Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Женский спорт в период становления современного международного олимпийского движения

Стремлениепреодолеть поло-ролевые стереотипы об «ограниченных возможностях слабогопола», серьезно корректировать свой социальный статус в конце XIX-началеXX вв. выразилось в числе прочего в активной заинтересованности женщин вучастии в различных видах телесно-двигательной практики. В этот период временив русле общемировых тенденций изменения социальной значимости женщинытрансформируется телесный имидж женщины в целом, соответственно и отношение кее потенциальному участию в международном спортивном и олимпийском движении [4,5, 7 и др.].
Процессинтеграции женщин в международное физкультурно-спортивное движение былмедленным и трудным. Спортсменки состязались в немногочисленных«традиционно женских» видах за рамками официальной олимпийскойпрограммы. Ограниченный контингент участниц полностью отразил тенденциигендерной дифференциации: все спортсменки происходили из привилегированныхслоев общества и были представи тельницами европейской расы. А включениюнемногих видов спорта в реестр состязаний, к которым женщины все же былидопущены, предшествовали бурные кампании, организованные активисткамифеминистического движения [1, 3, 4, 10].
Однакоженщины не оставляли надежд и усилий занять достойное место на международнойспортивной и олимпийской арене: организовывали собственные спортивные обществаи федерации, участвовали в различных соревнованиях, пытались найти оригинальныеметодики физического воспитания девушек. Так, в 1906 г. состоялся первыйофициальный женский Чемпионат мира по фигурному катанию, проведенный в Давосе(Швейцария) по инициативе Международного союза конькобежцев (ISU). Этисоревнования стали образцом для проведения многочисленных национальных открытыхчемпионатов по этому виду спорта, таких, как: чемпионаты Германии 1911 г.,Австрии 1913 г., США 1914 г…
Интересно,что в Великобритании в подобных состязаниях участвовали и женщины, и мужчины.Такое «смешанное» первенство просуществовало до 1927 г., и за этовремя женщины пять раз удостоились высшей награды. Первой спортсменкой,завоевавшей золото открытого чемпионата Великобритании, стала Мэдж (Флоренс)Сайерс (победительница 1903 и 1904 гг.). Она же завоевала высшие награды наЧемпионате мира для женщин в 1906 и 1907 гг., а также олимпийское золото в 1908г. в одиночном катании и бронзовую медаль в парном. Ранее, в 1902 г., Мэдж Сайерсстала второй в неофициальном открытом Чемпионате мира, организованном в Лондонепод патронажем знаменитого спортсмена — 10-кратного чемпиона мира УльрихаСальхова.
В1918 г. ISU добавил состязания смешанных пар в программу Чемпионата мира пофигурному катанию. До Первой мировой войны фигуристы Германии, Великобритании,Австрии и Финляндии удерживали первенство в этом виде спорта, постояннодемонстрируя возрастающее мастерство. Лишь в 1918 г. американка Тереза Вэлд иее партнер Натаниэл Найлс смогли изменить эту традицию. Вэлд также выигралабронзовую медаль на Олимпийских играх в Антверпене в 1920 г.
Основаннаяв 1908 г. Международная федерация плавания (FINA) стала одной из немногихспортивных ассоциаций, занявших либеральную позицию по отношению к женскомуспорту. В 1911 г. FINA активно поддерживала усилия швейцарских и английскихспортсменок, добивавшихся включения плавания в программу Олимпийских игр вСтокгольме в 1912 г. Наибольшую популярность этот вид спорта получил уамериканских спортсменок. В этой связи нельзя не упомянуть о Шарлотте Эпстейн(1884-1934) — известной общественной деятельнице, которая много сделала дляразвития женского спорта в Соединенных Штатах Америки. Ш. Эпстейн в 1914 г.основала Национальную женскую лигу спасения и осенью того же года благодаряактивным действиям Лиги Любительский атлетический союз (Amateur Athletic Union)официально начал регистрировать женские состязания по плаванию. В 1916 г. Союзорганизовал первый национальный чемпионат для женщин, который включал 6 упражненийвольным стилем на различные дистанции. Однако в том же году со стороны этойорганизации была сделана неудачная попытка провалить участие спортсменок всоревнованиях по плаванию. В 1917 г. Ш. Эпстейн основала в Нью-Йорке Женскуюассоциацию плавания в надежде улучшить существующее положение вещей и вывестиженские состязания из-под контроля агрессивно настроенных«промужских» организаций. Очень скоро клуб стал лидером женскогоплавания в Соединенных Штатах Америки, и в 1918 г. его спортсменки внесли свойвклад в список мировых рекордов.
