Курсовая работаТема: Влияние занятий легкой атлетикой на организм подростка
Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические основы влияния занятии легкойатлетикой на организм подростка
1.1 Анатомо-физиологические особенности подростков в возрасте 13-15лет
1.2 Влияние занятий легкойатлетикой на организм подростков
Глава 2 Психологические особенности развития выносливости уподростков на занятиях легкой атлетикой
2.1 Психологическаяхарактеристика выносливости
2.2 Системаэмоционально-волевой подготовки спортсменов как одно из факторов развитиявыносливости
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. В старшемшкольном возрасте у учащихся отмечаются значительные морфологические ифункциональные изменения в организме по сравнению со средним школьнымвозрастом. По данным ряда авторов, в этом возрасте наступает благоприятныйпериод для развития выносливости. К настоящему времени имеется большоеколичество методик развития выносливости, но, не смотря на это, уровеньвыносливости у школьников находится на низком уровне.
Проблемасовершенствования выносливости с детского возраста является одной из важнейшихв физическом воспитании и спортивной тренировке. Воспитание выносливости вспортивных целях должно способствовать массовому укреплению здоровьяподрастающего поколения, что особенно важно в связи с имеющей место гипокинезиейу детей школьного возраста, усугубляющейся акселерацией физического развития.
Бег являетсядейственным и доступным для всех возрастов средством физическогосовершенствования, способствующим улучшению состояния здоровья и гармоническомуразвитию.
Однако проблемаспортивной тренировки юных бегунов многие годы вызывает споры и разногласия утренеров и исследователей. Основные противоречия относятся к начальным, базовымэтапам спортивной подготовки, охватывающим детский и юношеский возраст, аименно эти этапы имеют ведущее значение для достижения высоких спортивныхрезультатов.
Хорошо известно, чтодостижение высоких спортивных результатов в большинстве видов спорта, особеннов тех, которые связаны с продолжительной циклической локомоторнойдеятельностью, невозможно без высокого уровня развития выносливости.
В настоящее времявысокие спортивные результаты в беге на выносливость стали доступны для девушек16-17 лет и юношей 18-19 лет. Вместе с тем это не является препятствием кповышению результатов при переходе их в категорию взрослых спортсменов.
Современная возрастнаяфизиология, биохимия и морфология накопили значительный экспериментальныйматериал по отдельным вопросам развития выносливости в онтогенезе в связи свозрастно-половыми особенностями организма. Также известно, что этот возрастявляется благоприятным и для развития быстроты движений. Однако в теориифизического воспитания вопросы совершенствования выносливости в спортивныхцелях у детей, подростков, юношей и девушек изучены еще недостаточно и несистемно.
Цель исследования – рассмотреть психологические условия развитиявыносливости на занятиях по легкой атлетике в возрасте 13-15 лет.
Задачи исследования:
1. Изучитьанатомо-физиологические особенности подростков в возрасте 13-15 лет.
2. Проанализироватьвлияние занятий легкой атлетикой на организм подростков.
3. Определитьпсихологическую характеристику выносливости.
4. Обосноватьзначение системы эмоционально-волевой подготовки спортсменов как одного изфакторов развития выносливости.
Объект исследования – основополагающие характеристики выносливостиспортсменов-подростков. Предмет исследования — определение особенностей психологическихусловий развития выносливости.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы такихавторов, как: Казанская К.О., Китаева М.В., Аркушенко А., Ларина О. и других.
Глава 1 Теоретические основы влияния занятии легкой атлетикой наорганизм подростка
1.1 Анатомо-физиологическиеособенности подростков в возрасте 13-15 лет
В работе с юными легкоатлетами необходимо учитыватьанатомо-физиологические особенности детского организма, которые являютсяважными показателями.
В процессе роста и развития организм ребенка во всехфункциональных системах претерпевает постоянные изменения. Так, например,максимальные темпы роста у девочек в 11-12 лет, У мальчиков — в 13-14 лет, по6-7см. в год. Максимальный прирост мышечной массы отмечается у девочек в возрасте13, у мальчиков 14 лет, по 4-5кг. в год. К 14-15 годам развитиемышечно-связачного аппарата достигает высокого уровня, а тканеваядифференциация в скелетных мышцах уже мало отличается от мышц взрослых людей[1].
Одновременно с увеличением мышечной массы происходит интенсивноенарастание силы мышц, которое, правда, несколько отстает от роста массы тела.Активизируется деятельность половых и эндокринных желез, начинается половоесозревание, которое вносит свои коррективы в процессы роста и развития. Однако,в функциональном отношении организм ребенка еще не устойчив, часто подвергаетсязаболеваниям и срывам.
В возрасте 11-15 лет определяется более четко соотношениеразличных частей тела, тип телосложения, которые имеют определяющее значение ввыборе спортивной специализации. Учеными доказано, что тип телосложения испортивные достижения тесно взаимосвязаны. При этом тип телосложениягенетически обусловлен и почти не поддается влиянию тренировок[2].
На спортивные достижения в легкой атлетике влияют не тол:; коразмеры тела (рост и вес), но и соотношение частей тела, конституционныеособенности подростков.
Одной из характерных особенностей современного спорта являетсядальнейшая интенсификация тренировочного процесса и снижение возрастного цензана всех этапах подготовки юных спортсменов. Подобная тенденция привела к тому,что в настоящее время во многих видах спорта проводится 5-12 тренировок внеделю, а на соревнованиях различного масштаба (чемпионаты города, области,страны, Европы, мира. Олимпийские игры) по спортивной гимнастике, плаванию,фигурному катанию и др. все чаще участвуют и нередко становятся победителямидети, не достигшие совершеннолетия. Подобное явление не имеет однозначногообъяснения. В основе его, очевидно, лежат как постоянное совершенствованиеметодики отбора, обучения и тренировки, так и феномен «эпохального сдвига»,одним из проявлений которого является ускорение процессов роста и развития,ускорение развития двигательных качеств, аэробных и анаэробных путейэнергетического обеспечения мышечной деятельности, более ранние срокиморфофункционального созревания современных детей и подростков[3].
Наблюдаемые за последние 120-150 лет в разных странах ускорениетемпов роста, увеличение тотальных размеров тела от поколения к поколению, болееранние сроки наступления полового созревания получили название «акселерация».Термин «акселерация» применительно к подобным тенденциям в развитии детейшкольного возраста был предложен лейпцигским врачом Е. Koch. В литературе такжевстречается термин «secular trend» (вековая тенденция), по сравнению с терминомакселерация понятие более широкое, охватывающее весь комплексморфофункциональных изменений современного человека. Нередко терминыакселерация и эпохальный сдвиг используют как синонимы, хотя каждый из нихимеет самостоятельное значение. В связи с такими различными толкованиямитерминов необходимо уточнить понятие «эпохальный сдвиг» и «акселерация». Под «эпохальнымсдвигом» следует понимать увеличение тотальных размеров тела, снижение возрастаначала созревания, ускорение темпов развития, уменьшение ростового периода, увеличение продолжительности детородного периода и общейпродолжительности жизни, а также длительности периода трудоспособности. Термин «акселерация»означает увеличение тотальных размеров тела, ускорение темпов роста и развитияу представителей одновозрастной популяции по сравнению со сверстниками предыдущегопоколения.
