Реферат по предмету "Психология"


Детский фольклор как средство разрешениея конфликтов

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени МаксимаТанка
Кафедрадошкольного воспитания
Курсоваяработа
по дисциплине«Детская психология» на тему:
«Детскийфольклор как средство разрешения конфликтов у детей»

Выполнила:студентка 3 курса 310 группы
заочногоотделения
факультетадошкольного образования
ХорольскаяАнна Викторовна
Руководитель:Шипицкая Светлана Сергеевна
Минск, 2007

Содержание
 
Содержание………………………………………………………………………2
Введение………………………………………………………….………………3
1.   Анализ психолого-педагогическойлитературы по проблеме…………….5
1.1.Психологический конфликт удошкольников и способы его разрешения………………………………………………………………………..-
1.2.Детский фольклор в детскойсубкультуре……………………….……16
1.3. Использование детского фольклорав разрешении конфликтов……19
2.   Изучение детского фольклора какспособа разрешения конфликтов у детей………………………………………………………………………….20
2.1.Изучение причин возникновения конфликтовпри несформированности игровой деятельности……………………………….-
2.2.Изучение детского фольклора…………………………………………..26
2.3. Интерпретация результатов……………………………………………28
Заключение…………..…………………………………………………………...29
Рекомендации……......…………………………………………………………...30
Литература……….………………………………………………………………31
Приложения……………………………………………………………………...32

Введение
Межличностные отношениядетей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляютцелостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Вопрос онеобходимости изучения этих отношений неоднократно поднимался различнымиисследователями, среди них: Коломинский Я.Л., Рояк А.А., Репина Т.А., МухинаВ.С., Аркин Е.К., Усова А.П., Аржанова А.И., Кульчицкая Е.И.        
Впоследнее время активно развиваются исследования проблем возникновения, теченияи разрешения межличностных конфликтов.  Во многих работах указывается, чтоличностные особенности, определяющие поведение человека в конфликтной ситуации,во многом зависят от его детского опыта. В связи с этим детские конфликтынередко становились объектом психологического изучения. Имеющиеся работыпосвящены, в основном, изучению непосредственно наблюдаемых поведенческихпроявлений. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно изучено субъективноевосприятие конфликтной ситуации ребенком. Поэтому исследование детскихпредставлений  о причинах конфликта, вариантах поведения в нем и возможныхпутях его разрешения является весьма актуальным.
Рассмотрение феноменадетских отношений, на фоне которых развёртывается конфликт, позволяет перейти кего описанию, анализу, а затем и поиску наиболее целесообразных путейразрешения. В нашей работе центральное место уделяется психологическомуконфликту и такому способу его разрешения как детский фольклор.
Анализаспектов детской культурной традиции показывает, что она имеет разнообразныефункции и удовлетворяет основные социально-психологические потребности детей,осваивающих правила межличностного общения. С точки и зрения психолога, многиетрадиционные формы детского поведения являются своеобразным психологическимтренингом навыков общения ребенка. Постепенно усложняющиеся задачи самопознанияи саморегуляции, осознания правил и норм взаимоотношений между людьми исотрудничества с другими он усваивает, активно проживая их в играх и шалостях,в ситуациях испытания храбрости и дразнении. И всегда ребенок может найти опоруи выход из положения, обратившись к детской традиции и фольклору, которые вбуквальном смысле слова обслуживают все важнейшие сферы жизни ребенка:отношение к самому себе, общение со сверстниками и миром взрослых, с природой итаинственным миром сверхъестественного.
Изучениедетской субкультуры — игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета испособов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях – дает возможностьнаиболее эффективно осуществлять целостный педагогический процесс.
Исходя изтемы исследования, мы поставили перед собой следующую цель: исследоватьдетский фольклор как средство разрешения конфликтных ситуаций.
Объектом исследования данной работы являетсядетский фольклор. Объект конкретизируется в предмете: взаимоотношения.
Исходя изизученной литературы и практической деятельности мы выдвигаем следующую гипотезу:использование детского фольклора может служить средством разрешения конфликтову детей.
Цель нашегоисследования конкретизируется задачами:
1)        дать анализпсихолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2)        выявить основныепричины возникновения конфликта;
3)        выявитьособенности использования детского фольклора при развитии конфликта.

