Реферат по предмету "Мировая экономика"


Особенности регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне

--PAGE_BREAK--
В межгосударственном сопоставлении законодательство является важной определяющей инвестиционного риска. Оно, как правило, влияет не только на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных составляющих инвестиционного потенциала региона. При региональном подходе специфика состоит в том, что на территории регионов в России действует единый общефедеральный законодательный фон, который подвержен лишь легкому изменению в отдельных субъектах Федерации под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий.

Организационно-экономический механизм привлечения иностранных инвестиций в экономику промышленности региона должен обязательно включать элементы, позволяющие минимизировать риск и уменьшать, связанные с ним неблагоприятные последствия для инвестора, региона, отрасли, предприятия.

Для этого необходимо заранее в региональной программе разработать правила поведения участников в «нештатных ситуациях», осуществлять синхронизацию действий участников из одного координационного центра при изменениях условий реализации инвестиционных проектов.

В последнее время в экономической литературе анализируются различные подходы к исследованию внутреннего и внешнего состояния региона и проведению рейтинговой оценки. Однако в основном это западные методики, использование которых для российских территорий может быть спорным, как с точки зрения методологии, так и результатов.

Перечень инвестиционных проектов, представленных предприятиями края, какой бы полный он не был, не позволяет закрыть все узловые моменты по разрешению проблем региона. Поэтому по каждой проблеме необходимо разработать возможные варианты (сценарии) разрешения проблемы, т.е. перечень необходимых инвестиционных проектов, включаемых в единый инвестиционный пакет.

Инвестиционный пакет включает в себя набор инвестиционных проектов, способных привести к разрешению конкретной проблемы региона и составить программу распределения экономических, технических, финансовых ресурсов и рисков между исполнителями по временным интервалам (срокам капиталовложений и срокам окупаемости).

Организация работы по формированию инвестиционных пакетов должна проходить по следующим этапам:

1 этап — определение перечня проблем региона, выделение приоритетов;

2 этап — определение перечня инвестиционных проектов, способных разрешить проблемы региона;

3 этап — формирование инвестиционных проектов на основе использования научно-технического потенциала субъектов инвестиционной деятельности;

4 этап — отбор инвестиционных проектов, способных разрешить проблемы региона [12, с.140].

На основании результатов анализа должны быть выделены:

инвестиционные проекты, которые можно включить в программы на федеральном, краевом уровнях;

инвестиционные проекты, которые не могут быть включены в вышеперечисленные программы, но могут быть включены в программы поддержки на краевом уровне для организации помощи в поиске потенциальных инвесторов для предприятий, в т.ч. иностранных;

инвестиционные проекты, которые необходимы для разрешения проблем региона, но не были представлены ни одним субъектом инвестиционной деятельности. Для этой группы проектов формируется заказ региона на их разработку на конкурсной основе.

Для работы с инвестиционным пакетом необходимо определить:

объем ресурсов, необходимых для выполнения проектов (сырьевых, производственных, трудовых, финансовых) по отдельным этапам реализации;

сроки реализации пакета.

В инвестиционный пакет попадают инвестиционные проекты, различающиеся между собой по:

направлениям инвестирования;

сферам деятельности;

месторасположению;

жизненным циклам;

объемам ресурсов;

объемам капиталовложений;

степени риска;

числу участников.

Для организации работы с таким пакетом необходимо:

оптимизировать размеры всех видов ресурсов с учетом сроков реализации инвестиционных проектов и числу участников;

оптимизировать схему поставок и подрядных работ.

Наиболее сложной задачей является распределение рисков между всеми участниками инвестиционного пакета. Работа по распределению рисков должна предусматривать следующие этапы:

1. Оценка вклада каждого участника (знание, контакты, деньги, оборудование) в стоимостном выражении (объективное сопоставление ценности этих вкладов).

2. Оценка вида риска.

2.1. Проектный риск -

невыполнение условий производства, заложенных в инвестиционный проект, из-за невыполнения обязательств по контракту.

2.2. Экономический риск -

рост ставок на кредит;

девальвация валюты;

изменение в цикле бизнеса.

2.3. Организационный риск -

несоответствие управленческой структуры поставленным целям;

плохой менеджмент;

уход инвестора из бизнеса.

2.4. Политический риск -

изменения в налоговом законодательстве;

изменения в порядке репатриации доходов;

экспроприация собственности;

отмена контракта Правительством или отказ от его выполнения;

аннулирование долга Правительством;

введение или приведение в исполнение валютного контроля.

3. Распределение рисков между: инвестором — субъектом инвестирования — регионом.

В практике управления проектами существуют три способа снижения риска:

распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

страхование;

резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов [13, 154].

Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако в жизни часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия от действия рисков.

Фирмы-консультанты, поставщики оборудования и даже большинство подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.

