Курсовая работа
на тему:
«Влияние уровня развитиякоординационных способностей на эффективность использования ведения мяча всоревновательной деятельности баскетболистов 13–15 лет»
Введение
Ведение мяча –один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи,способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведениемяча – фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуальногообыгрывания соперника.
Для менясложно объясним тот факт что, игроки, не плохо владеющие техникой ведения,некоторыми финтами, на тренировочных занятиях, с трудом водят мяч даже противпозиционной защиты и ошибаются на простых элементах ведения, таких как переводперед собой, не говоря уже об ошибках на ведении против прессинга.
Существует множествофакторов влияющих на эффективность ведения мяча в соревновательных условиях,одним из определяющих факторов является степень развития координационныхспособностей.
Теоретическаязначимость работы обуславливается тем, что в литературных источниках недостаточно описано влияние развития координационных способностей на выполнениеведения и эффективность его применения в соревновательной деятельности у юношей13–14 лет.
Целью работыбудет определение степени влияния развития общих координационных способностейна эффективное выполнение ведения в баскетболе. Это поможет в дальнейшейразработке эффективной методики для тренировки ведения мяча для даннойвозрастной группы. Объектом исследования является соревновательная деятельностьюношей 13–14 лет, предметом исследования является методика тренировки.
Выявленныезакономерности помогут в разработке конкретных упражнений и методик длятренировки ведения – одного из сложнейших и наиболее важных элементов вбаскетболе.
1. Обзорлитературы
ведение баскетболупражнение координационный
Ни однаспортивная игра не видоизменялась в техническом отношении так, как баскетбол.На мой взгляд, это объясняется тем, что в баскетбол играют руками и пределасовершенствования поэтому, видимо, нет. Виртуозное владение мячом и своим теломдостигается только большим повседневным трудом. Десятки тысяч повторенийотшлифовали филигранный дриблинг М. Валдмониса и бросок в прыжке В. Муйжниекса.Только таким образом количество переходит в качество.
Дриблингомдолжны пользоваться все игроки без исключения. Нельзя считать игрока сильным,если он не владеет ведением мяча. Не умея вести мяч нападать почти не возможно.Если обороняющийся противник приближается к нападающему, владеющему мячом,слишком близко (не далее одного метра), последний может ускользнуть от опеки спомощью ведения. Если ни одному из партнеров нельзя передать мяч, нападающийможет опять таки воспользоваться дриблингом. Ведение необходимо и припозиционном нападении на организованную защиту и при быстром прорыве. Здесь онодолжно быть максимально быстрым и способствовать созданию численного перевесанад противником.
Из всегосказанного ясно, что ведение – технический приём, без которого нельзя играть вбаскетбол. Забегая вперёд, скажу, что мы очень много времени уделяем тренировкеведения мяча и считаем, что поступаем правильно. При ведении ощущаешь настоящееединоборство, чувствуешь руку соперника. Но единоборство не всегда оправдано,так как баскетбол прежде всего игра коллективная и все должны подчинить своё«Я» и свою технику интересам команды.
Как толькоигрок кончает ведение – его немедленно атакуют, мешая ему передать мяч илибросить в корзину. Необходимо добиваться максимально быстрого ведения приправильном техническом исполнении на полусогнутых ногах. Ведение на прямыхногах недопустимо. При быстром ведении игрок должен смотреть только вперед. (Гомельский А.А.,1964)
Ведение мяча– приём, дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большимдиапазоном скоростей и в любом направлении. Ведение позволяет уйти отопекающего защитника, выйти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскоки организовать стремительную атаку. Обучая ребят правильной технике ведениямяча, нужно следить за тем, чтобы они управляли мячом с помощью предплечья, кистии особенно кончиков пальцев, но не касались его ладонью. Не следует хлопать по мячуладонью, нужно его толкать вниз, причём с такой силой, чтобы мяч отскакивал отплощадки примерно до талии игрока. Чтобы быстрее развивать «чувство мяча» приего ведении, можно давать ребятам задание водить мяч в специальных очках, укоторых нижняя часть стекла непрозрачная. В таких очках игрок видит партнёров исоперников, но от него скрыт мяч. Юные баскетболисты привыкают, таким образом,к ведению мяча без зрительного контроля.
Во всехслучаях ведения мяча необходимо приучить игроков «отрывать» взгляд от мяча ивидеть окружающую обстановку.
Ведение мяча –один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи,способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведениемяча – фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуальногообыгрывания соперника.
Ведениеразличают по основным способам:
– высокоескоростное ведение (высокий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях – 135–160).
– низкоеведение с укрыванием мяча (низкий отскок мяча от пола, угол сгибания ног вколенях – 90–120″).
– комбинированноеведение.
При ведениимяч переводится с руки на руку тремя приемами: ударом перед собой, ударом заспиной или между ногами, пивотом (поворотом на 270–360 при соприкосновении сзащитником).
Основнаястойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, наклон тела – чутьвперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен бытьготов любой момент изменить направление движения, сделать остановку, передачуили бросить по кольцу. Мяч укрывается от соперника корпусом, плечом, свободнойрукой. Кисть руки, ведущей мяч, регулирует силу удара, высоту отскока инаправление движения мяча. При этом мяча касаются лишь кончики пальцев, игрокне должен смотреть на мяч, а только периферическим зрением контролировать его.В поле зрения дриблера одновременно должны находиться партнеры, защитники,судьи. (Тренировка дриблинга от А.Я. Гомельского)
В баскетболедля быстрого и точного выполнения приемов необходим определенный уровеньразвития физических качеств. Поэтому при обучении юных баскетболистов важнознать возрастную динамику изменения этих качеств, которая связана сособенностями развития двигательного аппарата, и определить благоприятные(сенсетивные) периоды времени для обучения различным движениям и периоды, когдаобучение в силу различных факторов затруднено.
Данные овозрастной динамике показателей быстроты, точности, совместного проявлениябыстроты и точности при выполнении технических приемов, а так же данные овлиянии на эти показатели возраста, занятий баскетболом и спортивной тренировкипредставляются актуальными для совершенствования методики обучения юныхбаскетболистов.
Уровеньдостижения спортивного мастерства в баскетболе непосредственно связан спроявлением быстроты и точности при выполнении различных двигательных действийв постоянно изменяющихся условиях игры. В учебной и методической литературе побаскетболу вопросы обучения техническим приемам, при выполнении которыхнеобходимо проявлять быстроту и точность в сочетании, освещены недостаточно. Всвязи с выше изложенным и выбрана тема настоящего исследования.
Определенавзаимосвязь между способностями проявлять быстроту, точность и сочетаниебыстроты и точности и результатами выполнения технических приемов, разработанаметодика контроля, позволяющая оценивать степень этой взаимосвязи.
Учитывая, чтобыстрота и точность выполнения технических приемов вносят существенный вклад вуровень спортивного мастерства баскетболистов, было выдвинуто предположение отом, что эффективность выполнения заданий, требующих проявления быстроты иточности, зависит от двух факторов: становление двигательного аппаратапроисходит неравномерно, уровень развития физических качеств и уровень развитияспособности проявлять точность неодинаково в разном возрасте сказываются нарезультатах выполнения заданий, когда необходимо проявлять координацию иточность.
