Реферат по предмету "Финансовые науки"


Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку и развитие отраслей экономики

Расходы бюджетной системына науку, государственную поддержку и развитие отраслей экономики
 
Главное назначение всех звеньев бюджетнойсистемы — финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органывласти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетныхрасходов.
Расходы (инвестиции)бюджета– денежные средства, направляемые на финансирование функций государства иместного самоуправления.
В зависимости от экономического содержаниябюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджетов — часть расходовбюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственнойвласти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказаниегосударственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики вформе дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другиерасходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
Во всех звеньях бюджетной системы текущиерасходы являются преобладающей частью.
Капитальные расходы бюджетов — часть расходовбюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность,включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие иливновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденнойинвестиционной программой.
Это средства, предоставляемые в качествебюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального(восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширеннымвоспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается илиувеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РоссийскойФедерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В составе капитальных расходов бюджетовформируется бюджет развития.
В развитых странах значительная частьнаучных исследований финансируется из государственного бюджета. Инвестиции внауку считаются приоритетными, так как научные достижения, в первую очередь,определяют духовное, социальное и экономической развитие общества.
В 1991 году Россия тратила на науку 1% ВВПи 3,9% расходной части бюджета, а в 2002 году – всего 0,4% ВВП, 2% федеральногои 1% консолидированного бюджетов. Наука стала второстепенной статьей расходовбюджета. мизерное финансирование повлекло за собой нарастание застоя, а затемпостепенную деградацию мощной научно-технической системы страны. В настоящеевремя 90-95% затрат расходуются на оплату труда и коммунальных услуг и лишь5-10% — на приобретение научного оборудования и развитие экспериментальнойбазы.
Финансирование НИОКР за счет средствбюджета остается важнейшей составной частью государственного управлениянаучно-техническим прогрессом. Однако в последние годы произошло сокращениевыделения средств на эти цели.
При сохранении этих тенденций в дальнейшемпроизойдет окончательное разрушение единой системы науки, что негативноскажется на многих аспектах жизнедеятельности России.
При формировании бюджетов органыпредставительной и исполнительной власти определяют получателей ассигнований,методы финансирования государственных фондов научно-технической деятельности,распределение бюджетных средств между федеральными целевыми программами (ФЦП),федеральными органами исполнительной власти, научными организациями, государственныминаучными фондами.
Основными получателями ассигнованийфедерального бюджета являются: Министерство промышленности и науки РФ,Министерство образования РФ, другие министерства и ведомства, система научныхфондов, а также ряд академий и наиболее значительные высшие учебные и научныезаведения. помимо этого, через Министерство финансов РФ финансируются расходына международные научные и информационные связи, оплату контрактов по закупкенаучного оборудования, оргтехники, материалов и реактивов, зарубежных научныхжурналов, а также на обеспечение морских экспедиций, ремонт научно-исследовательскихсудов для российских академий наук.
Отдельно в классификации целевых статейвыделено финансирование разработок перспективных технологий и приоритетныхнаправлений научно-технического прогресса.
Классификация видов расходов федеральногобюджета на науку предусматривает финансирование:
— федеральных целевых программ;
— конкурсного фонда индивидуальнойподдержки ведущих ученых и научных школ;
— создания компьютерных сетей связи и базданных фундаментальной науки и техники;
— НИОКР, выполняемых соисполнителями подоговорам в рамках федеральных программ;
— НИОКР, выполняемых научнымиучреждениями, подведомственными головному заказчику, в интересах отрасли;
— ремонта научно-исследовательских судов;
— естественных и технических наук;
— общественных наук;
— организации НИОКР в интересахнаучно-технического прогресса.
Главный метод бюджетного финансированиянаучной деятельности – сметный. Затраты на науку складываются из оплаты трудатворческого персонала. Условий и материальной базы, содержания аппаратауправления и обслуживания. Соответственно общая смета бюджетной научнойорганизации содержит следующие основные разделы:
— свод расходов;
— расчет расходов на содержание аппаратауправления;
— расчеты производственных показателей;
— расчеты расходов по статьям затрат;
— распределение объема затрат по видамработ, структурным подразделениям и темам.
Конкретными расходами сметы являются:
1) оплататруда (заработная плата, добавки, прочие денежные пособия);
2) начисленияна фонд оплаты труда;
3) приобретениепредметов снабжения и расходных материалов;
4) командировкии служебные разъезды;
5) оплататранспортных, коммунальных и других услуг;
6) капитальныерасходы;
7) содержаниеслужб безопасности органов государственной власти;
8) субсидиии текущие трансферты;
9) прочиерасходы.
Значительные средства государство выделяетна реформирование научно-технической сферы. Особое внимание при планировании ифинансировании расходов федерального бюджета на науку уделяется следующим позициям:
— участие в международных исследованиях;
— международные научные и информационныесвязи;
— НИОКР;
— проведение фундаментальных исследований;
— проведение прикладных исследований вобласти сельского хозяйства, здравоохранения, образования, искусства.Архитектуры и градостроительства;
— проведение медицинских исследований.
Кроме прямого бюджетного финансированиягосударство оказывает стимулирующее воздействие на сферу науки с помощьюразличных налоговых льгот, таких как освобождение от НДС, освобождение отналога на имущество, освобождение от земельного налога. Перечисленные налоговыельготы составляют значительные финансовые ресурсы для развития науки в стране.
