Проблемы иперспективы развития гостиничного рынка Украины
Сектор гостиничных услуг остается на сегодняшний деньодним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Украины. Ненасыщенныерынки гостиничных услуг разного уровня представляют собой прекраснуювозможность для отельных операторов уверенно войти на украинский рынок ипроводить политику расширения своего влияния в отрасли. От того, наскольковерный анализ рыночной ситуации проведутпредставители гостиничного бизнеса, будет зависеть в будущем состав участниковукраинского рынка «индустрии гостеприимства».
В настоящее время, по данным Госадминистрации туризмаУкраины, на индустрию гостеприимства в нашей стране работают 1300 отелей различнойзвездности (в Киеве — более 100). Однако по сравнению с Россией и странамиВосточной Европы сегмент пятизвездочных отелей у нас — незначительный. Хотя загоды независимости в Киеве открыли первую очередь «Премьер-Паласа» по бульваруТ. Шевченко (вторая очередь в бывшем здании отеля «Украина» стоимостью 30 млн.долл. будет готова к эксплуатации осенью 2009 года), в Одессе — 19-этажнуюгостиницу «Одесса Кемпински» возле Морского вокзала на 158 номеров стоимостью28 млн. долл., в Донецке — «Донбасс Палас» на 129 номеров стоимостью 24 млн.долл. и фешенебельный развлекательно-гостиничный комплекс «Виктория» на 38номеров, в Днепропетровске «Гранд-отель». В 2005 году должна завершитьсяреконструкция гостиницы «Красная» в Одессе, которую планируют подтянуть до пятизвезд. Возможно, статус пятизвездочного может приобрести и гостиница«Лондонская» в Одессе, модернизацией которой занимается концерн «Оверлайн» [3.С. 101].
Сейчас в центре столицы трудно изыскать свободныеплощадки под строительство отелей. Территории, ранее зарезервированные для этихцелей под силовым давлением сверху переданы строительным структурам, возводящимна них доходные бизнес-центры (срок окупаемости инвестиций до трех лет) иэлитное жилье. Украинские инвесторы, наладив контакты в верхах, легкодобиваются передачи так называемых «киевских пустырей» в центральной частигорода в свое оперативное распоряжение. Процесс «тихого ухода» незанятыхплощадок на сторону остановить практически невозможно. И Киев остаетсябеззащитным перед «денежными монстрами» (в первую очередь, сильнымирегиональными промышленно-финансовыми группами), действующими по своемуусмотрению и, понятно, исходя из собственных финансовых интересов.
Около 13% гостиниц столицы Украины расположены вцентре и прилегающих к нему районах («Днепр», «Крещатик», «Премьер-Палас»,«Украина», «Санкт-Петербург», «Козацкий», «Киев», «Национальный», «Салют»,«Русь», «Президент-отель «Киевский», «Спорт»), тогда как в Москве их насчитывается39%, в городах Западной Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии — около50%. Через десять лет площадки под сооружение современных отельных иразвлекательных комплексов придется искать далеко за пределами центральнойчасти города. В слуечае, если киевская мэрия предложит Hyatt или Sheraton (заMarriot якобы закреплена площадка в центре Киева), чьи респектабельные западныеклиенты (в первую очередь, бизнесмены и финансисты) предпочитают поселятьсяименно в центре города, разместить свои комплексы на Борщаговке, Троещине иСоломенке — в районах, не связанных с Крещатиком даже линией метрополитена.
К проблемным моментам в функционировании рынкагостиничных услуг Украины следует отнести:
1. Тенденциязаполнения отечественных рыночных ниш иностранными операторами. Для тогочтобы ответить на вопрос будет ли эта тенденцияподтверждаться в дальнейшем и существует ли возможность развития национальныхотельных операторов в Украине, необходимо провести тщательный анализ возможныхвариантов рыночных действий и ситуаций, которые могут привести к развитиюнациональных гостиничных сетей.
