Московский Педагогический Государственный Университет.
Курсовая работа.
Методика формирования ответственного
отношения учащихся к своему здоровью
(начальные классы 1-3).Курсовая работа студентки группы 301
валеологического факультета
Халия Кристины Константиновны.
Москва 2001г.
План.
Введение.
Глава I. Теоретические основы формирования ответственного отношенияучащихся к своему здоровью.
§1. Понятие здоровья, здорового образа жизни и отношениеучащихся 1-3 классов к своему здоровью в процессе обучения.
§2. Забота о здоровье детейпедагогов, медицинских работников и родителей.
§3. Педагоги о специфическихособенностях формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью.
Глава II. Возможныеметодики формирования отношениядетей младшего школьного возраста к своему здоровью.
§1. Благоприятные возможностидля внедрения в практику всей системы обучения и воспитания здоровогошкольника начальной школы.
§2. Развитие интереса инаблюдательности у учащихся 1-3 классов на уроках здоровья с помощьюопределенных методов и приемов.
Заключение.
Библиография.
Приложение.
Введение.
“Учитель многое может, и, если все, что он можетсделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастуттакими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми”. Так высоко оценивает роль учителя известныйсоветский гигиенист профессор С.М.Громбах.
Здоровье– важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, аособенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматриваетсяне только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физическогодефекта, но и состояние полного социального, физического и психическогоблагополучия. В “Основных направлениях реформы общеобразовательной ипрофессиональной школы” указано, что российское общество заинтересовано втом, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым,жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. В реформе также нашлиотражение итоги научных исследований в области гигиены детей и подростков. Так,увеличение продолжительности учебы в начальной школе на один год – важная мерапо предупреждению перегрузки учащихся и улучшению адаптации к школьной жизни.Уменьшение наполняемости классов поможет учителю более внимательно,индивидуально подходить к каждому ученику, создавать благоприятныйпсихологический климат в классе, раньше обращать внимание на заболевания илиотклонения в состоянии здоровья детей. Забота о здоровье подрастающегопоколения всегда была одной из важнейших задач всего народа. Строительствоновых школьных зданий, организация оздоровительных лагерей, совершенствованиесистемы медицинского обслуживания, регулярные медицинские осмотры учащихся,проведение обязательных прививок, развитие физической культуры и многое другоепривело к значительному улучшению состояния здоровья школьников, их физическогоразвития.
Нонесмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и уровеньзаболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не могут. Результатымассовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачампозволяют определить наиболее распростроненные среди детей болезни:ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхит, воспаление легких, инфекционныезаболевания, кариес зубов, трамвы, аллергические заболевания, нарушение осанки,невротические реакции, снижение остроты зрения и другие нарушения состоянияздоровья.
Состояние здоровья учащихсямладших классов во многом зависит от них самих, а следовательно от учителя иродителей. Педагог, а также родители должны внушать детям не только, что этонужно, надо заниматься своим здоровьем, но и раскрывать цель, называть причину“зачем это нужно делать?”, “длячего?” В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональнойшколы” сказано: “Необходимо, чтобы каждый школьниковладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свойорганизм и умел поддерживать его в порядке”. Только тогдаребенок будет ответственно подходить к своему здоровью.
Огромноезначение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание(вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятия бегом, туристические походы,обучение плаванию), закаливание, рациональное общественное питание школьников.В нашей стране расходуются огромные средства на строительство новых школьныхзданий, стадионов, детских лечебных и профилактических учреждений, невиданнымитемпами идет жилищное строительство, разбиваются новые сады и парки. Все это вцелом создает благоприятные условия для воспитания здорового подрастающегопоколения. Но, к сожалению, не всегда эти благоприятные условия в достаточнойстепени используются.
Например,в классе из 8 ламп горят 6-5, а то и 4, оконные стекла не отличаются чистотой.Или другой пример, в школу доставлена новая учебная мебель, но не приложеныусилия распределить ее соответствующим образом по классным комнатам, чтобыучащиеся могли быть рассажены с учетом их роста и размеров столов и стульев.Или пример из семейного воспитания. Семья живет рядом с прекрасным парком, ашкольник проводит свободное время у телевизора.
Примерытого, как не используются имеющиеся возможности для оздоровления учащихся,можно продолжать и продолжать. Это объясняется тем, что у многих родителей, апорой и у некоторых педагогов, не сформировано гигиеническое мышление, нехватает необходимых гигиенических знаний и как следствие этого – учащиесяначальных классов также не получают сведений по гигиене, им не привитынеобходимые гигиенические навыки.
Извсего сказанного очевидно, что проблема общегосударственная, комплексная и нашазадача выделить из нее конкретные вопросы, решение которых посильно учителю и врешении которых сам учитель заинтересован. В этой связи уместно привести словазамечательного педагога В.А.Сухомлинского: “Опыт убедилнас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причинаотставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание илизаболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению толькосовместными усилиями матери, отца, врача и учителя.” Учителяначальной школы – именно им доверены дети того возраста, когда формируетсягармонически развитая личность. Упущенное в дошкольном возрасте еще можноисправить в младших классах, но упущенное в начальной школе исправить труднее.Роль учителя здесь особенно велика.
