Реферат по предмету "Культурология"


Передняя Азия и переплетение культур

_ 2ПЕРЕДНЯЯ  АЗИЯ И  ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ КУЛЬТУР.


       2Вавилония.

   На протяжении многих веков, прошедших послекрушения империи фарао-
нов, каменныегромады пирамид и развалины грандиозных храмов поражали
воображение новыххозяев Нила,  напоминая о том, что тамнекогда расц-
ветала великаякультура.
     На восток от Египта только холмы, малогармонирующие с общим пей-
зажем долиныТигра и Евфрата, возбуждали порой любопытство путешествен-
ников, да,  пожалуй, еще  глиняные черепки — частыенаходки арабов -,
испещренныекакими-то знаками, похожими «на следы птицы на мокром пес-
ке".
     Между тем в  Месопотамии,  на нынешней территории Ирака, в очень
далекие временавозникла и утвердилась столь же высокая, как в Египте,
культура,сыгравшая не меньшую роль в истории человечества.
     О могущественном  некогда Вавилонском  царстве и о великойасси-
рийской державееще до прошлого века было известно только из Библии да
из писанийГеродота и некоторых других древних авторов. Были такие го-
сударства и такиенароды, много пролившие крови в бесчисленных войнах,
много строившиеи, по-видимому, преуспевшие во многих знаниях, но како-
ва была ихкультура и что она дала человечеству, оставалось  неясным.
Ибо никакими  памятниками этой  культуры,  если не считать обожженных
глиняных табличекс непонятными знаками, потомство не располагало.
     Французскому консулу  в Мосуле Полю-Эмилю Ботта принадлежит честь
первогоархеологического открытия в Двуречье. Узнав, что он интересу-
ется этими  странными табличками,  какой-то араб сообщилему,  что их
множество в егодеревушке, где их давно уже употребляют на хозяйствен-
ные нужды.  Ботта организовал раскопки на холме околоуказанной арабом
деревни иобнаружил под мусором и землей не только черепки,  но целые
стены и  рельефы с изображением каких-то диковинных зверей.  Так были
открыты развалиныассирийского царского дворца.
     Теперь известно,  что в  зодчестве  и в ваянии древние обитатели
Двуречья были,вероятно, не менее плодовиты, чем египтяне. Как же мог-
лослучиться,  что  мусор и песок покрыли остатки всего,  что когда-то
было создано ими?
     Двуречье было бедно камнем, и потомустроили там из кирпича. Кир-
пичные жепостройки погибли от времени...



                                — 2 -

     В отличие от долины Нила, где напротяжении трех тысячелетий оби-
тал один народ исуществовало одно государство,  в долинеТигра и Евф-
рата одногосударственное образование не раз сменялось другим, различ-
ные народывоевали между собой,  причем победителиобычно разрушали до
основания храмы,крепости и города побежденных.
     И наконец, Вавилония, не защищенная извне, как Египет, труднопро-
ходимымипесками,  часто подвергалась вражескимнашествиям, разорявшим
страну,
     Так погибли многие великие творенияискусства и была предана заб-
вению великаякультура.
     Народы  различного происхождения, враждовавшие  друг  с другом
в Двуречье,создали несколько культур, и все же искусство их  в своей
совокупностиотмечено общими чертами, глубоко отличающими его от  еги-
петского.
     Искусство древних народов юга Месопотамииобычно обозначается как
вавилонскоеискусство;  это название распространяетсяна  название  не
только самогоВавилона ( начало II тысячелетия до н.э.), но и некогда
самостоятельныхшумеро-аккадских государств ( IV-III  тысячелетия  до
н.э.),объединенных  затем  Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно
считать прямойнаследницей шумеро-аккадской культуры.
     Как и культура Египта и, вероятно,примерно в одно и то же время,
эта культуравозникла в Двуречье в конце неолита опять же в  связи  с
рационализациейземледелия.  Если Египет,  по выражению Геродота,- дар
Нила, то иВавилон следует признать даром Тигра и Евфрата, так как ве-
сенние разливыэтих рек оставляют вокруг благодатные для почвы наслое-
ния ила.
     И здесь первобытнообщинный строй сменилсяпостепенно рабовладель-
ческим. Однако вДвуречье долго не существовало единого  государства,
управляемогоединой деспотической властью.  Такаявласть была установ-
лена в отдельныхгородах-государствах,  постоянно  враждовавших между
собой из-заполива полей,  из-за рабов и скота.Вначале власть эта на-
ходилась целикоми полностью в руках жречества.