Федеральные научно-технические программы,приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработкифинансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научной и(или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счетсредств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. Впорядке долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы,сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевыхнаучно-технических соглашений, научно-технические программы создания новойтехники и технологий двойного применения. Органы исполнительной власти РФ исубъектов РФ имеют право устанавливать для государственных научных организацийобязательный государственный заказ на выполнение научных разработок.
Научные работы регионального значениямогут финансироваться из территориальных бюджетов, региональных фондовподдержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счетсредств заинтересованных организаций. Наиболее важные региональные научные инаучно-технические проекты, результаты которых предполагается использовать в другихрегионах, могут полностью или в порядке долевого участия финансироваться засчет средств федерального бюджета.
Расходы на экономические функциисоставляют третью часть расходов бюджетов РФ: это все ассигнования бюджетов, заисключением средств, используемых на финансирование традиционныхгосударственных функций и социальной сферы. По экономическому назначениюуказанные расходы должны обеспечивать функционирование государственногопроизводственного сектора и экономическое регулирование национальной экономики.Выражение «расходы на экономические функции» более правильное по сравнению счасто встречающимися в экономической и статистической литературе выражениями«расходы на экономическую поддержку промышленности», «расходы на экономическиенужды» или «расходы на народное хозяйство».
Расходы на экономические функцииосуществляются федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местнымибюджетами. На внебюджетные государственные фонды приходится незначительнаядоля: их средства направляются на содержание материальной части фондов,инвестиционную деятельность на финансовом рынке.
Исходя из функциональной классификациирасходов бюджетов РФ в группу расходов на экономические функции следуетвключить затраты на:
-промышленность, энергетику истроительство;
— сельское хозяйство и рыболовство;
— охрану окружающей среды и природныхресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
— транспорт, дорожное хозяйство, связь иинформатизацию;
— предупреждение и ликвидацию последствийчрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
— жилищно-коммунальное хозяйство;
— обслуживание государственного долга;
— финансовую помощь бюджетам другихуровней;
— пополнение государственных запасов ирезервов;
— мобилизационную подготовку экономики;
— целевые бюджетные фондыпроизводственного назначения;
— прочие расходы.
В целом затраты можно разделить на двегруппы:
1. Расходы на финансированиегосударственного сектора – содержание и эксплуатация государственного имущества(дороги, связь и т.д.). размеры и динамика данной группы определяютсяособенностями социально-экономического положения государства, его историческимразвитием и другими факторами, т.е. чем больше госсектор, тем значительнеерасходы, и наоборот.
2. Расходы на экономическое регулированиенациональной экономики – это затраты: на экономическое реформирование;управление курсом национальной валюты; обслуживание государственного долга;покрытие дефицита бюджета; пополнение страховых запасов и резервов;регулирование финансовой обеспеченности регионов и др. это наибольшая по объемурасходов группа, хотя и весьма непостоянная. Такие ее статьи, как облуживаниегосударственного долга, регулирование бюджетов территорий РФ, в значительнойстепени обусловлены скорее не объективным, а субъективным, политическим характером.
Экономические расходы производятся как изтекущего бюджета, так и из бюджета развития. Бюджет развития призван статьважным целевым финансовым инструментом расходов на расширенное воспроизводствои инновации. С его помощью органы государственной власти стимулируют привлечениев дополнение к бюджетным средствам денежных ресурсов частных инвесторов иинвестиционных институтов для реализации проектов по структурной перестройкеэкономики. Бюджет развития создается во всех структурах бюджетной системы,особенно на федеральном и субъективном уровнях. Удельный вес его в объемегосударственных инвестиций страны пока небольшой.
Ассигнования из бюджета развитияосуществляются на конкурсной, возвратной, платной и целевой основах. Кважнейшим направлениям его использования относятся: производственныекапитальные вложения; закупка оборудования в счет иностранных кредитов;финансовая поддержка экспорта; санация предприятий; выплаты по государственнымгарантиям, предоставленным зарубежным инвесторам.
Средства бюджета развития идут нафинансирование:
— экспортно-ориентированных,импортозамещающих и других инвестиционных проектов российских организаций;
— высокоэффективных инвестиционныхпроектов;
— инвестиционных программ конверсииоборонной промышленности;
— резервного фонда бюджета развития РФ подранее предоставленные государственные гарантии;
— прочих инвестиционных мероприятий.
Средства бюджета развития находятся подконтролем органов Федерального казначейства. Плата за пользование средствами,предоставленными на возвратной основе, и суммы в их погашение вносятся в доходфедерального бюджета. За нецелевое использование средств предприятия уплачиваютштраф в размере, установленном законодательством. Средства из бюджета развитияпредоставляются тем предприятиям, которые не имеют задолженности по ранеевыданным кредитам.
Финансирование объектов смешанногоинвестирования (за счет средств федерального бюджета, собственных и иныхисточников) осуществляется в порядке, установленном для предоставлениябюджетных ассигнований. Оно может осуществляться как в прямых бюджетныхназначениях, так и посредством системы трансфертов и денежных кредитов.Наибольшая эффективность и гибкость достигаются при кредитах и субсидиях.
Целесообразность экономических расходовобусловлена необходимостью глобального регулирования национальной экономики, атакже особой важностью ее защиты от негативных внутренних и внешних воздействийв условиях мирового товарно-денежного механизма перераспределения стоимости жизненныхценностей. Регулирование может осуществляться как путем содержаниямалорентабельных, убыточных сфер производства, финансирования перспективныхинноваций, обеспечения баланса расходов и доходов государства, так иперераспределения стоимости между отдельными структурно-территориальнымиподразделениями страны.

