Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта

Развитиесистемы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта внастоящее время в первую очередь связано с осознанием необходимости сохраненияи укрепления здоровья населения средствами физической культуры и спорта.Возрождаются престижность и традиции физического совершенствования не толькосреди молодежи, но и среди других возрастных групп. Если при классическомобразовании по физической культуре и спорту внимание акцентирова лось на работеучителей физической культуры и тренеров, работающих с детьми, то в настоящеевремя все более возрастает потребность в специалистах, умеющих работать сразными возрастными группами людей с различным состоянием здоровья с учетоминтересов личности. Стандартный подход к организации дополнительногообразования не дает желаемого успеха. Требуется переход на качественно новыйуровень организации учебного процесса. Многолетний опыт работы институтаповышения квалификации и переподготовки кадров (ИППК) Кубанской государственнойакадемии физической культуры (КГАФК) показал, что оптимальным является учетследующих принципиально необходимых направлений и условий работы:
— организация дополнительного образования с учетом потребностей общества вспециалистах конкретного уровня квалификации;
— проведение комплексных научно-методических исследований, направленных навыявление уровня квалификации специалистов-прак тиков, потребности в конкретныхспециалистах в регионе как базы для эффективного обучения;
— разработка региональных программ дополнительного образования в сфере физическойкультуры и спорта;
— совместная деятельность по реализации комплексных программ с департаментами пофизической культуре и спорту и образования и науки на уровне города, края,региона;
— непосредственное внедрение результатов дополнительного образования в практикуработы с их учетом при аттестации специалистов;
— повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров должныосуществляться на базах ИППК и ФПК профильных высших учебных заведений,академий и вузов физической культуры.
Конечно,реализация указанного комплекса направлений и условий может быть достаточноэффективной только при продуманном целенаправленном финансировании учрежденийдополнительного образования. При этом важнейшей проблемой является то, чтофинансирование данной образовательной деятельности не считается приоритетным,особенно если это касается повышения квалификации учителей физической культурышкол, преподаватели ССУЗов и вузов.
Анализмноголетнего опыта работы, накопленного ИППК КГАФК, показывает, что присистемно-деятельном подходе и использовании модульного принципа обучения,тщательном подборе преподавателей можно успешно осуществлять дополнительноеобразование в сфере физической культуры и спорта.
Актуальнейшейпроблемой эффективности дополнительного образования является степеньподготовленности преподавателей. Особенности обучения взрослых предопределяютповышение требований к профессионализму преподавателей, их умению обучать поконкретной учебной дисциплине с учетом целевой установки обучающихся, уровня ихобразования, специфики профессиональной деятельности, объема и содержанияобразовательной программы.
Используютсяследующие формы обучения: лекции, семинары, практические занятия, тренинги,дискуссии, конференции, тематические и проблемные семинары, деловые игры, подготовкатворческих и выпускных работ, индивидуальные занятия. Занятия ведут наиболееквалифицированные преподаватели: 18 профессоров, докторов наук, 32 кандидатанаук, доцента, приглашаются ведущие специалисты-практики (учителя, тренеры,врачи, экономисты, руководители департаментов образования и науки, физическойкультуры и спорта).
Учебныезанятия проводятся с использованием различных технологий обучения, ТСО исовременного оборудования, в том числе модульного, развивающего,дистанционного, программированного, проблемного обучения, концепций сжатиядидактических единиц, индивидуализации обучения, дифференцированного подхода кобъему образовательных программ.
Повышениеквалификации и профессиональная переподготовка кадров, являясь одним из этаповнепрерывного образования, имеют ряд существенных особенностей в организацииучебного процесса, связанных в первую очередь со спецификой обучения взрослых.Многолетние исследования, проведенные в ИППК КГАФК по разработке оптимальныхтехнологий обучения, показали, что наиболее рационален модульный принципорганизации учебного процесса. При нем учитываются многоуровневый характердополнительного образования и создание перспективы для дальнейшегосамосовершенствования обучающихся как личностей и специалистов конкретной сферыпрофессиональной деятельности.
