Реферат по предмету "Философия"


Жизнь после жизни. Научный и мифологический аспекты

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНЮ
СТАВРОПОЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ
Реферат
Жизньпосле жизни. Научный и мифологический аспекты
Выполниластудентка II курса
МБХФотд. «Химия»
БогатькоМайя Александровна
Ставрополь2010 г.

Содержание:
 
Введение
1.      Мифологические представленияо «жизни после жизни»
1.1    Общие представления культур
1.2    Кельтская мифология
1.3    Шаманские и римские мифы
1.4    Египетская мифология
1.5    Мифы русского народа
2.      Научный аспект «жизни послежизни»:
2.1    Восемь доказательствсуществования души и ее бессмертия
2.2    Свидетельства профессораА.В. Гнездилова о том, что смерть не конец жизни
2.3    Общие сведения, собранные спомощью научных исследований
2.4    Исследования Майкла Ньютонав области гипнотерапии
Список литературы

Введение
Посмертнаяжизнь представляет величайший интерес для всех, и не столько потому, что каждыйиз нас должен неизбежно умереть в своё время, сколько потому, что всем нам, заисключением разве самых молодых, приходилось хоронить дорогих для нас людей. Ввиду этого все сведения, касающаяся посмертной жизни, должны несомненноинтересовать каждого человека. Первая мысль должна сводиться к вопросу: могутли вообще быть верные сведения относительно посмертного существования?
Существуетмного теорий, выработанных различными религиозными системами, а между тем, дажесамые правоверные последователи этих религий едва ли верят в них, ибобольшинство из них и до сих пор говорит о смерти как о чем-то«ужасном» и видит в ней какую-то страшную тайну.
Начто похожа смерть? Этот вопрос человечество задает себе с момента своеговозникновения. С некоторой долей осторожности, я могу сказать, что эта тема вызывает,пожалуй, наиболее серьезное отношение у всех людей независимо от ихэмоционального типа или принадлежности к той или иной социальным группам.
Однако,несмотря на этот интерес, несомненно и то, что для большинства из нас оченьтрудно говорить о смерти. Это объясняется, по крайней мере, двумя причинами.Одна из них в основном психологического или культурного характера. Сама тема осмерти — табу. Мы чувствуем, по крайней мере, подсознательно, что сталкиваясьсо смертью в какой-либо форме, даже косвенно, мы неизбежно встаем передперспективой нашей собственной смерти, картина нашей смерти как бы приближаетсяк нам и делается более реальной и мыслимой.
Разговоро смерти с психологической точки зрения может рассматриваться как косвенноеприближение к смерти, только на другом уровне. Несомненно, что многие людивоспринимают любые разговоры о смерти как нечто такое, что в их сознаниивызывает настолько реальный образ смерти, что они начинают ощущать близость собственнойкончины. Чтобы уберечь себя от такой психологической травмы, они решают простоизбегать таких разговоров, насколько это возможно.
Другаяпричина, из-за которой трудно разговаривать о смерти, несколько сложнее,поскольку коренится в самой природе нашего языка. В основном, слова,составляющие человеческий язык, относятся к вещам, знание о которых мы получаемблагодаря нашим физическим ощущениям, в то время как смерть есть нечто такое,что лежит за пределами нашего сознательного опыта, потому что большинство изнас никогда не переживали ее.
Исходяиз этого страха, человек пытается объяснить смерть, как переходную форму душииз одного состояния в другое. Сама тема бессмертия всегда вызывает интерес,поиски Философского камня и Нектара бессмертия затмевали умы многих ученых имыслителей на протяжении всей истории. Итак, возможно ли дать обоснованныйответ на вопрос: «Существует ли жизнь после смерти?».

1.        МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «ЖИЗНИ ПОСЛЕ ЖИЗНИ»
 
