Реферат по предмету "Социология"


Негативная дезинтеграция как предмет социальной работы

Министерствообразования Российской Федерации
Ярославскийгосударственный университет им. П. Г. Демидова
Факультетсоциально-политических наук
Кафедрасоциальных технологий
Курсоваяработа
«Негативнаядезинтеграция как предмет социальной работы»
Руководитель
Профессор,д. п. н.
КозловВ. В.
Студентка
ГруппыСР- 41
ИощенкоЕ.
Ярославль,
2003г.

Содержание.
     Введение.
1.   Дезинтеграционныепроцессы личности как предмет социальной работы
1.1.    Понятиеинтеграции и дезинтеграции
1.2.    Позитивнаяи негативная дезинтеграция как два вектора развития личностного кризиса
2.   Последствиянегативной  дезинтеграции личности
2.1.          Наиболеевероятные последствия негативных дезинтеграционных процессов для личности
2.2.          Дезинтегрированнаяличность как объект социальной работы
3.   Практикасоциальной работы с негативной дезинтеграцией личности
3.1.           Историяосновных направлений и методов работы с дезинтеграцией личности
3.2.            Современныеподходы к работе с негативной дезинтеграцией
     Заключение.
     Приложение.
     Список литературы.

Введение.
Личностный кризис можно обозначитькак точку бифуркации в которой существует два вектора развития дезинтеграции:позитивная, когда кризис является неким условием и шагом в новое качество,новый уровень интегрированности, целостности. Негативная дезинтеграция, какправило, сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением общейвитальности, устойчивости, уровня гармонии и сбалансированности. Личностьвыпадает из  социальных отношений, уменьшаются социальные контакты и т. д.
В данной работе акцент делаетсяименно на негативной дезинтеграции личности. Выбор этой темы определяется тем,что данная проблема наиболее актуальна для теории и практики социальной работы.Именно с негативной дезинтеграцией связано понятие кризисной личности, т. к.она создает предпосылки формирования контингента клиентов социальных работников– бомжей, безработных, наркоманов и т д., то есть проблема характерна длясовременного российского общества, требует немедленного разрешения,профессиональной помощи. В этом и состоит актуальность выбранной темы рассмотрения.
Целью данной курсовой работыявляется по возможности полное раскрытие проблемы негативной дезинтеграции какпредмета социальной работы.
В соответствии с выше обозначеннойцелью в ходе работы ставятся следующие конкретные задачи:
Øраскрытьпонятия «дезинтеграция» и «интеграция», «негативная» и «позитивнаядезинтеграция»
Øопределитьсуть негативных дезинтеграционных процессов личности
Øвыявитьсоциальные и психологические последствия дезинтеграции личности
Øопределитьдезинтегрированную личность, человека в состоянии кризиса как объект социальнойработы
Øрассмотретьосновные подходы, методы, виды, формы, направления социальной работы сдезинтеграционными процессами, в т. ч. современные подходы (интенсивныеинтегративные психотехнологии)

1. Дезинтеграционные процессы личности.
 
1.1.Понятия интеграции и дезинтеграции.
Понятие интеграции было введено вобиход европейской психологии Карлом Густавом Юнгом. Под интеграцией он понималследующее[1]:
Øосознаниеконфликта между фрагментами сознания;
Øпринятиеконфликтующих сторон как равных по значимости.
Смыслинтеграции заключается в том, что та область сознания, которая вытеснялась,подавлялась личностью, более не отвергалась. То есть, интеграция означаетпринятие и осознание того материала психической реальности, который изгонялсяиз сферы Эго в бессознательное при помощи защитных механизмов (подавление,вытеснение).
Понятиеинтеграции в  интегративных психотехнологиях было введено Джимом Ленардом(основателем движения вайвейшн). Под интеграцией он понимал присоединение частик целому, где целым является сознание, личность, а частью – вытесненныйкомплекс.
Понятиеинтеграции было более глубоко разработано среди психологов трансперсональногонаправления (С. Гроф, Р. Ассаджиоли, К. Уилбер, А. Маслоу).
Понятиепротивоположное интеграции – дезинтеграция.
Дляличности, переживающей кризис, преодоление этого тяжелого             состоянияявляется наиболее важной задачей данного жизненного  периода. Зачастую бываеттак, что после жизненных потрясений человек     становится сильнее, смотрит намир новыми глазами, переосмысливает   жизненные ценности и установки, т.е.наблюдается явление духовного роста (позитивная дезинтеграция).
Дезинтеграционныепроцессы особенно характерны для личности российского гражданина в настоящеевремя. Это связано с потерей ценностных ориентацией, смыслов, которые раньшебыли важны для нашей культуры, новые же ценности противоречивы, вызывают умногих внутриличностные кризисы.
 Культура,принятая людьми как способ  ориентации в житейском процессе посредствомсимволов, ценностей, норм, правил, обычаев, во многих отношениях становитсянеэффективной. Прошлый опыт обесценивается, все труднее становится восприниматьи объяснять окружающий мир с позиций существующих норм культуры, воспринимать вединстве все культурные реалии. Практически это переживается как дефициткультуры, как невозможность представить стабильную, более четкую картину    мирав индивидуальном сознании.
       Кризис системы ценностей ведет к дезориентации личности. На       связь этихявлений указывал М.Вебер, который выделял четыре типа мотивов человеческойдеятельности: традиции, аффекты (эмоции), цели и ценности.  Ценности — этовысший уровень регуляции социального поведения личности, в  котором выражена“собственно социальная, человеческая сторона мотивации”[2], они выступают как глубинные регуляторы действий человека,   помогающие емуосуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях. На роль ценностей иценностных ориентаций в жизни личности указывают многие социологи, в частности,АГ. Здравомыслов и В.А. Ядов. “Под ценностными   ориентациями, — пишут они, — мы понимаем установку личности на те или иные  ценности материальной и духовнойкультуры общества. Ценностные ориентации    являются важнейшим компонентомструктуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленныйличностью в ее       индивидуальном развитии. Это тот компонент структурыличности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которойвращаются   помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаютсямногие  жизненные вопросы. Наличие устоявшихся ценностных ориентацийхарактеризует    зрелость человека”[3]
 Если рассматривать личность как систему, то ценности выступают  еесистемообразующим фактором, выражая направленность личности и   обеспечивая ееустойчивость, стабильность. Например, устойчивая структура ценностныхориентаций определяет такие качества личности, как активность  жизненнойпозиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам иидеалам, цельность, надежность. Напротив, противоречивость в ценностныхориентациях влечет за собой непоследовательности,  непредсказуемость поведениячеловека. С позиций синергетики в момент   кризисного, крайне нестабильногосостояния системы именно ценности  выполняют роль структуры-аттрактора, котораявыводит личность на новое  качество. Следовательно, кризис системы ценностейвыступает как фактор дестабилизации личности, ведет к ценностному вакууму, что являетсяодной   из причин кризисов личности и, в конечном счете, таких явлений, какрост  числа суицидов, алкоголизма, наркомании. На прямую зависимость этих      социальных пороков от утраты традиций и ценностей указывал В.Франкл в      своей знаменитой книге “Человек в поисках смысла”.