2. На современном этапе экономического развития вУкраине существует только один национальный отельный оператор -Premiere-Hotels, в составкоторого входят шесть гостиниц – своего рода монополист в гостиничном сектореэкономики Украины. Он создавался в разрез с общепринятыми стратегиями, поскольку представляет собойобъединение совершенно разных по концепции и набору услуг гостиниц в крупныхделовых и туристических центрах Украины. За счет специфики каждого отдельногоотеля, сети не приходиться решать проблемы, связанные с унифицированностьюпродукта. Такое своеобразное объединение позволяет удвоить конкурентноепреимущество, связанное с позиционированием на рынке и узнаваемостью бренда,также, все гостиницы пользуются преимуществамиединой системы бронирования. Трудно обозначить Premiere-Hotels как полноценного отельного оператора,ведь гостиницы сети позиционируются в разных сегментах и под разными торговымимарками.
3. Украинский рынок гостиничных услуг сегодня близитсяк насыщению в секторе пяти- и четырехзвездочных отелей.
4. Образование объединения вышеуказанного типа объясняется постепенным насыщением рынка гостиницвысшего класса и приходом титулованных иностранных операторов, чтосоздало условия, в которых отдельные предприятия вынуждены сотрудничать ивырабатывать единую бизнес-стратегию [7. С. 103].
5. Сектор гостиницуровня трех звезд и ниже остается в Украине незаполненным и представленв основном предприятиями с крайне низким уровнем обслуживания и небольшимнабором услуг.
6. На сегодняшний день активизации предпринимательскойдеятельности в гостиничном секторе Украины почти что не наблюдается, промедлениенациональных компаний может привести к наполнению рынка иностраннымиоператорами. В свою очередь, западный инвестор не желает выходить нагостиничное поле Украины без активного присутствия там украинских компаний.
7. Из-за специфики конкретных рынков невозможно датьоднозначную оценку конъюнктуре в отрасли — необходимо детализировать ситуацию вотдельных секторах гостиничных услуг.
8. Проблема эффективного менеджмента не нова длянациональных гостиниц – переход от административных методов управления к рыночнымоказался нелегким и зачастую менеджмент, призванный обеспечивать качествообслуживания, занимается развитием. Этот недостаток присущ не толькоменеджменту, но касается и учредителей (владельцев) отелей.
9. Непростыми для национальных гостиничных компанийостаются вопросы, связанные с взаимодействием с государственными структурами. Вразряд «опасных» вопросов можно отнести:
¾ процессрегистрации гостиничного объекта;
¾ отвод земельногоучастка под строительство;
¾ прохождениеобязательных процедур в ведомствах пожарной охраны и санэпидемиологическогоконтроля;
¾ получениенеобходимых разрешений и сертификатов.
10. Вопрос стандартизации услугтакже является проблематичным вследствие несоответствия украинской и европейской системстандартизации предоставления гостиничных услуг. По предварительным оценкам, 80% туристической инфраструктуры,включая и отели, требуют ремонта и переоборудования.
Такого рода неоднозначные ситуации усложняют изамедляют деятельность предприятия гостиничной сферы, однако именно здесьнациональный отельный оператор может реализовать преимущество осведомленности оподобных вопросах и знания особенностей национального законодательства.
Что касается перспективных направлений итенденций развития рынка гостиничных услуг в Украине, то постепенная эволюцияявляется более закономерным вариантом развития и представляет собой расширениесвоего влияния на рынке уже существующей компании. Примером тенденцийукрупнения национальных компаний на рынке гостиничных услуг может служить заявлениео выходе на рынки Киева и Ялты оператора, в активе которого уже находиться пятизвездочная донецкая гостиница«Донбасс Палас».