1.1 Общие представлениякультур
 
ВЕРХНИЙИ НИЖНИЙ МИРЫ. В мифологической модели мира одно изосновных противопоставлений (наряду с правым и левым, мужским и женским, днем иночью, добром и злом и т. д.), соотносящееся с основными элементами (стихиями)мироздания.
Нижнийземной мир людей противопоставлен небесному миру богов и духов и, уже какверхний мир — преисподней, загробному миру, а также водной стихии, первичномуокеану, на к-ром покоится земля: так, в мифах айнов божества называются памуй(«тот, кто покрывает»), земля — Канна мосири («верхний мир»), под ней —связанная с водной стихией преисподняя Тейне покла мосири. Для космогоническихмифов характерны мотивы поднятия неба над землей (или земли со дна первичногоокеана. Перемещения из верхнего мира в нижний и наоборот составляют основумногочисленных мифологических мотивов: боги (культурные герои) спускаются наземлю по мировому древу).
Инверсиясвойств верхнего, небесного или земного мира отмечает принадлежность к нижнему,враждебному людям и богам среднее распространенное представление о загробноммире, в котором мертвецы ходят вверх ногами (так же в африканских поверьяхперемещаются колдуны).
Снеба в преисподнюю были низвергнуты, согласно библейской традиции, бесы воглаве с Сатаной (таково происхождение и нечистой силы на земле). Соответственнов эсхатологических мифах демоны и мертвецы преисподней восстают против небес имира людей, в день гибели мира верх и низ меняются местами. Переворачиваниеотношений верха и низа, связанное с мифологизированными персонажами типакарнавала или масленицы, ритуальное моделирование хаоса, карнавальных (ряженых)образов смерти, злых духов и т. п. призвано было во время календарныхпраздников способствовать упрочению космического порядка.
ЗАГРОБНЫЙМИР/>. В архаических Традициях(у австралийцев, бушменов, папуасов) помещался в кустарниках, в устье рек и т.п., умершие могли продолжать жизнь охотников, превращаться в зверей и птиц, ввиде духов возвращаться к стоянкам сородичей.
Втрадициях с развитой космологией отделен от земли живых, отождествлен сподземным миром, преисподней, в горизонтальной проекции модели мирарасполагался за преградами, которые необходимо было преодолеть умершему вовремя загробного путешествия. Отсюда представления о необходимости транспортныхсредств, о проводниках душ, шаманах, указующих путь в Загробный мир. Согласнолитовской традиции, покойнику нужны были звериные когти, чтобы преодолеть горуна пути в 3агробный мир: сорвавшегося пожирал дракон Визунас.
Подругим представлениям умершие должны были перейти мост. Вход охраняло чудовищеили хозяин 3агробного мира: они пропускали лишь выполнявших ритуалы(погребенных по правилу), откупившихся или заплативших за вход; не попавшие вЗагробный мир погибали окончательно, или становились злыми духами, вампирами.
Жизньв 3агробном мире могла повторять земную, часто в инверсии — когда на земледень, в Загробном мире— ночь, пища мертвых смертельна для живых. В другихтрадициях души (тени) вели безрадостное существование или, напротив, обитали встране изобилия — египетские поля иару. Судьбы умерших зависели от их статуса,способа смерти.
Дуализмнебесного мира богов и преисподней злых духов послужил основой для позднейшихпредставлений о рае и аде в христианской, мусульманской, иранской, индуистской мифологиях,связанных с идеей загробного воздаяния, в частности — загробного суда. Осирис,Яма, иранские Митра, Рашну и Сраоша, китайские Бао-гун, Циньгуан-ван судятумерших по их добрым и злым делам, взвешивая их на весах. Мифы о Сизифе,Тантале дают примеры эпизодического загробного воздания в аиде; в христианскойи других мировых религиях райское блаженство и адские муки ждут праведников игрешников после смерти и продлятся вечно после Страшного суда.
Смифами о Загробном мире связан мотив поисков бессмертия — попытки воскреситьЭнкиду, вернуть Эвридику остаются безуспешными, вместе с тем для шаманскихмифов характерны представления о возвращении душ шаманами с того света.Спасения от мук Загробного мира и посмертного блаженства ожидали участникимистерий Диониса других умирающих и воскресающих богов. В христианскоймифологии «попрание смерти» и избавление праведников от ада происходит во времясошествия во ад Иисуса Христа.
СМЕРТЬ/>. Мифологизированный акт жизненного цикла.Широко распространены этиологические мифы о происхождении Смерти: в эпохупервотворения люди не умирали или возрождались подобно луне (в мифахавстралийцев), змее, сбросившей кожу (у народов Океании), но впоследствииутеряли эту способность.
Сэтиологическими мифами о Смерти у африканских народов связан мотив ложнойвести: демиург обещает людям бессмертие, но вестник по ошибке или злому умыслуговорит, что люди будут умирать. Лишение бессмертия может быть связано снарушением табу, преступлением (убийство Хаинуееле у вемале, убийство Каинам Авеля).
Вряде традиций первый смертный — первочеловек: от Гайомарта происходит перваяпара смертных; Яма в ведийской мифологии становится царем мертвых и загробногомира.
Поискибессмертия людьми обречены на неудачу; оно доступно лишь богам, обладающим напиткомбессмертия. Достижение подлинного бессмертия возможно лишь в загробном мире.
БожествомСмерти во многих традициях является хтоническая богиня — хозяйка преисподней иее демонов, болезней, тьмы: скандинавская Хель, шумеро-аккадская Эрешкигаль.
Мужскоебожество — воплощение (олицетворение) Смерти — самодийский Тодоте, ацтекскийМиктланте-кутли, Киямат у марийцев — наделялись в основном способностью лишитьчеловека жизни .
Спредставлениями о Смерти связаны многочисленные злые духи, прежде всего — вредоносныемертвецы, причиняющие Смерть — слав, навь, тюркский убыр, мимёнгви у корейцев.В мировом фольклоре распространен мотив заключения Смерти хитрецом в сосуд,мешок; пока Смерть не освободилась, люди не умирали.
 
1.2 Кельтская мифология
НаследиеКельтской мифологии сохранилось и в литературных памятниках собственноэпического и волшебного характера, прежде всего в соответствующих ирландскихсагах.Ряд саг соотносится с «героическим веком» Ирландии — эпохой нарубеже н.э
Известенкульт пяти священных деревьев Ирландии, часто называвшихся «дерево мира.Аналог мирового древа — центральный столб дома Да Дерга — представляющем собой,очевидно, ритуальную картину мира. С мировым древом связан мотив источника,встречающийся в ряде традиций, главным образом ирландской. По одной из них,источник, вытекающий из Сид Нехтан и дающий начало реке Бойн (одной из главныхрек Ирландии), относится к потустороннему миру и заключает в себе божественнуюмудрость. Стихия воды, воплощенная в источниках, оценивалась безусловно положительно(отчетливей всего это выражено в предании об источнике бога-врачевателя ДианКехта, возвращавшего жизнь мертвым и исцелявшего раненых), тогда как стихияокружающего океана (особенно в восточном, северном и северо-западномнаправлениях) представлялась враждебной, связанной с демоническим началом.Среди океана традиционно помещался и потусторонний мир в разных своихипостасях.
Ядроирландского эпического повествования „Похищение быка из Куальнге“составляет поединок быков Финдбеннах и Донн Куальнге. Победив своегопротивника, Донн Куальнге разбрасывает остатки его тела по всей Ирландии, даваяразличным местам имена и названия. Оба персонажа приняли облик быков, лишьпройдя серию чудесных превращений (в ястреба, коршуна, водяных животных ит.д.), первоначально же они были свинопасами у двух владык потустороннего мира.Божественный свинопас, пастух, покровитель животных, асоциируемый спотусторонним миром, — один из центральных и распространенных у всех кельтовперсонажей. Среди других особо почитавшихся животных — кабан, свинья. Этоживотное тоже тесно связано с потусторонним миром (изобилие свинины — непременная принадлежность пиршественной залы его владыки).Один израспространенных мотивов островной Кельтской мифологии охота на кабана,приводящего своих преследователей в потусторонний мир. Образ Дагда вобралнаиболее типичные представления кельтов о всемогущем божестве потустороннегомира, хозяине котла изобилия. Изображался великаном с могучей палицей, которуюиногда везли за ним на повозке. Нередко наделялся властью над природнымиявлениями и урожаем;
 