Увеличение длиннотных и обхватных размеров в настоящее времяотмечается уже в период перинатального развития, и дети рождаются с болеекрупными размерами тела. Особенно заметно увеличение длины и массы тела детейотмечается в некоторых европейских странах и США.
По поводу причин акселерации высказано много различных, зачастуюпротиворечивых мнений, и, несмотря на большое количество работ по данномувопросу, в литературе отсутствует единая точка зрения. Существующие теорииакселерации подвергались глубокому и критическому анализу В. С. Соловьевой(1967), В. В. Бунаком (1968), Т. В. Корсаевской (1970), которые справедливоуказывают, что нельзя столь сложный феномен объяснять действиями только одногокакого-нибудь фактора. Ряд авторов высказывают мнение, что акселерацияобусловлена комплексом генетических и средовых факторов, причем доминирующее значениеимеют социально-экономические условия жизни.
Кроме акселерации, как общего явления, присущего определеннойпопуляции, в пределах одного поколения, по нашему мнению, целесообразно выделятьвариант ускоренного (индивидуальная акселерация), обычного и замедленного(индивидуальная ретардация) развития[4]. Индивидуальнаяакселерация и ретардация могут быть гармоничными и негармоничными. Вариант развития,при котором индивидуум опережает сверстников на 1-2 года по всемморфофункциональным показателям и биологическому возрасту, определяется какгармоничная акселерация. Опережение сверстников по одному или несколькимморфофункциональным показателям относится к негармоничной акселерации.Отставание индивидуума от сверстников на 1-2 года по всем морфофункциональнымпоказателям и биологическому возрасту является проявлением гармоничной ретардации.Отставание от сверстников по отдельным морфофункциональным показателям типичнодля негармоничной ретардации. В. Г. Властовский, С. М. Громбах наряду сакселерацией по сравнению с предшествующими поколениями (эпохальная, «вертикальная»)выделяют также и акселерацию внутри одного поколения (индивидуальная, «горизонтальная»).
Акселерация многими авторами рассматривается как положительноеявление, объективно отражающее влияние социальных и медико-биологическихфакторов на организм детей, так как наряду со сдвигами в физическом развитии ив темпах полового созревания у них отмечается также улучшение двигательныхвозможностей, повышение спортивных результатов[5].
Несмотря на то что в литературе широко обсуждаются различныепроявления акселерации, сведений об отрицательных моментах, связанных с акселерацией,еще недостаточно. Имеются указания на то, что наблюдается «омоложение» такихзаболеваний, как диабет, лейкозы, ревматизм, злокачественные опухоли, а такжеувеличение процента лиц с кариозными зубами. По данным социологических исследований,увеличивается разрыв между биологической и социальной зрелостью индивидуумов.
Эпохальный сдвиг и акселерация наложили отпечаток и на современныйспорт. Ускорение роста и развития детей и подростков, а также увеличениеразмеров тела у детей и взрослых людей наблюдается и у спортсменов. Современныефутболисты, пловцы, фехтовальщики, волейболисты имеют большую величинутотальных размеров тела, чем представители этих видов спорта в начале XX века.
Существующая в настоящее время система подготовки спортсменоврегламентирует возраст специализированных занятий отдельными видами спорта,масштаб и число соревнований в течение года. В программах для ДЮСШ приводятсясроки начала занятий определенными видами спорта, в соответствии с которыми с 7лет разрешаются занятия фигурным катанием, плаванием, теннисом, спортивной ихудожественной гимнастикой; с 8 лет—акробатикой, прыжками в воду, слаломом; с 9лет—биатлоном, лыжным двоеборьем, парусным спортом, прыжками на лыжах страмплина, борьбой; с 10 лет—-академической греблей, волейболом, баскетболом, фехтованием, конькобежным спортом; с 11 лет — хоккеем,современным пятиборьем, легкой атлетикой; с 12 лет— боксом, велосипеднымспортом; с 13 лет—тяжелой атлетикой. Некоторые тренеры по фигурному катанию,спортивной и художественной гимнастике, плаванию, конькобежному спорту в нашейстране и за рубежом считают целесообразным на основании собственного опытаначинать тренировку на 2-3 года раньше указанных выше сроков.
Начальная спортивная специализация и углубленная тренировка вбольшинстве видов спорта у современных юных спортсменов, как правило,приходится на возраст 13-15 лет, в котором у большинства мальчиков и девочек происходитполовое созревание.
Юные спортсмены 12-16 лет одного и того же паспортного возраста сразличными темпами полового созревания значительно отличаются уровнем морфофункциональных показателей, причем характер физического развития,уровень проявления двигательных качеств (быстрота, выносливость, сила),особенности адаптивных реакций кровообращения и внешнего дыхания у них вбольшей степени связаны с индивидуальными особенностями роста и развития, чем спаспортным возрастом. Однако существующие возрастные границы и этапы подготовкиюных спортсменов (предварительная подготовка, начальная спортивнаяспециализация, углубленная тренировка в избранном виде спорта, спортивноесовершенствование) основаны пока на учете только паспортного возраста и неучитывают индивидуальных особенностей роста и развития[6].
К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образомсказывается на функциональных возможностях детского организма. Естьдоказательства, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстает отроста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаютсяпредпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можнополагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существеннымиявляются следующие.
1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современногонаселения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первогопоколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.
2. Урбанизация населения (увеличение городского населения) истимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
3. Увеличение уровня радиации на Земле, величина которого вследствиеширокого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных имирных целях существенно возросла по сравнению с существовавшим ранееестественным радиоактивным фоном нашей планеты.
4. Улучшение социальных и социально-гигиеничен иx условий жизни населенияпромышленно развитых стран.
Один из вопросов, особенно занимающих сейчас исследователей, — каковароль акселерации в эволюции человека? Наследственные или ненаследственныеизменения лежат в основе этого явления? Ответить на эти вопросы пока трудно, нонаучные данные последних лет свидетельствуют о снижении темпов физическогоразвития детей и подростков. Очевидно, акселерация — явление временное, исвязана она с модификационной изменчивостью ряда морфофункциональных признаковсдвигами функции внешнего дыхания.