Перспективные моменты:
1. Впервые в истории украинскогогостиничного бизнеса гостиница «Донбасс Палас» вошла в ассоциацию Leading-Hotels of the world. В ноябре 2005года гостиница одержала победу в самом престижном конкурсе туристическогобизнеса – World Trevel Awards — и былапризнана Ведущим Отелем Украины. «Донбасс Палас» была признана Ведущим ОтелемУкраины и Ведущим БизнесОтелем Украины также и в 2008 году. Сегодня компания рассматривает возможность строительства пятизвездочных гостиницв крупных городах Украины под брендом «ДП» («Донбасс Палас»). Крометого, не исключена возможность расширения сети «Донбасс Палас» за пределамиУкраины.
2. Необходимо отметить, что именно сектор отелей«де-люкс» задает и определяет высокую динамику отрасли в Украине. Такоеповышенное внимание отельного бизнеса к высшей категории отелей объясняетсятем, что в наследство от предшествующего уклада Украине не досталось ни однойгостиницы, которая могла бы претендовать на пятерку по системе звезд,применяемой в европейских странах, а спрос на услуги экстра-класса возрасталвследствие процессов перераспределения капитала в стране и резкого увеличенияколичества иностранных туристов [1. С. 99].
Наиболее прибыльный сегодня рынок гостиницэкстра-класса приближается к насыщению, уже в ближайшее время в поле интересовмногих операторов появится рынок средних и малых гостиниц с умеренным наборомпредоставляемых услуг.
3. Наиболее адекватной стратегией укрупнения на рынкегостиничных услуг является появление отелей с уровнями 2-3 звезд. Целевойсегмент предприятий этого сектора – представители внутреннего туризма (отдыхающиеи пребывающие в другом городе по деловым вопросам). В условиях отсутствияконкуренции представители этого сегмента гостиничной отрасли предпочитаютнедооценивать потребность своих клиентов в высокомуровне обслуживания.
4. Создание единой сети гостиницс универсальным набором услуги высоким уровнем обслуживания посредством покупки и реконструкциисуществующего гостиничного фонда малой и средней категорий может принестикомпании не только статус национального оператора, но и преимущества связанныес доминированием на рынке.
5. Региональные рынки гостиничных услуг в Украине ненасыщенны,и характеризуются несколько инымипоказателями спроса. Отели высшей категории востребованы в крупных городахи курортных центрах. В большинстве городов потребители отдают предпочтениягостиницам среднего уровня, что во многом определяется дифференциацией доходовв регионах.
6. По мнению аналитиков, через три—пять летиностранные компании и международные отельные операторы предложат свои услугипо строительству гостиниц разной звездности в крупнейших городах и курортныхзонах Украины. По предварительным расчетам экспертов, при условии, чтоэкономика Украины будет развиваться стабильно — на уровне 5—7% в год, финансовыеинъекции в отельное хозяйство страны могут составить сотни миллионов долларов.
7. По расчетам экспертов Radisson SAS в ближайшеевремя Украине потребуется 40 отелей различной звездности, из них высококлассных— 10—11 (четыре-пять — в Киеве, четыре — в Крыму и два — в Днепропетровске).Предпочтительнее, считают эксперты, сосредоточить усилия на реконструкции ужепостроенных и действующих гостиниц, повышении их звездности. Тем более что«тихая модернизация» «Славутича», «Туриста» и «Братиславы» на левом берегуДнепра идет за счет средств, накопленных самими же гостиницами. Рост доходовгостиничных предприятий обусловило повышение средней заполняемости киевскихотелей с 47% в 2001 году до 60% в 2007 году (по этому параметру Киев уже достигпочти европейского уровня). Ускорился процесс модернизации номеров — превращениеих в апартаменты европейского типа. По такому пути пошла гостиница«Братислава», руководству которой сегодня приходится исправлять ошибкипроектантов советского периода, запрограммировавших малопривлекательный объектдля дальнейшего инвестирования. На повышение заполняемости киевских гостиниц(как на правом, так и левом берегах Днепра) и увеличение их доходности положительноповлияло открытие двух международных выставочных центров на Броварском проспектеи по ул. Салютной [5. С. 101].