1.3 Шаманские и римские мифы
ШАМАНСКИЕМИФЫ/>.
Центральнаяфигура Шаманских мифов — шаман, осуществляющий посредничество между людьми идухами. В его распоряжении находятся особые духи-помощники, нередко в образептиц, рыб или наземных животных, символов различных сфер мироздания. Шаманскимкосмологиям свойственно трехчленное деление мироздания на верхний, средний инижний миры, каждый из которых подразделяется на несколько ярусов. Эти мирысоединены мировым древом или космической рекой: ее исток соответствует верхнемумиру, а устье — нижнему, находящемуся на севере.
Положительное,светлое начало отождествляется с верхом, небом и югом, а отрицательное, темное— с низом, миром мертвых и севером. Верхний мир населен добрыми духами ибожествами (часто во главе с верховным божеством), подземный мир —вредоносными, а также душами умерших, средний мир — людьми и духами-хозяевами.
РИМЛЯНЕ:Римлянев древнейшее время не имели таких вполне определенных представлений о загробнойжизни, какие имели греки. Представления о царстве Диса (Dis pater), или Плутона(Аида), и жены его Прозерпины (Персефоны) принесены были в Рим из Греции. Вдревнейшее время римлянин верил, что жизнь у умирающего отнимает богиня смертиМорс, бог Цекул закрывает ему глаза, а душу из тела исторгает бог Видуус.Умершего в могиле принимают боги анны (di manes). Этим богам приносили жертвыво время похорон на могиле. Своих умерших предков римлянин чтил, как богов (diparentum), хранящих вместе с пенатами и ларами его дом, и совершал в честь нихпразднества в феврале месяце. Танатос (Танат) – бог смерти. В отличие от братаГипноса, приносил смертным жестокий и вечный сон – смерть. Изображался сгромадными черными крыльями, с мечом в руках и в черном плаще. Танат прилетал кложу умирающего и мечом срезал прядь волос с его головы, чтобы исторгнуть душу.
1.4 Египетская мифология
Тот(Джхути) — один из древнейших египетских богов. Тот стал изображаться в обликечеловека с головой ибиса, своей священной птицы; реже — в облике павиана. Тотсоставил свод законов Верхнего и Нижнего Египта; он — непременный участниклюбого суда. В Загробном Царстве на Суде Осириса Тот записывает приговоры Суда.Серебряная лодка Тота — Луна — перевозит души умерших через ночное небо впотусторонний мир — за горизонт.
Наиболееподробные сведения о Загробном Мире и подземном путешествии Ра в Ладье Вечностисодержатся — наряду с „Книгой Дня и Ночи“ и „Книге Врат. ЗдесьРа представлен плывущим в Ладье.
Воскресениеи путешествие по Дуату
Насердце покойного клали амулет с изображением скарабея — это обеспечиваловоскресение. Многочисленные амулеты заматывали в пелены мумии, раскладывали вгробу и устанавливали в гробнице, в погребальной камере. Чтобы умерший незадохнулся в Дуате, где нет воздуха, в гроб также клали деревянные фигурки Шу.
Ввоскрешении умершего принимали участие все земные боги, связанные сдеторождением: Исида, Хатхор, Рененут, Бэс, Таурт, Мешент, Хекет и другие;кроме того, второму рождению способствовали амулеты Ока Уаджет.
Воскреснув,египтянин оказывался перед первыми вратами “ДомаОсириса-Хептиаменти», которые охранял страж по имени «Тот, кто следитза огнем». Тут же находился и привратник — «Гот, кто склоняет лик кземле, [имеющий] многие облики», а также глашатай — «Подающийголос».
Миновавпервые врата, умерший встречал две извилистые тропы, разделённые огненнымозером.
Чтобыоблегчить странствие умершему, боги создали в Дуате ариты — пристанища, гдеможно было отдохнуть и набраться сил. Но в такую ариту мог войти не всякий, алишь знающий волшебные слова и имена демонов, которые стоят у входа на страже.Пройдя все врата и оставив позади четырнадцать холмов, умерший, достигалВеликого Чертога Двух Истин.
Преждечем переступить порог Великого Чертога, умерший обращался к богам, произнося«Исповедь отрицания». Богиня доброй судьбы Рененут и душа Ба покойногоегиптянина. Они свидетельствовали о характере умершего и рассказывали богам,какие он совершал в жизни добрые и дурные поступки. Исида, Нефтида, Селкет иНут защищали покойного перед судьями. После этого боги приступали к взвешиваниюсердца на Весах Истины: на одну чашу клали сердце, на другую — перо богиниМаат. Если стрелка весов отклонялась, покойный считался грешником, если же чашивесов оставались в равновесии, покойный признавался оправданным.
Умершийцеловал порог, называл его (порог) по имени, произносил вслух имена стражей инаконец вступал в Великий Чертог, где на тропе восседал владыка мёртвых Осирис.
Наэтом Суд заканчивался, и египтянин отправлялся к месту вечного блаженства — вПоля Иалу.
ВПолях Иалу, «Полях Камыша», умершего ждала такая же жизнь, какую онвёл и на земле, только она была счастливей и лучше. Покойный ни в чём не зналнедостатка. Семь Хатхор, Непери, Непит, Селкет и другие божества обеспечивалиего пищей, делали его загробные пашни плодородными, приносящими богатый урожай,а его скот — тучным и плодовитым. Чтобы покойный мог наслаждаться отдыхом и емуне пришлось бы самому обрабатывать поля и пасти скот, в гробницу клали ушебти — деревянные или глиняные фигурки людей.
Всохранившихся текстах и гробничных надписях говорится исключительно обоправдательных приговорах Загробного Суда: гробницу египтянин строил иотделывал при жизни и, само собой, изображал себя оправданным и блаженствующимв Полях Иалу. Во всех текстах главное внимание уделяется внешнему действу Суда- перечислению имён демонов и стражей, магических заклинаний. Как теперьпредставляется, для оправдания умершему достаточно было знать все эти имена изаклинания и правильно соблюсти предписанные обряды. Идея загробного воздаянияза грехи в религии Египта возникла поздно и особой популярностью непользовалась. «Описание различных наказаний в результате Загробного Судасодержится в трех текстах времени Нового царства: книге „Амдуат“, вкомпозиции о Загробном Мире, не имеющей египетского названия, известной в наукекак „Книга Врат“, и, наконец, в „Книге Пещер“.
Наказанияза грехи предусматриваются различные. Прежде всего это лишение умершего погребения.Уже в книге „Амдуат“ (XVI в. до н.э.) повествуется о том, чтоутопленники, нашедшие могилу в водах Нила, вытаскиваются божествами на берегподземного Нила, где и предаются погребению, обретая таким образом всёнеобходимое для вечной жизни, но это не грешники. Подобные взглядыпрослеживаются и в более поздних композициях. В той же книге „Амдуат“говорится о грешниках, с которых восемь богов срывают погребальные пелены и обнажают»врагов, приговорённых к наказанию в Дуате".
Осуждённыегрешники лишены всего, что необходимо для вечной жизни, лишены тепла и света,которые излучает каждую ночь бог Ра, появляясь в Преисподней — свет и теплопредназначены для праведных. Грешников же ожидает лишь тёмный хаос. Они лишенывсякой возможности общения с богами.
Весьмараспространённое наказание грешников в Загробном Мире — связывание изаключение. Так, в «Книге Врат»говорится, что злодеи связаны сзади,чтобы быть обезглавленными и перестать существовать". В «КнигеПещер» преисподняя описана как тюрьма, из которой грешники не могут выйти.Самым грозным наказанием грешника в потустороннем мире считалось окончательноеуничтожение всего его существа — не только тела, но и души, и тени. Душигрешников, в представлении египтян, существовали независимо от тела вперевернутом положении — вниз головой; они не могли воссоединиться с телом,чтобы жить полноценной загробной жизнью праведного покойника, а потому импредстояло полное и окончательное уничтожение. Одним из способов такогоуничтожения было обезглавливание умершего, а также сожжение.