Таким образом, у негармонично акселерированных детей преобладаютчерты функциональной лабильности гомеостатического фона и гомеостатическойрегуляции адаптивных реакций кардиореспираторной системы. Поэтому ранняя специализированная тренировка с использованием значительных по объему иинтенсивности физических нагрузок без учета индивидуальных особенностейорганизма может привести к предпатологии, а нередко и патологическим нарушениям(перетренировки, перенапряжения, нарушения сердечного ритма и т. д.). Очевидно,что при обследовании юных спортсменов необходимо учитывать изложенные вышепроявления индивидуальной акселерации прежде, чем дать заключение о состоянииздоровья, особенностях физического» развития и функциональных возможностейисследованных лиц. Врачу не следует забывать, что не всегда индивидуумы свысока ли соматометрическими показателями опережают сверстников в темпах ростаи развития, а индивидуумы с низкими показателями отстают. Поэтому в программуспортивно-медицинских исследований спортсменов целесообразно включить оценкубиологического возраста. В современном спорте эмпирически сложилось дванаправления в подготовке юных спортсменов. Одно из них преследует цельдостижения высоких спортивных результатов в раннем возрасте, второе—достижениевысоких спортивных результатов в период морфофункциональной зрелостиспортсмена. Тренеры — представители первого направления используют методикуфорсированной подготовки юных спортсменов, акцентируя направленность тренировочногопроцесса на преимущественное совершенствование «ведущей системы» или качеств.Очевидно, эта тенденция возникла вследствие того, что в каждой популяцииимеются дети, опережающие сверстников в темпах роста и развития организма и, всвязи с этим, способные переносить значительные по объему и интенсивноститренировочные нагрузки и показывать высокие спортивные результаты. Второйподход к системе подготовки спортсменов высокого класса базируется напредставлениях о том, что достижение высших результатов требует напряжения всехфизических и психических сил и не может быть запланировано ранее достиженияморфофункциональной зрелости. С позиций спортивной медицины более оправданатакая система спортивной тренировки, при которой в основу планированияхарактера, объема и интенсивности физических нагрузок положен учетморфофункциональной зрелости систем жизнеобеспечения. Хотя при подобном подходек системе подготовки спортсменов высокого класса больше времени затрачиваетсяна предварительный и начальный этапы спортивной специализации и высокиерезультаты планируются в более старшем возрасте, но при этом обеспечиваетсяосновной принцип системы физического воспитания, согласно которому физическаякультура и спорт прежде всего должны использоваться для правильного физическогоразвития, укрепления здоровья и повышения функциональных возможностей детей иподростков.
Индивидуальные особенности роста и развития юных спортсменов,учитывая влияние акселерации на современный спорт, необходимо принимать вовнимание и при отборе. Отбор детей, способных без вреда для здоровья в течение6 -10 лет переносить значительные психоэмоциональные и физические нагрузки и в15-19 лет показывать спортивные результаты международного класса, является важнымэлементом современной системы воспитания резерва спорта высших достижений[7].Известно, что эта система предусматривает выделение основных этапов инаправленности тренировочного процесса, выбор средств и методов технической,функциональной и психологической подготовки в зависимости от возраста, пола ииндивидуальных морфофункциональных особенностей детей и подростков. Поэтомуврачебные рекомендации при отборе детей для воспитания резерва спорта должныиметь описание задач и содержания каждого этапа многолетнего тренировочногопроцесса. 1.2Влияние занятий легкой атлетикой на организм подростков
Среди средств физического воспитания детей, подростков и юношейразличные виды бега, прыжков и метаний занимают одно из важнейших мест. Этообъясняется их доступностью, динамичностью, эмоциональностью и естественностью.Правильно организованные занятия по легкой атлетике в комплексе с другимисредствами физического воспитания должны содействовать:
1. укреплениюздоровья детей и подростков;
2. гармоничномуфизическому развитию;
3. развитиюфизических, моральных и волевых качеств;
4. воспитаниюорганизационно-физкультурных и санитарно-гигиенических навыков.
Умело применяемые легкоатлетические упражнения способствуютулучшению обмена веществ, укреплению нервной, сердечно-сосудистой и дыхательнойсистем, а также формированию правильной осанки. Подготавливая подростка кдостижению высоких спортивных результатов, не следует забывать, что егоорганизм отличается от организма взрослого и что подросток это не взрослый вминиатюре. При физической работе кровоток увеличивается в 40- 60 раз и более искелетные мышцы пропускают через себя кровь в большом количестве.
Итак, сердце работает с участием более 600 помощников –«периферических сердец», которые обеспечивают кровообращение и кровоснабжениеорганизма. Эти помощники способны развивать давление, превышающее максимальноеартериальное. А коль скоро скелетные мышцы могут развивать такое большоедавление, то они одни способны у человека в положении стоя поднять кровь изнижних конечностей к правому предсердию.
Все наблюдения над юными спортсменами показывают их лучшеефизическое развитие по сравнению с подростками, не занимавшимися физическимиупражнениями. Однако такие сопоставления говорят не только о бесспорномположительном влиянии мышечной тренировки, но и о влиянии отбора прикомплектовании различных спортивных школ и команд. Физически лучше развитыеподростки скорее добиваются успехов в спорте. Именно поэтому лучшее физическоеразвитие по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом, обнаруживаетсяу детей, только что приступающих к занятиям в детских спортивных школах.Значение отбора проявляется также и в том, что подростки, специализирующиеся в различных видах спорта, оказываются неодинакового развития[8].
Так, например, при сопоставлении прироста становой силы у юныхлегкоатлетов, боксеров и конькобежцев лучшие показатели были отмечены уконькобежцев, при сопоставлении же силы мышц рук лучшие показатели наблюдалисьу боксеров и легкоатлетов.
Вопрос о диапазоне изменений различных показателей физическогоразвития детей в различные возрастные периоды в связи со специализированнымвлиянием двигательной деятельности и среды представляет очень большой интерес.Систематическая, хорошо организованная тренировка обычно, как указывалось выше,приводит к улучшению функций сердечно-сосудистой системы, улучшает реакцию намышечную работу, расширяет функциональные возможности детей школьного возраста.Так, например, при проведении функциональных проб (интенсивный бег в течение 7минут) была обнаружена значительная разница у тренированных и нетренированныхюных спортсменов по данным электрокардиографии.
У малотренированных наблюдалось большее учащение сердечныхсокращений и большее увеличение систолического показателя. Более выраженнаяреакция отмечается и в показателях артериального кровяного давления. Утренированных спортсменов сдвиги были значительно меньшими и скорее наступаловосстановление.
Таким образом, под влиянием физических упражнений у детей иподростков увеличиваются резервные возможности дыхания; отчетливо возрастаетЖЕЛ и МВЛ, большее количество кислорода используется из литра вентилируемоговоздуха, возрастает кислородтранспортная функция кровообращения, растет кислородная емкость крови, совершенствуются механизмы тканевого дыхания,возрастает способность продолжения физических нагрузок в выраженныхгипоксемических и гиперкапнических состояниях с образованием большегокислородного долга[9]. В процессесистематических спортивных тренировок у юных спортсменов улучшаетсянейрогуморальная регуляция дыхания при мышечной работе, обеспечивается лучшеесогласование работы дыхания при выполнении упражнений как с мышечной, так и сдругими функциональными системами организма; отмечается нарастаниепроцессов экономизации системы дыхания и в условиях покоя, и при стандартных физическихнагрузках. Подобная направленность изменений дыхательной функциисвидетельствует о расширении возможностей организма с возрастом и предоставляетвозможность спортивному врачу объективно оценить функциональную
Под влиянием тренировки жизненная емкость легких может возрасти на30%. Она повышается также под влиянием особых дыхательных упражнений. Междувеличиной ЖЕЛ (УС) и ОДУ существует довольно тесная корреляционная связь. Одусубмаксимальной нагрузке и абсолютным объемом сердца равен +0,61 и относительнымобъемом +0,68. Следовательно, чем больше исходная величина, объема сердца уюных спортсменов, тем выше у них возможности к увеличению СОК и МОК принапряженной мышечной деятельности, т. е. выше максимальная гемодинамическаяпроизводительность.