Технологическиедидактические системы в дополнительном образовании строятся по следующимосновным уровням:
— основной, обязательный для всех модульный блок;
— вариативный базовый модуль;
— курсы по выбору по всем направлениям работы;
— проблемные курсы;
— авторские курсы ведущих специалистов и тренеров;
— тематические семинары;
— обучение по индивидуальному графику.
Модульныекомплексы создаются с учетом принципиально значимых показателей:
— целевой установки на обучение;
— качества и профиля базового образования;
— уровня спортивного мастерства в конкретном виде спорта;
— опыта практической деятельности в конкретном профессиональном направлении;
— навыков самостоятельной учебной деятельности.
Приведенныепоказатели приоритетны, особенно при повышении квалификации и профессиональнойпереподготовке кадров в сфере физической культуры и спорта. По сравнению сдополнительным образованием в других областях профессиональной деятельностиорганизация учебного процесса осложняется тем, что каждый из обучающихся дажепо основному направлению — «Физическая культура и спорт» — темувыпускной аттестационной работы выбирает, ориентируясь на избранный вид спорта.В каждой из групп обучающихся таким образом формируются мини-группы поспортивной специализации.
Впоследние годы все больше заявок на профессиональную переподготовку поступаетот специалистов биологического и медицинского профиля, желающих получитьдополнительное профессиональное образование по оздоровительным технологиям. Ксожалению, данная категория обучающихся не всегда имеет достаточный опытфизкультурно-спортивной деятельности, что осложняет процесс освоения имиобязательного модуля, и приходится продолжать более глубокое изучение,модернизируя вариационные модули.
Анализпроцесса реализации технологии дополнительного образования на основе модульногопринципа показал, что наиболее эффективны разработка и внедрение комплексныхпрограмм регионального значения, которые позволяют, с одной стороны, учестьпотребность региона в конкретном дополнительном образовании кадров и получитьобратную связь относительно эффективности внедрения результатов повышенияквалификации. Особенность организации повышения квалификации специалистов вКГАФК — комплексный, системный подход к реализации программ:
— региональной программы дополнительного образования в сфере физической культурыи спорта, разработанной ИППК КГАФК и утвержденной правительством Краснодарскогокрая и департаментами образования и науки и физической культуры и спорта какбазовая;
— краевой программы «Система духовного и физического оздоровления населенияКубани»;
— муниципальной программы «Физическое воспитание и здоровье детей иподростков».
Комплексныйподход, основанный на разработке программ, позволяет предусмотреть решениеактуальных практических проблем, осуществлять системно-деятельный подход кповышению квалификации кадров. Новейшие научные разработки внедряютсянепосредственно в практику. Есть возможность планомерно оценивать качествоработы учителей физкультуры и тренеров, работающих в области оздоровленияучащихся и спортсменов.
Разработанакомплексная программа повышения квалификации учителей Краснодара и края сиспользованием различных форм и методов дополнительного образования по разнымуровням профессионального мастерства специалистов. Проведены научныеисследования по анализу уровня образования специалистов по физической культуре,спорту и ОБЖ Краснодарского края. Работа начиналась с общих курсов,заканчивающихся научно-практическими конференциями, затем для различныхкатегорий специалистов проводились проблемные семинары по основным разделамрегиональных программ. Аттестация слушателей осуществлялась по реальнымрезультатам внедрения методик оздоровительной физической культуры, изучаемых насеминарах, непосредственно в практическую деятельность учителя физическойкультуры и тренера на последующем тематическом семинаре путем защиты творческихпроектов. Четвертым модулем служили курсы повышения квалификации, включающие всебя углубленное изучение инновационных методик с учетом трудностей, возникшиху обучающихся на первом этапе внедрения методик в практику. Пятый модульпроводился для учителей-ме тодистов, которые, овладев методиками, должны былиорганизовать методическое обучение других учителей. В последующем, убедившись вэффективности такого подхода, департамент образования Краснодара ввел в школахдолжность заместителя директора по спортивно-массовой и оздоровительной работе,которую и заняли учителя-методисты. Итоговым модулем в повышении квалификациислужило проведение курсов повышения квалификации специалистов, включающихтематику занятий по заявкам заместителей директоров школ. Итоговая аттестацияпроводилась в форме научно-практической конференции. Указанный каскад модулейзаранее планировался в виде комплексной программы на весь учебный год. Такимобразом значительно снижались затраты на повышение квалификации, создавалисьусловия для личностно-ориентированного обучения и системно-деятельного подходав организации учебного процесса. Вся эта работа проводилась совместно сдепартаментами по физической культуре и спорту и образованию и наукеКраснодарского края и имела прямой выход на аттестацию специалистов. Данныйтворческий контакт позволил активизировать самостоятель ную учебно-поисковуюдеятельность обучающихся и дифференцировать обучение с учетом уровнейквалификации специалистов и интересов личности.
