Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Особенности нервной системы подростков, занимающихся разными видами спорта

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Пензенский государственный педагогический университет
им. В.Г. Белинского
Факультет Кафедра
Естественно-географический Анатомии, физиологии и
гигиены человека
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗНЫМИВИДАМИ СПОРТА»
Пенза, 2006 г.

Содержание
 
Введение
1.Обзор литературы
1.1Значение физических упражнений для здоровья человека
1.2Особенности нервной системы детей школьного возраста
1.3Изменения свойств нервной системы у детей и подростков под влиянием различныхфакторов
1.4Влияние свойств нервной системы на двигательные способности человека
1.5Психофизиологические особенности подростков
1.6Влияние физических нагрузок и спорта на психофизиологическое состояниеподростков
1.7Развитие больших полушарий в различные возрастные периоды
2.Организация и методы исследования
3. Результатыисследований
Выводы
Заключение
Списоклитературы
Приложение


Введение
Вопрос о воздействии физических упражнений на здоровье человекаинтересовал врачей и ученых с самых древних времен. В настояшее время, когдаздоровье человека стоит на первом месте основных ценностей, один из способовпрофилактики различных заболеваний – занятия физкультурой. Активная мышечнаядеятельность оказывает благоприятное влияние на функционирование различныхфизиологических систем организма (А.М. Шлемин, 1988; Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина,1989).
Физические упражнения положительно сказываются на умственнойработоспособности и состоянии вегетативной сферы организма, деятельностивнутренних органов (Г.Л. Апанасенко, Л.А, Попова, 2000). Благотворновоздействие физических упражнений на нервную систему. Много лет назадвыдающийся русский учёный И.М. Сеченов, открывший основные закономерностифизиологических функций человеческого организма, отмечал в своей известнойработе «Рефлексы головного мозга», что всё бесконечное разнообразиевнешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишьявлению — мышечному движению. И действительно, прыгает ли ребёнок на однойноге, играя в классы, стремительно ли преодолевает спортсмен сложную слаломнуютрассу, выполняет ли учащийся сложное математическое упражнение, или исполняетмузыкальное произведение скрипач — во всех случаях конечным проявлениемсложнейшей нервной деятельности становится мышечное сокращение. Нашдвигательный аппарат играет решающую роль в осуществлении связи с внешней средой,и это общий физиологический закон работы скелетной мускулатуры. Двигательныереакции — это сложные условные рефлексы, возникновение и течение которыхопределяются законами нервной деятельности.
Наиболее важной для осуществления движения является работа нервныхклеток коры головного мозга. Здесь формируются связи между разнообразнымивнешними и внутренними раздражителями, сигналами от исполнительных аппаратов ивнутренних органов, обеспечивающих их работу.
Чёткая функциональная система нервной деятельности обеспечиваетдвигательный акт во всём богатстве его мышечных проявлений. Под влияниемупражнений, тренировки течение нервных процессов облегчается, осуществляетсявсё более высокая согласованность в мышечной работе и деятельности сердца,лёгких и других органов. Образуется сложная и весьма подвижная системауправления движениями, постепенно обеспечивающая их автоматизацию приодновременной способности к быстрой перестройке. Двигательная активность,физические упражнения тренируют, закаляют нервную систему. Это особенно важнодля воспитания подростка, ибо даёт возможность выработать такие качествахарактера, как решительность, настойчивость, смелость, выносливость, ловкость.Хорошо известно, что люди, систематически занимающиеся физкультурой и спортом, болееустойчивы к болезням. И это легко понять, представив в целом действиефизических упражнений, проявляющееся в улучшении приспособительных реакцийорганизма. Согласованная деятельность многочисленных органов и физиологическихсистем человека обеспечивает не только быстрое и наилучшее выполнениедвигательной функции, но и подготавливает эти же системы в процессе упражненийк быстрой ответной реакции на иные, в том числе и неблагоприятные, воздействия.Развивается система так называемой неспецифической защиты. В то же время ворганизме физкультурников и спортсменов создаются выгодные физиологическиеусловия для осуществления специфических защитных реакций — таких, как выработкаиммунных тел. Всё сказанное позволяет утверждать, что физическая культура и спортявляются одним из основных средств предупреждения заболеваний и важным условиемгармонического развития подростка.
В последнее время в средствах массовой информации, различныхжурналах и т.д. пропагандируются занятия различными видами единоборств т.к. ониразвивают устойчивость организма к стрессовым ситуациям, тактическое мышление,память, укрепляют защитные силы организма, поддерживая высокуюработоспособность. Да и просто, если человек попадет в ситуацию, когданеобходимо защитить себя, навыки полученные на тренировках очень пригодятся. Всвязи с этим многие родители предпочитают записывать детей именно в секциивосточных единоборств, бокса, самбо и др. Нередки случаи, когда только родителирешают, каким спортом будет заниматься их ребенок, или, в погоне за высокимипоказателями тренер, не учитывая индивидуальных особенностей спортсмена,организует тренировочный процесс, что может не только привести к негативнымрезультатам тренировок, но и нанести вред здоровью человека.
В этой связи стала актуальной проблема выбора вида спортивнойдеятельности в соответствии с индивидуальными особенностями организма.
Целью нашего исследования стало выявление особенностей нервнойсистемы подростков занимающихся спортом, на примере кик-боксеров и борцовдетско-юношеского клуба «Восход».
Организуя исследование, мы ставили перед собой следующие задачи:
1) изучить индивидуальные особенности нервной системы подростков,занимающихся кик-боксингом и самбо.
2) сравнить особенности нервной системы кик-боксеров и самбистов.