Объектомисследования являются психологические процессы. Предмет исследования –формирование ответственного отношения учащегося к своему здоровью. Проблемуисследования мы определили следующим образом — каковы эффективные пути, методыформирования ответственного отношения детей к своему здоровью. Важноподчеркнуть, что в жизни ребенка достаточно часто возникают ситуации, в которыхеще более четко выражена необходимость в знании в области гигиены и медицины.Основное направление, в котором необходимо осуществлять исследование этойпроблемы, состоит в том, чтобы найти и разработать такие средства, которые былибы доступны детям младшего возраста.
Разработкапроблемы формирования положительного отношения к здоровью осуществлялось иосуществляется под руководством таких педагогов и ученых как Н.Б.Коростелев,А.Г.Хрипкова, М.В.Атропова, Р.Г.Сапожников, С.Е.Далецкий и многими другими.
Цельработы – рассмотреть и выявить всевозможные пути формирования ответственногоотношения учащихся начальных классов к своему здоровью.
Задачиисследования:
1) изучить научную педагогическуюлитературу по избранной проблеме;
2) выявить пути и средства формированияответственного отношения детей младшего школьного возраста к своему здоровьюв процессе обучения.
3) обобщить опыт учителей по этойпроблеме и обобщить собственные наблюдения
Методы научного исследования:
1) изучение и анализнаучной литературы;
2) эксперимент;
3) наблюдение;
4) беседа;
5) анкетирование;
6) тестирование.
Гипотеза исследования – уровень сформированности у воспитанников ответственного отношения к здоровью, к здоровомуобразу жизни будет наиболее высоким, если его формирование в процессе всегообучения в начальной школе будет проходить систематически и последовательно.
Глава I.Теоретические основы формирования ответственного отношения учащихся ксвоему здоровью.
§1. Понятие здоровья, здорового образа жизни и отношениеучащихся 1-3 классов к своему здоровью в процессе обучения.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Привстречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго икрепкого здоровья так как это — основное условие и залог полноценной исчастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решатьосновные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то изначительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемоесамим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данныесвидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиеническихправил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди несоблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающейпреждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этихслучаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарногодиабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовыхзабот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итогеприводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди,поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают своюжизнь.
Режим трудаи отдыха. Труд — истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы«износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременноестарение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но,напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды,костно-мышечный аппарат — на весь организм человека. Постоянная тренировка впроцессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошоработает в течение всей жизни.напротив, безделье приводит к вялостимускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.
В наблюдающихсяслучаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, анеправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во времявыполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работапродуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простояпериодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняетсялегко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильныйвыбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностямичеловека. Для ребенка важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошопроинструктирован по вопросам техники безопасности. непосредственно до работыважно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рациональнорасположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно бытьдостаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света,например, настольная лампа. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утрана вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.
Необходимымусловием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы иотдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишьпри очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно,чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха ).Людям физического труданеобходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, аработникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическаяработа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времениотдыха проводить на свежем воздухе.Городским жителям желательно отдыхать внепомещений -на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, втурпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.
Режим сна. Для сохранениянормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значениеимеет полноценный сон.Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, чтосон- это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему отчрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным иглубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.
Систематическоенедосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижениюработоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности. Чтобы создатьусловия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. досна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее чем за2-2,5ч. До сна.Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует вхорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытойфорточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключитьсвет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющимкровообращение. нельзя спать в верхней одежде. не рекомендуется закрыватьсяодеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию.Желательно ложиться спать в одно и то же время — это способствует быстромузасыпанию.
Пренебрежение этими простейшимиправилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубокими неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развиваетсябессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы
Физическаянагрузка.Для умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортомприобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарогочеловека, если он не тренирован, ведет ,, сидячий,, образ жизни и не занимаетсяфизкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание,появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется созначительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы,главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы иразвития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатурутела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У детей с неразвитоймускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.Физкультура и спорт весьма полезны, так как их работа нередко связана снагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом.Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечнуюмышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительнооблегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервнуюсистему.
Ежедневнаяутренняя гимнастика- обязательный минимум физической тренировки. Она должнастать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.
Физическиеупражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежемвоздухе. Для людей, ведущих ,, сидячий,, образ жизни, особенно важны физическиеупражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам наработу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворновлияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.
Ходьба является сложнокоординированнымдвигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется приучастии практически всего мышечного аппарата нашего тела. Ее как нагрузкуможно точно дозировать и постепенно, планомерно наращивать по темпу и объемуПри отсутствии других физических нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузкитолько ходьбой для молодого мужчины составляет 15 км., меньшая нагрузка связанас развитием гиподинамии.
Таким образом, ежедневное пребывание насвежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентовздорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важнапрогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимойдневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаиваетвозбужденные нервные центры, регулирует дыхание.Прогулки лучше выполнять попринципу кроссовой ходьбы: 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом, затемстолько же — быстрым спортивным шагом и т.д.