1.        АНАЛИЗПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
 
1.1.Психологическийконфликт у дошкольников  и способы его разрешения.
Изучение отклонений вразвитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личностипредставляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт вотношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозыдля личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развитиядетской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса,когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологическиеосновы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себесамому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтныхотношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекцииприобретает первостепенное значение.
Одной из задач детскойпсихологии является изучение межличностных отношений, а также поиск эффективныхметодов и приемов подхода к ребёнку, позволяющих установить с ним двустороннийконтакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашейстране, так и за рубежом.
Психологи и педагоги (А.Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л.Н. Павлова, Я.Л. Коломинский) отмечают, что знание законов развитияэмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить своевзаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия ипознания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундаментпознавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайнприроды и величие человеческого духа.
По мнению ученых, раннийвозраст обладает особой благодатной  восприимчивостью.  У  ребенка  интенсивноформируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь,психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир идействовать по представлению. При всей очевидной важности отношений ребёнка сосверстниками существует явная недооценка роли последних в формировании личностиребёнка. Отношения  со взрослыми, в процессе общения с которыми дети усваиваютважнейший социально-психологический опыт, овладевают образцами поведения вколлективе, — необходимое условие становления и дальнейшего развития личностиребёнка.
Опасность заключается и втом, что появившиеся у ребенка отрицательные качества в связи с особенностьюдошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности могутобнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности,препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственномумироощущению. Необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений общения сосверстниками вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группелюбого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительноискажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный вовремени характер.
Дошкольныйпериод детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистскихкачеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качествне будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка можетстать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
Ж. Пиажеприписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не можетстроить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, чтообщество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от негоА.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи и педагоги считают,что первое детское общество образуется в детском саду. Но в дошкольномвозрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могутсоздаваться условия, когда влияние среды становится «патогенным» дляразвития личности, поскольку ущемляет ее.
Вот почемуранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений, неблагополучия,эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников приобретают столь огромноезначение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построенияполноценных детских отношений, а также препятствует осуществлениюиндивидуального подхода к формированию личности ребенка.
Дети приходятв детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднороднымипритязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. Врезультате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников исоздает отношение к себе.
В своюочередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самогоребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях — крайненеблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявлятьсянеоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Нонезависимо от специфики детское неблагополучие — очень серьезное явление, заним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками,вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.
Изменения вповедении ребенка — вторичные новообразования, далекие следствия первопричинконфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие негонегативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источникконфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, ипедагогическая коррекция оказывается уже неэффективной.
В центревнимания данной работы — внутренние конфликты, приводящие к психологическойизоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельностидошкольной группы.
Конфликтнаяситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенкаи сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеетсяпротиворечие: между требованиями сверстников и объективными возможностямиребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущимипотребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры).В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельностидошкольников, что способствует развитию психологического конфликта. Причинамиможет являться недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов сровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда,например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимымтоварищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником;отсутствие навыков общения. В результате таких взаимодействий могут возникнутьдва вида противоречий: рассогласование между требованиями сверстников иобъективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игрыребенка и сверстников.
Такимобразом, следует рассматривать два типа психологических конфликтов удошкольников, испытывающих трудности в общении со сверстниками: конфликт воперациях и конфликт в мотивах.
Необходимотакже четко обозначить понятие самого внутреннего психологического конфликта,так как в литературе понятия внутреннего и внешнего конфликтов четко неразграничены.
Внешниеочевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими приорганизации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликтывозникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило,не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений.Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самимидетьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешниеконфликты полезны, так как они представляют ребенку право на ответственность,на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестверегулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобныхконфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одноиз эффективных средств нравственного воспитания.
Внутреннийпсихологический конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровойдеятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего онвызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности,а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка, противоречиями междутребованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре илипротиворечиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия немогут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречийущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительноеэмоциональное самочувствие, он не может удовлетворить своих существенныхпотребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения,возникает психологическая изоляция от сверстников. Функция внутреннихконфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных,гармонических отношений и формирование личности.
Каждыйребенок занимает в группе сверстников определенное положение, котороевыражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности,которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственногоразвития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другимидетьми, внешности и т.д.
В дошкольномвозрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общениестановится ее частью и условием. С точки зрения Д.Б. Эльконина, «играсоциальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е.возникает из условий жизни ребенка в обществе''.
Особоезначение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарныхнравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесьскладываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которыесоставляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общатьсяв коллективе сверстников.
К проблемедетского неблагополучия, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрастеобращались многие отечественные и зарубежные исследователи. А.С. Залужный далклассификацию социального взаимодействия и взаимоотношений детей и указал насуществование трудностей в них. Детьми дошкольного возраста специальнозанимался В.Н. Мясищев, один из методологов исследований „трудного“детства. Подчеркивая, что личность формируется в коллективе, он утверждал, чтоее развитие и воспитание — вопрос организации взаимоотношений с коллективом.
