объекты природногонаследия, чья деятельность регламентируется ЮНЕСКО.
Кореннаязадача заповедников — сохранение «заповедного минимума» природныхобъектов, который без них сохранен быть не может. В отличие от заповедников внациональных парках могут находиться земельные участки других пользователей исобственников. Другим отличием национальных парков является зонирование ихтерритории. В них может быть выделен ряд функциональных зон, начиная от заповеднойи кончая рекреационной. Таким образом, третьим важным отличием национальныхпарков является возможность массовой, но регулируемой рекреации.
Такимобразом, что ООПТ — это фактор сохранения уникальности природного наследия тойили иной территории, своеобразная форма ее современного развития, чтодостигается, в частности, и за счет туризма. Налицо обратная связь: поступленияот туризма направляются на цели охраны природы, а сохраненная природа приноситдоход в виде поступлений от туризма.
Можносделать вывод, что развитие туризма связано как с положительными, так и сотрицательными социально-экономическими последствиями. С одной стороны,благодаря ему увеличивается объем валового национального продукта,увеличивается денежный поток в регион, увеличиваются налоговые сборы, создаютсяновые рабочие места и т.д. С другой стороны, увеличивается текучесть кадров напредприятиях, возникают социальные недовольства, растут цены на местные товарыи услуги, происходит утрата культурных ценностей, оказывается негативноевлияние на окружающую среду и др. Поэтому необходимо контролировать ипредупреждать нежелательные эффекты туристической деятельности.
Туризмможно использовать в качестве активатора развития проблемных районов, так же речныхи морских бассейнов, районов нового освоения, путем размещения в нихпредприятий туристической индустрии. Туризм может выступать факторомсовершенствования отраслевой структуры и глобализации.

3. Факторы риска иоценка экономического влияния туризма
3.1 Факторы риска международноготуризма
въезднойтуризм международный интеграция
Туристская деятельностьне ограничена рамками национальных экономик. Сама сущность туризма какактивного отдыха, предполагающего смену постоянной среды проживания,обусловливает развитие международных туристских обменов. Туризм не только имеетважное социально-культурное значение, связанное с удовлетворением потребностейлюдей во встречах и путешествиях, с приобщением к другим культурам ицивилизациям. Он является также высокодоходной и динамично развивающейся отраслью,фактором экономического роста отдельных стран и мирового хозяйства в целом. Врейтинге мирового экспорта туризм занимает четвертое место после ТЭК,химической и автомобильной продукции.
Вместе с тем ростмировой туристской индустрии сопровождается увеличением различных видов риска.Они приобретают форму глобальных угроз, то есть рисков, действующих на всестраны и континенты независимо от уровня экономического развития. Этимпроблемам был посвящен доклад, представленный в 2007 г. На Всемирном экономическом форуме в Давосе международной неправительственной организациейGlobal Risk Network (GRN). В докладе содержится оценка глобальных рисков,которые будут оказывать влияние на мировую экономику в ближайшие 10 лет. Такаяоценка осуществляется экспертами GRN по двум параметрам: вероятность реализациинеблагополучного события и степень возможного ущерба. Эксперты выявили 23ключевых риска, соответствующих определенной группе вероятности и ущерба (см.приложение 3.)
Очевидно, что туризмкак социально-экономическое явление, связанное с перемещением граждан ифинансовых ресурсов и предполагающее высокую степень интеграции в мировуюэкономику, наиболее подвержен воздействию глобальных рисков. Но посколькудиапазон вариантов изменения тех или иных рисков широк, предсказать последствияих наступления для туристской индустрии чрезвычайно затруднительно.
Совокупностьмеждународных туристских рисков можно разделить на две группы:
— собственно туристскиериски (им подвержены туристы при планировании и осуществлении заграничноготура);
— экономические илихозяйственные риски (возникающие в ходе деятельности туристских предприятий приформировании, продвижении, реализации тура и оказании рекреационных услуг).
К первой группеотносятся события, связанные либо с материально-финансовыми потерями (утрата ипорча имущества во время туристских поездок, финансовые убытки, кражи, штрафы),либо с угрозами жизни и здоровью туриста. Вторая группа рисков обусловленахарактером деятельности предприятий рекреационно-хозяйственными связями. Именноэта сложность и делает данную группу более интересной для анализа.