Модульныйпринцип построения дополнительного образования позволяет учесть и сложноститрудоустройства. Учитывая целевую установку личности на обучение и возможностьработать по избранному направлению дополнительного образования, прежде чемвключить слушателя в процесс освоения образовательной программы, проводитсясобеседование, в ходе которого выясняется подготовленность личности к обучению.При этом часто приходится корректировать целевую установку на обучение,устанавливать возможности самостоятельной учебной деятельнос ти. Подбор каскадамодулей может быть ориентирован на конкретную профессиональную деятельность повиду спорта или общую образовательную подготовку по типовой образовательнойпрограмме. Если слушатель имеет высокие спортивные показатели, значительныйопыт практической деятельности, то модули по виду спорта сокращаются ипредлагается более углубленно освоить те из них, которые не были представлены вдостаточном объеме при получении человеком высшего или среднегопрофессионального образования. При высокой степени подготовленности слушателя ксамостоятельной учебной деятельности и достаточном базовом образованииорганизуется обучение по индивидуальному графику. Модульный принцип обученияпозволяет активизировать сознательный выбор слушателями объема и структурыобучения. В результате внедрения данной технологии обучения значительновозросла требовательность слушателей к структуре образовательных программ,уровню преподавания, содержанию занятий. Это усложняет работу сотрудников ИППК,но вместе с тем существенно повышает качество учебного процесса.
Длявыяснения особенностей целевой установки обучающихся по различным уровнямобразовательных программ дополнительного образования в сфере физическойкультуры и спорта нами проведены исследования категорий слушателей попоказателям занимаемой должности, образования, стажа, возраста, местажительства, выбора специализации, вида спорта. Чтобы получить объективныеданные, были изучены характеристики контингента обучающихся как по повышениюквалификации, так и по профессиональной переподготовке. Основной задачей приэтом было не столько получение сравнительной характеристики, сколькопоследующее использование данных для совершенствования процесса организациидополнительного образования специалистов, работающих в сфере физическойкультуры и спорта.
Существеннойособенностью дополнительного образования взрослых является то, что у каждого изних уже есть определенный опыт практической деятельнос ти и базовое высшее илисреднее профессиональное образование. Это значительно усложняет организациюучебного процесса, потому что базовое образование может быть различного профиляи уровня, практический опыт может быть напрямую связан со спортивной ифизкультурной деятельностью или косвенно, когда человек в прошлом былдействующим спортсменом или когда обучающийся, имея медицинское илифизкультурное образование, желает получить профессиональ ную переподготовку пооздоровительным технологиям. Даже если слушатели работают в сфере физическойкультуры и спорта и имеют физкультурное образование, процесс повышенияквалификации усложняется еще и тем, что кроме общей образовательной программыкаждый учитель и тренер получает требуемый объем современных знаний поизбранному виду спорта. В последнее время все чаще подают заявки люди, желающиеорганизовать спортивную или оздоровительную работу по нестандартным видам илиметодикам. Анализ заявок отражает и все возрастающую требовательностьслушателей к содержанию, объему и структуре образовательных программ, уровнюквалификации преподавателей.
