Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Менеджерская подготовка учителя физической культуры в педвузе: реальность, проблемы, решение

Современныйэтап реформирования образования характеризуется значительными изменениями вобласти профессиональной подготовки специалиста. Это связано с характернымиособенностями его профессиональной деятельности в существующихсоциально-экономических условиях: направленностью на обеспечение рациональнойдеятельности и стратегии экономического поведения в условиях дефицитафинансирования; оптимальной адаптацией к коммуникативному взаимодей ствию нафоне жесткой конкуренции при рыночных отношениях; необходимостью достижениямаксимального конечного результата с минимальными затратами материальныхресурсов.
Такимобразом, объективная реальность такова, что неизбежно превращение каждогочеловека в самостоятельного субъекта хозяйственной и управленческойдеятельности. Чтобы справиться с этим вызовом реального бытия, в системевысшего педагогического образования наряду с другими задачами профессиональногостановления личности нужно решить важную проблему овладения новым знанием инаучиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, какпоказывает мировой опыт, — постижение науки и искусства менеджмента. Невдаваясь в подробности анализа существующих дефиниций понятия«менеджмент», остановимся на позиции М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф.Хедоури и других, которые рассматривают менеджмент как умение добиватьсяпоставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Анализтеории и практики показывает, что подготовке профессио нальных управленцевсегодня уделяется постоянно возрастающее внимание во всех развитых странахмира.
Анализсовременного состояния подготовки педагогических кадров к управлению физическойкультурой и спортом позволяет констатировать наличие парадоксальной ситуации. Содной стороны, для обеспечения успешной деятельности в менеджменте, какпоказывает теоретический и эмпирический опыт рыночных отношений, необходимызнания и умения эффективно управлять, регулировать деятельность специалистовданного профиля. С другой стороны, в педагогических вузах эта проблема решаетсянедостаточно эффективно. Результаты исследуемой проблемы свидетельствуют онеудовлетворительном состоянии управления данной сферой в перестроечный период.Выявлен недостаточный уровень подготовленнос ти специалистов по физическойкультуре к профессиональной деятельности как педагогов-менеджеров. Многиеавторы отмечают, что функционирование физической культуры и спорта всоциально-экономических условиях обернулось серьезными издержками в вопросахфизического воспитания всех категорий населения (детей, молодежи и взрослых).Большинство преподавателей и других специалистов, работающих в сфере физическойкультуры и спорта, испытывают затруднения, совершают ошибки в своейменеджерской (управленческой) деятельности и не могут эффективно действовать,управлять и реализовать свое профессиональное мастерство. Более того, они непринимают участия в разработке и принятии управленческих решений как в частивнедрения инновационных технологий в физическое воспитание и оздоровлениеподрастающего поколения, так и в решении текущих, стратегических проблем, возникающихв ходе функциони рования и развития социально значимой отрасли. Это позволяетконстатировать существование реальной опасности внешней, формальнойреорганизации системы управления физической культурой и спортом вобразовательных учреждениях.
Болеетого, результаты наших исследований указывают на проявление устойчивойтенденции повышенного интереса к менеджерской подготовке со стороны учителей,студентов факультета физической культуры, представителей административныхструктур управления физической культурой и образованием. Они считают данныйфактор значимым в структуре профессиональной компетентности учителя физическойкультуры. Большая часть респондентов (96%) выражают уверенность в том, что отуровня знаний в области управления и овладения комплексом методовпрофессионально-педаго гического менеджмента, умений использовать основынаучного управления в практическом опыте существенно зависит успешность ихпрофессиональной деятельности в условиях рыночных отношений.
Повышаетсяпотребность в получении образования по менеджерскому направлению у выпускниковшкол. На это указывают результаты, проведенных нами педагогических наблюдений исоциологических исследований. Наблюдается повышенный интерес у претендентовобучаться в вузе по дисциплинам основной специальности Государственногообразовательного стандарта (022300) — «Физическая культура» всочетании со специализацией «Менеджмент в физической культуре испорте». На это указывают результаты анализа конкурсного отбораабитуриентов. Так, например, в 2000 году конкурс среди выпускниковобразовательных учреждений (по показателю количества заявлений абитуриентов кплану приема на бюджетные места) на основную специальность 022300 — «Физическая культура» в сочетании с предложенными направлениями подготовкисоставил: на дополнительную специальность «Социальная педагогика» — 1,6; специализации «Педагогика и методика физического воспитания вдошкольных учреждениях» — 1,8, «Менеджмент в физической культуре испорте» — 5,3. При этом отмечаем, что общий конкурс на специальностифакультета физической культуры ТГПУ им. Л.Н.Толстого в последние годыстабилизировался и колеблется лишь в незначительных пределах — от 3,2 до 2,9.При этом средний показатель конкурса в педагогические вузы составил в этом году2,6.