1.5Мифы русского народа
 
ДУША:У славян, как и у всех других народов, уже в языческие времена существовалопонятие души – некой субстанции, которая находится внутри человека иобеспечивает ему жизнь. Души еще не родившихся людей хранятся у Бога, но гдеименно не известно. Душу в человека вкладывает Бог еще в утробе матери, и сразупосле этого ребенок начинает шевелиться в материнском теле. Древние славянепредставляли душу как самостоятельно живое существо, которое, по разнымвзглядам, находится у человека в сердце, в груди, в области живота, в печени, вкрови, в горле, под правой мышкой. В течение жизни душа питается паром от пищи,которую ест человек. Когда душа навсегда покидает тело, человек умирает. Телоистлевает в земле, а душа, будучи бессмертной, переселяется в загробный мир.Сама смерть воспринимается как расставание души с телом, о чем повествуетрусский духовный стих:
Какдуша с телом расставалася,
Расставалася,не простиралася,
Непростиралася, воротилася:
«Тыпрости-прощай, тело белое.
Кактебе, земле, во землю идти,
Акак вам, костям, во гробе лежать,
Акак мне, душе, мне ответ держать».
Путьдуши на «тот» свет
Смертьчеловека – это переход души из этого мира, где она пребывала «в гостях», в иноймир – «домой», «на вечное житье». С представлениями о гробе как постоянном домечеловека связаны многие обычаи: прорезать небольшое окошко на стороне головыпокойника или ставить в углу гроба иконку. В гроб клали так же недоделаннуюработу при жизни – недоплетеный лапоть или недовязанные носки – чтобы покойникмог докончить ее за гробом. По древним представлениям, человек и за гробомпродолжал вести свою обычную жизнь, сохранял свои привычки. Период междусмертью человека и тем часом, когда его душа обретает новое пристанище на «том»свете, длится сорок дней и называется переходом. Все сорок дней она непринадлежит ни «тому», ни этому свету.
Согласнодревним верованиям, существовавшим у других народов, загробный мир отделен отчеловеческого водной преградой – рекой или морем. Позднее, под влиянием книжнойтрадиции, древние языческие представления о воде перешли в представление обогненной реке. Она обтекает землю со всех сторон, поэтому избежать ее нетникакой возможности на праведным ни грешным. Во многих восточнославянскихповерьях души перевозит через реку в загробный мир святой Николай. Об этомрассказывается в Украинской легенде.
СидитГосподь Бог со святыми за обеденным столом, а св. Николая нет. Наконец являетсяи он.
— Почему ты опоздал к обеду? – спрашивает Господь.
— Был я на морях, на перевозе – перевез семьсот душ, — отвечает Николай.
Еслипо одним представлениям, огненная река отделяет мир мертвых от мира живых, топо другим, более поздним, она разделяет рай и ад. В русском духовном стихе,описывающим наступление конца света говорится:
Тогдагрешные со праведными будут разлучаться:
Праведныедуши будут взяты на восточную сторону,
Агрешные души будут взяты на западную сторону.
Междуиз протечет Сион-река огненная.
Вязыческие времена верили в еще один, кроме переправы путь через реку, путь на«тот» свет – дерево. Дерево считалось временным пристанищем души – допогребения тела. Птица, сидящая на вершине дерева, представлялась душой,направляющейся на небо. Кое-где даже вешали на могильные деревья веревки, чтобыпомочь душе взойти на небо.
Чтоже происходит после похорон? Чаще всего верили, что после погребения и досорокового дня душа ходит по мытарствам (мукам), после чего является к Богу насуд, где и решают, куда ее поместить – в рай или в ад. В это время душу водятпо разным глубоким оврагам, пропастям, горам. Истязая ее и показывая ей еепрегрешения и дурные дела. Часто мытарства души представляют как восхождение полестнице из девяти, двенадцати или сорока ступеней. На девятый день послесмерти душу ведут к Богу на поклон и показывают ей рай, по которому она ходитдо двадцатого дня. На двадцатый день она снова является на поклон к Богу, и ееведут показывать ад, по которому она странствует до сорокового дня – дняБожьего суда над душой, на котором Он решает, куда ее направить – в рай или ад.Новую душу на «том» свете встречают ранее умершие родственники и соседи. Иногдаумершие родственники и друзья приходят прямо к постели умирающего, и он видитих рядом с собой. Вот как об этом говорится в полесской быличке:
Уменя за рекой тетушка была. Много у нее было братьев похоронено, да племянниксхоронен тоже был. Пришли мы к ней. Она давно не вставала на ноги, а тутвстала, чашку чая выпила: «Нехорошо, — говорит, — вокруг меня братья стоят,говорят: «Дунюшка, одевайся, пойдем с нами»». Поутру и померла.
Гдепребывает душа умершего человека: в загробном мире или в своей могиле,представляли себе по-разному. В одних местах верили, что душа улетает на «тот»свет, а в могиле остается лишь тленное тело; в других души умерших обитают в могилах.
КАКУСТРОЕН ЗАГРОБНЫЙ МИР: мир мертвых и мир живых в народномсознании имеют свои постоянные признаки. Это не просто два разных мира – онипротивоположны друг другу, как противоположны жизнь и смерть, свет и тьма, деньи ночь, космос и хаос, белое и черное, правое и левое. Мир живых это мирпорядка. В нем есть время и календарь. В потустороннем мире нет ни времени, никалендаря, на света, ни жизни. Там царит полная тишина – не слышно ни лаясобак, крика петухов, людских голосов, звона колоколов. Народные поверьясохранили два типа представлений об «устройстве» потустороннего мира: древние,языческие и более поздние, христианские. Согласно первым, мир делится на двечасти – мир живых и мир мертвых, не разделенный на рай и ад, то есть обиталищедуш и праведных и грешных.
Христианскаяцерковь строго осуждает самоубийц и лишает их надлежащего погребения, посколькуони по своей воле лишили себя дарованной Богом жизни. Но церковь справедливо несчитает виноватым того, кто погиб в результате несчастного случая. С точкизрения язычника, смерть в результате самоубийства и смерть в результатенесчастного случая – это одинаково «неправильная» смерть, потому что и в том, ив другом случае человек не прожил положенный ему срок жизни, а значит, не можетперейти в иной мир и становится «заложным» покойником, опасным для живых.
Древнейшиеславянские представления и потустороннем мире сохранились в поверьях об ирии –мифической подземной или заморской стране, куда улетают души умерших. Путь тудалежит через воду, в частности, через омут, водоворот. Осенью в ирий улетаютптицы, насекомые и уползают змей, а весной возвращаются оттуда. Ключи от ирияхранятся у кукушки, поэтому она первая туда улетает и последняя из птицвозвращается весной, она же несет на своих крыльях уставших птиц. Украинцыразличали птичий и змеиный ирий. Птичий ирий находится где-то на теплых водах,а змеиный – «в Русской земле». Змеиный ирий — это большая яма, находящаяся влесу, где они зимуют, переплетясь в один большой клубок. Верили, что осенью журавлиуносят в ирий грешные души, а весной приносят оттуда души детей, которые будутрождаться весной и летом.
Отом, где находится «тот» свет, также существуют разные представления. По однимповерьям, он располагается на земле (чаще всего – не ее краю) и отделяется отмира живых людей какими-либо естественными преградами – непроходимыми горами,глубокими оврагами или реками. По другим, вероятно более поздним, — райнаходится на небе или на высокой горе, а ад по землей. Рай окружении забором, вкотором имеются ворота. По одним верованиям, на «тот» свет нужно лезть покрутой и неприступной стеклянной (или хрустально) горе гладкой, как яйцо. Прощеэто бывает сделать тому, кто при жизни не выбрасывал остриженные ногти, аскладывал их в специальный мешочек – после смерти сохраненные ногти прирастут,и человек без особо труда одолеет гору.
Входв загробный мир охраняет Змей. По представлению старообрядцев, в конце света уврат рая встанут апостолы Петр и Павел и будут пропускать туда безгрешныхлюдей, а у врат ада ляжет змея, и по ее жалу грешники будут спускаться в ад…Каким мучениям подвергнется душа, зависит от того греха, за который онаосуждена: того, кто при жизни ябедничал, в аду подвешивают за язык; ктопродавал разбавленное молоко, заставляют отделять молоко от воды; тем кто игралв карты, черти вбивают в ладони иглы; перед тем, кто воровал мясо, лежат кускичервивого мяса; пьяницу же черти таскают по гвоздям. Особые мученияпредназначены убийцам, самоубийцам, женщинам убивающих своих детей, и ведьмам, отнимающиммолоко у чужих коров.

