Реферат по предмету "Экономическая теория"


Реорганизация, банкротство и ликвидация предприятий

П л а н Введение 1. «Банкротство предприятия» 1.1. Понятие банкротства предприятия 1.2. Характеристика глубины состояния банкротства 1.3. Признаки банкротства
1.4. Предотвращение краха 1.5. Банкротная реорганизация 1.6. Мониторинг управления банкротством предприятия 1.7. Антикризисное управление деятельностью предприятия 1.8. Причины несостоятельности предприятия 1.9. Пути предотвращения банкротства предприятия Заключение Список используемой литературы
Введение Система банкротств, которая начинает действовать в России, вызывает резкую реакцию у различных общественных институтов, партий и движений, которые пытаются ускорить или приостановить процедуру банкротства у предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России. Изложенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о банкротстве с более объективных позиций. Во-первых, следует констатировать тот факт, что большая часть российских государственных предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего являются падением производства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя. Во-вторых, многие частные предприятия не принимая статуса банкротства, по сути являются таковыми, прекращая свою деятельность либо вовсе ее не начиная. В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятия может стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все участники, но их большинство. Причины кризисных ситуаций скрыты в самом рыночном хозяйстве, вызванным постоянным изменением рыночных ориентаций потребителя. однако эта общая экономическая предпосылка вовсе не означает фатального исхода для любого предприятия, и тем более для экономики в целом, хотя в истории известны подобные всеобщие экономические кризисы, явившиеся причиной банкротства экономики в целом. Кризисные ситуации, возникшие в результате отсутствия соответствующих профилактических мер, могу привести к чрезмерному разбалансированию экономики предприятия и неспособности продолжения финансового обеспечения производственного процесса, что квалифицируются как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер либо прекращения деятельности данного предприятия и его ликвидации, что, как показывает мировая практика, также нельзя рассматривать как случайность. Банкротство значительной части фирм, особенно новых, зафиксировано во всех странах, где ведется подобная статистика.
1. «Банкротство предприятия»
1.1. Понятие банкротства предприятия В настоящее время в России более трети всех отечественных предприятий, не сумевших приспособиться к рыночным отношениям, впало в глубокий затянувшийся на многие годы кризис. За период с 1993 по 1999 гг. более 8 тыс. отечественных предприятий подверг­лись процедуре банкротства. Явление финансовой несостоятельности предприятий присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией. Не ново оно и для отечественных предприятий. Страх и позор незадачливых и нечестивых предпринимателей оказаться в «долговой яме», а вслед за тем пожизненное общественное порицание всему их семейству выступали мощным средством защиты экономи­ки царской России от кризиса по субъективным причинам. Состояние неспособности должника платить по своим обяза­тельствам принято называть банкротством (от итал. banco — скамья и rotto— сломанный). В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкрот­стве)» от 8 января 1998 г. пол банкротством (несостоя­тельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом в законе определены два внешних признака несостоятельности: • денежные обязательства или обязанности по уплате обяза­тельных платежей не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения; • минимальный размер денежных обязательств и обязательных платежей составляет не менее 500 размеров минималь­ной месячной заработной платы, утвержденной Правитель­ством РФ. От состояния предприятий-банкротов, идентифицированного отмеченными выше признаками, следует отличать: • фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление пред­приятия, имеющего возможность удовлетворить требования .кредиторов в полном объеме, о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки платежей или скидки с долгов; • преднамеренное банкротство — преднамеренное создание или увеличение неплатежноспособности предприятия руководителем или собственником, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел. В этих случаях мера ответственности за допущение банкротства предприятия устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом; • временно неплатежеспособное предприятие, финансовое состояние которое вызвано тем, что предприятию должны больше, чем должно оно само, но не может погасить дебиторскую задолженность и вынуждено допускать просрочку своих, платежей. В этом случае на дебитора может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника. Таким образом, банкротство предприятия есть строго опреде­ленное состояние его неплатежеспособности, при котором к его иму­ществу может быть предъявлено взыскание со стороны кредиторов.
1.2. Характеристика глубины состояния банкротства История становления и развития рыночной экономики в раз­витых странах показывает неравномерность процесса функцио­нирования предприятия, наличие колебаний значений объемов производства и сбыта продукции. Возникновение спада произ­водства определяется как кризисная ситуация и рассматривается как некая общая для всех предприятий закономерность, тесно увязанная с характером их жизненного цикла, которая может воз­никнуть на любой из его стадий. Спад производства обусловлива­ет состояние банкротства, которое характеризуется продол­жительностью во времени и длится на протяжении второй фазы жизненного цикла предприятия, различаясь при этом «амплиту­дой падения» на каждом интервале (этапе) фазы. По глубине бан­кротства различают его стадии: • I стадия — допустимое банкротство — характеризует за­рождение негативного состояния, возникает на этапе жиз­ненного цикла «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской деятельности;
• II стадия — критическое банкротство — определяет уси­ление негативных тенденций на этапе «спад», когда затраты на осуществление деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов; • III стадия — катастрофическое банкротство — возникает на этапах «банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принудительной ликвидацией, следствием которых является распро­дажа имущества для погашения требований кредиторов. В этом случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. Это право переходит к ликвидаторам — лицам, назначенным для управления имуществом должника и принудительной его ликвидации.
На каждой стадии развития негативной тенденции состояние предприятия имеет свои отличительные признаки: • на стадии I задержки с предоставлением отчетности, снижение ее качества; изменения в структуре баланса: резкое уменьшение денег на счетах; увеличение сумм дебиторской и кредиторской задолженности, их старение и разбалансирование; снижение объемов продаж; необоснованная смена поставщиков; изменения в структуре управления; всевозможные реорганизации предприятия (открытие и закрытие представительств, филиалов, дочерних обществ и т.п.); скрытое снижение цены предприятия, падение курса его акций; снижение доходов (прибыли) от основной деятельности; • на стадии II: трудности с наличностью; уменьшение поступления денежных средств, от хозяйственных операций; конфликты в высшем руководстве; нарушение сроков выплаты заработной платы; рост текучести кадров; ухудшение социально-психологического климата в трудовом коллективе; установление нереальных цен на продукцию; внеочередные проверки финансово-контролирующих органов; затруднения в получении коммерческих кредитов; возникно­вение убытков; • на стадии III: неудовлетворительная структура баланса; скопление на складе готовой продукции, которая заведомо не реализуется; падение объема производства; низкая зара­ботная плата; сокращенный рабочий день (неделя); возрас­тание убытков; недостаток оборотных средств; неспособность погасить срочные обязательства. Из сказанного следует, что банкротство — хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению. Состоя­ние неплатежеспособности предприятий неравномерно по внешним признакам, согласно чему управление им сложно и неуниверсально. Оно осуществляется как на макроуровне — посредством созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной деятель­ности — в результате антикризисного управления.