Особеннояркую страницу в историю изучения проблемы вписал Л.С. Выготский. Он отмечал,что в одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности психики,так как человек дает на те или иные воздействия среды специфически свои, индивидуальныереакции. Специфические реакции на однотипные воздействия среды будут зависетьпрежде всего от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок.Воздействия среды, писал Л.С. Выгот-ский, сами меняются в зависимости от того,через какие ранее возникшие психические свойства ребенка они преломляются.
Интерес кисследованию вопросов детского неблагополучия находит отражение в работе А.И.Анжаровой. Наряду с вопросами дружбы и товарищества она изучала некоторыетрудности в отношениях детей, и в первую очередь явления детской замкнутости, воснове которой, по мнению А.И. Анжаровой, лежат глубокие нарушения процессаобщения. Предмет исследования Т.Н. Счастной — детская непопулярность.Необходимость ее коррекции автор связывает с важностью для развития ребенкапотребности в признании, которая в условиях непопулярности фрустрируется.
Прежде чемприступить к более детальному исследованию психологического конфликта удошкольников (нарушению отношений со сверстниками) необходимо рассмотреть общуюструктуру межличностных процессов, которую можно представить в виде схемы.Многие авторы (А.А. Бо-далев, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин) вструктуре межличностных процессов закономерно выделяют три составляющих ивзаимосвязанных компонента: поведенческий (праксический), эмоциональный(аффективный) и информационный, или когнитивный (гностический).
Если кповеденческому компоненту можно отнести и взаимодействие в совместнойдеятельности, и общение, и поведение члена группы, адресованное другому, а кгностическому — групповую перцепцию, способствующую осознанию субъектом качествдругого, то межличностные отношения будут аффективным, эмоциональнымкомпонентом структуры межличностных процессов.
В принятой внастоящей работе системе понятий при определении общения мы будем исходить изположения М.И. Лисиной о том, что общение — это всегда субъект-субъектныесвязи, а значит содержанием и неотъемлемой стороной общения и его продуктомвыступают взаимоотношения, именно общение обусловливает избирательность отношений.
Такимобразом, общение — это коммуникативная деятельность, процесс специфическогоконтактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только наэффективное решение задач совместной деятельности, но и на установлениеличностных отношений и познание другого человека.
Межличностныеотношения (взаимоотношения) — это многообразная и относительно устойчиваясистема избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей междучленами контактной группы. Несмотря на то, что межличностные отношенияактуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, самареальность их существования значительно шире. Выражаясь образно, межличностныеотношения можно уподобить айсбергу, у которого лишь надводная его частьпредстает в поведенческих аспектах личности, а другая, подводная часть,большая, чем надводная, остается скрытой.
Рассмотрениефеномена детских отношений, на фоне которых развертывается конфликт, позволяетперейти к его описанию и анализу. Межличностные отношения дошкольников оченьсложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются. Они не лежат наповерхности (подобно ролевым и деловым) и лишь частично проявляются в общении иповедении детей, требуя специальных методик для обнаружения. Рожденные,опосредованные игрой, межличностные отношения тем не менее могут существовать инезависимо от нее, как и от любой другой детской деятельности, в чемсущественно отличаются от ролевых и деловых, всецело „утопленных“ вигре. Вместе с тем они тесно переплетаются и, будучи очень эмоциональными удошкольников, нередко „врываются в игру“. Благодаря особойэмоциональной насыщенности межличностные отношения гораздо более других»привязаны" к самой личности ребенка и могут быть оченьизбирательными и устойчивыми. Относительно устойчивый деловой план отношений вигре может сосуществовать с глубоким конфликтом в межличностных отношенияхдетей, что свидетельствует о возможном несовпадении этих планов, необходимостиих дифференциации.
Иградошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, котороепорождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (илиделовые) и межличностные отношения.
Первые дватипа детских отношений в игре составляют ее внешний план, так как открыты длянепосредственного наблюдения. Они достаточно хорошо изучены и описаны вотечественной литературе и составляют важную главу в истории исследованиядетских отношений в игре.
Такимобразом, становится очевидной необходимость исследовать личность ребенка вгруппе, в той конкретной группе, в которую она включена на данном возрастномэтапе развития, в опосредованных деятельностью межличностных отношениях детей.Очевидной становится необходимость изучения этих отношений. Именно через этуплоскость отношений ребенок наиболее тесно соприкасается с миром переживаний,ибо без эмоционального «тепла» межличностных отношений, без чьей-либопривязанности в группе он не может быть эмоционально удовлетворен.
Данные,полученные в результате изучения работ различных авторов, свидетельствуют отом, что на первых этапах исследования детской группы основными симптомамидетского неблагополучия являются малая общительность ребенка или, наоборот,открыто конфликтующее со сверстниками поведение. Малая общительность — объективно существующее явление. У таких детей резко снижены основныехарактеристики общения по сравнению с остальными членами группы. Малаяобщительность в большинстве рассматриваемых различными авторами случаевсвидетельствует о наличии конфликтов между ребенком и сверстниками, о чемговорят суженность ее сферы, неучастие ребенка в стабильных игровыхобъединениях детей, отсутствие взаимных симпатий между детьми. Симптоммалообщительности, проявляемый внешне одинаково, — сложное явление.
Малообщительныедети занимают разное положение в сфере оценочных и избирательных отношений вгруппе. Проведенное А.А. Рояк исследование позволило разделить малообщительныхдетей на три подгруппы: 1) первоначально стремятся к общению, позже отходят отнего из-за недостаточно доброжелательного отношения сверстников; 2) первоначальностремятся к общению, но позже отходят от него, несмотря на доброжелательноеотношение сверстников; 3) с момента прихода в группу (имеется в виду средняягруппа д/с — от 4 до 5 лет) взаимно со сверстниками не стремятся к общению.Кроме малообщительных детей, внимание исследователей привлекли также открытоконфликтующие со сверстниками дети. В их отношениях со сверстниками такжеимеются серьезные осложнения. Как и в случае с малообщительными детьми, у всехоткрыто конфликтующих со сверстниками детей отношения в группе оказалисьосложненными.
Открытоконфликтующие со сверстниками дети были разделены на несколько групп: 1) дети,которые активно стремятся к контактам со сверстниками, но последние настойчивоне желают принимать их в игру; 2) дети, контакты которых с ровесниками,несмотря на обоюдное желание, нередко сопровождаются конфликтами.Неблагополучие детей внутри каждой из групп вызывается различнымипсихологическими причинами.
Так, малаяобщительность может вызываться отсутствием у ребенка достаточно развитыхигровых умений и навыков: сниженной подвижностью, тормозящей реализациюадекватных способов сотрудничества: невозможностью реализовать индивидуальные,не связанные с игрой потребности: несформированностью потребности в совместнойигре (в этих случаях сам ребенок уходит от совместных игр.).
Разными посодержанию причинами вызывается и неблагополучие детей, открыто конфликтующихсо сверстниками: недостаточное владение игровыми навыками, сочетаемое сотсутствием развитых способов положительного общения; неправильнаясформированность потребности в совместной игре, преобладание эгоистических,авторитарных тенденций.
Диагностированиепричин детского неблагополучия позволило обнаружить, что неблагополучиеотношений ребенка со сверстниками, его глубокий конфликт с ними порождаютсянедостаточной сформированностью ведущей деятельности ребенка. Исследователивыделяют недостаточную сформированность операций игры и искажения в ее мотивахв качестве главной причины внутренних психологических конфликтов у дошкольников.В соответствии с причинами были дифференцированы два типа таких конфликтов:конфликт при несформированности операциональной стороны игровой деятельности иконфликт при искажении мотивационной основы деятельности. Разобрав болееподробно возникновение и развитие двух этих типов психологического конфликта удошкольников, вникнув более глубоко в их суть, можно будет судить о том, какиеметодики можно более эффективно использовать для диагностики данного явления икакие игровые методы могут быть наиболее эффективно использованы с этой целью впедагогической психологии.
 