Теоретическаязначимость. В теории баскетбола нет достаточно четко разработанных методическихположений, позволяющих подбирать методы и средства для воспитания уменийвыполнять технические приемы одновременно быстро и точно, учитывая сенсетивныепериоды обучения быстроте и точности движений.
Практическаязначимость. На основе исследования предполагается выявить степень влиянияразвития координационных способностей на степень владения техническим приемамюных баскетболистов в соответствии с развитием двигательного аппарата и учетомсенсетивных возрастных периодов.
Рекомендациипо определению периодов времени, наиболее благоприятных для обучения юных баскетболистовбыстрому и точному выполнению отдельных технических приемов.
Физиологическиеаспекты физического развития.
Моторнаяактивность человека постоянно находится под тщательным изучением ученых ипрактиков различных специальностей. Наиболее ранние исследования проводились нашкольниках всех возрастных групп с целью выявления естественных темповфизического развития на основе изучения таких движений, как бег, прыжки,метания и др. Эти работы позволили выяснить, что естественные темпы приростафизических качеств неодинаковы и характеризуются определенными особенностями,зависящими как от возраста, так и от пола испытуемых.
Так В.П. Филин(1974) отмечают что, «Многолетний процесс физического воспитания и спортивнойтренировки может быть успешным при условии тщательного учета возрастныхособенностей развития человека, уровня его подготовленности, спецификиизбранного вида спорта, особенностей развития физических качеств и формированиядвигательных навыков».
Изучениедвигательной подготовленности школьников осуществлялось в зависимости отморфофункциональных особенностей с целью создания предпосылокнаучно-теоретического обоснования их взаимосвязи. Реализация возможностейоптимального периода для развития определенных физических качеств опирается назнания в области физической культуры, которая в свою очередь, используетдостижения физиологии, анатомии, спортивной медицины и данные других наук.
Посколькудвигательные функции обусловлены возрастными изменениями морфологического ифункционального созревания органов
и систем, товполне оправданным является накопление фактического материала в исследованиях,раскрывающих характер протекания физической подготовленности в различных видахспорта.
В основедвигательных способностей, по исследованиям А.М. Максименко (1999), лежатфизические качества, уровень которых соответствующим образом либо создаетпредпосылки к более быстрому их развитию, либо препятствует им. Важно не толькомаксимально полно развивать отдельные специальные качества, но и постепенноприводить их в соответствие между собой. Какое-либо качество, имеющее болеенизкий уровень развития, чем остальные не дает возможности в полной мереиспользовать и другие качества.
В процессеиндивидуальной жизни развитие и инволюции физических качеств протекает неравномерно.Наблюдается, когда периоды ускоренного развития сменяются периодами замедления,остановки и обратного развития. Кроме того имеют разную возрастную динамику. Врезультате неравномерности развития физических качеств складывается пестраяхронологическая кривая их онтогенеза.
Развитиедвигательной активности обусловлено степенью половой зрелости,наследственностью, способностью к обучению и, таким образом, оченьиндивидуально, поэтому важно обучать школьников многим видам двигательнойактивности.
В школьномвозрасте, примерно к 12–13 годам завершается анатомо-физиологическое созреваниедвигательного анализатора. С этого возраста подростки могут выполнять движенияпримерно с той же ловкостью, что и взрослые.
После 15 летнередко наблюдается отсутствие сдвигов в качестве выполнения сенсомоторныхтестов. Некоторые исследователи отмечают даже ухудшение способности к овладениюсложными двигательными навыками, что вероятно, связано с интенсивнымипроцессами полового созревания и относительным замедлением темпов развитиядвигательного анализатора.
Чувствительныесистемы детей бурно развиваются до 10–11 лет, и к этому возрасту дети способнывыполнять точно многие движения, как и взрослые (если само движение не требуетзначительного развития каких-либо двигательных качеств).
Мышечныйаппарат окончательно сформировывается после периода полового созревания(пубертатного) до 20–21 года. Освоение любого двигательного действия требуетсоответствующего уровня развития чувствительных систем и двигательногоаппарата.
Существуютблагоприятные периоды времени для обучения различным движениям и периоды когдаоно затруднено. Можно выделить три периода, не имеющих достаточно четких границмежду собой:
1 – период,когда детей нельзя чему-либо научить и полученные навыки будут им в дальнейшеммешать.
2 – периоднаиболее благополучный (сенситивный) для обучения, когда дети наилучшим образомосваивают те навыки, которые у них развивают.
3 – период,начинающийся после того, как было упущено благоприятное время для обучения,когда можно научить, но навыки будут освоены плохо или вообще научить им нельзя.
Исследованияфизической подготовленности школьников 7–17 лет позволило выделить основныепериоды ускоренного и замедленного развития различных сторон двигательнойфункций детей и подростков (Гужаловский А.А., 1988).
Исследованияпоказали, что разносторонняя физическая подготовка с преимущественнымвоздействием на физические качества, находящиеся в стадии ускоренного роста,приводит к существенным сдвигам в развитии физических качеств.
Физиологическимусловием для тренировки определенных двигательных качеств является оптимальныйуровень зрелости нервно-мышечной функции. Это требует от учителя (или тренера)тщательного подбора адекватных упражнений при обучении детей. Школьникиотличаются разной степенью развития двигательной активности, и поэтомуидеальным будет индивидуальное обучение.
Харре Л.(1971) отмечает, что у детей 7–12 лет при тренировке дыхания и кровообращениярекомендуются виды спорта, в которых участвуют большие группы мышц в течении 10–15 с.Затем следует отдых, вновь заменяемой работой.
В среднемшкольном возрасте занятия общей физической подготовкой должны быть умеренными.Для учащихся старшего возраста можно проводить тренировку, но с интерваломработы и отдыха 1–2 минуты, причем тренировка должна проводится по принципуинтервальной при различном темпе выполнения упражнений и с учетоминдивидуальных возможностей учащихся.
Хорошийтренировочный эффект может быть достигнут с помощью регулярной тренировки впериод роста и развития организма в школьном возрасте.
Дальнейшиенаучные исследования и поиски педагогов направлены на разработкудифференцированного физического воспитания. Сейчас никого не можетудовлетворить методика, рассчитанная на, так называемого среднего ученика.Важно определить типичные для отдельных однородных групп учащихся ииндивидуализировать содержание и методические приемы учебно-воспитательнойработы в зависимости от типа, возраста, уровней их степени физического развитияи физической подготовленности. При этом так же следует иметь в виду, чтогетерохронность развития соматических признаков обуславливает и гетерохронностьакселерации систем и функций организма.
Наряду с этимтехнический прогресс, социальные условия жизни значительно снизили объемдвижений. Снижение общей двигательной активности (гиподинамия) в сочетании сускоренными темпами жизни может быть причиной патологии, в первую очередь,сердечнососудистой системы. В классе устранения нежелательных последствийгипокинезии физическое воспитание в общеобразовательных школах приобретаетисключительно важное значение.
Такимобразом, на основании далеко не всех разработанных примеров исследованийнаибольшая разница возрастной зависимости от пола становится наиболеевыраженной к 13 годам. У девочек в 14–15 лет способность к овладению сложнымидвижениями становится хуже, чем в 12–13 лет. Характерно так же, что у девочекпосле 15 лет почти по всем данным, характеризующим соответствующие видыдвижений, естественный рост прекращается и даже наблюдается снижение достигнутыхрезультатов.
