Реферат по предмету "Туризм"


Экономическая сущность туристской ренты

Российская Международная Академия Туризма
Уральский Институт Туризма
Курсовая Работа По программе: Социальная экономика и туризм
 
Тема: Туристская рента
 
 
 
 
 
Исполнитель: Карпов С. О.
(4 курс, заочное отделение)
 
Преподаватель: Николаенко В. Н.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Екатеринбург, 2003 г.
 
  Содержание
 
Введение………………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие туристскойренты
1.1.Экономическое значение туризма и туристской ренты…………………………………….4
1.2.Экономическая сущность туристской ренты ……………………………………………….6
1.3.Формы туристской ренты…………………………………………………………………...12
2. Модели применениятуристской ренты
2.1.Туристская рента в системе отношений собственности…………………………………..23
2.2.Принципиальные основы распределения и использования туристской ренты………….30
2.3.Роль внешних эффектов в процессах образования, распределения и использованиятуристской ренты…………………………………………………………………………………32
Заключение.………………………………………………………………………………………….37
Литература ……………………………………………………………………………………….…...38
Введение
Законземельной ренты впервые в экономической науке был обоснован Д. Рикардо. Позднееон был развит в работах К. Маркса и его последователей. На рубеже XIX— XXвв. представители маржиналистского направления ввели поня­тие экономическойренты. И в наше время проблема ренты остается в поле зрения всех экономическихшкол и течений. Развитие теории ренты ныне пошло не только вглубь, но и вширь:появились понятия — рента земельная, горная (в ней нефтяная, газовая,железорудная и т. д.), водная, экологическая, строительная, жилищная, столичнаяи т. п. Туристская рента как категория, а также методология и под­ходы кпроблеме разработки ее различных аспектов в со­временных российских условияхвпервые были рассмотрены в работах проф. И. В. Зорина и проф. В. А.Квартальнова. Однако актуальность и степень разработанности этой про­блемынастоятельно требуют, чтобы туристская рента стала объектом специальногонаучного исследования — исследова­ния, в котором теоретический аспект проблемысочетался бы с аспектом прагматическим.
Вданной курсовой работе дано обос­нование основных аспектов туристской ренты: ееэконо­мической сущности, форм образования, места в системе от­ношенийсобственности. Экономическое значение туризма итуристской ренты
Попрогнозам современных политологов и футурологов, будущее общество станет (и ужестановится!) постиндустри­альным, то есть в качестве основной сферы хозяйстваоно будет иметь информацию и услуги, а основным видом ре­сурса станутэколого-оздоровительные и информационные технологии. Уже сейчас доля услуг вразвитых странах мира весьма и весьма значительна: в структуре валового внутрен­негопродукта этих стран она колеблется в пределах 30 — 55 %. В Швеции, например,эта величина в отраслевой структуре валового внутреннего продукта нынесоставляет 55,6 %, в Дании — 53,5, Канаде — 53,5, США — 50,9, Велико­британии — 50,8, России — всего 29,9 %1.
Всамой сфере услуг особое место занимает туризм -временные выезды (путешествия)граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,профессионально-деловых,  спортивных,  религиозных и иных целях без занятияоплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. На долютуриз­ма приходится около 10 % мирового валового националь­ного продукта2,а в отдельных странах его доля еще зна­чительнее: например, в Греции свыше 50%, в Мексике более 30 % валового внутреннего продукта. Россия зани­мает весьмаскромное место на мировом туристском рын­ке — менее 1,5 % мирового туристскогопотока. Доля ту­ризма в валовом внутреннем продукте России ничтожно мала — менее 1 %. Объем всех платных услуг населению в 1995 г. составил около 40 трлнруб. в фактически действовавших ценах, из них туристско-экскурсионные услуги — всего 1,4 %.
Междутем туризм становится одной из ведущих и ди­намичных отраслей мировогохозяйства. По прогнозам Все­мирной туристской организации, к 2010 г. количествомеж­дународных туристских поездок удвоится и составит 937 миллионов, апоступления от туризма достигнут 1,1 трлн долл. США.
Тенденциимеждународного развития туризма свиде­тельствуют о том, что и в России этасфера должна претер­петь радикальные изменения. Потенциальный динамизм развитияроссийского туризма объективно обусловлен це­лым рядом обстоятельств и причин.Как показал мировой опыт, туризм — это, во-первых, важнейший фактор ростанационального богатства и улучшения жизни нации в це­лом, во-вторых, важнейшаясфера притяжения рабочей си­лы, фактор обеспечения занятости населения,в-третьих, мощный стимул развития таких отраслей экономики, как транспорт,связь, торговля, строительство, сельское хозяй­ство, кустарный промысел,производство товаров народного потребления; в-четвертых, одна из самыхвысокоэффек­тивных сфер современной экономики, успешно конкури­рующая с такимиотраслями, как добыча нефти и газа, а также производство и продажа оружия. Приэтом туризм может быть эффективным сектором экономики на всей тер­риториистраны, а не только в отдельных ее центрах.