Артериальное давление (АД). До настоящего времени нет единогомнения в отношении влияния спорта на уровень АД и оценки гипотонии как показателятренированности[10].
Считая понижение АД у спортсменов одним из важнейших признаковадаптации организма к регулярным физическим нагрузкам, исследователи приходят квыводу, что не всякое снижение АД у спортсменов является признаком высокойтренированности организма. Помимо так называемой гипотонии высокойтренированности (физиологическая форма), могут встречаться и другие ее формы(гипотония от переутомления, нейроциркуляторная дистония гипотонического тип;.гипотоническая болезнь, гипотония при очагах хронической инфекции) вследствиенеблагоприятного влияния факторов внешней и внутренней среды нанейрогуморальную регуляцию сосудистого тонуса у спортсменов. Гипотония не можетсчитаться характерной чертой адаптации циркуляторного аппарата спортсмена кфизическим нагрузкам.
При этом у юных спортсменов во всех возрастных группах этотпоказатель выше и с нарастанием тренированности увеличивается.
Таким образом, можно сделать вывод, что в спортивной медицинесуществуют представления о том, что успехи детей в спорте зависят от комплексапсихофизиологических и моторных качеств, а также от морфологическихособенностей и функциональных возможностей вегетативных систем индивидуума.Причем значимость отдельных элементов этого комплекса неравноценна для разныхвидов спорта. Хотя при отборе предъявляются специфичные для конкретного вида спорта требования, определяющие валидность отдельных психофизиологических иморфофункциональных показателей, все это не исключает значения общих критериев,обеспечивающих правильный выбор спортивной специализации и оценкуперспективности спортивных достижений детей и подростков[11].Такими критериями являются индикаторы биологического возраста, так как ониотражают зрелость отдельных систем и всего организма в целом. Особое значениеприобретает определение биологического возраста юных спортсменов в связи стем, что акселерация сопровождается не только увеличением размеров тела,ускорением роста и развития, но и значительной вариативностьюморфофункциональной зрелости детей и подростков одного паспортного возраста.
Глава 2 Психологические особенности развития выносливости уподростков на занятиях легкой атлетикой 2.1Психологическая характеристика выносливости
Выносливость — это способностьчеловека к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности.
В обыденной речи понятие выносливость употребляется в оченьшироком смысле. Под выносливостью понимают способность человека кпродолжительному выполнению того или иного вида умственной или физическойдеятельности. Характеристика выносливости как двигательного качества человекавесьма относительна. Она составляет определенный вид деятельности. В физическомвоспитании под выносливостью понимают способность организма бороться сутомлением, вызванным мышечной деятельностью[12].
Выносливость специфична: она проявляется у каждого человека привыполнении определенного вида деятельности, поэтому различают общую и специальнуювыносливость. Общей выносливостью называют способность в течениепродолжительного времени выполнять работу, вовлекающую в действие многиемышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой идыхательной системам.
Выносливость по отношению к определенной деятельности, избраннойкак предмет специализации, называют специальной. Существует столько видовспециальной выносливости, сколько имеется видов спортивной специализации(силовая, скоростная, прыжковая и т.д.).
Проявление выносливости всегда связано с понятием усталости.Усталость — это субъективное переживание признаков утомления. Она наступаетлибо в результате утомления организма, либо вследствие монотонности работы. Дляразвития выносливости важно формировать у спортсменов положительное отношение кпоявлению чувства усталости и обучать психологическим приемам его преодоления.
В зависимости от типа и характера выполняемой работы различаютследующие разновидности выносливости: 1) статическую и динамическую; 2)локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при участии большихмышечных групп — более 50% всей массы); 3) силовую; 4) анаэробную и аэробную(т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественноанаэробным или аэробным типом энергообеспечения).
В спорте, как правило, выносливость — это способность длительновыполнять глобальную мышечную работу преимущественно (порой исключительно)аэробного характера. Примером спортивных упражнений, требующих проявлениявыносливости, могут служить все аэробные упражнения циклического характера(легкоатлетический бег от 1500 м, спортивная ходьба, шоссейные велогонки,лыжные гонки, плавание на дистанциях от 400 м и др.)[13].
В процессе совершенствования выносливости, кроме изменений вструктурно-функциональной, кислородотранспортной, кислородоутилизирующей идругих физиологических системах, протекает становление центрально-нервной инейрогуморальной (эндокринной) регуляции деятельности этих систем. В практикепринято выбирать средства и методы для тренировки выносливости согласноожидаемому физиологическому воздействию. Но также необходимо учитыватьпсихические факторы[14].
Некоторые экспериментальные данные показывают, что при непрерывныхдлительных интервальных нагрузках к волевым качествам спортсмена предъявляютсяпринципиально различные требования. Известно, что без волевых качествневозможно проявление или развитие выносливости. В связи с этим возникаютопределенные психологические рекомендации о выборе методов тренировкивыносливости. Непрерывные длительные нагрузки развивают волевые качества,имеющие значение для стайерской выносливости. В данном случае спортсменпреодолевает внутренние и внешние трудности равномерно-сильным, устойчивымнапряжением воли.
Интервальные нагрузки требуют и развивают импульсивнуюконцентрированность волевого усилия. Спортсмен преодолевает трудностиотносительно кратковременными, но интенсивными, повторяющимися усилиями.Проявление воли носит импульсивный интервально-варьирующий характер.Следовательно, интервальная тренировка развивает волевое усилие специфическойструктуры, нужное для достижений в дискретных упражнениях и малоэффективное длядостижений в длительных соревновательных упражнениях.
Наблюдения показывают, что требуемые в соревнованиях волевыекачества должны развиваться адекватными тренировочными методами и средствами.Для решения задач по тренировке выносливости существует множество различныхспособов. Развитие и совершенствование выносливости можно проводить по принципунепрерывной длительной работы, интервальной работы и по соревновательномупринципу[15].
Следует отметить, что для каждого спортсмена существуютсоответствующие состоянию его тренированности рациональные границы заданий, которыеизменяются вместе с повышением работоспособности его организма. Величинызаданий должны постоянно сопоставляться с индивидуальными возможностямиспортсмена. Этот процесс обеспечивается с помощью контроля за достижениями итренировочных программ.
2.2Система эмоционально-волевой подготовки спортсменов как одно из факторовразвития выносливости
На основании опыта работы со спортсменами была разработана системаэмоционально-волевой подготовки для развития волевых качеств и выносливости,предусматривающая применение приемов ауто- и гетеропсихического воздействия[16].