1. Обзор литературы
 
1.1 Значение физических упражнений для здоровья человека
С самых древних времен люди уделяли много внимания вопросувоздействия физических упражнений на здоровье человека. В Древней Греции и Римекульт движения являлся характерным укладом жизни. Горацио принадлежатзамечательные слова: «Если не бегаешь, пока жив, придется бегать, когдазаболеешь ». Древние врачи Герлодик и Апоксимер первыми из греков пыталисьобосновать целебное воздействие физических упражнений на организм, указав приэтом, что от гимнастики организм укрепляется, а бездействие укрепляет егостарение.
Концепция о взаимосвязи физических нагрузок, показателей функцийорганизма и состояния здоровья организма являются общепризнанной инеудивительно, т.к. движение является естественным и наиболее сильнымстимулятором многих жизненно важных функций организма, жизненной потребностьючеловека, непременным условием его жизнеспособности. Сбалансированность за счетфизической активности – естественное предназначение организма человека (Т.В.Козлова,Т.А. Рябухина, 1989).
Активная мышечная деятельность оказывает благоприятное влияние нафункционирование различных физиологических систем организма (А.М. Шлемин,1988; Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина, 1989; Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова,2000;). Физические упражнения положительно сказываются на умственнойработоспособности и состояния вегетативной сферы организма, деятельностивнутренних органов.
Систематическое вовлечение мышечной системы в двигательнуюактивность оказывает огромное влияние на весь организм, а так же стимулируетинтеллектуальную деятельность человека, повышает продуктивность умственноготруда. Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровоесостояние нервов, для чего необходимы физические упражнения. Под влияниемфизических тренировок увеличивается сила и подвижность нервных процессов в кореголовного мозга.
Активная мышечная деятельность предупреждает такие расстройства,как нарушения высшей нервной деятельности, ухудшения внимания, памяти,дисфункция вегетативной нервной системы, нарушения реакций, и многие другие.
Установлено, что систематическая тренировка благоприятствует ростуи биологическому созреванию организма. Все основные показатели физическогоразвития: длина и масса тела, окружность грудной клетки, динамометрия испирометрия – у юных спортсменов выше. В процессе тренировок активизируетсяобмен веществ. Повышение эффективности транспорта кислорода к работающим мышцами скорости его перехода в ткани приводит к повышению его функциональныхвозможностей аэробной системы, и, следовательно, к росту энергетическогопотенциала организма.
У физически тренированных лиц хорошие возможности компенсироватьнеблагоприятные воздействия факторов окружающей и внутренней среды, чтообъясняется максимальной способностью усилить ту или иную функцию. Важноезначение в этом отношении имеет осуществление так называемого принципаэкономизации функции, который проявляется у тренированных лиц, как в покое, таки при дозированных нагрузках (Ю.Ф. Курамшин, В.М. Половский, 1978).
1.2 Высшая нервная деятельность детей школьного возраста
Существующие немногочисленные данные физиологии свидетельствуют, чтомладший школьный возраст (с 7 до 12 лет) — период относительно «спокойного»развития высшей нервной деятельности. Сила процессов торможения и возбуждения,их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силывнешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка. Этопереход «от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций» Однако,только на базе обучения письму и чтению слово становится предметом сознанияребенка, все более отдаляясь от связанных с ним образов предметов и действии.Незначительное ухудшение процессов высшей нервной деятельности наблюдаетсятолько в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе. Интересно отметить,что в младшем школьном возрасте на основе развития второй сигнальной системы условно- рефлекторная деятельность ребенка приобретает специфический характер, свойственныйтолько человеку. Например, при выработке вегетативных и сомато — двигательных условныхрефлексов у детей в ряде случаев наблюдается ответная реакция только набезусловный раздражитель, а условный не вызывает реакции. Так, если испытуемомубыла дана словесная инструкция, что после звонка он получит клюквенный сок, тослюноотделение начинается только при предъявлении безусловного раздражителя.Подобные случаи «не образования» условного рефлекса проявляются тем чаще, чемстарше возраст испытуемого, а среди детей одного возраста — у более дисциплинированныхи способных. Словесная инструкция значительно ускоряет образование условныхрефлексов и в некоторых случаях даже не требует безусловного подкрепления:условные рефлексы образуются у человека в отсутствие непосредственныхраздражителей. Эти особенности условно-рефлекторной деятельности обусловливаютгромадное значение словесного педагогического воздействия в процессеучебно-воспитательной работы с младшими школьниками. Особое значение дляучителя и воспитателя имеет следующий возрастной период—подростковый (с 11 — 12до 15—17 лет). Это время больших эндокринных преобразований в организме подросткови формирования у них вторичных половых признаков, что в свою очередьсказывается и на свойствах высшей нервной деятельности. Нарушается уравновешенностьнервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется приростподвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условныхраздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второйсигнальной системы. Образно этот период можно было бы назвать «горным ущельем».Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенностиподростка (вспыльчивость, «взрывная» ответная реакция даже на незначительные раздражения)и частым конфликтам с родителями и педагогами. Положение подростка, какправило, усугубляется все более усложняющимися требованиями к нему со сторонывзрослых и, прежде всего школы. К сожалению, сегодня далеко не каждый педагог учитываетв своей работе функциональные возможности детей, отсюда и те трудности, которыевозникают у педагога и большинства родителей в их общении с подростками. Толькоправильный здоровый режим, спокойная обстановка, твердая программа занятий,физическая культура и спорт, интересная внеклассная работа, доброжелательностьи понимание со стороны взрослых являются основными условиями для того, чтобыпереходный период прошел без развития функциональных расстройств и связанных сним осложнений в жизни ребенка. Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадаетс окончательным морфофункциональным созреванием всех физиологических систем человеческоготела. Значительно повышается роль корковых процессов в регуляции психическойдеятельности и физиологических функций организма, ведущее значение получаюткорковые процессы, обеспечивающие функционирование второй сигнальной системы.Все свойства основных нервных процессов достигают уровня взрослого человека.Если на всех предыдущих этапах условия для развития ребенка были оптимальными,то высшая нервная деятельность старших школьников становится упорядоченной игармоничной.

1.3 Изменения высшей нервной деятельности у детей и подростков подвлиянием различных факторов
Высшая нервная деятельность обеспечивает человеку адекватноеприспособление к действию факторов окружающей среды, поэтому те или иныевлияния среды вызывают разнообразные изменения высшей нервной деятельности. Взависимости от силы внешнего влияния изменения высшей нервной деятельностимогут колебаться в пределах нормы или выходить за них, становясьпатологическими.
Учебные занятия требуют напряженной работы головного мозга, ипрежде всего его высшего отдела — коры головного мозга. Особенно интенсивноработают те корковые структуры, которые связаны с деятельностью второйсигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими процессами. Естественно,что нагрузка на нервные элементы не должна превышать их функциональных возможностей,иначе неизбежны патологические изменения высшей нервной деятельности. Еслиучебные занятия в школе организованы согласно гигиеническим требованиям, тоизменения высшей нервной деятельности не выходят за пределы нормы. Обычно вконце учебного дня наблюдается ослабление возбудительного и тормозногопроцессов, нарушение индукционных процессов и соотношения между первой и второйсигнальной системами. Особенно резко эти изменения заметны у младшихшкольников. Важно отметить, что включение в учебные занятия уроков труда ифизкультуры сопровождается в конце учебного дня менее выраженными изменениямивысшей нервной деятельности.
Большое значение для сохранения нормальной работоспособности учащихсяимеет активный отдых после школы: подвижные игры, занятия спортом, прогулки насвежем воздухе.

