ВВЕДЕНИЕ
Мир живет в эпохуперемен, ведущих к глобальной интеграции, обусловленной внедрением наукоемкихтехнологий, созданию мировой инфраструктуры.
Глобализация — процессвсемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, какправило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих ипроизводственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических итехнологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран.Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватываетвсе сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится болеесвязанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличениеколичества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типовинтегрирующихся субъектов.
В туристическом бизнесе,как и в других отраслях экономики, появилась тенденция глобализации, отражающаясотрудничество государств и социальных организаций в политической,экономической, культурной и других областях.
Характерной особенностьюпроцесса глобализации в туристической отрасли является применение новейшихинформационных и телекоммуникационных технологий, которые способствуют повышениюэффективности и совершенствованию работы компаний, улучшению обслуживанияклиентов, ускорению всех оперативных процедур, созданию новых маркетинговыхметодик и распределительных каналов.
Однако в процессеглобализации туристической деятельности появляются и серьезные проблемы.Чрезмерная стандартизация характеристик потребления и моделей предложения услугв целом ряде стран оказывает отрицательное влияние на местную культуру. Поэтомутенденциям к интернационализации и унификации противостоят тенденции сохраненияуникальности и национальной самобытности.
Во многих странах ведетсяразработка и реализация целевой стратегии маркетинга по освоению и сохранениюэкологической системы и специфических особенностей окружающей среды, памятниковкультуры.
Процессы глобализациисопровождаются резким обострением конкурентной борьбы, ростом числа слияний ипоглощений туристических компаний. В сферу туризма внедряются промышленныекомпании, банки, ассоциации и объединения. Многие участники рынка сокращаютдеятельность в традиционных для себя областях и сосредотачивают усилия в сферетуризма и путешествий, считающейся более прибыльной. На туристических рынкахпоявились конгломераты.
В виду всего вышесказанного, я считаю выбранную мной тему актуальной на сегодняшний день.
Целью работы являетсяраскрытие понятия глобализации и определение, анализ, прогнозирование еевлияния на сферу туризма.
Предмет исследования –разработка прогноза с помощью использования выбранных методов; объектисследования – туристическая сфера Украины и влияние на нее глобализации.
По масштабу этот прогнозбудет считаться промежуточным, по периоду — долгосрочным, по функции прогноза –исследовательским, по объектам прогнозирования – экономическим.
В процессе исследованиябудут использоваться такие методы прогнозирования как метод экстраполяции иэкспертный метод.
При выполнении работыбудут использованы научные статьи Тарасова О.А., Лапшиной И. А., Подорожного Г.И., а так же электронныеисточники статистической информации (официальный сайт Всемирной туристическойорганизации и Государственной службы туризма и курортов Украины).
I. АНАЛИЗВЛИЯНИЯ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ТУРИЗМ В УКРАИНЕ
Глобализациямировой экономики, которая динамически развивалась в конце ХХ, — в начале ХХІст., повлияла и на развитие туристического сектора. Рост спроса натуристические услуги привел к образованию острой конкуренции и распространениюмногих наднациональных корпораций в туристической торговле и гостиничнойиндустрии. Распространено использование современных технологических решений,рядом с другими современными средствами транспорта, компьютерными системамибронирования и резервирования гостиниц, продажей туристических путешествий илисовременных линий обслуживания привело к зарождению феномену международногомассового туризма, который получил название «технизированный туризм».
Современныйтуризм открывает особенности массового туристического продукта вместе с егостандартизацией и серийным производством, специализацией и разнообразием егопредложений, а также с современной продажей и рекламой, часто виртуальной.
Развитиемировой экономики туризма является результатом удовлетворения человеческихпотребностей, начиная по необходимости на отдых и досуг, возобновлениефизических сил, потребительских потребностей и заканчивая умственнымипотребностями: новый опыт, восприятие и познание. Значение и роль туризма нарегиональном и международном уровнях можно заметить благодаря объемутуристических маршрутов, количества рабочих мест в туризме и смежных отраслях,объему валютных поступлений благодаря туризму и расходам на туризм и досуг.Новые направления и тенденции в международном туризме являются такжепроизводной геополитических изменений. [11]
Всентябре 1999 г. на 13-й сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристическойорганизации, проходившей в г. Сантьяго (Чили), Украина была избрана вИсполнительный совет ЮНВТО — руководящего органа этой влиятельной международнойорганизации.Это событие имело стратегическое значениедля нашей страны ввиду возможности использования механизмов этой организациидля повышения эффективности национальной туристической отрасли с учетомпроцессов глобализации, происходящих в мире, продвижение украинскоготурпродукта на международном рынке, увеличение поступлений в государственныйбюджет, повышение авторитета и влиятельности Украине в мире, расширениегосударственно-частного партнерства, внедрение передовых методов подготовки иповышения квалификации туристических кадров в соответствии с мировымистандартами. [6]На сегодняшнем рынкетуристических услуг Украины существует множество информации по поводу того,куда можно поехать, к которым туристических операторов обратиться, каковастоимость той или иной услуги. Однако такая информация является достаточнохаотичной, из нее полной мере нельзя делать заключений о состоянии проблем,которые в ней существуют. Отсутствует полный обзорвсей отрасли туризма Украины с углубленным информацией, статистическимисведениями, аналитическими выводами и замечаниями.