В качествеитогов рассмотренных материалов можно констатировать необходимость возрастныхособенностей развития двигательных качеств, волнообразность темпов прироста иразницу в качественных характеристиках, отсутствие совпадений в периодахбурного и замедленного роста качеств в разных видах движений.
Даннымиспортивной практики и научных исследований доказана необходимость всестороннейфизической подготовки для спортсменов любой специализации. Особенно большоевнимание в детском, подростковом и юношеском возрасте должно быть уделановоспитанию быстроты, под которой понимается способность человека совершатьдвигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.Соответствие скоростных напряжений возрастным особенностям организма детейшкольного возраста объясняется высокой возбудимостью у них иннервационныхмеханизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, а такжезначительной интенсивностью обменных процессов. Большая подвижность нервныхпроцессов, свойственная детям этого возраста, обусловливает быструю сменусокращения и расслабления мышц, от чего зависит максимальный темп движенийспортсмена.
Влияниевозраста на общую физическую подготовленность детей и подростков.
Основываясьна идеях оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса,направленного на всестороннее развитие двигательных способностей, мы можемформировать интерес к занятиям наиболее популярными видами физическихупражнений уже у школьников младших классов, придавать уроку предметную,целевую направленность, применяя средства отдельных видов спорта.
В настоящеевремя привлечение школьников к активным занятиям спортом с раннего возрастаявляется весьма актуальной. Вместе с тем в литературе имеются данные указывающие,что младший школьный возраст является сенситивным для развития различныхспособностей – как кондиционных (скоростно-силовые, быстрота, гибкость), так икоординационных (ориентирование в пространстве, кинестетическоедифференцирование, способность к реакции). Именно в этом возрасте складываютсяблагоприятные предпосылки для обучения двигательными действиями, что особенноважно для освоения в будущем новых и все более усложненных форм движений.
За период с 6до 10 лет значительно возрастает скорость движений, хотя точность еще невысока. Дети стремятся быстрее выполнить упражнение зачастую в ущерб егоправильности, что связанно с поверхностным и недостаточно критичным воспитаниемдетей, затруднением точных дифференцировок.
Вместе с темдети могут выполнять довольно сложные по координации двигательные действия,сочетая в них работу рук и ног. но это выполнение не отличается стабильностью.
Какотмечается в специальной литературе, одним из наиболее эффективных средствфизического воспитания, уже в младшем школьном возрасте является игра вбаскетбол. Уроки физической культуры с элементами баскетбола весьмаположительно воздействуют на развитие кондиционных и координационныхспособностей.
У детейзанимающихся баскетболом, отмечались более высокие и достоверные темпы развитияпсихофизиологических функций, что нашло свое отражение при исследованиибыстроты и точности простой и сложной двигательной реакции, точности реакции надвижущийся объект, максимальной частоты движений.
Еще вдошкольном возрасте у детей 5–6 лет наблюдается рост таких показателей высшейнервной деятельности, как сила и подвижность нервных процессов. С возрастомболее стабильным становится торможение, повышается работоспособность корыбольших полушарий, хотя взаимодействия между процессами возбуждения иторможения еще продолжает оставаться несовершенным. Благодаря этим изменениям,дети могут сосредоточить свое внимание на изучении конкретного приема игры ужев течении четверти часа и более. Значительно быстрее вырабатываетсядифференцировочные и угасательные торможения, что говорит о большейпредрасположенности к обучению новым движениям.
С развитиемпроизвольного внимания существенно повышается продуктивность остальныхпсихических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.
Развиваетсяспособность не только помнить программу своих действий, но и предвидеть ихрезультаты, что очень важно для приобретения двигательных навыков. Вопределенной степени процессы восприятия и переработки информации определяютсяврожденными свойствами нервной системы, и поэтому детей 8–10 лет можноразделить «медленных и быстрых».
Так,установлено, что мальчики во всех возрастах (за исключением возраста 11–12 лет)бегают быстрее девочек. Наибольшие темпы прироста бега имеют место в 13–14 лет,а после 15 лет они снижаются. В 11–12 лет темпы прироста показателей бега, аравно и скорости у девочек опережают мальчиков, а в последующем отстают.
В результатепроведенных исследований получены данные, показывающие на то, что у школьниковв возрасте с 10 до 12 лет темпы прироста скорости мышечного сокращенияувеличиваются. Рост скорости бега за первые 4–5 сек имеет место напротяжении от 8 до 15 лет и существенно с возрастом не изменяется. Длительностьже поддерживания скорости прогрессивно увеличивается только до 13 лет.
Скорость ипроизвольная частота движений, а также способность поддерживать ее вмаксимальном темпе к 15 годам достигает значений, близких к предельным. Общийестественный прирост скорости от 13 до 18 лет у мальчиков равен – 22%.
В ряде работприводятся данные по изучению скоростно-силовых качеств на основании которыхустановлено, что прирост темпов и улучшение показателей начинается с 12 до 15лет. В темпах прироста наблюдаются весьма существенные различия междупредставителями различного пола. После 15 лет у мальчиков темпы значительноснижаются и рост идет замедленно с незначительными изменениями, а у девочекпоказатели стабилизируются или ухудшаются.
Следует приэтом обратить внимание, что у разных исследователей были получены данные,несколько отличные друг от друга, однако в целом не изменяющие общую картинупринципиальных закономерностей.
В результатепроведенных работ на большой группе специальных двигательных действийустановлено, что сочетание скорости и силы одновременно при целенаправленномвоздействии дает положительные результаты как в приросте качества, так и вулучшении техники движений.
Целенаправленнаяскоростно-силовая подготовка в подростковом и юношеском возрасте позволитсоздать благоприятные предпосылки для овладения рациональной спортивнойтехникой и снизить вероятность проявления у начинающих ошибок, обусловленныхнедостаточным уровнем физической подготовленности. Исходя из этих соображений,в процессе работы ввели новый термин «скоростно-силовая подготовка», подкоторым понимается совокупность средств и методов комплексного воспитаниябыстроты и силы с целью обеспечения всестороннего гармонического физическогоразвития, необходимого уровня специальной тренированности спортсмена и на этойоснове достижения им высоких результатов.
Характеригровых действий в баскетболе требует от участников способности быстровыполнять различные по напряжениям усилия: умения многократно использоватьстартовые рывки на короткие отрезки, по первому требованию игровой ситуацииизменять направления бега и его скорость, быстро и своевременно включаться вборьбу за мяч, отскакивающий от щита, стараясь овладеть им в наиболее высокойточке прыжка, вести и передавать мяч с максимальной быстротой, силой, точностьюи т.п.
Согласносхеме возрастной периодизации онтогенеза человека к среднему школьному возрастуотносится подростковый период: мальчики 13–16 лет, к старшему школьномувозрасту – юношеский: мальчики 17 – 21. Средний школьный возраст совпадает спериодом начальной фазы полового созревания, когда завершается преобразованиеморфологических и функциональных особенностей организма детей с некоторымприближением к нормам взрослых. В старшем школьном возрасте у юношей отмечаютсяещё большие приближения к функциям взрослых.