1.4 Влияниесвойств высшей нервной деятельности на двигательные способности человека
Типологическимособенностям высшей нервной деятельности соответствуют характерные особенностивсей нервной организации индивида. Тип нервной системы можно рассматривать какинтегратированный показатель генетически обусловленных признаков, определяющиххарактерные особенности физических функций.
Управлениепроцессом физического воспитания и спортивной тренировки детей и подростковтребует от педагога глубоких знаний в области организации и проведения урочныхформ занятий, методики обучения двигательным действиям и развития физических способностейисходя из возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся.
Длядостижения спортивного результата в избранном виде спорта первостепенноезначение имеют и способности занимающихся, и дифференцированный подход тренера,основанный на учете их индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности.
Наформирование человека, его успехи в избранном виде деятельности оказываютвлияние задатки, воспитание, среда и личное стремление к самосовершенствованию.Человек — существо биосоциальное. Ему присущи все биологические свойства живыхсуществ: наследственность и изменчивость, обмен веществ, саморегуляцияжизненных процессов, способность к индивидуальному развитию.
Выделяют триосновных свойства нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервныхпроцессов.
Сила (исоответственно слабость как другой полюс этого свойства) выражается в степенивыносливости нервной системы к длительно действующему раздражителю, а также впереносимости сильных раздражителей, хотя бы и кратковременных. Сила нервныхпроцессов проявляется и в том, как адекватно нервная система реагирует нараздражители различной силы, что свидетельствует о ее чувствительности ивозбудимости.
Подвижностьнервных процессов (на противоположном полюсе — инертность) определяется тем,насколько быстро происходит перестройка нервной системы на меняющиесяраздражители. По-видимому, данное свойство нервной системы является одной изглавных детерминант скорости центральной переработки информации, в том числе искорости процесса принятия решения (В.Д. Небылицин, 1966).
Уравновешенность(или неуравновешенность) нервных процессов раскрывает соотношение и балансвозбуждения и торможения по их силе.
Каждомучеловеку присуще своеобразное сочетание этих свойств. Свойства нервной системыимеют функциональную основу, но открываются исследователю, как писал И.П. Павлов,в их жизненных проявлениях. Для человека эти жизненные проявления могут бытьназваны психологическими. Исследования психофизиологов направлены на раскрытиезакономерностей между биологически обусловленными свойствами нервной системы ииндивидуальными особенностями психики и поведения.
Типологическиеособенности нервной системы оказывают значительное влияние на проявлениефизических способностей человека, его обучаемость движениям, работоспособностьи надежность выступления на соревнованиях.
Так,спортсмены с сильной нервной системой, которая отличается одинаково хорошоразвитыми процессами возбуждения и торможения, могут в значительной степенинапрягать и даже перенапрягать свои силы в ответственные периоды спортивныхсоревнований без всякого ущерба для себя. Спортсмены со слабым типом нервнойсистемы оказываются не способными на сильные волевые проявления, высокуюработоспособность, что выражается в нестабильности выступления на соревнованиях,а иногда и в новых «срывах».
Чем сильнеепроцесс возбуждения нервной системы, тем значительнее улучшает испытуемый своирезультаты в игре по сравнению с тренировкой, и чем слабее процесс возбуждениянервной системы, тем значительнее ухудшаются его результаты на соревнованиях.Такое явление объясняется тем, что эмоциональное воздействие соревновательныхусловий для слабой нервной системы служит сильным раздражителем, вызывающимохранительное торможение и даже убывание качества. У представителей различных типологическихгрупп процесс работоспособности протекает по-разному, и они в значительнойстепени отличаются друг от друга усвоением техники движений и их выполнением вусложненных условиях.
Так, лица ссильным подвижным типом нервной системы проявляют лучшую работоспособность привыполнении быстрых динамических упражнений, а также при частой смене заданийили изменении условий деятельности. Качества выполнения упражнений к концутренировки не снижается. Слабый подвижный тип не обладает достаточной выносливостью;одно и тоже упражнение способен выполнять не более 3-5 раз. К концутренировочного занятия качество выполнения упражнений заметно снижается, инередко такой спортсмен досрочно прекращает занятие. У представителей слабогоинертного типа относительно низкие показатели работоспособности. Они обычно невыдерживают трехчасовые тренировочные нагрузки. Качество выполнения упражненийпосле 4-5-кратного повторения снижается. Тренировочные занятия на следующийдень крайне не результативны. Сильные, инертные типы лучшую работоспособностьпроявляют при выполнении медленных и статических упражнений. В деятельности,требующей быстроты движений и частой смены состояний, утомляются сравнительнобыстро. По общему объему выполненной нагрузки, на тренировочном занятии характеризуютсякак работоспособные.
Усвоениетехники движений обусловлено индивидуальными особенностями нервной системы.Представители нормально возбудимого, подвижного типа обычно легко овладеваюттехникой упражнений, точно выполняют разнообразные двигательные задачи,преуспевают в ситуационных видах деятельности. Учащиеся с сильным, безудержнымтипом нервной системы часто отличаются неровностью успеваемости в занятияхфизическими упражнениями, однако способны легко овладевать двигательныминавыками. Лица, нормально возбудимые (спокойный тип нервной системы), успешноовладевают сложнокоординационными движениями, однако у них сравнительномедленно образуются условно-рефлекторные связи, наряду с быстрыми наблюдаются изамедленные движения. Пониженновозбудимые типы, в движениях, как правило,малоактивны. Образование условных рефлексов у них крайне затруднено,экстрараздражители вызывают заметное снижение условного рефлекса, ониудовлетворительно овладевают двигательными действиями.
При обучениифизическим упражнениям ведущую роль должен иметь дифференцированный подход кученикам с различными индивидуальными особенностями нервной системы. Как припоказе, так и при объяснении ученики с сильной нервной системой усваиваютупражнение быстрее, чем со слабой. Это объясняется тем, что для«слабых» новое упражнение создает напряженное состояние, особенно впериод начального обучения. Исследователи предлагают при обучении двигательнымдействиям «сильных» типов больше уделять внимания словесному методу,а «слабых» типов — показу.
Знаниепедагогом индивидуальных особенностей темперамента учеников позволяетосуществлять дифференцированный подход при решении воспитательных задач.Установлено, что нервно-психическое напряжение, вызванное, к примеру,необходимостью в короткий срок овладеть новым сложным упражнением,подготовиться к соревнованиям, выполнить трудное задание, влияет не на всеходинаково: повышает волевую активность учащихся с сильной нервной системой ипонижает готовность к борьбе с трудностями у более «слабых». Поэтомуперед соревнованиями «сильных» следует вдохновить, стимулируя ихактивность, если необходимо, напомнить об ответственности, о радости и гордостипобедителя, а «слабых» — успокоить, отвлечь от мыслей о возможнойнеудаче.
Изучениетипологических особенностей нервной системы школьников и учет их при отборе вДЮСШ помогают тренеру ориентировать учеников на вид спорта, оптимальносоответствующий их способностям. Хотя в конкретной спортивной специализации ивстречаются представители разных типологических групп, все же высших достиженийдобиваются спортсмены с определенными свойствами нервной системы.
Человек сзадатками спринтера обладает хорошей реакцией и быстрым мышлением. Эти качестваприсущи детям с повышенной возбудимостью. Хороший спринтер всегда подвижен,активен и отличается резкостью движений, обладает, как правило, сангвиническимтемпераментом. Подвижность нервных процессов у спринтеров велика, и у многихвозбудительный процесс преобладает над тормозным. У спортсменов,специализирующихся в беге на длинные дистанции, несколько снижена скоростьэлементарных двигательных реакций, но более выражена, чем у спринтеров,способность к дифференцированию отрицательных раздражителей, чтосвидетельствует о большей уравновешенности их нервных процессов. Чем длиннеедистанция, тем большей уравновешенностью обладает спортсмен-бегун. По мнению Л.В. Волкова(1984), спортсмены-ходоки по особенностям нервной системы близки к бегунам надлинные дистанции.
Представителискоростно-силовых видов спорта (метания, прыжки) по характеру элементарнойусловно-рефлекторной деятельности напоминают спринтеров. При относительнокоротком латентном периоде двигательной реакции у многих затрудняется выработкадифференцированного торможения на отрицательные раздражители, что свидетельствуето некотором преобладании процесса возбуждения. Однако у метателей молотаотмечается хорошая уравновешенность нервных процессов.
Специализацияв спортивной и художественной гимнастике, акробатике предъявляет повышениетребования к нервной системе. Разнообразие двигательной деятельности,скоростно-силовая работа, необходимость быстро изменять силу и направлениедвижения при выполнении гимнастических упражнений — все это требует высокойподвижности нервной системы, качеств, которые характеризуют сильный, уравновешенныйи подвижный тип.
Особоезначение в ситуационных видах спорта (борьба, бокс, кик-боксинг, спортивныеигры) имеет быстрота простых и сложных двигательных реакций, которыеопределяются длительностью латентного периода. Быстроту ориентировки и тактическихумозаключений обеспечивает подвижность нервных процессов, способностьсвоевременного перехода от возбуждения или торможения в одних участках коры ктаким же процессам в других. В ситуационных видах спорта большое значение имеетуравновешенность нервной системы. Соревнования требуют значительноговозбуждения спортсмена, однако при чрезмерной возбудимости он может потерятьконтроль над своими действиями. Преобладание торможения над возбуждениемотрицательно сказывается на эмоциональной окраске соревнования, быстротемышления и двигательных реакциях.
Такимобразом, можно заключить, что типологическим особенностям высшей нервнойдеятельности соответствуют характерные особенности всей нервной организациииндивида. Тип нервной системы можно рассматривать как интегратированыйпоказатель генетически обусловленных признаков, определяющих характерныеособенности физических функций. Это находит свое отражение в характереадаптационно-трофических, восстановительных и компенсаторных процессовпредставителей различных типов нервной системы.
Знаниеиндивидуальных особенностей занимающихся позволяет преподавателю, тренеруэффективно управлять процессом физического воспитания и спортивной тренировки.
1.5 Психофизиологические особенности подростков
Психофизиологическиеособенности подростков обусловлены во многом спецификой взаимодействияцентральной и эндокринной систем.
С этой точкизрения в половом созревании можно выделить два этапа. На первом этапепроисходит повышение активности нервных центров, приводящее к началу половогосозревания, которое стимулируется повышением активности гипоталамуса игипофиза. На втором — происходит рост активности половых желез, усиливаетсявыброс в кровь половых гормонов, под их влиянием начинаются сдвиги во всеморганизме, контролируемые центральной нервной системой.
Половыегормоны оказывают специфическое влияние на все клетки тела без исключения, втом числе на клетки головного мозга. Это влечет за собой изменения состояния,самочувствия и настроения подростка, что отражается и на его поведении вразличных ситуациях.
Перестройкагормональной системы на первом этапе полового созревания (от 11 до 14 лет)может повлечь за собой резкую возбудимость, нервность, быструю утомляемость,эмоциональную неустойчивость и агрессивность. Отмечается повышенная активностьподкорковых структур, усиление их влияния на кору больших полушарий, что вконечном итоге приводит к снижению адаптационных возможностей высших отделовцентральной нервной системы, а также ухудшению восприятия и внимания.
Для младшегоподростка (особенно мальчика) характерны и сопутствующие различной деятельностидополнительные движения рук, ног, туловища, например размахивание руками вовремя речи, качание на стуле, постоянные попытки на что-нибудь облокотиться,опереться. Подростку тяжело сохранять стабильную прямую позу во время стояния,сидения.
Психоэмоциональнаясфера младшего подростка зачастую представляет собой комок противоречий изаключается в том, что, проявляя грубость и нетерпимость, они одновременноочень ранимы. Их настроение может меняться в короткий промежуток времени отжизнерадостного до мрачного.
С настроениеми эмоциональным состоянием тесно связана способность подростка выполнять нетолько трудную, но и привычную, хорошо знакомую или любимую работу: иногда онитрудятся с неиссякающим энтузиазмом, иногда — медлительны и апатичны. Поэтомумладшим подросткам необходим, прежде всего, щадящий режим, предотвращениеразличных перегрузок в связи с повышенной утомляемостью и раздражительностью.Несоблюдение рационального режима жизни, чрезмерные умственные, физическиенагрузки и сильные эмоциональные переживания в конечном итоге могут привести кневротизации подростка и болезненным формам поведения.
Старшиеподростки менее раздражительны, чем младшие и средние, настроение у них чащежизнерадостное, оптимистическое. На смену неуравновешенности и неуверенности всвоих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная самооценка. Этиособенности имеют под собой глубокую физиологическую основу.
На второмэтапе полового созревания (после 12—14 лет) половые гормоны становятся нетолько мощным фактором усиления обмена веществ, но и, как следствие, фактором,повышающим регуляторные возможности центральной нервной системы, ееработоспособность и уравновешенность нервных процессов. На поздних стадияхпубертата в основном складывается свойственный взрослым характеркорково-подкорковых взаимоотношений, усиливается и становится более экономичнойфункциональная активность коры больших полушарий. У старших подростковувеличивается способность к концентрации внимания, умственным и физическимусилиям, эмоциональная устойчивость и адекватность поведенческих реакций.Поэтому старшие подростки больше нуждаются в том, чтобы их избыточная энергиянаходила правильный выход, и в работе с ними требуется в первую очередьправильная организация и содержательное наполнение их повседневнойдеятельности.
1.6 Влияниефизических нагрузок и спорта на психофизиологическое состояние подростков
 
