Туристическаябайдарка — узкая лёгкая запалубленная лодка без уключин. Относится к маломернымгребным судам. Предназначена для походов и прогулок по рекам, озёрам иводохранилищам в условиях умеренного волнения.
Бываетодно-, двух- и трёхместной. Одноместные туристические байдарки называются каяками.Гребцы сидят лицом по направлению движения и гребут двухлопастным весломпопеременно с одного и другого борта.
Поконструкции корпуса туристические байдарки различают не разборные и разборные.Первые изготовляются из деревянных конструкций и фанеры или из пластмассы, негодятся для перевозки пассажиров или обычным грузовым транспортом и поэтому нераспространены в самодеятельном туризме. Используются на гребных базах, лодочныхстанциях и турбазах для спортивных соревнований, тренировок, прогулок и водныхпутешествий в рамках планового туризма. Разборные туристические байдарки поконструкции корпуса подразделяются на каркасные, каркасно-надувные, надувные ижёсткие.
/>Каркасная туристическая байдарка —наиболее популярное в самодеятельном туризме судно, особенно в походах не выше3 категории сложности. Первые каркасные туристические байдарки в СССР выпущеныв конце 30-х гг. В 90-х гг. изготовляются и широко используются 1-, 2- и3-местные туристические байдарки «Таймень».
Разборнаякаркасная туристическая байдарка состоит из: жёсткого каркаса, мягкойводонепроницаемой оболочки, фартука, закрывающего открытую часть (кок-пит)палубы (деки) и имеющего отверстия для посадки гребцов, сидений и спинок длягребцов, «юбок», защищающих туристическую байдарку от заливания водой черезпосадочные отверстия.
Жёсткийкаркас туристической байдарки состоит из продольных и поперечных элементов, какпоказано на рисунке 1. Днищевой продольный элемент (кильсон) выполняется в видефермы из двух металлических (дюралюминиевых) трубок или П-образного профиля, соединённыхпоперечными планками. В носу и корме туристической байдарки продольные элементы,образующие кильсон, сходятся вместе и переходят в носовой и кормовой штевни. Кштевням крепятся с каждой стороны туристической байдарки по три продольныхбортовых элемента — 2 стрингера и привальный брус. Эти элементы выполняютсятакже из отрезков металлических труб или деревянных реек длиной 1000—1500 мм ипри сборке соединяются специальными замками. Между продольными элементамикаркаса располагается 4—7 поперечных элементов — шпангоутов. Продольные ипоперечные элементы в местах пересечения жёстко крепятся между собой.
Втуристических байдарках старых конструкций средние шпангоуты в районе кокпитаделались разъёмными: верхняя часть шпангоута (бимс) состояла из двухполубимсов. В современных туристических байдарках все шпангоуты выполнены сцельными бимса-ми, что увеличивает прочность каркаса.
Кшпангоутам сверху крепятся правый и левый фальшборты, ограничивающие кокпит.Завершают набор продольных палубных элементов носовой и кормовой мидельвейсы, соединяющиештевни с теми шпангоутами, на которых начинаются и кончаются фальшборты.
Каркасвставляется в оболочку, состоящую из днища и деки. Днище делают из плотнойпрорезиненной или с поливинилхлоридным покрытием ткани. Дека — из брезента илиавизента, фартук — также из плотной прорезиненной ткани, «юбка» — из болеелёгкой непромокаемой ткани.
/>
Накильсоне устанавливаются сиденья, а между фальшбортами — спинки для гребцов.Обычно туристическая байдарка имеет руль, перекладываемый с помощью рулевых тягот ножных педалей или рулевой колонки. Основные технические характеристикикаркасных туристических байдарок, используемых в самодеятельном водном туризме,указаны в таблице. Главный недостаток каркасных туристических байдарок —сравнительно малая прочность: каркас и оболочка могут быть легко повреждены приударах о камни, коряги и другие предметы в русле реки.
/>Каркасно-надувная туристическаябайдарка отличается от каркасной наличием надувных баллонов, расположенных побортам между каркасом и оболочкой. На таких туристических байдаркахрекомендуется совершать походы выше 3 категории сложности и участвовать всоревнованиях по технике водного туризма.