Распределение риска реализуется при разработке финансового плана проекта и контрольных документов.
2.2 Организационно-экономический потенциал государственного регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне
Проводимые в России социально-экономические реформы это прежде всего реформы — управления, в процессе осуществления которых изменяются формы, методы, организация воздействия субъектов управления на управляемые ими объекты. В основе этих реформ лежит переход от централизованного, планово-распорядительного, командного управления хозяйством к децентрализованному, либеральному управлению.

Для советского периода российской истории характерным было то, что управление экономикой базировалось на отраслевом подходе по схеме «государство — отрасль — предприятие». В этой схеме региональным органам принадлежало второстепенное место, они были в основном выведены за рамки экономического управления, сохраняя определенную роль в управлении социальной сферой, коммунальным хозяйством, местной промышленностью.

Переход к рыночным методам управления в значительной степени изменил сложившийся порядок. Предприятия получили экономическую свободу и перестали нуждаться в министерском управлении сверху. Государственное управление теперь не носит форму директивных заданий, а осуществляется посредством законодательно устанавливаемых правил хозяйственной деятельности, реализации мер денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и инвестиционной политики. Одновременно с этим происходят процессы усиления позиций регионального управления экономикой. Чтобы сохранить страну как единый хозяйственный комплекс, целостную экономическую систему, центральным органам государственной власти приходится опираться на регионы, передавая им многие функции управления соответствующим территориальным образованием. В результате этого возросла зависимость предприятий от территориальных органов управления в вопросах землепользования, налогообложения, осуществления инвестиционной деятельности, финансовой поддержки, создания новых предприятий и многих других. Таким образом, региональные органы управления обрели значительные возможности самостоятельного проведения социально-экономических преобразований на своей территории [14, с.269].

В связи с этими переменами представляется целесообразным уточнить само понятие «регион». Так, под термином «регион» в современной экономической науке понимается достаточно широкий круг экономических объектов — от международных систем (пример: страны Азиатско-Тихоокеанского региона, регион Балтийского моря) до территориальных образований отдельных государств (пример: Поволжский регион, Дальневосточный регион и т. д. ). При этом наряду с трактовкой понятия «регион» как территории в географическом смысле этого слова оно входит в обиход как социально-экономическое понятие, означающее территориальное образование с его природной, производственной, социальной структурой, включающей землю, водную и воздушную среду, полезные ископаемые, растительный и животный мир, экономические и социальные объекты, население.

Именно в таком аспекте следует рассматривать регион в качестве объекта управления и социально-экономического реформирования, исходя из системного, комплексного подхода. При этом следует согласиться с тем, что «с позиции организации управления регион следует ассоциировать не с территорией вообще и не с географической территорией, а с частью территории страны, соответствующей принятому социально-административному делению, находящейся в ведении определенных конституционно установленных органов государственной власти». В частности, под регионом России следует понимать часть ее территории, заключенную в границы того или иного субъекта Федерации — республик, краев, областей, округов и отдельных городов, наделенных правами субъектов. Таким образом, основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступают субъекты Федерации.

Так, федеративное устройство России состоит из 89 субъектов, включающих в себя республики, края, области, автономные округа, автономную область, а также два города федерального значения — Москву и Санкт-Петербург, каждый из которых наделен определенными полномочиями в экономической, финансовой и правовой сферах.

Региональная экономика как мезоуровень — среднее звено между макро- и микроуровнем — обладает следующими характерными особенностями:

будучи подсистемой народного хозяйства региональная экономика не может рассматриваться как изолированная ее часть, соответственно экономическая самостоятельность регионов имеет определенные границы;

ее высокая степень зависимости от природно-климатических факторов, наличия полезных ископаемых, благоприятных условий географической среды и некоторых других;

региональное хозяйство, имея в наличии многие отрасли и производства, не обладает, как правило, их самодостаточной структурой: многие регионы узко специализированы на тех или иных сферах деятельности.

В то же время, на наш взгляд, структура и содержание регионального управления экономическим развитием нуждается в уточнении, поскольку именно они подвержены реформированию.

Основываясь на современных представлениях о содержании управления, выделим следующие его виды применительно к региональному управлению:

анализ и прогнозирование экономического потенциала, текущего состояния, проблем и тенденций социально-экономического развития региона в целях обоснования последующей разработки целевых региональных программ и осуществления оперативного регулирования его экономики;

социально-экономическое планирование и программирование развития региона, формирование целей управления, сроков, путей и способов их достижения, установление источников трудовых, материальных, финансовых ресурсов;

выпуск законодательных актов, других нормативно-правовых положений, регулирующих социально-экономические процессы на региональном уровне;

организация исполнения принятых решений, создание и преобразование требуемых для этого организационных структур, органов управления;

оперативное регулирование социально-экономических процессов в регионе, подавление отклонений от намеченных программ, решение текущих проблем, возникающих в регионе;

контроль за расходованием ресурсов, изменением экономического потенциала, исполнением принятых решений и требований законодательно-нормативной базы, применение санкций по отношению к нарушителям [15, с.245].