Крометого, при умелой государственной направленности национальный туризм может стать«окном» на мировой рынок.
Наконец,необходимо отметить еще одну особенность туризма, имеющую важное значение длясовременной Рос­сии. Речь идет о том, что сам характер туризма как особойсоциально-экономической сферы развития общества при умелой постановке деламожет успешно сочетать в себе и рыночные аспекты экономических связей, исоциально ориентированные цели развития общества. При этом социальный аспекттуризма должен выступать как цель, а ры­ночный его аспект — как средство еереализации. Социально ориентированный туризм может сочетать в себе оба этихначала: и служение интересам человека, общества в целом, и получение доходовкак на микро-, так и на макроэконо­мическом уровнях.
Покаже в российском туризме преобладают коммер­ческие начала, к тому же разрушающиеэкономические основы государства, нации в целом. В 1992 — 1997 гг. доля Россиипо количеству принятых иностранных граждан в мировом туризме упала с 1,4 % до0,6 %. Максимальное количество иностранных граждан, посетивших Россию, бы­лозарегистрировано в 1989 г. и составило 7,5 млн человек. В эти же годы доляРоссии по количеству поездок за грани­цу в мировом туризме увеличилась с 0,8 %до 1,8 %. В 1988 — 1997 гг. численность граждан России, выезжавших за границу,увеличилась почти в 2,5 раза, а численность иностранных граждан, посетившихнашу страну, сократи­лась более чем в 2 раза. Доля выезда в национальном ту­ристскомобороте ныне составляет 75 %, а доля въезда -25 %. Более чем трехкратноепревышение выездного туриз­ма обусловливает вывоз из России миллиардов долларовва­люты, который не компенсируется соответствующим ввозом иностранной валюты. Вконечном счете дисбаланс выездно­го и въездного туризма выступает какдополнительный дестабилизирующий фактор разрушения экономики России. Очевидно,что будущее российского туризма — это социаль­ный туризм, который предполагаетдоступность туристских услуг широким слоям населения.
ВРоссийской международной академии туризма разра­ботана концепция социального туризмаи формула, ее реали­зации: саморазвитие, самофинансирование исамоуправле­ние. Эту концепцию, в свою очередь, реализует коммер­ческий расчеттуристских предприятий.
Сфературизма в отличие от других отраслей народного хозяйства дает возможность реализоватьуказанную концепциюза счет собственных ресурсов, собственных финансовых источ­ников.Один из важных внутренних источников этого рода -туристская рента. Данныйисточник не является единствен­ным, но в современных условиях он может и долженстать од­ним из основных, практически — решающим.
В современных условиях, когдавырабатываются новые подходы в налоговой политике, когда вопрос о налоговойреформе в России стал злободневным и не терпящим отла­гательств, — в сферетуризма не менее, а, может быть, более остро стоит вопрос о туристской ренте.Говоря о роли ту­ристской ренты, можно вспомнить легенду о сфинксе, ко­торыйобладает силой или омолодить путника, или его уничтожить — в зависимости оттого, сумеет ли этот путник (путешественник, турист) отгадать загадки сфинкса.Подоб­но сфинксу, туристская рента при соответствующих законо­дательных основахи мудрой социально-экономической по­литике государства может создатьнеобходимую материаль­но-экономическую основу для самофинансирования, само­развитияи самоуправления туристской деятельности в лю­бом регионе России. И напротив,полное забвение вопроса о туристской ренте может повести развитие туризма в Рос­сиипо двум направлениям, которые одинаково гибельны: или постоянное упование надотацию из государственного бюджета, или безудержная коммерциализация туризма,ко­торый из-за этого скоро станет недоступным миллионам тружеников. Инымисловами, вопрос о туристской ренте -вопрос столь же экономический, сколь иполитический, со­циальный. Рассмотрим его более обстоятельно в постано­вочно-проблемномаспекте.
Экономическая сущность туристскойренты
Использованиекакого-либо явления в интересах об­щества и человека предполагает знаниеприроды этого яв­ления. Социально-экономическая природа туристской рен­ты можетбыть раскрыта, если известны: 1) ее эконо­мическая сущность; 2) формы ееобразования и бытия; 3) ее социальное содержание.
 