Система включает в себя десять этапов:
· изучениеличностных качеств спортсмена для адаптации методов психической регуляции киндивидуальным особенностям и виду спорта;
· спортсменобучается успокаивающему варианту психической саморегуляции, главная целькоторого успокаивать себя, отключаться от переживаний,
· спортсменобучается мобилизующему варианту;
· отработкаспортивных навыков во время тренировки;
· ЭВПво время и после тренировок в подготовительном периоде;
· отработканастойчивости, уверенности, целеустремленности;
· ЭВПперед соревнованиями, когда спортсмен может себя настраивать на предполагаемуюконкретную ситуацию;
· ЭВПво время соревнования;
· успокоениеспортсмена после соревнования;
· работанад совершенствованием своих личностных качеств.
Первый этап ЭВП условно может быть назван диагностическим. Егоцель – изучение личностных особенностей спортсмена. Встрече психолога соспортсменами предшествует его беседа с тренерами, в которой психолог излагаетосновы и возможности психогигиенической и психологической работы, приводитпримеры из своего опыта работы и из опыта работы других психологов[17].
В первом периоде работы в спортивной команде психолог обычнопроводит беседу примерно следующего содержания: «Все спортсмены настраиваютсебя перед соревнованиями. Вы, очевидно, это делаете тоже. Ваша настройкакасается чаще всего применения тех или иных тактических приемов, которые выпредполагаете применить во время соревнований. Мы же с вами будем изучатьприемы, помогающие вызывать большую перестройку в организме, которая будетзатрагивать сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы. Таким образом,вы будете проводить перед соревнованиями не только тактическую подготовку, но иподготовку, вызывающую физиологические изменения. Она поможет вам успокоитьсебя или мобилизовать в нужный момент».
Начало работы может быть иным: психолог начинает работать сотдельными спортсменами по рекомендации тренера. Почти всегда занятия психологапомогают спортсмену добиваться более высоких результатов. Это является самымлучшим доказательством эффективности эмоционально-волевой подготовки дляостальных спортсменов, с которыми в этих случаях проводить занятия будетгораздо легче. Главное – добиться, чтобы спортсмены приходили на занятия,убежденные в необходимости такого обучения[18].
Второй этап эмоционально-волевой подготовки.Эмоционально-волевая подготовка начинается с обучения упражнениям успокаивающейчасти AT (аутогенной тренировки), и после того как спортсмены усвоят их,переходят к упражнениям мобилизующим. После усвоения последней спортсменсамостоятельно продолжает занятия. Во время соревнований спортсмены проводят тренировкусамостоятельно, однако лучше, если ими руководит психолог. Во время первыхзанятий спортсмену для того, чтобы научиться расслабляться, желательнопринимать положение лежа на спине. Максимально расслабив все мышцы, закрывглаза, он должен чувствовать себя непринужденно. Психолог суггестирует этоощущение: «Вы чувствуете, что заняли удобное положение».
Необходимо полностью расслабить мимическуюмускулатуру, то есть вызвать «маску релаксации». Для более полного расслаблениямимических мышц необходимо закрыть глаза, представить, что взгляд направленвниз и внутрь, расслабить язык, расслаблять мышцы нижней челюсти. Психолог даетследующую суггестию: «Мышцы моего лица полностью расслаблены. Губы и щеки сталимягкими. Возникает ощущение, что нижняя челюсть еле-еле удерживаетсярасслабленными мышцами»[19].
Затем спортсмен расслабляет мышцы шеи, груди, живота, спины, рук,ног, последовательно внушая себе: «Мышцы шеи полностью расслаблены. Мышцы грудиполностью расслаблены» и т.д.
После занятия психолог рассказывает о том, чтомышечная расслабленность рефлекторно вызывает успокоение. Необходимоподчеркнуть, что вызывать спокойствие можно только при полной релаксации мышц.
Во время последующих занятий спортсменов учатотвлекаться от ненужных раздражителей с тем, чтобы они полностьюсосредоточились на отрабатываемых ощущениях. Используется следующее внушение: «Выполностью отключаетесь от всего окружающего и сосредотачиваетесь на техощущениях, которые стараетесь у себя вызвать». Чтобы добиться полного душевногоспокойствия, спортсмены мысленно или шепотом повторяют за психологом следующуюфразу: «Я совершенно спокоен. Я совершенно спокоен». Во время занятий психологдолжен давать шепотный подтекст, комментирующий аутосугтестию: «Вы чувствуетеполное успокоение. Нет никакого желания двигаться. Ничто вас не беспокоит.Ничто вам не мешает. Полное спокойствие вы чувствуете во всем вашем теле».Последующие формулировки самовнушений также должны дополняться шепотнымподтекстом.
В дальнейшем спортсмен переходит к отработкеспособности вызывать у себя ощущения тяжести и тепла. Первое и второеупражнения аутогенной тренировки направлены на обучение способности вызыватьчувство тяжести и тепла в своих руках. Необходимо ли обучать спортсмена вызыватьу себя ощущение тяжести в руках, ногах и во всем теле? Некоторые психологиполагают, что ауто- и гетеросуггестия тяжести в дальнейшем повредит быстротедвижений спортсмена. На основании проведенных нами исследований можноутверждать, что ауто- и гетеросуггестия тяжести, преследующая цель вызыватьвнушенный сон или расширение кровеносных сосудов мышц, вечером после тренировкиили соревнований, совершенно не снижает быстроты реакций спортсменов на следующийдень.
Суггестии ощущений тяжести по утрам, перед соревнованиями илитренировками лучше не проводить. Если же спортсмену надо успокоить себя утром,то после релаксации мышц внушается ощущение тепла и спокойствия во всем теле.
Обучение спортсменов можно начать с тренировки чувства тяжести вруке (у правшей сначала в правой, у левшей – в левой). Можно применить формулировкиГ.С. Беляева.
1. «Я очень хочу, чтобы моя правая рука стала тяжелой». Шепотныйподтекст психолога: «Правая рука как бы набрякла. Правая рука как будтоналивается свинцом. Правая рука массивная».
2. «Очень хочу, чтобы моя правая рука стада тяжелой». Подтекстпсихолога: «Правая рука тяжелеет больше и больше. Тяжелая кисть. Тяжелеетправое предплечье».
3. «Хочу, чтобы моя правая рука стала тяжелой». Подтекстпсихолога: «Тяжесть руки больше выражена. Тяжелое правое предплечье. Тяжелеетправое плечо».
4. «Чтобы моя правая рука стала тяжелой». Подтекст: «Вся праваярука тяжелая, массивная».
5. «Моя правая рука стала тяжелой». Подтекст: «Правая рука такаятяжелая, что вы не можете ею пошевелить».
6. «Правая рука тяжелая». Подтекст: «Правая рука тяжелая, какчугунная тумба».
7. «Рука тяжелая». Подтекст: «Вы усилием воли вызвали такоерасширение кровеносных сосудов, что рука неимоверно тяжелая»[20].
Во время первых самостоятельных тренировок у спортсмена можетвозникать ощущение тяжести в обеих руках одновременно. Это свидетельствует отом, что еще не произошла дифференциация ощущения. В дальнейшем ощущениетяжести появляется только в правой руке. После того как спортсмен добьетсявыраженного появления чувства тяжести в руке, он может проводить самовнушениеболее короткими формулами: «Правая рука тяжелая, тяжелая, тяжелая...»
