Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Проблемы и перспективы включения России в мировой рынок туристических услуг

КУРСОВАЯРАБОТА
Тема:Проблемы и перспективы включения России в мировой рынок туристических услуг

Содержание
Введение
1. Определение понятиямеждународного рынка туристических услуг
1.1 Упрощение туристическихформальностей
1.2 Международный туризм
2. Туризм – глобальноесоциально-экономическое явление современного мира
2.1 Экономические показателимировой индустрии туризма
2.2 Практика туристскойдеятельности
3. Проблемы и перспективы включенияРоссии в мировой рынок туристических услуг
3.1 Проблемы включения России вмировой туризм
3.2 Перспективы вовлечения России вмировой туризм
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Данная тема является актуальной, так как к началу ХХIв. международный туризм по экономической эффективности вышел на первое место вмире, значительно опередив лидеров мировой торговли – автомобильную инефтегазовую сферы экономики. Выход международного туризма на позиции ведущейотрасли экономики в планетном масштабе убедительно подтверждает статистика ВТОза 2010 г. – первое десятилетие ХХI века: международныйтуристский бизнес легко преодолел рубеж по численности прибытий туристов –более одного миллиарда.
Россия – страна с уникальным и неповторимым туристским потенциалом – врейтинге 20 государств мирового сообщества по популярности с 15 местапереместилась на 12. Это обнадеживающий признак возрождения России как страныособого интереса для зарубежных туристов.
Последниетри-четыре года наблюдается положительная динамика и рост въездного туризма внашу страну. Каждый год, начиная с 2000-го, количество приезжающихувеличивалось на 15-20%.
Российскийтуризм отличает достаточно выраженная сезонность: рост традиционно шёл за счётлетних месяцев, с июня по конец сентября. Несмотря на то, что и туроператорами,и отдельными гостиницами предпринимались попытки в сколько-нибудь значительноймере «расширить» сезонность, пока не удалось увеличить прибытие туристов налокальные мероприятия вроде Нового года и Рождества.
Особенностьюстало и то, что наметился спад количества въезжающих туристов и летом.Собственно, ничего неожиданного в таком спаде и нет. О нём говорят в течениепоследних двух лет. Подобное развитие ситуации связанно с тем, что на фонеобщего роста туризма 2005-2010 годов, когда у всех было оптимистическоенастроение, стоимость турпакета в Россию подорожал в три раза. То есть на 300%.Уже в прошлом году прогнозировалось, что спад будет. А в этом году он явнонаметился, что очевидно, в первую очередь, по Санкт-Петербургу. В Москве спадне так заметен, поскольку в столице даже в летнее время традиционно проходитмножество мероприятий: спортивные, культурные, научные, государственные.
Впетербургских гостиницах в этом году на протяжении всего сезона не было проблемс отелями. Более того, это не случайность – средняя загрузка по сезонубольшинства гостиниц туристического класса вряд ли превысит 75-80%. И ситуацияспада будет продолжаться еще 2-3 года. Это связанно с тем, что после 3-4 летподъема в любой стране одновременно с ним повышаются цены, а затем напротяжении 4-5 лет идёт достаточно серьезный кризис. Насколько глубоко –зависит от многих обстоятельств. В том числе, от того, как быстро отреагируютна ситуацию хотельеры, туроператоры, руководители отраслей: общепита, железныхдорог и т.д.
Однако как быбыстро они не отреагировали, это всё равно несколько лет. Появляются другиеправила игры: работать на спаде или подъёме – совершенно разная тактика дляруководителей гостиниц и тех людей, которые занимаются продажами. Наступаетвремя работать по-другому. Время видеть проблему на корню и незамедлительнорешать её. Об этом речь пойдёт в основной части курсовой работы.
Целью работы является изучение перспектив включения России вмеждународный рынок туризма.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующиезадачи:
— Изучить понятия международного туризма;
— Рассмотреть туризм как глобальное социально-экономическое явлениесовременного мира;
— Проанализировать экономические показатели мировой индустрии туризма.
При составлении данного реферата в работе были использованы следующиеметоды: анализ литературы по данной теме, анализ справочного материала,консультации преподавателя, систематизирование лекционного материала.
1.Определение понятия международного рынка туристическихуслуг
международный туристическийфинансовый платежный
Международный рынок туристических услуг охватываетпоездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянногожительства. Пересечение государственной границы для них связано с определеннымиформальностями: оформлением заграничных паспортов и виз, прохождениемтаможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятсягосударством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом,торговлей наркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают установленный порядоквъезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдениепутешествующими лицами паспортно-визового режима, требований о вакцинации(прививках), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютныхсредств и проведения операций по обмену валюты.
Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает прямоевоздействие на международные туристские потоки, облегчая (или, наоборот,затрудняя) передвижение людей. Не способствуют росту туристских путешествийсложная и затянутая процедура оформления выездных документов, нарушениеустановленных сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, чрезмерновысокий сбор; в сфере валютного контроля – введение жестких ограничений наобмен валюты, от которого зависит уровень потребления товаров и услугтуристами. Таможенные декларации и досмотры также могут выступать в качествесдерживающего начала и привести к сокращению туристских поездок.
1.1 Упрощение туристических формальностей
 
ВТО, придавая особое значение упрощению туристскихформальностей, разработала и приняла соответствующий пакет рекомендаций вчасти:
• паспортных формальностей:
— децентрализация паспортных служб;
— сокращение сроков и упрощение процедуры оформлениязаграничных паспортов;
— введение разумного сбора;
— установление срока действия паспорта не менее пяти летс неограниченным числом поездок;
— хранение заграничного паспорта у владельца без праваего конфискации;
— приведение паспортов в соответствие со стандартамиИКАО, позволяющими осуществлять проверку с помощью компьютерных систем;
• визовых формальностей:
— безвизовый въезд на срок до трех месяцев;
— распространение действия визы сроком на 12 месяцев наодин или несколько въездов во все пункты и по всем маршрутам, открытым длятуристов, с использованием любого вида транспорта;
— взаимное признание визы рядом государств;
— в исключительных случаях выдача разрешения на въезд наконтрольно-пропускном пункте;
— установление единого консульского сбора независимо отгражданства туриста;
• валютных формальностей:
— разрешение ввоза валюты в размере, указанном втаможенной декларации;
— предоставление полной информации потенциальнымпосетителям и туристам о правилах и текущем курсе обмена валюты;
— размещение соответствующей информации в обязательномпорядке на контрольно-пропускных пунктах въезда;
— обеспечение возможности обратного обмена валюты привыезде из страны пребывания; обмен ввозимой валюты только на добровольнойоснове;
— предоставление права туристам иметь при выездедостаточные суммы в национальных денежных единицах для обратной поездки посвоей стране;
• таможенных формальностей:
— обложение туристов налогами, сборами, пошлинами привъезде-выезде, кроме таможенных пошлин и налогов на добавленную стоимость поотдельным видам товаров и определенному их количеству;
— включение некоторых налогов и сборов на содержание иобновление туристских объектов в структуру косвенного налогообложения, встоимость билетов, путевок, туров, вместо прямого сбора валюты с посетителей;
• медицинских формальностей и оказания медицинскойпомощи туристам:
— расширение сотрудничества национальных туристскихадминистраций с органами здравоохранения в деле предоставления исчерпывающейтуристской информации медицинского характера всем заинтересованным лицам;
— заключение дву- и многосторонних государственныхдоговоров по медицинскому страхованию и оказанию медицинской помощи туристам;
— предоставление неотложной медицинской помощи всем безисключения туристам;
— в случае заболевания в острой форме или смертинезамедлительное извещение консульства и родственников;
— перевозка тела на родину или его захоронение;
— быстрое оформление требуемых документов.
Эти рекомендации исходят из основополагающих принциповупрощения туристских формальностей, сформулированных в Будапештской конвенции инашедших отражение в Гаагской декларации по туризму.
Туристские формальности, связанные с пересечениемгосударственных границ, являются неотъемлемой частью международного туризма ивыступают в качестве главной его особенности. Чем глубже различия денежныхсистем государств, чем больше препятствий на пути свободного передвижениялюдей, чем значительнее языковые барьеры, которые хотя и не относятся к туристскимформальностям, но, разделяя народы, оказывают заметное влияние на развитиетуристских контактов, тем существеннее отличие международного туризма отвнутреннего.
 
1.2 Международный туризм
 
Другая особенность международного туризма носитэкономический характер и раскрывается через влияние, какое международный туризмоказывает на платежный баланс. Поэтому приезд иностранныхтуристовполучил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттокомнациональной денежной единицы из страны их постоянного проживания.Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассивеплатежного баланса страны – поставщика туристов, а сам туризм именуетсяпассивным[1]. Деление на активный ипассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристскойдеятельности в платежном балансе, присуще только международному туризму и нераспространяется на внутренний туризм.
В международном туризме выделяют две его формы – въездной и выездной,которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же туристможет быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно взависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение. Различаютстрану происхождения туриста, которую он покидает, и страну назначения, куда онприбывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором – о въездномтуризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию вначале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой.
2.Туризм – глобальное социально-экономическое явлениесовременного мира
Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых иразвивающихся стран мира. Основу современного туристского рынка как вкачественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпускаработников.