     Религия в Двуречье была опоройрабовладельческой верхушки. Однако
сама эта верхушкане была устойчивой, ибо главенство постоянно перехо-
дило от одногогорода-государства к другому.  Незаупокойный культ, не
мечта продлить ив загробном мире все блага жизни вместе  с  властью,
вдохновлялиучение шумеро-аккадских жрецов. Жестокая борьба без пощады


                                — 3 -

для побежденныхопределяла мировоззрение тамошних земных владык, внед-
ривших его всознание своих подданных.
     Смерть неизбежна,  и смерть ужасна.  Герой древнего  вавилонского
эпоса отважный инепобедимый Гильгамеш,  «на дветрети бог,  на одну -
человек",обретает бессмертие,  но не может имвоспользоваться,  ибо в
царстве мертвых«траву молодости» съедает змея.
     В вавилонском искусстве нельзя встретитьизображение погребальных
сцен. Всепомыслы,  все устремления вавилонянина — в той  действитель-
ности, которуюему открывает жизнь.  Но жизнь несолнечная,  не цвету-
щая, ажизнь,  исполненная загадок, основаннаяна борьбе, жизнь, зави-
сящая от  воли высших сил,  добрых духов и злых демонов,  тоже ведущих
между собойбеспощадную борьбу.
     Огромную роль  в верованиях  древних  обитателей Двуречья играли
культ воды икульт небесных светил.
     Культ воды — с одной стороны, как добройсилы, источника плодоро-
дия, а с другой — как силы злой,  беспощадной, очевидно нераз опусто-
шавшей эти края (как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда
о потопеприводится с поразительным совпадением подробностей и в  ска-
заниях Шумеры).
     Культ небесных светил — как проявлениебожественной воли.
     Ответить на вопросы,  научить жить, не встречаясь со злыми духа-
ми, огласитьбожественную волю — все это мог сделать  только  жрец. И
действительно,жрецы  знали очень много — томусвидетельство вавилонс-
кая наука,родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для
оживленияторговли городов Двуречья,  длясооружения плотин и передела
полей, былидостигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесяте-
ричнаясистема  счисления жива по сей день внаших минутах и секундах.
Значительноопередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблю-
дении небесныхсветил:  «козлов»,  т.е. планет, и «спокойно пасущихся
овец",т.е.  неподвижных звезд; они вычислилизаконы обращения Солнца,
Луны иповторяемости затмений.  Но все ихнаучные знания и поиски были
связаны с магиейи гаданием.  Звезды,  созвездия, равно как и внутрен-
ности приносимыхв жертву животных,  должны были датьразгадку будуще-
го. Заклинания,заговоры и волшебные формулы были известны только жре-
цам дазвездочетам.  И потому мудрость ихпочиталась волшебной, как бы
сверхъестественной.