8. Австрийская компания «Warimpex A.G.» итранснациональная гостиничная корпорация «Six continents» готовыинвестировать в развитие гостиничного бизнеса в Украине 35 млн. долл. [8. С.103]. Правительство Украины также заинтересовано в более широком привлечениипрямых иностранных инвестиций в развитие гостиничного бизнеса. Правительствоготово внести соответствующие изменения в законодательство Украины с цельюулучшения правового поля в сфере гостиничного бизнеса и туризма. Правительство Украины ратует застроительство придорожных гостиниц и сети малых отелей (мини-отелей), которыемогли бы обеспечить комфорт и тишину своим клиентам. В 2009—2012 гг.планируется открыть 20—30 гостиниц (на 25 — 30 номеров) стоимостью от 0,5 до 1млн. долл.
9. Крым в ближайшее время должен обогатиться 30 — 40 новыми гостиницами,имеющими не менее трех звезд. Хотя в Министерстве туризма и курортов автономиисчитают, что сегодня главной проблемой является не расширение гостиничной исанаторно-оздоровительной базы, а увеличение курортного сезона. Многие крымскиездравницы работают не более шести месяцев в году. Около 642оздоровительно-туристических заведения могут принять одновременно 150 тысячотдыхающих. В настоящее время инвестиционных предложений по строительствуотелей и других объектов туринфраструктуры в Крыму поступает предостаточно, восновном из стран ближнего зарубежья. Очередь инвесторов дальнего зарубежьянаступит через два—три года, т.е. в 2008—2011 гг., когда перспективы отельногобизнеса на полуострове станут более осязаемыми. Гостиница «Ялта» началаплановую реконструкцию, рассчитанную на несколько лет. Она останетсятрехзвездочным отелем [4.С. 101].
10. В развитие отельного хозяйства ежегодно вкладывается несколько сотенмиллионов гривен. Чтобы вывести национальное турхозяйство на средний (поевропейским меркам) уровень комфорта и качества обслуживания, нужнымногомиллиардные вливания. Сейчас Правительство Украины вместе сзаинтересованными сторонами работает над тем, чтобы гостиничная сеть Marriotпроникла в украинский рынок гостиничных услуг: это привлечет большое количествоамериканских бизнесменов и туристов, предпочитающих останавливаться только впятизвездочных отелях. Ведутся переговоры с прибалтийским оператором RivalHotels об открытии у нас их отельной сети. По информации туристическоговедомства, вскоре в Киеве должны появиться две небольшие элитные гостиницы на100—150 номеров. Сроки начала и окончания работ пока не разглашаются. Суммыпредполагаемых инвестиций — 40 — 45 млн. долл. [6. С. 101].
Порасчетам экспертов ведомства, Украине срочно требуются пять—шесть гостиницсреднего класса (двух- и трехзвездочные), стоимость проживания в которых непревышала бы 30—35 евро в сутки. Намечено создать и сеть молодежных гостиниц,причем, как считают в Гостурадминистрации, целевые средства на их развитиеследует предусмотреть в бюджете страны. Что касается комфортабельных отельныхкомплексов, то каждый город с населением более миллиона человек, если онрассчитывает на значительные потоки иностранных гостей, должен иметь хотя бынесколько четырехзвездочных гостиниц.
На основании вышевыявленных проблем и перспективразвития рынка гостиничных услуг в Украине будет уместной разработка приоритетныхнаправлений развития отечественного отельного оператора:
Во-первых, в процессе распространения своего влиянияна конкретном рынке компания – потенциальный отельный оператор может выбрать реализациюстроительных проектов либо приобретать уже существующие гостиницы с дальнейшейреконструкцией. Каким именно путем увеличивать «штат» своих гостиницнациональному оператору, будет зависеть от конкретных обстоятельств – иногдареконструкция отеля и переквалификация персонала могут обойтись компаниидороже, чем полномасштабный проект.