Вподростковом, юношеском возрасте физические упражнения, занятия различнымивидами спорта способствуют активизации умственной работоспособности ипсихической устойчивости, влияют на деятельность гормональной сферы, усиливаявыработку гормонов удовольствия — эндорфинов. При этом резко сокращаетсявыделение адреналина и «стрессовых» гормонов.
Такимобразом, двигательная активность снижает чрезмерное эмоциональное напряжение.
В настоящеевремя двигательный режим большинства учащихся в основном ограничен поездкой натранспорте, подъемом на лифте, занятиями физкультурой в школе (редко — дома),непродолжительными прогулками на улице. В результате большую часть сутокподростки ведут малоподвижный образ жизни, выполняя уроки или просматриваятелепередачи. Недостаток двигательной активности сказывается на общем состоянииздоровья. Часто меняется артериальное давление, человек быстро утомляется, унего резко меняется настроение. Недостаток движения, гиподинамия, как ипереедание, приводит к развитию сердечнососудистых заболеваний.
Для сохранения здоровья, поддержания высокой работоспособности,укрепления защитных сил организма и преодоления стрессов необходимы регулярныезанятия физкультурой и спортом. Главное — найти такой вид спорта или комплексупражнений, который доставлял бы удовольствие. В этом случае хорошая физическаяформа поможет удовлетворить определенные социальные, интеллектуальные идуховные потребности, а не будет самоцелью и навязчивой идеей.
В приобщении детей и подростков к спорту очень большое значение имеетположительная мотивация ребенка к занятиям, которую создает успех, достигнутыйв спортивных соревнованиях. Поэтому оздоровительная работа в школе сиспользованием средств физической культуры и спорта должна проводиться с учетомважной роли соревновательности в ходе занятий, а не только их полезности.
 