1.2.Детскийфольклор в детской субкультуре
Анализ детскойсубкультуры, имеет большое значение для развития сознания и личности ребенка,детского сообщества, группы сверстников.
Детская субкультура (отлат. sub под и cultura возделывание, воспитание, развитие) в широком значениивсе, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узкомсмысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и формобщения, осуществляемых в детских сообществах в той или инойконкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческойкультуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем онаобладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свойсобственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторыповедения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся взначительной степени независимо от взрослых.
Возникновение детскойсубкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловленополовозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокуюдревность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость)члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности,тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все болееавтономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым иритуальным действиям взрослых к игре как особой непродуктивной форме активности,благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, егоориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений (Д.Б. Эльконин).
Это тот мир, которыйдетское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза,его составляют:
·         детский фольклор(считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);
·         детский правовойкодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства иопекунское право в разновозрастных группах, право на использованиегрибного/ягодного места);
·         детский юмор(потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);
Творческая, пристрастнаяпереработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условиемавтономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детскойсубкультуры, таких, как различные жанры детского фольклора к ним.
По определению М.В.Осориной, «детский фольклор — одна из форм коллективного творчества детей,реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихсянепосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение врегулировании их игровой к коммуникативной деятельности» (Осорина, 1983.С. 41). Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальныйопыт многих детских поколений, предоставляет ребенку-дошкольнику или младшемушкольнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а вподростковом возрасте приобретение психологической независимости от взрослых иотстаивание своей позиции.
Содержание детской субкультурыможет меняться в зависимости от возрастных характеристик детей, например, еслидо 8 10 лет в детских сообществах наблюдаются преимущественно стихотворныежанры фольклора и правового быта [Детский поэтический фольклор.., 1997; Мирдетства и традиц.., 1996]. В 11 13 лет в общении между детьми используютсяпрозаические тексты демонстративного или юмористического содержания (Школьныйбыт и фольклор.., 1992). А в 14 17 лет это песни, пародии, анекдоты,«черный юмор» как особые средства приобретения социального статусасреди сверстников и удовлетворения потребности подростков в коммуникации, атакже в приобретении стиля поведения, моды. Передача всего богатства содержаниядетской субкультуры происходит непосредственно «из уст в уста» вусловиях неформального общения на игровых площадках, в летних лагерях,санаториях, больницах. Лишь к концу периода детства, наряду с устными,появляются письменные тексты песенники, девичьи альбомы, «гадалки»,сборники анекдотов.
Одна из важнейших чертдетской субкультуры наличие собственного языка общения между детьми,отличающегося особым синтаксическим и лексическим строем, образностью,зашифрованностью. Д.Б. Элъконин при изучении устной и письменной речи учащихсяобнаружил своеобразие не только лексических значений и грамматических форм, нои синтаксиса детского языка, например, при несовпадении грамматического ипсихологического подлежащего [Эльконин, 1998].
В своих словотворческихопытах ребенок фиксирует резервный потенциал родного языка, возможности егоразвития, не ведая об этом, вот почему К.И. Чуковский и Р. Якобсон называлидетей гениальными лингвистами.
Еще одна важная чертадетской субкультуры табуирование личных имен в детских сообществах и наделениесверстников прозвищами и кличками. Эта сторона проявления автономизации детскойгруппы, особенно характерная для подростковой и юношеской среды, к сожалению,до сих пор не стала предметом внимания исследователей. Между тем именнопрозвища представляют собой своеобразное проявление самого содержания детскойсубкультуры и богатый материал для уяснения механизмов функционирования детскихсообществ в онто- и социогенезе.
 