1.3. Признаки банкротства Чрезвычайно важно уметь распознать угрожающие при­знаки надвигающегося банкротства и знать, что надо делать, чтобы избежать краха. Так как банкротство грозит, когда компания неспособна оп­латить свои финансовые обязательства, движение денежных средств — один из основных прогнозных индикаторов. Финан­совые трудности негативно влияют на показатель отношения Цена/Прибыль, рейтинг облигаций и фактическую ставку про­цента. Для предсказания краха компании используются следующие количественные факторы: — низкая величина показателя отношения движения денежных средств к общим обязательствам; — высокая величина показателя отношения долговых обяза­тельств к акционерному капиталу и показателя отношения дол­говых обязательств к общей сумме активов; — низкий доход на инвестиции; — низкая рентабельность; — низкая величина отношения нераспределенной прибыли к об­щей сумме активов; — низкая величина отношения оборотного капитала к общей сумме активов и низкая величина отношения оборотного капи­тала к продажам; — низкая величина отношения необоротных активов к средне­срочным и долгосрочным обязательствам; — недостаточный коэффициент покрытия процента; — нестабильная прибыль; — небольшие размеры компании, определяемые объемами про­даж и/или общей суммой активов; — резкое снижение цены акций, цены облигаций и прибыли; — значительное увеличение коэффициента Бета (Бета представ­ляет собой изменения цены акции компании относительно ры­ночного индекса); — большая разница между рыночной ценой акции и балансовой стоимостью акции; — уменьшение дивидендных платежей; — значительный рост средневзвешенной стоимости капитала компании; — высокий показатель отношения постоянных затрат к общим затратам (так называемый операционный левередж); — неспособность поддерживать должный уровень необоротных активов (например, уменьшение величины отношения ремонт­ных затрат к необоротным активам) Всесторонний количественный индикатор, используемый для предсказания краха, — «Z-счет» Альтмана, в основе которой взве­шенная сумма отношений финансовых показателей. «Z-счет» по­казывает три общих варианта: вероятное банкротство, малове­роятное банкротство и серая область. и «Z-счет» на 90 процентов точна в предсказании краха бизне­са на один год вперед и на 80 процентов — на два года вперед. Для более подробной информации о «Z-счет» следует обратить­ся к работе Эдварда И. Альтмана «Финансовые коэффициенты, дискриминационный анализ и предсказание банкротства ком­пании» «Journal of Finance», сентябрь 1968 года. «Z-счет» рассчитывается следующим образом:
Оборотный капитал
х 1,2 +
Нераспределенная прибыль
х 1,4 +
Общая сумма активов
Общая сумма активов
+
Производственная прибыль
х 3,3 +
Общая сумма активов
+
Рыночная стоимость обыкновенной акции и привилегированной акции
х 0,6 +
Общая сумма обязательств
+
Продажи
х 1
Общая сумма активов Количественный счет очков и вероятность банкротства, раз­работанная Альтманом, представлены в следующем виде: Счет Вероятность банкротства 1,80 или менее 1,81-2,7 2,8-2, 9 3,0 или больше Очень высокая Высокая Возможная Маловероятная Качественные факторы, предсказывающие банкротство, включают: — плохую систему финансовой отчетности и неспособность кон­тролировать расходы; — неопытность компании; — спад в промышленности; — высокую степень конкуренции;
— неспособность получать соответствующее финансирование и значительные кредитные ограничения на любое получаемое финансирование; — неспособность погасить просроченные обязательства; — неквалифицированное управление; — внедрение в сферы, где у руководства нет опыта работы; — неспособность компании идти в ногу со временем, особенно в технологически ориентированном бизнесе; — высокий уровень коммерческого риска (например, позитив­ная корреляция производственного оборудования, означающая, что все виды продукции компании выступают на рынке как единое целое при подъеме или при спаде деятельности, или вос­приимчивость к забастовкам); — недостаточное страховое покрытие; — мошеннические действия (например, искажение данных о то­варно-материальных запасах с целью избежать надвигающегося банкротства); — циклическая деятельность бизнеса; — неспособность перестраивать производство в соответствии с запросами потребителей; — восприимчивость к строгому правительственному регулиро­ванию (например, законы регулирования арендной платы, за­трагивающие интересы арендодателей); — восприимчивость к нехваткам энергии; — восприимчивость к ненадежным поставщикам; — пересмотр долговых и/или арендных соглашений; — недостаточно качественную систему бухгалтерской и финан­совой отчетности. Если вы можете с достаточной точностью предсказать, что компания приближается к финансовому кризису, вы сможете лучше защитить ее и предпринять корректирующие действия.