Мультипликационныйэффект, приносящий многие экономические, социальные и политические выгоды,имеет и обратную сторону, которая заключается в том, что каждая отрасльхарактеризуется своими рисками и вносит их как своеобразный добавочный вклад вобщий уровень туристского риска. Например, транспортные предприятия инициируютриски аварийности международных туристских перевозок, коллективные средстваразмещения – сервисные риски обслуживания, аттракционы – вероятность причинениявреда здоровью и опасности для жизни при эксплуатации технических устройств.При этом на все предприятия туристской индустрии оказывают влияние риски,которые можно определить как универсальные, то есть действующие на любой хозяйствующийсубъект вне зависимости от его отраслевой принадлежности иорганизационно-правовой формы. Речь идет о финансовых, инвестиционных,кадровых, инфляционных и других рисках. Следует также сказать и о влияниирисков, не имеющих непосредственной связи с предприятиями рекреационной сферы.Очень часто они носят неэкономический характер и проявляются либо вследствиепренебрежения самими туристами их личной безопасностью, либо из-за внешнихугроз (терроризм, эпидемии, травматизм и т.д.)
Сростом международноготуризма возрастает влияние факторов нестабильности в разных странах итуристских регионах, «материализующийся» в так называемый страновойтуристский риск. Турист или туроператор использует оценку риска страны, чтобыидентифицировать ее рыночные позиции на международном туристском рынке исопоставить их с уровнем развития национального туристского комплекса. Высокийрейтинг страны позволяет туроператору работать по международным программам безособых опасений за судьбу своих проектов и туристов.
Вэтой связи интересно отметить, что в соответствии с рейтингом журнала Forbes за2006 г. наша страна характеризуется низким уровнем безопасности для посещения какделовыми людьми, так и туристам.
Вконтексте развития международного туризма сегодня наиболее значимы два блокарисков: социально-политические и природно-естественные.
Первыйблок включаетсистему взаимосвязанных факторов, которые можно разделить на 4 группы:
— социальные волнения;
 -расовая и религиозная дискриминация;
— терроризм и вооруженные конфликты;
— социально-экономическая нестабильность и внешнеполитические (идеологические)ограничения.
Рисковоесобытие может не происходить непосредственно в туристском секторе, при этомнаносить ему прямой или косвенный экономический ущерб. В результате терактов 11сентября в США положительная экономическая динамика мирового туризма былаутрачена, и устойчивый рост туристских потоков, наблюдавшийся в предыдущиедесятилетия, временно прекратился: в 2003 г. международные туристские прибытияпо сравнению с 2002 г. снизились на 12.4 млн. человек.
Цельютеррористических атак является не разрушение самой туристской дестинации кактаковой, а провоцирование социально-политической нестабильности. Точечныйтеракт приводит к дестабилизации региональной, а в случае крупного масштаба – имировой политической системы.
Внешнеполитические(идеологические) факторы риска:
-введениевизовых ограничений на право совершения туристских поездок для некоторых категорийлюдей;
-непредвиденныеизменения в области паспортных и медико-санитарных формальностей.
Второйблок угроз международного туризма – природные риски. Они связаны с опасностьюущерба или с самим ущербом, наносимым туристам и туристской индустрии врезультате воздействия опасных природных процессов и явлений. Сюда входят иэкологические факторы, возникающие в результате загрязнения окружающей среды.
Длятуризма как вида хозяйственной деятельности природные риски отождествляются сповышенной вероятностью частичного или полного разрушения инфраструктуры,памятников природы и культурно-исторического наследия.
Некоторыеисследователи в той или иной форме придерживаются концепции «созидательногоразрушения», согласно которой природные риски не являются существеннымнегативным фактором экономического развития и даже способны оказывать на негоположительное влияние. Катастрофические последствия становятся объектамиэкскурсионного показа и предметом бизнеса, приносящего хороший доходорганизаторам туризма. Например, одной американской туристской фирмойразработан новый туристский продукт под названием «Ураган „Катрина“- самая страшная катастрофа Америки».