                                — 4 -

    Таинственные знаки на обожженных глиняныхплитках были расшифрова-
ны в прошломвеке.  Это знаменитая шумерскаяклинопись, положившая на-
чало всейписьменности,  очень декоративная иведущая свое происхожде-
ние от рисунков.
     В Эрмитаже хранится  шумерская таблица — древнейший в мире пись-
менный памятник (около 3300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание
таких таблиц  дает наглядное представление о бытешумеро-аккадских го-
родов и самогоВавилона.  Среди них — документызнаменитого  храмового
архива городаЛагаша,  показывающие, что шумерскиехрамы владели боль-
шими угодьями ислужили средоточием всей политической, экономической и
культурной жизнигородов-государств. А всей внутренней и внешней поли-
тикой городовДвуречья руководили жрецы-правители, опиравшиеся в своих
решениях на волюбогов,  только им известную,  коих они почитались на-
местниками, равнокак и цари, объединившие под своей властью несколько
городов иявлявшиеся верховными жрецами.
     Текст одной  из таблиц более позднего периода ( IIтысячелетие до
н.э.)показывает,  в каком духе были составленывавилонские законы и к
чему они подчасприводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком прес-
туплении — кражераба,  зная, что за это ему полагаетсясмертная казнь,
между тем какубийство раба карается только штрафом, поспешил задушить
бесправную жертвусвоей корысти.
     Страшные дела творились на этойземле.  В древнейшие времена, как
подтвердилираскопки,  там совершалисьчеловеческие  жертвоприношения,
устраивалисьнастоящие бойни, очевидно, по повелению жрецов, дабы уми-
лостивить богов.
     И, однако, в этом столь далеком от нас мире дикий фанатизм, изу-
верствосочетались нередко с очень трезвым взглядом на жизнь,  порой с
поразительнымскептицизмом, а то и с подлинной мудростью.
     До нас дошла запись о процессе в Шумере пообвинению жены в  соу-
частии в убийствемужа.  Улики были признанынедостаточными, и она из-
бегла казни.  Изучив этот текст,  современные юристы пришли к  выводу,
что решение  шумерского суда вполне соответствовалосовременным право-
вым нормам.
     Многие шумерские поговорки свидетельствуюто склонности этого на-
рода, казалось бывсецело воспринимавшего жреческую «премудрость» с ее
непререкаемымиположениями, к критике, к сомнению, к рассмотрению мно-
гих вопросов ссамых противоположных точек зрения, при этом с улыбкой,
отражающейтонкий, здоровый юмор.


                                — 5 -

     Как, например, распорядиться своимимуществом?

           Все равно умрем — давай всерастратим!
           А жить-то еще долго — давай копить.

     Войны не прекращались в Вавилонии. Однако,как явствует из следу-
ющей поговорки,шумеры ясно понимали их конечную бессмысленность:

           Ты идешь завоевывать земли врага.
           Враг приходит, завоевывает твоюземлю.

     Среди почти  двух тысяч вавилонских клинописныхтабличек,  храня-
щихся в Музееизобразительных искусств в Москве, американский  ученый
профессорС.Картер  обнаружил недавно текст двухэлегий.  Это,  по его
мнению, — одна изпервых попыток передать в поэтической форме пережи-
вания, вызванныекончиной близкого человека.
     Вот, например, что там сказано:

         Пусть зачатые твои дети будут внесеныв число вождей,
         Пусть все твои дочери выйдут замуж,
         Пусть твоя жена будет здорова, пустьумножится твой род,
         Пусть благополучие и здоровьесопутствуют им каждый день,
         В твоем доме пусть пиво, вино и другое
                                              никогда не иссякнут.

     Все помыслы обращены тут к оставшимся, кживым.
  … Согласно учению  вавилонских жрецов,  люди  были созданы из гли-
ны, чтобы служитьбогам.  Однако сами боги были оченьпохожи на людей:
они устраивалисвои дела,  действовали пообстоятельствам,  пили, ели,
женились,обзаводились семьями,  владелиподчас  огромными хозяйствами
(целымигородами), были подвержены человеческим слабостям и недугам.
     Как и люди,  но обладая куда более  значительными возможностями,
боги подчасбывали страшны,  и их поступки нередкоказались противоре-
чивыми инепонятными для простого смертного.
     Скажем еще несколько слов о достиженияхшумеров, родоначальниках
всей вавилонскойкультуры. Кроме первых элегий, первой поэмы о золотом
веке, их  глиняные таблички  содержат первые зачаткиисторических по-
вествований,древнейшие в мире медицинские рецепты, первый «календарь