§2. Забота о здоровье детей педагогов, медицинскихработников и родителей.
Ввоспитании здорового школьника важен тесный контакт и содружество учителей смедицинскими работниками, особенно в проведении профилактических мероприятий, вработе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей. При составленииплана работы школы, секции (объединения) начальных классов учителям иливоспитателями учитывается работа врача и медицинской сестры, их выступлениеперед родительской или детской аудиторией. В системе оздоровительных мероприятийзначительное место занимает диспансеризация. Осмотр детей осуществляетсяврачами основных специальностей. Полученные результаты должны быть известныпедагогам и родителям. В этом случае диспансеризация дает оздоровительныйэффект, легче вылечить обнаруженные заболевания, легче выполнять специальныйрежим, необходимый школьникам, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Нужноотметить, что с каждым годом лучше выявляются начальные стадии заболевания,отклонения в состоянии здоровья, на которые раньше не умели обращать внимание.При обследовании выявляются дети, нуждающиеся в лечебных и оздоровительныхмероприятиях. Но при этом решается и другая важная задача:определение способности каждого школьника полноценно выполнять социальныефункции. Эта способность (к выполнению школьной программы, участию вобщественной жизни, общественно полезном труде, физической культуре и т.п.)определяется уровнем достигнутого учащимися развития, психического ифизического, нормальной деятельностью органов и систем органов,приспособляемостью к условиям занятий, к окружающей среде. При этом грубоеделение детей на здоровых и больных неправомерно, так как важно обратитьвнимание даже на небольшие отклонения в состоянии здоровья ребенка,предболезненные состояния, чтобы принять своевременные меры, предупредитьразвитие болезни. Учитель может оказать большую помощь в получении материаловдля оценки здоровья учащихся. Одним из наиболее удачных способов практическойреализации результатов диспансеризации являются специальные вкладыши в классныежурналы – “листовки здоровья”, гдесодержатся рекомендации врача по рассаживанию учащихся в классе,индивидуальному режиму для отдельных школьников, ограничения в занятияхфизической культурой. Тесный контакт врачей, медицинских сестер с учителямипозволяет решать две взаимосвязанные проблемы: проблемувоспитания здорового школьника и проблему успеваемости. Однако еще не во всехшколах налажен такой тесный контакт. Дети во всем должны чувствоватьсодружество педагогов и медиков. Учитель должен быть лично знаком с доктором,медицинской сестрой, обслуживающими учащихся его класса. Если в классе естьдети с серьезными нарушениями здоровья, хроническими заболеваниями, желательновыяснить некоторые особенности воспитания этих детей, вместе продуматьиндивидуальный режим для них.
В“Основных направлениях реформы общеобразовательной ипрофессиональной школы” сказано, что “повышениеэффективности воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий иединства требований к учащимся семьи, школы, общественности и трудовыхколлективов”. Наша задача состоит в том, чтобы убедить родителей внеобходимости затратить энергию и время на то, чтобы у ребенка рабочее местосоответствовало рекомендуемым нормам, ежедневно потратить 5-6 минут нацеленаправленное закаливание и личную гигиену ребенка, 10-15 минут на егофизическое совершенствование, 2-3 минуты на формирование правильной посадки…Ведь даже если провести небольшой подсчет времени, то небрежное отношение кздоровью ребенка обернется куда большей затратой времени – хождение к врачам,лечение, а потом “догнать” пропущенные занятия. Во время обучения в школеосновным средством гигиенической подготовки родителей служат родительскиесобрания. Во многих школах родителей младших школьников сначала собирают вместедля общей беседы, а затем родители расходятся по классам. В некоторых школахможно наблюдать хорошо организованные родительские лектории, для чтения лекцийприглашаются высокой квалификации специалисты: ревматологи,нефрологи и др. Специалист, например, подробно рассказывает о ревматизме, даеточень дельные советы. Но это важно лишь для небольшой группы родителей, вот дляних и нужно проводить такую углубленную беседу. Индивидуальная беседа припосещении родителями школы или при знакомстве учителя с домашними условиямиребенка имеет неоценимое значение. Учитель может дать конкретные советы поустройству рабочего места школьника, организации закаливания, физическоговоспитания. При такой беседе учитель и родители могут легче найти решение тогоили иного трудного вопроса по режиму дня, созданию гигиенических условий всемье и т.п. Весьма эффективной формой достижения единства требований школы исемьи в воспитании здорового ребенка является информация родителей о прошедшемуроке или беседе, посвященной вопросам гигиенического воспитания, и отребованиях учителя.
§3. Педагоги о специфических особенностяхформирования ответственного отношенияучащихся к своему здоровью.
Рациональное питание чрезвычайно важно длярастущего, постоянно изменяющегося организма. Пища должна обеспечиватьпоступление в организм таких веществ, которые составляют основу формированияновых клеток тканей, возмещают энергетические затраты организма, способствуютнормальному физическому и нервно-психическому развитию, улучшениюработоспособности.