Организацияповышения квалификации специалистов, работающих в сфере физической культуры испорта, отличается спецификой деятельности. Из всех категорий слушателей чащевсего это тренеры, учителя и преподаватели физической культуры, педагогидополнительного образования, руководители в сфере физической культуры, спорта иобразования. Среди прочих категорий можно выделить специалистов по физическомувоспитанию в дошкольных учреждени ях, учителей биологии, географии, экологии,медицинских работников оздоровительных учреждений.
Анализируякатегорию должностей слушателей, повышающих квалификацию, мы стремилисьпроследить изменения по учебным годам. В 1998/99 учебном году 42,8% слушателейсоставляли учителя физической культуры и преподаватели физического воспитанияшкол, лицеев, гимназий, ССУЗов и вузов, 29,9% — различные категории, 15,2% — тренеры, 8,6% — руководители в сфере физической культуры и спорта, 3,5 % — руководители в сфере образования
В1999/2000 учебном году 54,4% составляли учителя и преподаватели физическойкультуры, 25,9% — прочие специалисты, 11,7% — тренеры, 3,2% — руководители всфере физической культуры и спорта и столько же — педагоги дополнительногообразования, 1,5% — руководители в сфере образования. Как следует изприведенных данных, руководители в сфере образования недооценивают значениезнаний по физическому воспитанию учащихся, что затем отрицательно сказываетсяна оценке роли учителей физической культуры в школе.
Анализкатегорий слушателей по уровню образования показал, что в большей степенистремление к повышению квалификации выражено у специалис тов с высшимобразованием: 69,3% в 1998/99 и 72,5% — в 1999/2000 учебном году.
Характеристикаслушателей по стажу: в 1998/99 учебном году специалистов со стажем свыше 15 летбыло 27% и от 6 до 10 лет — 23,6%. В 1999/2000 учебном году больше поступилоспециалистов со стажем от 11 до 15 лет (34,2%) и от 6 до 10 лет (24,1%).
ВИППК КГАФК в основном направляются специалисты Краснодара (28,8 — 7,4%),городов (31,1 — 53,2%), поселков и станиц Краснодарского края (27 — 16,8%).Слушатели, живущие вне края, составляют 1,2 — 4/%. Это объясняется в первуюочередь материальными трудностями специалистов.
Возрастныекатегории обучающихся отражают нынешние условия профессиональной деятельностиспециалистов в сфере физической культуры и спорта.
В1998/99 учебном году наибольший процент (35,9%) — это люди в возрасте 30 — 45лет, 24,2% — от 20 до 30 лет и 1,6% — свыше 55 лет. В 1999/2000 учебном году47,8% — от 30 до 45 лет и 31,3% — от 20 до 35 лет. Стремление 30 — 45-летнихспециалистов пополнить свои знания отражает их потребность в более качественнойработе, когда они уже имеют практический опыт, но у них еще достаточно сил,чтобы внедрять инновационные методики или осваивать новые сферыпрофессиональной деятельности.
Особоевнимание уделялось анализу выбора специализации. В 1998/99 учебном году 44,2%слушателей обучались по методике физического воспитания, в 1999/2000 учебномгоду — 27,8%. Если в 1998/99 учебном году направление по оздоровительнымтехнологиям и валеологии привлекло 33,9% слушателей, то в 1999/2000 — только11,4%. Это свидетельствует о том, что интерес к валеологии был вызван не тольковажностью оздоровительных технологий, но и «модностью» термина.Радует, что значительно увеличился (с 7,3 до 49,1%) выбор направления обученияпо конкретным методикам, что иллюстрирует выбор образовательной программы всвязи с производственной потребностью или личной заинтересованностьюобучаемого. Тревожит недостаточная активность в стремлении повыситьквалификацию тренеров по видам спорта: в 1998/99 учебном году 14,6%, в1999/2000 учебном году — 11,7% слушателей. Это тем более тревожно, что тренерыявляются важнейшей категорией специалистов в сфере физической культуры испорта. Учитывая данные анализа, ИППК КГАФК совместно с Департаментом пофизической культуре и спорту Краснодарского края приступили к разработкекомплекта организационных и учебно-методических материалов, способствующихпривлечению тренеров к повышению квалификации и учету его результатов приаттестации специалистов.