В последние годы наблюдается усиление тенденции регионализации всех сторон хозяйственной деятельности. В частности, характерной особенностью современного этапа развития российской экономики является усиление роли местных органов государственной власти в управлении региональным развитием на основе регулирования инвестиционной активности.

Инвестиционный кризис и отсутствие достаточных для его преодоления средств федерального бюджета побуждают российские регионы к усиленному поиску собственных путей решения возникающих в данной связи проблем, что выражается в активной работе региональных властей по привлечению отечественных и иностранных инвестиций. Содержанием этой работы является формирование региональной инвестиционной политики, включающей в себя систему мер и действий региональных органов государственной власти, направленных на изыскание инвестиционных ресурсов и эффективное их использование с целью достижения положительной экономической и/или социальной эффективности.

Очевидно, что цели и задачи инвестиционной политики каждого региона имеют свою специфику, определяемую совокупностью как внешних, так и внутренних факторов. В то же время в инвестиционной политике регионов можно выделить общие черты, к числу которых следует отнести:

приоритетное развитие объектов и направлений деятельности, имеющих особо важное значение для данного региона;

максимальное использование и развитие имеющегося производственного, природно-ресурсного потенциала и культурно-демографических особенностей;

выравнивание социально-экономических условий всей территории региона, создание и укрепление в его рамках одного экономического пространства [16, с.254].

В соответствии с установленными региональными задачами создаются соответствующие экономические механизмы, от эффективности которых в значительной степени зависит достижение поставленных целей в организации инвестиционных процессов. Существующие в настоящее время исследования не содержат единого подхода к определению элементов формирующейся в регионах инвестиционной политики.

Так, по данной проблеме выделяют следующие группы мероприятий, воздействующие на инвестиционную активность в регионе:

государственная поддержка прямых инвестиций на региональном уровне;

создание особых (специальных) зон экономического и технологического развития;

финансовая поддержка и содействие инвестиционной деятельности;

создание регионального агентства по инвестиционной политике;

создание дополнительных побудительных механизмов для потенциальных инвесторов, конкурентных по отношению к другим регионам;

создание эффективной информационной системы для инвесторов;

мероприятия по созданию благоприятного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов.

Очевидно, что эта группировка включает в себя широкий диапазон мер регулирования инвестиционного процесса. В то же время, на наш взгляд, выделение этих мероприятий является не достаточно обоснованным.

В частности, первая группа мер — «Государственное регулирование инвестиций на региональном уровне» — включает в себя следующие элементы:

предоставление бюджетных гарантий;

страхование зарубежных инвестиций;

урегулирование инвестиционных споров;

административная и консультативная поддержка.

В данном случае не совсем понятно, что послужило основанием для объединения этих мероприятий в одну группу и почему в эту группу не включены такие механизмы государственной поддержки прямых инвестиций, как налоговые льготы или участие в финансировании проектов. Более того, практически все выделенные группы мероприятий — от создания эффективной информационной системы до непосредственного участия в финансировании инвестиционных проектов за счет бюджета развития — так или иначе связаны с государственной поддержкой прямых инвестиций и могут быть отнесены сюда же.

Кроме этого, нам представляется неверным произведенное здесь выделение в отдельные группы мероприятий по «Созданию эффективной информационной системы для привлечения потенциальных инвесторов» и «Мероприятия по созданию благоприятного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов». В обеих этих группах содержатся мероприятия связанные с распространением позитивных сведений о регионе среди потенциальных инвесторов, в связи с чем нет необходимости для их разделения.

Иного подхода в определении рычагов воздействия региональной администрации на инвестиционный процесс придерживаются Ю. В. Богатин и В. А. Швандар. На наш взгляд, следует согласиться с позицией этих авторов относительно выделения двух направлений реализации инвестиционной политики. Действительно, инвестиционная политика в регионе может быть реализована непосредственно, если речь идет о распределении бюджетных средств, находящихся под контролем и в распоряжении региональных органов государственной власти, и опосредованно, когда нужно направить в определенное русло внебюджетные инвестиции, которые администрация не контролирует, но может с помощью особых мер добиться желаемого их использования [17, с.450].

Недостатком этого подхода является то, что под региональной инвестиционной политикой его авторы понимают только лишь «систему поведения администрации региона в области распределения имеющихся инвестиционных ресурсов с целью максимально возможного достижения заранее установленных приоритетов». То есть деятельность региональных органов власти в сфере обоснования приоритетных направлений инвестирования авторы не относят к мероприятиям инвестиционной политики.