В последнее время в туризме возрастает роль деловых поездок, а такжепутешествий лиц пенсионного возраста. Размер и степень влияния международноготуризма в мире можно оценить по следующим показателям.
В 1950 г. число международных туристов в мире было всего 25 млн. человек,в 2010 г. количество международных прибытий составило 698 млн. чел., апоступления от международного туризма достигли 478 млрд. долл., при этом около60% путешествующих – люди, проводящие свой отпуск. 2.1Экономические показатели мировой индустрии туризма
По данным ВТО, вклад туризма в мировую экономику (валовое производствоуслуг) оценивается в 3,5 трлн. долл. (данные 2008 г.), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Индустрия путешествий итуризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве странмира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн. человек(или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве). Путешествия итуризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казнугосударств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл.
Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма иобщими экономическими, техническими и социальными достижениями.
Растущий уровень жизни в развитых индустриальных странах мира ведет кросту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровнюпенсионного обеспечения, что также оказывает значительное влияние на развитиетуризма.
Спрос на путешествия и туризм определяется одновременнои рыночными механизмами (спросом на туристские, экскурсионные и другие услуги,предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, т.е.факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, нооказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристскуюдеятельность. Экзогенные факторы включают демографические и социальныеизменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортнойинфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.
К демографическим и социальным изменениям относятся:старение населения, более ранний выход на пенсию с достаточным пенсионнымобеспечением, возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающихженщин, семей с двумя работающими членами семьи, тенденция к более позднимбракам, рост числа бездетных семей, увеличивающийся срок оплачиваемого отпуска,лучшее понимание возможностей путешествия и забота об окружающей среде. Такимобразом, изменения, происходящие в демографической структуре и социальныхмоделях общества, приводят к тому, что все большее количество людей в миреимеют время, желание и финансовые возможности для путешествий.
2.2 Практика туристской деятельности
 
В практике туристской деятельности различаютстраны-поставщики туристов (направляющие страны) и страны, как правило,принимающие туристов. К первым могут быть отнесены: США, Германия, Англия,Бельгия, Дания и др. Ко вторым – Франция, США, Испания, Италия и др. СтатистикаВТО показывает, что за последнее время международные путешествия и доходы отних выросли во всех регионах мира. Наиболее посещаемой страной мира являетсяФранция, что подтверждается и последними данными ВТО.
Россия, обладая колоссальным туристским потенциалом,занимает скромное место на международном туристском рынке. На ее долюприходится незначительная часть мирового туристского потока. Динамика прибытийиностранных граждан в Россию и выезда граждан из России (по данным ГоскомстатаРоссии).
Основная доля туристского потока в Россию (около 70%)приходится на страны СНГ и Балтии. Материальная база туризма более чем на 80%нуждается в реконструкции. Ощущается острый дефицит квалифицированныхспециалистов. Такое положение объясняется неустойчивой экономической ситуациейв стране, снижением уровня жизни и резким усилением дифференциации доходовнаселения, а также криминогенной ситуацией в ряде регионов, не способствующейувеличению потока туристов. В 2009 г. в Российскую Федерацию приехало 21,17млн. иностранных граждан из более чем 200 стран. По сравнению с аналогичнымиданными за 2008 г. количество иностранных посетителей увеличилось на 2,7 млн.чел. (+14,5%).
Только из стран дальнего зарубежья прибыло 7,4 млн. чел.– на 381,4 тыс. (+5,4%) больше, чем в 2008 г. Количество прибывших граждан из стран СНГ увеличилось на 20% и составило 13,8 млн. чел.
Наибольшее число посетителей выбрали для поездкиавтомобильный транспорт – 40,3%, железнодорожный транспорт – 32%, авиационный −13,9%, морской и речной – 5%, пешком пересекли границу − 8,7%. Поотношению к предыдущему году на 5% сократились прибытия железнодорожнымтранспортом, на 2% увеличилось использование как автомобильного, так иавиационного транспорта. Что касается посещений граждан из стран дальнегозарубежья, то они в основном прибывают в Россию на автомобильном (54,1%) иавиатранспорте (19%). В 2009 г. общее число иностранных граждан, въехавших внашу страну, впервые превысило общее число выехавших за границу россиян на 2,8 млн.чел. Это произошло из-за увеличения числа частных поездок из стран СНГ вРоссию, а точнее, из-за усиления пограничной регистрации между Россией истранами СНГ.
3.Проблемы и перспективы включения России в мировой рыноктуристических услуг
Итак, Российская Федерация, несмотря на свой высокий потенциал, занимаетнезначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около3% мирового туристского потока. По оценкам специалистов ВТО, потенциальныевозможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристскойинфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако насегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми,туристскими и частными целями не соответствует ее потенциалу, составляя 22,5 млн.человек.