В половомсозревании выделяют три фазы (в нашем случае для рассмотрения берем одну):
Пубертатная –у мальчиков характеризуется появлением первых признаков полового созревания.
Возраст 13–15лет отличается наиболее высокой совокупной сенсетивностью к развитиюспециальной выносливости, скоростно-силовых качеств, координационныхспособностей, а так же среднесенсетивным к развитию силы и быстроты.
Выявлено, чтовсе двигательные качества одинаково значимы для успешной двигательнойдеятельности в баскетболе. Наиболее приоритетным с рассматриваемой точки зренияявляются высокие уровни развития координационных способностей и специальнойвыносливости. (Новиков А.Д., 1989).
До настоящеговремени научной и учебно-методической литературе отсутствует единый подход копределению понятия «координационные способности». На наш взгляд, данное противоречиеобусловлено неоднозначным пониманием авторами сущности координационныхспособностей. Существуют, по крайней мере, два подхода. Так, одни авторырассматривают координационные способности как управленческие, – во-первых, какспособность целесообразно координировать движения при построении ивоспроизведении новых двигательных действий; во вторых как способностьперестраивать координацию при необходимости изменить параметры основногодействия или переключения на другое действие в соответствии с требованиямименяющихся условий (Матвеев Л.П. 1991). Другие считают, чтокоординационные способности – одна из составляющих физических способностей, тоесть – свойство организма к согласованию отдельных элементов движения в единоесмысловое целое для решения конкретной двигательной задачи (Попов Ю.Г. Грузнов Ю.Г.1986); или совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решениядвигательных задач разной координационной сложности и обуславливающихуспешностью управления двигательными действиями и их регуляцией (Курамшин Ю.Ф. 1999);или совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решениядвигательных задач разной координационной сложности и обуславливающихуспешностью управления двигательными действиями и их регуляции в соответствии суровнем построения движений.
Различноепонимание и толкование термина, координационные способности затрудняет какобщение специалистов, так и совершенствование данного компонентаподготовленности спортсмена, в том числе и со спецификой соревновательнойдеятельности избранного вида спорта (Двейрина О.А. 2000).
Одной изважнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функциейи умение управлять своими движениями. Еще П.Ф. Лесгафт, говоря озадачах физического образования, отмечал важность «умение изолировать отдельныедвижения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать кпрепятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью».
Координационныеспособности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, аименно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единоецелое соответственной поставленной задачи.
Значимостьвоспитания координационных способностей объясняется четырьмя основнымипричинами:
1. Хорошоразвитые координационные способности являются необходимыми предпосылками дляуспешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способусвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию иситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способностиведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, кувеличению двигательного опыта.
2. Толькосформированные координационные способности – необходимое условие подготовкидетей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнениюрабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовойдеятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
3.Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетическихресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированноево времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальноеиспользование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональномурасходованию сил.
4. Разнообразныеварианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей – гарантиятого, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечитьрадость от участия в спортивной деятельности.
Поэтому,помимо Физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствованиекоординационных способностей детей и подростков. Тем более, что этот возраст,особенно младший школьный является наиболее благоприятным в этом отношении.
Подкоординационными способностями понимаются способности человека к согласованию исоподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность.
Дляэффективного Формирования координационных способностей необходимо на базеобщего подхода к Физическому воспитанию выработать конкретные пути и средствасовершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетомих места и роли в общей системе двигательной деятельности человека. Отсюда ивытекает необходимость классификации координационных способностей.
Применительнок детскому спорту можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальныекоординационные способности человека в процессе управления двигательнымидействиями:
– способностьк реагированию;
– способностьк равновесию;
– ориентационнаяспособность;
– дифференцированнаяспособность, разновидностями которой является способность к дифференцированиюпространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическаяспособность.
Способность креагированию это способность быстро и точно начать движения соответственноопределенному сигналу. Различают зрительно-моторную реакцию и слухомоторнуюреакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например,старт по свистку, отмашки флажка или сигнал, поданный голосом.
Способность кравновесию – это сохранение устойчивого положения тепа в условиях разнообразныхдвижений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Первымиприменять так называемые упражнения на «равновесия», то есть движения и позы вусловиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения наразличные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед илишагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее.
Второй путьоснован на избирательном совершенствовании анализов, обеспечивающих сохранениеравновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применятьупражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями. Например, кувырок вперед,перекат в сторону (колесо).
Ориентационнаяспособность – это способность к определению и изменению положения тела впространстве и во времени, особенно с учетом изменяющихся ситуации илидвижущегося объекта. Например, выход после прыжка в три оборота, акробатическиепрыжки, вольные упражнения в спортивной гимнастике и так далее.
Способность кдифференцированию – это способность к достижению высокой точности иэкономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом.Например, бросок в кольцо с различных точек, ритмическая способность приброске.
Ритмическаяспособность – это способность определять и реализовывать характерныединамические изменения в процессе двигательного акта. Ритмический характерработы организма позволяет выполнять наиболее эффективно каждое двигательноедействие с относительно маленькими наполнениями. Например, выполнение вольныхупражнений под музыку.
Практикавоспитания физического воспитания и спорта располагает основным арсеналомсредств для воспитания на координационные способности.
Основнымсредством для воспитания координационных способностей являются физические упражненияповышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложностьфизических упражнений можно увеличивать за счет изменения пространственных,временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяяпорядок расположения средств, их вес, высоту; изменяя площадь опор илиувеличивать ее подвижность в упражнениях на равновесие и так далее; комбинируядвигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняяупражнения по сигналу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладаетметодический прием, направленный на представление дополнительной информации.Так, использование зеркала или ориентиров для контроля движения облегчаетосвоение навыка. Ограниченное или полное исключение, например, зрительнойинформации (очки, закрывание глаз, затемненное помещение) значительно усложняютвыполнение двигательных действий.
Наиболееширокую и доступную группу средств для воспитания координационных способностейсоставляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамическогохарактера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения безпредметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками идругие), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условияхпри различных положениях тела или его частей, в разные стороны элементыакробатики (кувырки, различные перекаты и другие), упражнения в равновесии.
Длявоспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательнуюдеятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективнымисредствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передвижения налыжах по пересеченной местности.
Специальныеупражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются сучетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходныеупражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта.
На стартовойтренировке применяют две группы таких средств:
1.Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного видаспорта.
2.Развивающие, направленные на непосредственно воспитание координационныхспособностей, проявляющихся конкретных видах спорта (например, в баскетболеспециальные упражнения в затрудненных условиях – ловля и передача мяча партнерупри прыжках через гимнастическую скамейку).
Упражнения,направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор,пока они не будут выполняться автоматически. Зятем, они теряют свою ценность,так как любое, основанное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянныхусловиях двигательного действия, но стимулирует дальнейшее развитиекоординационных способностей.
Координационнаяспособность – определение более емкое, чем ловкость и рассматривается этотвопрос шире.
Ловкость –только часть координационных способностей.
Координациейявляется одна из важных функций употребления движениями человека, а именно:согласование разнообразных двигательных действий человека в одно целое илисистему, соответственно поставленных двигательных задач.