Туристскаярента представляет собой факторныйдоход с туристских ресурсов, который получает собственник этих ресурсов, вотличие от дохода, который получает всякий хо­зяйствующий субъект (предприятие,фирма, организация), используя туристские ресурсы как объект хозяйства. Инымисловами, туристская рента — это доход владельца туристских ресурсов, в качествекоторого могут выступать государство, т. е. федеральные и местные органывласти, банк, самопредприятие, организация или физические лица,имеющие права собственности на эти ресурсы.
Ваграрном и добывающем секторах экономики образо­вание ренты связано с правамивладения и хозяйственного использования земли и ее недр. В связи с этим ваграрной и добывающей сферах хозяйства образуется особый вид факторного дохода- земельная рента и ее разновидности, модификации — горная, нефтяная, газовая,водная и другие виды ренты.
В отличие от ресурсовземледелия и добывающих от­раслей ресурсы в сфере туризмавесьмамногообразны и связаны не только с землей и ее недрами. К туристским ресурсамотносятся самые разнообразные природные и антропогенные геосистемы,различные факторы и явления природы и общества, которые обладают полезностьюдля рекреационной деятельности и потому могут быть использо­ваны дляорганизации отдыха и оздоровления людей. К ту­ристским ресурсам относится иинфраструктура отрасли и регионов, создаваемая в процессе функционирования ту­ристскихорганизаций.
Полезностьтуристских ресурсов проявляется в их функ­циональной пригодности для отдыха,лечения, удовлетворе­ния профессиональных и духовных потребностей; она прояв­ляетсяв комфортности этих ресурсов, в их эстетических и нравственных качествах.Всемирная туристская организация (ВТО) и Международный союз официальныхтуристских ор­ганизаций (МСОТО) традиционно выделяют шесть основных целейпутешественников и туристов: 1) досуг, рекреация, от­дых; 2) посещение знакомыхи родственников; 3) деловые и профессиональные цели; 4) лечение; 5) религия ипалом­ничество; 6) прочие цели, которые, в свою очередь, содержат богатыйспектр физических, экономических и духовно-нрав­ственных потребностей людей.
Такимобразом,туристские ресурсы — это природные, исторические исоциально-культурные факторы, включающие объекты показа, демонстрациииизучения, а также иные объ­екты, способные удовлетворить духовные потребностилюдей, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил.С точки зрения содержания и характера полезности, все туристские ресурсы можнобыло бы условно разделить на три группы:
1) курортологические факторы;
2) общеоздоровительные и рекреационные факторы;
3) духовно-культурологические факторы.
В реальной жизни все видытуристских ресурсов взаи­мосвязаны и в целом ряде случаев трудноразделимы. Вэтом смысле туристские ресурсы в отличие от аграрной и добы­вающей сферхозяйства органически объединяют в себе природные, экономические и социальныефакторы, ибо их потребительная стоимость (полезность) связана с одновре­меннымвоздействием на физические, умственные и духов­но-нравственные, психологическиестороны жизнедеятель­ности человека. Помня народную мудрость: «Не хлебомединым жив человек!», трудно переоценить социально-эко­номическуюзначимость туристских ресурсов. Тайна бытия человека цивилизованного, духовнобогатого не в том, что­бы только жить, а в том, чтобы знать, для чего жить. Ту­ризм- одна из сфер жизни общества, которая предприни­мает попытку дать ответ наэтот извечный вопрос человеческого бытия. Особую актуальность ответ на данныйво­прос приобретает в наши дни.
Вусловиях рыночных форм хозяйствования все виды ресурсов получают рыночнуюоценку, т. е. все потенциаль­ные факторы производства в процессе ихкупли-продажи на рынке получают свою цену. Например, внешним выражени­емрыночной оценки рабочей силы выступает заработная плата; капитала — процент;туристские ресурсы в их ры­ночной оценке принимают форму ренты, коренноеотличие которой от других факторных доходов — заработной платы и процента — состоит в том, что по своему материальному экономическому содержанию онапредставляет собой доба­вочную прибыль, или сверхприбыль. При этом следует ис­ходитьиз того, что предприниматели (предприятия, фирмы, организации, т. е. всякийхозяйствующий субъект) получают общественно нормальную, среднюю прибыль — результат нормальной эффективности их хозяйственной деятельности.
Имеютсяли в сфере туризма условия для образования добавочной прибыли — материальной основытуристской ренты? Для образованиядобавочной прибыли необходимы болееблагоприятные, чем это общественно необходимо, ры­ночные условия производства иреализации туристских услуг и туристского продукта.Экономико-технологическая модель туризма включает в себя четыре основныхсегмента:
1) производство туристских услуг;
2) производство туристского продукта;
3) реализация туристского продукта;
4) потребление туристского продукта.
Туристская услуга — этоцелесообразная производствен­ная деятельность предприятий и фирм поудовлетворению потребностей туристов. Предприятие или фирма — это вся­кийсамостоятельно хозяйствующий субъект, который, во-первых, организуется всоответствии с действующим зако­нодательством страны и потому являетсяюридическим ли­цом, во-вторых, занимается производством и реализацией товаров иуслуг, т. е. предпринимательской деятельностью, и, в-третьих, функционирует напринципах коммерческого расчета, т. е. строго учитывает и сопоставляет затратыи ре­зультаты своей деятельности в целях максимизации ком­мерческого успеха.Туристская услуга является изначальным понятием экономико-технологическоймодели туризма, а туристское предприятие — наименьшей юридической еди­ницей,которая создает и реализует эти услуги.
Всвоем движении на пути к рынку туристские услуги проходят стадии пакетированияи анимации, т. е. комплек­туются в туристский продукт. Потребителю в сферетуризма предлагается обычно интегральный туристский продукт как совокупностьвещественных, материальных и нематериаль­ных благ и услуг. Формированиецелостного туристского продукта становится особой функцией туроператоров, кото­рыеготовят этот продукт для реализации в скомплектован­ном и законченном виде.Важную роль в процессе реализа­ции турпродукта выполняют туристские агенты,доводящие до потребителей информацию о туре и реализующие его. Процесспотребления туристских услуг происходит в ту­ристском центре — непосредственнов местахих производ­ства. Та часть туристских услуг, в которойпроисходит их производство и потребление, обычно именуется индустрией туризма.
Такимобразом,туризм в экономическом (рыночном)ас­пекте — это преждевсего рынок индивидуальных и коллек­тивных услуг, пакет которых формируеттуроператор. А по­требление туристского продукта как бы завершает воспроиз­водственныйцикл движения туристских услуг. Все это дает основание рассматривать туристскиересурсы как факторы производства тура — комплекса услуг в данной сфере.
Вусловиях рыночных форм хозяйствования и сами ре­сурсы, и результат ихиспользования получают рыночную оценку. Это означает, что туристские услугиприобретают все качества товара: потребительную стоимость (полезность) именовую стоимость.
 
