Реферат по предмету "Исторические личности"


Фома Аквинский выразитель христианской концепции о государстве

Тема:
«ФомаАквинский –выразительхристианскойконцепции огосударстве»

План:

Введение 3
Западная Европа в Средние века 3
Фома Аквинский о государстве 5
«Единственно истинная
философия католицизма» 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Введение

Напротяжениивсей политическойистории западноевропейскогосредневековьяшла ожесточеннаяборьба междуримско-католическойцерковью, папствомсветскимифеодалами (впервую очередьмонархами) заглавенствующуюроль в обществе.Соответственнои одной изцентральныхпроблем тогдашнегополитико-юридическогознания оказалсявопрос о том, какая власть(организация)должна иметьприоритет: духовная (церковь)или светская(государство).
ЗападнаяЕвропа в Средниевека

Вистории ЗападнойЕвропы Средниевека занялигромадную, более чемтысячелетнююэпоху (V– XVIвеков). Экономическийстрой, взаимоотношенияклассов, государственныепорядки и правовыеинституты, духовный климатсредневековогообщества являлисьтеми факторами, которые оказываливоздействиена содержание, социальнуюнаправленностьполитико-юридическихидей западноевропейскогосредневековья.Три крупныхисторическихэтапа включаетв себя эта эволюция.Первый – раннефеодальный(конец V- середина XIвеков); феодализмтолько ещеконсолидируетсяи упрочиваетсякак новаяобщественно-экономическаяформация; врамках данногоэтапа государственностьсначала организуетсяв большие, новесьма слабоинтегрированныев единое целоемонархии, апотом распадаетсяна конгломератыраздробленныхполитическихобразований.Второй этап– пора полногоразвития феодальногостроя, фаза егорасцвета (серединаXI– конец XVвека); для этогопериода типичныцентрализованныесословно-представительныемонархии. Третий– позднеесредневековье(конец XV– начало XVIIвека); полосазаката, упадкафеодализмаи зарождениякапиталистическихобщественныхотношений; государственностьна этом, последнемэтапе феодальнойформации строитсяпо преимуществукак абсолютнаямонархия. Поэтапныйхарактер развитияфеодальногообщества вомногом предопределялособенностии динамикусредневековойзападноевропейскойполитико-юридическоймысли.
Своеобразиепоследнейпридавал такжефакт исключительносильного влиянияна нее христианскойрелигии иримско-католическойцеркви.
Складываясьи развиваясьна почве феодальныхотношений, подколоссальнымвоздействиемхристианства, католическойцеркви, политико-юридическоезнание средневековойЗападной Европывместе с темвоспринялои по-своему вновых историческихусловиях продолжилоряд существенныхидей античнойполитическойи правовоймысли. К числуподобного родаидей следуетотнести, в частности, представлениео государствекак о некоеморганизме, положение оправильныхи неправильныхгосударственныхформах и об ихкруговороте, идею естественногоправа как нормы, вытекающейиз природывещей, положениео высокой значимостизакона дляустройстванормальнойгосударственнойжизни и др.
Вершинымогуществакак в политической, так и в духовнойжизни средневековойЕвропы папстводостигло в XIIIвеке. Тогда жезавершилосьсоздание системысхоластики– католицистскойтеологии, ориентированнойна оправданиепостулатовверы средствамичеловеческогоразума. В еепостроениичрезвычайнобольшую рольсыграл доминиканскиймонах, ученый-богословФома Аквинский(Аквинат) (1225-1274), чьисочиненияявились своегорода энциклопедиейофициальнойцерковнойидеологииСредних веков.Наряду с массойдругих предметов, трактуемыхв этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросовгосударства, закона, права.О них речь идетв труде «О правлениигосударей»(1265-1266 годов), в произведении«Сумма теологии»(1266-1274 годов) и в иныхработах.
Фома Аквинскийо государстве