1.4. Предотвращение краха У компаний имеется много финансовых и количественных спо­собов минимизировать потенциальную угрозу банкротства. Про­блемы ликвидности и платежеспособности могут быть сведены к минимуму за счет: — избежания крупных долговых обязательств. Если обязатель­ства чрезмерно большие, финансируетесь за счет акционерного капитала; — отказа от убыточных подразделений и производственного обо­рудования; — управления активами, добиваясь максимальной прибыли и ми­нимального риска; — распределения во времени и продления сроков погашения долговых обязательств; — использования количественных методов, таких как множест­венный регрессный анализ, для расчета взаимосвязей между пе­ременными характеристиками и вероятности краха бизнеса; — обеспечения того, чтобы имелся буфер безопасности между фак­тическим состоянием и соответствием требованиям (например, оборотный капитал) в связи с договорами о предоставлении де­нежных ссуд; — наличия отрицательной корреляции в продукции и инвестициях; — снижения дивидендных выплат. Нефинансовые факторы, минимизирующие возможность бан­кротства, включают: — вертикальную и горизонтальную диверсификацию производ­ственного оборудования и операций; — финансирование активов за счет обязательств, имеющих сход­ные сроки платежа (страхование от потерь); — географическую диверсификацию; — наличие соответствующего страхования; — расширение маркетинговой работы; — разработку программ по сокращению расходов; — повышение производительности (например, используя вре­менной анализ и подробный дисперсионный анализ); — минимизацию негативного влияния инфляции и спада на дея­тельность компании (например, цена на базисе «следующее поступление-первый отпуск»); — инвестирование преимущественно в многоцелевые, а не специализированные активы, так как с ними связано меньше риска; — избежание внедрения в отрасль промышленности с устойчи­во высоким показателем уровня банкротства; — наличие многих вариантов проектов, а не только нескольких, которые существенно влияют на деятельность компании; — внедрение производственного оборудования, на которое только в минимальной степени влияет цикличность бизнеса и которое выпускает продукцию, имеющую стабильный спрос; — избежание ухода от трудоемкого к капиталоемкому бизнесу, так как последний имеет больший операционный риск; — избежание долгосрочных, с фиксированными платежами кон­трактов с покупателями и вместо этого включение в контракты статей, регулирующих проблемы инфляции и использующих энергозатратные показатели; — избежание рынков, находящихся в состоянии спада, или рын­ков, которые уже высококонкурентны; — гибкую реакцию на изменения в технологии.
1.5. Банкротная реорганизация Если добровольное урегулирование не имеет результатов, кре­диторы могут объявить компанию банкротом, в результате сле­дует либо реорганизация, либо ликвидация компании. Банкротство наступает, когда компания не может оплачи­вать свои счета или ее обязательства превышают рыночную це­ну активов. Компания может подать заявление на реорганиза­цию, план дальнейшего ее существования. Статья 11 Закона о банкротстве от 1978 года описывает эта­пы, связанные с реорганизацией потерпевшей неудачу компа­нии. (Статья 7 определяет процедуры, которым необходимо сле­довать при ликвидации, и вступает в силу, когда вопрос о реорганизации практически не может быть решен.) Два вида обращений о реорганизации: 1. Добровольная реорганизация — в данном обращении компа­ния ищет свой собственный путь реорганизации. Компания не­обязательно должна быть неплатежеспособной, чтобы зарегист­рироваться на добровольную реорганизацию. 2. Принудительная реорганизация — кредиторы подают доку­менты на принудительную реорганизацию компании и должны доказать, либо что фирма-должник не погашает долги при на­ступлении срока платежа, либо что один из кредиторов или тре­тья сторона установили контроль над активами должника. Заяв­ление обосновывается большинством кредиторов и наличием исков в суд. Существует пять этапов реорганизации: 1. Заявление о реорганизации согласно статье 11 подается в суд. 2. Судья одобряет заявление и либо назначает попечителя, либо разрешает кредиторам выбрать одного из них для распоря­жения активами. 3. Попечитель, представляет приемлемый план реорганиза­ции в суд. 4. План передается кредиторам и акционерам компании для одобрения. 5. Должник оплачивает расходы сторон, выполняющих обя­занности по процедуре реорганизации. Попечитель в плане реорганизации требуется для: — оценки компании; — перестройки структуры капитала компании; — обмена находящихся в обращении долговых обязательств на новые ценные бумаги. При оценке компании попечитель должен установить ее ликви­дационную стоимость против стоимости функционирующего предприятия. К ликвидации прибегают, когда ликвидационная стоимость превышает стоимость действующего предприятия. Ес­ли компания стоит дороже, когда функционирует, тогда отве­том будет реорганизация. Чтобы определить стоимость реорга­низованной компании, попечитель должен определить будущие доходы. Стоимость действующего предприятия — текущая стои­мость будущих доходов.
Пример 1 В соответствии со статьей 11 было подано заявление о реорга­низации компании. Попечитель рассчитал ликвидационную стои­мость фирмы после вычитания расходов в размере 4,5 миллиона рублей. Попечитель вычислил, что реорганизованный бизнес сможет дать 530000 рублей в виде ежегодной прибыли. Стоимость капитала составляет 10 процентов. Предполагая, что прибыль бу­дет поступать неопределенно долго, стоимость бизнеса опреде­ляется следующим образом:
530000 руб./0,10 = 5300000 руб. Так как стоимость компании как функционирующего пред­приятия (5,3 миллиона руб.) превышает его ликвидацион­ную стоимость (4,5 миллион руб.), реорганизация — пра­вильное решение. Если попечитель рекомендует реорганизацию компании, дол­жен быть составлен план, с помощью которого возможно пога­сить долговые обязательства компании: облигации могут быть пролонгированы; акционерные ценные бумаги — выпущены вместо долговых обязательств или доходные облигации выда­ны вместо необеспеченных облигаций. (По доходным облига­циям выплачиваются проценты только тогда, когда получена прибыль.) Процесс обмена долговых обязательств на другие ви­ды обязательств или акционерные ценные бумаги называется перестройкой структуры капитала компании. Цель перестрой­ки структуры капитала компании — создать смешанную струк­туру долговых обязательств и акционерного капитала, которая позволит погасить долги и добиться определенной прибыли для владельцев. Пример 2 Текущая структура капитала корпорации Y представлена ниже. Облигации необеспеченные Облигации с имущественным залогом Привилегированные акции Обыкновенные акции Итого 1500000 руб. 3000000 80000 2500000 7800000 pуб. Имеет место высокий финансовый риск:
Долговые обязательства
=
4500000
= 1,36
Акционерный капитал
3300000 Предполагая, что компания будет оценена в размере 5 мил­лионов рублей как действующее предприятие, попечитель мо­жет разработать менее рискованную структуру капитала, имею­щую общий капитал в 5 миллионов рублей, представленную ниже: Облигации необеспеченные 1000000 руб. Облигации с имущественным залогом 1000000 Доходные облигации 1500000 Привилегированные акции 500000 Обыкновенные акции 1000000 Итого 5000000 руб. Следует отметить, что эта перестройка структуры капитала компании (рекапитализация) привела к существенным потерям для акционеров. Доходные облигации в размере 1,5 миллиона рублей по­добны акционерному капиталу при увеличении финансового рис­ка, так как процент не выплачивается, пока нет дохода. Отно­шение долговых обязательств к акционерному капиталу более безопасное:
Долговые обязательства + Акции с имущественным залогом =
Доходные облигации + Привилегированные акции +
+ Обыкновенные акции =
2000000 руб. = 0,67
3000000 руб. При обмене обязательствами, чтобы найти оптимальную струк­туру капитала, должны соблюдаться определенные приоритеты. Претензии, удовлетворяемые в первую очередь (старшие пре­тензии) оплачиваются прежде претензий, удовлетворяемых во вторую очередь (младших претензий), и владельцы старших дол­говых обязательств получают удовлетворение своих претензий новым капиталом, равным своим предшествующим требовани­ям. Самая низкая приоритетность в получении новых ценных бумаг у владельцев обыкновенных акций. Владелец долгового обязательства обычно получает комбинацию из различных цен­ных бумаг; владельцы привилегированных акций и обыкновен­ных акций могут не получить ничего. После обмена владельцы долговых обязательств могут стать новыми владельцами компа­нии. Компания, которая объявляется банкротом, может быть ликви­дирована согласно статье 7. Основными элементами ликвида­ции являются юридически действительное встречное удовлетво­рение, преимущественное требование и роспуск. Когда суд объявляет компанию банкротом, кредиторы должны встретиться в промежутке от десяти до тридцати дней с момента объявления. Судья или рефери отвечает за организацию такой встречи, на ней кредиторы представляют свои требования и на­значают попечителя кредиторам для улаживания вопросов, свя­занных с имуществом прогоревшей фирмы, ликвидацией биз­неса, ведением протоколов, оценкой требований кредиторов, платежами и обеспечением необходимой информации относи­тельно процесса ликвидации. Некоторые претензии при банкротстве компании имеют пре­имущества перед другими. При удовлетворении претензий су­ществует ранжирный порядок: 1. Обеспеченные претензии. Кредиторы, имеющие обеспече­ние долга, получают стоимость предоставленных в обеспечение активов в поддержку своих требований. Если стоимости предос­тавленных в обеспечение активов недостаточно для удовлетво­рения их требований сполна, баланс переводится в статус кре­дитора, не имеющего обеспечения долга. 2. Административные расходы банкротства. Эти затраты вклю­чают любые издержки ведения дела о банкротстве, такие как юридические расходы и расходы попечителя. 3. Необеспеченные жалованье и комиссионные. Эти требования ограничены максимальной определенной суммой для конкрет­ного исполнителя и должны быть оплачены в течение девяноста дней со дня заявления о банкротстве. 4. Необеспеченные требования депозитов клиентов. Эти тре­бования ограничены номинальной суммой, например депозит, за будущие товары или услуги. 5. Налоги. Налоговые требования — это невыплаченные го­сударственные налоги. 6. Требования кредитора, не имеющего обеспечения долга. Это те требования, которые выставлены кредиторами, не имеющи­ми обеспечения долга, кто ссудил компании денежные средства без конкретного имущественного залога. Сюда включаются не­обеспеченные облигации и счета к оплате. 7. Привилегированные акционеры. 8. Обыкновенные акционеры. После того как требования были удовлетворены в приоритет­ном порядке и процессуальные действия были оформлены от­четом, может быть подготовлено заявление о прекращении дея­тельности компании-банкрота. Прекращение деятельности наступает, когда суд освобождает компанию от законных долгов в связи с банкротством, за исключением долгов, которые не под­лежат освобождению. Если компания не подвергалась роспуску в течение предыдущих шести лет и не была банкротом по при­чине мошенничества, ее владелец может начать новый бизнес.
Пример 3 Компания «Медиа-Мост» является банкротом. Балансовая и ликвида­ционная стоимости приводятся ниже: Балансовая
стоимость Ликвидационная стоимость Денежные средства Дебиторская задолженность Товарно-материальные запасы Земля Здания Оборудование Итого активов 600000 р. 1900000 3700000 5000000 7800000 6700000 25700000 р. 600000 р. 1500000 2100000 3200000 5300000 2800000 15500000 р. Долговые обязательства и акционерный капитал на дату ликвидации составляет: Краткосрочные обязательства Счета к оплате Векселя к оплате Накопленные налоги Накопленное жалованье Итого краткосрочных обязательств Долгосрочные обязательства Закладная на землю Первая закладная — здания Вторая закладная — здания Подчиняемые необеспеченные облигации Итого долгосрочных обязательств Итого обязательств Акционерный капитал Привилегированные акции Обыкновенные акции Нераспределенная прибыль Итого акционерного капитала Итого обязательств и акционерного капитала 1800000 900000 650000 450000 3800000 3200000 2800000 2500000 4800000 13300000 17100000 4700000 6800000 (2900000) 8600000 25700000 Расходы по ликвидации, включая судебные издержки, со­ставили 15 процентов от выручки. Необеспеченные облигации подчиняются только в отношении двух первых облигаций с за­логом недвижимости. Распределение выручки приводится ниже: Выручка Закладная на землю Первая закладная — здания Вторая закладная — здания Ликвидационные расходы (15% х 15500000$) Накопленное жалованье Накопленные налоги Итого Баланс 15500000 р. 3200000 р. 2800000 2500000 2325000 450000 650000 11925000 3575000 р. Процент, подлежащий выплате кредиторам, не имеющим обеспечения долга: Баланс выручки
= 3575000 р.