По своему характерутуристские ресурсы количественно ограниченны, лимитированы и, следовательно,выступают как экономическое благо, как товар. Качественно эти ре­сурсыразличны, дифференцировании.Некоторые из них по своему качеству (потребительной стоимости) уникальны,раритетны, единственны в своем роде не только в России, но и в мире.Количественная ограниченность и качест­венная дифференцированность туристскихресурсов в ус­ловиях рыночных форм хозяйствования неизбежно порождают различияв затратах и результатах хозяйственной дея­тельности туристских организаций.Внешним выражением различий взатратах выступаютиздержки этихорганизаций (себестоимость туристских услуг), которые дифференци­руют в широкихпределах. Внешним выражением различий врезультатах хозяйственнойдеятельности туристских ор­ганизаций выступаютдифференциацияпроизводительности труда и индивидуальная стоимость (цена) туристских услуг. Междутем на рынке туристских услуг формируется ры­ночная цена, которая может бытьниже или выше индиви­дуальной цены, вследствие чего образуется разность междурыночной и индивидуальной ценами. Внешним выражени­ем данной разности являетсядобавочная прибыль, которая и образует материальную (стоимостную) основутуристской ренты. При этом в качестве исходного условия образова­ния туристскойренты выступают не просто туристские ре­сурсы, а лишь те, которые создают длятуристских пред­приятий более благоприятные рыночные условия произ­водства иреализации туристского продукта.
Туристскиерасходы представляют собой стоимость то­варов и услуг, использующихсянепосредственно для удо­влетворения посетителей, туристов. С точки зрения макро­экономическихпроцессов, эти расходы есть не что иное, как конечное потребление в системенациональных счетов. С точки зрения микроэкономики, туристские расходы пред­ставляютсобой затраты (издержки).
Классическимивидами туристских затрат являются:
1) комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и комп­лексныетуры;
2) расходы по размещению;
3) затраты на питание и напитки;
4) транспортные расходы;
5) затраты на рекреационные, культурные и спортивныевиды деятельности и мероприятия;
6)расходы на посещение магазинов;
7) прочие расходы туристских организацийвсехвидови форм.
Совершенно очевидно, чтоиздержки туристских орга­низаций, взятые в расчете и на весь объем туристскогопро­дукта, и на единицу этого продукта, равно как и на единицу туристскогоресурса, различны. На поверхности экономи­ческих явлений эти неравные издержкипо туризму в раз­личных туристских организациях порождают различия в ин­дивидуальныхстоимостях туристских услуг. Соответственно не равными оказываются и доходы оттуризма на микроэко­номическом уровне. Сопоставление этих доходов и издер­жек,т. е. отношения
               Доходы от туризма          .100,
Издержкипо туризму
илиДоходы от туризма
                                                        •100
Туристскиересурсы
как раз и выражают этиразличия туристских предприятий в индивидуальных стоимостях на рынкетуристского про­дукта.
Доходыпо своей природе — это результаты, а издержки и ресурсы — это затраты.Следовательно, в основе отноше­ния доходов от туризма к издержкам или ресурсамтурист­ских организаций лежит общий принцип экономической эффективности,который выражается формулой
                       max Р                         max P
/>Э= —————, или Э =
                               min 3                     minресурсы
т. е. эффективность туристскойдеятельности Э на микро­экономическом уровне — это максимизация результата Рпри минимизации затрат 3. Из этого также следует, что основу процессаобразования туристской ренты образует повышен­ная эффективность хозяйствованияв сфере туризма. Формы туристской ренты
Всфере туризма имеются все необходимые условия для образованиятрех формтуристском ренты; монопольной, диф­ференциальной и абсолютной. При этомсовременная эконо­мическая наука располагает теорией стоимости, теориейпредельной полезности и теорией неоклассического синте­за, которые при всехразличиях концептуального подхода в своей совокупности помогают объяснитьобразование трех форм туристской ренты.
 
Монопольнаятуристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристскихресурсов уникаль­ного качества.Степень уникальности и исключительности этих ресурсов абсолютна: количественноони иногда пред­ставлены в единственном числе, то есть в высшей степениограниченны; качественно туристские ресурсы неповторимы и непревзойденны всвоем целебном, историко-культурном или духовном аспекте; для других субъектовхозяйствования и владения они недоступны; с точки зрения их создания всовременных условиях,.они практически невоспроизводи­мы. Россия в целом,Москва и Московская область, другие регионы страны на своей территории имеютуникальные, единичные и невоспроизводимые туристские объекты, такие какМосковский Кремль, Троице-Сергиева лавра. Музей-усадьба Абрамцево, Кусково инекоторые другие. К уни­кальным туристским ресурсам России можно отнести Эрми­таж,Валаам, Кижи, Ясную Поляну, Пушкиногорье, Музей Андрея Рублева и другиевеличайшие творения Природы и человеческого Гения, которые составляют гордостьрос­сийской и мировой цивилизации.
Именноуникальность отдельных туристских ресурсов и является объективной исходнойосновой для образования монопольной туристской ренты. Она называется монополь­нойпотому, что единичность и уникальность туристских ресурсов — основы этой ренты- ведут к реальной возмож­ности установления на эти ресурсы высшей формы несо­вершенствасовременного рынка— абсолютной, или чистой монополии. В ряде случаевабсолютная монополия на уникальные туристские ресурсы является одновременноесте­ственной, или натуральной, монополией, так как в ее осно­ве лежат дваисточника: абсолютная ограниченность этих ресурсов, их единичность и отсутствиезаменителей (субсти­тутов) данного уникального туристского продукта на рынкетуристских услуг. Попробуйте заменить туристский продукт от посещенияМосковского Кремля или Валаама — и вы поймете тщетность этих попыток: ихзаменить нечем.
Господствоабсолютной монополии на уникальные ту­ристские ресурсы порождает на рынкетуристских услуг мо­нопольно высокие цены на эти услуги (рис.3.1)./> /> /> /> /> /> />