Во-вторых, для возможных национальных отельныхоператоров принципиальным будет вопрос освоить регионы. Решающим в даннойситуации может стать утверждение союза Украина – Польша в качестве хозяевчемпионата мира по футболу в 2012 году. В таком случае в Киеве планируетсяпостройка около десяти гостиниц высшего класса и выход на рынок будет возможенлишь посредством слияний и поглощений. В секторе гостиниц среднего классастоличные компании проявляют активность и приводят состав предоставляемых услуги уровень обслуживания в соответствие с европейскими стандартами.
В-третьих, определив целевой сегмент рынка,потенциальный национальный отельный оператор неизбежно может столкнуться спроблемами узнаваемости бренда и эффективного управления. В случае достаточногофинансирования и понимания необходимости привлечения профессионалов, этивопросы необходимо доверить консалтинговым компаниям. В случае жеограниченности финансирования, компании придется решать эти вопросысобственными усилиями, отдавая им статус приоритетных. К примеру,задекларировал статус отельного оператора отель «Отрада». Пытаясьсамостоятельно развить собственную сеть мини отелей-бутиков, он сталкивается ссущественными препятствиями, связанными со стратегией развития сети,разработанной без помощи профессионалов. [2. С. 100].
В-четвертых, для достижения максимальной эффективностинациональному оператору необходимо базировать управленческую систему гостиничногобизнеса на стратегическом видении и предвидение. На основе этого виденияразрабатывается политика компании, которая представляет общие цели и нормыотношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие структуры.
В-пятых, для достижения поставленных целей и задач вотечественных компаниях индустрии гостеприимства, учредителям, владельцам необходимов первую очередь понимать, что их менеджмент должен обеспечивать четкуюорганизационную структуру, а работа в ней должна быть разделена между всемиработниками на основе профессионализма. Также необходимо привлекать стороннихспециалистов и компании для эффективного преобразования ключевых функцийработников, определения их подотчетности,обеспечения должных усилий со стороны персонала и разработке стратегии развитиясетей.
Подводя итог всему сказанному выше, можно сделатьвывод, что появление национального отельного оператора в Украине – не утопия,более того, подобные попытки предпринимаются уже сегодня. В секторе гостиничныхуслуг высшей категории национальному оператору придется столкнуться с жесткойконкуренцией, причем не только ценовой, но и конкуренцией качества услуг.Выиграть такое соперничество, сохраняя индивидуальную марку, можно только приусловии безошибочного менеджмента и маркетинга.
В секторе гостиничных услуг среднего класса появлениенационального отельного оператора наиболее вероятно, поскольку этот сегментненасыщен и одновременно довольноперспективен. Гостиничные объекты в таком случае будут располагатьсяпреимущественно в регионах и обледенены единой концепцией.
В любом случае развитие украинских гостиничныхоператоров будет означать переход на принципиально новый уровень в рамкахучастия на мировом рынке гостиничных услуг – если раньше Украина представляласобой только новые емкие рынки, то создание национальной сети может обозначитьнового равноправного участника рынка гостиничных услуг.
Литература
1. Бирюков Е.С.Развитие туризма в мире и его влияние на экономику. – М.: Экономика, 2002. –168 с.
2. Ваген Л.Гостиничный бизнес: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 416 с.
3. Гладких Б.А.Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальныхавтоматизированных систем управления. – Д: Юго-восток, 2002. – 243 с.
4. Гостиничноехозяйство / под ред. Шумилова А.Н. – М.: Издательство литературы построительству, 2005. – 213 с.
5. Грейсон Д.,O’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 2001. –360 с.
6. Гуляев В.Г.Организация туристской деятельности: Учебное пособие. – М.: Нолидж, 2000. – 312с.
7. Лесник А.П.,Чернышев А.В. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. – М.: Инфра, 2003. – 488с.
8. Лесник А.Л.,Чернышев А.В. Корпоративное бизнес- планирование в гостиничной индустрии. – М.:Интел универсал, 2007. – 118 с.