Весомый вклад в изучение туристической отрасли внесли такиеотечественные и зарубежные ученые как Кабушкин Н.И., Квартальнов В.А.,Папирян Г.А., Чудновский А. Д., Школа И. М., Уокер Дж. Однако ряд вопросов,связанных с особенностями развития туризма вусловиях глобализации остались без внимания исследователей.
Туристическаяотрасль является важным фактором стабильного и динамичного увеличенияпоступлений в бюджет, существенного положительного влияния на состояние дел вомногих отраслях экономики (транспорт, торговля, связь, строительство, сельскоехозяйство и т.д.). Туризм способствует повышению занятости населения, развитиярыночных отношений, международному сотрудничеству, привлечению граждан кпознанию богатой природной и историко-культурногонаследия края, сохранению экологического равновесия.
Внашем государстве происходят бурные процессы преобразования туристическойотрасли в одну из ведущих отраслей экономики Украина. Это, прежде всего,связано с принятием Государственной Программы развития туризма в Украине на2004-2010 гг, Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины Отуризме », ряда Указов Президента Украина и постановлений КабинетаМинистров Украины о поддержке развития туризма.
Нафоне развития мирового туризма закономерно встает вопрос о роли нашей страны намировом рынке туристических услуг. Необходимо отметить, что объективно Украинаимеет все предпосылки для интенсивного развития внутреннего и иностранноготуризма: особенности географического положения и рельефа, благоприятный климат,богатство природного, историко-культурного и туристическо-рекреационногопотенциалов. Но, сожалению, на фоне мирового туризма, который набираетмощностей фантастически быстрыми темпами, Украина выглядит довольно скромно. Насегодня украинские граждане являются своеобразными инвесторами зарубежных стран, что является одним из самых болезненныхвопросов всей туристической отрасли. Ведь туризм, по расчетамспециалистов, только в виде налогов мог бы ежегодно приносить в казну до 4млрд. долл. [8]
Безусловно,что причины такого положения надо искать в сложной социально-экономическойситуации в государстве, в неотрегулированности механизмов стимулированиятуристической индустрии, отсутствия эффективной стратегии развития этой отрасликак на национальном, так и региональном уровнях. Но проблема значительно шире.Вопрос касается не только туристической отрасли Украины, а вообще путейпривлечения стран с переходной экономикой к мощным интеграционным процессам иконкурентоспособности таких экономик на мировом рынке.
Заслуживаютвнимания оценки авторов ежегодного «Рейтинга Глобализации» («GlobalizationIndex»), который ежегодно публикует журнал «Foreign Policy», — в 2006 г. Украина заняла 42-е место в мире по уровню глобализации. В рейтингеучитывались данные по 62-м странам мира, которые объединяют 88% населенияземного шара и более 91% мировой экономики. За три года позиции Украины неизменились. Стоит заметить, что при составлении рейтинга учитываются четыреосновных параметра.
Во-первых,экономическая интеграция — объем международной торговли, инвестиций иразличного рода выплат (в том числе и зарплат), осуществленных с пересечениемгосударственных границ.
Во-вторых,персональные контакты — международные поездки и туризм, объем международных телефонныхпереговоров, почтовых отправлений и переводов и т.д.
В-третьих,технология — число пользователей Интернет, число интернет-серверов и т.д.
В-четвертых,вовлеченность в международную политику — членство государств в международныхорганизациях, количество посольств и т.д.
Суммируявсе приведенное выше, приходим к довольно простому, но одновременно решающемузаключению. Да, можно с уверенностью утверждать, что в области туризмапроблемным сегодня является неэффективное и нерациональное использование соответствующихресурсов, сегодняшний уровень развития туристической индустрии не соответствуетимеющемуся потенциалу. Это является определяющимвопросом, который имеет дифференцированную структуру, складываясь, всвою очередь, из ряда других, более конкретных вопросов. Так, к последним можноотнести, прежде всего отсутствие развитой инфраструктуры, низкое качествообслуживания, отсутствие качественной рекламы и глубинной информации об отелях,санаториях, турах по стране и услугах, значительный налоговое бремя и т.д.
Дляглубинного понимания тех процессов, которые приводят к возникновению и инвестированию упомянутых выше проблем в облаституризма, следует более детально проанализировать ситуацию, сложившуюсяна этом рынке услуг.