                                    Цена                                 1
/>

/>                                                                                               
                            Количество предлагаемых
                             услуг на туристском рынке
Рис.3.1. Формирование цены на туристские услуги в условиях абсолютной монополии
 (1) и в условиях совершенной конкуренции (2)
На рынкесовершенной конкуренции малейшему уве­личению спроса на туристские услугисопутствует соответ­ствующее предложение, поэтому цена на эти услуги остает­сянеизменной.В условиях рынка абсолютной монополии появляется возможностьназначить для потребителя турист­ских услуг свою цену. Разумеется, эта ценапревышает пре­дельные издержки.
Таким образом,абсолютная монополия отдельных ту­ристских фирм, использующих уникальныетуристские ре­сурсы, порождает на рынке туристских услугмонопольную власть,которая выражается прежде всего в том, что указан­ныефирмы устанавливают нарынке монопольные цены. В экономической литературе существует достаточнопрос­той метод, который позволяет измерить силу этой власти. Английскийэкономист Абба П. Лернер (1905 — 1982) пред­ложил использовать индекс:
                             Рм — МС                                                                            />М =                        ,
                                   Рм
где М - индексмонопольной власти;Рм - монопольная цена(от англ. monopolio price);MC- предельныеиздержки (отангл. marginal costs).
Смыслиндекса М в следующем: чем больше разрыв между монопольной ценой ипредельными издержками, тем больше сила монопольной власти, ибо в условияхсовер­шенной конкуренции рыночные цены равны предельным издержкам и,следовательно, сила монопольной власти рав­на нулю, в условиях монополизма ценавыше предельных издержек. Интервал между нулем и единицей и характери­зует силумонопольной власти.
Предельныеиздержки в условиях современной России практически рассчитать трудно, поэтомуможно заменить их средними валовыми издержками (АТС - от англ. average total costs), используя, однако, принципподхода А. Лернера к измерению силы монопольной власти. Если при этом числительи знаменатель умножить на количество реализо­ванных туристских услуг Q, тов числителе индекса будет получена абсолютная величина (масса) валовой прибыли,а в знаменателе — объем продаж турпродукта. Отноше­ние между массой общейприбыли, полученной той или иной туристской фирмой, и объемом продаж показыва­ет,какова доля прибыли в общем объеме реализованного турпродукта:
                                   ( Рм – АТС). Q/>                                                                       М =                                    .
                                     Рм . Q
 
Экономическийсмысл приведенной формулы заклю­чается в том, чтовысокая доля прибыли,получаемой данной туристской фирмой, является признаком силы ее монополь­нойвласти. Высокая доля прибыли туристских фирм, моно­польно использующихуникальные туристские ресурсы, од­новременно свидетельствует о том, чтоэтифирмы получают добавочную прибыль, или сверхприбыль, — материальную основумонопольной туристской ренты.
Такимобразом, с точки зрения закона стоимости, ис­точник монопольной туристскойренты заключен вмонополь­но высокой цене на уникальный туристскийпродукт, которая превышает нормальную величину общественной рыночной стоимости.С точки зрения закона спроса и предложения, источник монопольной туристскойренты заключен вмоно­польной цене на уникальный турпродукт, котораяформируется на рынке в условиях господства абсолютной или чистой мо­нополии. Сточки зрения закона стоимости, монопольная ту­ристская рента — этодобавочная прибыль, или сверхприбыль, которая формируется вне рамокнормальной рыночной стои­мости. С точки зрения закона спроса и предложения,моно­польная туристская рента — этонормальный доход от исполь­зованиятакого фактора производства туристских услуг, пред­ложение которого абсолютнонеэластично, ибо оно ограничено одним уникальным туристским ресурсом (рис.3.2)./> /> /> /> /> /> />