Спортсмену дается задание ежедневно после тренировок и перед сномсамостоятельно отрабатывать первое упражнение. Психолог дает такую инструкцию: «Ссегодняшнего дня вы начинаете тренировать себя. Заниматься будете послетренировок (лучше после душа и массажа) и вечером, когда вы полностью приготовитесько сну. Вначале вы полностью расслабите все мышцы, как сегодня во времязанятий, затем внушите себе: «Я совершенно спокоен». После этого так же, как исегодня, будете вызывать у себя ощущение тяжести в течение 5-7 мин. Во времявечерних занятий у вас будет возникать сонливость, обычно переходящая вкрепкий, глубокий сон. Вы не должны сопротивляться этому, так как в последующемсможете, пользуясь этим приемом, вызывать крепкий, глубокий, спокойный сон влюбой обстановке». Спортсмен повторяет про себя за психологом формулы самовнушениявторого упражнения:
1. «Я очень хочу, чтобы моя правая рука стала теплой».
Указанное самовнушение усиливается следующей суггестией: «Представьте,что ваша правая рука обернута легким, теплым пуховым платком (или погружена втеплую воду). Рука начинает согреваться, рука теплеет. Вы ощущаете приятноепотепление. Ощущение тепла нарастает».
2. «Очень хочу, чтобы моя правая рука стала теплой».
Психолог дает следующую суггестию: «Появляется приятное тепло вправой руке. С каждой минутой ощущение тепла становится все более и болеевыраженным. Рука становится теплой. Рука становится массивной. Появлениечувства тепла объясняется тем, что вы усилием воли вызвали расширениекровеносных сосудов. Кровь устремилась в правую руку. Вы чувствуете, как отприлива крови рука больше и больше согревается. Она становится более массивной,чем левая, и в то же время более теплой».
3. «Хочу, чтобы моя правая рука стала теплой».
Суггестия следующего содержания: «Ваше самовнушение действует.Правая рука наливается приятным теплом. Тепло охватывает правую кисть иначинает подниматься. Тепло переходит на предплечье. Чувство тепла нарастает.Чувство тепла усиливается».
4. «Чтобы моя правая рука стала теплой».
Шепотный подтекст: «Правая рука все больше и больше теплеет. Выусилием воли вызвали расширение кровеносных сосудов в правой руке. Кровь устремиласьв правую руку. Вы ощущаете, как дрожат кровеносные сосуды в кончиках пальцевправой руки. Вы чувствуете, как от кровенаполнения растягивается кожа на пальцахправой руки».
5. «Моя правая рука стала теплой».
Шепотный подтекст: «Правая рука все больше и больше наполняетсяприятным теплом. Тепло распространяется на правое плечо. Вся правая рукатеплая. Это полезное тепло, приятное тепло».
6. «Правая рука теплая». Шепотный подтекст: «Правая рука теплая,как обложенная грелками. Тепло равномерно охватывает правую руку»[21].
Первое занятие по обработке второго упражнения длится 15-20 мин.После этого мы предлагаем спортсменам представить, что явление тепла проходит,что вместо расслабленности возникает чувство бодрости и легкости, как послехорошего, приятного отдыха. Это подкрепляется суггестией содержания: «Вы хорошоотдохнули, чувствуете приятную бодрость, легкость. Все мышцы послушны вашейволе».
После занятия нужно объяснить спортсмену, что умение руководитьсобой будет полным, а следовательно, высокоэффективным, если оно будетраспространяться на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительнойсистем. Поэтому обучаться самовоздействию, способности успокаивать илиактивизировать себя нужно именно с этих упражнений. Спортсмен должен убедитьсяв том, что овладение даже первыми упражнениями самовоздействия способствуетпоявлению уверенности в себе, уверенности в способности руководить собой.
Психолог рассказывает спортсмену, что умение произвольно расширятькровеносные сосуды позволит ему после высоких нагрузок на тренировках исоревнованиях, используя этот прием, улучшить кровоснабжение мышц, обогатить ихпосле нагрузки питательными веществами и кислородом, повысить их силу ивыносливость.
Для большей убедительности в эффективности самовнушениярекомендуется измерять кожную температуру того участка тела, на которыйнаправлено внушение, до занятий и во время самовнушения. Во время первогозанятия у большинства обучающихся температура возрастает на 0,2°, у некоторых –до 1°.
Психологу для достижения высокой эффективности необходимотренировать у себя способность воздействовать на пациента эмоциональными интонациямисвоего голоса. Его инструкции должны быть выразительными как по содержанию, таки по модуляциям голоса. Этого достигают тем, что врач вызывает у себя тепредставления, о которых он говорит спортсменам, сосредоточивается, образно описываети эмоционально передает возникшие ощущения[22].
Далее занятия проводятся через 1-2 дня. Каждое из них начинается спервого упражнения (маска релаксации, расслабление мышц, внушение: «Ясовершенно спокоен», внушение тяжести, ощущение тепла в руках и в ногах»).Когда у спортсмена уже быстро и легко возникает чувство тепла в правой руке, онначинает тренировать умение вызывать чувство тепла в левой руке. Содержаниесамовнушения носит такой же характер, как и при обучении предыдущему упражнению.
Обучение спортсменов можно начинать и с тренировки чувства тепла вногах, используя те же приемы.
Третий этап – мобилизующая часть эмоционально-волевой подготовки.В настоящее время сложилось мнение, что обучение мобилизующей части ЭВП следуетвести параллельно с отработкой ее успокаивающей части. Каждое занятие спсихологом состоит из двух частей: успокаивающей и мобилизующей. Порядокпроведения занятий: мышечная расслабленность, «маска релаксации», самовнушение:«Я совершенно спокоен».
Мобилизующее самовнушение предлагаем разделить на четыреподраздела в зависимости от воздействия на ту или иную рецепцию: 1) кожнуютерморецепцию; 2) проприорецепцию; 3) висцерорецепцию; 4) психологическое состояние.
Четвертый этап эмоционально-волевой подготовки – психологическоевоздействие во время усвоения и совершенствования спортивных навыков. В этотпериод самовнушение способствует более быстрой выработке и значительномусовершенствованию навыков. Самовоздействие содержит ряд этапов: 1)предварительное представление упражнения с его мысленным проговариванием вместес мысленными представлениями сокращений определенных групп мышц, с применениемслов-самоприказов; 2) выполнение упражнения с использованием самоприказов; 3)проведение отчета-самооценки тренировки.
Отрабатывая указанные приемы, спортсмен должен применять их приусвоении спортивных навыков на тренировках, психологически готовить себя передкаждым упражнением (подходом к снаряду, прыжком и др.) чтобы чувствовать себявсе увереннее и увереннее. За несколько секунд до начала упражнения, чтобымобилизовать себя, спортсмен представляет следующие ощущения:
1. Ощущение прохлады во всем теле, как после прохладного душа.
2. Ощущение, что по спине пробежали мурашки.
3. Ощущение, что кожа становится гусиной.
4. Вдыхаемый воздух приятно холодит ноздри.
5. Чувство уверенности возрастает.
6. Появляется желание дерзкого поведения.