Несмотряна широкую «географию» туристов, приезжающих в нашу страну, ихбольшую часть (78%) составляют туристы из бывшего СССР, и прежде всего изРоссии, Беларуси и Молдовы. Относительно других стран, больше всего Украинупосещают туристы из Венгрии, Словакии и Польши. Причем часть иностранныхтуристов, путешествующих в туристических группах, является весьманезначительной — всего 1.2%. Большинство граждан, которые, по существующейклассификации, рассматриваются как иностранные туристы, фактически таковыми неявляются, а посещают Украину со служебными и частными целями (и в том числе — для ведения частного бизнеса). Это одновременно является ярким свидетельствомнедостаточности развития в Украине организованного туризма.
Хотяпрактически вся территория нашей страны имеет достаточный потенциал дляразвития туризма, все же интенсивность посещений иностранными туристами ееотдельных регионов очень разнится. При достаточно значительных, а порой иуникальных природно-лечебных ресурсах Украины, лечебный туризм (Наряду соспециализированным и зеленым) еще не получил здесь достаточного развития. Такиевиды туризма привлекают лишь менее 2% туристов. В Украине туристическая инфраструктураявляется недостаточно развитой и одновременно рациональной, что в сочетании снизким качеством сервиса обуславливает ее низкую привлекательность, и, соответственно,прибыльность на фоне аналогичных показателей в других странах Европы.
Ксожалению, на сегодня можем лишь констатировать, что на фоне растущейконкуренции на мировом рынке туристических услуг и вследствие действия рядафакторов, отрыв Украины от ведущих туристических стран увеличивается, перемещаяее на «периферию» туристических потоков (в 2004 г. ее посетили в 20 раз меньше туристов, чем Францию — ближайшую к Украине по территории ичисленности населения) [2]. Поэтомуиностранный туризм до сих пор не играет должной роли в хозяйственной жизни Украины.
Факторы,способствующие развитию иностранного туризма, не адекватны природно-ресурсному,историко-архитектурному и рекреационному потенциалу Украины, находятся как всугубо внутренней, отраслевой, так и во внешней (преимущественнообщеэкономической) плоскостях. Основными из отраслевых факторов являются:
Недостаточныйуровень развитости непосредственно сети и объектов туристическойинфраструктуры, их несоответствие мировым стандартам. Производственная базаотрасли формировалась, в основном, в советское время по ориентациипреимущественно на непритязательного туриста, поэтому среди объектовинфраструктуры преобладают большие (по сравнению с аналогичными зарубежными)комплексы, со значительной концентрацией мест и низким уровнем комфортности.
Однимиз действенных средств ускорения развития туризма в Украине является развитиетуристической инфраструктуры в сети международных транспортных коридоров. Пооценкам экспертов, она имеет самый высокий в Европе коэффициент транзитности (С13 тыс. км автомобильных дорог государственного значения более 9 тыс. кмявляется магистралями, связанными смеждународными транспортными коридорами [5]. В связи с мощнымтуристическим потенциалом нашей страны, этот факт может стать важным факторомразвития отечественной экономики.
— Отсутствие скоординированной высококвалифицированной и грамотной системы действий по проведению туристического продуктаУкраины на мировой рынок, которая бы давала ощутимые результаты.Проблемы возникают прежде с рекламой отечественных курортов. Поэтому совершеннопонятно, что за рубежом очень трудно получить информацию как о самой Украине,так и о туристических услугах, предоставляемых в ней. И хотя в 1999 г. в нашей стране была создана собственнаяинформационная система (ИГШ), она в значительной степени носит коммерческо — нформационный,а не имиджевый характер. Совсем иначе за рубежом. Например, Великобритания,которую и так нет особой потребности рекламировать, тратит на эти цели 80 млн.фунтов стерлингов. Было подсчитано, каждый вложенный в рекламу фунт приноситдоход от привлеченных туристов в 27 фунтов. Поэтому направление подавляющей части средствна рекламу Украине по всему миру и ее широкие туристические возможности, будетправильным решением.
— Низкий уровень обслуживания, обусловлен общей квалификацией работников отрасли.На сегодня в Украине практически отсутствует соответствующая система в облаституризма для подготовки и переподготовки кадров, а также четкие и соответствующиемировым стандартам квалификационные требования;между тем как в России, например, которая, по прогнозам ВТО, в 2020 г. войдет в десятку наиболее посещаемых стран мира, уже сегодня функционирует около 50государственных и частных учебных заведений подготовки кадров для туризма. В нашем государстве также постепенно возникаютсоответствующие учебные заведения, но они делают только первые шаги в этомнаправлении, не имея соответствующего опыта.