Двигательноедействие – это сложное структурное образование, элементом которого являютсяследующие части движения:
– интеллектуальная(когнитивная);
– чувствительная(сенсорная);
– исполнительная(моторная).
Между этимиэлементами существуют многообразные связи, которые еще более усложняют анализкоординационных способностей. Существует много типов координационныхспособностей:
1 тип.Реагирующая способность (слуховая и зрительная)
Способность креагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразныхдвижениях. Наиболее эффективным в этом возрасте является повторное реагированиена внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации. Этотметод довольно скоро дает заметный положительный результат. Введение элементасоревнований и игровой метоп позволяет создать высокий эмоциональный фон ипобуждает детей делать задания быстрее и точнее.
Длявоспитания способности к реагированию следует применять:
а) свободныйбег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки, возобновление иизменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий иневысоких предметов);
б) бег изусложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной кнаправлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и томуподобное);
в)интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная – бег быстрый, бегмедленный – бег ускоренный;
г) упражненияс короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).
Привыполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно усложняются условия, вкоторых выполняется задание. Оно выражается в увеличении скорости реагирования,в требовании реагировать на неожиданные различные громкости неожиданныхсигналов, в увеличении сложности выполнения движений и повышения требований кточности.
2 тип.Способность к равновесию.
Она можетбыть статической и динамической. В этом отношении полезны упражнения, связанныес вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К нимотносятся повороты, кувырки, перевороты, повороты или комбинации упражнений.
Фактором,который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся:положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры; высота снаряда,служащего опорой, его устойчивость; скорость движения тела, его равномерность идругие.
Длясовершенствования способности к статическому равновесию необходимо использоватьследующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временноеисключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включениепредварительных и сопутствующих движений, введение противодействий.
Основойсовершенствования способности к динамическому равновесию является адаптация кразличным внешним условиям. К важным средствам воспитания динамическогоравновесия относится подвижные спортивные игры, в которых резко меняетсянаправление движения.
3 тип.Дифференцированная способность.
Привоспитании способности дифференцировать различные параметры, следуетиспользовать такие методические приемы, как включение зрительного анализатора,задание на точность, «сближаемые» и «контрастные» задания.
Привоспитании точности движений используется метод «контрастных» заданий. Прыжкина максимальную длину, равную половине максимального результата, броски сближних дистанций и дальних и тому подобно. Указанные приемы намногоэффективнее, чем многократное повторение.
В процессеразвития у детей пространственной точности метательных движений при изменениивеса снаряда важно использовать вариативную методику, а не стабильную.
Сущностьвариативного метода заключается в постоянном чередовании снарядов разного весапри метании на одно и тоже расстояние. Разница во времени вариативной истабильной методик проявляется уже на первом занятии.
Воспитание удетей способности точно реагировать величины силовых усилий содействуютупражнения, имеющие предметно обозначенную цель и количественно оцениваемыйрезультат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину,вращение на одной ноге в заданной плоскости (начерченный на полу круг сразметкой) и так далее.
Использованиеэтого метода позволяет повысить активность и интерес детей, достичь болееполного осмысления, обстановки применения изучаемых действий, добиваться болеебыстрого образования координационных связей во взаимных движениях.
Привоспитании дифференцировки временных интервалов используют звуковые сигналы,которые выступают как источники срочной информации. Добиваясь точногосогласования действий со звуками и сигналами, воспитатель обучает детейвыполнять упражнения в определенном темпе.
Дляознакомления детей с основными временными понятиями в обучении выполнятьдвижения в медленном, среднем и быстром темпе, формирование длительности темпавыполнения упражнений рекомендуется применять следующие задания:
1.Коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленногона частоту 60 и 120 ударов в минуту.
2. Выполнениеобщеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет изатем на четыре счета и тому подобное).
3. Ходьба наместе в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждомтемпе).
4. Прыжки наместе на одной и двух ногах (8 прыжков – быстро, 8 – медленно) и другие.
4 тип.Ритмическая способность.
Средствамиразвития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемых вразличных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги.
Для созданияпредставления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки,удары в бубен и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемымдвижениям.
Наиболее рациональноеформирование ритмической способности проходит при попеременном выполненииупражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмическойактивности).
Большоезначение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, иих движения четко согласуются с музыкой.
В содержаниизанятий необходимо включать ритмическую ходьбу, фигурное марширование,несложные перестроения, марш, вальс, народные мелодии и другие движения.
5 тип.Способность к переключению
–проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка иперестройка двигательной реакции в соответствии ситуации. Например,единоборство, борьба и спортивные игры.
В процессеуправления в движении необходимо использование различных видов коррекционныхспособностей, а ловкость является проявлением конвекционных способностей вбыстрых, точных и относительно сложных движениях.
Двигательныекоординационные способности называются способности к согласованию определенныхдвигательных действий и операций в единое целое с учетом поставленной цели.
Отсюдаследует сделать вывод по координационным способностям.
1. Коррекционныеспособности – это один из ведущих факторов эффективной двигательнойдеятельности.
2. Коррекционнаяспособность более широкое понятие, чем ловкость, и включает его в себя.
3. Вуправлении движениями действиями координационные способности занимаютпромежуточное положение между координационными способностями (физическиекачества) и двигательными навыками и умениями.
Возрастныепериоды, которые наиболее благоприятны для педагогического воздействия с цельюинтенсивного развития двигательных функций у подростков и юношей, получилиназвание сенсетивных или чувствительных. Для оптимизации процесса развитияточности выполнения технических приемов в школьном возрасте важно учитыватьсенсетивные периоды отличающиеся повышенной чувствительностью к развитию этогокачества.
Особенностивозрастных возможностей эффективного овладения разными движениями находятся впрямой зависимости от деятельности двигательного анализатора. Изучениемхарактера развития его на детях школьного возраста занимались В.П. Филин (1974),Ж.К. Холодков (2000). Их материалы позволили установить, что двигательныйанализатор особенно интенсивно формируется с 7 до 14 лет. Дальнейшаяспособность к улучшению движений осуществляется за счет совершенствованиясложной координации и развития физических качеств.
Для применениярациональной методики обучения необходимо знать закономерности возрастногоразвития главнейших систем организма. Изменения, происходящие в строении и функциональномсостоянии организма юных спортсменов, обусловлены не только воздействием систематическихзанятий физическими упражнениями, но и возрастными особенностями.
Подростковыйвозраст приходится на 12–16 лет (мальчики 13–16 лет; девочки 12–15 лет).Границы этого возрастного периода нельзя считать строго установленными, посколькуначало и завершение полового созревания, в зависимости от ряда факторов, могутсдвигаться в сторону более старшего или младшего возраста. Кроме того, было установлено,что по уровню полового созревания 13-летние мальчики соответствуют не 12-, а 11-летнимдевочкам, ибо у последних начало полового созревания относится к предшествующемупериоду развития (второе детство), тогда как у мальчиков процесс половогосозревания только начинается в это время.