Глобальныйпроцесс роста мирового туризма распространяется неравномерно междусуществующими рекреационно-туристскими центрам. На него оказывает влияниемножество факторов, к числу которых можно отнести удаленность туристскихдестинаций от обычной среды проживания, конкурентоспособности национальнойтуристской индустрии, колебания курса валют, наличие культурно-исторических иприродных памятников, развитость системы аттракций и т.д. Для России особоезначение имеет степень интегрированности национальной экономики в международнуюторговлю товарами и услугами. Экономическая изоляция была характерна длясоветского периода нашей страны. Она не могла не сказаться и на характеретуризма, который в целом ориентировался на внутренний санаторно-курортныйкомплекс и лишь в ограниченном объеме экспортировал туристские услуги. Ситуациястала меняться с началом институциональных преобразований, и постепеннороссийский рынок улучшает свое положение на мировой арене. В рейтинге UNWTO,составленном по итогам 2006 г., Россия занимает 9-е место в мире помеждународным туристским расходам, 10-е место – по международным прибытиям, нолишь 30-е место – по поступлениям от международного туризма.Согласнорейтинговым показателям Всемирной туристской организации за 2009 г., Россиязанимает 59-е место среди 133 стран по конкурентоспособности туристическогосектора экономики, по числу мест в гостиницах – на 85-м месте, по ценовойдоступности размещения в них – на 115-м, по открытости для туризма – на 108-м. Вто же время, как показывает ежегодный отчет Всемирного экономического форумаUNWTO, Россия занимает 5 место из 133 стран по числу природных объектов, покультурным – на 9 месте.Такимобразом, мультипликативный эффект туристической деятельности, приносящийэкономические, социальные и политические выгоды, так же умножает риски,связанные с туризмом, которые распространяются на смежные отрасли хозяйства.Опасностисвязаны как с угрозами для жизни и здоровья туристов и местных жителей, так и срисками в социально-экономической сфере (социальные конфликты, катастрофытехногенного происхождения и др.)3.2 Измерениеэкономического воздействия туризма
Оценкаэкономического воздействия туризма основана на расходах туристов. Здесь оченьважно рассматривать разные аспекты экономики, которые испытывают на себе воздействиерасходов туристов.
Расчетэкономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора.
Так какместные предприятия зависят от других предприятий-снабженцев, любые сдвигирасходов туристов в туристской местности приведут к изменениям напроизводственном уровне экономики, дохода, занятости, обменного курса.Мультипликатор туризма — это отношение изменений одного из ключевыхэкономических показателей, скажем, производства (занятости, дохода) к изменениюрасходов туристов. Определение мультипликатора базируется на кейнсианскоманализе.
Существуетнекий коэффициент, на который должны умножаться расходы туристов. Для оценкиобщего изменения производства им является мультипликатор производства. Дляоценки изменений общего дохода используется другой коэффициент, на которыйтакже должны умножаться расходы туристов.
Расходы впервую очередь идут на туристские предприятия, непосредственно обслуживающиетуристов. Далее эти деньги тратят фирмы. Часть денег уходит из экономическогооборота на оплату импорта товаров, которые туристы потребляют на местепребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями,находящимися за пределами данной местности. Деньги, потраченные туристами наэти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерированииэкономической деятельности. Поэтому количество денег, активно циркулирующих вместной экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются напокупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и разныхпоборов.
В каждомцикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в видедоходов (заработная плата, прибыль и т.д.). Определенная часть этих денегнакапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который ненакапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства.Таким образом, доходы сокращаются и в каждом цикле происходит утечка капиталаиз системы. Доходы расходуются в большем объеме в результате дальнейшегогенерирования экономической деятельности за счет расходов туристов.
Однако надоотличать мультипликатор от акселератора. Первый — это отношение новыхинвестиций к увеличению производства и доходов, а второй — отношениедополнительного потребления к росту производства и доходов.
Математическимультипликатор выражается формулой :
/> 
где МРС — предельная склонность к потреблению;
1 — МРС — предельная склонность к накоплению.
Для оценкивоздействия расходов туристов на доход, занятость и импорт разработаны разныемодели расчета мультипликатора. Одну из таких моделей разработали Арчер и Оуенв 1971 г.:

/> 
где j — категориятуристов, j = 1,..., N;
i — видпредприятия, i = 1,..., n;
Qj — доля расходов, производимыхтуристами j-го типа, в общих расходах;
Кij — доля расходов, производимыхтуристами j-гo типа через бизнес i-го вида;
Vi — прямые и косвенные доходы,генерируемые единицей расходов, совершаемых бизнесом i-гo вида;
Xi — доля расходов местных жителей,совершаемых в бизнесе I-го вида, в общих потребительских расходах;
Zi — доля от Xi, которая относится к изучаемой зоне.
При оценкезначения мультипликатора важно не только выбрать методику, но и определить видмультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции.
Мультипликаторпродаж: измеряетдополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.
Мультипликаторпроизводства: измеряетобъем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов.
Принципиальноеразличие между этими двумя видами заключается в том, что в мультипликаторепроизводства не все купли-продажи связаны с текущим производством. Например,некоторые продажи совершаются из складских запасов, когда часть произведеннойпродукции складируется, а не продается.