1.2. Позитивная и негативная дезинтеграция как двавектора развития личностного кризиса
Личностный кризис можно обозначитькак точку бифуркации (по И. Г. Пригожину), в которой существует два вектораразвития дезинтеграции:
Øпозитивная,когда кризис является неким условием и шагом в новое качество, новый уровеньинтегрированности, целостности[4].Данная дезинтеграция отличается преобладанием конструктивных аспектов вразвитии личности, повышением ее адаптивности и общей витальности[5],а также увеличением творческого потенциала. Такая позитивная дезинтеграцияявляется необходимым этапом в эволюции личности – это возрастные и психодуховныекризисы.
Позитивная дезинтеграция в самомобщем виде — это эволюция личности, ее переход в новое качество в результатепреодоления личностного            кризиса. Подробное изучение этого процесса,а также психологических             условий его формирования дает возможностьпознать действующие             механизмы кризиса. В результате можноразработать стратегию поведения с кризисной личностью, определить технологии,позволяющие победить негативные процессы распада личностных структур и вывести личность на качественно новый уровень бытия.
Во многом кризисное состояниенапоминает обряд инициации, т.е. посвящения личности   в новые тайны жизни.Именно кризисы приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни,духовные пространства культуры.  Кризис  это не просто способ переведенияличности в новое качество и более полноценного социального индивида,  но инечто большее.
Кризисное состояние является посвящением в ядерную смысловую структуру, приводящее к включению в сознаниеличности новых жизненных ценностей и таким образом становится действительнымпреображением  индивида.
Кризисное состояние является испытанием на соответствие новой ситуации в материальном, социальном, духовномЯ., новым социальным требованиям.  
Психологически кризисное состояниетребует  концентрации воедино всех сил для решения задач, которые ставятсяперед личностью. Позитивная дезинтеграция происходят тогда, когда у личностиимеются силы и навыки организации активности по преодолению испытания, а такжекогда она   может и умеет собрать их в одно целое в данный момент. Дляпозитивной дезинтеграции необходимы навыки осознания, самоконтроля,саморегуляции.
С позитивной дезинтеграцией связанопонятие кризисного состояния как временной неустойчивости, нестабильности вразвитии личности, причем успешное разрешение кризисного состояниясопровождается ростом сопротивляемости личности за счет расширения совокупностиусилий, которые человек может направить на преодоление кризиса.
При позитивной дезинтеграции смерть Эго воспринимается не как исчезновение с его метафизическим страхомнебытия, а качественное преобразование, уход от привычного  восприятия мира,чувства общей неадекватности, необходимости сверхконтроля и доминирования.Смерть Эго — это процесс самоотречения. Эта форма  раскрывается черезпереоценку всех ценностей, изменение  целей жизни. На этой стадии многое изтого, что казалось ценным, таковым больше не является.
Кризис — это смерть прежнейидентичности, уже не соответствующей задачам текущего этапа личностногоразвития. И в смерти возрождается новая ткань жизненности.  Старый образ себядолжен умереть, а из его пепла должна прорасти и раскрыться новаяиндивидуальность, более соответствующая эволюционной, материальной, социальнойи духовной цели.
В новом, принятом качествевозникает чувство духовного освобождения, спасения и искупленности. Человеквоспринимает глубинный смысл свободы, как состояния. То есть позитивнаядезинтеграция связана с непосредственным рождением новой личности.
Другими словами, позитивнаядезинтеграция – это — скачок в развитии и в психодуховной эволюции, когдапроисходит исчезновение старого, изжившего себя образа Я и его обновление,возрождение и замещение его новым, более действенным. Позитивную дезинтеграциюмы можем рассматривать как некое возрождение, процесс обновления являетсяестественным циклом, обладающим благотворным потенциалом для роста итрансформации личности.
2.    Негативнаядезинтеграция, как правило, сопровождается деструктивными изменениями личности,снижением общей витальности, устойчивости, уровня гармонии исбалансированности. Личность выпадает из  социальных отношений, уменьшаютсясоциальные контакты и т. д. Негативная дезинтеграция может привести кпсихопатическим сдвигам, депрессиям, к астении, к психосоматическим болезням,иногда к суицидным намерениям и смерти. углубление кризиса с потерейвитальности, т.е. негативная дезинтеграция с преобладанием отрицательныхэмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный характер.

                2.Последствия негативной  дезинтеграции личности.
 
2.1.    Наиболее вероятные последствия негативныхдезинтеграционных процессов для личности
Человеком овладевают тоска,отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации с возможнымпереходом в невроз, срыв, когда человек полностью деморализован и смирился споражением. Наступают те негативные последствия, которые кризисное состояниеоставляет в организме — депрессия, начальные стадии психосоматическихзаболеваний, которые могут перейти из стадии начальных, преимущественнообратимых нарушений, в стадию нарушений стойких, органических. Негативнаядезинтеграция — это причина суицидных намерений индивида, которые могутпривести к его смерти.
Негативная дезинтеграция можетпривести к психопатическим сдвигам, депрессиям, к астении, к психосоматическимболезням, иногда к суицидным намерениям и смерти.  Последствиями развитиядезинтеграции по негативному направлению помимо общеизвестных – усталости, сниженногонастроения, раздражительности или апатии, нарушения сна и сексуальной потенции,депрессивных тенденций, можно отнести и более серьезные психосоматическиезаболевания: гипертонию, стенокардию, язву желудка, бронхиальную астму, диабет,некоторые кожные заболевания.
Новая система общественныхотношений, складывающаяся в обществе, формы и методы ее осуществленияобусловили тенденцию роста пьянства, наркомании, проституции, преступности,профессионального нищенства и т.п.
Именнос негативной дезинтеграцией связано понятие кризисной личности, т. к. онасоздает предпосылки формирования контингента клиентов социальных работников –бомжей, безработных, наркоманов и т д.
Рассмотримболее подробно некоторые из них и обозначим основные подходы и методы лечения.
Однимиз самых серьезных последствий дезинтеграции личности является наркомания.
Если психотерапевт стремитсявоздействовать на поведение и настроение человека через его  мышление, иобщается с пациентом при помощи слов, вербально, то трансперсональный психологпытается вскрыть и аспекты подсознания,  которое, как известно, в обыденнойжизни у нас задействовано минимально. При этом он не пытается понять проблемы ине пытается интерпретировать переживания клиента, ибо знает, что тонкиеощущения невозможно точно передать словами, ведь «мысль изреченнаяесть             ложь». Психолог трансперсональной школы, это эмпирическийпсихолог. Это особенно важно при работе с наркоманом (токсикоманом илиалкоголиком).
Наркотики известны человечеству с незапамятныхвремен. Древние             источники свидетельствуют о том, что наркотикиупотреблялись в             Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячилет до нашей             эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного макаи индийской             конопли.Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом             “низшихслоев”.
            Разновидностью наркомании являетсятоксикомания.           Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к    ним, чтопостепенно приводит организм к физическому и             психологическомуистощению[6].
            Одной из психологических субъективныхпричин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными            обстоятельствами: личнымитрудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг,социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или наработе, разочарование в людях. Значительноеместо в этнологии причин наркомании занимает личность   наркомана. Имеются ввиду демографические, возрастные и             социально-медицинские аспекты.Среди наркоманов преобладают мужчины.  Другоеважное обстоятельство – то, что этим недугом поражена,             главным образом,молодежь.
            Мотивы наркомании и токсикомании:Удовлетворение любопытстваотносительно действиянаркотического вещества;               Испытание чувства принадлежности с цельюбыть принятым               определенной группой;  Выражение независимости, аиногда враждебного настроения по   отношению к окружающим; Познание приносящегоудовольствие нового, волнующего или таящего  опасность опыта;             Достижение “ясности мышления” или “творческого вдохновения”;              Достижение чувства полного расслабления;   Уход от чего-то гнетущего – то есть причиной наркомании частоявляется негативная дезинтеграция личности, потеря сущностных смыслов жизни,психодуховный кризис.
            Питательной почвой для наркоманииявляется микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение.Появление хотя бы одного  наркомана во дворе, на улице, в школе на работе,пагубно влияет на     окружающих. Первоначально наркотики дают как угощение,бесплатно,             потом в долг, затем требуют деньги.
Если человек, обладающий слабым осознанием и неполностью             сформированной структурой личности, таким образомпроделает в стенах своей личности «дыру», то его осознание будет  захлестнуто океаном архетипического и трансперсонального материала.
         В этой ситуации чаще всего у этого человеканаступает дезинтеграция  личности и социальная дезадаптация, а способность косознаванию  быстро угасает, то есть такой человек теряет свою роль вобщем             эволюционном процессе.
            Токсикомания – заболевание, вызванноепотреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина,полученного от крепкого чая – чигиря, вдыханием ароматических веществбытовой             химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникаютзрительные             галюцинации[7].
Алкоголизм[8]–   патологическое влечениек спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство– это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровьюличности, нарушает ее социальную адаптацию. Чаще  всего мотивом пьянстваявляется: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейныхтрадиций, празднование памятных дат,  супружеские, семейные неурядицы,неприятности на работе.
            Алкогольная зависимость формируетсяпостепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организмепьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, “потирание рук”,  эмоциональнаяприподнятость. Чем больше “алкогольный стаж” тем             меньшеудовольствия приносит выпивка. На формирование алкоголизма влияет несколькофакторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности иособенности окружающей среды[9]. К факторам способствующималкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и   образование, возрастной илипсиходуховный кризис, избегание внутриличностной проблемы.
           