Главными внешними факторами, которые сдерживают развитиетуризма в Украине являются неблагоприятные существующие условия дляпредпринимательства вообще и туристического в частности, несовершенство и даженекоторая агрессивность нормативно-правовогополя (и в том числе — правил и условий пересечения границ иностранцами)и, как следствие, отсутствие необходимых инвестиций для развития туризма каквнутреннего (из-за длительного экономического кризиса), так и иностранного (из-занеблагоприятного инвестиционного климата). [3]
ИсследованияВсемирной туристической организации (ВТО) позволяют утверждать, что тенденциироста туристической индустрии будут сохраняться и впредь. В период с 2000 до2020 года прогнозируется увеличение туристических прибытий на 200% ипредполагается следующее распределение туристических прибытий в сфере въездноготуризма по регионам (табл. 1.1):
Таблица1.1 Прогноз распределения объемов въездного туризма по регионам (международныетуристические прибытия), млн.челРегион 2010 2020 Европа 526 717 Восточная Азиа (Тихоокеанский регион) 231 438 Америка 195 284 Африка 46 75 Ближний Восток 37 69 Южная Азия 11 19 ИТОГО: 1046 1602
Самымипосещаемыми странами мира к 2020 году станут, по прогнозам специалистов, Китай,США, Франция, Испания (табл. 1.2):
Таблица 1.2 Страны-лидеры по приему туристов(прогноз на 2020г.)№ Страна Туристические прибытия, млн.чел. Доля в мировом потоке туристов,% 1 Китай 137,1 8,6 2 США 102,4 6,4 3 Франция 93,3 5,8 4 Испания 71,0 4,4 5 Гонконг 59,3 3,7 6 Италия 52,9 3,3 7 Великобритания 52,8 3,3 8 Мексика 48,9 3,1 9 Россия 47,1 2,9 10 Чехия 44,1 2,7
От тех ориентиров, которые будут вложены в политику развитиятуризма, будет зависеть, станет ли туризм одной из главных статей дохода вбюджете, как это происходит в большинстве цивилизованных стран мира илиостанется на том же уровне, на котором он существовал до сих пор.
Государственная службатуризма и курортов Украины ежегодно обновляет статистические данные по динамикетуристических потоков в Украине (табл. 1.3):
Таблица 1.3
Динамика туристическихпотоков в Украине (тыс.чел.) 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Выездной туризм 417729 590641 436311 326389 229125 372500 372800 282300 Въездной туризм 302632 344332 441798 566942 868228 336000 1300000 913600 Внутренний туризм 1544956 1922010 1012261 932318 1039100 2155300 2200000 1100000
Подробнее рассмотримизменения, которые произошли в туристической деятельности за последние 5 лет.
Приоритетными видами туристической деятельности в 2005 году,как и в 2004 году, остаются внутренний и выездной туризм. В целом по Украине навнутренний туризм приходится 51% туристов, обслуженных лицензиатами, 31% — навыездной туризм и 18% на въездной.
Всего в течение 2005 года туристическими предприятиямиобслужено 1,8 млн. туристов (на 3% меньше, чем в 2004 году) и 1,7 млн.экскурсантов (на 13% больше, чем в 2004 году), в т.ч. по видам туризма:
— Въездной — 326,4 тыс. человек (на 25% меньше, чем в2004 году);
— Выездной — 566,9 тыс. человек (на 28% больше, чем в 2004году);
— Внутренний — 932,3 тыс. человек (на 8% меньше, чем в 2004году).
Уменьшение на 3% общего количества туристов, обслуженныхтуроператорами в течение 2005 года, произошло за счет сокращения количестваобслуженных иностранных и внутренних туристов. Причина сокращения — отмена в2005 году нулевой ставки НДС на оказание услуг нерезидентам, чем была подорванамотивация туроператоров по привлечению иностранных туристов.
Приоритетными видами туристической деятельности в 2006 году,как и в 2005 году, остаются внутренний и выездной туризм. В целом по Украине навнутренний туризм приходится 47% туристов, обслуженных лицензиатами, 39% — навыездной туризм и 14% на въездной. Всего в течение 2006 года туристическимипредприятиями обслужено 2,2 млн. туристов (на 21% больше, чем в 2005 году) и1,8 млн. экскурсантов (на 4% больше), в т.ч. по видам туризма:
— Въездной — 299,1 тыс. человек (на 8% меньше, чем в 2005 году);
— Выездной — 868,2 тыс. человек (на 53% больше, чем в 2005году);
— Внутренний — 1039,1 тыс. человек (на 11% больше, чем в 2005году).
Увеличение на 21% общего количества туристов, обслуженныхтуроператорами течение 2005 года, произошло за счет роста количестваобслуженных выездных и внутренних туристов. Причина в уменьшении числа въездныхтуристов заключается в отмене в 2005 году нулевой ставки НДС на оказание услугнерезидентам, чем была подорвана мотивация туроператоров по привлечениюиностранных туристов.