Историявключения женщин в международное олимпийское движение также нагляднодемонстрирует затяжную борьбу с гендерными предрассудками, развернувшуюся вначале XX века в Европе и Америке.
ИгрыI Олимпиады, состоявшиеся в 1896 г. в Греции, согласно представлениямоснователей современно го олимпизма были привилегией мужчин. Однако широкоизвестен факт неофициального участия греческой спортсменки Мельпомены вмарафоне. Эта акция убедительно доказала заинтересованность женщин волимпийских состязаниях. Несмотря на то что представители МОК единодушнопротивостояли попыткам женщин принимать участие в соревнованиях, внутриолимпийского движения и в сформировавшихся международных спортивных федерацияхмнения разделились. Период Игр I Олимпиады совпал с началом развития женскогоспортивного движения на Западе. В это время формируются национальные имеждународные женские спортивные организации, возрастает число женскихсоревнований, что дает спортсменкам возможность упрочить свои позиции.
В1900 и 1904 гг. МОК (до этого полностью контролировавший подготовку ипроведение Игр) расширяет возможности организационных комитетов Парижа иСент-Луиса и передает им часть ответственности. Благодаря этому женщины былидопущены к состязаниям без формального разрешения МОК. Официальный допускспортсменки получили в 1908 г., когда Олимпийская ассоциация Великобритании подсвою ответственность расширила женскую программу до трех видов. На Играх IVОлимпиады в 1908 г. в Лондоне женщины участвовали в соревнованиях по стрельбеиз лука, теннису и фигурному катанию. Этому предшествовала целая кампания,организованная одним из лидеров суфражисток Эмилией Панкхурст. Она пригрозилаорганизаторам Игр, что если они будут придерживаться предписания МОК, котороебыло сформулировано как «освобождение Олимпийских игр от женских»бородавок"", то суфражистки возбудят общественное мнение исорвут соревнования.
МОКпоследовательно блокировал попытки проникновения на Игры женщин. Этовыразилось, в частности, в том, что до 1924 г. женские соревнования не получилиофициального статуса. Состав немногочис ленных участниц Олимпийских игр в этотпериод полностью отразил тенденции гендерной, стратовой и расовойдифференциации.
1920г. явился в истории женского спортивного движения тем рубежом, когдапротивостояние достигло критической точки. Наиболее наглядно это иллюстрируетистория признания женской легкой атлетики. Основной аргумент противниковженских соревнований в этом виде спорта весьма характерен — потенциальный вредлегкой атлетики для женского организма. Несмотря на это во всем мире неуклонновозрастает популярность женской легкой атлетики. Женское освободительноедвижение, с особой силой развернувшееся в начале ХХ века, выразилось, вчастности, в том, что женщины стремились освоить виды спорта, которые до этогосчитались всецело мужской привилегией, продемонстрировав и подтвердив тем самымсвое равноправие. Женщины были готовы активно защищать свои позиции [6, 9].Так, в 1917 г. француженка Элис Миллье, представляя всех женщин, занимающихсялегкой атлетикой, потребовала отмены предписания МОК, которое препятствовало ихучастию в Играх. Она основала во Франции Женскую спортивную ассоциацию, котораядобивалась включения женских легкоатлетических состязаний в программуОлимпийских игр 1920 г. Несмотря на твердое предубеждение против женскогоспорта основателя Игр — Пьера де Кубертена, большинство членов МОК голосовали в1920 г. за разрешение их участия в соревнованиях по теннису и плаванию. Однакопредставители МОК были по-прежнему непреклонны в том, что касалосьлегкоатлетических состязаний. В противовес позиции МОК спортсменки стран Европыи Северной Америки провели спортивную встречу в Монте-Карло в 1921 г.Участвовали представительницы пяти государств: Великобритании, Швейцарии,Италии, Норвегии и Франции. Программа включала соревнования в беге на 60, 250, 800 м, эстафетный бег на 300 и 80 м, барьерный бег на 74 м, прыжки в длину,прыжки в высоту, метание копья и толкание ядра. Программа состязаний вМонте-Карло послужила основой и образцом для организации следующих международных встреч. Расширение женского спортивного движения сделало актуальнымнеобходимость его четкой структуризации. В этом же году 31 октября в Париже приподдержке представительниц Англии, Италии, Соединенных Штатов Америки,Чехословакии и Франции была создана Международная женская спортивная федерация(FSFI), усилиями которой стали возможными проведение международных соревнований(в том числе, легкоатлетических) и пропаганда женского спорта по всему миру. В1922 г. в Париже FSFI организовала собственные альтернативные Женскиеолимпийские игры. Название впоследствии было изменено на Всемирные женскиеигры, так как МОК заявил свои права на эксклюзивное использование термина«олимпийские». Всемирные женские игры имели свое продолжение в 1926г. в Готтенбурге в Швеции, в них участвовало 10 стран, затем в Праге в 1930 г.(17 стран). Последние, IV Игры проводились в 1934 г. в Лондоне (19 стран).Соревнования имели неожиданно громкий успех, поразив современниковмасштабностью. Планировалось также проведение Всемирных женских игр в 1938 г. вАвстрии. Они так и не состоялись в связи с началом нацистской агрессии.