2.2.  Дезинтегрированнаяличность как объект социальной работы
 
Под позитивной дезинтеграцией мыпонимаем составную часть психологического кризиса, которая является элементомкачественного личностного роста и развития.
Понятие«духовный кризис» построено на игре слов, значение которыхпредполагает и кризис, и возможность подъема на новый уровень сознания.Китайская пиктограмма слова «кризис» полно и точно отражает идеюдуховного кризиса. Она состоит из двух основных радикалов: один изображаетопасность, второй — возможность. Это своего рода коридор, проход по которомучасто бывает трудным и пугающим, но состояния напряжения и страха заряженыпотрясающе сильным эволюционным и целительным потенциалом. Если правильнопонять духовный кризис и относиться к нему как к трудному этапу в естественномпроцессе развития, то он способен дать спонтанное исцеление различныхэмоциональных и психосоматических нарушений, благоприятное изменение личности,разрешение важных жизненных проблем и эволюционное движение к тому, чтоназывается высшим сознанием. Из-за того, что в кризисных состоянияхприсутствует как позитивный потенциал, так и опасность, человек,«обнаживший» свой духовный кризис, нуждается в умелом руководстве состороны тех, кто имеет личный и профессиональный опыт экстраординарныхсостояний сознания, знает, как относиться к ним и поддерживать их. Еслипсиходуховный кризис рассматривать как патологическое явление, а к индивидам,переживающим его, применять различные подавляющие методы лечения, включаяконтроль над симптомами с помощью медикаментов, то можно помешать позитивномупотенциалу процесса. Человек, подавленный длительной зависимостью оттранквилизаторов с их хорошо известными побочными эффектами, потерявшийжизненные силы и смирившийся со своим состоянием, представляет резкий контрастс теми  счастливцами, которые пережили трансформирующий кризис в обстановке,когда он был распознан, поддержан и смог достичь своего завершения.
Проявлениядезинтеграционных процессов и явлений личности иногда  сопровождаютсяфеноменами, которые традиционно находятся за пределами предмета психологии илитрактуются как психопатологические. Современная клиническая психиатрия непризнает духовного потенциала  кризисных проявлений и подходит к ним исключительнос биологических позиций.
Кризис обозначает одновременно как ненадежную ситуацию, так и  потенциальную возможность подняться к более высокому уровню бытия.
Признаниедвойственной природы кризиса — опасности и возможности  — является фундаментальнымдля определения  стратегий  профессионального взаимодействия с людьми,находящимися в кризисном состоянии,  -  клиентами психолога и социальногоработника,  пациентами психотерапевта.
Воснове психодуховных кризисов иногда   лежат  переживания, традиционно  (всоответствии с концепциями западной психиатрии) относящиеся к  разрядупсихопатологических. Однако, существует ряд  важных  отличий  кризисногосостояния от клинической психопатологии[10]:
Во-первых,отсутствие объективно определяемой  органической  природы переживаемых состояний  (инфекции, интоксикации, последствия  черепно-мозговых травм,опухоли, нарушения гемодинамики и т.п.)
Во-вторых,осознание человеком, вовлеченным в кризис, внутренней  природы переживаемых явлений, осознание  границы  между  внутренним  и    внешним миром.
Вцелом содержание и характер переживаний, составляющих  психодуховный кризис,определяются активацией в сознании различных  уровней  бессознательного(биографического, перинатального, трансперсонального).
Втрансперсональной психологии такие состояния понимаются как целительные дляпсихосоматического  и  психологического  здоровья  человека;психотерапевтические стратегии направлены на катализацию и  поддержание этихсостояний до появления признаков трансформации личности.
Важнаязадача психологической работы с духовным кризисом  — приведение к той ситуации, в  которой разрешены основные проблемы Духовного Эго.
Еслипроявления духовных измерений психики не встречают  выраженного сопротивлениясо стороны основных личностных  установок, то  в  этом случае мы имеем дело сдуховным самораскрытием, как правило,   не  сопровождающимсяпсихопатологическими проявлениями. Если же такое  сопротивление имеется, товозникают феномены, по всем клиническим критериям подпадающие под категориюпсихопатологических нарушений. Интенсивность  и глубина этих нарушений зависитот ряда факторов, среди которых,  в  первую очередь, необходимо выделить скорость  активации  бессознательного материала и использование личностьюмеханизмов психологической защиты.
Еслибессознательный материал обладает высокой активностью, а  адаптивные функцииэго снижены, то в некоторых случаях проявления психодуховного кризиса  могут принятьформу, напоминающую пограничное психическое расстройство. В то же времяследует  разграничивать пограничные психические расстройства, являющиесяпроявлением  психодуховного кризиса с  симптоматикой, имеющей  болезненное или  сугубо личностное происхождение. Сложность в этом  случае  состоит  в том, что практически при всех  пограничных  психических  расстройствах  человекосознает их «внутренний» характер (в клинической  терминологии — «критика к болезни»), а также практически всегда имеются четкие отграничения от пограничных расстройств, вызванных органическими изменениями вЦНС.
«Нанаш взгляд, следует  выделить  специфические  критерии, отличающие пограничныепсихические расстройства как форму психодуховного  кризиса от пограничнойпсихопатологии, имеющей иное происхождение.
Впервую очередь, таким критерием может быть стремление  самого  клиента психологически понять свое  состояние, готовность  рассматривать альтернативныеточки зрения на происходящее с ним, минимальное проявление сопротивленияпсихотерапевтическому и консультативному процессу. Своеобразным диагностическим«указателем» может послужить  и  интерес  к  той формепрофессиональной помощи, которая включает духовные измерения функционированияличности»[11].
Стратегиипрофессионального взаимодействия с клиентом или пациентом, проявляющим признакидезинтеграции должны учитывать  следующие моменты:
Øконсультированиеи психотерапия лиц, находящихся в психодуховном кризисе, должны строиться намоделях, учитывающих духовные измерения психики и ее потенциальную способность к самоисцелению и самообновлению (трансперсональная и экзистенциальная терапия,психосинтез, интенсивные  интегративные    психотехнологии);
Øучетинтегративных возможностей и энергетических  ресурсов личности; длительно протекающий  кризис (особенно  на  фоне   применения сильных психотропных средств)  истощает  потенциал личности и уменьшает возможность позитивногоразрешения психопатологических расстройств при применении  интенсивнойэмпирической психотерапии;
Øготовностьпсихолога или социального работника  столкнуться  в ходе работы с кризиснойличностью с феноменами, находящимися далеко за пределами сложившихся (в томчисле и  профессиональных) представлений о психической  норме  и  способностьрасценивать их как потенциально целительные для личности в целом;
Психологическоеконсультирование клиентов, находящихся в  состоянии психодуховного  кризиса, должно  строиться  на  принципах    экзистенциально-гуманистического итрансперсонального подходов; необходимо предоставить клиенту достаточноеколичество информации о  происходящем  с ним как следствии индивидуальнойдуховной эволюции.
Психотерапиякризисных личностей подразумевает применение  эмпирических техник, связанных свхождением  в  измененные  состояния  сознания; интенсивность  эмпирической психотерапии  определяется  интеллектуальной и эмоциональной  зрелостью кризисной  личности, а  также  актуальным физическим состоянием.
В кризисном состоянии человекособенно чувствителен к помощи, поскольку привычные защитные механизмыослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, т.е. индивидстановится более открытым для внешних влияний. 
Минимальное усилие в этот период можетдать максимальный эффект, и, соответствующим образом, направленная небольшаяпомощь может улучшить ситуацию более, чем интенсивная помощь  в периоды меньшейэмоциональной восприимчивости.