1.7 Развитие больших полушарий в различные возрастные периоды
У новорождённого ребёнка вес головного мозга составляет около 400г. При этом слабо развит лобный отдел, борозды и извилины малы, замедленадифференцировка нейронов коркового представительства, отсутствует деление наслои. Из-за незрелости коры ярко выражены: несовершенность её функций, слабыйконтроль над подкорковыми образованиями. Отсюда – длительный сон ребёнка (до 22часов в сутки), выраженная хаотичность движений.
У ребёнка 2-3 месяцев жизни кора начинает оказывать слабыерегулирующие влияния на подкорковые образования. Незрелость коры отражается напоказателях электроэнцефалограммы. Преобладает непостоянный и медленный ритм(3-5 Гц), который раньше появляется в моторной области коры.
У ребёнка от 3 до 12 месяцев масса головного мозга достигает 1000г. при этом стабилизируется ритм ЭЭГ при частоте, не превышающей 5 Гц.
К концу 3 года жизни масса головного мозга достигает 1200 г.одновременно увеличиваются темпы формирования больших полушарий и их поверхностьстановится сходной со взрослым человеком. При этом борозды и извилины остаютсямелкими. Лобный отдел мало развит. Дифференцировка нейронов продолжается. РитмЭЭГ соответствует 6-9 Гц (альфа-ритм взрослого человека пока не установился).Функции коры значительно совершенствуются. При этом значительно улучшаетсякорковый контроль над спинным мозгом, быстро образуются временные связи во 2сигнальной системе. Более точными становятся произвольные движения(совершенствуются ходьба, бег, игры), достаточно развиты анализаторы. Вместе стем неполное функциональное созревание коры отражается на эмоциональной сфереребёнка (частые перепады настроения, отсутствие волевого контроля над своимидействиями).
В возрасте 4-5 лет жизни вес головного мозга достигает 1250 г. формабольших полушарий сходна со взрослым человеком. Заканчивается дифференцировкакорковых нейронов. Нейроны полностью покрываются миелином, однако отсутствуетмиелинизация ассоциативных путей. На ЭЭГ преобладают колебания с ритмом 8-10Гц, появляется альфа-ритм взрослого человека. Функциональная незрелостьпроявляется относительной слабостью процессов возбуждения и торможения,несовершенством коркового анализа и синтеза, отсутствием достаточного контролякорковых образований в формировании эмоций.
В возрасте от 7 до 13 лет вес головного мозга достигает 1300-1350г. При этом остаются недоразвитыми лобные доли коры. Не законченадифференцировка пирамидных клеток. Не завершена миелинизация ассоциативных зон.На ЭЭГ в 25% случаев встречается тета-ритм с частотой 5 Гц, впервыеустанавливается постоянный альфа-ритм в бодрствующем состоянии, появляетсяреакция десинхронизации при перемене вида деятельности, появляютсяпароксизмальные разряды типа бета-ритма.
Хотя мышление и остается конкретным, но дети этого возрастаначинают пользоваться абстрактными понятиями. Свидетельством низкойфункциональной лабильности нейронов является относительно низкаяработоспособность. Сохраняется преобладание процессов возбуждения надторможением, лёгкая, но широкая иррадиация возбуждения, затрудненнаяконцентрация возбуждения и торможения. Продолжительность активного внимания непревышает 15-20 минут в 7-8 лет и 20-25 минут – в 9-10 лет. В этом возрастеначинает совершенствоваться контроль эмоций. Мышление осуществляется с использованиемабстрактных понятий.
В подростковом возрасте (12-17 лет – девушки; 14-18 лет – юноши)вес головного мозга достигает 1400 г. Наблюдается усиленный рост лобных долей(завершается к 13-16 годам), заканчивается дифференцировка 3 слоя коры,продолжается миелинизация ассоциативных путей. На ЭЭГ тета-ритм встречается до10% случаев, реакция десинхронизации проявляется бета-ритмом при отсутствиигамма-ритма. Функциональная лабильность корковых нейронов недостаточно высока.Вместе с тем усиливаются процессы торможения, совершенствуется концентрацияпроцессов возбуждения и торможения. Продолжительность активного вниманиявозрастает до 30-40 минут.
В юношеском возрасте (17-18 лет) морфологическое развитие большихполушарий заканчивается, однако функциональное совершенствование продолжается.

