Федеральное агентство пообразованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский Государственный торгово-экономический институт»
Кафедра физкультуры и валеологии
Реферат
по теме:
Волейбол.
Подвижные игры
Выполнила:
Студентка Iкурса УЭФ
Группы ЭУ-06-1
Ракустова Т. А.
Проверила:
КадачО.В.
________________
г. Красноярск, 2006 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………....3
1.
2.
2.1.Техника нападения……………………………………………………………...5
2.1.1. Перемещение………………………………………………………….5 2.1.2.Подача…………………………………………………………………5
2.1.3.Передача……………………………………………………………….6
2.1.4. Нападающие удары…………………………………………………..7
2.2. Техника защиты……………………………………………………….…….….8
2.2.1. Прием мяча……………………………………………………………8
3.
4.
Литература…………………………………………………………………………………………….12
Введение
Волейбол зародился в 1895 в США; инициатором игры считаетсяВ. М. Морган (штат Массачусетс). Дальнейшее распространение волейбол получил вЯпонии, Китае, на Филиппинах. В Европе в волейбол впервые стали играть вЧехословакии (1907). Наибольшеераспространение волейбол получил в СССР, Чехословакии, Польше, Японии, Мексике,Бразилии. В СССР первые правила игры утверждены в 1926. [1]
Учиться играть в волейбол необходимо начинать постепенно,начиная с подвижных игр, примеры которых рассматриваются в данной работе.
Для начала, рассмотрим, что из себя представляет волейбол,каковы правила и техника игры.
Волейбол 1. ПРАВИЛА ИГРЫ
Играпроизводится на площадке, которая представляет собой прямоугольник 18х9 м. Она должна быть твердой и ровной.Площадка ограничивается короткими (лицевыми)линиями и длинными (боковыми). Середины боковых линий соединяются прямойлинией, которая называется средней. На расстоянии 3 м от средней линии и параллельно ей проводят линии, соединяющие боковыелинии – это линия нападения. Ширина всех линий разметки площадки 5 см, онивходят в размеры ограничиваемых имиплощадей. Цвет линии должен отличаться от цвета площадки.
Над среднейлинией площадки натягивается сетка длиной 9.5 м и шириной 1 м. Сеткакрепится на двух стойках (столбах), которые устанавливаются на расстоянии неближе 50 см от боковых линий. Высота сетки в середине площадки должна быть 2.43м для мужских команд и 2.24 м – для женских. В команде должно быть не более 12игроков; 6 игроков, начинающих игру в данной партии, считаются основными, онидействуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2, 3, 4), называютигроками передней линии, остальных – игроками задней линии, они считаютсязапасными и располагаются около площадки на отведенных местах. Любой основнойигрок в каждой партии может быть один раз заменен запасным игроком и имеет право вновь вернуться в игру вместоранее заменившего его запасного игрока.
Соревнованияпроводятся из трех или пяти партий – это предусматривается положением осоревнованиях. Победившей считается команда, выигравшая две или три партии. После каждой партии, а также в третьей (пятой) решающей партии при счете «8» производится смена сторон. Командезасчитывается очко, когда при ее подаче ошибку совершает команда соперника. Партия считается выигранной, когда одна из команд набрала 15 очковили перевес в 2 очка при равенстве счета (например, 16:14, 17:15 и т.д.).
Во время игрыкаждая команда имеет право на три удара для направления мяча на сторону соперника. Касание мяча приблокировании за удар не засчитывается. Принимать мяч разрешается любой частью тела выше пояса. Касание мяча должно быть коротким, отрывистым. Один и тот же игрок не имеет правакасаться мяча два раза подряд: исключение составляет прием мяча послеблокирования. При одновременной ошибке, допущенной двумя игроками разныхкоманд, мяч переигрывают.
Приблокировании разрешается переносить руки над сеткой на сторону соперника, но при этом блокирующие не имеютправа касаться мяча, пока команда соперника не завершит действие, которым направляет мяч в сторонублокирующих.
Мяч долженбыть перебит на сторону соперника над сеткой в пределах ее ширины (9 м). Если мяч пересек плоскостьсетки за этими пределами, команде засчитывается ошибка. Касание мячом сетки вуказанных пределах не является ошибкой (за исключением подачи). Касание площадкипротивоположной команды любой частьютела считается ошибкой. Наступать на среднюю линию можно.