Приоритетным направлением туристической отрасли в 2007 годуявляется внутренний туризм. В целом по Украине на внутренний туризм приходится75% туристов, обслуженных лицензиатами.
Всего в течение 2007 года туристическими предприятиямиобслужено 2,9 млн. туристов (почти на 30% больше, чем в 2006 году) и 2,4 млн.экскурсантов (на 35% больше), в т.ч. по видам туризма:
— Въездной — 372,5 тыс. человек (на 24,8% больше, чем в 2006году);
— Выездной — 336,0 тыс. человек (на 61,3% меньше, чем в 2006году);
— Внутренний — 2155,3 тыс. человек (в 2 раза больше, чем в2006 году, или на 107,4%). Увеличение на 30% общего количества туристов,обслуженных туроператорами течение 2007 года, произошло за счет ростаколичества обслуженных внутренних и въездных (иностранных) туристов.
Приоритетными видами туристической деятельности в 2008 годуявляются внутренний и выездной туризм. В целом по Украине на внутренний туризмприходится 46% туристов, обслуженных лицензиатами, 42% — на выездной туризм и12% на въездной.
Всего в течение 2008 года туристическими предприятиямиобслужено 3 млн. туристов (на 6% больше, чем в 2007 году) и 2,4 млн.экскурсантов (на 1% больше) в т.ч. по видам туризма:
— Въездной — 372,8 тыс. человек (почти не изменилось посравнению с 2007 годом);
— Выездной — 1,3 млн. человек (в 4 раза больше, чем в 2007году);
— Внутренний — 2,2 млн. человек (на 36% меньше, чем в 2007году).
Увеличение на 6% общего количества туристов, обслуженныхтуроператорами течение 2008 года, произошло за счет роста количестваобслуженных выездных туристов.
В 2009 году туристическую деятельность осуществляли 66%лицензиатов, в 2008 году, фактически работали 76% лицензиатов. Тоесть, за 2009 год число непродуктивных лицензиатов возросло.
Среднесписочная численность работников туроператоров итурагентов равна 22,8 тыс. человек, что на 4% меньше, по сравнению с 2008годом.
Приоритетными видами туристической деятельности в 2009 году,как и в 2008 году, остаются внутренний и выездной туризм. В целом по Украине навнутренний туризм приходится 48% туристов, обслуженных лицензиатами, 40% — навыездной туризм и 12% на въездной.
Всего в течение 2009 года туристическими предприятиямиобслужено 2,3 млн. туристов (на 25% меньше, чем в 2008 году) и 1,9 млн.экскурсантов (на 21% меньше) в т.ч. по видам туризма:
— Въездной — 282,3 тыс. человек (на 24% меньше, чем в 2008году);
— Выездной — 913,6 тыс. человек (на 29% меньше, чем в 2008году);
— Внутренний — 1,1 млн. человек (на 21% меньше, чем в 2008году).
Уменьшение на 25% общего количества туристов, обслуженныхтуроператорами течение 2009 года состоялось из-за мирового экономическогокризиса, который существенно повлиял на доходы населения, и заставил экономитьсредства.
В течение I квартала 2010 г. Украину посетили 3,5 млн. въездных (иностранных) туристов, что на 5% или 222,6 тыс. человек меньше, чем зааналогичный период 2009 года. Уменьшение объемов въездного потока в I квартале 2010 г. произошло за счет уменьшению числа поездок по всем мотивациями.
Выездной турпоток в I квартале 2010 г составил 3,3 млн. человек, что на 3% или на 111,1 тыс. человек больше, чем за аналогичныйпериод 2009 года. Увеличение объемов выездного потока в I квартале 2010 г. произошло за счет роста числа поездок по всем мотивациями.
Увеличение служебных поездок туризма состоялось за счет ростаколичества путешествующих по следующим направлениям: Россия (в 2,5 раз или 29тыс. человек), Турция (на 17% или на 0,8 тыс. человек).
Увеличение организованного туризма состоялось за счет ростаколичества путешествующих по следующим направлениям: Египет (на 33% или на 14,6тыс. человек), Израиль (на 38% или 1,1 тыс. человек), ОАЭ (на 64% или на 4, 9тыс. человек), Россия (в 4 раза или на 66,3 тыс. человек), Турция (на 14% или 2тыс. человек), Таиланд (на 32% или на 0,9 тыс. человек).
Частные поездки увеличились за счет роста количествавыезжающих украинский в Белоруссию (на 6% или на 10,7 тыс. человек), Польши (на44% или на 223,7 тыс. человек), Румынии (на 5% или 5,6 тыс. человек), Венгрии(на 1,7% или на 5,9 тыс. человек), Египта (в 7 раз или на 9,7 тыс. человек),Италии (на 23% или на 2,8 тыс. человек), Чехии (на 15% или на 1,7 тыс.человек).
II. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯТУРИЗМА В УКРАИНЕ
На основе данныхГосударственной службы туризма и курортов Украины (табл. 1.3) сделаем прогнозувеличения или уменьшения динамики туристических потоков в Украине на 2013 и2015 гг., используя показатель среднего абсолютного прироста.
Формула для определениясреднего абсолютного прироста выглядит следующим образом:
ΔУ =/>
где Уoi – i-й показатель в первом году рассматриваемого периода;
Уni – 1-й показатель в последнем году рассматриваемого периода;
n – число лет рассматриваемогопериода.
Формула для составленияпрогноза при помощи показателя среднего абсолютного прироста выглядит следующимобразом:
Уi = Уoi + x1 · ΔУ,
где ΔУ – средний абсолютный прирост;
x1 – количество лет прогнозного периода.
1. Выездной туризм
ΔУ =/>= — 16928,63
2013 год = 282300 + 4 ·(-16928,63) = 282300 – 67714,52 ~ 214586 (чел.)
2015 год = 282300 + 6 ·(-16928,63) = 282300 – 101571,78 ~ 180728 (чел.)
2. Въездной туризм
ΔУ =/>= 76371
2013 год = 913600 + 4 ·(76371) = 913600 + 305484 = 1219084 (чел.)
2015 год = 913600 + 6 ·(76371) = 913600 + 458226 = 1371826 (чел.)
3. Внутренний туризм
ΔУ =/>= — 55619,5
2013 год = 1100000 + 4 ·(- 55619,5) = 1100000 – 222478 = 877522 (чел.)
2015 год = 1100000 + 6 ·(- 55619,5) = 1100000 – 333717 = 766283 (чел.)
На основании таблицы 1.3,используя полученные результаты, составим таблицу 2.1:
Таблица 2.1 Динамикатуристических потоков в Украине (тыс.чел.) 2013 2015
Выездной
туризм 214586 180728
Въездной
туризм 1219084 1371826 Внутренний туризм 877522 766283
Вывод
Проанализировавполученные результаты можно сделать вывод, что количество туристов, выезжающихза пределы Украины, будет уменьшаться и составит в 2013 году около 214 586чел., и в 2015 году около 180 728 чел., что, соответственно, на 67 714 и 101572 чел. меньше, чем в 2009 году.
Что касается въездноготуризма, видим, что количество туристов, приезжающих на территорию Украиныбудет увеличиваться, и составит в 2013 году 1 219084 чел. и в 2015 году1 371826 чел., что, соответственно, на 305 484 и 458 226 чел.больше, чем в 2009 году. Такой прогноз может не оправдаться, т.к. всоответствии с данными, приведенными в таблице 2.1, в 2008 году количествотуристов, посетивших Украину, резко возросло, но уже к 2009 году эти показателизначительно уменьшились.
Проанализировавполучившиеся результаты по динамике внутреннего туризма, можно сделать вывод,что количество туристов в 2013 году составит 877 522 чел., а в 2015 году –766 283 чел., что, соответственно, на 222 478 и 333717 чел. меньше,чем в 2009 году.
На основе данныхГосударственной службы туризма и курортов Украины (табл. 1.3) сделаем прогнозувеличения или уменьшения динамики туристических потоков в Украине на 2013 и2015 гг., применяя для прогнозирования показатель среднего коэффициента роста.
Формула для определениягеометрического среднего темпа роста выглядит следующим образом:
Tp = />
где Уп –показатель в последнем году в рассматриваемой динамике;
Уо – показатель в первом году в рассматриваемой динамике лет;
п – количество лет вдинамике.
Для получения прогнозныхзначений необходимо воспользоваться формулой
Упрогн = Тпрпрогн · Уп,
где Ппрогн — количество лет до прогнозного года.
1. Выездной туризм
T = />= 0,964
2013 = 0,9644 · 282300 ~ 243792 (чел.)
2015 = 0,9646 · 282300 ~ 226555 (чел.)
Таблица 2.2
10 главных стран выездного туризма№ Страна Доля туристов,% 1 Россия 31 2 Польша 24 3 Венгрия 11 4 Молдова 10 5 Беларусь 6 6 Румыния 4 7 Словакия 3 8 Египет 2 9 Германия 1,7 10 Турция 1,3
2. Въездной туризм
T = />= 1,127
2013 = 1, 1274 · 913600 ~ 1473845 (чел.)
2015 = 1, 1276 · 913600 = 20490069 (чел.)
Таблица 2.3
10 главных стран въездного туризма№ Страна Доля туристов,% 1 Россия 30 2 Молдова 21 3 Беларусь 15 4 Польша 10 5 Румыния 7 6 Венгрия 6 7 Словакия 3 8 Германия 1 9 США 0,6 10 Узбекистан 0,4
3. Внутренний туризм
T = />= 1,04
2013 = 1, 044 · 1100000 ~ 1286844 (чел.)