7. Возрастает инициатива.
Психолог должен убедить спортсмена в необходимости ежедневной тренировки,показать на примерах других спортсменов, что результативность подобныхтренировок возрастает[23].
Пятый этап – психологическое воздействие во время тренировок вподготовительном периоде. Чтобы система самовоздействий стала привычной испортсмен мог руководить собой в любой ситуации, он должен перед каждойтренировкой проводить индивидуальную настройку. Тогда упражнения самовнушенияобеспечат необходимое эмоциональное состояние. Перед каждой попыткой спортсменпродумывает, представляет, проговаривает задание тренера в сочетании ссамовнушениями мобилизующего характера.
Шестой этап эмоционально-волевой подготовки. Самовоздействие вэтом этапе направлено на развитие волевых качеств. С помощью психолога тренераспортсмен должен составить план воспитания черт характера, необходимых ему.Одна из них – уверенность.
Вначале психолог убеждает спортсмена в том, что уверенность можнонатренировать; с помощью представлений можно почувствовать уверенность в себе;есть все основания для воспитания у себя непоколебимой уверенности. Поэтому вовремя занятий после расслабления мышц и внушения чувства спокойствия спортсменмысленно повторяет вслед за психологом следующие формулы:
1. «Я могу быть непоколебимо уверенным в себе».
После этого дается шепотный подтекст: «Человек не рождаетсяуверенным, он вырабатывает у себя это качество. Возможности человека ввоспитании уверенности безграничны. Спортсмены, систематически работающие над собой,становятся исключительно волевыми, уверенными, настойчивыми».
2. У меня всегда уверенный взгляд, уверенное лицо, уверенныедвижения, уверенная походка.
Психолог предлагает спортсмену представить у себя уверенныйвзгляд, уверенные движения, походку. Дается аутосуггестия с целью конкретизацииперечисленных трех компонентов. Чтобы уверенность была постоянной, ее необходимовоспитывать не только в спортивной деятельности, но и в общем поведении.Спортсмен проводит суггестию следующего содержания: «Под влиянием самовнушенийи систематических занятий спортом возрастает моя уверенность в себе. Тренировкауверенности мне нужна, она мне необходима. Постоянно тренирую у себя увереннуюпоходку. Тренирую у себя спокойный и уверенный взгляд. Мой взгляд неторопливый.Мой взгляд не поверхностный, а внимательный, цепкий. Мои движения уверенны».
Н.К. Агишевой разработаны дополнительные формулировки самовнушенияуверенности, с помощью которых спортсмен может успешно моделировать состояниеуверенности: «Я всегда разговариваю легко и свободно. При любых обстоятельствахмысль моя работает четко. Ни при каких условиях у меня не бывает затрудненийречи. Мой взгляд всегда спокойный и уверенный. Я всегда держусь естественно исвободно. Я спокойно и уверенно смотрю на все окружающее. Я двигаюсь легко и свободно.Я сохраняю выдержку при любых обстоятельствах. У меня, как всегда, увереннаяпоходка. Я всегда чувствую себя свободно и легко в любом обществе. Выражениемоего лица всегда спокойное и уверенное. Мышцы моего лица всегда подчиняютсямоей воле. Мой девиз – быть всегда непоколебимо уверенным в себе».
Психолог убеждает спортсмена в возможностивоспитания у себя постоянной и непоколебимой уверенности. Заверяет, чтоуверенность в себе под влиянием тренировок будет основной чертой характера.Чтобы добиться этого, спортсменам рекомендуют вначале представлять ту ситуацию(тренировка, соревнование), в которой они чувствовали себя наиболее уверенными;используя воспоминания, приводить себя в прежнее состояние уверенности. Впоследующем с помощью сюжетных представлений моделируют уверенное поведениеперед выступлением, внушая себе: «Представляю себя выходящим на старт, на поле,на ковер». Шепотный подтекст. «Чувствую себя исключительно уверенным. В каждоммоем движении, в моей позе, в выражении лица видна непоколебимая уверенность.Эту уверенность замечают мои соперники».
Затем спортсмен моделирует состояние уверенности в индифферентныхситуациях, а в последующем представляет себя уверенным в той обстановке,которая ранее волновала его. Настойчивость в тренировке способствует усилениюволевых черт характера.
С помощью сюжетных представлений, постоянно убеждая себя,спортсмен вырабатывает и другие волевые качества. При совершенствовании спортивныхнавыков используются сюжетные представления с внушением уверенности, настойчивостив выполнении упражнения. Например, боксер представляет ситуацию боя сопределенным соперником, умственно моделируя тактику своего поведения.
После усвоения первых упражнений мобилизации отрабатываютспособность активизировать себя во время выступления. Психолог предлагаетпредставить занимающемуся, что он находится на спортивной арене. Спортсменпринимает «позу кучера». Последовательность выполнения данного упражненияпрежняя: мышечное расслабление, «маска релаксации», самовнушение: «Я совершенноспокоен». Затем спортсмен представляет себе какой-либо этап, элементвыступления, во время которого необходима мобилизация.
Эти упражнения мобилизующей части ЭВП составляют с учетом указанийтренера о характере соревновательной ситуации и тактических задач. Спортсменвнушает себе: «Я чувствую непоколебимую уверенность в самом себе. Ощущаю приливэнергии, чувствую волю к победе. Хочу показать высокий спортивный результат.Быстро и четко оцениваю сложившуюся ситуацию, могу быстро принять правильноетактическое решение. Ощущаю силу в мышцах рук и ног». Все фразы психологпроизносит императивным тоном.
Спортсмен представляет наиболее трудные для него ситуации,например поединок с сильным соперником, изменение времени и места соревнований,непривычные условия (освещение, реакция зрителей и т.д.), и мысленно моделируетсвое поведение. Иногда во время тренировок появляется чувство усталости,сочетающееся с отрицательным отношением к большим нагрузкам. В этом случаепсихолог корректирует переживания спортсмена. Одной из форм развития волевыхкачеств являются тренировки в преодолении усталости, апатии при высокихтренировочных нагрузках.
Если у спортсмена появляется негативное отношение к большимнагрузкам, то тренеру необходимо разъяснить ему их целесообразность.
Восьмой этап эмоционально-волевой подготовки (периодсоревнований). Непосредственно перед соревнованиями, когда спортсмены получаютбольше сведений (о месте, времени, условиях проведения состязаний, составекоманд соперников), внушение и убеждение психолога, тренера и самовнушение и самоубеждениеспортсменов может носить более конкретный характер. Во время самостоятельныхзанятий спортсмен вызывает зрительные представления, отражающие те или иныеособенности спортивной арены, сочетая их с мобилизующими самовнушениями.Одновременно он настраивается на ведение состязания с конкретными соперниками,мысленно представляя себе этапы и моменты соревнования, внушая себе при этомсостояние уверенности и мобилизации, чувство «спортивной злости», моделируясвое поведение с помощью представлений в соответствии с рекомендациями тренера.