Цель психологической и социальной работы в условиях психодуховного кризиса — приведение  личности к  большей целостности,  к  меньшей  конфликтности,  раздробленности сознания,деятельности, поведения.
Перед психологом и социальнымработником стоят следующие задачи:
Øпомочьклиенту пережить конфликты и иные психотравмирующие ситуации;
Øпомочьклиенту актуализировать творческие,  интеллектуальные, личностные, духовные ифизические ресурсы для выхода из кризисного состояния;
Øспособствовать укреплению самоуважения клиентов и их  уверенности в себе;
Øсодействовать расширению  у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств длясамостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихсятрудностей.
В то время, как клиент полностьюдезорганизован, не знает что делать, работа с  ним  должна  включатьструктурирование или  переструктурирование  жизненных  целей.
Материальные и социальные потребности люди могут удовлетворить сами. Вся система современной социализациинаправлены именно на это. А удовлетворять духовные потребности им могут помочьтолько професионалы высокого класса, которые сами прошли через горнилопсиходуховного кризиса. Помощь человеку словом и делом во время духовногокризиса нужно для того, чтобы человек в дальнейшем, опираясь на глубокий опытдуховных переживаний, строил свою жизнь по нему, и совершал свои поступкиопираясь на основные внутренние этические ценности и  сущностные смыслы.
           Применение таких глубинных практик как психодинамические упражнения, медитация,холотропное дыхание, ребефинг и погружение человека в  глубины подсознанияпозволяет выявить и убрать скрытые стрессы и  неработающие стратегии выживаниядесятилетней давности. То есть,  психолог не навязывает своих взглядов, он дажеих не обнаруживает, а             просто выступает проводником на пути открытиянового мировосприятия.
            Он помогаетвоссоединить в одно целое, или интегрировать рождающиеся во время сеансовпереживания. Так происходит глубокое физическое и эмоциональное раскрытие,человек как бы заново перерождается, изменяется его сознание, благодаря чемуснимаются психосоматические     хронические проблемы, беспокоящие человека вобыденной жизни.
            Для интеграциипереживаний важно обозначать те этапы, на которых             находитсяличность в своем развитии. В трансперсональной психологии            пользуются своеобразной схемой, называемой «картографией сознания».           - Это как карта для путешествия за открытием своего «я» и своих            комплексов, приводящим к болезням и пагубным пристрастиям.
Содержание самого понятиясоциальной работы предполагает взаимодействие между   человеком и окружающейсредой, поэтому клиента всегда необходимо рассматривать   в его социальномокружении, социальной среде его обитания, и, как отмечает   Е. И. Холостова,социальный аспект общественных отношений присутствует везде,   гдеосуществляется социальная деятельность, возникают взаимодействия индивидов  игрупп индивидов. В практике социальной работы выделяются три уровня  преобразовательной деятельности: внутри общества как целого (макроуровень);  внутри сообществ и социальных институтов (мезоуровень); в рамках семей и  индивидуумов (микроуровень)[12].
Приэтом, как указывает Х. Сведнер, важно всегда   иметь в виду, что каждая попыткавмешательства в социальную систему ради   проблем депривации и деструкции наиндивидуальном уровне должна также быть   атакой на структурные и текущиепроблемы, находящиеся за этими индивидуальными   проблемами. В противном случаепоследние будут возникать вновь и вновь, в то   время как социальные переменыдостигаются только благодаря преобразовательной   работе, проводимойодновременно на макро-, мезо-
микроуровнях.
3. Практикасоциальной работы с негативной дезинтеграцией личности.Практическийпсихолог сталкивается с кризисными состояниями на             различных уровняхсуществования человека:
            — соматическом;
            — нервно-психическом;
            — дисбаланс напсихологическом уровне как конфликт базовых структур
            личности, в том числе идуховных компонентов;
            — социально-психологическом как нарушение коммуникативных функций и   адаптационных механизмов к окружающей среде.
            Как правило, кризисноесостояние имеет системный характер и включает  все уровни. В силу этого требуетсистемного, комплексного подхода.
            Чаще всего кризисноесостояние фиксируется социальным окружением  человека (родственники, друзья),что является оправданным в             психологическом отношении, поскольку всостоянии дисбаланса может             быть нарушено адекватное, взвешенноеповедение и правильная оценка.
            Вхождение в зонукризисных состояний происходит в том случае, когда  личность встречается спереживаниями, которые по силе и             продолжительности превосходят егопсихологические регуляторные             возможности, что сопровождаетсянарушением психофизиологических.             психологических и социальнопсихологических адаптационных механизмов             субъекта.
            Дезинтеграцияхарактеризуется временным ухудшением             психического и, как следствие,физического здоровья, за которым             наступает разрешение и возможенпереход на более высокий уровень             функционирования. С этой точкизрения то, что казалось плохим в             одностороннем понимании кризиса,можно переиитерпретировать как             ступень в развитии и личностномросте.
  С этой точки зрения весьма важнойзадачей социального работника является перевод клиента из позиции объектасоциального воздействия (социальная и   личностная пассивность, внешний локусконтроля, отказ от самостоятельного принятия решений и зависимость,стереотипичность мышления и поведения и пр.) в  позицию способного ксаморазвитию, активного и креативного субъекта  социального воздействия. Врамках двусторонних отношений «социальный работник   — клиент» последний долженбыть стимулирован на активный выбор в виде   самостоятельного принятия решений.Но в условиях отечественной практики   социальному работнику гораздо легчепринимать решения самому, опираясь на   существующие нормативы и формальныекритерии, что приводит к возрастанию   неуверенности клиента в своих силах иего зависимости от социального   работника. Следует также отметить, что сновейшей историей России связана   такая особенность значительной частименталитета населения, как виктимность[13].
 Многие люди ощущают себя жертвами«палача»-правительства или конкретных его   персонажей, демонстрируют реакцииагрессии или обиды и, в соответствии с   механизмами системногопсихотерапевтического подхода, виктимизируют обидчика,   вызывая у него чувствовины и становясь, в свою очередь, его «палачом» (яркая   иллюстрация —«плачущие» премьер-министры, которым население обычно «мешает   работать»).
 В связи с этим социальным работникам принадлежит жизненно важная роль в  стимулировании людей на достижение их целей и обеспечении равного доступа к  качественному и независимому образу жизни в обществе, что, в свою очередь,  должно позволить социально уязвимым категориям населения (а также людям,  подвергшимся тем или иным видам насилия) не чувствовать себя психологически  стигматизированными и инвалидизированными жертвами. Наделение клиентов  необходимой для этого силой включает в себя шесть ключевых элементов:контроль   и выбор, идентичность, участие и консультирование, технология,информация и   ресурсы. Таким образом, личность при негативной дезинтеграциитеряет самостоятельность, она легко подвержена влияниям извне, какположительным, так и отрицательным. И роль социального работника в этойситуации – оказать позитивную поддержку, помочь личности, не дать ейподвергнуться негативным влияниям социальной среды (например, дурной компании),при этом, если психолог, психотерапевт занимается только с внутреннимипроблемами клиента, его личностным кризисом, то социальный работник уделяетбольше внимания социальному аспекту негативной дезинтеграции личности и еепоследствиям.