1.3. Использованиедетского фольклора в разрешении конфликтов
Длямежличностного общения в современном социуме характерны различные ситуации.Каждому взрослому человеку знакомо состояние неловкости, замешательства,ощущение собственной неполноценности, когда не знаешь, как утешить человека вгоре, что ответить на пренебрежительное или вызывающее обращение, каким образомотстоять свою правоту, чем развеселить приунывшую кампанию. Все эти проблемыобщие и для взрослых, и для детей. Дети различных возрастов должны уметь решатьих самостоятельно, поскольку взрослого может не оказаться рядом. Для этоготребуется не только понимать, что происходит, но и владеть определённойтехникой общения. Спецификой этой техники может стать детский фольклор какспособ разрешения конфликтов. Наблюдения показывают, что дети часто применяютфольклор в различных спорных ситуациях.
Разнообразиехарактеров, ситуаций, неясности отношений, в которых так трудно разобраться сходу, заставляют детей почувствовать важность правил не только для игры, но идля того, чтобы регулировать общение, особенно в затруднительных случаях. Вдетском фольклоре исследователи обнаружили своеобразный детский правовойкодекс, регулирующий формы поведения в сложных и конфликтных ситуациях. Этонормы, закрепленные в традиционных словесных формулах, имеющих для детейконкретную силу. Дразнилки против ябед, жадин, плакс — мощное средство, спомощью которого утверждаются нормы коллективной жизни детей и пресекаетсянежелательное для группы поведение. Действенность этого средства достаточновысока, поскольку является продуктом общения детей.
               К 3-м годам, моменту прихода ребенка в детский сад, только начинаетразвиваться ведущая деятельность дошкольников — игра. Она еще очень примитивнапо содержанию, так же, как и первые социальные отношения, складывающиеся внутринее. В более старшем возрасте полученный опыт систематизируется иконкретизируется, а, следовательно, усложняются и игры. Также обогащаетсясловарный запас ребёнка и происходит собственно знакомство с детскимфольклором. Теперь уже всё чаще можно наблюдать, как дети поступают в спорныхситуациях и как решают их с помощью фольклора. А инструментом мирного выхода изспорной ситуации стали различные считалки, стишки, дразнилки и т.д. Такойспособ решения — освященная традицией детская культурная норма. В четыре — пятьлет ее перенимают достаточно поверхностно от старших детей. Через год-два ребенокначинает осознавать ее глубинный смысл и с пафосом утверждает, справедливостьжребия, тщательно следя за соблюдением случайности выбора. Например, удлиняютсятексты считалок, чтобы невозможно было заранее угадать, на кого попадетпоследнее слово.
Тут особенноценно, что это не навязанные взрослым «правила справедливости»,которые нарушаются, как только дети остаются одни, а норма поведения, нерушимыйзакон, существующий в самом детском сообществе, помогающий находить мирный,«культурный» выход из затруднительных ситуаций, типичных длясоциальной жизни младших детей. Передаваемые от поколения к поколению детейфольклорные тексты считалок служат средством воплощения этого закона в жизнь.

ИЗУЧЕНИЕДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА КАК СПОСОБА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ДЕТЕЙ
 
2.1.Изучениепричин возникновения конфликтов при несформированности игровой деятельности
 
Протоколнаблюдений за игровой деятельностью детей №  1
Дата23.09.06
Время  12.03. – 12.12.
Цель: выявить причины возникновенияконфликтов и способы их разрешения. 
Ходнаблюдения.
Наблюдениевелось за игрой детей в группе «Фантазёры». Несколько девочек (Лиза Т., ДашаН., Катя В., Геля К.) решили играть в прятки и  спорят, кто будет водить.
— Ну, мыпрячемся, а ты водишь!
— Почему этоя? Ты предложила в прятки — сама и води!
— Многохочешь! Я вчера уже водила и больше не собираюсь.
— И я несобираюсь! Я тогда вообще уйду!
Включаетсядевочка постарше:
— Ну, хватитвам, так и поиграть не успеем. Становитесь, давайте посчитаемся.
Все деловитовстают кружком:
— Шла машинатемным лесом за каким-то интересом. Инти-инти-интерес, выходи на букву эс!
Порезультатам считалки ведущей должна быть Геля К. Она легко соглашается.Конфликт исчерпан.
Протоколнаблюдений за игровой деятельностью детей №  2
Дата12.10.06.
Время  16.10.-16.33
Цель: выявить причины возникновенияконфликтов и способы их разрешения. 
Ходнаблюдения.
Наблюдение велось заигрой детей в группе «Фантазёры». Несколько детей (Аня Ш., Тима Ф., Лиза Т.,Дима К, Юля К.) стали играть в игру «догонялки». Догоняющим назначили Диму К.,он всё время бегал только за Аней Ш., поэтому Тима Ф. несколько раз прокричал:«За одним не гонка – человек не пятитонка». После этого Дима К. стал догонять идругих играющих.
Протоколнаблюдений за игровой деятельностью детей №  3
Дата17.10.
Время  15.59.-16.16.
Цель: выявить причины возникновенияконфликтов и способы их разрешения. 
Ходнаблюдения.
Наблюдение велось заигрой детей в группе «Фантазёры». Двое девочек, Катя В. и Маша Б., играют всюжетно-ролевой зоне «парикмахерская». Обоим хочется воспользоваться феном ивозникает спор, но потом они видят второй фен и решают играть вместе ипомириться. Примирение происходит следующим образом: дают друг другу руки и,покачивая ими, говорят: " Мирись, мирись, мирись, и больше не дерись, а еслибудешь драться, то я буду кусаться!" После этого рукопожатие разбиваетсяребром левой ладони.  
Протоколнаблюдений за игровой деятельностью детей №  4
Дата23.11.06
Время  12.03. – 12.12.
Цель: выявить причины возникновенияконфликтов и способы их разрешения. 
Ходнаблюдения.
Наблюдениевелось за игрой детей в группе «Фантазёры». Несколько детей (Вова Г., Катя В.,Геля К., Стас С., Лиза Т.) решили играть в магазин и  спорят, кто будетпродавцом.  Вова предлагает посчитаться, и дети соглашаются. Все становятся вкруг и Вова говорит: «Аты-баты, шли солдаты, аты-баты — на базар, аты-батыденег дали и купили самовар».
Протоколнаблюдений за игровой деятельностью детей №  5
Дата23.10.
Время  10.25.-10.34.
Цель: выявить причины возникновенияконфликтов и способы их разрешения. 
Ходнаблюдения.
Наблюдение велось заигрой детей в группе «Фантазёры». Двое мальчиков Марк С. и Вова Г. Играют внастольно-печатную игру «Умные краски». У Вовы Г. не получается выполнитьзадание и Марк С. нагло обзывает его: «Дурак, дурак!». Вовасобирается толкнуть Марка но передумывает и отвечает: «Я дурак, а ты дурнее,значит, я тебя умнее!»
Протоколнаблюдений за игровой деятельностью детей №  6
Дата27.10.
Время  16.25.-16.55.
Цель: выявить причины возникновенияконфликтов и способы их разрешения. 
Ходнаблюдения.
Наблюдение велось заигрой детей в группе «Фантазёры». Мальчик Дима П. пожаловался воспитателю, чтоЮля К. забирает у него конструктор. Юля резко метнулась к Диме, но, увидевстрогий взгляд воспитателя, остановилась на полпути и громко сказала: «Ябедакарябеда, солёный огурец. По полу валяешься, никто тебя не ест!».
Протоколнаблюдений за игровой деятельностью детей №  7
Дата23.11.06
Время  12.03. – 12.12.
Цель: выявить причины возникновенияконфликтов и способы их разрешения. 
Ходнаблюдения.
Наблюдениевелось за игрой детей в группе «Фантазёры». Несколько детей (Стас С., Лиза Т.,Марк С., Даша Н., Катя В., Геля К.) решили играть в автобус и  спорят, ктобудет водителем. Даша предлагает посчитаться, и дети соглашаются. Всестановятся в круг и Даша говорит: «Вышел месяц из тумана, вынял ножик изкармана. Буду резать, буду бить – всё равно тебе водить».
Протоколнаблюдений за игровой деятельностью детей №  8
Дата28.11.06
Время  16.03. – 16.12.
Цель: выявить причины возникновенияконфликтов и способы их разрешения. 
Ходнаблюдения.
Наблюдение велось заигрой детей в группе «Фантазёры». Диана З. принесла в сад игрушечную гитару. Накакое-то время она оставила гитару на подоконнике и отвлеклась. В это времягитару увидел Ваня Т., он взял её. Диана увидела это и стала отбирать своюгитару. Ваня не стал драться и только сказал: «Жадина-говядина, солёный огурец.По полу валяешься никто тебя не ест!».
Протоколнаблюдений за игровой деятельностью детей №  9
Дата11.12.06
Время  10.03. – 10.17.
Цель: выявить причины возникновенияконфликтов и способы их разрешения. 
Ходнаблюдения.
Наблюдение велось заигрой детей в группе «Фантазёры». Девочки Катя В., Ксюша Д., Лера А., играют впесочнице. К ним подходит Соня Е. и просит о разрешении присоединиться к игре,девочки отказывают в резкой форме. Соня начинает плакать и девочки уже готовыпригласить её, но Лера быстро говорит: «Плакса-вакса, гуталин. На носу горячийблин. Иди от нас». Соня уходит.
Протоколнаблюдений за игровой деятельностью детей №  10
Дата11.12.06
Время  10.03. – 10.17.
Цель: выявить причины возникновенияконфликтов и способы их разрешения. 
Ходнаблюдения.
Наблюдениевелось за игрой детей в группе «Фантазёры». Мальчики играли с конструктором«Лего». Подошёл Дима К., разрушил построенный замок и убежал. Данила А. хотелдогнать, но передумал, громко сказал  «Вышел зайчик из ворот, стало всенаоборот!» и начал восстанавливать разрушенную постройку.
 