Уребенка к окончанию начальной школы должны быть определенные знания истойкие навыки по гигиене питания.
Первыйи самый важный навык: ребенок должен есть разнообразную пищу, содержащуювсе необходимые для его развития компоненты. Таких компонентов шесть:белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Рост детскогоорганизма обеспечивается образованием клеток и тканей, что происходит главнымобразом за счет белка. Белки – структурные элементы, служащие основой многихтканей, поэтому раньше их называли “кирпичиками”тела. Однако на этом их роль далеко не заканчивается.
Именно“…с белками, — как пишет профессор А.А.Покровский,-связано осуществление основных проявлений жизни: обмен веществ,сократимости, раздражимости, способности к росту, размножению и даже высшейформе движения материи – мышлению”.
Ребенокдолжен получать в сутки от общего количества белка 60% белка животногопроисхождения. Малокровие, задержка роста, чрезвычайно слабая сопротивляемостьболезням, особенно инфекционным, — результат резкой белковой недостаточности.
Жирыи углеводы – основные источники энергии, а суточная потребность организма вних, выраженная в килокалориях в день, для детей 7-10 летнего возраста –2300ккалл/в день. Углеводы – не только источники энергии длямышечной деятельности организма, они выполняют и другие функции, например,входят в состав нуклеиновых кислот, мембран клеток, служат резервом питательныхвеществ в организме. Углеводы поступают в организм ребенка с продуктамирастительного происхождения (картофель, мука, крупа, овощи, фрукты, ягоды). Врационе школьника основным углеводом является крахмал.
Минеральныесоли являются четвертым необходимым ингредиентом. Как правило, человек получаетс пищей все необходимые минеральные вещества, за исключением хлористого натрия,или поваренной соли, без которой многие блюда кажутся невкусными, а подчаснесъедобны.
Витамины– обязательная составная часть пищевого рациона. Учащиеся начальных классов,как правило, знают о важности витаминов для жизнедеятельности организмов. Водане менее важна для организмов, чем белки и витамины. Человек в течениенескольких недель может прожить без пищи, а без воды гибель наступает через 3-4суток. Для ребенка одинаково вредно как недостаточное, так и избыточноепотребление воды. Специалисты обычно рекомендуют такое распределение общегообъема пищи в течение суток при четырехразовом питании: завтрак – 25%,обед – 35%, полдник – 15% и ужин – 25%.
Культураповедения за столом всегда была заботой наших предков. Несколько фраз из книги “Юностичестное зерцало, или показания к житейскому обхождению”: “Не хватайпервым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не проглотив куска, неговори…” Впрочем, гигиеническое значение имеют и многиеправила. Например, чем брать сахар? Специальными щипцами, рукамиили своей ложкой? Понятно, что пальцами удобнее взять один кусочексахара, чем стараться подхватить его своей ложкой, которая уже побывала во рту.Это не только не гигиенично, но может представлять некоторую опасность, если учеловека, например, больное горло. Культурно гигиенические навыки, связанные сприемом пищи, направленные на предупреждение желудочно-кишечных заболеваний,лучшее усвоение пищи, повышение аппетита. Учитывая, что еще не в каждой семьеуделяется достаточное внимание культуре внимания, учителю необходимо обращатьвнимание на формирования культурно-гигиенических навыков в стенах школы с тем,чтобы они применялись дома. Даже короткое время, ежедневно затрачиваемое навторой завтрак, можно использовать для привития необходимыхкультурно-гигиенических навыков, то есть ответственного отношения к своемуздоровью.
Преждевсего надо объяснить детям, что недопустимо входить в школьный буфет с грязнымируками. Учитель, дежурные должны следить за позой детей во время еды, следуетотучать детей от чавканья во время еды, это неприятно для окружающих, естьнужно с закрытым ртом. В 3-4 классах можно вменить в обязанность санитарамконтролировать чистоту салфеток и хранение завтраков. Если в 1-3 классахвоспитательную работу рекомендуется проводить во время завтрака на большойперемене, то в 4 классе предусматривается проведение уроков, в которыевключаются темы “Наша пища”, “Гигиена питания”.При проведении этих уроков особенно важно обратить внимание на вопросы, имеющиепрактическое значение.
Мывосхищаемся людьми, которые могут держаться прямо. Не случайны сравнения: “Какаястройная девочка, ну, прямо, березка”. На формирование осанкиоказывают влияния привычки повседневной жизни: манера стоять,ходить, сидеть и т.д.
Глава II.Возможные методики формирования отношения
детей младшегошкольного возраста к своему здоровью.
§1. Благоприятныевозможности для внедрения в практику всей
системы обучения и воспитанияздорового школьника начальной школы.
Ныне действующая программа начальной школы даетблагоприятные возможности для внедрения в практику всей системывалеологического обучения и воспитания учащихся начальных классов.