В своихпроизведенияхученый-богословпытается приспособитьвзгляды Аристотеляк догматамкатолическойцеркви и такимпутем еще болееукрепить еепозиции. ПредставленияФомы Аквинскогоо государстве– первая попыткаразвить христианскуюдоктрину государствана базе аристотелевской«Политики»(кстати говоря, переведеннойна латинскийязык и тем самымвошедшей внаучный оборотлишь в конце1250-х годов).
ОтАристотеляАквинат перенялмысль о том, что человекпо природе есть«животноеобщительноеи политическое».В людях изначальнозаложено стремлениеобъединитьсяи жить в государстве, ибо индивидв одиночкуудовлетворитьсвои потребностине может. Поэтой естественнойпричине и возникаетполитическаяобщность(государство).Политическаяобщность, помысли ФомыАквинского, образуетсяиз ремесленников, земледельцев, солдат, политикови других категорийработников.Государствоможет нормальнофункционироватьтолько тогда, когда природапроизведеттакую массулюдей, средикоторых одниявляются физическикрепкими, другие– мужественными, третьи – проницательнымив умственномотношении. Вэтом разделенииФома Аквинскийтакже идетвслед за Аристотелеми утверждает, что эти различныекатегорииработниковнеобходимыдля государствав силу его «природы», которая в еготеологическойинтерпретацииоказываетсяв конечномсчете реализациейзаконов Провидения.
Процедураже учреждениягосударственностианалогичнапроцессу сотворениямира богом. Приакте творениясперва появляютсявещи как таковые, потом следуетих дифференциациясообразнофункциям, которыеони выполняютв границахвнутреннерасчлененногомиропорядка.Деятельностьмонарха схожас активностьюбога. Преждечем приступитьк руководствумиром бог вноситв него стройностьи организованность.Так и монархпервым деломучреждает иустраиваетгосударство, а затем начинаетуправлять им.
Цельгосударственности– «общее благо», обеспечениеусловий длядостойной, разумной жизни.По мнению Аквината, реализацияданной целипредполагаетсохранениефеодально-сословнойиерархии, привилегированноеположениеоблеченныхвластью лици богачей, исключениеиз сферы политикиземледельцев, мелких ремесленникови торговцев, соблюдениевсеми предписанногобогом долгаповиноватьсявысшему сословию– правителям, олицетворяющимсобою государство.Идеолог, которыйсчитал, будто«совершенствовселеннойтребует, чтобыв вещах присутствовалонеравенство, дабы осуществилисьвсе степенисовершенства»,- такой идеологи не мог видетьиными предпосылкидостижения«общего блага»в государстве.
Защитаинтересовпапства и устоевфеодализмаметодами Аквинатапорождалоопределенныетрудности.Например, логическоетолкованиетезиса «всякаявласть от Бога»допускаловозможностьабсолютногоправа светскихфеодалов (королей, князей и других)на управлениегосударством, то есть позволялообращать этоттезис противполитическихамбиций римско-католическойцеркви. Стремясьподвести базупод вмешательствоклира в делагосударстваи доказатьпревосходстводуховной властинад светской, Аквинат ввелразличениетрех следующихмоментов (элементов)государственнойвласти: 1) сущности,2) формы (происхождения),3) использования.
Сущностьвласти – этопорядок отношенийгосподстваи подчинения, при которомволя лиц, находящихсянаверху человеческойиерархии, движетнизшими слояминаселения.Данный порядокзаведен богом.Таким образом.По своей исконнойсути властьесть установлениебожественное.Потому онанеизменнодобро, всегданечто хорошее, благое. Конкретныеже способы еепроисхождения(точнее, завладенияею), те или иныеформы ее устройствамогут иногдаявляться дурными, несправедливыми.Не исключаетАквинат и ситуаций, при которыхпользованиегосударственнойвластью вырождаетсяв злоупотреблениеею. «Итак, еслимножествосвободных людейнаправляетсявластителемк общему благуэтого множества, это правлениепрямое и справедливое, какое и подобаетсвободным. Еслиже правлениенаправленоне к общемублагу множества, а к личномублагу властителя, это правлениенесправедливоеи превратное».Стало быть, второй и третийэлементы властив государствеподчас оказываютсялишеннымипечати божественности.Это случаетсятогда, когдаправитель либоприходит ккормилу властипри помощинеправедныхсредств, либовластвуетнесправедливо.И то и другое– результатнарушениязаветов бога, велений римско-католическойцеркви какединственнойвласти на земле, представляющейволю Христа.
Насколькодействия правителяотклоняютсяот воли божьей, насколько онипротиворечатинтересамцеркви, настолькоподданныевправе, с точкизрения Аквината, оказывать этимдействиямсопротивление.Правитель, который властвуетвопреки законамбога и основоположениямморали, которыйпревышает своюкомпетенцию, вторгаясь, например, вобласть духовнойжизни людейили облагаяих чрезмернотяжелыми налогами,- тот правительпревращаетсяв тирана. Таккак тиран печетсятолько о своейвыгоде и нехочет знатьобщей пользы, попирает законыи справедливость, народ (в пониманииФомы Аквинского)может восстатьи свергнутьего. Однакоокончательноерешение вопросао допустимостикрайних методовборьбы с тираниейпринадлежит, по общему правилу, церкви, папству.
ТираниюАквинат отграничивалот монархии, которую оценивалкак лучшуюформу правления.Он отдавалпредпочтениеименно монархиипо двум причинам.Во-первых, ввидуее сходствас мирозданиемвообще, устроенными руководимымодним богом, а также из-заее подобиячеловеческомуорганизму, разнообразныечасти которогообъединяютсяи направляютсяодним разумом.«Итак, одинуправляетлучше, чем многие, потому что онитолько приближаютсяк тому, чтобыстать единымцелым. К томуже то, что существуетпо природе, устроено наилучшимобразом, ведьприрода в каждомотдельномслучае действуетнаилучшимобразом, а общееуправлениев природеосуществляетсяодним. В самомделе средимножествачастей теласуществуетодна, котораядвижет всем, а именно сердце, и среди частейдуши по преимуществуглавенствуетодна сила, аименно разум.Ведь и у пчелодин царь, и вовсей вселеннойединый Бог, творец всегои правитель.И это разумно.Поистине всякоемножествопроисходитот одного. Апотому еслито, что происходитот искусства, подражает тому, что происходитот природы, итворение искусстватем лучше, чембольше приближаетсяк тому, чтосуществуетв природе, тоиз этого неизбежноследует, чтонаилучшимобразом управляетсято человеческоемножество, которое управляетодним». Во-вторых, вследствиепоказанийисторическогоопыта, демонстрирующего(как был убеждентеолог) устойчивостьи преуспеяниетех государств, где властвовалодин, а не множество.
ФомаАквинский, тщательноизучавшийАристотеля, имел, конечно, достаточноепонятие и одругих политическихформах: аристократии, олигархии, демократии, смешанномправлении. Носреди всех нихв качествевысшей им отмечаласьмонархия. Причемон выделял дверазновидностимонархическогоустройства– абсолютнуюмонархию имонархиюполитическую.В сравнениис первой, вторая, на взгляд Аквината, обладает рядомнесомненныхпреимуществ.В ней весомуюролю играюткрупные феодалы(светские идуховные, «князьяцеркви»). Властьгосударей тутзависит отзакона и невыходит за егорамки. К этойвторой разновидностимонархии склонялисьидеологическиесимпатии Аквината.
В трактате«О правлениигосударей»Фома Аквинскийподнимает ещеодну оченьважную тему: взаимоотношениецерковной исветской властей.В такой постановкепроблемы даетсяответ на вопросо том, к какойцели справедливыйгосударь долженвести общество.Согласно ФомеАквинскому, высшая цельчеловеческогообщества –вечное блаженство, но для ее достиженияусилий правителянедостаточно.Забота об этойвысшей целивозлагаетсяна священников, и особенно нанаместникаХриста на земле– папу, которомувсе земныеправителидолжны подчиняться, как самомуХристу. В решениипроблемы соотношенияцерковной исветской властейФома Аквинскийотходит отконцепциинепосредственнойтеократии, подчиняя светскуювласть церковной, но различаясферы их влиянияи предоставляясветской властисущественнуюавтономию.