= 47,66667% Итого подлежит оплате 7500000 р. Баланс, подлежащий выплате кредиторам, не имеющим обес­печения долга, определяется следующим образом:
Кредиторы, не имеющие
обеспечения долга Подлежит выплате Выплачено Счета к оплате Векселя к оплате Субординированные облигации Итого 1800000 р. 900000 4800000 7500000 р. 858000 р. 429000 2288000 3575000 р. Пример 4 Балансовый отчет «Алтын Ай» представлен ниже. АКТИВЫ Оборотные активы Денежные средства Рыночные ценные бумаги Дебиторская задолженность Товарно-материальные запасы Предварительно оплаченные расходы Итого оборотных активов Необоротные активы Земля Необоротные активы (основные средства) Итого необоротных активов Итого активов ПАССИВЫ И АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ Краткосрочные обязательства Счета к оплате Ссуда банка, подлежащая оплате Накопленное жалованье Пособия персоналу к оплате Претензии покупателей — необеспеченные Налоги к оплате Итого краткосрочных обязательств Среднесрочные и долгосрочные обязательства Первая закладная к оплате Вторая закладная к оплате Подчиняемая необеспеченная облигация Итого среднесрочных и долгосрочных обязательств Итого обязательств Акционерный капитал Привилегированные акции (3500 акций) Обыкновенные акции (8000 акций) Оплаченный капитал Нераспределенная прибыль Итого акционерного капитала Итого обязательств и акционерного капитала 9000 р. 6000 1100000 3000000 4000 4119000 р. 1800000 р. 2000000 3800000 7919000 р. 180000 900000 300000 70000 80000 350000 1880000 1600000 1100000 700000 3400000 5280000 350000 480000 1600000 209000 2639000 7919000 Дополнительные данные приведены ниже: 1. Закладные касаются общих необоротных активов компа­нии. 2. Субординированные облигации входят в ссуду банка, под­лежащую оплате. Следовательно, при ликвидации они идут по­сле банковской ссуды, подлежащей оплате. 3. Попечитель продал оборотные активы компании за 2,1 миллиона рублей и необоротные активы за 1,9 миллиона рублей. Следовательно, всего было получено 4 миллиона рублей. 4. Компания обанкротилась, поскольку общие обязательства в размере 5,28 миллиона руб. больше, чем 4 миллиона руб. реальной стоимости активов. Предположим, что административные расходы по оформ­лению банкротства-компании составляют 900000 р. Это обя­зательство не отражено в вышеупомянутом балансовом от­чете. Распределение 4 миллионов руб. по кредиторам приводится ниже: Доходы Предусмотрено для кредиторов с обеспечением Первая закладная — подлежащая оплате из 1900000 р. доходов от необоротных активов Вторая закладная — подлежащая оплате из остатка доходов от необоротных активов Остаток после кредиторов с обеспечением Следующий приоритет Административные расходы Накопленное жалованье Пособия персоналу к оплате Претензии покупателей — необеспеченные Налоги, подлежащие оплате Доход, доступный для кредиторов, не имеющих обеспечения долга 1600000р. 300000 900000 300000 70000 80000 350000 4000000р. 1900000 2100000р. 1700000 400000 Теперь, когда претензии по доходу от ликвидации удовле­творены, кредиторы, не имеющие обеспечения долга, получают остаток на пропорциональной основе. Распределение 400000р выполняется следующим образом: Кредиторы, не имеющие
обеспечения долга Сумма Пропорциональное распределение остатка к выплате Остаток второй закладной (1100000 р. – 300000 р.) Счета к оплате Банковская ссуда, подлежащая оплате Субординированная облигация Итого 800000 р. 180000 900000 70000 2580000 р. 124031 р.1 27907 248062а 0 400000 р.
* Сумма индивидуального кредитора
х Всего подлежит распределению
Общая сумма 1800000 р.
х 400000 р. = 124031 р. 2580000 р. а Так как необеспеченные облигации подчинены, банковская ссуда, подлежащая оплате, должна быть погашена полностью до выплаты сумм по субординированным облигациям. Владельцы подчиненных необеспеченных облигаций, следовательно, могут ничего не получить.
1.6. Мониторинг управления банкротством предприятия В большинстве развитых стран потенциальные банкроты вымываются из сферы бизнеса задолго до официального обретения ими «статуса». Например, во Франции существует специальная «Система тревоги», предупреждающая экономических партнеров о симптомах «болезни». Мониторинг управления банкротством предприятий пред­ставляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позво­ляющих диагностировать возникновение банкротства, отслежи­вать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по ре­гиону и стране в целом. Объективная необходимость применения мониторинга в этой об­ласти диктуется тем, что применяемые ранее в условиях планово-распределительной экономики методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создать адекватную современным задачам систему изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий. При этом учитывается опыт многих зарубежных стран в данной об­ласти. Он весьма различен. Так, законодательство Великобритании рассматривает должника с точки зрения изыскания возможности воз­вращения денег кредиторам. Следствием объявления о банкротстве предприятия является распродажа его имущества. Американское и японское законодательство, напротив, преследует цель реабилитации должника всевозможными разрешенными способами, включая пре­доставление ему определенной помощи. Во Франции предпочитают своевременно предупреждать банкротство, а не лечить его. В нашей стране мониторинг осуществляется на основании рас­поряжения Федеральной службы России по делам о несостоятель­ности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособно­сти» от 31 марта 1999 г. № 13-р. С этой целью сформирована сис­тема управления банкротством предприятии, содержащая следую­щие элементы: 1) участников системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые Коллективы, руко­водитель, конкурсный (арбитражный) управляющий, арбитражный суд, инвесторы, дебиторы; 2) государственное регулирование, включающее: • правовое (законодательное, методические, информационное) обеспечение; • налоговое регулирование, в том числе установление моратория на уплату обязательных платежей, замораживание начисления пеней, рассрочку и отсрочку погашения долга, налоговый кредит, наделение льготами по налогам; • реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функцио­нирующих элементов бизнеса или их продажа. Осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» от 22 мая 1998 г, № 476; • приватизацию несостоятельных предприятий; • обучение административных и арбитражных управляющих; • финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и. на условиях льготных кредитов жизненно важным для эконо­мики предприятиям в соответствии с Положением о порядке . предоставления государственной финансовой поддержки не­платежеспособным предприятиям и использовании средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых вне­бюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий (Приложение № 2 к Постановлению Правительства РФ от 20.05.1994 г. №498); • коммерциализацию на основе контрактной системы, в резуль­тате которой предприятие остается в государственной собст­венности. Нанимается менеджер на контрактной основе. Пе­ред ним ставится задача антикризисного управления предпри­ятием на условиях, если дело пойдет успешно, то ему будет бесплатно передано 12 % акций этого предприятия; • социальную защиту работников предприятия-банкрота, выражающуюся в создании рабочих мест для них, их перепод­готовке, выплате пособий. Регулируется в соответствии с Положением об организации ра­боты по содействию занятости в условиях массового высвобожде­ния, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 г. № 99; • методическое обеспечение проведения диагностики деятельности предприятий, профилактики банкротства, а так­же санации в случае его возникновения; 3) систему государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регу­лирование, в которую входят службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; арбитражные суды; департаменты управления инвестициями; службы занятости; государственные на­логовые службы; налоговая полиция; внебюджетные фонды; в от­дельных случаях контрольно-ревизионные комиссии; 4) принципы управления банкротством, к которым относятся: • создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства; • уменьшение влияния государственного и административно­го управления банкротством, т.е. демократический подход к решению судьбы предприятия-должника; • предоставление честным должникам возможности возоб­новления своей деятельности;