Русскийязык. На уроках предусматривается знакомство с правилами гигиены чтения иписьма, формирование и закрепление гигиенических навыков чтения и письма: правильнойпосадки, положения книги, тетради и т.д. В программе говорится: “Нормализации нагрузки, предупреждению утомляемостиспособствует включение в урок разнообразных видов деятельности детей (слушаниеучителя, беседа, наблюдение за языковым материалом, работа с учебником,тетрадью, доской, игры и др.), рациональное чередование устных и письменныхупражнений, своевременное проведение физкультминуток”.
В программе имеется ряд положений, имеющихзначение для воспитания внимательного, доброжелательного отношения к товарищам,одноклассникам, развития речевой этики, культуры общения. Все это важно длясоздания благоприятного психологического климата в классе.
Математика.В программе даются важные валеологические рекомендации: “Учителя недолжны допускать перегрузки учащихся учебным материалом, как на уроках, так и вдомашних заданиях. Следует на каждом уроке заботиться о рациональной сменевидов деятельности детей, проводить 1-2 физкультминутки, способствующиеразрядке и снимающие утомление детей. Особое значение в этом отношении имеетпо-разному организуемая игровая деятельность детей на уроках математики, вособенности в 1-2 классах…”
Природоведениедает наиболее систематизированные валеологические знания для привития некоторыхнавыков личной и общественной гигиены. Уже в первом классе в теме “Нашдом” дается значительный материал по валеологии:распорядок дня, режим питания, проветривание помещения, умение правильно мытьруки, правильно пользоваться носовым платком, правильно сидеть во время занятияи др. В теме “Наш город” – вопросы предупреждения несчастных случаев на улице. Вовтором классе в теме “Наш дом” разбираются отдельные режимные моменты:труд, отдых, сон; продолжается проработка материала по предупреждениюуличного (дорожного) травматизма. Программа указывает, что учащиеся должны кконцу второго класса “уметьвыполнять правила личной гигиены (правильно чистить зубы, мыть руки, овощи,фрукты); правильно сидеть при письме ичтение; знать и выполнять свой режим дня, режим питания;правила и значения проветривания помещений, значение сменной обуви;должны знать и выполнять правила поведения на улице. В третьем классевалеологические знания и навыки даются применительно к разным сезонам. Особенноважно предупреждение простудных заболеваний весной и осенью. К концу третьегокласса учащиеся должны уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра(важное умение для контроля за температурой воздуха в помещении, на улице, длявыбора одежды по погоде); правильно строить режим дня, выполнять необходимыеправила личной гигиены; беречься от простудных заболеваний, закаляться.
Вчетвертом классе преподавание гигиенических правил проходит уже на болеевысокой ступени – на базе элементарных анатомо-физиологических сведений. Тема “Организмчеловека и охрана его здоровья” помогает учащимся представить организм как единоецелое, и это обстоятельство позволяет глубже и осознаннее усваивать вопросыличной и общественной гигиены, которым и должно быть уделено основное внимание.
Трудовое обучение. Все разделы этого предметаначинаются с изучения правил безопасности труда и личной гигиены. Отметим, чтов первом классе из 66 часов, отведенных на трудовое обучение, 6 часов выделенона изучение правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
Физическая культура. Во всех классахначальной школы учащиеся получают сведения об оздоровительном значении тех илииных элементов физического воспитания, отдельных комплексов (утренняя гимнастика,уроки физической культуры, спортивный час, плавание и т. д.). Здесь же даетсяматериал по личной гигиене, закаливанию, режиму дня, а в четвертом классеучащиеся получают понятия о двигательном режиме. Собранные в программевоедино, вопросы по охране здоровья и гигиене представляют собой стройнуюсистему валеологического обучения и воспитания учащихся начальной школы. Задачаучителя состоит в том, чтобы всю эту систему знаний, умений, навыков дать детями только тогда можно ожидать значительного оздоровительного эффекта. . Роль школьной мебели. Мебель школ и других детских учреждений должнасоответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель,предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкуюповерхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключитьвозможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформлениемебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной,устойчивой, простой, надежной.Обоснование правильнойпозы. Учебный процесс связан с большими умственными ифизическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние заверстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела,вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. Всистему управления позой входит ЦНС ( сответствующие сегменты спинного мозга )и переферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется черезмышечный аппарат, благодаря тремору — незначительное дражание мышц. Позы снебольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики — меньшееколебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаютсядополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания,возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ноги малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.Установлено, что степень наклона корпусаувеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между налоном головыи горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника- 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно - 39 — 33 и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны санатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройствонервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, обьясняет трудностипреодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положениетела.Конструкция мебели. Парты. В последние десятилетия выпускаются раздельнопарта и стул к ней, что имеет свои плюсы ( более легкая перестановка,возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместныхпарт ) и минусы ( возможность неправильной посадки ). Высота сиденья стула — длина голени плюс 1 — 2 см на каблук. Ширина сиденья — величина distantiabitrochanterica плюс 3 — 4 см, глубина сиденья 2/3 — 3/4 длины бедра.Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называетсядифференцией ( длина локтя плюс 2 — 2,5 см ) — характеризует взаимноерасположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между переднимкраем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальнойплоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего краястола совпадают ), положительной (проекция лежит вне плоскости стула ) иотрицательной ( проекция находится на плоскости сиденья ); но именно последнеерасположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку.Исследования показали, что оптимальная дистанция — 3 — 5 см.Поверхность крышкистола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения35-55%. /> Классная доска.Различают два основных типа классных досок — настенные и передвижные.Основныегигиенические требования, предъявляемые к доске — облегчение зрительной работышкольников. Цвет покрытия досок — зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80% ). Наиболее физиологичным являетсятемно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетовчерчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованиембелого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но впоследнее время выпускаются доски с восможностью использования пособий намагнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой,синтетическими пленками или красками ). Для предохранения загрязнения поламелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. Во-первых,в 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился навысоте 80-85 см., а в старших классах — на высоте 90-95 см. Передвижные доскиразмещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желательно, чтобы незагораживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками,смоченными в теплой воде. />Мебель столовых. В них используют обеденныестолы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками.Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых одевают пластиковыенаконечники. />Мебель компьютерных классов. Используютсяспециально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола,либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использоватьспециально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклономспинки а также валиком в поясничной области, т.к. самая рациональная поза — этос наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.