«Единственноистинная философиякатолицизма»

Политико-правоваяконцепция ФомыАквинскогобыла основательнойапологиейзападноевропейскогофеодализма.Не только оправданиеказней и гоненийеретиков, нои принципиальноеобоснованиецерковногоконтроля заразвитием наукии философии, подчинениепоследнеймертвящимдогмам католицизма, возведениегосподстваи подчиненияв одну из основмироздания, прославлениеподсказаннойфеодальнымстроем иерархиикак универсальногопринципа строенияобщества иприроды, обширноеобоснованиефеодальногоправа какбожественногоустановления, исчерпывающаяаргументация«рабства» (тоесть крепостничества), концепциягосударства, вмещающаятеократическиеустремлениякатолическойцеркви, — всеэто предопределилогосподствоучения ФомыАквинскогов католическойфеодальнойидеологии, вплоть допровозглашенияего «святым»,«ангельскимдоктором».
ФомаАквинский –незаурядныйи воинствующийзащитник папства, феодально-монархическогостроя, непримиримыйпо отношениюк их врагам.Особенно яростнообрушивалсяон на еретиков, призывая властибезжалостнорасправлятьсяс ними. «Извращатьрелигию, откоторой зависитжизнь вечная, гораздо болеетяжкое преступление, чем подделыватьмонету, котораяслужит дляудовлетворенияпотребностейвременнойжизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и другихзлодеев, светскиегосудари справедливонаказываютсмертью, ещесправедливееказнить еретиков, коль скоро ониуличены в ереси...».
УсердиеФомы Аквинскогобыло оцененоримско-католическойцерковью. В1323 году его причисляютк лику святых, а в 1879 году специальнойэнцикликойпапы римскогоучение ФомыАквинскогообъявлено«единственноистинной философиейкатолицизма».

Заключение

Итак, государство, по Аквинскому, возникло врезультатеприроднойнеобходимости, так как человекот природысущество общественноеи политическое, поскольку онсущество разумное(восприятиерецепции Аристотеля).Но Государство, как и природаи все сущее, берет началоот Бога. Но созданнаяБогом природаобладает некоторойавтономиейи творческимисвойствамии такими жесвойствамиобладает созданноеприродой государство(концепциясамого ФомыАквинского).Это отличаетего учение огосударствеот традицииАвгустина иего последователей, согласно которойпроисхождениегосударстваведется отгрехопадения, а каждое явлениеприроды и обществарассматриваетсякак результатнепосредственноговмешательствабожественногоПровидения.
Списокиспользованнойлитературы

Аквинский Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI – XVII вв. – Л.: Наука, 1990.
История политических и правовых учений: Учебник / под ред. О. Э. Лейста – М.: 1997.
История политических и правовых учений: Учебник для вузов / под ред. В. С. Нерсесянца – М.: 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.