 
3.1Проблемы включения России в мировой туризм
 
В настоящее время развитие туризма в России сдерживается многимифакторами, среди которых следует выделить восемь основных.
1. Дефицит позитивной информации о стране, отсутствие рекламы России назарубежных рынках. В 1999 г. вследствие чеченской войны, террористических актовв Москве и других неблагоприятных факторов в ряде государств Россия попала всписок направлений, не рекомендованных для туристских поездок. В самом крупномвсемирном туристском путеводителе «World Travel Guide», который издается в Лондоне, Россия обозначена(единственная из всех 200 территорий) как страна, неблагоприятная для туризма.Негативная информация об общественно-политическом положении в ней не сходит состраниц зарубежной печати, формируя образ нашей страны как зоны повышенногориска. В самой же России до последнего времени не предпринимались согласованныедействия по созданию и поддержанию ее туристского имиджа. В то же времябольшинство государств мира, понимая важность и высокую доходность туризма,направляют солидные средства национальным туристским администрациям напродвижение туристского продукта. Лидирует по данному показателю Израиль –более 200 млн. долларов в год. Испания ежегодно выделяет около 150 млн.долларов, США и Китай – по 70 млн., Франция – 60 млн., Польша – 45 млн.Основные средства, предназначенные для продвижения туристского продуктазападных стран, идут на рекламу (в Испании – половина всей выделяемой напродвижение суммы, во Франции – 99%).
Результаты статистических исследований Всемирной туристской организациивыявили закономерность между увеличением расходов на рекламу и последующимипоступлениями от туризма (см. Приложение 1). Анализ выбранных шести странпоказывает, что в среднем увеличение правительственных расходов на рекламутолько на 1 доллар приносит в государственную казну 493 доллара от расходовиностранных туристов и около 74 долларов – от новых налоговых поступлений[2].
Очевидно, что и другие формы расходов на стимулирование туристскогопродукта – выставки, официальные визиты, туристские представительства – могутзначительно повлиять на формирование новых туристских потоков. Это подкрепленоинформацией Центра туристской статистики США, согласно которой 364 млн.долларов, потраченных американскими штатами на продвижение туризма в 2007 г., принесли доход в размере 397 млрд. долларов за счет туристских расходов[3].
В России, безусловно, следует возобновить практику некоммерческой рекламытуристских возможностей страны. В первую очередь необходимо издание базовогоинформационного буклета о России, затем рекламных буклетов о туристскихвозможностях основных регионов. Следующим этапом должно стать изданиерекламно-информационных каталогов по существующим специализированным турам(культурно-познавательным, экологическим, экстремальном, рыболовным иохотничьим, круизным), а параллельно – издание буклета малого формата «Основнаяинформация для туристов» (полезные сведения для иностранцев). Поддерживатьрекламную кампанию должны рекламные плакаты, туристские карты России и отдельныхрегионов, распространяемые не только на выставках, но и через заграничныепредставительства по туризму. Возрождение информационно-рекламных офисов зарубежом также остается одной из первоочередных задач в области развитиявъездного туризма. Одновременно необходимо создавать базу данных потенциальныхмассовых пользователей, туроператоров и турагентов, для которых следуетпроводить целевую адресную рассылку рекламной продукции. Следует такжевозобновить практику проведения ознакомительных поездок по туристским центрамРоссии для иностранных журналистов.
Кроме издания рекламно-информационной печатной продукции, необходимосоздание цикловых телевизионных и радиопрограмм на теле- и радиоканалах.
2. Неразвитость туристской инфраструктуры. Средний коэффициент износароссийской гостиничной базы – 69,4%. Учитывая это, можно полагать, что из 2,5тыс. гостиниц туристского класса в более или менее удовлетворительном состояниитолько 765, остальные нуждаются в реконструкции и ремонте. Лишь 22% российскихгостиниц соответствуют мировым стандартам, т.е. могут претендовать наразмещение иностранных туристов. При среднем количестве номеров в однойгостинице 250-300, гостиничный фонд России, пригодный для нормальногоразмещения туристов, может быть оценен в 42-50 тыс. номеров. В то же время, пооценкам экспертов, только Санкт-Петербургу необходимы 30 тыс. номеровтуристского класса. Суммарная же общероссийская потребность оценивается в 500-600тыс. номеров, или около 2 тыс. гостиниц. На их возведение требуется от 10 до 20млрд. долларов. Помимо гостиниц следует отметить нехватку крупных массовыхобъектов современной индустрии развлечения (аквапарков, тематических парков ит.д.). Остается актуальной также проблема плохих дорог, изношенноститранспортной базы и дефицита комфортабельных автобусов.
3. Отсутствие практики создания субъектами Российской Федерацииблагоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и инуютуристскую инфраструктуру.