• введение системы безопасных мер при банкротстве; • создание мер для возрождения бизнеса; • защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение его развала; • сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности; • защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;
• справедливое распределение конкурсной массы,; которая со­ставляет все имущество должника, имеющееся на момент от­крытия конкурсного производства и подлежащее распродаже. 5) меры, применяемые к банкроту, их можно, объединить в две группы. Рассмотрим сущность каждой из мер, разрешенных законом. • Добровольная ликвидация — внесудебная процедура ликви­дации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственниками и кредиторами под контролем кредиторов. • Конкурсное производство — процедура банкротства, приме­няемая к должнику, признанному банкротом, в целях сораз­мерного удовлетворения требований кредиторов в результате ликвидации должника и распродажи его имущества. Законом определена очередность при расчетах с кредиторами. Вне очереди покрываются судебные издержки, а также расходы по оплате труда конкурсного управляющего и по осуществлению дея­тельности предприятия-банкрота в период его правления. В первую очередь по требованиям граждан погашается задолженность по вы­плате пособий за причинение вреда жизни и здоровью. Затем — по выплате выходных пособий, по оплате труда лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), и по выплате авторских возна­граждений. В третью очередь удовлетворяются требования кредито­ров по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Далее требования по обязательным платежам в бюджет и вне­бюджетные фонды. В последнюю очередь производятся расчеты с другими кредиторами по установленной задолженности перед ними. • Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявле­ния о признании его банкротом в целях обеспечения со­хранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. • Внешнее управление — процедура банкротства, применяе­мая к должнику в судебном порядке в целях восстановле­ния его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. • Мировое соглашение — достижение договоренности с кредито­рами относительно рассрочки, отсрочки или скидки с долгов. • Санация (оздоровление) — реорганизационная процедура, ко­гда собственниками предприятия-должника, кредиторами или иными лицами оказывается ему финансовая помощь. Таким образом, в России создана мощная система мониторинга банкротства предприятий на макроуровне, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран.
1.7. Антикризисное управление деятельностью предприятий Антикризисное управление деятельностью предприятий представляет собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному пред­приятию-должнику. В отличие от мониторинга это микроэконо­мическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия. Антикризисное управление начинается лишь на этапе резкого спада производства, т.е. «критического банкротства». Механизм антикризисного управления включает: диагностику технико-экономического и финансового состояния предприятия, оценку перспектив развития бизнеса, маркетинг, антикризисную инвести­ционную политику, управление персоналом, производственный менеджмент, а при пессимистичном исходе — организацию лик­видации предприятия. Рассмотрим диагностику технико-экономического и финансо­вого состояния предприятия. Слово диагностика произошло от греч. diagnostikos и пони­мается как процесс распознавания проблемы и обозначение ее с использованием принятой терминологии, проще говоря, это установление диагноза. С экономической точки зрения, технико-экономическое и фи­нансовое диагностирование деятельности предприятия — перио­дическое исследование соответствующего состояния предприятия с целью уточнения тенденций развития всех его видов деятельно­сти в траектории жизненного цикла и принятия экономически и социально обоснованных корректировочных решений. С организационной точки зрения, диагностирование — это систе­ма методов, приемов и методик проведения исследований для опре­деления целей функционирования хозяйствующего субъекта, способа их достижения, выявления проблем и выбора вариантов их решения. Диагностика необходима для выработки стратегии и тактики хозяйственного поведения предприятия при быстро изменяющейся конъюнктуре. Предметом диагностирования является технико-экономический и финансовый уровень развития предприятия: • технико-экономический уровень развития предприятия — это комплексная качественная характеристика уровня раз­вития производительных сил, их использования и конечных результатов; • финансовый уровень развития предприятия — обеспеченность или необеспеченность его необходимыми денежными средства­ми для осуществления нормальной хозяйственной деятельности и своевременного проведения денежных расчетов. Диагностика предприятия предполагает следующие процедуры: • анализ состояния предприятия и прогнозирование его ожи­даемых изменений; • выявление факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций и оздоровлению предприятия; • разработку мер по ослаблению одних и усилению других. Ме­тоды диагностирования предприятия—это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регуля­тивных принципов исследования технико-экономического и финансового состояния развития предприятия. Таким образом, необходимым средством профилактики банк­ротства предприятий является диагностика их технико-экономического и финансового состояния с целью выявления негативных тенденций и причин, их обусловивших, своевременного упреждения их развития и тем самым предотвращения кризисных ситуаций.
1.8. причины несостоятельности предприятия Деятельность предприятия подвержена влиянию многочислен­ных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия необходимо знать характер их влияния. По на­правлению этих влияний факторы различаются на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной дея­тельности все факторы делятся на внешние и внутренние. Амери­канские ученые отмечают, что треть вины за банкротство обуслов­лена отрицательным воздействием внешних факторов; а остальная часть —внутренних. В России — наоборот. Почему? Чтобы отве­тить на этот вопрос, рассмотрим различия факторов по их со­держанию. Внешние факторы: • экономические: уровень доходов и накоплений населения (по­купательная способность); платежеспособность экономических партнеров, кредитная и налоговая политика государства; изменение рыночных ориентации потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулиро­вание, уровень развития науки и техники, инфляция;
• социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; международная конкуренция, уро­вень культуры предпринимателей и потребителей их про­дукции, организация досуга населения, нравственные при­тязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация.