Рост и развитиескелета. В среднем школьном возрасте происходит ускорение роста и развития в связис половым созреванием. Увеличиваются половые различия. Продолжается окостенениескелета. К 14–16 годам в позвоночнике появляются новые точки окостенения.Верхние и нижние поверхности тел позвонков окостеневают в 15–16 лет. В этом жевозрасте происходит срастание нижних отрезков грудины. К 10–13 годамзавершается окостенение запястья. Окончание развития скелета руки у подросткаженского пола на 2 года раньше, чем у подростка мужского пола. Окостенениесесамовидных костей обычно начинается с 13–14 лет. С 13–14 лет преобладаетразвитие лицевого скелета во всех направлениях и складываются характерные чертыфизиономии. С 12 лет и до взрослого состояния ежегодный прирост лицевого черепасоставляет 2–3 мм. К 15 годам базилярная часть затылочной кости сливается сосновной. С 12 лет окружность черепа увеличивается ежегодно на 4 мм.
В периодполового созревания отмечается наибольший прирост головы, у девочек к 13–14годам, а у мальчиков к 13–15 годам. К 12–13 годам грудная клетка имеет всеособенности взрослой, но отмечается меньшими размерами. Окружность груди в 15лет у мальчиков в среднем 80 см, у девочек – 77,5 см. Темпы нарастаниягруди меньше темпа роста тела в длину. Отношение окружности груди к весу телапостоянно и равномерно уменьшается. Вес тела нарастает с возрастом быстрее, чемокружность груди. У девочек с 13 лет рост грудной клетки опережает ее рост умальчиков. С 12 и до 14–15 лет у девочек увеличивается интенсивность ростапоперечного размера входа в малый таз.
Рост иразвитие нервной системы. К 15 годам вес головного и спинного мозга почтидостигает веса взрослого человека. Продолжается рост пирамидных клеток. Мозговойконец двигательного анализатора достигает почти полного развития. Ввиду совершенствованияторможения улучшается контроль над эмоциями. Продолжительность сна уменьшаетсядо 9 часов. Время активного внимания, при отсутствии утомления, возрастает до 30минут. На 1 см. отодвигается ближайшая точка ясного виденья, и на 2диоптрии уменьшается аккомодация глаза. Острота слуха наивысшая с 14 до 19 лет.
Развитиедвигательного аппарата. В 12–15 лет происходит усиленный рост мышц иобразование массивных волокон. Вес мышц по отношению к весу тела у подростка 15лет составляет 32,6%. К 13–15 годам становая сила увеличивается у мальчиков на 60%,а у девочек на 70%. мускулатуру необходимо развивать равномерно, так как чрезмерноеразвитие одной из мышечных групп задерживает рост костей в длину.
Упражнениятипа подскоков и прыжков способствуют удлинению трубчатых костей. Сгибатели иразгибатели мышц рук развиваются в основном одновременно, а разгибатели ног итуловища – быстрее, чем сгибатели. Сила мышц правой и левой сторон туловища иконечностей имеет большое значение для формирования осанки.
Более высокиепоказатели физического развития у подростков и юношей спортсменов объясняются тем,что систематическая мышечная деятельность стимулирует процессы обмена веществ ворганизме. В восстановительном периоде после значительных энергетическихзатрат, связанных со спортивной нагрузкой, в тканях откладывается большевеществ, чем их было до начала работы, то есть происходит так называемая суперкомпенсацияэнергетических затрат.
Изменениекрови и системы кровообращения. К 14–15 годам состав крови приближается ивзрослому. Количество эритроцитов и лейкоцитов такое же, как у взрослых.Количество нейтрофилов доходит до 60,5%, а лимфоцитов – 28%.
Вес сердца в14–15 лет доходит у мальчиков до 183 грамм, а у девочек до 184,5 грамм. Следовательно, в периоде полового созревания он больше у девочек. К 13–14 годам объем сердцаподростка достигает половины объема сердца взрослого. Частота пульса в покое с12 до 15 лет уменьшается на 4–5 ударов в 1 минуту. Систолический объемвозрастает с 33,5 до 41,5 см3, а минутный объем – с 2740 см3до 3250 см3.
К 15 годам среднеесистолическое давление – 117 мм. рт. ст., а диастолическое – 73 мм.рт. ст.
Электрокардиограммаподростка близка и взрослому типу. Так как кровеносные сосуды развиваютсямедленнее сердца и относительно сужены по сравнению с емкостью сердца, то при физическойработе легко повышается кровяное давление, а вследствие повышения возбудимости симпатическойсистемы значительно учащается сердцебиение и наблюдается аритмия. Поэтомуфизические упражнения нужно ограничивать, особенно при статическом усилии;например, при стоянии в течение 15–20 минут у здорового подростка иногда нарушаетсякровообращение.
Под влияниемсистематической тренировки у юных спортсменов частота пульса становитсянесколько реже.
В процессевыполнения мышечной работы объем веществ у подростков увеличивается в большей степени,чем у взрослых. При этом, усиление кровообращения относительно больше, чем у взрослых,увеличение минутного объема крови достигается в основном за счет учащениясердцебиений.
При мышечнойнагрузке кислородный долг у детей и подростков может быть очень значительным. Подросткистаршего возраста способны с высокой интенсивностью выполнять физическую работупри нарастании кислородного долга, в то время как в более младшем возрасте организмменее приспосабливается к работе в анаэробных условиях и не может с прежнейинтенсивностью ее продолжать.
Дыхательная система.В период полового созревания легкие быстро растут. Их вес к 14–15 годам достигает513–594 грамма. Частота дыхания снижается. Глубина дыхания в покое к 14–15 годам300–375 см3, минутный объем в покое 4900–5400 см3,легочная вентиляция в покое 6500 см3, жизненная емкость легких 2700–3000 см3.Потребность в кислороде возрастает в 1 минуту со 195 до 225 см3.
Припланировании занятий с подростками необходимо учитывать, что их аэробныевозможности ограничены даже по сравнению с более младшими детьми. Поэтомуразвитие общей выносливости затруднено и центр тяжести занятий должен бытьперенесен на развитие скоростно-силовых качеств, а так же ловкости.
Работоспособностьв зонах большой и умеренной мощностей, где энергообеспечение зависит от своевременнойдоставки кислорода, также увеличивается. Это связано в первую очередь с уменьшениемкоординации в деятельности вегетативных функций при мышечной работе.
Изменения,происходящие в морфофункциональном статусе организма, и прежде всего увеличениемассы тела, сказывается и на процессах обеспечения организма энергией, что приводитк заметному возрастанию суточных потребностей в пище. Под влияниемсистематической тренировки у юных спортсменов уменьшаются затраты энергииорганизма, связанные с выполнением стандартной нагрузки, у них в меньшейстепени возрастает потребление тканями кислорода, чем у их сверстников, незанимающихся спортом (при такой же нагрузке).
Следуетучесть, что после максимальных напряжений обменные процессы протекают у юныхспортсменов гораздо менее экономно и сопровождаются очень значительным усилениемкровообращения. Это объясняется тем, что они способны переносить нагрузкубольшей интенсивности.
Во время игрыв баскетбол (в силу ее повышенной эмоциональности) возможны очень значительные сдвигив функциональном состоянии организма юных игроков, не восстанавливающиеся длительноевремя. Поэтому при определении нагрузки в баскетболе необходимо учитывать не толькофункциональное состояние организма, но и степень эмоционального воздействия.
Подводя итогиможно отметить, что развитие координации и ловкости обособленно от конкретныхупражнений на совершенствование ведения, может повысить эффективностьиспользования ведения мяча в игре юными баскетболистами.