4. Неблагоприятный для туристских посещений страны визовый режим. Завышеннаястоимость виз, длительные сроки их выдачи и иные консульские правила усложняютпосещение России иностранными туристами, часто принимающими решение о поездкена короткое время за несколько дней до намечаемой даты выезда.
5. Невысокий уровень сервиса, несоответствие цен на предлагаемые услугикачеству этих услуг (особенно в части условий размещения, питания и перевозок).Сервис, отвечающий международным стандартам, способны обеспечить лишьвысококлассные отели в Москве и Санкт-Петербурге. Однако их услуги чрезвычайнодороги, и воспользоваться ими может только шестая часть гостей столицы.Представители высшего класса занимают большой удельный вес среди посещающихРоссию туристов из Германии (43%), Нидерландов (41%), Великобритании (37%). Вто же время в общем туристском потоке почти всех стран преобладаютпредставители среднего класса: Германия – 45%, Великобритания – 51, Франция –32, Италия – 59, Нидерланды – 40%. Мнение иностранных туристов, предпочитающихкомфортабельные условия проживания и обслуживания, о российском туризме неспособствует формированию привлекательного облика страны. В каталоги зарубежныхтуристских фирм по России нередко включается предупреждение «не ждитепривычного для вас сервиса».
6. Несовершенство законодательной базы. Развитие международного туризма вРФ в последние 20 лет потребовало создания соответствующей нормативно-правовойбазы. В 1994-1998 гг. в указах Президента РФ поддержка туризма ставится в числоприоритетных задач государства. Приняты программы развития туризма в регионах исубъектах Федерации, в том числе «Концепция развития международного туризма вМоскве до 2015 года», а также «Концепция развития туризма в РоссийскойФедерации».
Однако, несмотря на наличие федерального закона и почти 40 законовсубъектов Российской Федерации, законодательство о туризме как отдельнаясовокупность правовых норм так и не сформировалось. Одной из главных причинэтого является отсутствие четкого разграничения компетенции РоссийскойФедерации и ее субъектов в области туризма. В настоящий момент некоторыерегиональные законы и правовые акты противоречат федеральному законодательствуили же, дублируя его, не вносят ничего нового в сферу правового регулирования.Федеральный же закон содержит статьи, противоречащие Гражданскому кодексу РФ изакону «О защите прав потребителей». Кроме того, предметом его регулированияявляется преимущественно туроператорская и турагентская деятельность, он нераспространяется на производителей услуг в сфере туризма (гостиницы,санаторно-курортные организации, перевозчиков, экскурсионные бюро и др.), атакже не определяет специфику отношений между всеми участниками туристскойдеятельности.
7. Проблемы в сфере торговли товарами и сувенирной продукцией длятуристов. В России отсутствует принятая в мире система торговли tax-free. На местах сувенирнаяторговля развита слабо, а в ряде регионов и местностей просто отсутствует.Недостаточно развита система оплаты товаров по кредитным картам.
8. Недостаток квалифицированных кадров, политическая и экономическаянестабильность, обострение криминальной обстановки и межнациональные конфликты,отсутствие реальных инвестиций, сложность получения виз и др. Пониманиенеобходимости развития туризма в России как одной из доходообразующих отраслейэкономики привело к тому, что начальные шаги в решении указанных проблем ужесделаны.
• Наблюдается ускорение темпов роста строительства туристских объектов,соответствующих уровню мировых стандартов, а также увеличение объема зарубежныхфинансовых инвестиций в сферу туризма.
• В 2009-2010 г. в некоторых администрациях на местах созданы ведомства,с различной степенью эффективности регулирующие деятельность в сфере туризма,начата организация информационных туристских центров, выделяются средства избюджета на продвижение туристского продукта региональных центров,активизируется участие России в национальных и зарубежных туристских выставках.
• Разработана федеральная программа «Развитие туризма в РоссийскойФедерации». Основная цель программы – создание в стране современноговысокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса,обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российскихи иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.
Совершенно очевидно, что для дальнейшего развития туристской отраслинеобходима целенаправленная государственная политика в области развитиятуризма, рассчитанная на выполнение следующих задач.
1. Создание организационно-правовых и экономических условий для ускоренияразвития въездного и внутреннего туризма путем:
– предоставления льготного режима налогообложения туристским компаниям,специализирующимся на организации внутреннего туризма на территории России;
– создания благоприятного инвестиционного климата для российских ииностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристскойинфраструктуры в России;
– упрощения визовых формальностей для туристов из стран, непредставляющих миграционной опасности[4].