2.НАУЧНЫЙ АСПЕКТ «ЖИЗНИ ПОСЛЕ ЖИЗНИ»
 
2.1Восемь доказательств существования души и ее бессмертия
 
1-едоказательство. Тело подвержено постоянным изменениямво всех своих частях. В теле человека, достигшего двадцати лет, не существуетуже ни одной из тех частиц, какие составляли его 20 лет назад. Но, несмотря наэто, душа сохраняет свою личность, т. е. знает, что она та же, как была задвадцать лет назад. Если же душа остается та же в то время, когда телоизменяется совершенно, то из этого следует, что душа есть существо отличное оттела, что она не материальна, и продолжает существование, несмотря насовершенное изменение, происшедшее в теле, с которым она соединена. Послесмерти разложение тела более быстрое, до смерти оно медленнее, постепеннее,незаметнее; но для души это одно и то же, то есть душа существует и без тела, скоторым она была соединена прежде.
2-едоказательство. Если бы материя одарена быласпособностью мыслить, то всякая частица материи должна бы мыслить, и мычувствовали бы, что в нас столько мыслящих существ, сколько в нашем теле частицматерии. Мы, однако же, чувствуем совсем противное; мы чувствуем, что мыслящееначало в нас всегда одно и тоже. С возрастом и увеличением тела человек неприобретает более мыслящих способностей.
3-едоказательство. Мысль не может быть произведенаникаким искусством человеческим. Пусть устраивают, приготовляют, слагаютвещества в тысячи различных форм – никогда не вспыхнет ни одна искра мысли, невспыхнет, хотя бы мы исчерпали всевозможные смешения материи и подвергали еевсем законам химии, физики и механики.
4-едоказательство. Всякая материя занимает пространство;а мы чувствуем, что начало мыслящее в нас не имеет пространства; Единство иразнообразие мыслей, поражающих душу, свидетельствуют, что она не имеетпротяжения, и, следовательно, не есть материя. Если бы душа была материя, токаждое ощущение или поражало бы всю душу или одну только часть этой души. Еслибы оно поражало всю душу, тогда было бы нечто в роде единства, но единстванеясного, и не было бы разнообразия. Если бы каждое ощущение поражало однуизвестную часть души, то было бы разнообразие, но не единство.
5-едоказательство. Если бы душа была материальна, то можнобыло бы действовать на нее и заставить желать того, что она не желает, точнотак же, как можно принудить руку человека сделать известное движение. А междутем ни один тиран не может восторжествовать над волей доброго человека изаставить его посредством самых страшных мучений совершить преступление. Еслибы душа была материальна, как тело, то деспот покорил бы и изнурил душу, какпокоряют и изнуряют тело. Воля не может быть разбита, как материя.
6-едоказательство. Однако доказательство каждодневногоопыта может служить к утверждению того, что душа невещественна; это – борьбадуши против тела, чувственности, страстей. Когда сильные страсти волнуют нас,когда сильные движения чувственности и плоти влекут ко злу, душа умеряет их,побеждает. Следовательно, она имеет совершенно отличную природу. Представьтесебе человека, которого наклонности влекут ко всем излишествам и который,однако, с помощью благодати божественной, есть образец благоразумия, и высогласитесь, что внешние предметы материи не имеют над ним властинепреодолимой, — а это было бы неизбежно, если бы душа не отличалась отматерии.
7-едоказательство. Если бы все было материально в нас, точувства были бы почти одинаковы у всех людей, по причине телесного сходства их.При виде картины, при слушании пения, при известии о несчастии, люди испытывалибы одинаковые чувства восторга или удовольствия, или грусти, как они испытываютодинаковые физические ощущения, когда огонь жжет их, когда камень падает иранит их.
8-едоказательство. Из вещественности души вытекало бы ещето, что суждение, размышление, совесть, понятие не служили бы ни чему вчеловеке; ощущение составляло бы все. А мы, однако, знаем, что размышлениечасто уничтожало опасное действие чувственности, что совесть часто порицаетдело, к которому влечет человека чувственность, что ради долга и добродетели онудерживает себя от этого чувствования. Это было бы невозможно, если бы душабыла материальна, как тело.
 