Результатызачисления студентов на первый курс факультета физической культуры сверх планаприема (по договору с полным возмещением затрат на обучение) показываютзначительное превышение контингента сделавших своим выбором специализацию«Менеджмент в физической культуре и спорте». Из 30 первокурсников 24студента (86,3%) отдали предпочтение менеджменту. Иными словами, в 7,5 разапотребность коммерческих абитуриентов в менеджерской подготовке превышаетдругие потребности в получении дополнительного образования в области социальнойпедагогики и дошкольного физического воспитания. На наш взгляд, результатыконкурса по коммерческим студентам более убедительно доказывают значительноепроявление интереса к менеджменту у выпускников школ, так как в данном случаеотсутствует ограничение в приеме на вакантные места.
Такимобразом, широта спектра деятельности специалиста по физической культуре испорту в новых социально-экономических условиях, востребованность менеджеровпрактикой в этой области, проявление повышенного интереса у выпускников школ ивуза обусловили необходимость подготовки студентов педвуза данного профиля кпрофессиональной деятельности как педагога-менеджера. Следует заметить также,что Государственный образовательный стандарт и классификатор специализаций Министерстваобразования РФ дают право факультетам физической культуры педвузовинтегрировать в образовательное пространство профессионального становлениябудущего учителя подготовку его к эффективному управлению физкультурно-спортивной деятельностью в современных условиях.
Теорияи практика отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов в сферефизической культуры и спорта указывают на тенденцию постоянно расширяющегосяспектра специальностей и специализаций в зависимости от потребностей общественнойпрактики.
Вышеизложенноеубедительно показывает, что существует объективная реальность переходафакультета физической культуры на подготовку такого творчески работающегоспециалиста, профессиональная компетентность которого позволила бы ему успешноуправлять всем процессом функционирования и развития физической культуры испорта среди учащейся молодежи и организовывать предпринимательскуюдеятельность в данной отрасли.
Решениеданной многоаспектной проблемы — становление педагога, способного эффективноуправлять в рыночных условиях, экономически мыслить и оперативно решать задачипо реализации конкретных целей, возможно, если будущий учитель овладеетзнаниями, умениями и навыками менеджмента вообще и педагогического менеджментав частности. Недостаточная профессиональная компетентность учителейобразовательных учреждений и студентов факультетов физической культуры педвузовтребует создания системы непрерывного образования в области управления даннойсферой и ее экономики. Непрерывность такой подготовки специалистов данногопрофиля должна обеспечиваться не только в системе вузовского образования, но ив процессе послевузовской подготовки, в рамках которой осуществлялось быпрофессионально-лич ностное становление педагога, способного к эффективнойуправленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Вэтой связи факультет физической культуры Тульского государственногопедагогического университета им. Л.Н. Толстого наряду с традиционнойориентацией на профессиональную подготовку преподавателя физической культурыопределил перспективу и концептуальные подходы к подготовке учителясовременного типа, способного эффективно управлять и достигать конечногорезультата при оптимальных затратах материальных ресурсов.
Опытформирующего эксперимента показывает, что основные проблемы инновационногоподхода к подготовке учителя физической культуры как педагога-менед жера впедвузе должны решаться прежде всего через повышение общей компетентности ипрофессионального мастерства преподавателя как субъекта педагогическогоменеджмента, а также повышение правовой компетентности и уровняпрофессионализма как субъекта управления физкультурно-оздоровительной испортивной организацией, спортивным сооружением, школьным коллективомфизической культуры.
Системообразующимфактором здесь выступают цели профессиональной подготовки в педвузе специалистанового типа — педагога-менеджера, которые в данном контексте понимаются какпроект действий на достижение конечного результата, определяющих характер исистемную упорядоченность содержания менеджерской подготовки в современныхсоциально-эко номических условиях. Необходимо совершенствовать формы, методы итехнологии обучения на различных этапах становления личностипедагога-менеджера.
Этопозволило нам на основе анализа имеющихся подходов к реформированию образованияв сфере физической культуры и спорта за рубежом, специальных вузовфизкультурного профиля в нашей стране и собственной исследовательской работыразработать программу подготовки специалистов, профессиональная подготовкакоторых ориентирована на процесс и результат освоения знаний в областименеджмента и предпринимательской деятельности в сфере физической культуры испорта; формирования экономического мышления и его стилей (педагогического,предпринимательского, управленческого, коммерческого), умений и навыковэффективно выполнять основные функции в области менеджмента, включая ипедагогический менеджмент; развития профессионально значимых личностных иделовых качеств, необходимых для успешного решения проблем и ситуаций,становления на этой основе личности будущего учителя как педагога- менеджера всфере физической культуры и спорта.