2.Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе детско-юношеского клуба «Восход», сподростками занимающимися кик-боксингом и самбо. Возраст участниковэксперимента от 12 до 16 лет.
Всего принимало участие 50 человек: 25 кик-боксеров (их средний возраст13 лет) и 25 самбистов (их средний возраст 14 лет). На момент проведенияэксперимента все подростки имели тренировочный стаж 2 года и более. Некоторыепришли в секцию в возрасте 5-7 лет.
В исследуемых группах тренерами были выделены перспективные подростки, демонстрирующиеналичие хороших спортивных навыков в выбранном виде спорта (многие из нихявлялись призерами соревнований различного уровня) и те, чьи результаты былихуже.
Для определения основных свойств нервной системы нами проводилсятеппинг-тест, с помощью которого выявлялись психомоторные показатели нервнойсистемы участвующих в эксперименте подростков.
Для определения времени двигательной реакции у испытуемых использовалсяприбор – хронорефлексометр.
Теппинг-тест
Определениеосновных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических иприкладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основныхсвойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры.Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частноститеппинг-тест.
Методикапроведения исследования
Инструкция: По сигналу экспериментатора Выдолжны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 секунднужно поставить как можно больше точек. Переход из одного квадрата в другойосуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу и только понаправлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе.Возьмите в правую (или левую руку) и поставьте его перед первым квадратомстандартного бланка.
Экспериментаторподает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 секунд дает команду: «Перейтина другой квадрат». По истечении 5 секунд работы в шестом квадратеэкспериментатор подает команду: «Стоп». Обработка результатов включаетследующие процедуры:
1) подсчитатьколичество точек в каждом квадрате;
2) построитьграфик работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс секундные промежуткивремени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.
Анализрезультатов
Сила нервных процессов является показателемработоспособности нервных клеток нервной системы в целом. Сильная нервнаясистема выдерживает большую по величине и продолжительности нагрузку, чемслабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движениярук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут бытьусловно разделены на 5 типов:
1) выпуклыйтип:темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; в последующем, к25-30 сек., он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося впервые 5 секунд работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии уиспытуемого сильной нервной системы. Сильный, уравновешенный, подвижный(живой) тип характеризуется сильно выраженными процессами возбуждения иторможения, их уравновешенностью и способностью к легкой замене одного процессадругим. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этихрефлексов значительна. Дети этого типа способны к выработке тонкихдифференцировок. Безусловно-рефлекторная деятельность их регулируетсяфункционально сильной корой.
2) ровныйтип:максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течении всего времениработы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого какнервную систему средней силы. Сильный, уравновешенный, инертный тип(спокойный) отличается также сильными уравновешенными возбудительными итормозными процессами, но, в отличии от предыдущего, они малоподвижны, иполучить адекватную реакцию при смене положительного сигнального раздражения наотрицательный (и наоборот) удается с большим трудом. У детей этого типаусловные связи образуются медленно. Этот тип характеризуется выраженным контролемкоры над безусловными рефлексами и эмоциями. Активны и стойки при выполнениисложных заданий.
3) нисходящийтип:максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного промежутка времени иостается на сниженном уровне в течении всей работы. Этот тип кривойсвидетельствует о слабости нервной системы испытуемого. Слабый типотличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормознымиреакциями. Условные рефлексы образуются медленно и неустойчивы. Дети труднопривыкают к новым условиям обучения, их изменениям; не переносят сильных ипродолжительных раздражителей, легко утомляются.ВЫПУКЛЫЙ ТИП/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />


РОВНЫЙ ТИП/> /> /> /> /> /> /> /> />

/>ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ВОГНУТЫЙ ТИПЫ/> /> /> /> /> /> /> />

НИСХОДЯЩИЙТИП/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />  


4)промежуточный тип:темп работы снижается после первых 10-15 секунд. Этот типрасценивается как промежуточный между средней и слабой нервной системой — средне- слабая нервная система. Сильный неуравновешенный, повышенно возбудимый,безудержный тип характеризуется сильными процессами возбуждения, которыепреобладают над торможением. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, аобразующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети отличаются высокой эмоциональнойвозбудимостью, вспыльчивостью, аффектами.
5) вогнутыйтип:первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременнымвозрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности ккратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне- слабой нервной системой.
Измерениевремени двигательной реакции у человекаВремя двигательной реакции, складывается изсобственно латентного периода, синаптической задержки и дополнительныхзадержек, связанными с индивидуальными особенностями протекания психическихреакции, у разных испытуемых, и обычно колеблется в пределах 180-200 мс длясветового и 150-180 мс – для звукового раздражителя.
Оборудование:
1) Хронорефлексометр.
Методикапроведения исследования
1) Ознакомление с прибором.
Хронорефлексометрслужит для измерения времени рефлекса при световом и звуковом раздражении.Подключите пульт испытуемого к прибору соединительным кабелем, тумблер «ошибка»установите в нижнее положение; тумблер «авт.», «ручн.»- в положение «ручн.»;тумблер «сеть»- в положение «0». Вилку сетевого шнура подключите к сети 220 В.
2)Переключите тумблер «сеть» в верхнее положение, нажмите кнопку «сброс».
3) Усадитеиспытуемого в удобной позе перед прибором (расслабленный палец находится накнопке) и дайте словесную инструкцию: «При появлении светового сигналастарайтесь мгновенно нажать кнопку».
4) Подавайтена пульт световой и звуковой раздражители в случайной последовательности, синтервалом 3-5 сек; после предварительной команды «Внимание».Необходиморегистрируйте всякий раз время реакции и переносите его в протокол. Каждыйраздражитель должен подаваться 10 раз.
5) Послестабилизации времени реакции эксперимент повторяют при создании искусственныхпомех (шум, разговор и т.д.) и регистрируют время реакции на фоне помех.
 

3.Результаты исследований
 
В ходе исследования были получены результаты,свидетельствующие о преобладании в группе кик-боксеров подростков со средне — слабым (32%) и слабым типом (32%) нервной системы (р
 
таблица 1.Распределение подростков-спортсменов по силе нервной системыВид спорта Тип нервной системы сильная средне-сильная средне-слабая слабая кик-боксинг 16% 20% 32% 32% самбо 20% 32% 28% 20%
Преобладаниеподростков со средне – слабым типом нервной системы среди кик – боксеров можнообъяснить тем, что они способны атаковать соперника на высокой скорости,двигаться в быстром темпе при проведении различных приемов и также быстроуходить в защиту. Это свойство дает преимущество при занятиях этим видомспорта. Большой процент подростков со слабым типом нервной системы в группе кик- боксинга объясняется желанием родителей этих детей с помощью занятий даннымспортом развить у них уверенность в своих силах, способность самореализоватьсяи отстаивать свое мнение в обществе ровесников. Они не были отобраны тренеромдля занятий.
Каквыяснилось, в группе самбистов лидирующую позицию занимают подростки со средне– сильным типом нервной системы (рис. 2). Обладатели средне – сильного типанервной системы отличаются уравновешенностью, размеренностью действий.Способность стойко переносить длительные раунды является преимущественнымкачеством в данном спорте.