§2. Развитие интереса и наблюдательности у учащихся1-3 классов на уроках здоровья с помощью определенных методов и приемов.
Правильнаяосанка. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет уребенка. На уроках физической культуры в 1-2 классах в доступной форме нужнорассказать о том, какое значение для здоровья и хорошей работоспособности имеетправильная осанка. В мотивации необходимости самоконтроля за своей осанкойнужно использовать разные приемы:эстетические – на стройного, прямодержащегося человека приятно смотреть, это красиво; стремлениепреодолеть собственные физические недостатки – очень высокий человек, елидержится прямо, со стороны выглядит гораздо приятнее, чем ссутулившийся,согнувшийся; человек маленького роста, ели он держится прямо, — выглядит выше. Медицинские – при прямой осанке лучше работают все органы, весьорганизм человека. Выбора профессии, достижения жизненной цели – неправильнаяосанка затрудняет выбор профессии актрисы, офицера, мешает достижениям внекоторых видах спорта. Все эти мотивы легко воспринимаемы в начальной школе.Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка икак ее воспитать. Для самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать засвоей осанкой в зеркало.
Мытьерук – простая, но подчас основная мера предупреждения кишечных инфекций и впервую очередь дизентерии. Но, оказывается, научить, как мыть руки, ещенедостаточно, нужно объяснить, когда и почему это следует делать, воспитатьпотребность в выполнении этой процедуры. Как же убедить ребенка мыть руки?Может быть так: “Если будешь есть грязными руками, то заболеешь”,или еще категоричнее: “Поешь грязными руками – заболеешь”,или более обоснованно: “На грязных руках микробы, которые проникают в организмчеловека, и он заболевает”. Для учеников 1-2 классов такое объяснениенеприемлемо. Из своего опыта ребенок уже знает, что он ел немытыми руками и незаболел. Значит, взрослые говорят неправду? У учащихся 1класса предупреждение: “На грязных руках микробы, которые проникают в организмчеловека, и он заболевает” –вызывает крайне нежелательную реакцию: детиуклоняются от игры в песок, в мяч, не хотят брать с земли игрушки, боясьзапачкать руки. Наблюдения показали, что для выработки внутренней потребностимыть руки гораздо сильнее и точнее действует “эстетическаямотивация”: грязные руки некрасивы, неприятны, противны. Новместе с тем подчеркивается, что нет ничего страшного, если при работе, игреруки запачкаются. И самое важное воспитать у ребенка привычку мыть руки какнорму поведения. Нельзя садиться за стол с немытыми руками, руки нужно мытьпосле игры, после туалета, после занятия с животными, после гуляния. А вот в3-4 классеах дети уже довольно легко воспринимают такие понятия, каквероятность попадания микробов, яиц гельминтов (глистов) в организм человека ивозможность заболевания.
Закаливание.Особое внимание следует обратить на детей, пропускающих занятия из-за простуды,часто приходящих в школу с кашлем, насморком. Посоветовать родителям показатьих ребенка врачу для принятия мер по оздоровлению. Практика показывает, чтозакаленными могут стать все школьники. И тогда резко сократятся пропускизанятий, повысится успеваемость. Закаливание имеет не только оздоровительное,но и большое воспитательное значение. Ребенку нужно прилагать регулярноопределенные усилия, пока закаливающие процедуры не станут обычными, ребеноквидит конкретные результаты: раньше вода 30 градусов казалась прохладной, а теперь19 градусов – теплой. Дети очень любят сами наблюдать за показаниями водноготермометра. Достижение результата (закаленности) может служить стимулом встремлении к другим конкретным результатам: в учебе,внеклассных занятиях и т.д. У ребенка формируется чувство уверенности в своихсилах. В 3 классе на уроке природоведения вполне уместно и полезно обсудить сдетьми, как они практически закаливают свой организм и что им это дает. Вубеждении детей проводить целенаправленное закаливание могут помочь интересныепримеры из жизни выдающихся людей.