Список литературы
 
1. Конституция РоссийскойФедерации (с изм. от 25.03.2004) (принята всенародным голосованием 12.12.1993)/// Российская газета, № 237, 25.12.1993
2. Бюджетный кодексРоссийской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
3. Бюджетная системаРоссии: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-550 с.
4. Фетисов В.Д. Бюджетнаясистема российской Федерации: Учеб. Пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-367 с.
5. Вахрин П.И. бюджетнаясистема Российской Федерации: Учебник. – Москва: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и Ко», 2003.
6. Бюджетная система РФ:Учебник / О.В.Врублевская и др.; Под ред. О.В. рублевской, М.В.Романовского. – Москва: Юрайт –Издат.,2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политика местного самоуправления
Реферат Промышленный учет животных на выращивании и откорме
Реферат Ультразвуковые сканеры
Реферат Страноведческая ценность английских фразеологизмов
Реферат Реализация государственной политики содействия занятости на примере деятельности центра занятости г. Искитима
Реферат Международное сотрудничество государств по борьбе с экономическими преступлениями
Реферат Анализ технологии, метрологического обеспечения, разработка стандарта организации и сертификация лекарственного препарата "Нитокс 200"
Реферат 7. Создание системы мониторинга устойчивого развития
Реферат Многофакторная модель заболеваемости с временной утратой трудоспособности – основа первичной профилактики нефтяников
Реферат Творческая история рассказа Л.Н. Толстого "За что?"
Реферат Дії солдата в бою 2
Реферат Понятие договора, его предмет и принципы
Реферат Взаимоотношения специалиста в сфере сервиса и клиента в процессе осуществления сервисной деятельности
Реферат Історія друкарства в Україні
Реферат Показатели и коэффициенты в системе управления инвестиционными проектами