Каждая командав каждой партии имеет право на два перерыва в игре по 30 с каждый.
2. ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИКИ ИГРЫ
Техника игры разделяется на технику нападения(перемещения, подачи, передачи, нападающие удары) и технику защиты (перемещения,прием мяча, блок). 2.1. Техника нападения2.1.1. Перемещения.
Во время игры,прежде чем выполнить тот или иной технический прием, волейболист перемещаетсяпо площадке. Цель таких перемещений – выбор и занятие места для выполненияконкретного технического приема нападения или защиты. Для быстрого начала движения перед перемещениемигрок должен принять стартовую стойку готовности. Выделяют следующие типы стартовых стоек:
· Устойчивая– одну ногу (чаще левую) ставят впереди другой, ноги согнуты в коленях(угол сгибания между бедром и голенью 130-150 градусов), туловище слегка наклоненовперед, руки согнуты в локтях и вынесенывперед туловищем игрока (чаще всего применяется при приеме подачи).
· Основная– стопы обеих ног расположены на одном уровне на расстоянии 20-30 см друг от друга. Тяжесть теларавномерно распределена на обе ноги,ОЦТ тела игрока проектируется на середине площади опоры. Ноги согнуты в коленях (угол сгибания между бедроми голенью 140-160 градусов), туловище наклонено вперед. Такая стойка используется во всех технических приемах;при этом можно стоять неподвижно (статическая стартовая стойка), можно переступать с ноги на ногу (динамическая стартовая стойка), что в известной мере облегчает начало движения.
Перемещение поплощадке осуществляется ходьбой, бегом, скачком.
· Ходьба – вотличие от обычного шага ногу выносят вперед слегка согнутой (так называемыйпригибной шаг). Это позволяет избежать вертикальных колебаний ОЦТ игрока ибыстро принимать исходное положение для выполнения технических приемов.
· Бег – отличаетсястартовыми ускорениями, резкими изменениями направления движения и резкимиостановками. Последний беговой шаг должен быть наибольшим и заканчивается стопорящим движением, аналогичнымнапрыгивающему шагу при нападающем ударе.
· Скачок – широкийшаг с безопорной фазой. Как правило, скачок сочетается с шагом или бегом. Перемещение часто заканчивается скачком, позволяющим быстрееего завершить.2.1.2. Подачи
Подача – технический прием, с помощьюкоторого мяч вводится в игру. Наступатьна лицевую линию площадки или переступать ее в момент выполнения подачи запрещается.Удар должен быть нанесен по мячу, находящемуся в воздухе. Подача считаетсяправильной, если мяч пролетел над сеткой в пределах ширины 9 м (между антеннами и ограничительными лентами),не задев ее. Подача считается неправильной, если мяч упадет за пределамиплощадки: коснется игрока подающей команды; производится броском или толчком; выполнена двумя руками;произведена с нарушением очередностипри смене мест; коснется какой-либо части подающегопосле подбрасывания.
Различаютчетыре способа подачи: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая и верхняябоковая.
Во всехвариантах подачи перед ее выполнением игрок должен принять исходное положение. При этомлевая нога (для правши) ставится впереди правой, ноги несколько согнуты вколенях (угол сгибания между бедром и голенью 130-160 градусов). Левое плечовпереди правого, тяжесть тела равномернораспределена на обе ноги. Левая рука согнута в локте и вынесена вперед перед туловищем,мяч лежит на ладони. Правая рука внизу и готовится к замаху. Игрок смотрит вперед.
Нижняя прямая подача. Занимающийсястоит лицом к сетке. Мяч левой рукой плавно подбрасывает вверх на высоту до 0.5 м над головой. Одновременнос подбрасыванием мяча правой рукойвыполняет замах назад вниз. При снижении мяча в полете примерно до уровня груди игрок маховым движением прямой правой руки сзади вниз вперед выполняет ударноедвижение. Одновременно с махом производит поворот туловища вокруг вертикальной оси, правое плечо выводит вперед. Сначалом ударного движения ноги выпрямляются, тяжесть тела переносится на впередистоящую ногу. Удар по мячу наносится напряженной ладонью впереди игрока науровне его пояса так, чтобы после удара мяч летел вперед и вверх. После ударарука вытягивается в направлении движения мяча.