                     R                                         S
               R2   ….… .
               R1   .… .
/>

                                                      Q1                                      QРис. 3.2. Образованиемонопольной туристской ренты
Нарис.3.2 использованы следующие обозначения: Q -количество туристскихресурсов на рынке (от лат. quanticy -количество); Q1-количество уникальных туристских ресур­сов; S — криваяпредложения уникальных туристских ресур-сов (от англ. supply — предложение); D1 и D2- кривые спроса на уникальные туристские ресурсы (отангл. demand -спрос); R - монопольная туристская рента (отлат. rent -рента); r1 и R2 - монопольная туристская рента вусловиях меняющегося рыночного равновесия между спросом на туристские ресурсыуникального качества и предложением этих ресурсов.
Какследует из рис. 3.2, конкретная величина моно­польной туристской ренты целикоми исключительно зави­сит от трех факторов: а) от ограниченности уникальных покачеству туристских ресурсов, б) от их исключительной по­лезности и в) отобъема спроса на них. Следует, однако, иметь в виду, что объем спроса науникальный туристский ресурс сам по себе имеет производный характер:онзависит от объема спроса на уникальный турпродукт. «Не потому до­роготокайское вино, что дороги токайские виноградники, а наоборот»*.«Неверно, что цена зерна высока потому, что высока цена земли…Фактически более правдоподобно об­ратное утверждение: цена земли потому ивысока, что высо­ки цены на зерно».
Еслистоимость земли определяется стоимостью выра­щиваемой на ней продукции (а ненаоборот), то, очевидно, стоимость уникального туристского ресурса определяетсястоимостью туристских услуг, которые может предоставить та или иная фирма впроцессе использования этого ресурса. Музей-усадьба Кусково — уникальныйтуристский ресурс, однако спрос на предоставляемый турпродукт невелик из-забедности широких слоев населения, ограниченности плате­жеспособного спроса.Соответственно мала и величина мо­нопольной туристской ренты, которую ныне она(усадьба) может принести. Причина и следствие могут меняться места­ми. Нижебудет показано, как важен в сфере туризма вопрос о формировании объема спросана турпродукт при сущест­вующей на данный момент платежеспособности населения.
Дифференциальнаятуристская рента образуется на осно­ве хозяйственного использования туристскихресурсов нерав­ного качества.Известно, что эти ресурсы характеризуются различной степенью функциональнойпригодности для от­дыха, лечения, удовлетворения потребностей туристов; ониимеют различную степень комфортности, надежности, раз­личные эстетические,духовные и нравственные качества. Различные туристские ресурсы внеодинаковой степени удо­влетворяют основные цели туристов. В этих условияхуже не уникальные, амассовые, основные туристские ресурсы условно можноразделить на три группы: лучшие, средние и худшие. Количество этих ресурсовограниченно, в особен­ности ограниченно количество лучших и средних ресурсов.
Дифференциациякачества туристских ресурсов, их раз­личная степень привлекательности порождаютобъективную основу для образования в сфере туризма добавочной прибы­ли. в томслучае, когда туристское предприятие использует лучшие и средние ресурсы.
Механизмобразования добавочной прибыли — основы дифференциальной туристской ренты — сточки зрения за­кона стоимости, можно представить в следующем виде.
Использованиетуристскими предприятиями ресурсов неравного качества порождает дифференциациюпроизводи­тельности   индивидуального  труда.   По   выражению К. Маркса,«труд исключительно высокой производитель­ной силы функционирует какумноженный труд, т. е. созда­ет в равные промежутки времени стоимость большейве­личины, чем средний общественный труд того же рода»1.