Чистказубов. Примерно один раз в месяц полезно напомнить детям о необходимостичистить зубы. Практика показывает, что в последнее время в связи с выпускомспециальных детских паст дети стали охотнее чистить зубы, чем раньше зубнымпорошком. Гораздо сложнее прививаются другие навыки. Очень трудно отучить детейгрызть орехи, конфеты, сахар. Чтобы убедить ребенка не делать этого, хорошопоказать фотографии и рисунки, на которых изображены поврежденные зубы. Нужноподчеркнуть, что неокрепшие зубы ребенка легко травмируются при раскусыванииледенцов, орехов и т.п. К сожалению, в нашу жизнь еще плохо вошло правилополоскания рта после еды. Подчас для этого просто нет возможности. Там, гдетакая возможность есть, взрослые должны показывать пример детям. Для лучшегоусвоения правильных приемов чистки зубов рекомендуется воспользоватьсядемонстрацией (щетка, расческа и вата); всем детям принести на уроксвои зубные щетки, чтобы легче освоить правила ее движения по зубам. Обратитьвнимание на то, что чистить зубы нужно не менее 2-3 минуты, тогда будет идостаточный массаж десен. Целесообразно продемонстрировать таблицу стадииразрушения зубов (см. Приложение). Это поможет убедить детей важностирегулярного посещения стоматолога. В заключение заметим, что некоторые родителиимеют неверную точку зрения, что лечить молочные зубы необязательно. Молочныезубы очень важны не только для выполнения основной своей функции, т.е.пережевывания пищи, четкого произношения слов, но и как основа для правильногоприкуса.
Охраназрения. Рекомендуется проводить с учащимися целенаправленную воспитательнуюработу по охране зрения. Во 2-3 классах хорошо провести краткую беседу сучащимися на тему “Как надо заботиться о сохранении хорошего зрения”примерно такого содержания:
1. При помощи глаз мы узнаем о цвете,форме, размерах предмета. Глаза помогают нам познавать окружающий нас мир,учиться выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее статьлетчиком, моряком, достичь успехов в спорте, на сцене. Зрение нужно беречь.
2. Зрение портиться во время работыпри плохом освещении, при малом расстоянии до книги (тетради), чтении лежа,длительном просмотре телевизионных передач, при работе с компьютером.
3. Для того чтобы сберечь зрение,нужно заниматься при достаточном освещении, свет должен падать слева, должнысоблюдаться: необходимое расстояние от глаз до книги и правильнаяпосадка во время занятий, выполняться простейшая гимнастика для глаз.
Дети показывают приемы самоконтроля за посадкой, гимнастику и отдых для глаз.Ели ученик заметил, что у него ухудшается зрение, нужно сказать об этомродителям, учителю, обратиться к врачу. Все назначения врача должны точновыполняться, чтобы зрение не ухудшалось. Ни в коем случае нельзя смеяться надлюдьми, которые носят очки. Говоря об уходе за глазами, учитель отмечает, чтопри утреннем умывании следует промывать и глаза, нельзя тереть и трогать глазаруками. При изучении вопроса “Гигиена органов чувств” полезно ещераз проверить все упомянутые выше умения детей по гигиене зрения. Заслуживаетодобрения следующий прием, который используют многие педагоги;стол учителя ставят у доски, на столе лампа. Один из учеников показывает всеупомянутые приемы самоконтроля, а класс проверяет и дает им оценку, затем этиприемы дети проделывают сами, сидя за партами.
Дурныепривычки. Гораздо более серьезного внимания требуют дурные и вредные дляздоровья привычки, формирование которых подчас происходит в младшем школьномвозрасте. Это употребление алкоголя и чаще курение. Почему же начинают куритьмладшие школьники?
Ученые,исследовавшие этот вопрос, пришли к выводу, что на первом месте (около 30% всехшкольников, начавших курение) нужно поставить влияние товарищей, одногодокстарших ребят. Курение взрослых в присутствии детей создает у них представлениео курении, как о норме поведения. Младшие школьники скорее приобщаются квредной привычке. Вторая причина курения – любопытство, интерес. На третьемместе стоит желание подражать взрослым: уважаемому учителю, мастеру,родителям известным киноактерам и др.
Наиболееважным представляется направление наших усилий на то, чтобы дети не начиналикурить. Разъяснение вреда курения должно идти со строгим учетом возрастныхособенностей. На детей действуют увещевания, что продолжительность жизникурящего сокращается, что возможен рак. Позиция должна бать совершенно четкой: надетский растущий организм табак действует сильнее, он гораздо опаснее дляребенка, чем для взрослого. Говоря об особом вреде табака для растущегоорганизма, нужно подчеркнуть, что курение мешает хорошей учебе – слабеетпамять, нередко вместе нарушается зрение. Детям обязательно нужно разъяснить,что от курения очень трудно отучиться. Важно создать “противотабачныйклимат” в школе, интернате и т.д. Этому, как уже былосказано, значительно помогает спорт, занятость детей разными интересными делами.