Нижняя боковая подача. Занимающийсястоит боком к сетке. Мяч левой рукой подбрасывает вверх. Одновременно сподбрасыванием правой рукой выполняет замах вниз назад, правое плечо отводит назад и несколько опускает вниз. Приснижении подброшенного мяча маховым движением прямой правой руки сзади вправовперед ударное движение одновременно с вращением туловища вокруг вертикальнойоси и выведением правого плеча вперед. Ноги при этом выпрямляются, тяжесть телапереносится на впереди стоящую левую ногу. Удар по мячу наносится напряженнойвогнутой кистью снизу сбоку впереди туловища занимающегося на уровне его пояса.Рука после удара вытягивается вперед в направлении сетки, как бы сопровождая мяч.
Верхняя прямая подача. Занимающийся стоит лицом к сетке. Левой рукой мяч плавно подбрасывает почти надголовой, чуть впереди на высоту до 0.5 м. Одновременно выполняет замах правойрукой вверх назад, поднимает руку и отводит согнутой в локте за голову. При этом игрок несколькопрогибается в грудной и поясничной частях туловища, отводит назад правое плечои наклоняет голову назад. При выполнении ударного движения правую руку изкрайнего положения замаха разгибает в локте и маховым движением выносит вверх, правое плечо поднимает вверх. Далееигрок ведет руку к мячу немного вышеголовы и впереди себя (угол наклона вытянутой руки до 80 градусов). Удар по мячу выполняет “жесткой”кистью и несколько снизу. Ноги при этом выпрямляются, тяжесть телапереносится впереди левую ногу. В дальнейшем рука вытягивается в направлениисетки, а затем опускается.
Верхняя боковая подача. Занимающийсястоит боком к сетке. Мяч левой рукой плавно подбрасывает вверх над головой навысоту до 1.5 м. Замах выполняет одновременноправой рукой вниз назад, при этом правое плечо значительно опускает и сгибаетправую ногу. При выполнении ударного движения правую руку маховым движениемвыносит по дуге сзади вверх, плечо поднимает вверх. Удар по мячу наноситсявыпрямленной рукой вверх и немного впереди себя (угол наклона руки около 85градусов), кисть накладывается на мяч сзади и снизу. В дальнейшем рука по дугеопускается вниз.2.1.3. Передачи.
Передача – технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнегокрая сетки для выполнения нападающего удара. По направлению относительнопередающего игрока передачи могут быть вперед, назад и над собой.
Передача вперед. Перед выполнениемпередачи игрок принимает стартовую стойку и перемещается к месту встречи с мячом. В исходном положениистопы ставят на одном уровне, параллельнодруг другу; ноги согнуты в коленях (130-160 градусов); руки согнуты в локтях икисти вынесены перед лицом. При приближении мяча движение начинают ноги – ониразгибаются в коленях; затем руки, разгибаясь в локтях, выполняют встречноедвижение к мячу. В дальнейшем руки и ноги выпрямляются до конца, руки вытягиваются в направлениипередачи. Длина передачи и ее высота регулируются в коленях в исходномположении.
Передача назад. Ее целесообразно выполнятьиз положения, в котором одна нога(обычно левая) несколько впереди другой. Руки поднимают так, чтобы кисти рукнаходились над головой. Вначале разгибаются ноги, одновременно игрок прогибается в грудной и поясничной частях туловища. Затем руки разгибаются в локтяхстрого вверх, а необходимый угол взлетамяча задается и регулируется величиной прогибанияигрока.2.1.4. Нападающие удары
Нападающий удар – технический приематаки, заключающийся в перебивании мячаодной рукой на сторону противника выше верхнего края сетки. Различают прямыенападающие удары (выполняют лицом к сетке) и боковые (боком к сетке).