2.2.Изучениедетского фольклора
 
ОПРОСНИК.
В опросе участвовали детидошкольного возраста. С целью изучения детского фольклора, я узнавала у детей, какиеэлементы детской субкультуры (стихи, дразнилки, анекдоты, потешки,  считалки)они знают.
Вова Г.:
ü  Аты-баты, шлисолдаты, аты-баты — на базар, аты-баты денег дали и купили самовар.
ü  На златом крыльцесидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты есть такой?
ü  Я дурак, а тыдурнее, значит, я тебя умнее!
Катя В.
ü  Жадина-говядина,соленый огурец, по полу валяется, никто его не ест.
ü  Плакса-вакса-гуталин,на носу горячий блин!
Маша Б.
ü  Мирись, мирись,мирись, и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться!
ü  Кошка здохла,хвост облез – кто промолвит тот и съест.
Стас С.
ü  Тай, тай,налетай, кто в догонялки играй? А потом не примем – за уши поднимем. Уши будуткрасные, до чего прекрасные.
Бомба разрывается, играначинается!
ü  Шла машина темнымлесом за каким-то интересом. Инти-инти-интерес, выходи на букву эс!
ü  Вышел месяц изтумана, вынял ножик из кармана. Буду резать, буду бить – всё равно тебе водить.
Лера А
ü  Плакса-вакса,гуталин. На носу горячий блин.
Тима Ф            
ü  За одним не гонка– человек не пятитонка.
ü  Вышел месяц изтумана, вынял ножик из кармана. Буду резать, буду бить – всё равно тебе водить.
Данила А.
ü   Вышел зайчик из ворот, стало всенаоборот!
2.3.Интерпретациярезультатов.
 