Оценкамультипликатора с помощью еще одного подхода (затраты — выпуск) в отличие отпредыдущих моделей, базирующихся на принципе частичного равновесия,основывается на принципе общего равновесия. Согласно этому принципу экономикатуристской местности представляется в матричной форме с помощью таблицы,аналогичной таблице национальных счетов. Изменения затрат, обусловленныхрасходами туристов, определяются по формуле
∆P = B (1 – KA)-1∙∆T,
где Р-затраты;
В — матрицакоэффициентов затрат, В = m x п;
I — матрица идентичности (вэлементарной алгебре I =1);
К — матрица,в которой величины по диагонали отражают уровень конкурентного импорта,связанного с каждым сектором экономики, которая при обращении к матрице Асокращает компонент внутреннего выпуска на требуемое количество;
А — матрицамежотраслевых сделок в экономике;
Т- расходытуристов.
Этот методможно применять также для определения изменений занятости в зависимости отувеличения расходов туристов. Тогда модель примет вид:
∆L = E (1 – KA)-1∙∆T,
где L — занятость;
Е — матрицакоэффициентов занятости, Е = m x n.
Мультипликатордоходов измеряетдополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд иприбыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов.
Мультипликаторзанятости характеризуетколичество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.
Туризм — этомногопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим числомсекторов экономики, и, следовательно, для расчета мультипликатора требуетсябольшая база данных.
Существующиемодели расчетов мультипликатора международного туризма имеют недостатки,которые преодолеваются на практике.
Ограничение,связанное с неэластичностью предложения, может стать сдерживающим фактором припредложении необходимого количества и качества товаров и услуг при увеличениирасходов туристов. Как уже отмечалось выше, если излишний спрос неудовлетворяется местным производством, то дополнительные расходы туристовсоздают инфляцию и недостающие продукты и услуги импортируются. Поэтому размермультипликатора сокращается.
Многие видымультипликатора по своей природе статичны и негибки. Для устранения этих ограничениймогут быть построены динамические модели. Ограниченность модели заключается втом, что производственная функция и функция потребления линейны и характервнутрисекторных расходов стабилен, отсюда и предположение, что дополнительныерасходы туристов оказывают такое же воздействие на экономику, как и равноеколичество предыдущих расходов. Следовательно, когда увеличиваетсяпроизводство, предполагается, что товары будут покупаться в таких жепропорциях, что и раньше, без учета уровня будущих сбережений. Статичностьмультипликатора также не учитывает продолжительность времени мультипликативноговоздействия на экономику.
Значениямультипликатора различны в зависимости от характера местной экономики и мерывзаимосвязанности разных ее секторов. Для разработки политики и планированиямультипликатор дохода, например, является наиболее ценным, так как онобеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведеныпродукция или оборот.
В результатепроведенных ВТО расчетов мультипликатора продаж в туризме и доходов от негополучены следующие значения мультипликатора продаж: для ДоминиканскойРеспублики — 1,2, Бермудских островов — 1,1, восточного Карибского бассейна-1,07, Антигуа — 0,88, Багамских островов — 0,78, Каймановых островов — 0,65 ит.д.
Подробныйанализ мультипликаторов производится с целью анализа эффективности инвестицийгосударственных или частных секторов в туристские проекты на национальных ирегиональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различныхвидов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.
Итак,необходимость оценки влияния туризма на экономику страны несомненна. Расчетэкономического воздействия производится с помощью мультипликатора, т.е.коэффициента увеличения ключевых экономических показателей за счет изменениярасходов туристов. Различают мультипликатор продаж, производства,затрат-выпуска, доходов, занятости, но все они неполноценны в виду своейстатичности и негибкости.
Важно,что мультипликационный эффект характерен и для негативных воздействий въездноготуризма, что находит отражение в дополнительных рисках всей хозяйственной исоциальной сфере принимающей страны.

Заключение
Въездной туризм, т.е.прибытие и путешествие по стране лиц-нерезидентов, является приоритетным направлениемразвития туризма, как, прежде всего, источника притока иностранной валюты.
Развитие въездноготуризма зависит от множества факторов, к которым относятся проводимая государствомполитика, угроза вспышек преступности и эпидемий вирусных заболеваний,экономическая стабильность, наличие богатого культурного наследия, развитостьинфраструктуры, характер и совершенство турпродукта и др.
Государству важно оптимизировать,а не максимизировать, прибыль от туризма, принимая во внимание издержки,которые влечет за собой развитие туристического бизнеса.
К преимуществамразвития туризма для каждой страны относятся:
— увеличение денежногопотока в регион, в том числе приток иностранной валюты;
— рост валовогонационального продукта;
— создание новыхрабочих мест;
Недостатки развитиятуризмапроявляются в том, что туризм:
— влияет на рост цен наместные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость;
— способствует оттокуденег за границу при туристском импорте;
— вызываетэкологические и социальные проблемы;
— может наносить ущербразвитию других отраслей.