2. Формирование современной маркетинговой стратегии продвижениятуристского продукта на внутреннем и международном рынках путем:
– разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному ивнутреннему туризму, в том числе создания цикловых теле- и радиопрограмм вРоссии и за рубежом, регулярной рекламно-информационной работы в периодическихсредствах массовой информации;
– издания буклетов, плакатов, карт и иной рекламно – информационнойпечатной продукции;
– организации и проведения международных туристских выставок, в том числесоздания единого российского национального стенда с привлечением к участиюрегиональных органов управления туризмом;
– восстановления института загранпредставительств по туризму за рубежом,выполняющего функции рекламно-информационных офисов;
– создания и поддержки официального Интернет-портала федерального органаисполнительной власти в сфере туризма;
– проведения ознакомительных поездок по туристским центрам России дляиностранных журналистов;
– организации Дней РФ в основных странах, направляющих туристов в Россию.
3. Формирование современной целостной нормативно-правовой базы.
4. Повышение качества обслуживания в сфере туризма путем:
– разработки и внедрения современной классификации гостиничных средствразмещения;
– создания современной системы подготовки, переподготовки и повышенияквалификации кадров. 3.2 Перспективывовлечения России в мировой туризм
Несмотря на множество проблем, сдерживающих развитие туризма в России, утуристского бизнеса в нашей стране большое будущее. В перспективе, несмотря натрудности, переживаемые Россией, специалисты Всемирной туристской организации иВсемирного совета по туризму и путешествиям прогнозируют рост ее доли на мировомтуристском рынке. Эксперты считают, что туризм в России в ближайшие 10 летпереживет бум инвестиций, выйдя в 2012-2014 гг. на второе место в мире по этомупоказателю. Уже в 2012 г. количество международных туристов, прибывающих вРоссию, удвоится. Прирост числа посетивших Россию иностранных туристов в 2014 г. составит 10%. Прогнозируется, что к 2020 г. число приезжих иностранцев достигнет 47,1 млн.При этом, согласно экспертным оценкам, емкость туристских ресурсов России можетсоставить 100 млн. человек в год при среднем времени пребывания 6 дней.
Естественно, в силу своего географического положения Россия не можетстать местом массового летнего пляжного отдыха, у нас остается много проблем стуристской инфраструктурой. Тем не менее, страна обладает тем, что в ближайшиедесять лет будет пользоваться наибольшим спросом у путешественников, – уникальнымиисторико-культурными достопримечательностями и природными ценностями, экстремальностьюи неповторимым своеобразием.
Территория России простирается с запада на восток на 10 000 км и почти на 3000 км от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразиеландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. У России есть курортына южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной дляпляжного отдыха, лечения и оздоровления. Крайний Север предоставляет шанснаблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры к северным народам, атакже участвовать в сафари на оленях по тундре.
Наличие гор открывает возможности для всех видов горного туризма(альпинизм, спелеотуризм, пешие походы, рафтинг по горным рекам, горнолыжныйтуризм, маунтинбайкинг, полеты на дельтаплане), а также курортного лечения вместах, где есть источники минеральных вод.
Полноводные, широкие и протяженные реки Волга, Енисей, Лена буквальносозданы для круизов, рыбной ловли, сплавов на плотах, катамаранах и лодках. Морясеверо-запада страны – одно из направлений круизного туризма. Многочисленныеозера чисты и живописны. Причем вода в них чиста не только внешне – в Карелии ина Байкале ее вполне можно пить.
Леса Центральной России, предгорий Кавказа, тайга Сибири и ДальнегоВостока полны зверей и птиц, что привлекает любителей охотничьих туров. ВРоссии достаточно мест с нетронутой, дикой природой, что создает идеальныеусловия для экологических туров. В отличие от многих европейских стран,путешествуя по просторам России, турист может за долгое время не встретить ниодного человека. В Сибири за несколько часов езды по шоссе, проложенному прямочерез тайгу, можно не встретить ни одной машины! Зато не исключено, что удастсяпару раз заметить среди деревьев бурого медведя. В Астраханской области вовремя трансферта к месту рыбной ловли в дельте Волги егерь покажет фламинго,пеликанов и других редких птиц. Конные походы по сказочному краю – ГорномуАлтаю – не оставят равнодушным никого из любителей природы.
В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги,древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки,генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру,разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие внутреннего туризма– делает современных россиян интересными друг другу. Великие князья, монархи иимператоры присоединяли и теряли земли и народы, путешественники заходили вседальше в глубь Севера, Сибири и Дальнего Востока и открывали новые просторы,реки, моря и океаны. Демократичные и авторитарные государи, сменяя друг друга,строили дворцы и усадьбы, создавали музеи, разрушали церкви и буддийские храмы,оставляли после себя мавзолеи, грандиозные высотные здания, мощнейшие ГЭС иодновременно лагеря для репрессированных, кукурузные поля, открываликосмическую эру, создавали уникальные образцы вооружения и восстанавливалихрамы. Все эти события сделали Россию такой, какой ее может увидеть каждый вэкскурсионном (культурно-познавательном) туре.