3.1. История основных направлений  и методов работыс дезинтеграцией личности
Социальная работа с кризиснойличностью, с негативной дезинтеграцией личности в основном разработана в руслепсихотерапии.
Рассмотрим основные направления,методы, виды и формы социальной работы, направленной на интеграцию личности, настановление ее целостности на новом, более высоком уровне.
Фрейдизм- направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее   основаннуюна этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как   концепцияобъяснения и лечения неврозов ,  в дальнейшем       возвел свои положения вранг общего учения о человеке, обществе и       культуре, приобретя большоевлияние.
Психоанализвплотную занимается проблемами интеграции и дезинтеграции личности на основепредставления об       извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивидабессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальноевлечение — либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивидусоциальной  среде. Запреты со стороны последней (создающие “цензуру” сознания),нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая  прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений,ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. п.     Психические процессы и явления рассматривались во фрейдизм с трех основныхточек  зрения: топической, динамической и экономической. Первоначальнотопическая система душевной жизни была представлен у Фрейда тремя инстанциями:бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировалисьцензурой. С начала 20-хгг. Фрейдом выделяются  иные инстанции: Я (Это), Оно(Ид) и Сверх-Я (Супер-эго).Две последние системы локализовались в слое“бессознательное”. Динамическое рассмотрение  душевных процессов предполагалоих изучение как форм проявлений определенных (обычно скрытых от сознания)целенаправленных влечений, тенденций и т. п., а также с точки зрения переходовиз одной подсистемы душевной структуры в другую. Экономическое рассмотрениеозначало анализ   психических процессов с точки зрения их энергетическогообеспечения (в частности, энергией либидо). Энергическим источником, согласноФрейду, является Оно (Ид). Ид — средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных,либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению  независимо ототношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальностислужит Эго, которое воспринимает информацию об окружающем       мире исостоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные   действияиндивида в интересах его самосохранения. Супер-эго включает  моральныестандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей    частьюбессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей.
      Возникаяблагодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом),   онопроявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины.  Посколькутребования к Эго со стороны Ид, Супер-эго и внешней реальности к которойиндивид вынужден приспосабливаться несовместимы, он неизбежно  пребывает вситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивидспасается с помощью “защитных механизмов” — вытеснения, рационализации,сублимации, регрессии. Важную роль в формировании мотивации Фрейд отводитдетству, которое якобы однозначно  определяет характер и установки взрослойличности. Задача психотерапии  усматривается в том, чтобы выявить травмирующиепереживания и освободить  от них личности путем катарсиса, осознаниявытесненных влечений, понимания причин невротических симптомов. Для этогоиспользуется анализ сновидений,   метод “свободных ассоциаций” и др. В процессепсихотерапии врач наталкивается на сопротивление пациента, которое сменяетсяэмоционально позитивной установкой пациента по отношению к врачу, трансфером,благодаря чему возрастает “сила Я” пациента, который осознает источник своих конфликтов и изживает их в “обезвреженной” форме. Фрейд ввел в психологию рядважных проблем — бессознательной мотивации, соотношения нормальных ипатологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуальногофактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения      личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. В      трактовке этих проблем он отстаивал встретившие критику со стороны многих      психологических школ положения о подчиненности внутреннего мира и      поведения человека асоциальным влечениям, всесилии либидо,  антагонизмесознания и бессознательного. Неадекватно интерпретированный  психический факторпредстал в виде определяющего как для телесной, так и  для социальной жизни.Подчинив этому фактору историю общества и культуры, Фрейд, по существу,мистифицировал ее.
Интеграцияпонимается Юнгом как процесс, с помощью которого части соединяются в целое. Наличностном уровне интеграция есть такое состояние, когда все составляющиеэлементы, черты или качества действуют согласовано как единое целое. Вчастности, Юнг обозначал термином «интеграция» стадию развития,типичную для второй половины жизни, когда различные взаимодействия (сознания ибессознательного, мужской и женской составляющей личности, различных парпротивоположностей, позиции эго относительно тени, и динамики взаимодействиямежду функциями и установками сознания) достигают определенного равновесия(или, правильнее, оптимального уровня конфликта и напряжения).
Гуманистическаяпсихология признает главным предметом своего изучения личность как целостнуюсистему.
Актуализациясвоих возможностей, т. е. открытие неизведанных сторон своей личности,интегрирование всех ее составляющих ведет, по Роджерсу к развитию полноценнофункционирующего человека.
АМаслоу – яркий представитель данного направления также вплотную занималсяпроблемами интеграции – самоактуализации – как стремления человека стать всеболее тем, кем он способен стать.