2.2Свидетельства профессора А.В. Гнездилова о том, что смерть не конец жизни
А.В.Гнездилов, профессор Научно-исследовательского психоневрологического институтаим. В.М. Бехтерева, руководитель отделения гериатрической психиатрии, доктормедицинских наук:
Смерть— это не конец. Это всего лишь смена состояний сознания. И много раз имелвозможность убедиться в том, что сознание после смерти не исчезает. Чтосуществует совсем иной мир, который действует по другим законам, сверхфизическим,находящимся вне пределов нашего понимания. В нем время и пространствопреодолимы. Я имею достаточно большой опыт психиатра, чтобы отвечать за свои словаи отличать галлюцинации от реальности
—Меня попросили посмотреть молодую женщину. У нее была остановка сердца во времяоперации. Она поделилась со мной странными переживаниями.
 Вначале,после введения наркоза, она ничего не осознавала, потом почувствовала какой-тотолчок. И вдруг очутилась в полуосвещенной операционной. Сквозь туман увиделасвое тело и хирургов, которые над ним склонились. Кто-то крикнул: «У нее сердцеостановилось! Немедленно заводите!» И тут она страшно испугалась, потому чтопоняла, что это ЕЕ тело и ЕЕ сердце! А она даже не предупредила мать и дочку отом, что у нее будет операция! Тревога о близких тут же перенесла ее домой.Дочка Маша играла с куклой. Мама вязала. Раздался стук в дверь, вошла соседка,в руках у нее было платье в горошек. Соседка сказала: «Вот это для Машеньки».Девочка бросилась навстречу. Задела стол. Упала чашка, старая. Бабушкавсплеснула руками. Соседка сказала, что это к счастью. Разбитую чашку подняли.Долго искали ложку — та оказалась под ковром. Увидев эту мирную картину,женщина успокоилась, тут же перенеслась обратно в операционную. И услышала, чтосердце завелось, мол, продолжаем операцию, давайте скорее, а то повторнаяостановка может быть!..
Естественно,я заинтересовался, поехал к ней домой, расспросил близких. Все до мельчайшихподробностей сошлось: и с платьем, и с ложкой… Все совпало один к одному!
***— Однажды увидел во сне своего больного — будто он пришел ко мне после смерти.Поблагодарил меня за уход и поддержку… А потом говорит: «Как странно — этотмир так же реален, как и мой мир. Мне не страшно. Я удивлен. Я этого неожидал». Просыпаюсь, думаю: «Нет, мы же еще вчера виделись — все было впорядке!» А когда пришел на работу, узнал, что он скончался в эту ночь. Хотяничто не предвещало его скорого ухода.
2.3 Общие сведения,собранные с помощью научных исследований
Однимиз пионеров в этой области был Эммануэль Сведенборг, который родился в 1688году. Один из ведущих ученых своего времени, он написал 150 сочинений всемнадцати научных областях.
Всвоей 490-страничной книге «История сверхъестественного» (History of theParanormal, 1977) писатель Брайан Инглис (Brian Inglis) ссылается наИммануила Канта, великого философа-рационалиста, исследовавшего творчествоСведенборга. Несмотря на то, что Кант был объективным скептиком, он понимал,что факты, свидетельствующие о существовании жизни после смерти, приведенные Сведенборгом,были в целом бесспорными и многочисленными.Инглис цитирует Канта: «…Сомневаясьв каждом из них в отдельности, я твердо верю в их совокупность» (Inglis 1977:132).
Психиатрс мировым именем, оказавший огромное влияние на науку, Карл Густав Юнгпризнавал, что метапсихические феномены можно гораздо лучше объяснить с помощьюгипотезы о существовании души, чем с помощью какой-либо другой гипотезы.
Феноменэлектронных голосов. Колин Смит опубликовал книгу «Голоса напленках» (Voices from the Tapes), где на четырех страницах размещены фотографиис изображением участников более поздних экспериментов Бендера. Они проводилисьв строго контролируемых условиях. В одном случае эксперименты с ФЭГ проводилисьв звукоизолированной студии для того, чтобы исключить появление случайныхрадиосигналов. В течение 27 минут было зафиксировано около 200 голосов. РональдМаксвелл (Ronald Maxwell), корреспондент The Sunday Mirror, наблюдавший запроведением испытаний, написал сенсационную статью на три страницы сфотографиями, наглядно подтверждавшими реальность происходящего. Он былвосхищен тем, что инженеры-электронщики, приглашенные газетой в качествеэкспертов, подтвердили, что голоса были подлинными и что во время экспериментане было никакого мошенничества и обмана.
Скоулзскиеэксперименты доказывают существование жизни после смерти. Скоул– небольшая деревня в Норфолке, на севере Англии. Используя ее как базу,несколько экспериментаторов Скоулзской группы, получили блестящее доказательствосуществования жизни после смерти в результате экспериментов, проведенных вАнглии, США, Ирландии и Испании. Одним из самых удивительных феноменов,наблюдаемых в ходе скоулзских экспериментов, были материализовавшиеся огоньки,которые кружились по комнате, совершая причудливые пируэты. Иногда онииспускали лучи и проходили сквозь твердые предметы. Когда огонек касался людей,они ясно его ощущали, и, входя в человеческое тело, он исцелял это тело.