Прямой нападающий удар. Для достижениявысокой горизонтальной скорости движенияи ее использования для прыжка вверх выполняется двух-трехшажныйразбег. Первый шаг относительнонебольшой, скорость невелика. Во втором шаге длина увеличивается, скоростьрастет. Последний шаг самый большой и быстрый, его обычно выполняют как скачок(напрыгивающий шаг). Одну ногу (обычно правую)выносят вперед и ставят на пятку (стопорящее движение). Другуюногу подставляют так, чтобы стопынаходились на одном уровне. В прыжке одновременно со взлетом игрок делает замах правой рукой вверх назад (по типудвижения верхней прямой подачи). Ударное движение начинает с поворота тела вокруг вертикальной оси, затем правуюруку выпрямляет в локтевом суставе и вытягивает вверх вперед к мячу. Кистьнакладывает на мяч в расслабленном состоянии сверху сбоку(угол наклона руки около 75 градусов) движением “хлест” и одновременно с ведением руки вперед сгибает ее в лучезапястномсуставе, направляя мяч вниз. В дальнейшем руку опускает по дуге вниз вперед, внаправлении к левому колену. После удара игрок снижается и приземляется,обязательно сгибая ноги в коленях.
Боковой нападающий удар. В современнойигре используют сравнительно редко.Разбег при этом ударе принципиально не отличается от прямого удара, тольковыполняется под более острым углом к сетке. В прыжке при взлете выполняют замахправой рукой по типу верхней боковой подачи: руку отводят вниз в сторону,туловище наклоняют в сторону бьющей руки, левую руку поднимают вверх. Ударноедвижение выполняют так же, как приверхней боковой подаче. Начинают его с поворота туловища вокруг вертикальной оси.Одновременно выводят вперед правое плечо и выполняют маховое движение рукойснизу-вверх по дуге, руку выводят к мячуи производят удар кистью сверху-сбоку. Затем продолжают поворот и движение плечавперед и руки вперед-вниз. После удара игрокснижается и приземляется на согнутые ноги.2.2. Техника защиты2.2.1. Прием мяча.
Прием мяча – технический прием защиты,позволяющий оставлять мяч в игре посленападающих действий соперника. В игре используют следующие способы приема:снизу двумя руками, снизу одной рукой.
Прием мяча снизу двумя руками. Послеперемещения к месту встречи с мячом в последнем стопорящем шаге руки вынесенывперед вытянутыми и напряженными, кистисоединены вместе, образуя своеобразный “замок”. Можно соединить кисти, сжатькулаки. Целесообразно ставить одну ногу (чаще левую) впереди другой, ноги согнуть в коленях, туловище нескольконаклонить вперед. Руки располагают перпендикулярно траектории полета мяча. При приближениимяча встречное движение начинают ноги, которые, выпрямляясь в коленных суставах, поднимают тело игрока вверх инесколько вперед (примерно под углом20 градусов). Руки включаются в работу несколько позже. Удар по мячу выполняютпредплечьем (в передней его трети). Ноги выпрямляют, руки после удара вытягиваютв направлении передачи.
Прием мяча снизу одной рукой. Такимспособом принимают мячи, летящие далеко от игрока после предварительногоперемещения или выпада. Ударное движение выполняют только рукой, ноги в нем неучаствуют. Пальцы напряжены, сжаты.Можно ударить тыльной стороной ладони. [2]
Подвижные игры
1. «Светофор» — содержание: учащиеся становятся в колонну по одномуу линии нападения, учитель — на лицевой линии напротив колонны. Учащиеся другза другом на расстоянии 8-10 метров выполняют ускорение в направлении учителя,а в 0,5-1,0 метре от учителя делают остановку и принимают заданную стойку позвуковому или зрительному сигналу (пример: рука вверху — высокая стойка, рукавнизу — в стороне — низкая стойка, рука впереди — средняя стойка).
2.«Салки» — содержание:любая ограниченная площадка (границы устанавливает преподаватель, взависимости от количества участников игры). Выбирается или назначается «Салка»,задача которого догнать любого игрока и запятнать (коснуться) его, если он непринял (не успел принять) заданную учителем стойку. Запрещено игрокам выходитьза пределы площадки. Осаленный игрок становится «Салкой» и игра продолжается.Варианты игр:
1) можноодновременно играть на нескольких площадках, разделив учащихся на несколькогрупп (по полу, по подготовленности и др.);
2) вигре 2-3 «Салки»;
3) осаливаниене рукой, а волейбольным мячом.