                                — 6 -

земледельца",первые  сведения  о защитных насаждениях,  идеюпервого
рыбногозаповедника, первый библиотечный каталог...
     Загадки и страхи,  суеверие, колдовство и покорность, но трезвая
мысль и трезвыйрасчет;  изобретательность,  навыки точных вычислений,
рожденные в  упорном труде  по оводнению почвы;  постоянное сознание
опасности отстихий и врагов вместе с желанием полностью  насладиться
жизнью; близостьк природе и жажда познать ее тайны — все это наложило
печать нававилонское искусство.
     Как и египетские пирамиды, вавилонские зиккуратыслужили монумен-
тальнымувенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу.
     Зиккурат — это высокая башня, опоясаннаявыступающими террасами и
создающаявпечатление  нескольких башен,  уменьшающихся в объеме уступ
за уступом. Зауступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, ес-
тественногокирпичного цвета, а за ним — побеленный.
     Зиккураты строились в три-четыре уступа, ато и больше, вплоть до
семи. Вместе сраскраской, озеленение террас придавало яркость и живо-
писность всемусооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лест-
ница, была иногдаувенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.
     Каждый большой город  имел свой  зиккурат,  выложенный сплошной
кладкой из  кирпича. Зиккурат  возвышался обычно возлехрама главного
местногобожества. Город считался собственностью этого божества, приз-
ванного защищатьего интересы в сонме прочих богов.  Лучшедругих сох-
ранился зиккурат(высотой 21 метр) в городе Уре, сооруженный в XXII -
XXI вв. до н.э..
     Как «небожителю» по самой своейприроде, божеству полагалось про-
живать на большейвысоте, чем смертному.
     В верхней башне зиккурата, наружные стеныкоторой иногда покрыва-
лись голубымглазурованным кирпичем, находилось святилище. Туда не до-
пускалсянарод,  и там не было ничего,  кроме ложа и иногда золоченого
стола.Святилище  и было «жилищем»бога,  который почивал в нем по но-
чам,обслуживаемый целомудренной женщиной. Но это же святилище исполь-
зовалось жрецамидля более конкретных нужд:  ониподнимались туда каж-
дую ночь дляастрономических наблюдений, часто связанных с календарны-
ми срокамисельскохозяйственных работ.
     Вавилонский жрец не обещал благ и радостейв царстве мертвых,  но
в случаепослушания обещал их при жизни… Принцип незыблемости не оп-
ределял верованийжителей Двуречья, где главенство переходило то к од-
ному городу, то кдругому.


                                — 7 -

     Религия и история Вавилона болеединамичны, чем религия и история
Египта. Болеединамично и вавилонское искусство.
     Арка… Свод...  Некоторые исследователи приписывают вавилонским
зодчимизобретение этих архитектурных форм,  легших  в основу  всего
строительногоискусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом
деле, покрытие изклиновидных кирпичей,  приложенных один кдругому по
кривой линии иудерживаемых таким образом в равновесии, широко приме-
нялось вВавилонии,  как видно по остаткамдворцов,  каналов и мостов,
обнаруженных вМесопотамии.  Сооружение сводчатого стокаводы в Ниппу-
ре, центредревнейшего шумерского племенного союза, следует отнести к
III тысячелетиюдо н.э..  А сводчатые потолки в царскихгробницах Ура,
древнейшем местекульта шумерского бога Луны, еще на четыре-пять веков
старше.
     По-видимому, не в долине Нила, а в долинеТигра и Евфрата следует
искать прообразыевропейской архитектуры нашей эры. Ибо не упрямая го-
ризонталь, а  ритм горизонтальных  и вертикальныхсечений определял в
Вавилонииархитектурную композицию храма.
     Ко второй половине  IV  тысячелетия относится найденная в Уруке,
одном издревнейших центров шумерской культуры, мраморная женская го-
лова, вероятноголова богини.  Благородство, ясность ивнутренняя гар-
моничность образапредвосхищают на несколько тысячелетий великое  ис-
кусствоЭллады.  А огромные, ныне пустые глазницы(некогда инкрустиро-
ванные цветнымикамнями) придают всему лику подлинно незабываемую  вы-
разительность.
     Вероятно, в эти же далекие времена шумерыввели в  обращение  ка-
менныецилиндрические  печати  — амулеты с вырезанными человеческими и
зверинымифигурами.  Среди них — самые ранниеобразцы  так  называемой
геральдическойкомпозиции с точно выделанной средней осью и симметрич-
но расположеннымипо бокам фигурами:  эта стройная ивнутренне уравно-
вешеннаякомпозиция  станет  впоследствии типичной для всего искусства
Передней Азии.
     Наследие доисторических времен,  магический образ Зверя, главенс-
твует во многихпроизведениях вавилонского изобразительного искусства.
Чаще всего  это лев  или  бык. Ведь  и в молитвенных гимнахДвуречья
ярость боговсравнивали со львиной, а мощь их — с бешеной силой дикого
быка. В  поисках сверкающего,  красочного эффектававилонский ваятель
любил изображатьмогучего зверя с глазами и высунутым языком из ярких
цветных камней.