Впроцессе контакта с потусторонним миром один из его представителей представилсякак Кингсли Фэйрбридж. Согласно информации, полученной от духовной группы,Кингсли Фэйрбридж родился в Южной Африке, учился в Оксфорде в Англии и затемпереехал в Австралию. Там он основал фермерские школы Фэйрбриджа, где неимущихдетей обучали торговле. К сожалению, он не был физически крепким и умердовольно рано. Скоулзская группа опубликовала полученную информацию в своемочередном бюллетене. В результате с исследователями связалась дочь Кингсли,проживающая в Австралии. Когда скоулзская группа послала ей копию фотографии,материализованной из потустороннего мира, она подтвердила точность информации ито, что на фотографии очень четко изображен именно ее отец – Кингсли Фэйрбридж.
Квантоваяфизика и жизнь после смерти Британский ученый Рон Пирсон всвоей статье «Физика посмертного выживания» показывает, что выживание послесмерти – естественная часть физической картины мира.
Посколькувыживание сознания после смерти– естественная и фундаментальная часть физики,можно надеяться, что попытки дискредитировать все доказательства выживанияскоро подойдут к концу.
ОливерЛодж, один их величайших физиков всех времен, признавал наличие жизни после смертии использовал свой научный дар для того, чтобы это доказать. Он был одним изоснователей Общества Психических Исследований. Д-р Амит Госвами описываетэксперимент, проведенный Эспект, Делибардом и Роджером который, как онаргументирует, экспериментально опроверг представление о материи как оединственной реальности. В этом эксперименте атом испускает два фотона,движущиеся в противоположные стороны. Получается, что каким-то образомповедение одного из фотонов влияет на другое на больших расстояниях без всякогообмена сигналами. То есть они действуют друг на друга мгновенно.
Жизньпосле смерти: Представим себе, прежде всего ничем неотличающегося бесцветного человека, не особенно хорошего и не особенно дурного.Так как человек после смерти не меняется, бесцветность останется егоотличительным признаком; его не ожидает ни особенное страдание, ни особеннаярадость, и очень возможно, что вся его астральная жизнь протечет серо и скучно.Если во время своей земной жизни он не развил в себе никаких разумных интересов,если у него не было никаких идей помимо сплетен или того, что называетсяспортом, ничего, кроме своих деловых предприятий или своей наживы, — весьмавероятно, что время потянется для него очень томительно, так как все эти вещиуже недоступны для него. Если же взять человека, обладавшего сильными желанияминизшего материального характера, такими, какие могут быть удовлетворены толькона физическом плане, — загробное состояние такого человека будет еще болеетягостное. Теперь рассмотрим случай с человеком высшего типа, у которого былиболее разумные интересы на земле. Представьте себе состояние человека, когдавсякая необходимость обязательного труда кончается, когда никакой нужды взаработке уже нет, так как астральное тело не нуждается ни в пище, ни в одежде,ни в квартире. В первый раз с самого детства такой человек становится свободными имеет возможность делать как раз то, что ему нравится, может посвятить всёсвое время любимому занятию, если оно таково, что может осуществиться безфизической материи. Предположим, что величайшим наслаждением такого человекабыла музыка; на астральном плане он может слушать величайшие музыкальные произведения,какие только возможны на земле, причем в этих новых условиях он услышит в нихгораздо более, чем слышал на земле. Перед человеком, который любил искусство,красоту форм и цветов, расстилается всё очарование высшего мира; ему остаётсятолько выбирать. Если он умел наслаждаться красотами природы, наслаждение этоувеличится безмерно, так как он может беспрепятственно переноситься с места наместо, любуясь на чудеса природы. Если у него было влечение к науке или кистории, все библиотеки и лаборатории мира к его услугам; кроме того, во всехприведённых случаях есть еще одна положительная сторона — это отсутствие всякойусталости.
 Сточки зрения исследователей важнейшие сообщения, передаваемые Высшим разумом вразных странах нам, жителям Земли, в течение последних нескольких десятилетий, постоянносодержат следующую информацию: В момент смерти мы уносим с собой весь свойразум со всем его опытом, наш характер и наше эфирное (духовное) тело,которое есть дубликат, повторение тела земного. Не существует ни «рая наверху»,ни «ада внизу»: расположение потустороннего мира не отличается от земного: этисферы взаимопроникают друг в друга — от самых высоких вибраций до самых низких.Простых разумных людей встречают их близкие — родственные души соединяются.Высший разум сообщает нам, что в жизни после смерти внешность человека можетстать такой, какой она была в его лучшие годы. Каждый может продолжать духовносовершенствоваться в жизни после смерти, чтобы перейти на более высокий уровеньи попасть в сферы еще большей красоты.
 