3.2. Основные современные подходы кработе с негативной дезинтеграцией
Однимиз современных подходов к работе с негативными дезинтеграциями личностиявляются интенсивные интегративные психотехнологии.
Интегративнымипсихотехнологиями называются системы воздействия на личность, которыеспособствуют большей ее целостности[14].
Подинтегративными психотехнологиями понимается также совокупность концепций,методов. Умений, навыков для достижения большей целостности инепротиворечивости личности, сознания, поведения и деятельности[15].
Интенсивныеинтегративные психотехнологии появились в начале 1990х годов в России, основнойпричиной их возникновения можно назвать те проблемы, которые возникли предобществом и личностью в то время.
Высокаяадаптивность, т.е. возможностью применения во многих ситуациях и для решениямногих проблем этих психотехнологий (ИИПТ) обеспечивается многими факторами, втом числе следующими:
Øдлительной предысториейиспользования методов и техник трансформации и интеграции личности;
Øтесной связьюс эмпирическими техниками самоинтеграциии, которые используются людьми вобыденной жизни без теоретического осмысления;
Øвысокой меройнаучности.
Теориии концепции ИИПТ обладают огромным разнообразием подходов (юнгианский глубинныйанализ, психосинтез Р. Ассаджиоли, расширенная карта бессознательного С. Грофа,спектра сознания К. Уилберга, концепция целостностей психической реальности В.Козлова, кластерная теория интеграции М. Щербакова, матричная теория С.Всехсвятского, информационная теория И. Пригожина).
Теоретическиепредставления при всем многообразии подходов и направлений имеют рядособенностей:
Øнелинейностьи многомерность пространства, времени и человеческого сознания;
Øголографическая,холономная интерпретация психики
Øрасширенныекарты бессознательного;
Øтехнологическоеразрешение проблем с опорой на эмпирические практики
Øхолистическаяориентированность трансформации[16].
Интенсивность психотехнологийвызвана следующими причинами: огромным массивом кризисных состояний личности,высокой репрезентацией кризисной личности в социуме; сжатием времени,убыстрением и уплотнением энергоинформа-ционных процессов в обществе ииндивидуальном сознании; проявленной потребностью быстрого и эффективного,точного и безопасного разрешения проблем личности за счет расширения ресурсовсамоосознания и рефлексии.
Интенсивные интегративныепсихотехнологии появились в начале 90-х годов в России в соответствии с темипроблемами, которые возникли перед социумом и личностью.
Интенсивные интегративныепсихотехнологии работают на следующих уровнях психики как живой, открытойсистемы:
а)физическом и психофизиологическом (работа с физическими, соматическимипоследствиями стрессов и стрессогенных ситуаций);
б) психологическом (разрешениевнутриличностных проблем, личностная трансформация, психотерапия, достижениеинтеграции личности);
в) разрешениесоциально-психологических проблем личности (проблемы коммуникации и социальнойинтеракции, социальной адаптации, проявленности в общественных связях иотношениях);
г) разрешение проблемсамоактуализации (расширение личностной свободы выбора;
открытие внутренних, витальных,интеллектуальных, эмоциональных ресурсов; нахождение глубинной мотивациичеловека и приобретение права личностью проявить свою индивидуальность);
д) удовлетворение потребностиличности в трансцендировании (нахождение психодуховных измерений личности,определение ответов на основные вопросы человеческого бытия и принятие права на«воплощенное» существование, «примирение человека с Богом»,просветление и «второе» рождение).
Интенсивные интегративныепсихотехнологии удовлетворяют качествам системности, многомерности,целостности.
Психотехнологии мы можем рассматривать на следующих уровнях: работас телом (шаманские психотехники, ориентированные на тело;телесно-ориентированные психотехники, направленные на расширение осознания телаи телесности; фокусированная работа с телом в стилях: массаж (китайские,японские, европейские техники); райхианские техники; рольфинг; различныестатические позы; динамические движения; ци-гун; тайцзыцюань; телесныемедитативные практики; синтетический массаж; сегментарный массаж; биоэнергетикаБоаделла; суфийские техники балансировки энергии; трансовые танцы; ритуальныепрактики; холистический палсинг; система рейки; випассана; пранаяма и др.).индивидуально-психологический уровень (ребефинг; вайвейшн; холотропное дыхание;свободное дыхание; транзактный анализ; психосинтез; юнгианский анализ;суггестивные техники; аутотренинг; тренинги релаксации; техникипереформулировки; игротехники; регрессия возраста; реинкарнационная терапия;различные дыхательные техники погружения; направленная визуализация;биографический метод; медитация; работа со снами; мандалотехника; терапияискусством (боди-арт, медитативная живопись и др.), социально-психологическийуровень (коммуникативные тренинги; тренинги сензитивности; тренинги встреч;психодраматическое обыгрывание; ролевые игры; тренинг любящих взаимоотношений;гештальт; различные форматы работы: процессы «глаза в глаза»;суфийские ритуальные игротехники; обряды; групповые песнопения; групповыеритуальные взаимодействия; групповая динамика), психодуховный аспект (буддистские и даосские техники самоисследования; трансцендентальные медитации;дзогчен; психотехники дзень; глубинный опыт различных сессий из психоделическихпогружений и погружений в расширенное состояние сознания; молитвенные практики;практики аскезы; депривационные практики; направленные визуализации иидентификации; различные инициации)[17].