Таким образом,исследования показали, что наиболее частыми являются конфликты по поводураспределения ролей и из-за игрушек. Как видно из диаграммы 1 (см. приложение1) наименьшее число конфликтов возникает по поводу участников игры иправильности и игровых действий.
Опрос детей на предметзнания различных элементов детской субкультуры показал знание детьми большогоколичества материала, который передаётся из поколения в поколение.
Исходя их вышеописанныхисследований можно заключить, что детский фольклор активно используется вразрешении конфликтов, возникших в результате несформированности игровыхдействий.

Заключение
В ходе даннойработы производилось исследование детского фольклора как средство разрешенияконфликтных ситуаций. Изучение детской субкультуры — игр и любимых развлечений,шуток, шалостей, этикета и способов разрешения детьми конфликтов в различныхситуациях – дает возможность наиболее эффективно осуществлять целостныйпедагогический процесс Данное исследование является актуальным, так как даетрекомендации по конкретному использованию возможностей детской субкультуры вразрешении конфликтов.
 В результатебыл дан анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, выявленыосновные причины возникновения конфликта, заключающиеся в несформированностиигровой деятельности. Проанализированы особенности использования детскогофольклора при развитии конфликта.

Рекомендации
В итоге данной работы мырекомендуем педагогам не препятствовать использованию детского фольклора вразрешении конфликтов, а так же развивать этот способ как наиболеецелесообразный и сообразный возрасту ребёнка и социальным особенностям детскогоколлектива.
Педагогам такжерекомендуется изучать детскую субкультуру для наиболее успешной реализациицелей и задач воспитания.
          Литература
Рояк А. А. Психологический конфликт иособенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.
Осорина, М. В. Секретный мир детей впространстве мира взрослых.СПб.: Речь, 2004.
Эльконин Д. Б. Психология игры. М.,1978.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т.3. М., 1983.
Деятельность и взаимоотношениядошкольников / Под ред. Т. А.  Репиной.  М., 1987.
Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблемаконфликта в западной социальной психологии // Психол. жури. 1980. Т. 1. № 6. С.119—133.
Донченко Е. А., Титаренко Т. М.Личность: конфликт, гармония. Киев, 1987.
 Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П.Становление социально-психологической структуры совместной деятельности вонтогенезе // Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М., 1988.
Конфликты в школьном возрасте: путиих преодоления и предупреждения. М., 1986.
Петровская Л. А. О понятийной схемесоциально-психологического анализа конфликта // Теоретические иметодологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 126—143.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.;Л., 1932.
Егорова  М.С. и др. Из жизни людейдошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире: — СПб.: Алтейя, 2001
Лисина М.И. Развитие общениядошкольников со сверстниками. – М., 1989
Особенности психического развитиядетей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.:Педагогика, 1988
Коломинский Я.Л. Психология детскогоколлектива: Система личностных взаимоотношений. – Мн.: Нар. Асвета, 1984
ПРИЛОЖЕНИЕ 1Причины конфликтов «разрушение игры» «распределение ролей» «из-за игрушек» «правильность игровых действий» «состав участников игры» 1 2 3 4 5 % 20 30 30 10 10
Тблица 1. Причинывозникновения конфликтов между детьми в игре (%)
 
/>
          Диограмма 1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Международный туризм Юго-восточная Азия
Реферат Права и свободы граждан закрепленные в Конституции Российской Федерации
Реферат Оцінка конкурентоспроможності продукції фірми "INDESIT" відносно аналогічної продукції фірми "Atlant" та потреб споживачів
Реферат Принципы построения управленческих информационных систем
Реферат Порядок уплаты и взыскания алиментов
Реферат понятия и виды республик
Реферат Построение, разработка версий, планирование расследований.
Реферат Поняття, походження і розвиток держави і права
Реферат Понятия и принципы гражданства в Российской Федерации
Реферат Порядок назначения на должность судьи и председателя суда
Реферат Понятия и виды прав на чужие вещи. Установление, защита и прекращение сервитутов
Реферат Права женщин и их статус
Реферат Поражающие факторы ядерного взрыва на человека
Реферат Why Does Macduff Kill Macbeth Essay Research
Реферат Компоненты лекторского мастерства