• правовые: наличие законов, регулирующих предпринима­тельскую деятельность (например, упрощенная и ускорен­ная процедура регистрации предприятий); защита от госу­дарственного бюрократизма, совершенствование налогово­го законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением ино­странного капитала; обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обяза­тельств; защита фирм друг от друга, потребителей от не­доброкачественной продукции. • природно-климатические и экологические: наличие матери­альных ресурсов, климатические условия, состояние окру­жающей среды и т.п. Внутренние факторы: • материально-технические — факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда. К ним относятся: замена морально и физически уста­ревшего оборудования; ремонт действующего оборудования; механизация и автоматизация производства; электрификация производства; химизация производства; строительство, ре­конструкция, увеличение использования производственных площадей; создание и внедрение принципиально новых тех­нологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ре­сурсов, повышение качества; углубление специализации ма­шин; экономия материальных ресурсов; освоение альтерна­тивных источников энергии и т.п. • организационные — факторы, обусловленные совершенст­вованием организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы. Все они объе­динены в три группы: а) организация производства: размеще­ние предприятия по территории страны; организация транспортных связей; специализация, кооперация и раз­деление, организация материально-технического снабже­ния и сбыта продукции; организация энергоснабжения, ремонтного обслуживания; организация системы контро­ля за качеством; организационно-техническая подготовка производства; проведение текущего и капитального ре­монта; организация бесперебойной работы оборудования; повышение сменности работы оборудования; организа­ция внутрипроизводственного материально-технического снабжения и т.п.; б) организация труда: рациональное разделе­ние и кооперация труда; организация и обслуживание ра­бочих мест; улучшение санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных; устранение производ­ственных вредностей и опасностей; внедрение передовых приемов и методов труда; организация рациональных ре­жимов труда и отдыха; укрепление трудовой и производ­ственной дисциплины; развитие коллективных форм тру­да; совершенствование системы стимулирования труда; нормирование труда; развитие многостаночного и много­агрегатного обслуживания; рациональная расстановка и эффективное использование кадров и т.п.; в) организация управления: формирование организационной структуры; создание экономичной и дей­ственной управленческой структуры; координация работы предприятия внутри страны и за рубежом; привлечение высококвалифицированных специалистов; эффективная организационно-экономическая форма; совершенствова­ние стилей и методов управления; финансовый, кадровый, инвестиционный менеджмент; управление ценовой поли­тикой, издержками, амортизационной политикой и т.п.; • социально-экономические — факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работ­ников к собственности, условиями труда и быта, эффектив­ностью стимулирования труда. К ним относятся: матери­альная и моральная заинтересованность; уровень квалифи­кации работников; уровень культуры труда; отношение к труду; изменение форм собственности на средства произ­водства и результаты труда и т.п. В зависимости от преобладания причин возникновения бан­кротства предприятий в экономике различают следующие их типы: • предприятие-банкрот, функционирующее в сбалансирован­ной экономике, — это предприятие, которое не могло вы­полнить ранее взятые на себя обязательства по субъектив­ным причинам; • предприятие-банкрот, функционирующее в экономике мас­сового банкротства, — это предприятие, которое не годится для решения экономических задач в перспективе. Возвращаясь к поставленному вопросу, следует выделить разницу в экономике России и США. В России в текущем периоде преоблада­ет второй тип банкротства, а в США — первый. Соответственно вид­на разница в наличии у первого и отсутствии у второго причин, обу­словливающих это состояние. В нашей стране доминирует влияние следующих факторов, которое ослаблено в США: • внешние: бедность населения, обусловливающая его низкую покупательную способность; недостаточная матери­ально-техническая и финансовая ресурсная база предпри­ятий по причине возрождения предпринимательства на пус­том месте; несовершенство законодательной базы из-за от­сутствия собственного опыта в этой области в сущест­вующих условиях; отсутствие законопослушания; несовер­шенство методического обеспечения проведения монито­ринга и антикризисного управления предприятий из-за несо­вершенства действующей системы учета и отчетности; убы­точность производства продукции с длительным производ­ственным циклом, включая наукоемкую, по причине инфля­ции; слабая государственная поддержка; • внутренние: слабое материально-техническое обеспе­чение с высоким уровнем морального и физического износа основных фондов, доставшихся в наследство от социалисти­ческого хозяйства, отсутствие средств на их обновление, ог­раничение допуска к высоким технологиям; низкий культур­но-технический уровень участников предпринимательства. Следовательно, в российской экономике налицо действие от­рицательных факторов, повлекших за собой массовое банкротство предприятий. Это свидетельствует о низком профессионализме управления, осуществляемого на всех уровнях. Таким образом, сущность антикризисного управления пред­приятием состоит в умении его приспособиться к изменению материально-технических, экономических и организационных факто­ров — это гарантия не только его выживания, но и процветания.
1.9. Пути предотвращения банкротства предприятий Как уже отмечено выше, в развитии любого предприятия просмат­риваются определенные закономерности, которые могут отличаться скоростью протекания и амплитудой уровня развития. Проследим их по схеме жизненного цикла предприятия (см. рис.). В нем можно вы­делить следующие стадии: стадия I — зарождение; стадия II —разви­тие; стадия III — бурный рост, стадия IV — стабильное развитие; ста­дия V— появление тенденции спада; стадия VI—активный спад; ста­дия VII — банкротство; стадия VIII—ликвидация деятельности. Рис. Жизненный цикл предприятия:
А, Б, В – жизненные циклы деятельности предприятия Однако ликвидация деятельности предприятия не всегда совпадает с ликвидацией самого предприятия. Так, на рисунке между жиз­ненными циклами Б и В существует временной лаг Т, т.е. предприятие, исчерпав все свои резервы в период функционирования в цикле Б, мо­жет продлить свою жизнь в цикле В лишь при условии сторонних фи­нансовых инъекций. В период же Т предприятие претерпевает кризис. Такой жизненный путь характерен для большинства отечественных предприятий, адаптированных к бюджетным ассигнованиям.