Завсе время существования Всемирных женских игр регулярно проводились имеждународные конгрессы, бессменным лидером и руководителем которых была ЭлисМиллье. На конгрессах обсуждались и принимались правила соревнований,регистрировались новые рекорды, представлялись новые спортивные дисциплины.Всего было проведено 9 женских спортивных конгрессов: Париж, 1921-1922-1923;Готтенбург, 1926; Амстердам, 1928; Прага, 1930; Вена, 1932; Лондон, 1934 иБерлин, 1936.
Всемирныеженские игры как регулярный праздник женского спорта отразили общие тенденциифизкультурно-спортивного движения XX века. После их проведения игнорироватьдалее женский спорт было невозможно. Очевидным стал и тот факт, что женскиелегкоатлетические соревнования собирают толпы зрителей (особо легкая атлетика,так как именно этот вид являлся «визитной карточкой» Олимпийских игрв мужской программе и участие женщин вызывало наиболее острые дискуссии). Нолишь когда Международная любительская легкоатлетическая федерация (IAAF)согласилась патронировать развитие женской легкой атлетики, соревнованияполучили статус олимпийских. Несмотря на все усилия спортсменкам вновь былоотказано в участии в Играх 1924 г. Вместе с тем такое решение МОК не былоединогласным. Внутренние разногласия дали повод к тому, что проблема легкойатлетики стала предметом Педагогической конференции 1925 г. Материалы конференциибыли опубликованы под названием «Женское участие в легкой атлетике»(«Women's Participation in Athletics»). Теоретические выводыпредписывали сдерживать развитие женской легкой атлетики в течение следующихлет.
Перваячасть заключительного отчета кратко рассматривает потенциально положительноевлияние занятий спортом на женский организм:
«Двеосновных точки зрения должны быть обстоятельно исследованы в связи с этойнаиболее сложной проблемой, которая день ото дня становится все болееактуальной.
Содной стороны, мужчины и женщины имеют одно происхождение… Несмотря нанекоторую разницу в строении скелета и мускулатуры, в целом организм мужчины иженщины функционирует одинаково. Нервная и кровеносная системы имеют лишьнезначительные отличия. Женщины адаптируются в современном мире. Это даетвозможность говорить о том, что физкультурно-спортивная деятельность может бытьблагоприятна как для мужчин, так и для женщин...» [7].
Однакодалее тон медицинского отчета меняется. В духе господствовавшей в XIX векетеории о физиологически обусловленной ограниченности организма поддерживалосьмнение о том, что занятия легкой атлетикой могут негативно отразиться нарепродуктивном потенциале женщины. Участники конференции при этом подтверждали,что занятия «традиционно женскими» физическими упражнениями полезны ибезопасны. Ссылаясь на опыт Древней Спарты, говорили об особой необходимостифизических нагрузок для девушек в возрасте от 13 до 18 лет.
Медицинскийотчет Педагогической конференции раскрыл общие тенденции развития женскогоспорта под патронажем официальных организаций. Следуя приведеннымдоказательствам, МОК и IAAF ограничивали женское участие в главном видеолимпийской программы -легкой атлетике — в течение следующих лет.
В1926 г. после длительных и трудных переговоров IAAF рекомендовала включить рядлегкоатлетических состязаний в программу следующих Олимпийских игр (вошлисостязания в беге на 100 и 800 м, прыжки в высоту, метание диска, барьерный бегна 400 м). Программа Игр 1928 г. насчитывала всего 5 видов легкоатлетическихсоревнований, тогда как на Всемирных женских играх практиковалось 11. Такаянеприкрытая дискриминация вызвала недовольство FSFI. Британские спортсменкивыразили свой протест, бойкотируя легкоатле тические состязания в Амстердаме.