2. Цель, задачи,методы, и организация исследования
2.1 Цельисследования
Цельюисследования является изучение влияния развития координационных способностей наэффективность выполнения ведения в соревновательной деятельности юныхбаскетболистов.
2.2 Задачиисследования
1. Проанализироватьразличные литературные источники и изучить факторы, влияющие на эффективностьведения в соревновательных условиях.
2. Выявитьколичество ошибок совершаемых в соревновательных условиях юнымибаскетболистами.
3. Оценить и проанализироватьисходный уровень развития координационных способностей у группы баскетболистов13–15 лет.
4. Определитьзависимость степени эффективности ведения от уровня развития координационныхспособностей.
2.3 Методыисследования
1. Анализ и изучениелитературных данных, анализ документальных материалов.
2. Контрольныеиспытания.
3. Методпедагогического наблюдения. Протоколирование результатов исследования.
2.4Организация исследования
Дляопределения исходного уровня развития координационных способностей юных баскетболистовиспользовались следующие тесты:
1 Тест: Челночныйбег.
2 Тест:Обводка стоек с ведением правой и левой рукой.
3 Тест: Ловлятеннисного мяча с одновременным ведением баскетбольного мяча свободной рукой наместе.
Челночный бег
Выполнение.Бег от лицевой линии до линии штрафного броска линии, изменение направления,бег обратно до лицевой линии, изменение направления бег до центральной линии,бег до линии штрафного броска, бег до противоположной линии штрафного броска,бег до центральной линии, бег до лицевой линии, бег до дольней линии штрафногоброска – финиш.
Оценка. Времяберется по секундомеру с момента стартовой команды и до перехода через линиюфиниша.
Примечания.Обязательное условие-касание линий рукой, только после этого изменениенаправления движения.
Обводка стоекс ведением.
Выполнение.Начало движения на лицевой линии баскетбольной площадки справа или слева отщита. Движение по команде, с ведением обводка 8 стоек предварительнорасставленных на пути движения. Стойки стоящие справа по ходу движения обводитьнеобходимо дальней от стойки правой рукой, стойки слева, соответственно-левой.Финиш на дальней от начала движения линии штрафного броска.
Оценка. Времяберется по секундомеру с момента стартовой команды и до перехода через линиюфиниша.
Примечания.Упражнение считается правильно выполненным, если ведение мяча осуществлялось поправилам.
Ловлятеннисного мяча с одновременным ведением баскетбольного мяча свободной рукой наместе.
Выполнение.Занимающийся ведёт мяч на месте одной рукой в основной стойке баскетболиста(ноги шире плеч, колени согнуты, тело наклонено вперёд), свободной рукой онловит теннисный мяч, не прекращая ведения, далее передаёт мяч обратно партнеру.
Оценка. Времявыполнения 3 минуты, считается количество потерь обоих мячей.
3. Результатыисследования и их обсуждение
Таблица 1. Результатытестирования в контрольном упражнении челночный бег№ И. Фамилия баскетболиста Время прохождения теста №1 (челночный бег) Время повторного прохождения теста Лучший результат из 2-х попыток Оценка по пятибалльной системе 1 Н. Марьинов 15,1 15,2 15,1 4 2 В. Перминов 14,1 14,0 14,0 5 3 Н. Суханов 15,3 15,4 15,3 4 4 К. Соколов 15,5 15,5 15,5 4 5 Н. Логинов 16,0 16,7 16,0 4 6 П. Шумов 16,3 16,2 16,2 3 7 В. Клювов 17,9 17,7 17,9 3 8 К. Мотылёв 17,9 17,8 17,8 3 9 А. Касаев 15,7 15,9 15,7 4 10 К. Зубов 17,1 17,0 17,1 3 11 А. Сотников 16,1 16,3 16,1 3 12 В. Румянцев 18,7 18,9 18,7 2 13 К. Смирнов 15,7 15,8 15,7 4 14 А. Михайлов 15,6 15,7 15,6 4 15 А. Фёдоров 15,9 16,0 15,9 4
Тест проводилсяв спортивном зале, тремя забегами по пять человек в забеге. Время замерялосьдля каждого юного спортсмена индивидуально. Касание линий являлось обязательнымусловием правильного выполнения теста. Так же тестируемым на основе ихрезультатов выставлялась оценка по пятибалльной системе.
Подводя итогипервого теста видно, что 1 спортсмен имеет отличную оценку – 5, 8 имеют оценку4, 5 человек оценку 3, и один имеет неудовлетворительную оценку – 2.
Таблица 2. Результатытестирования в контрольном упражнении обводка стоек с ведением мяча№ И. Фамилия баскетболиста Время прохождения теста №2 Время повторного теста №2 Лучшее время прохождения теста №2 Оценка по пятибалльной системе 1 Н. Марьинов 11,3 11,1 11,1 4 2 В. Перминов 10,4 10,2 10,2 5 3 Н. Суханов 11,5 11,4 11,4 4 4 К. Соколов 11,7 11,3 11,3 4 5 Н. Логинов 12,7 12,2 12,2 3 6 П. Шумов 14,9 13,3 13,3 3 7 В. Клювов 11,9 11,0 11,0 3 8 К. Мотылёв 14,9 14,0 14,0 3 9 А. Касаев 11,9 11,0 11,0 4 10 К. Зубов 13,3 13,0 13,0 3 11 А. Сотников 12,5 12,8 12,2 3 12 В. Румянцев 13,0 13,2 13,0 3 13 К. Смирнов 11,6 11,2 11,2 4 14 А. Михайлов 11,5 11,1 11,1 4 15 А. Фёдоров 11,9 11,2 11,2 4
Тестпроводился в спортивном зале. Время замерялось для каждого юного спортсменаиндивидуально. Сбитая стойка во время упражнения, дает попытку повторноговыполнения теста. Подводя итоги второго теста видно, что 1 спортсмен имеетотличную оценку – 5, 7 имеют оценку 4, 7 человек оценку 3.
Таблица 3. Результатытестирования в контрольном упражнении: ловля теннисного мяча с одновременнымведением баскетбольного мяча свободной рукой на месте№ И. Фамилия баскетболиста Результаты прохождения теста №3 Результаты повторного прохождения теста №3 Лучший результат прохождения теста №3 Оценка по пятибалльной системе 1 Н. Марьинов 9 10 9 4 2 В. Перминов 7 8 7 5 3 Н. Суханов 9 11 9 4 4 К. Соколов 9 11 9 4 5 Н. Логинов 10 12 10 4 6 П. Шумов 14 15 14 3 7 В. Клювов 18 19 18 3 8 К. Мотылёв 13 14 13 3 9 А. Касаев 10 12 10 4 10 К. Зубов 15 15 15 3 11 А. Сотников 12 15 12 3 12 В. Румянцев 20 22 20 2 13 К. Смирнов 10 13 10 4 14 А. Михайлов 13 14 13 3 15 А. Фёдоров 9 11 9 4
Во времятеста спортсмен не должен был выходить из центрального круга. Темп выполненияпередач для всех игроков был одинаковый. Оценивался по пятибалльной системетолько лучший результат из двух попыток.