Вышесказанноепотребовало интегративного подхода к процессу профессионального становлениястудентов факультета физической культуры педвуза как будущихпедагогов-менеджеров в современных социально-экономических условиях, основойкоторого является формирование их готовности к управленческой деятельности всистеме непрерывного образования данного профиля. Интегративностьпрофессиональной подготовки будущего учителя к деятельности педагога-менеджеравыражается в направленности ряда общих гуманитарных и социально-экономических,математических и естественно-научных, общепрофессиональных дисциплин идисциплин предметной подготовки на их практическое значение в эффективномуправлении сферой физической культуры и спорта.
Основнаяподготовка студентов осуществляется в процессе их обучения по дисциплинамспециализации «Менеджмент в физической культуре и спорте». Врамкахданной специализации студенты должны осознать роль и место менеджментавообще и педагогического менеджмента в частности в структуре егопрофессиональной деятельности.
Данныйкурс позволяет им овладеть специфичной для физической культуры и спортаобластью знаний педагогического менеджмента, финансового менеджмента,маркетинга, предпринимательской деятельности на основе разбора большогоколичества управленческих проблем, ситуаций, участия в управленческих играх,управленческих тренингах, практикумах в образовательных учреждениях различного типаи других спортивных организациях.
Подготовкастудентов факультета физической культуры педвуза направлена на овладениесовременными технологиями педагогического менеджмента и применение их внепрерывном образовании. Данная система обучения педагогических кадров позволитформировать личность специалиста, способного к эффективной управленческойдеятельности в условиях реально существующих требованийсоциально-экономического развития общества. Вместе с тем студенты должны нетолько овладеть навыками проектирования своей профессиональной деятельности наоснове анализа тенденций развития физической культуры и спорта в обществе иизменяющихся потребностей детей и молодежи в области развития физическихкачеств, но и закреплять и развивать двигательные способности, формироватьустойчивые потребности в человека в здоровом образе жизни. Иными словами,овладев базовыми нормативно-правовыми документами о физическом воспитанииучащихся в образовательных учреждениях и функциями менеджмента (планирование,организация, руководство, контроль) в физической культуре и спорте, будущиеспециалисты ориентированы на овладение системой эффективного управления вданной отрасли.
Менеджменткак современная система управления физической культурой и спортом в условияхрыночных отношений предполагает создание условий, необходимых для эффективногофункционирования физической культуры и спорта. Социально значимый феномендолжен обеспечивать воздействие на физическое, психическое и духовное состояниеподрастающего поколения как действенное и естественное средство профилактикинегативного влияния социальной напряженности в обществе и стрессовых ситуаций;успешно удовлетворять потребности государства в повышении уровня физическойподготовленности и работоспособности населения, совершенствовании институтаспорта высших достижений.
Подготовкаспециалистов по физической культуре и спорту ориентирована не только насоздание образовательного пространства, обеспечивающего активное овладениезнаниями и практическими навыками самостоятельного эффективного управления, нои на осознание ответственности за принимаемые решения, способствующие поиску ивнедрению в учебно-воспи тательный процесс оптимальных управленческих инаучно-методических инновационных решений.
Такимобразом, к процессу подготовки студентов, обучающихся на факультете физическойкультуры в Тульском госпедуниверситете, предъявляются требования, адекватныеусловиям профессионального становления личности педагога в современных рыночныхотношениях, способного не только менять характер функционирования сферыфизической культуры и спорта в образовательных учреждениях, но и в значительнойстепени реформировать методы управления, используя эффективные механизмысовременного менеджмента и экономического анализа. Очевидна тенденция наформирование личности делового, предприимчивого педагога-менеджера ссовременным экономическим мышлением, управленческой культурой, высоким чувствомответственности за результаты профессиональной деятельности в условиях дефицитабюджетного финансирования.
Список литературы
Т.Н.Пильщиков, профессор, заслуженный мастер спорта. Менеджерская подготовкаучителя физической культуры в педвузе: реальность, проблемы, решение.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора
Реферат Инновационная деятельность педагога в детском оздоровительном лагере
Реферат Николай Гумилев
Реферат Толкование норм права 2 Аспекты толкования
Реферат Совершенствование механизма управления стрессом
Реферат Основные формы и методы руководства чтением
Реферат Принятие решений в страховой компании ОАО "Югория"
Реферат Организация работы железной дороги
Реферат Разработка стратегической деятельности торговой сети Рубль Бум
Реферат Отражение развития физической культуры в искусстве древних от 15000 лет до нэ до 400 г нэ
Реферат Социально-психологические аспекты управления фирмой
Реферат Состояние конкуренции на рынке финансовых услуг в Дальневосточном федеральном округе
Реферат Asher's Attic
Реферат 1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя
Реферат Предмет и задачи экономической и социальной географии