Заслуживает внимания и развитие круизного, приключенческого,экологического, культурно-познавательного, спортивного,лечебно-оздоровительного туризма. Учитывая огромную территорию России, нельзяупускать из виду трансграничный туризм. Эксперты разбили карту России натуристские зоны (районы), для каждой из которых выделили приоритетные типы инаправления туризма. Далее с помощью специальных экспертных методик и шкал ониоценили основные параметры района, характеризующие туристскую привлекательностьрайонов, а также факторы, влияющие на уровень сложности их посещения туристами;климатическую и экологическую ситуацию, развитие гостиничного бизнеса исостояние инфраструктуры, территориальный фактор (площадь территории ивзаимоотдаленность населенных пунктов), доступность района для массовоготуриста, наличие объектов культурно-исторического значения, курортных ирекреационных комплексов. В результате интегрирования всех параметров былполучен туристский потенциал района – условная величина, иллюстрирующая, вкакой степени, при условии вложения необходимых инвестиций, он может бытьвостребован туристами с учетом их комплексных потребностей в туристскихпродуктах различного типа. Такие потенциалы районов, а также сделанные на ихоснове оценки минимальных объемов средств, необходимых для инвестирования в тотили иной регион России, приведены в таблице[5] (Приложение 2).
Усредненный показатель туристского потенциала России – 55,8%, – весьмавысок. Это значит, что более половины ландшафтно-географических и климатическихресурсов страны могут быть использованы для развития самых различных туристскихнаправлений. Для сравнения: туристский потенциал Турции составляет 38,4%,Греции – 35, Италии – 49, Франции, Германии и Испании – чуть более 50%(естественно, что потенциалы отдельных районов и областей могут бытьзначительно выше)[6]. Следовательно, Россия –страна весьма перспективная с точки зрения комплексного туризма.
Наиболее же привлекательной для массового туризма и проведенияолимпийских игр в ближайшие 3-5 лет, при прочих равных условиях, по-прежнемуостанется южная курортная область, инвестиции в которую оцениваются в объеме,не меньшем 2,5 млрд. долларов. Так же высоким потенциалом обладают Центральная,Северная и Поволжская территории.
Выездной туристский рынок страны также обладает большим, но пока слабозадействованным потенциалом. По сравнению с другими странами российские гражданемалоактивны. Если в Германии, например, ежегодно свыше 75% жителей отправляютсяв путешествия, то в России этот показатель составляет всего 21%. Результатыобследования, проведенного в 2007 г., показали, что подавляющая часть россиян(60%) отдыхала, не выезжая из дома. Среди тех, кто все же предпринялпутешествие, особенно выделялись москвичи. В дальнее зарубежье жители Москвыездили чаще жителей Севера в 3 раза, Сибири и Дальнего Востока – в 6 раз, Юга страны – в 11 раз и во много раз чаще, чем население Поволжья и Урала. Однакосуществуют многие объективные факторы, обеспечивающие в России хорошиеперспективы для выездного туризма:
- урбанизация,
- высокий уровень образования,
- повышенный интерес россиян к жизни других стран и народов,
- большое количество свободного времени (по числу праздников иперенесению праздничных дат с целью продления каникул наша страна занимает одноиз первых мест в мире),
- изменение приоритетов в сторону духовных ценностей,
- улучшение материального благосостояния и др.
В целом указанные выше тенденции развития мирового туризма относятся и кРоссии. Например, переход от пассивного отдыха к активному или увеличениечастотности и снижение длительности поездок. Еще раз необходимо подчеркнуть,что в России есть большие возможности для развития таких перспективных видовтуризма, как приключенческий (в настоящее время для нужд туризмаприродно-материальные богатства используются лишь на 7-15%), круизный,космический и, конечно, культурно-познавательный.
Кроме того, особенность географического положения дает России двасущественных преимущества на рынке туристических услуг. Во-первых, Россияграничит с Европой, которая остается и будет оставаться в дальнейшем главнымпоставщиком туристов на рынке. Во-вторых, Россия расположена близко к странамАзии. В ближайшие 20 лет самыми высокими темпами туризм будет развиватьсяименно в этом регионе. В 2009 г. одной из ведущих стран по развитию въездноготуризма стал Китай, который вышел на уровень 36,8 млн. иностранных туристов вгод, что составило 5% мирового рынка. Места в первой десятке наиболеепопулярных стран мира достались также Японии и Корее. Все это дает России шансувеличить число приезжающих к нам иностранных туристов. 