                                       Заключение.Интеграция – это осознание конфликта междуфрагментами сознания; принятиеконфликтующих сторон как равных по значимости. Смысл интеграции заключается в том, что та областьсознания, которая вытеснялась, подавлялась личностью, более не отвергалась.
 Понятие,которое можно считать противоположным интеграции – это дезинтеграция личности.Дезинтеграционные процессы особенно характерны для личности российскогогражданина в настоящее время. Это связано с потерей ценностных ориентацией,смыслов, которые раньше были важны для нашей культуры, новые же ценностипротиворечивы, вызывают у многих внутриличностные кризисы.
Негативная дезинтеграция можетпривести к психопатическим сдвигам, депрессиям, к астении, к психосоматическимболезням, иногда к суицидным намерениям и смерти.  Последствиями развитиядезинтеграции по негативному направлению помимо общеизвестных – усталости, сниженногонастроения, раздражительности или апатии, нарушения сна и сексуальной потенции,депрессивных тенденций, можно отнести и более серьезные психосоматическиезаболевания: гипертонию, стенокардию, язву желудка, бронхиальную астму, диабет,некоторые кожные заболевания.
Новая система общественныхотношений, складывающаяся в обществе, формы и методы ее осуществленияобусловили тенденцию роста пьянства, наркомании, проституции, преступности,профессионального нищенства и т.п.Именно с негативнойдезинтеграцией связано понятие кризисной личности, т. к. она создаетпредпосылки формирования контингента клиентов социальных работников – бомжей,безработных, наркоманов и т д.
Социальнаяработа с негативными дезинтеграциями развивалась в основном в руслепсихотерапии и психологии, одним из современных подходов к работе с негативнымидезинтеграциями личности являются интенсивные интегративные психотехнологии.
Интегративнымипсихотехнологиями называются системы воздействия на личность, которыеспособствуют большей ее целостности
Приложение.Методика «ПДО» (автор А.Е.Личко).
Для диагностики кризисногосостояния личности (особенно личности подростка, хотя эта методика можетприменяться и для людей старше 20 лет) можно использовать методику «ПДО» А. Е.Личко.
Распознание типа акцентуации уподростка представляет собой немаловажную практическую задачу. Тип указывает наслабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способныевызвать понятие декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации.
В 1970 г. А.Е.Личко был составлени апробирован предназначенный для под­ростков патохарактерологический опросник.Опросник предназначен для определения типов характера при психопатиях,психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющимисякрайними вариантами нормы.
Патохарактерологическийдиагностический опросник. (ПДО)   « А.Е.Личко». Напоминание о существующихтипах акцентуаций было осуществлено в связи с тем, что в предлагаемом опросникебуквенные символы кода соответствуют баллам в пользу следующих типов: Г —гипертимный, Ц — циклоидный Л — лабильный/эмоционально-лабильный/, А — астеноневротический, С — сензитивный, П — психоастенический, Ш — шизоидный, Э —эпилептоидный, И — истероидный, Н — неустойчивый, К — конформный.
Прочерк в графах, где проставленыбаллы, означает, что данный выбор являет­ся неинформативным. Сдвоенные истроенные буквенные символы означают, что за этот выбор в пользусоответствующего типа начисляется 2 или 3 балла. За один выбор могутначисляться баллы в пользу 2-х или более типов /например, ЛЛП — начисляется 2балла в пользу лабильного и 1 в пользу психоастеническо­го типа/.
Следует обратить внимание, что заотказы сделать выбор также могут начис­ляться баллы.
Например, за О по теме«Спиртные напитки».
В шкале объективной оценкипредусмотрены также следующие дополнитель­ные показатели: Д — показательдиссимиляции действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремленияне раскрывать особенностей своего характера; Т — показатель откровенности; В —показатель черт характера, при­сущих органическим психопатиям; Е — степеньотражения реакции эмансипа­ции в самооценке; О — показатель психологическойсклонности к делинквентности.
Для подсчета баллов полученных впользу каждого типа, удобно построить график. Баллы в пользу типов и каждогопоказателя, полученные в 1-м и 2-м исследовании, суммируются арифметически,т.е. все они откладываются на графике вверх от горизонтали. К нимприплюсовываются дополнительные баллы /см. в конце текста опросника/.
На таблице №1. знаком X отложены баллы в пользу типов,начисленные со­гласно коду опросника, знаком + отложены дополнительные баллы впользу типа Ш /I балл за К= 1 и 1 балл за 0=6/.
Таблица №1
/>ОПРЕДЕЛЕНИЕСТЕПЕНИ КОНФОРМНОСТИ.
Если К=1 или К =0, этосвидетельствует о низкой конформности или даже нон­конформизме. В самооценкеэто наиболее присуще шизоидному или истероид-ному типам. При К = 2 или К = 3конформность умеренная, при К = 4 или 5 — средняя, а при К =6 и более —высокая.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯК ИССЛЕДОВА­НИЮ.Величина показателя Об равная 6 и более баллам, свидетельствует о скрытомнегативном отношении к исследованию. Надежность правильности диагностики типапри этом снижается. ОПРЕДЕЛЕНИЕВОЗМОЖНОЙ СКЛОННОСТИ К ДИССИМУЛЯЦИИ.
Если показатель Д превышаетпоказатель Т на 4 и более балла /см. график/, это свидетельствует в пользувозможной диссимиляции.
Констатация возможнойдиссимиляции снижает надежность диагностики ти­па и практически полностьюисключает правильную диагностику типов Ц и К. Сам по себе высокий показатель Д/безотносительно с величиной Т/, особенно если Д=6 или более баллам, наиболеечасто встречается у представителей типа Н.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ОТКРОВЕННОСТИ. Если Т больше Д, это указываетна значительную откровенность в самооценке. Чаще других это встречается упредставителей типов Ц и особенно П.
ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫПСИХОПАТИИ ИЛИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА.Указание на возможную органическую при­роду может быть получено с помощьюиндекса В/Ваппа1 оа аое /, если его величина равна 5 и более баллам. ПоказательВ меньше 5 не исключает органи­ческого генёз, т.к. лишь в 45% органическихпсихопатий В =5 и более баллам. Обратная ошибка /В 5/ при отсутствии каких-либопризнаков органического резидиума, черепно-мозговых травм, мозговых инфекцийили тяжелых нейроин-токсикаций в анамнезе не превышает 8 %. Высокий индекс Вчасто встречается также у представителей типа Э.
ОЦЕНКА РЕАКЦИИ ЭМАНСИПАЦИИ,точнее ее отражения в самооцен­ке, но и в поведении, проводится на основаниипоказателя Е: если он равен О или 1 — реакция эмансипации слабая, если Е=2 или3 — умеренная, если Е=4 и более балам — выраженная. В последнем случае типы С иП не диагностиру­ются независимо от 24 числа баллов в их пользу, т.к.представителям этих ти­пов выраженная реакция эмансипации не свойственна.Высокий показатель Е-6 и более баллам чаще всего встречается у представителейтипов Ш и И. По-видимому, это связано с нередко присущим этим типамнонконформизмом. Следует отметить, что у гипертимного типа реакция эмансипациинередко бы­вает сильно выражена в поведении, но ее отражение в самооценкегораздо бо­лее умеренное.
ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СКЛОННОСТИК ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ наосновании показателя «о» неодинакова для подростков мужского иженского пола и у разных типов. В опубликованном коде даны баллы «о»для мужского пола.
Низкий балл о вовсе несвидетельствует об отсутствии психологической склонности к делинквентности(кроме случаев, где диагностирован тип С). Ука­занием на возможную склонность кделинквентности служит показатель «о», ес­ли он равен: при типах Г иЛ — 2 баллам и более, при типах Э и И — 4 баллам и более. При типах Ш и Н этасклонность не может быть определена при помощи этого показателя. У типа Ш онможет быть весьма высоким безо всякой склонно­сти к делинквентности. при типе Нон обычно низок, но представители этого ти­па не нуждаются в выявлениисклонности к делинквентности с помощью особо­го показателя, т.к. в условияхбезнадзорности они, как правило, обнаруживают делинквентное поведение.ОЦЕНКАПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СКЛОННОСТИ К АЛКОГОЛИ­ЗАЦИИ.
Цифровые баллы завыборы, сделанные по теме «Отношение к спиртным на­питкам» в 1 -м и2-м исследованиях, суммируются алгебраически, т.е. с учетом знака. Присуммарной величине +2 и выше можно говорить о наличии психоло­гическойсклонности к употреблению спиртных напитков. Очень высокие пока­затели +6 ивыше свидетельствуют не об интенсивной алкоголизации, а о стрем­лениидемонстрировать свою склонность к выпивкам (чаще встречается у типа И).Отрицательная величина говорит об отсутствии психологической склонности калкоголизации чаще у С, величина, равная О или + 1, является неопределеннымрезультатом.
После оценки всех этихпоказателей диагностика типов психопатий и акцен­туации характераосуществляется с помощью правил, которые приведены в кон­це.