2.4Исследования Майкла Ньютона в области гипнотерапии
Д-рМайкл Ньютон, дипломированный гипнотерапевт высшей категории, начал методамирегрессии возвращать своих пациентов в прошлое, чтобы пробудить их воспоминанияо предыдущих жизнях, он неожиданно сделал открытие колоссальной важности: надуховный мир можно «взглянуть» через ум субъектов, которые погружены вгипнотическое состояние сверхсознания; и в этом измененном состоянии сознанияпациенты способны рассказать о том, что делала их душа между жизнями на Земле.
Смертьи оставление тела: в практике врача было множество пациентов, которые подгипнозом рассказывали ему о своих прошлых жизнях. У некоторых сохранялосьвлияние той жизни. Вот 1 случай: пациент пришел с жалобой на болезненныеощущения в горле в течение всей жизни, оказалось, что в прошлой жизни онописывает обстоятельства своей гибели в теле молодой женщины по имени Сэлли,которая была убита индейцами племени Кайова во время нападения на обозпереселенцев в 1866 году.Д-р Н.: Испытываете ли вы боль от стрелы? СУБЪЕКТ:Да… наконечником разорвало мое горло… Я умираю (Субъект начинает говоритьшепотом, схватившись руками за горло). Я задыхаюсь… хлещет кровь… Уилл(муж) держит меня… боль ужасная… Я ухожу… так или иначе, все кончено. Д-рН.: Хорошо, Сэлли, Вы приняли тот факт, что были убиты этими индейцами. Неопишете ли Вы мне ощущение, которое Вы испытывали в момент смерти? СУБЪЕКТ:Словно… некая… сила… выталкивает меня из моего тела. Д-р Н.: ВыталкиваетВас? Каким образом? СУБЪЕКТ: Меня выталкивают из макушки моей головыД-р Н.: Это неприятное чувство? СУБЪЕКТ: Нет! Так чудесночувствовать себя свободной и без всякой боли, но… я… дезориентирована… Яне собиралась умирать… (в голосе моего пациента появляется печаль, и я прошуего еще минуту продолжать оставаться сосредоточенным на своей душе, а не натом, что происходит на земле с его телом).
Вопрекимнению некоторых людей, души часто проявляют мало интереса к тому, чтопроисходит с их телом после того, как они физически умерли. Это не проявлениежестокосердия по отношению к ситуации и к людям, которых они оставили на Земле,а просто чувство облегчения, которое испытывают эти души по окончании своейужасной смерти. Они хотят быстрее отправиться в прекрасный духовный мир.
Однако,есть много таких душ, которые желают задержаться в том месте, где их застигласмерть, на несколько земных дней — обычно до похорон.
Вратав духовный мир. Этот конкретный Субъект, пройдя черезопыт смерти и через туннель, продолжает достаточно спокойно в своем умеприспосабливаться к своему бестелесному состоянию, уносясь при этом все дальшев духовный мир. Первые впечатления этого пациента после первоначальногоощущения неопределенности, говорят о присутствующем там чувстве благополучия.Обычно это испытывают все Субъекты.
Д-рН.:Сейчас Вы покидаете свое тело. Вы видите, как все дальше и дальше удаляетесь отместа, где Вы умерли, все дальше от поверхности Земли. Расскажите мне, что Высейчас испытываете. СУБЪЕКТ: Сначала… было очень ярко… рядом сЗемлей… теперь стало немного темнее, потому что я вошел в туннель. Д-р Н.:Опишите мне этот туннель. СУБЪЕКТ: Он… пустой, темный проход… идругом конце виден маленький кружок света. Д-р Н.: Хорошо, что дальше сВами происходит? СУБЪЕКТ: Я чувствую тягу… мягкое затягивание… Ядумаю, что должен двигаться по этому туннелю… и я продвигаюсь. Теперь здесьне темно, а, скорее, сумрачно, потому что яркий кружок света растет иприближается. Это как если бы… (пациент замолкает) Д-р Н.:Продолжайте. СУБЪЕКТ: Меня зовут вперед… Д-р Н.: Пусть кружоксвета увеличивается перед Вами в конце туннеля, а Вы продолжайте объяснять, чтос Вами происходит. СУБЪЕКТ: Кружок света становиться очень большим, и…я вышел из туннеля. Здесь… приглушенная яркость… легкий туман. Япросачиваюсь сквозь него. Д-р Н.: После того, как Вы вышли из туннеля,что еще ощутили Вы в своем уме — помимо того, что нет абсолютной зрительнойясности? СУБЪЕКТ: (понижает голос) Это такой… покой… так спокойно…я нахожусь в мире душ… Д-р Н.: Имеются ли у Вас как у души в данныймомент какие-нибудь еще впечатления? СУБЪЕКТ: Мысль! Ячувствую… силу мысли вокруг меня. Я… Д-р Н.: Полностью расслабьтесь,и пусть Ваши впечатления легко проявляются по мере того, как Вы будете в точностирассказывать мне все, что происходит с Вами. Пожалуйста, продолжайте. СУБЪЕКТ:Ну, это трудно выразить словами. Я чувствую… мысли любви… братства…симпатии… и все это соединено с… предчувствием… словно другие… ждутменя. Д-р Н.: Чувствуете ли вы себя в безопасности, или немногоиспуганы? СУБЪЕКТ: Мне не страшно. Когда я был в туннеле, я был более…дезориентирован. Да, я чувствую себя в безопасности… Я осознаю долетающие доменя мысли… заботы… поддержки. Странно, но вокруг меня присутствует такжепонимание того, кто я и почему я сейчас здесь. Д-р Н.: Видите ли Выкакие-нибудь проявления этого? СУБЪЕКТ: (вполголоса) Нет, я чувствую это— гармонию мысли повсюду. Д-р Н.: Вы упоминали о появлении облачнойсубстанции вокруг Вас сразу после выхода из туннеля. Вы — в небе над Землей? СУБЪЕКТ:(пауза) Нет, не так, но, кажется, я плаваю в облаках, которые отличаются земных.Д-р Н.: Видна ли Вам вообще Земля? Есть ли она под Вами? СУБЪЕКТ:Может быть, есть, но я не видел ее с тех пор, как вошел в туннель. Д-р Н.:Чувствуете ли Вы, что все еще связаны с Землей — возможно, через другоепространство? СУБЪЕКТ: Есть такая вероятность — да. В моем уме Землякажется близкой… и я все еще чувствую связь с Землей… но я знаю, что я вдругом пространстве. Д-р Н.: Что еще Вы можете мне рассказать о своемтеперешнем местопребывании? СУБЪЕКТ: Здесь немного неподвижно…сумрачно… но я перемещаюсь дальше и удаляюсь отсюда.
Промежуточнаязона.Все души, невзирая на свой опыт, в конечном итоге прибывают в центральный«перевалочный пункт» духовного мира, промежуточной зоной. Скорость перемещениядуши после смерти зависит от ее духовной зрелости. После того, как душапокидает место установочной ориентации и вступает в это пространство духовногомира, кажется, что больше не будет никакого другого маршрута для души.Очевидно, что большое количество возвращающихся душ духовным образомпереправляется сюда в массовом порядке.
Иногдадуши препровождаются в эту зону своими Гидами (существа отвечающие запередвижение домой). Это особенно характерно для молодых душ. Другиенаправляются сюда невидимой силой, которая притягивает их в эту промежуточнуюзону и далее к ожидающим их существам. Судя по всему, именно Гид той или инойдуши решает, должны ли другие существа сопровождать ее или нет. В большинствеслучаев причина не в спешке, однако, на этом этапе своего путешествия души небездельничают. Чувства, которые мы испытываем в этот период, зависят от нашегосостояния ума после каждой жизни.
Встречаи переход душ, в действительности, представляют собой две фазы. Промежуточнаязона не является неким постоянным лагерем. Души поступают сюда, собираются изатем отправляются в свои конечные пункты назначения. Один из пациентовописывал эту перевалочную зону как нечто, напоминающее «центральную втулкуогромного колеса, и мы переносимся из центра вдоль спиц в определенномнаправлении в назначенное нам место».
Наиболеепримечательной особенностью духовного мира является неизменное чувствоприсутствия могущественной ментальной силы, которая приводит все в невероятную,сверхъестественную гармонию. Субъекты говорят, что это место чистой мысли.
Мысльпринимает многочисленные формы. В этот момент своего возвращения души начинаютощущать, предвкушать предстоящую встречу с ожидающими их собратьями. Неожиданноличность, которая призывается, появляется в уме души. Такое телепатическоеобщение духовных существ посредством энергии представляет собой формуневидимого кон такта, хотя энергетические формы, которые на самом деленаходятся рядом, имеют, конечно, более непосредственную связь. Отчеты моихСубъектов сходятся в том, что касается способов передвижения, маршрутов иконечного места назначения, но то, что каждая отдельная личность видит, следуясвоим путем, имеет личностные особенности.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
1.        МойдиРайдон психолог, философ «Жизнь после жизни», Москва 2004г.
2.        ОсиповАлексей Ильич «Посмертная смерть души».
3.        Е.Левкиевская «Мифы русского народа», Москва 2000 г.
4.        ВикторДжеймс Заммит «Жизнь после смерти» г. Гатчина 2006 г.
5.        РакИван Владимирович «Мифы древнего Египта», Санкт-Петергбург 1993 г.
6.        МайклНьютон «Путешествия души. Жизнь между жизнями».
7.        Энциклопедия«Мифология древнего мира».
8.        ЧарльзЛетбитер «Жизнь после смерти»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.