Подводя итогитретьего теста видно, что 1 спортсмен имеет отличную оценку – 5, 7 имеют оценку4, 6 человек оценку 3, и один имеет неудовлетворительную оценку – 2.
Таблица 4. Количествопотерь на ведении в соревновательной деятельности№ И. Фамилия баскетболиста Кол-во игр Общее количество потерь на ведении в играх Среднее кол-во потерь за 1 игру 1 Н. Марьинов 8 11 1,38 2 В. Перминов 8 9 1,13 3 Н. Суханов 8 13 1,63 4 К. Соколов 8 12 1,5 5 Н. Логинов 8 11 1,38 6 П. Шумов 8 16 2 7 В. Клювов 8 19 2,38 8 К. Мотылёв 8 17 2,13 9 А. Касаев 8 12 1,5 10 К. Зубов 8 18 2,25 11 А. Сотников 8 14 1,75 12 В. Румянцев 8 17 2,13 13 К. Смирнов 7 7 1 14 А. Михайлов 7 15 1,88 15 А. Фёдоров 7 11 1,38
Стоит отметить,что при данном наблюдении всем баскетболистам давалось в среднем одинаковоеигровое время.
Потерямисчитались выбивания защитником на ведении, удары в ногу, нарушения правилведения. Из результатов наблюдения указанного в таблице видно количество потерькаждого игрока и среднее количество индивидуальных ошибок на ведении в игровыхусловиях.
Таблица 5. Оценкауровня развития координационных способностей и его соотнесение с количествомпотерь на ведении у баскетболистов в соревновательной деятельности№ Оценки первого теста Оценки второго теста Оценки третьего теста Средняя оценка по итогам трёх тестов Общее количество потерь на ведении в играх Среднее кол-во потерь за 1 игру 1 4 4 4 4 11 1,38 2 5 5 5 5 9 1,13 3 4 4 4 4 13 1,63 4 4 4 4 4 12 1,5 5 4 3 4 3,67 11 1,38 6 3 3 3 3 16 2 7 3 3 3 3 19 2,38 8 3 3 3 3 17 2,13 9 4 4 4 4 12 1,5 10 3 3 3 3 18 2,25 11 3 3 3 3 14 1,75 12 2 3 2 2,33 17 2,13 13 4 4 4 4 7 1 14 3 4 3 3,33 15 1,88 15 4 4 4 4 11 1,38
Следующаятаблица приводится для соотнесения количества потерь мяча на ведении с оценкамиразвития координационных способностей по всем трем тестам.
В даннойтаблице показана зависимость уровня развития координационных способностей иколичества потерь мяча на ведении в игровых условиях. По итогам трёх тестоввидно, что спортсмены, имеющие удовлетворительную оценку в тесте и ниже,совершают большее количество ошибок и потерь на ведении чем игроки с хорошимипоказателями в развитии координационных способностей.
Выводы
1. В ходеисследования были использованы 24 источника, изучены факторы влияющие наэффективность ведения мяча в соревновательных условиях. Среди них выделеновлияние развития координационных способностей, среди них: способность креагированию, способность к равновесию, ловкость. Выявлено что координационныеспособности влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а такжена ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразноеприменение. Они ведут к больше плотности и вариативности процессов управлениядвижениями, к увеличению двигательного опыта. Ведение мяча, являясьсложно-координационным действием в большой степени зависит от степени развитияобщей координации движений.
2. Выявленоколичество потерь и ошибок при ведении мяча в игровых условиях. Так, большеполовины испытуемых имеют большое количество потерь, что в целом влияет нарезультат соревновательной деятельности и конкретных матчей в целом. Кроме тогоотмечено что потери на ведении в большой степени влияют на настрой юныхбаскетболистов их эмоциональную устойчивость.
3. В ходеработы оценен исходный уровень развития координационных способностей юношей 13–15лет по ряду тестов. Выявлена не равномерность их развития у испытуемых ибольшое расхождение оценок по результатам тестов. Определено что уровеньразвития координационных способностей во многом зависит от индивидуальногоуровня развития юного спортсмена в целом.
4. По итогамтестов и наблюдения определена зависимость степени эффективности ведения отуровня развития координационных способностей. Испытуемые с лучшей степеньюразвития координационных способностей имели в игровых условиях меньше ошибок ипотерь на ведении.
Списоклитературы
1. Ашмарин Б.А.,Теория и методика физического воспитания./ – М.: Физкультура и спорт, 1990 г.– 235 с.
2. Бернштейн Н.А., Оловкости и её развитии. — М. //: Физкультура и спорт, 191. – 288 с.
3. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н.,Практикум по психофизиологической диагностике. – М // .: Физкультура испорт, 2000 г. – 200 с.
4. Гобик М.А.,Спортивная метрология. – М.: Физкультура и спорт, 1988 г. – 127 с.
5. Гогунов Е.H., Мартъенов Б.Н.,Психология физического воспитания и спорта. – М. //: Физкультура и спорт,2000 г. – 264 с.
6. Гомельский А.А. Буднибаскетбола. – М. //: 1964. – 99 с.
7. Гужаловский А.А.,Основы теории и методики физической культуры. – М. //: Физкультура испорт, 1988 г. – 186 с.
8. Двейрина О.А.,Развитие координационных способностей на уроках физической культуры в школе:Учебное пособие // СПБ ГАФК им. П.Ф. Лесгафта 200. – 47 с.
9. Кофман П.К.,Настольная книга учителя физической культуры. – М. //: Физкультура испорт, 1998 г. – 146 с.
10. Лях В.И., Тестыв физическом воспитании школьников. – М.: Физкультура и спорт, // 1998 г.– 204 с.
11. Максименко A.M.,Основы теории и методики физической культуры. – М. //: Физкультура испорт, 1999 г. – 165 с.
12. Матвеев Л.П.,Теория и методика физической культуры. – М. //: Физкультура и спорт, 1991 г.– 211 с.
13. Мейксон Г.Б.,Физическое воспитание учащихся 5–7 классов. – М. //: Физкультура и спорт,1997 г. – 235 с.
14. Новиков А.Д.,Теория и методика физического воспитания. – М. //: Физкультура и спорт,1976 г. – 354 с.
15. Попов В.П., Грузнов Ю.Г.,Основы воспитания физических способностей // Основы теории и методикифизической культуры: Учеб. для техникумов физической культуры /Под редакцией А.А. Гужаловского.– М.: Физкультура и спорт, 1986.
16. Соковня-Семенова И.И.,Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М. Академия, 1997 г.– 156 с.
17. Сулейманов И.И.и др., Общее физкультурное образование: Учебник. Том 1. Школьное физкультурноеобразование. Часть 3. – Омск:// СибГАФК, 1999 г. – 128 с.
18. Суслов Ф.П.,Теория и методика спорта. – М. Физкультура и спорт, 1997 г. – 105 с.
19. Филин В.П.,Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.:// Физкультура и спорт,1974.
21. Харре Л., Учениео тренировке. – М. Физкультура и спорт, 1971 г. – 107 с.
22. Холодов Ж.К.,Теория и методика физического воспитания и спорта. – М. //: Физкультура испорт, 2000 г. – 348 с.
23. Яхонтов Е.Р.,Психологическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие, СПб: // СПб ГАФКим. П.Ф. Лесгафта, 200 – 58 с.
24.www.lib.ua-ru.net