Однако существует и другой путь. Кризис можно предотвратить, если вовремя переориентировать направление деятельности предпри­ятия. Это означает необходимость выделения финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно развивающейся деятельности в пе­риод стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследо­вания и перепрофилирование этой деятельности в будущем. Причем стадия развития нового вида деятельности должна совпасть со стадией появления тенденции спада в результатах осуществляемой дея­тельности. В этом случае скачок в развитии предприятия в переход­ный период будет сглажен (на рисунке — линия О), так как влияние негативной тенденции на жизнедеятельность предприятия будет ос­лаблено наложением позитивной тенденции в развитии новой дея­тельности. Таким образом жизненный цикл предприятия можно про­длить. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском. При на­ступлении рискового случая возникает потребность в финансовом оздоровлении «неудачников». Различают два вида тактики финансового оздоровления: • Защитная — проведение сберегающих мероприятий, осно­ву которых составляет сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фон­дов и персонала. В ходе реализации защитной тактики решаются следующие за­дачи: установление жесткого контроля затрат с целью устранения убытков; определение порога рентабельности; сокращение доли накладных расходов и фиксированных издержек, норм расхода ре­сурсов всех видов; снятие с производства убыточной продукции; анализ по причинам и центрам ответственности; продажа или пе­редача в аренду лицензий, патентов, имущества бесперспективных производств, объектов незавершенного строительства; реализация долгосрочных финансовых вложений, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей; установление обоснованных цен на продукцию с учетом норм рентабельности и эластичности спро­са; франчайзинг; выявление и использование внутрипроизводст­венных резервов; проведение перепрофилирования производства, реструктуризация и погашение просроченной задолженности; спи­сание безнадежных долгов; кадровые перестановки, высвобожде­ние персонала; укрепление дисциплины труда и производства; со­вершенствование организации труда; улаживание дел с кредитора­ми; истребование дебиторской задолженности; повышение культу­ры труда; аудит и совершенствование бухгалтерского учета, учет­ной политики, формирование управленческого и финансового уче­та на предприятиях и т.д. • Наступательная — проведение мероприятий реформатор­ского характера, направленных на приток инвестиций извне либо обеспечение условий для их поступлений в любой форме: от реали­зации производства, венчурного капитала, кредитов, капитала за счет повышения эффективности использования имущества, включая фондовый портфель, истребование государственной поддержки, на­логовых льгот, участие в конкурсах инвестиционных проектов. В данном случае решаются следующие задачи: смена руково­дства (собственника); укрепление имиджа предприятия в деловом мире; проведение активного маркетинга; политики более высоких цен; повышение инвестирования собственного производства; об­новление основных фондов; повышение оборачиваемости оборот­ных средств; сокращение норм расходов ресурсов всех видов в ре­зультате внедрения прогрессивных технологий; сокращение трудо­емкости производства; изменение видов деятельности; обновление ассортимента; максимальное повышение объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказами; обес­печение нематериальными активами (лицензиями, патентами); разработка пакета бизнес-планов; формирование банка данных о рыночной конъюнктуре; проведение экспертизы платежеспособ­ности заказчиков; повышение культурно-технического уровня пер­сонала; реструктуризация; выпуск дополнительной эмиссии цен­ных бумаг; налаживание управленческого учета и т.д. Типовая форма плана финансового оздоровления предприятия ут­верждена распоряжением Федерального управления по делам о несо­стоятельности (банкротстве) при ПСУГИ РФ № 98-Р от 15.12.1994 г. «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекоменда­ций по разработке планов финансового оздоровления». Из сказанного можно сделать вывод, что основная задача управления банкротством предприятий заключается не в том, что­бы предотвратить кончину какой-либо деятельности его, которая неизбежна в силу объективных обстоятельств, а в том, чтобы при выявлении диагноза этой кончины направить все усилия на качест­венное преобразование этой деятельности на базе умирающей.
Заключение Среди русского народа бытует пословица «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Любое самое болезненное событие в жизни общества не проходит бесследно и бесполезно для него в будущем. Так и банкротство предприятий несет в себе созидающую силу. Главная его цель видится в проведении структурной перестройки всего народного хозяйства страны в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы каждого предприятия. В ходе реализации этой цели определяется практическое значение банкротства для всех его участников, кото­рое проявляется в следующем: • для общества — формируется структура экономики, при­способленная к рынку; • для населения — производятся нужные ему товары; • кредиторы получают шанс спасти свои деньги; • персонал предприятия в конечном итоге создает или полу­чает полезную и ценимую работу. Таким образом, явление банкротства предприятий — неизбеж­ный спутник рыночной экономики, выполняющий роль санитара, контролирующего состояние ее здоровья и обеспечивающего ус­ловия для ее дальнейшего развития. Из вышеизложенного можно сделать некоторые выводы: · Начиная с 1992 г. в России законодательно закреплено право на существование такого атрибута полно­ценных рыночных отношений, как банкротство. Это исторически закономерное явление в экономике име­ет строго определенные признаки и отличительные особенности в разные периоды своей «зрелости», что позволяет распознать его в процессе мониторинга на макроуровне и диагностирования — на микроуровне хозяйственной деятельности. · Несмотря на объективность закономерностей, банкрот­ство поддается влиянию в процессе антикризисного управления деятельностью предприятия. Сущность этого управления состоит в своевременном выявлении нега­тивных тенденций и упреждающем принятии про­филактических мер по их преодолению либо ослабле­нию. В случае пессимистичного прогноза, когда деятель­ность предприятия становится неперспективной, задача антикризисного управления сводится к обоснованию на­правлений и организации перепрофилирования ее.
· Любое предприятие, а значит, и экономика страны мо­жет развиваться в бескризисном пространстве лишь при условии применения комплекса мер: безошибочной по­становки диагноза их состояния, правильно прописанного рецепта финансового оздоровления и эффективного лечения в стихии рискового бизнеса.

Список используемой литературы 1. Антикризисное управление: от банкротства – к финансовому оздоровлению / Под ред.Г.П.Иванова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1994. 2. Антикризисное управление: Учеб./ Под ред.Э.М.Короткова, М.: ИНФРА-М, 2000. 3. Бланк И.А. Словарь-справочник финансового менеджера. – Киев: Ника-Центр, 1998. 4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник – 3-е изд. – М.: Пардарики, 2002. 5. Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 1997. 6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учеб.для вузов. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синту», 1998. 7. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент / перевод с англ., Издание 2-е, стереотипное. – М.: Информационно-издательский дом «Рилинь», 1997. 8. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер с нем./ Под ред. А.Г.Поршнева. - М.: Финансы и статистика, 1996. 9. Экономика предприятия: Учебник для вузов / под ред.проф.О.И.Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1998. 10. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред.проф.В.Я.Горфинкеля, проф.В.А.Швандара. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 11. Экономика и бизнес / Под ред.В.В.Кашаева. – М.: МПТУ им.Баумана, 1993. 12. Экономика предприятия: Учеб./ Семенов В.М., Баев И.А., Терехов С.А., Чернов А.В. и др.; Под ред.В.М.Семенова. 2-е изд., испр. – М.: Центр Экономики и маркетинга, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.