2015 = 1, 046 · 1100000 ~ 1391851 (чел.)
На основании таблицы 1.3,используя полученные результаты, составим таблицу 2.4:
Таблица 2.4 Динамикатуристических потоков в Украине (тыс.чел.) 2013 2015
Выездной
туризм 243792 226555
Въездной
туризм 1473845 20490069 Внутренний туризм 1286844 1391851
Вывод
Проанализировавполученные результаты после применения для прогнозирования показателя среднегокоэффициента роста, видим, что данные отличаются от тех, которые получены врезультате применения показателя среднего абсолютного прироста.
Что касается выездноготуризма, здесь прогноз в целом совпадает, отличие только в том, что в результатеприменения показателя среднего абсолютного прироста, в 2015 году выезжающих затерриторию Украины туристов прогнозируется на 45 827 чел. меньше.
Прогноз количестватуристов, посетивших Украину в 2013 году, отличается незначительно, когда как впрогнозе на 2015 год заметны существенные различия. В результате примененияпоказателя среднего коэффициента роста в 2015 году прогнозируется, чтоколичество посетивших Украину возрастет на 19118243 чел.
Полученные данные овнутреннем туризме после применения двух методов расчета, значительноотличаются между собой. Результаты, полученные после применения показателясреднего коэффициента роста, показывают высокую динамику увеличения количестватуристов внутри страны, что позволяет считать, что прогноз с использованиемсреднего абсолютного прироста, является более достоверным.
Разработаем программуускоренного развития туристической отрасти в Украине, используя методморфологического анализа.
Таблица 2.5 «Морфологическийящик»Неэффективные механизмы государственного регулирования развития отрасли туризма Государственное стимулирования внутреннего и иностранного (въездного) туризма, в том числе через усовершенствование системы налогообложения Государственное содействие продвижению на международный рынок туристич. продукта Украины через межгосуд-ные соглашения и программы Создание благоприятных условий для увеличения туристических потоков путем упрощения, согласно международной практике, визовых, таможенных и пограничных формальностей Государственные ассигнования на развитие рекреационнных зон общего судго значения и восстановление историко-культурных памятников Разработка нормативно-правовой базы по вопросам туризма, экспертиз проектов, законодательных и других нормативно-правовых актов в этой отрасли Низкий автори-тет Украины на мировом рынке туристических услуг
Повышение
качества туристич. услуг и расшире-
ние ихассортимен-та, улучшения условий обслуживания туристов Снижение напряжения во многих рекреационных центрах санитарно-экологической ситуации Строительство новых, реконструкция и модернизация действующих туристических объектов Разработка стандартов на услуги, которые предоставляются туристам и экскурсантам, проведение сертификации тур. услуг, осуществление паспортизации тур. предприятий и организаций Создание благоприятных условий для развития активных видов туризма (оздоровительно-спортивного, экологического, активного и т.п.) Слабо развитая социальная инфраструктура общего назначения Привлечение средств предприним. структур, субъектов туристич. деятти для развития инфраструктуры туризма (связь, водообеспечение, канализация, торговля, общественное питание) Развитие туристической инфраструктуры в сети международных транспортных коридоров
Содействие организации производства экологически чистой сельскохозной продукции
для обеспечения потребностей туристов и отдыхающих в высококачествен-ных продуктах питания Развитие новых служб сервиса
Улучшение, ремонт дорог, транспортных
соединений Неразвитые современные системы информационного обеспечения туристического бизнеса Создание современной информационно-маркетинговой службы в сфере туристического бизнеса
Проведение активных
Рекламно информационных мероприятий Упрощение возможности бронирования мест в гостиницах и транспорте в режиме «online» Выпуск высококачественного информационно справочного материала Создание специализированных изданий туристического профиля Ощутимый дефицит высококвалифицированных кадров в сфере рекреационного бизнеса Система для подготовки и переподготовки кадров Повышение общей культуры ведения хозяйства
Разработка четких и
соответствующих мировым стандартам квалификационных требований Проведение научно-практических, методических конференций, семинаров и других мер для подготовки квалифицированных кадров в сфере туризма Повышение мотивации у потенциальных работников путем повышения интереса к туристической отрасли в Украине
Выделим проблемы иопределим наиболее эффективные пути их решения(табл. 2.6).