Анализконтингента слушателей, повышающих квалификацию по видам спорта, показывает,что более активны тренеры по спортивным играм и борьбе, хотя значительную долюcреди тренеров-борцов составляют тренеры по восточным единоборствам, нежелающие осваивать теоретические и практические основы традиционных видовборьбы.
Втечение 5 лет сотрудниками ИППК КГАФК проводятся исследования, направленные наповышение эффективности технологий дополнительного образования специалистов всфере физической культуры и спорта. Установлен творческий контакт и организована совместная деятельность с Департаментом по физической культуре и спортуКраснодарского края, направленные на оптимизацию процесса внедрения новейшихдостижений науки и методики в практику работы тренера ируководителя-организатора в сфере физической культуры и спорта. Совместнаядеятельность позволила создать учебно-методические центры в районах края иосуществлять внедрение инновационных методик непосредственно в практику.
Приорганизации дополнительного образования следует учитывать особенностипрофессиональной деятельности слушателей и их целевую установку на результатыобучения.
Развитиесистемы дополнительного образования в нашей стране является отражениемпотребности в специалистах конкретного направления или уровня специализации,часто связанного с подготовкой на стыке нескольких традиционных специальностей.Целевая направленность дополнительного образования, таким образом, определяетмногоуровневую организацию как по направлениям работы, так и по уровнямпрофессионального мастерства специалистов. Следовательно, функциональнонеобходимы различные образовательные программы и преподаватели, умеющиеработать в зависимости от потребности и заказа на разных уровнях дидактическихсистем. Появление массы образовательных учреждении в системе дополнительногообразования — явление неоднозначное. С одной стороны, социально активные люди,создающие возможность получить дополнительное образование быстро, по«модным» специальностям, организуя курсы-скороспелки, способствуютконкурентному началу, с другой, — выдавая «дипломы» и«сертификаты» и приглашая для работы случайных преподавателей, ониподрывают основы настоящего дополнительного образования. В этой связипредставляется насущно необходимым проведение следующих мероприятий:
1.Строжайшее лицензирование образовательных учреждений дополнительногообразования.
2.Четкое определение их целевой и функциональной роли.
3.Определение в каждой отрасли и в регионах ведущего базового учреждения, чтообеспечит необходимый научно-методический уровень и координацию работы.
4.Система финансирования в зависимости от качества работы, наличия необходимойнаучно-мето дической базы и соответствующего уровня квалификациипреподавателей.
5.Направление специалистов на повышение квалификации и профессиональнуюпереподготовку в те образовательные учреждения, которые являютсянаучно-методическими центрами в отрасли.
6.Организация педагогической подготовки преподавателей дополнительногообразования, особенно не имеющих педагогического образования.
7.Создание систем комплексного использования учебного оборудования и проблемныхкурсов, проводимых высококвалифицированными преподава телями, учреждениямидополнительного образования на взаимовыгодных условиях.
Рассматриваяуказанные вопросы через призму дополнительного образования в сфере физическойкультуры, спорта, ОБЖ и туризма, в первую очередь следует подчеркнуть, чторезультатом работы в этой области деятельности станет улучшение здоровья людей.
Список литературы
С.А.Локтев, ректор, профессор.Ю.К.Чернышенко, проректор по учебной работе,профессор. Л.В. Ярошенко, директор Института повышения квалификации ипереподготовки кадров профессор. Кубанская государственная академия физическойкультуры, Краснодар. Проблемы и перспективы развития дополнительногообразования в сфере физической культуры и спорта.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.