                                — 8 -

  … Медный рельеф,  некогда возвышавшийся над входом шумерскогохрама
в аль-Обейде(2600 лет до н.э.).  Орел с львинойголовой,  сумрачный и
непоколебимый,как сама судьба, с широко распластанными крыльями, ког-
тями удерживаетдвух симметрично стоящих оленей с декоративно-затейли-
во разветвленнымирогами.  Покоен орел, победно восседающийнад оленя-
ми, покойны исхваченные им олени.  Предельно ясная ипредельно внуши-
тельная своейстройностью и внутренней силой, типично  геральдическая
композиция.
     Исключительный интерес по мастерствуисполнения и по  замечатель-
нойдекоративности,  в сочетании с самойпричудливой фантазией, предс-
тавляет пластинкас перламутровой инкрустацией по черной эмали, укра-
шавшая арфу,  найденную в  царских  гробницах Ура (2600 лет до н.э.).
предвещающее(опять-таки на тысячелетия) басни Эзопа, Лафонтена и на-
шего Крыловапреображение животного царства: человеческими чертами на-
деляютсязвери,  которые действуют и,  видимо, рассуждают,  как люди:
осел, играющий наарфе,  танцующий медведь, лев на заднихлапах, вели-
чаво несущийвазу,  пес с кинжалом за поясом,загадочный, чем-то напо-
минающийжреца  чернобородый  «человек-скорпион»,  за которым шествует
проказливыйкозлик...
     Великолепна могучая  голова быка из золота и лазурита с глазами и
белой раковины,тоже украшавшая арфу, которая в реконструированном ви-
де являет собойподлинное чудо прикладного искусства.

     По причинам,  указанным выше,  памятников вавилонского  искусства
дошло до насзначительно меньше, чем египетского. Тем большую ценность
представляютуцелевшие образцы художественного творчества Шумера,  Ак-
када и Вавилона.
     «Стела коршунов», прославляющаяпобеду правителя города Лагаша над
соседями и такназванная потому,  что ваятель изобразилкоршунов, раз-
дирающихтрупы  разбитых  врагов,- считается самым значительным из до-
шедших до наспроизведений шумерского искусства этого периода.
     «Построчное» раскрытие сюжета,как в египетском искусстве, и вну-
шительнаямонументальность всей композиции характеризуют этот  рельеф
( XXV в. до н.э.)
     Группа мраморных статуэток из Тель-Асмара( первая  половина  III
тысячелетия дон.э.). Высота самой большой — тридцать сантиметров. Это
изображениябогов,  жрецов и молящихся.  Все они стоят выпрямившись во
весь рост,  со сложенными на груди руками. Тела их идлинные облачения


                                 — 9 -

поданысхематично, как бы лишь намечены, но на них и не обращаешь вни-
мания, котороецеликом сосредоточивается на лицах, точнее на ликах или
даже на масках,-так нереальны ,  фантастичны иостровыразительны  эти
образы. Вотнаголо выбритая голова,  а вотпричудливые,  как бы в нес-
колько этажейзавитками расчесанные бороды. Но главное — глаза: огром-
ные, словнозастывшие в изумлении, либо в невозмутимо-лукавом созерца-
нии чего-то, чтовидят они, но не видим мы, быть может… в созерцании
нас с вами,  глядящих на них, но не понимающих их доконца. Каждая фи-
гурка геометричнопостроена так,  чтобы зрителя разил сразуже  взгляд
ее огромных глазиз цветных камней,  столь крепковсаженных, что их не
расшатало время.