Таблица 2.6Проблема Решение Неэффективные механизмы государственного регулирования развития отрасли туризма Создание благоприятных условий для увеличения туристических потоков путем упрощения, согласно международной практике, визовых, таможенных и пограничных формальностей Низкий авторитет Украины на мировом рынке туристических услуг Повышение качества туристических услуг и расширение их ассортимента, улучшения условий обслуживания туристов Слабо развитая социальная инфраструктура общего назначения Привлечение средств предприним. структур, субъектов туристич. деят-ти для развития инфраструктуры туризма (связь, водообеспечение, канализация, торговля, общественное питание) Неразвитые современные системы информационного обеспечения туристического бизнеса Создание современной информационно-маркетинговой службы в сфере туристического бизнеса Ощутимый дефицит высококвалифицированных кадров в сфере рекреационного бизнеса Разработка четких и соответствующих мировым стандартам квалификационных требований
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитиерекреационно-туристической сферы для многих стран является на сегодня одной изглавных задач. Украина, расположенная в центре Европы на пересечениитранспортных путей, и которое имеет для поступательного развития своейрекреационной сферы благоприятные природно-климатические условия, значительныйисторико-культурный потенциал, необходимые людские и материальные ресурсы,значительно отстает от большинства европейских стран по уровню развитиярекреационно-туристических услуг. [9]
Такоеположение не является нормальным и требует активизации процессов по созданию внашем государстве мощной рекреационной индустрии, способной удовлетворятьразнообразные рекреационные потребности как жителей Украины так и иностранныхтуристов. При этом следует учитывать, что организация рекреационнойдеятельности на сегодняшний день выступает не только как задача градостроительный,а прежде всего социальная и экономическая, которая должна решаться как наобщегосударственном, так и на региональном уровнях. [7]
На ближайшиегоды, по моему мнению, в основу рекреационной политики нужно положить такиеприоритеты:
1) Обеспечение«внутренней конвертированности рекреационных услуг путем повышения их качестваи расширения ассортимента, улучшения условий обслуживания;
2) Строительствоновых рекреационных объектов, реконструкция и модернизация действующих;
3)концентрация средств и ресурсов на объектах инфраструктуры. Свободные средстватуристических организаций на выгодных принципах целесообразно вкладывать вобъекты, непосредственно не связанные с их деятельностью (дороги, водоснабженияи канализация, связь, службы сервиса и тому подобное). В перспективе этиинвестиции будут работать на туристический рынок;
4) поископтимальных форм привлечения иностранного потребителя через созданиесоответствующего сервиса обслуживания и предоставления рекреационных услуг,которые имеют спрос на международном рынке;
5) созданиесовременной информационно маркетинговой службы в сфере рекреационного бизнеса,основные задания которой заключаются в изучении и прогнозировании спроса нарекреационные услуги, и внесения соответствующих инициатив органами управленияотносительно обеспечения баланса между спросом и предложениями; формированиебанка деловых идей и их экспертная оценка; изучение структуры и направленийтуристических потоков и их прогнозирования; изучение международного рынкарекреационных услуг, активности и предложений зарубежных партнеров и томуподобное;
6) подготовкавысококвалифицированного кадрового потенциала в сфере туристического бизнеса;
7)налаживание мощной рекламы, выпуск высококачественногоинформационно-справочного материала.
Проанализироваввыполненные расчеты, можно сделать вывод, что в ближайшие несколько летситуация в туристической отрасли Украины не изменится в лучшую сторону, т.к.реализация программы развития рекреационной индустрии требует созданияэффективной системы управления. Деятельность действующих сегодня управленческихструктур направлена на удовлетворение интересов ограниченного числа субъектовведения хозяйства. Они не охватывают в комплексе все элементы рекреационногопроцесса, а потому не могут реализовать стратегические цели развитиярекреационной индустрии исходя из социально-экономических интересов страны.
туристический рынок прогнозирование прирост
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Украины«О внесении изменений в Закон Украины „О туризме (№ 324/95-ВР) “: От 01.2004 г. — Правительственный портал — 11 сентября-2004 г.
2. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент втуризме: современный опыт управления. — М: Финансы и статистика. — 2007г., с. 32-34
3. Лапшина И. А. Статья «Перспективы развития туристических услуг в условияхглобализации».- 2008г.
4. Основные показатели развития туризма, издание, 2005 г. // Всемирная туристическая организация, 2006 — www.world-tourism.org.
5.Подорожный Г. И. Путем или тропинке пойдет украинский туризм после принятиянового закона о нем. „Зеркало недели“ № 3-24 января .- 2004г., C.4
6. Тарасов О.А. Стаття «Туризм в Україні».- 2009 р.
7. Фильваров Г.И. Особенностипланирования и проектирования рекреации на современном этапе / Проблемы иперспективы развития района Большая Ялта / КиевНИИП градостроительства. — Киев:КиевЗНИИЭП, 1989. — С.4-10.
8. Чубук В. Туризм в Украине / / Экономист .- № 6 .- 2000 г. — С. 34-35.
9. Шулик В.В. Про місце Українив галузі іноземного туризму// Традиції та новації у вищій архітектурно-художній освіті /Під заг.ред. Н.Є.Трегуб. -Харків: ХДАДМ. — №5-6/2003 — №3-4/2004, — С.135-136.