Рис. 2 Распределениеподростков-спортсменов по типам нервной системы
/>
Эти типывысшей нервной деятельности соответствуют темпераментам человека, которые былиописаны еще древнегреческим ученым Гиппократом (4 – 5 в. до н. э.):сангвиническому, флегматическому, холерическому и меланхолическому. Людейуравновешенных, живых, общительных относят к сангвиникам. Они по темпераментусоответствуют 1 типу высшей нервной деятельности. Людей, медленно реагирующихна изменения окружающей среды, спокойных, уравновешенных, относят кфлегматикам, что соответствует инертному типу. При повышенной возбудимости,неуравновешенности характера говорят о холерическом темпераменте. Это сильный неуравновешенныйтип. Меланхолический темперамент, соответствует слабому типу, характеризуетсяподавленным настроением, нерешительностью, отсутствием твердости характера.
У человекадовольно часто отмечается расхождение между типом высшей нервной деятельности иповедением. При сильном типе высшей нервной деятельности человек можетнапоминать по поведению флегматика или меланхолика. Это объясняется тем, чтотипологические особенности имеют наследственную основу, а поведение социальнообусловлено, оно определяется воспитанием человека, его интересами, знаниями иумениями. Целенаправленным воспитанием можно изменить поведение человека. Так ивоздействие тренировочных занятий кик-боксингом и самбо, специфическиотражается на работе нервной системы.
Дляспортсменов, занимающихся исследуемыми видами спорта, чтобы быстроориентироваться в пространстве и в конкретных ситуациях, необходима мгновеннаяреакции на различные раздражители из вне. Скоростные характеристики нервныхпроцессов подростков – спортсменов разных видов спорта определялись по временидвигательной реакции на световой и звуковой раздражители.
Результаты, полученные в ходе эксперимента, свидетельствуюто том, что среди кик-боксеров среднее значение времени двигательной реакции насвет составляет 150,5 ±11 мс, а среди самбистов – 133,7 ±8 мс (р
По группам спортсменов с разными типами нервной системыотмечается такая же тенденция в сторону преобладания скорости реакции на свет извук среди самбистов. Стоит отметить, что среди кик – боксеров в большемпроценте случаев встречаются спортсмены со слабой нервной системой, которыеособенно медленно реагировали на звук. Именно в этой группе оказалось большинствоиз тех подростков, способности которых не были оценены тренером высоко.

Выводы
 
1. Данные, полученные в ходе исследования, показали, что средиспортсменов, занимающихся и самбо и кик-боксингом преобладают подростки сослабым типом НС. Данный факт может быть отражением общей картины состоянияздоровья подрастающего поколения. По самым оптимистичным подсчетам только 20%подростков в стране не имеют отклонений в психическом здоровье.
2. Среди подростков, занимающихся самбо, вбольшем проценте случаев выявлено спортсменов со среднесильным и среднеслабымтипом нервной системы. В группе кик-боксеров преобладает среднеслабый и слабыйтип НС. Это может быть связано со спецификой тренировочного процесса,направленного в первой группе на достижение продуманных, взвешенных действий вборьбе, а во второй – на выработку тактики скоростной борьбы в спарингах.
3. У самбистов среднее время двигательнойреакции на световые и звуковые раздражители достоверно меньше по сравнению с подростками,занимающимися кик-боксингом. Возможно, это определяется типологией нервнойсистемы подростков. Кроме того, в группу кик-боксеров входит большее количествоподростков с низкой оценкой их способностей со стороны тренеров.
4. Возможно, на низких темпах созреваниянервной системы сказалось раннее начало занятий этими видами спорта (Таб. 3.Приложение), а также воздействие множества неблагоприятных факторов различногопроисхождения, таких как: снижение потенциала здоровья, плохая наследственностьи т. д. Нагрузка, полученная на тренировках, давалась без учета разницыфункциональных возможностей различных индивидов, накладывалась на другиефакторы, что привело к переутомлению нервной системы и как следствие — кторможению темпов ее развития.

Заключение
 
Можно заключить, что типологическим особенностям высшей нервнойдеятельности соответствуют характерные особенности всей нервной организациииндивида. Тип нервной системы можно рассматривать как интегратированныйпоказатель генетически обусловленных признаков, определяющих характерные особенностифизических функций. Это находит свое отражение в характереадаптационно-трофических, восстановительных и компенсаторных процессовпредставителей различных типов нервной системы.
Знаниеиндивидуальных особенностей занимающихся позволяет преподавателю, тренеруэффективно управлять процессом физического воспитания и спортивной тренировки.
Для нормального развития детей и подростков на каждом отдельномэтапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий. Решить этупервостепенную задачу возможно только при тесном содружестве специалистовразных профилей: педагогов, психологов, физиологов, медиков и гигиенистов.

Списоклитературы
1) «В миреподростка», составитель Г.Б. Борисов, Москва «Медицина», 1980;
2) «Биология.Человек», А.С. Батуев, Москва, «Дрофа», 1999;
3) «Валеология», Б.Н. Чумаков, Москва, 1997.
4)«Профессионально-прикладная физическая подготовка» В.И. Ильинич. Изд.«Москва — Высшая школа — 1978 г.»
5) «Физкультура ипрофессия». С.П. Полиевский. И.Д. Старцева. Изд. «Москва» Физкультураи спорт — 1988 г."
6). «Физическоевоспитание учащейся молодежи». С.П. Полиевский. Изд. «Москва — Медицина — 1989 г.»
7). «Физическая культурав жизни человека». С.М. Оплавин. Ю.Т. Чихаев. Изд. «Ленинград — Знание — 1986 г.»
8). «Активизацияучебно-воспитательного процесса студентов средствами физического воспитания». Г.Д. Иванов.Изд. «Алма-Ата — Мектел — 1989 г.»
9) Аулик И.В. Определениефизической работоспособности в клинике и спорте. – М.: Медицина, 1990. –192 с.
10) Гуминский А.А., Новожилова А.Д.,Бидер М.П. и др. «Физиологические закономерности возрастного развитияэнергетических систем организма школьников»//Морфофункциональные показателиразвития детей и подростков. — Новосибирск, 1980. –С. 40-45.
11) Калюжная Р.А.«Особенности адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам в зависимостиот здоровья и функционального состояния организма»//Медицинские аспекты и путиоптимизации физического воспитания детей. – Харьков, 1979. – С. 53-54.
12) Меерсон Ф.З. Общиймеханизм адаптации и профилактики. – М., 1973. –180 с.
13) Тихвинский С.Б. и др.Физическая работоспособность и показатели кардиореспираторной системы у детей иподростков 7-15 лет //Человек и среда. – Л., 1975. – С. 273-281.
14) Хрущев С.В.,Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. – М.: Физкультура и спорт.1982. – 157 с.
15) Смирнов В.М.«Физиология физического воспитания и спорт » Учебник для ВУЗов. М.: Владос –пресс. 2002 г.
16) Бальсевич Н.И.«Физическая культура» М.: Просвещение. 1993 г.
17) А.Г. Хрипкова«Возрастная физиология» М.; «Просвещение» 1987 г.
18) Н.Н. Леонтьнва,К.В. Маринова «Анатомия и физиология детского организма». М.;«Просвещение» 1986 г.
19) «Возрастнаяфизиология» Ю.А. Ермалаев. М.: Высш. шк. 1985. 384 с.
20) Пробуждающее мышление/ Ф. Кликс. — М.: Прогресс. 1983.
21) Физиология ВНД / Л.Г. Воронин.- М.: Высш. шк. 1979
22) Физиология человека /под. ред. Г.И. Косицкого. — Ф50 3-е изд., перераб. и доп., — М.: Медицина,1985. 544 с.
23) Физиология человека /под ред. Н.В. Зимкина. — 3-е изд. — М.: Физкультура и спорт. 1964.
24) Бойко В.В.«Целенаправленное развитие двигательных способностей человека» М: ФиС 1978 –144 с.
25) Волков Л.В.«Теория спортивного отбора: способности, одаренности, талант» — К.: Вежа 1997 –128 с.
26) Ильин Е.П.«Психология физического воспитания» М.: Просвещение 1987 – 287 с.
27) Русалов В.М.«Биологические основы индивидуально-психологических различий» М.: Наука, 1979 –350 с.