— утрата культурныхценностей.
— техногенныеопасности, которые остаются одними из самых серьёзных рисков в туризме.
Кроме этого, туризмможно использовать как фактор совершенствования отраслевой структуры, повышенияэкономической активности в отсталых районах, социально-экономической глобализации.
Отдельное вниманиенеобходимо уделить на часто пагубное влияние отдыхающих наприродно-рекреационные ресурсы, предусмотреть меры защиты природы в еепервоначальном, естественном великолепии.
Мультипликационный эффект,присущий туристической деятельности, имеет двойственное значение: с однойстороны, экономические и социальные выгоды умножаются, оказывая дополнительноеблагоприятное воздействие; с другой стороны, опасности и риски, которые таит всебе въездной туризм, распространяются так же на все смежные отраслихозяйствования страны, обостряя и социальные проблемы.
Количественно этотэффект рассчитывается с помощью коэффициента, который отражает влияние туризмана изменение продаж, производства, доходов, занятости страны-рецептора

Использованнаялитература
1. Albala-Bertran J.M. Political Economy ofLarge Scale Disasters, N.Y., 1993. P. 202; Stewart F., Fitzgerald V. War andUnderdevelopment. V. 1. The Economic and Social Consequences of Conflict.Oxford,2001.
2. International Tourist Arrivals //Tourism Market Trends. UNWTO. 2006.
3.  UNWTO World Tourism Barometer. V. 5.June 2007. № 2.
4. БиржаковМ. Экономическая безопасность туристской отрасли. СПб., 2007.
5. БогатыреваТ.Г., Воскресенский В.Ю. Качество жизни и культурно-образовательный туризм. М.,2002.
6. ВоскресенскийВ.Ю. Международный туризм. М., 2005
7. ДежкинВ.В. Природопользование: курс лекций. М.: МНЭПУ, 2000.
8. ЕнджейчикИ. Современный туристический бизнес. Экостратегии в управлении фирмой. М.:Финансы и статистика, 2003.
9.  ИльинаЕ.Н. Организация водных путешествий. М., 2002
10. Мироваяэкономика и международные отношения №9, 2008 г.
11. НиколаеваИ.П. Мировая экономика. М: ЮНИТИ, 2002
12.  ОвчаровА. туристический комплекс в России: тенденции и риски. Вопросы экономики. 2008.№ 1.
13.  ПапирянГ.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. М.: Финансы истатистика, 2000. — 208 с.
14.  ПрокунинН., Воронов А. Кто не рискует, тот не ездит на Кавказ. Коммерсантъ, № 31 (3362)21.12.2006.
15.  РябоваИ.А., Драчева Е.Л., Забаев Ю.В. Экономика и организация туризма: международныйтуризм. М.: КНОРУС, 2007. — 576 с.
16.  Туризмв цифрах. 2007. М., 2008.
17.  ХрабовченкоВ.В. Экологический туризм. М.:2003
18.  ЯгельскийА. География Населения. М., 1980.
19. www.tourlib.net/books_tourism
20. www.travelnn.ru

Приложение 1
Динамика показателей развития международного туризмаГод Число туристов, млн человек
Валютные поступления
от международного туризма,
млрд дол. США 1960 69,0 5,5 1970 165,8 17,4 1981 278,6 106,0 1992 479,8 279,0 1995 540,6 411,0 1998 616,7 440,0 1999 639,6 455,0 2000 687,0 475,9 2001 686,7 463,6 2002 707,0 474,0 2003 694,6 533,0 2004 765,1 633,0 2005 806,8 680,0

Приложение2
Факторыразвития международного туризма.
/>

Приложение 3
Глобальные рискимировой экономики
Ущерб,
Млрд. долл. Вероятность, % 1-5 5-10 10-20 10-50 Нанотехнологии, затопление пойменных земель Международный терроризм, распространение оружия массового поражения, «несостоявшиеся» государства, потеря источников пресной воды. 50-250 Землетрясения, тропические штормы, финансовые кризисы, нестабильность на Ближнем Востоке. Инфекционные заболевания в развивающихся странах, режимы социальных обязательств, климатические изменения, падение доллара, международная преступность и коррупция. Хронические заболевания в развитых странах, сбой информационных технологий. 250-1000 Пандемии Межгосударственные и гражданские войны «Жесткая посадка» китайской экономики, цены на нефть Более 1000 Отход от глобализации Обвал цен на недвижимость


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.