3. «Перехвати шар»— на двух сторонах площадки грают по две команды. Одна команда владеетнадувным шаром и, подбивая его, перемещается в пределах своей площадки заданнымспособом. Задача второй команды, перемещаясь этим же способом, перехватитьшар. Запрещено выходить за пределы площадки, касаться игроков противоположной команды,перемешаться другим способом. Вышедший шар за пределы площадки, возвращается вигру противоположной командой. За каждый перехват шара команде начисляетсяочко. Игра ведется определенное учителем время илидо определенного количества очков. При нарушении правилигры шар передается другой команде. Вводится в игру шар подбиванием его любомуиз партнеров. Дважды подряд одному и тому же игроку подбивать мяч нельзя. Развивает:
1. Многократноепринятие изучаемой стойки.
2. Принятиестойки из различных исходных положений и основных стоек, стойки ноги врозь, приседаи т.д.
3. Переходиз одной стойки в другую.
4. Принятиестойки после различных перемещений.
5. Закреплениестоек в играх и игровых упражнениях.
1. «Мяч в воздухе»:6-12 игроков размещаются по кругу диаметром 3-4 м. Перемещаясь покругу бегом, передают мяч над собой на высоту 2-3 м. Правила — мяч долженнаходиться все время на одном месте. Способы перемещения задаются учителем(бегом, спиной вперед, приставными шагами). Игрок, выполнивший неточную передачу,или потерявший мяч, выбывает из игры или выполняет определенное штрафноезадание и снова включается в игру на свое место. – Отработкаверхнего приема мяча.
2. «Мяч среднему»: 6-8 игроков размешается по кругу диаметром 4-6 м. В центре круга – водящий.Он выполняет передачу каждому игроку по очереди, а игроки возвращают мяч водящему.Обойдя круг водящий меняется. Вариант — играющие в кругу перемещаются по кругу.- Отработка передачи мяча, перемещение.
3. «Передайи займи его место»:несколькоигроков размещаются по кругу или квадрату, или треугольнику и передают мячлюбому игроку, а затем перемещаются и занимают его место, а этот игрок в свою очередь после передачи перемещается на местоигрока, которому он выполнял передачу. – Отработкапередачи, перемещение.
4. «Передал – садись»:эстафета: в игре участвуют несколько команд, которыевыстраиваются в колонны на расстоянии 1,5-2 м. Капитаны команд становятсянапротив своей колонны на определенное расстояние (2-3 м). По команде капитанначинает выполнять передачи своим игрокам по очереди, а игроки, выполнивобратную передачу, садятся на пол или приседают. Игра заканчивается тогда,когда все игроки выполняют заданную передачу. Правила: при потере мяча, игравозобновляется с игрока потерявшего мяч. – Отработкапередачи.
5. «Перехвати мяч»: игроки делятся на две команды, которые располагаются по линиям в двухкругах один в другом, находящимся на расстоянии 0,5-0,8 м. Команда, расположеннаяза линией второго (наружного) круга, выполняет передачи сверху друг другу через круг. Вторая команда,расположенная внутри второго круга, старается перехватить мяч в прыжке, не выходя из своего круга. Правила: перехватвыполнять обозначенным учителем способом (ловля, передача сверху, отбивание,касание или др.). Нельзя заходить в зонумежду линиями игрокам обеих команд. При потере мяча команды меняются местами. –Отработка передачи сверху, мяч в прыжке.
6. «Не потеряй мяч»: две команды делятся пополам и выстраиваются во встречные колонныперекрестно на одинаковом расстоянии. Обе команды одновременно начинают передачи сверху с перемещением в конецсвоей колонны или встречной (по заданию). Игра длится определенное учителемвремя или до потери мяча. В первом случае выигрывает та команда, котораяменьшее количество раз потеряла мяч; во втором случае, проигрывает та команда,которая первой потеряла мяч. Правила: если мячисталкиваются, то обеим командам засчитывается потеря мяча; игрокиперемещаются в правую сторону; нельзяодному игроку касаться дважды подряд.- Отработкапередачи мяча сверху с перемещением.