Каркаскаркасно-надувной туристической байдарки — секционный, изготовляется издюралюминиевых труб диаметром 10—24 мм с толщиной стенок порядка 1 мм. Оболочка состоит из деки и днища. Изготовляется из гладкого прочного водонепроницаемогоматериала массой 0, 7—1 кг (1 м2). Дека туристической байдарки сплошная и неимеет традиционного кокпита. Для посадки гребцов делаются овальные отверстия, окантованныедюралюминиевыми обручами с «юбками». Между отверстиями — застёгивающаясяпрорезь для сборки, разборки и загрузки судна.
Баллоныизготовляют из лёгкого воздухонепроницаемого материала, например из ткани 500или из ПВХ. В последнем случае, чтобы не повредить баллоны, их укладывают вчехлы из лавсана или капрона.
Двухбаллонная туристическая байдарка, как на рисунке 2а, дополняется продольнымэлементом — рамой вдоль бортов, крепится к штевням и шпангоутам. Рама можетбыть выполнена, например, из двух верхней и нижней труб, соединённых наклоннымиперемычками. Баллоны размещаются вдоль бортов туристической байдарки междурамой и оболочкой и крепятся к штевням и верхней трубе рамы. Двух баллонныебайдарки достаточно вместительны и широко используются в походах высших КС. Ихдлина 4, 5—5, 2 м, ширина 0, 75—0, 85 м, высота. 0, 28—0, 32 м, масса в упакованном виде 16—22 кг.
Четырёхбаллонные туристические байдарки имеют с каждого борта по два надувных баллона,как на рисунке 2 б, соединённых между собой по образующей гибкой полосой. Присборке полоса прижимается привальным брусом к оболочке, причём баллоны большегодиаметра размещают снизу, а меньшего — сверху. Привальный брус устанавливают полинии максимальной ширины. Такая туристическая байдарка имеет сравнительнонебольшую вместимость и используется главным образом на соревнованиях потехнике водного туризма, а также для отработки различных технических приёмовуправления судном. В походах из-за малой вместимости может использоватьсятолько вместе с другими судами, преимущественно с катамаранами, на неглубокихреках со спокойным течением. Длина 4—5 м, ширина 0, 7—0, 8 м, высота 0, 25—0, 35 м, масса в упакованном виде 14—18 кг.
Посравнению с каркасными, каркасно-надувные туристические байдарки меньшеподвержены механическим повреждениям, так как баллоны служат своеобразнымамортизатором между каркасом и оболочкой при ударе судна о препятствие. Плавныеобводы улучшают ходкость каркасно-надувных туристических байдарок, а цельнокроенная дека лучше защищает их от заливания водой. На туристических байдаркахэтого типа можно выполнять эффективные приёмы самостраховки в случае еёпереворота.
Надувнаятуристическая байдарка не имеет каркаса. Состоит из 4 (по 2 с каждого борта)продольных надувных баллонов, сверху и снизу соединённых надувными илиненадувными декой и днищем.
Длясамодеятельного водного туризма разработаны надувные туристические байдарки:«Ласточка-1» и «Ласточка-11» (одноместные), «Ласточка-2» (двухместная) и др.Имеют надувные деку и днище при общем числе надувных отсеков от 7 до 9 заисключением «Саламандры», у к-рой только 4 надувных отсека по бортам, днище идека ненадувные. Большого распространения не получили.
Корпусжёстких туристических байдарок выклеивают из стеклоткани с эпоксидной смолой наспециальной форме. После полимеризации смолы корпус разрезают на 3—4 части(отсека), к торцам которых подклеивают фланцы из стеклопластика илиметаллической полосы для соединения на винтах отсеков между собой. Всамодеятельном водном туризме практически не используются.
Приплавании по озёрам, большим водохранилищам и в низовьях рек на каркасныетуристические байдарки иногда подвешивают бортовой мотор мощностью 1, 5—2, 5 л. с., обеспечивающий движение туристической байдарки со скоростью 10—15 км/ч.
Иногдана туристических байдарках ходят под парусом, но парусное вооружение требуетсущественной доработки конструкции туристической байдарки.
Список литературы
Путешествияна гребных судах, М., 1979.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.brodyaga.org/