По нашему же мнению, вопрос о том, в каком направлении использовать инвестиции, является наиболее важным и должен решаться в процессе формирования региональной инвестиционной политики. В этой связи, большой интерес представляет исследование методов государственного воздействия на инвестиционный процесс, представленное в работе И. В. Орешина. Здесь автор выделяет активные и пассивные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс. По его мнению, использование пассивных методов связано с информированием участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции в народном хозяйстве страны. Кроме этого, пассивные методы включают:

обоснование перспектив социально-экономического развития страны;

определение приоритетных направлений инвестирования, которым будет отдано предпочтение и оказана поддержка со стороны государства;

разработку индикативного плана развития экономики и инвестиционного плана как его составной части.

В соответствии с разработанным инвестиционным планом реализуются активные методы стимулирования инвестиций. Эти методы связаны с использованием таких рычагов государственного воздействия на экономические процессы, как:

прямые государственные инвестиции в развитие наиболее значимых секторов экономики;

формирование благоприятной инвестиционной среды для деятельности частных предпринимателей, действующих в приоритетных отраслях экономики;

участие государства в создании необходимой инфраструктуры как основы эффективного инвестиционного процесса.

В пользу такого подхода при формировании инвестиционной политики свидетельствует опыт многих развитых стран, где государственное прогнозирование и планирование инвестиций, нацеленное на выбор приоритетных отраслей и производств, определение количественных и качественных параметров их развития, а также формирование необходимых для этого финансовых ресурсов оказало положительное воздействие на количественные и качественные параметры инвестиционного процесса.

Так, в странах Юго-Восточной Азии процесс разработки инвестиционной программы состоял из нескольких этапов. На первом этапе определялись параметры долгосрочного стабильного развития. Затем, на втором этапе разработки инвестиционной программы, определялись норма накопления, адекватная этому темпу развития, и, соответственно, уровень сбережений, необходимый для реализации этой цели. Далее на основании этих показателей, определялось, достижимы ли эти уровни и нуждается ли экономика в специальных мерах для стимулирования сбережений и инвестиций. На данном этапе, в соответствии с обозначенными в программе приоритетами и прогнозируемыми объемами выпуска продукции, реализовывались меры непосредственного воздействия на инвестиционный процесс. Эти меры были направлены на обеспечение благоприятных экономических условий и воздействовали на принятие частных инвестиционных решений.

Изложенное дает возможность обозначить основные элементы и этапы формирования региональной инвестиционной политики. Так, для реализации стоящих перед регионом целей и задач его инвестиционная политика должна включать в себя следующие основные элементы:

инвестиционную стратегию;

инвестиционную программу;

меры непосредственного воздействия на инвестиционный процесс:

прямые государственные инвестиции за счет средств бюджета развития;

систему мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата [18, с.400].

Таким образом, в первую очередь должна быть сформирована региональная инвестиционная стратегия, которая заключается в выборе приоритетных направлений развития исходя из специализации регионального хозяйства и характера накопленных структурных деформаций. На ее основе разрабатывается конкретная экономическая программа и как ее составная часть — инвестиционная программа. На следующем этапе определяется потребность региона в инвестициях. Далее, на основании определенных приоритетов развития, реализуются меры непосредственного воздействия на инвестиционный процесс.
2.3 Регулирование иностранных инвестиций в Республики Татарстан
Татарстан — один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального района РФ, на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны.

Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой. Промышленный профиль республики определяют топливная и нефтехимическая отрасли промышленности (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (вертолеты, самолеты и авиадвигатели, тяжелые грузовики, компрессоры и нефте-, газоперекачивающее оборудование), развитое электро- и радиоприборостроение.

В 2006 году валовой региональный продукт (ВРП) вырос в сопоставимых измерениях на 7% и составил более 620 млрд руб.

Республика Татарстан является одним из наиболее благоприятных для инвестирования регионов Российской Федерации, что подтверждается данными международных рейтинговых агентств. По данным российского рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2005-200бгг. Татарстан относится к числу «опорных регионов-лидеров» и входит в десятку субъектов России по нескольким категориям, включая второе место «за стабильность внутриполитической обстановки», а также «стабильно низкий инвестиционный риск» в течение десятилетия, а в общем рейтинге российских регионов занимает 10-е место. В 2005-2006 гг. по инвестиционному риску Татарстан занимает 9-е место в Российской Федерации, а по инвестиционному потенциалу –10-е место. По данным агентства «Эксперт РА» республика в составе Приволжского федерального округа остается одним из самых «безопасных» регионов для иностранных инвесторов. Этому во многом способствует создание в республике благоприятной для инвесторов нормативно-правовой базы, стабильный экономический рост на протяжении последних пяти лет в среднем на 6,8 % в год и высокая политическая стабильность.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.