Приложение
 
Таблица № 1

Ф.И.О.
воз-раст
Время двигательной реакции на раздражитель:
ТЕППИНГ-ТЕСТ
свет (мс)
звук (мс)
тип нервной системы
кик — боксинг 1 Кузнецов К.С. 14 128,6 116,7 слабый 2 Гусев С.В. 16 101,2 91,3 слабый 3 Кузьмин Д.Л. 7 182,6 138,4 среднеслабый 4 Антонов А.В. 12 115 117,3 слабый 5 Давыдов О.О. 10 185,1 107,7 среднеслабый 6 Лемясов С.С. 11 169,4 116,5 слабый 7 Щербаков В.А. 9 160,4 169,7 среднесильный 8 Вилков М.А. 10 195,9 140,7 сильный 9 Илюшин П.В. 8 254,6 171,2 слабый 10 Силкин Р.Е. 12 110,1 112,7 среднеслабый 11 Росгуст С.А. 12 148,7 119,5 среднесильный 12 Симонов Д.А. 13 124,4 131,9 слабый 13 Исхаков М.В. 13 133,5 66,4 среднесильный 14 Рябов А.В. 13 120,4 150,1 среднеслабый 15 Кузьминов Д.Н 13 110,3 110,1 слабый 16 Федоров А.С. 15 125,4 115,5 сильный 17 Федоров Д.С. 13 134,6 99,4 сильный 18 Фотяков С.О. 14 109,1 84,6 слабый 19 Семенов С.М. 11 151,9 116,4 среднеслабый 20 Якупов Н.З. 16 186,5 121,9 среднеслабый 21 Мосейкин А.В. 13 197,6 123 сильный 22 Капин А.А. 11 136,2 96,7 среднеслабый 23 Заведеев Д.В. 10 135,2 353,2 среднесильный 24 Дмитров К.С. 10 143,9 105,9 среднесильный 25 Трошкин В.В. 14 162,8 125,4 среднеслабый
Таблица № 2

Ф.И.О.
воз-раст
Время двигательной реакции на раздражитель:
ТЕППИНГ-ТЕСТ
свет (мс)
звук (мс)
тип нервной системы
самбо 1 Власов С.И. 15 93,5 94,8 сильная 2 Федосов М.В. 14 165,7 96,4 сильная 3 Кондаков А.А. 14 124 127,6 среднеслабый 4 Чигин А.И. 11 193,6 152,1 среднеслабый 5 Тарасов В.М. 13 114,5 128,4 среднеслабый 6 Тихонов В.В. 12 122,6 135,5 слабый 7 Дроботенко В.Ю. 14 126 109,7 среднесильная 8 Путилин С.С. 16 133,8 133,8 среднесильная 9 Карпеев А.А. 8 126 160,5 слабый 10 Никишин М.Н. 7 162,4 128,8 среднесильная 11 Пикулин И.А. 7 130,6 114,7 среднесильная 12 Курышев И.А. 15 147,4 107,8 среднеслабая 13 Фролов А.Д 12 181 148 сильная 14 Безруков Д.И. 9 176,6 137,2 среднесильная 15 Миркушин И.Ю. 13 125 120 сильная 16 Савельев Н.А. 12 182,2 170 среднесильная 17 Терехин Н.К 11 143 125,2 среднесильная 18 Березкин В.С. 12 101,7 109 среднесильная 19 Ткаченко В.Б. 12 132 104 среднеслабая 20 Беляков С.М. 9 103,6 106,8 слабая 21 Мешков С.Ю 10 146 132,5 слабая 22 Иванов И.А. 9 121 117,3 среднеслабая 23 Силкин М.К. 10 112,4 118,2 среднеслабая 24 Рожков Е.Р. 12 85,2 57,1 сильная 25 Журавлев С.В. 12 131,1 78,6 слабая

Таблица № 3. Возрастныенормы для начала занятий спортом и этапов спортивной подготовки
  ВИДЫ СПОРТА
возраст (в годах) допуска к занятиям в группах
начальной подготовки
учебно-тренировочных
спортивного совершенствования АКРОБАТИКА 8-10 10-14 14-17 БАСКЕТБОЛ И ВОЛЕЙБОЛ 10-13 12-17 16-18 БАДМИНТОН 10-13 12-17 16-18 БАТУТ 9-12 11-17 16-18 БОКС И КИКБОКСИНГ 12-15 14-17 17-18
БОРЬБА (ВСЕ ВИДЫ) 10-13 12-17 16-18 ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ 12-14 14-17 17-18 ВОДНОЕ ПОЛО 10-13 12-17 16-18 ГИМНАСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ 7-9 9-13 13-17 ГРЕБЛЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ 10-12 12-17 17-18 КОННЫЙ СПОРТ 11-13 13-17 17-18 КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ 10-12 12-17 17-18 ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА 11-13 13-17 17-18 ЛЫЖНЫЙ СПОРТ 8-11 10-15 14-17 ПАРУСНЫЙ СПОРТ 9-12 11-17 16-18 ПЛАВАНИЕ 7-10 7-14 12-17 ПРЫЖКИ В ВОДУ 8-11 10-15 14-17 СТРЕЛКОВЫЙ СПОРТ 11-14 13-17 16-18  СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА 11-13 13-17 17-18 ТЕННИС 7-10 9-15 14-17 ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА 13-14 14-17 17-18 ФЕХТОВАНИЕ 10-13 12-17 16-18 ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ 7-9 9-13 13-17 ФУТБОЛ, ХОККЕЙ 10-12 12-17 17-18


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.