     В XXIV в. до н.э. семитический город Аккад, которым правил прос-
лавленныйсвоими  победами  царь Саргон Древний,  подчинил себе значи-
тельную частьДвуречья.
     В зодчестве влияние Аккада сказалось вокончательном  утверждении
арки и свода, вваянии — в тонкой проработке деталей, в меньшей услов-
ностиизображения,  в подлинной и часто весьмавыразительной  портрет-
ности.Замечательна в этом отношении голова из меди, быть может порт-
рет самогоСаргона.
     Победная стела  Нарам-Сина (преемника Саргона,  продолжившего его
дело) — совершеннейшее произведение аккадского  искусства.  Эпическая
поэмазапечатанная в камне.
     Между тем в Шумере жрец Гудеа,полновластный правитель города Ла-
гаша,развивает  в XXII в.  до н.э. бурную строительную деятельность.
Почти ничего несохранилось от воздвигнутых при нем архитектурных  па-
мятников. Но намхорошо известны и лицо самого Гудеа, и скульптура его
времени: околодвадцати его статуй было обнаружено при раскопках.  Не-
которыеисполнены  с большим мастерством итщательной обработкой дета-
лей, явнопортретные черты правителя в жреческом облачении  сочетаются
в них со все тойже, столь типичной для шумерских скульптурных изобра-
жений загадочнойпристальностью взгляда, внутренней сосредоточенностью
всегообраза,  будь то в созерцании или вмолитве. Как и в современных
им статуяхфараонов, камень подлинно оживает в статуях Гудеа.

     При царе Хаммурапи ( 1792-1750 гг. дон.э.) город Вавилон объеди-
няет под своимглавенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона
и его царя гремитво всем окружающем мире.


                                — 10 -

     Хаммурапи издает знаменитый свод законов,известный нам по клино-
писному тексту напочти двухметровом каменном столбе, украшенном очень
высоким рельефом.В отличие от стелы Нарам-Сина, напоминающей живопис-
нуюкомпозицию,  фигуры рельефа выделяютсямонументально, словно круг-
лые скульптуры,вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый
бог солнца Шамаш,сидя на троне-храмике, вручает символы власти — жезл
и магическоекольцо — стоящему перед ним в исполненной  покорности  и
благоговения позецарю Хаммурапи.  Оба смотрят пристальнодруг другу в
глаза, и этоусиливает единство композиции.
     При всех своих несомненных художественныхдостоинствах этот прос-
лавленный рельефявляет уже некоторые признаки грядущего упадка вави-
лонскогоискусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствует-
ся внутреннегонерва, былого вдохновенного темперамента.
     Мощь и политическое значение Вавилонаослабли в последующие века.
Между тем новаядержава рвалась к власти в Двуречье:  вбуре  сражений
Ассириисуждено  было утвердить свое главенство вкраях,  где расцвела
одна из самыхдревних и великих культур человечества.

   2Ассирия.

     Не раз отмечалось,  что  ассирийцы отнеслись к своим южным сосе-
дям, вавилонянам,примерно так,  как впоследствии римлянек  грекам,  и
что Ниневия,  столица Ассирии, была для Вавилона тем, чемРиму суждено
было стать дляАфин.  В самом деле,  ассирийцы заимствовали  религию,
культуру иискусство Вавилонии,  значительно огрубивих,  но и наделив
новым пафосоммогущества.  Они установили в беспокойномДвуречье  свой
державныйпорядок,  создали  единое мощное государство и,  использовав
Двуречье какплацдарм, распространили огнем и мечом свое господство на
огромныетерритории  от  Синайского полуострова до Армении,  от Малой
Азии до Египта, идаже сам Египет был на короткое время завоеван ими.
     Вразвалинах  дворца ассирийского царяАшшурбанипала была обнару-
женабиблиотека,  вероятно самая значительнаяво всем тогдашнем  мире,
насчитывавшаянесколько десятков тысяч клинописных текстов, в том чис-
ле и всеважнейшие произведения вавилонской  литературы. Эта  царская
библиотекадала  востоковедам  ценнейший ключ к познанию культуры Дву-
речья.Действительно, огромна заслуга ассирийского владыки, собиравше-
го древниетаблички и составившего из них библиотеку, предназначенную
«для его личногопользования».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.