7. «Вызовномеров»: игроки (любое количество) размешаются по кругу, рассчитавшисьпо порядку. Первый номер ~ в центре,выполнив высокую передачу над собойгромко называет любой номер (по числу игроков), а сам становится в окружность.Вызванный номер принимает мяч и тоже назвав номер, выходит из центра круга ит.д. Правила: игрок, потерявший мяч или не успевший принять его, выбывает изигры. Игра проводится до тех пор, пока не останутся два человека, затем игравозобновляется. Вариант: игрокине выбывают из игры, а выполняют штрафное задание. – Отработка передачи над собой.
8. «Охотники и утки»:игрокиделятся на две команды. Одна– располагается покругу (квадрату или в две встречные шеренги)на расстоянии6-8метров. Вторая команда произвольно располагаетсявнутри круга, квадрата, шеренг. Задачапервой –используя волейбольныйприем выбить мячом игроков второй команды.Задача второй —увернуться от осаливанияилипринять мяч и передать своему же игроку.
Правила: осаленныеигроки выбывают из игры; при правильном приеме мяча командой, стоящей внутрикруга — смена мест; игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется 1игрок, затем команды — меняются местами. – Отработка нападающего удара.
9. «Салки с мячом»:игра проводится на двух половинах площадки (мальчики и девочки или поподготовленности учащихся). У каждого игрока по мячу (любому). Один игрок — «Салка». Перемещаясь в пределах площадки и выполняя верхнюю передачу над собой, все игрокиубегают от «Салки», а «Салка» догоняет, стираясь коснутьсялюбого игрока. Осаленный игрок или игрок, потерявший мяч, становится«Салкой». Игра продолжается определенное учителем время с небольшимиперерывами на отдых. Осаливать можно мячом, рукой или мячом и рукой. – Отработка верхней передачи над собой,перемещение.
10. «Встречная эстафета»:играет любое количество команд. Команды выстраивается в колонну поодному, капитаны — напротив на расстоянии 3-6 м. Мячи у направляющих. Покоманде учителя направляющие передают мяч капитану и быстро перемешаются не егоместо. Капитан принимает и передает мяч следующему игроку в колонне истановится в конец ее. Выигрывает та команда, которая первой заканчивает игру.
Вариант: игразаканчивается тогда, когда последняя команда теряет мяч. – Отработка передачи, перемещение.
11. «Эстафета– не потеряй мяч!»:играет любое количество команд. Команды стоят в колоннах по одному, посигналу направляющие начинают передачунад собой с перемещением вперед до определенного места, а возвращаются,перемещаясь спиной вперед. Передачу мяча следующему игроку выполнять передачейбез ловли. В случае потери мячавозобновлять игру с места потери. – Отработка передачи мяча, перемещение, ориентация на поле.
12. «Займи свое место»:играет любое количество команд. Команды строятся по кругу и по сигналуигрок с мячом выполняет передачу своему соседу (по часовой или против), а самобегает круг в том же направлении и занимает свое же место. Следующий игрокделает тоже самое. Выигрывает та команда, которая первой заканчивает полныйкруг. –Отработка передачи, перемещение.
13. «Гонка по кругу»:играют 2-4 команды, которые размещаются в шеренгах по радиусамочерченного круга на равном расстоянии и в одном направлении. У направляющих — мячи. По сигналу игроки выполняют высокуюпередачу над собой и обегают круг, становясь в конец своей шеренги. Мячпринимает и снова посылает вверх следующий игрок, переместившийся на его место.Выигрывает команда, первой закончившаяупражнение.
Правила: При потере мячаигра возобновляется с места потери; если игрок догоняет своего соперника, тообходит его, не мешая ему. – Отработка высокой передачи мяча над собой, перемещение.
Развивают:
1. Многократноевыполнение выпада и падения.
2. Перемещение,выпад и падение.
3. Передачамяча в падении, наброшенного партнером в сторонуна 1,5 м;
4. Передачав тактических комбинациях на свою площадку и через сетку.
Заключение
В процессе игры вволейбол для учащихся характерны разнообразные чередования движений, быстраясмена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждогоигрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять своидействия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать смаксимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности входе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оцениватьизменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Вывод: волейбол способствуют воспитанию у учащихся чувстваколлективизма; настойчивости,решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями;совершенствованию основных физических качеств.
Литература
«Большая Российская энциклопедия»
2. Б.И. Загорский, И.П. Залетаев, Ю.П. Пузырь и др. “Физическая культура”, Высшая школа 1989 г.Интернет.