Текст ПДО и усовершенствованныйкод шкалы объективной оценки смотри в таблице № 2
Таблица №2N вы­бо­ра Название темы и предла­гаемые выборы Баллы по шкале объективной оценки 1-е исследование 2-е   исследование   /не   подходящие выборы/ САМОЧУВСТВИЕ 1. У меня почти всегда, пло­хое самочувствие А — 2. Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил гмм 3. Недели   хорошего   само­чувствия    чередуются    у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо ц ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕБАЛЛЫ, НАЧИСЛЯЕМЫЕ ПО ШКАЛЕОБЪЕКТИВНОЙОЦЕНКИ
Показатели по графику шкалыобъективной оценки.                         Начисленные балы.
Г=0 илиГ=1                                                                                                 П, С
Ц6                                                                                                               Л
А 4                                                                                                                Л
П=0 или 0П=1                                                                                              Н
Н=0 илиН=1                                                                                                  П
К=0                                                                                                              2Ш 1 И
К=1                                                                                                               Ш
Д6                                                                                                                Н
ТД                                                                                                                ППЦ
В=5                                                                                                               Э
В6                                                                                                                ЭЭ
Е6                                                                                                                ШИ
О5                                                                                                                Ш                                    
Наличие ошибок в выборах (один итот же выбор на одну и ту же тему в обоих исследованиях):
За однуошибку                                Э
За 2 и болееошибок                         ЭЭ
М
М — Ф = — 6 иниже                       С
V = — 6 иниже                                  С
М — Ф — положительная —преобладание черт мужественности, отрицатель­ная — преобладание чертженственности.
При психопатиях и акцентуацияпреобладание черт может не соответствовать физическому полу. У подростковженского пола нередко преобладают черты М, а у мальчиков с истероидной,шизоидной и сенситивной психопатиями черты Ф.
ПРАВИЛА ДИАГНОСТИКИ ТИПОВ ПОШКАЛЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ
Правило О. Тип считается неопределенным,если по шкале объективной оценки не достигнуто минимальное диагностическоечисло (МДЧ) в отношении ни од­ного типа. МДЧ неодинаково для разных типов иравно:
МДЧ   .7 6 6 5 6 6 6 6 6 6 6
Типы   ГЦЛАСПШЭИНК
Правило 1. Если МДЧ достигнуто или превышенотолько в отношении одного типа, то диагностируется этот тип (кроме случаев,предусмотренных правилами 2 и 3).
Правило 2. Если констатированавозможность диссимиляции (Д — Т^4), то ти­пы Ц и К не диагностируютсянезависимо от числа набранных в их пользу бал­лов.
Правило 3. Если сильно выражена реакцияэмансипации (Е 4), то типы С и П не диагностируются независимо от числанабранных в их пользу баллов.
Правило 4. Если МДЧ достигнуто или превышенов отношении типа К и еще других типов, то тип К не диагностируется независимоот числа набранных в его пользу баллов.
Правило 5. Если после исключений, сделанныхсоответственно правилам 2, 3 и 4, оказывается, что МДЧ достигнуто или превышенов отношении 2 типов, а в случаях ниже перечисленных совместимых сочетаний диагностируетсясмешан­ный тип
ГЦ     ГИ    ГН
ЦЛ
ЛА    ЛС     ЛИ  ЛН
АС     АП    АИ
СП    СШ
ПШ
ШЭ  ШИ  ШН
ЭИ    ЭН
ИН
Исключение представляет случай,предусмотренный правилом 6. б/ в случаях остальных сочетаний, признанныхнесовместимыми, диагностируется тот из двух типов, в пользу которого полученобольшее превышение в баллах над его МДЧ;
в/ если в отношении двухнесовместимых типов имеется одинаковое в числе баллов превышение их над МДЧ илиоба они только достигают МДЧ, то для ис­ключения одного из них руководствуютсяследующим принципом доминирова­ния (сохраняется тип, указанный после знакаравенства).
Г+Л=Г Ц+А=А   Л+П=П   А+Ш=Ш С+Э=Э
Г+А=А Ц+С=С Л+Ш=Ш А+Э=Э     С+И=И
Г+С=Г Ц+П=П   Л+Э=Э    А+Н-Н  С+Н=Н
Г+П=П Ц+Ш+Ш                              П+Э=Э
Г+Ш=ШЦ+Э=Э                                П+И=И
Г+Э=Г  Ц+И=И                                П+Н=Н
              Ц+Н=Н
Правило 6. Если в пользу какого-либо типанабрано столь большое число бал­лов, что его возвышение над МДЧ превышаетвозвышение другого /других/ ти­пов над его /их/ МДЧ не менее, чем на 4 бала, тоэти отстающие на 4 и более баллов типы не диагностируются даже, если сочетаниесовместимо.
Правило 7. Если МДЧ достигнуто или превышенов отношении 3-х или более типов и по правилам 2,3,4 и 6, их число не 'удаетсясократить до 2-х, то среди этих типов отбираются 2, в пользу которых полученонаибольшее превышение в баллах над их МДЧ и далее руководствуется правилом 5.
Правило 8. Во всех остальных случаях принеобходимости сделать выбор меж­ду несколькими типами, в отношении МДЧ толькодостигнуто или набрано оди­наковое число баллов, превышающее их МДЧ,диагностируются 1-2 типа, кото­рые в соответствии с правилом 5а совмещаются снаибольшим числом из ос­тальных сравниваемых.
В соответствии с этими правиламиоценка графика, приведенного в качестве примера будет следующей.Диагностируется шизоидный тип. Обнаружена склонность к диссимуляции, низкаяконформность выраженная эмансипация.ПРИЗНАКИ,УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ВЕРОЯТНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯПСИХОПАТИИ
Тип
ха-
рак-
тера
Признаки, указывающие
на вероятность  формирования психопатии /по
графику / Частота обнаружения хотя бы одного из при знаков /> />
психо-
патии
Транзито-
рные
наруш-я стабильная адаптация /> Г Н³ 10, К=0, Е³6 75 5 5 /> Л А£ 6, Ш>7, К=0, Д ³ 6 60 10 5 /> С С ³ 12 75 15 5 /> Ш Г£ 1, Л£1, Щ³13, 0³7 85 20 10 /> Э
Г=0, Ц³ 8, К=1, 0³Г   а
также 2 ошибки и более
при условии, что Э=10 60 25 10 /> И А³5, 0 ³6, Е ³ 6 65 20 10 /> Н
Н 12, К 1, В    5,     6 и
большей отрицательной
величины 70 5 5 />
Список литературы.
1.   АндрееваГ.М. Социальная психология, 2000
2.   Басов А.В. Квопросу о предмете социальной педагогики //Там же.
3.  Вульфов Б.Э.Социальная педагогика и процесс формирования личности //Теория и практикасоциальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной,В.Г. Бочаровой. М.-Тула, 1993. Т. I.
4.    ГрофС., Гроф К. Духовный кризис: понимание эволюционного               кризиса./Духовный кризис. Ред. Ст. Грофа — М., 1995 — С. 13-39.
5.    ГрофС., Гроф К. Помощь при духовном кризисе./ Духовный кризис.              Ред.Ст. Грофа -М… 1995-С. 201-208.
6.   ЗдравомысловА.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., 1986.
7.    Здравомыслов А.Г., Ядов В.А.Отношение к труду и ценностные ориентации       личности // Социология в СССР.- М., 1966, Т.2. с. 197-198
8.  Козлов В. В.«Социальная работа с кризисной личностью», Ярославль,  1999, 303 с.
9.     КозловВ.В., Бубеев Ю.А. «Измененные состояния сознания:   психология ифизиология» гл. 1-2, с.5-26. — М.,1997. — 197с.
10.     Козлов В.В…Парадигма интегративных психотехнологий. /Психологический пульс Ярославля// Сб.под ред. В. В. Новикова -М., Ярославль,1998 — С.140-156.
11.     Павленок П.Д.«Основы социальной работы: Учебник» М:1998 – 270 с.
12.    Рамзей Р. К созданию общейконцепции социальной работы «наука — профессия» // Теория и практикасоциальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной,В.Г. Бочаровой. М; Тула, 1993. Т. I.
13.     Социальныеотклонения – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрид. лит.             1989 — 275с.
14.     Теорияи методика социальной работы. Учебное пособие –    М., Союз,1994г., ч.1, с.130-137  
15.      Теория иметодика социальной работы / Под ред. В.И.Жукова. М.:             Союз, 1994,с. 5-11.
16.      Теория иметодология социальной работы. Под ред. С.И.      Григорьева. М.: Наука, 1994,с. 13-16, 47-50.
17.     ФирсовМ. В… Социальная работа в России: теория, история,     общественнаяпрактика М.,»Союз»,1996г., с. 344-356.
18.       Энциклопедиясоциальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. М.: Центр            общечеловеческихценностей, 1993-1994.
19.     Юнг К. Г.«Подход к бессознательному»// К. Г. Юнг Архетип и символ. – М.: Ренессанс,1991, с. 23-94


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.