Заключение
Из всего написанного выше можно сделать следующие выводы: на современномэтапе включения России в мировой рынок туризма формирование комплексатуристических услуг наиболее востребовано в сфере инсентив-туризма.Инсентив-туризм целиком и полностью строится на уникальных комплексахтуристических услуг, предложенных и доработанных в соответствии с требованиямиклиентов туроператором.
Наиболее популярными видами туризма в Российской Федерации к 2020 г. станут: приключенческий, экологический, культурно-познавательный, тематический (в томчисле посещение тематических парков), а также круизы. Соответственно,приоритетность этих направлений туризма скажется и на бизнес-туризме, особеннов секторе инсентив: уже сегодня многие российские компании предпочитаютотправлять своих лучших сотрудников среднего звена на приключенческие сафари и экстремальныепоездки в различные экзотические места земного шара. Соответственно, иинновационные туристические разработки необходимо вести в тех же направлениях.
Кроме того, ВТО прогнозирует, что время, которое люди будут выделять насвой отдых, будет сокращаться. Согласно исследованиям, путешественники XXI в.будут «богаты деньгами, но бедны временем». В результате они будут искатьтуристский продукт, включающий в себя максимум удовольствий в минимальныйотрезок времени. С учетом того, что бизнес-туризм уже сегодня ориентирован наоперативность и максимальную насыщенность событиями, а средняя длительностьпоездки составляет 3-5 дней, дальнейшее ускорение всех процессов потребует оттуроператоров еще большего насыщения туристического продукта событиями приусловии минимальных сроков.
По прогнозам в туризме будут процветать круизные путешествия, посколькулюди смогут посетить несколько мест за короткий срок. Станут популярнымиделовые поездки на выходные, а деловые поездки во многих компаниях будутсокращаться по времени. В ближайшие десять лет туризм останется крупнейшим источникомсоздания новых рабочих мест в европейских странах и в ряде стран другихрегионов.
Подвести итог хочется тем, что Россия сейчас находится на этапе поднятияиндустрии туризма, пусть пока не всё хорошо получается, но шаги ужепредпринимаются. Во многом стоит поучиться у западных коллег, перенять их опыт,складываемый десятилетиями, что-то Россия может привнести своего в этот бизнес,если планомерно будет работать в таких областях как: законодательная система иэкономическое стимулирование, инфраструктура и качество обслуживания, политикаценообразования и продвижение российского бренда за рубеж.
Можно все эти главные моменты объединить в такой «формуле»: отели – цена– продвижение продукта – организация приема здесь – событийность – адрессностьрекламной кампании за рубежом.
Списокиспользованной литературы
1.  АлександроваА.Ю. Международный туризм: учебник – М.: Аспект Пресс, 2008.
2.  ДолматовГ.М. Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы. −Р-н/Д.: Феликс, 2010.
3.  ЗдоровА.Б. Экономика туризма. − М.: Финансы и статистика, 2009.
4.  СапруноваВ.Б. Туризм: эволюция, маркетинг. – М.: Ось-89, 2008.
5.  СенинВ.С. Организация международного туризма: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Финансы и статистика, 2008.
6.  СоколоваМ.В. История туризма. – М.: Академия, 2009.
7.  ХаррисГ., Кац К.М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. − М.,2009.
8.  Экспертно-аналитическаягруппа ЭКСПАНС. Откуда нам взять 20 млрд. долларов? // Туризм: практика, проблемы,перспективы. − 2010. − №10.

Приложение 1
Таблица 1. − Воздействие рекламы напоступления от рынка
туристических услугСтрана Рост расходов на рекламу, % Рост поступлений от туризма, % США 6,3 11,7 Какала 23 38 Франция 156 164 Германия 24 106 Сингапур 28 213 Испания 83 126 Шри-Ланка 177 245


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поетика "Сказання про Сігурда"
Реферат Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования
Реферат Аналіз регуляторного впливу проекту рішення виконавчого комітету Чернігівської міської ради Про внесення змін до рішення виконавчого комітету Чернігівської міської ради від 29 грудня 2007 року №341
Реферат Підготовка фахівців у вищих навчальних закладах проблеми та шляхи оптимізації
Реферат Державне регулювання ринку цінних паперів
Реферат Сигнали та процеси в радіотехніці
Реферат Інформаційні системи Відкритого акціонерного товариства Сумбуд
Реферат Единство и дифференциация норм трудового права
Реферат Виды речевой деятельности
Реферат Фінансовий аудит в Україні.
Реферат Внешнеторговая политика государства
Реферат Искусство управления изменениями в бизнес-менеджменте
Реферат Сюжетно-композиционное своеобразие романа Булгакова "Мастер и Маргарита"
Реферат Нитраты как социально-экологическая проблема Классификация услуг общественного питания
Реферат П.И.Мельников-Печерский