Если спортсмен полагает, что он не должен реагировать наотрицательно действующие факторы (грубость соперников и т.д.), то он внушаетсебе безразличие к ним: «Я остаюсь таким же спокойным, даже безразличным. Уменя возникает чувство, что эта грубость относится не ко мне, а к какому-тодругому человеку. Я остаюсь спокойным, безразличным. У меня возникает ощущениесосредоточенности на своих действиях. Я становлюсь мобилизованнее и увереннее».
В иных случаях (перед стартом, во время выступления) спортсменнастраивает себя на борьбу, мобилизуется. Для этого во время занятий ЭВП(мобилизующая часть) спортсмен представляет отрицательный эпизод, вызывая усебя мобилизацию, появление настойчивости, «спортивной злости», потенцируя волюк победе.
Под влиянием интенсивных физических и психических нагрузок успортсменов наряду с утомлением наступают психические изменения: снижаетсяострота «чувства времени», сужается объем внимания и объем памяти, отмечаетсяпреобладание механической памяти над логической.
Внушение успокоения, способности отключаться и отдыхать междувыступлениями в основном касается спортсменов, выступающих несколько раз в день(несколько стартов).
Чтобы ускорить восстановление и подготовиться к новомувыступлению, спортсмен может провести самовнушение типа успокоения.
Девятый этап эмоционально-волевой подготовки – успокоениеспортсменов после соревнований. В последнее время уделяется внимание успокоениюнервной системы спортсмена после физической нагрузки. С этой целью в спортевведена заминка.
Спортсмену необходимо обучиться психической заминке, чтобысамостоятельно проводить ее после соревнований.
Первые занятия целесообразно построить в форме суггестии, чтобызанимающийся запомнил содержание внушения.
Суггестия состоит из следующих этапов: 1) успокоения; 2) отключенияот волнений; 3) суггестии чувства удовлетворенности; 4) суггестии приобретенияспортивного опыта.
Десятый этап – совершенствование личностных качеств спортсмена.Самовоздействие не должно ограничиваться успокоением и мобилизацией. Умениеруководить своим психическим состоянием спортсмен совершенствует все время. Скаждым этапом самовоздействия усложняются. Одним из них являетсясамовоспитание, направленное на потенцирование волевых качеств, необходимых длядостижения высоких результатов в избранном виде спорта. С другой стороны,самовоспитание направлено на устранение отрицательных черт характера. Вариантомуказанной работы может быть разработка оптимальной психологической модели ивхождение в нее. Оптимальную психологическую модель можно составить приобобщении мнения самих спортсменов, тренеров, спортивных психологов о том,какими же качествами должен обладать спортсмен для достижения высокихрезультатов.
Таким образом, выносливость — важнейшее физическое качество,проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени вкаждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособностичеловека.
Развитие выносливости у спортсменов напрямую связано сдостижениями спортсменов. Психологическими условиями выносливости являетсямотивация юных спортсменов на достижение результатов, хорошим фактором развитиявыносливости является система эмоционально-волевой подготовки спортсменов,занимающихся легкой атлетикой.
Заключение
В работе мы изучили «Психологические условия развитиявыносливости на занятиях по легкой атлетике в возрасте 13-15 лет».
В ходе исследования мы рассмотрели анатомо-физиологическиеособенности подростков в возрасте 13-15 лет, изучили влияние занятий легкойатлетикой на организм подростков, дали психологическую характеристику выносливостии рассмотрели систему эмоционально-волевой подготовки юных спортсменов в целяхповышения выносливости.
Легкая атлетика-это прекрасный вид спорта, в котором спортсменамнеобходима сила, выносливость и терпение. Каждый спортсмен стремится статьпервым, достичь всех вершин и завоевать долгожданное золото. Идя к своейзаветной мечте, практически все великие спортсмены сталкиваются с неудачами иразочарованиями, и только самые сильные и выносливые способны покорить этувершину.
Выносливость – этоспособность совершать работу определенной интенсивности в течение как можнобольшего времени, преодолевая сопротивление как внешней, так и внутреннейсферы. Способность к длительной непрерывной работе умеренной мощности, вкоторой участвует большинство мышц двигательного аппарата, характеризует общуювыносливость. Общая выносливость служит базой для приобретения различных видовспециальной выносливости.
Под специальнойвыносливостью следует понимать способность длительное время поддерживатьэффективную работоспособность в определенном виде двигательной деятельности.
Воспитание выносливости осуществляется путем решения двигательныхзадач, требующих мобилизации психических и биологических процессов организма.
Психофизиологический механизм проявления выносливости заключаетсяв действии комплекса факторов следующего характера:
· личностно– психологических, определяющих силу мотива и устойчивости установки надостижение результата, которые способствуют развитию волевых усилий;
· биоэнергетических,определяемых объемом начальных энергетических ресурсов организма ифункциональными возможностями его систем, обеспечивающих обмен, продуцированиеи восстановление энергии в процессе работы;
· физиологических,обеспечивающих функциональную устойчивость, позволяющую сохранить на том жеуровне активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах вего внутренней среде, вызываемые работой, например, нарастание кислородногодолга, повышение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.;
· функционально-педагогических,обеспечивающих отлаженность действий и рациональность распределения сил впроцессе работы.
Средствами для развития выносливости могут быть упражнения,которые обладают следующими признаками:
1) активное функционирование большинства или всех крупных звеньевопорно-двигательного аппарата;
2) преимущественно аэробное энергообеспечение мышечной работы;
3) сравнительно значительная суммарная продолжительность работы
4) умеренная, большая и переменная интенсивность работы.
Конкретные параметры нагрузок в системе занятий, направленных навоспитание выносливости, зависят, как уже ясно, от ряда обстоятельств, в томчисле от достигнутой и необходимой степени ее развития, возраста за-нимающихся,особенностей основной деятельности, по отношению к кото-рой строится физическаяподготовка.
Список использованной литературы
1. АкрушенкоА.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология.Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.
2. БезрукихМ.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развитияребенка). – М.: Академия, 2009.
3. ГорбуновГ.Д. Психопедагогика спорта. – М.: Советский Спорт, 2007.
4. ГорбуновГ.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия,2009.
5. ГубаВ., Никитушкин В., Гапеев В. Легкая атлетика. – М.: Олимпия Пресс, 2006.
6. ИльинЕ.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008.
7. КазанскаяК.О. Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2008.
8. КитаеваМ.В. Психология победы в спорте. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
9. МухинаВ.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2009.
10. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д.Возрастная анатомия и физиология. – М.: Академия, 2008.
11. Никуленко Т.Г. Возрастнаяфизиология и психофизиология. – М.: Высшее образование, 2007.
12. Психология спорта.Хрестоматия. – М.: АСТ, Харвест, 2007.
13. Сапин М.Р., СивоглазовВ.И. Анатомия и физиология человека. С возрастными особенностями детскогоорганизма. – М.: Академия, 2009.
14. Слимейкер Р., Браунинг Р.Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость. – М.: Тулома, 2007.
15. Теория и методикафизической культуры. – М.: Советский спорт, 2007.
16. Хилько М.Е., Ткачева М.С.Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009.
17. Частные методикиадаптивной физической культуры. – М.: Советский спорт, 2009.