Другаячрезвычайно вредная для здоровья человека привычка – употребление алкоголя. Этопривычка также имеет сложные социально-экономические, биолого-социальные ипедагогические аспекты. Своеобразная “положительная”установка на алкоголь может возникать у детей даже из тех семей, где бытовоепьянство сопровождается скандалами. Наблюдая подобные явления, у детейформируется представление на такие явления, как на “норму” поведения.Отрицательное отношение к алкоголю формируется у детей из семей, в которых онне употребляется, и в семьях, где алкоголь приносит несчастья, является бедой.В противоалкогольном воспитании ведущая роль принадлежит семье, поэтому школадолжна дать родителям четкие установки:
- ни в какие дни, ни в каком виде, нив самых малых дозах не давать детям алкогольные напитки;
- в семьях должна быть четкаяустановка: алкоголь – враг здоровья, алкоголь – враг учебы,алкоголь – враг спорта;
- алкоголь (во всехвидах) крайне вреден для детского растущего организма.
Считаем важным в беседахс детьми, даже при объяснении им, скажем, результатов опытов, ни в коем случаене ограничиваться только медицинской стороной дела, а обращать внимание насоциально-бытовые аспекты.Заключение.
Чтоже конкретно может сделать учитель начальных классов для воспитания здоровогошкольника? Во-первых, гигиенически правильно организовать сампедагогический процесс: это своевременная смена статического напряжения приписьме и чтении – физкультпауза, активный отдых на переменах, отдых для глаз,смена различных видов учебной деятельности школьников, ее активизация, умелоеиспользование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены – все этоспособствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчаютусвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшуюнервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе,предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период ихадаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с педагогическиммастерством учителя.
Учитель,опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, осуществляетиндивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, бережно относится кранимой психики ребенка. Зная психологические особенности детей, условия ихбыта, владея педагогическим мастерством и имея необходимые валеологическиезнания, учитель может и должен быть основным “воспитателемздоровья” ребенка.
Во-вторых,учитель принимает посильное участие в обеспечении отвечающегося гигиеническимтребованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима вклассе и других факторов внешней среды.
В-третьих,зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с ними, учитель можетсвоевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышеннуювозбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения ит.п.) и информировать об этом медицинского работника, что содействует раннемуили более успешному лечению ребенка.
В-четвертых,учитель оказывает неоценимую помощь медицинским работникам в проведениимедицинских осмотров, профилактических мероприятий (прививок, например), вконтроле за лечением детей, страдающих хроническими заболеваниями и др.
Библиография.
1. Антропова М.В. Режим дня школьникав связи с обучением по новым программам. – Вестник АМН СССР, 1972, №4.
2. Белостоцкая Е.М. Гигиена зрения.М., 1980.
3. Гринене Э., Линдишене Д.,Бурнейкене. Особенности динамики некоторых вегетативных функций младшихшкольников в процессе учебного года. – Физиология человека, т.4, 1978, №4.
4. Давидавичене А.Г. и др. Некоторыеаспекты изучения успеваемости и состояния здоровья школьников. – В кн.:Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М., 1977.
5. Ефимова С.П., Коринская Е.П.Изменение некоторых показателей состояния здоровья в процессе адаптации уучащихся 1-3 классов: Тезисы докладов 2 сессии Научного совета. Проблемышкольной гигиены и физического воспитания. Запорожье, 1978.
6. Калюжная Р.А. Двигательный режим издоровье школьника. М., 1977.
7. Лебедева Н.Т. Сезонная динамикасуточной двигательной активности как основа для гигиенического нормированияфизического воспитания и нагрузок школьника. – В кн.: Гигиена детейи подростков, вып. 4. М., 1977.
8. Манке Г.Г. Организацияучебно-воспитательной работы в школе полного дня. – В сб.:Проблемы дидактики обучения в начальной школе. М., 1977.
9. Попова Н.М. и др. Влияние учебнойнагрузки на работоспособность и функциональное состояние организма младшихшкольников. – В кн.: Работоспособность и здоровье учащихся при обучении всовременной школе. М., 1974.
Физиолого-гигиенические основы организациипродленного дня в младших классах: Методические рекомендации для учителей ивоспитательных школ и групп с продленным днем. Уфа, 1975.
10. Савельев О.Н. Влияниеособенностей режима дня на выносливость при статической мышечной работе. – Вкн.: Новые исследования по возрастной физиологии. М.,1978.
11. Сапожникова Р.Г. Гигиена обученияв школе. М., 1974.
12. Семенова И.И. Учусь бытьздоровым, или Как стать Неболейкой. – 2-е изд. – М., 1991.
13. Хрипкова А.Г., Антропова М.В.Забота о здоровье детей. – Из опыта работы школы продленного дня №710 Москвы,1980.
14. Эрисман Ф.Ф. Избранныепроизведения, т.1 М., Медгиз, 1989.
15. Янда Ф. Изучение гигиеныпедагогического процесса в Чехословакии. “Гигиена исанитария”, 1977, №3.
16. Яппо Т.А. Гигиенические принципыорганизации внеучебной деятельности учащихся. Канд. дисс. М., 1969.