Всередине 20-х гг. в развитии женского спорта возникают новые противоречия:передавая законодательные возможности спортивным ассоциациям, в которыхправление состояло из одних мужчин, женское спортивное движение (и это наиболееярко иллюстрирует пример легкой атлетики) теряет свою самостоятельность, струдом отвоеванные позиции. Постепенно женская проблематика отодвигается навторой план. Наметившиеся тенденции вызывали опасения: например, спортсменкиВеликобритании стали открыто высказываться в пользу раздельного развития иконтроля мужского и женского спорта:
«Мыглубоко убеждены, что смешение мужских и женских состязаний вообще, и наОлимпийских играх в частности, негативно влияет на наше движение. Мы должныразвиваться самостоятельно…» [8].
Действительно,в «смешанных» спортивных ассоциациях женщины не имели сильных позицийи не могли последовательно проводить свою политику, так как были сравнительнонемногочисленны. Гендерно обусловленные стереотипы об ограниченных физическихвозможностях женщины, о неприемлемости нового «маскулинного» образаженщины-спортсменки не могли не отразиться на темпе развития женскогофизкультурно-спортивного движения.
Так,сразу же после того как несколько спортсменок плохо себя почувствовали нафинальных состязаниях в беге на 800 м (на Играх 1928 г.), состязания тут жебыли исключены из официальной программы под предлогом несовместимости нагрузокс женской физиологией.
Следующимкрупным успехом после олимпийского дебюта легкоатлеток было приглашение женщинна вторые Всемирные игры в Лондоне в 1934 г., где женские соревнования получилиофициальное оформление и полноценный статус. В то же время FSFI стала ведущейспортивной организацией, объединяющей спортсменок 30 стран. Женскиесоревнования собирали огромное количество зрителей, но особенной популярно стьюпользовалась легкая атлетика.
ПредпринятыеFSFI попытки добиться расширения олимпийской программы в целом, и легкоатлетических состязаний в частности, потерпели неудачу. Несмотря на большоеколичество мировых рекордов, которые поставили спортсменки на Играх 1932 г., наследующих Играх женщинам разрешили участвовать лишь в четырех видах (легкаяатлетика, плавание, фехтование, гимнастика), в то время как мужские состязаниянасчитывали 11 видов спорта и количество соревнований намного превышаложенские.
Списоклитературы
1.Мельникова Н.Ю. К вопросу об отношении МОК и других международных спортивныхорганизаций к участию женщин в Олимпийских играх // Олимпийское движение исоциальные процессы: Матер. VI Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летиюсовременных Олимпийских игр. Омск, 1995.
2.Мельникова Н.Ю. Основные тенденции развития женского олимпийского спорта всовременном мире //Олимпийское и международное спортивное движение: история,теория, практика: Межвуз. сборн. науч. матер., посвящ. 90-летию первоговыступления российских спортсменов на Олимпийских играх. Воронеж, 1998.
3.Мельникова Н.Ю. Эволюция женской олимпийской программы // Теор. и практ. физ.культ. 1999, № 6.
4.Мягкова С.Н. Проблемы гендерной асимметрии в современном олимпийском движении// Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 3.
5.Мягкова С.Н., Истягина-Елисеева Е.А. Изменение социального статуса женщины нарубеже 19-20 веков и борьба за равноправие в спортивном движении //Международное спортивное и олимпийское движение: история, теория и практика:Межвуз. сборн. науч. матер. Воронеж, 1999.
6.Мягкова С.Н., Истягина-Елисеева Е.А. Национальные спортивные состязания иВсемирные женские игры как фактор развития феминистического направления волимпийском движении //Олимпийское движение и социальные процессы: IXВсероссийская науч.-практ. конф. «Олимпийское движение и социальныепроцессы», посвященная 10-летию Олимпийского комитета России: VВсероссийское совещание «Практика олимпийского образования»: Материалы.-М.: Советский спорт, 1999.
7. Hargreaves J. Sporting females: critical issue in the historyand sociology of women's sport, London and New York, 1994.
8. Lovesay P. The Official Cetenary of the Amateur AthleticAssotiation, Enfield: Guiness Superlatives, 1980.
9. Quintillan G. Alice Milliat and the Women's Games, OlympicReview, XXVI-31, 2000.
10. Mascagni Stivachtis K. Women's Participation in the OlympicMovement, Olympic Review, XXVI-31, 2000.
11.С.Н. Мягкова, кандидат педагогических наук, доцент. Женский спорт в периодстановления современного международного олимпийского движения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.