Дифференциация производительности труда приводит к то­му, что индивидуальнаястоимость турпродукта в отдельных предприятиях оказывается различной, чтонаходит выраже­ние в различных уровнях издержек (затрат) в туристскихпредприятиях. Однако на рынке данные предприятия свой турпродукт продают не поиндивидуальным, а по обще­ственным (рыночным) ценам. При этом рыночная ценатурпродукта ориентируется на уровень затрат тех предприя­тий, которыеиспользуют относительно худшие туристские ресурсы. Последнее обстоятельствовызывается двумя фак-   \\торами: количественной ограниченностьютуристских ре­сурсов и рыночным спросом на туристские услуги, объем которого немогут удовлетворить только лучшие и средние ресурсы. В этих условиях туристскиепредприятия, исполь­зующие ресурсы лучшего и среднего качества, на нацио­нальноми мировом туристском рынке получают доба­вочную прибыль, так как ихиндивидуальные издержки ни­же общественных (рыночных). Эта разность между обще­ственными,рыночными и индивидуальными стоимостями как раз и образует добавочную прибыль — основу дифферен­циальной, или разностной, туристской ренты. Таков меха­низм ееобразования в рамках закона стоимости.
Механизмобразования дифференциальной туристской ренты достаточно убедительно можнообъяснить и в рамках закона спроса и предложения. В отличие оттуристских ре­сурсов уникального качества, предложение которых на рын­кеабсолютно неэластично и единично, предложение ту­ристских ресурсов среднего илучшего качества на рынке характеризуетсянизкой эластичностью, а иногда иполной неэластичностью. В противоположность туристским ресур­самуникального качества, существующим в абсолютно мо­нопольном могуществе своейнеповторимости, средние и лучшие туристские ресурсы могут иметь заменители(субс­титуты), их ограниченность не абсолютна, ибо потребитель-турист можетвыбрать другие варианты турпродукта. Тем не менее и эти средние, а также лучшиетуристские ресурсы, равно как и другие факторы производства (труд, капитал,организация, информация), количественно ограниченны, их предложение на туристскомрынке или неэластично, или имеет весьма низкую эластичность. И этих условийдоста­точно, чтобы туристские ресурсы лучшего и среднего качества породилифакторный доход — добавочную прибыль, которая составляет материальную основудифференциаль­ной туристской ренты.
Длянаглядности представим этот процесс графически. Предположим, на данномтуристском рынке в условиях со­вершенной конкуренции действуют три фирмы:фирма А располагает лучшим туристским ресурсом (ее гостиница на­ходится всамом центре города);фирма Б располагает сред­ним туристским ресурсом(ее гостиница находится на некотором расстоянииот центра города);фирма В располагает худшим туристским ресурсом (ее гостиница находитсяза городом, что требует значительных затрат на доставку ту­ристов).Предположим, что все прочие условия у этих фирм одинаковы и равны. В такомслучае кривые средних вало­вых (АТС) и предельных издержек (МС)будут иметь вид, показанный на рис.3.3.
/>

                                                 а)                             б)                                   в)
 
Рис.3.3.Образование дифференциальной туристской ренты у фирм А и Б
 на основе местонахождения гостиниц. Тран­спортные затраты на
обслуживание туристов фирмы А (а), Б (б), В (в)
Посколькуречь идет о рынке совершенной конкурен­ции, линия спроса Dна туристский продукт (проживание в гостинице) у всех трех фирм будетгоризонтальной и зафик­сирует одинаковый уровень рыночной цены Р\ на этиуслуги. Количество услуг Q\ такжеможет оказаться равным. Однако фирма А в рассматриваемых условиях получитзначительную сверхприбыль, так как ее общие средние издержки на тран­спортныеуслуги (АТС) минимальны или вообще отсутствуют. Фирма Б получит меньшуювеличину добавочной прибыли по сравнению с фирмой А, поскольку ей приходитсянести определенную величину общих средних издержек на тран­спортные услуги.Фирма В на транспортном факторе никакой добавочной прибыли не получит: ееместонахождение удале­но от центра города столь значительно, что ей приходитсянести значительные издержки на транспортные услуги.
Линияпредельных издержек (МС) пересекает линию средних издержек в ееминимальной точке, которой яв­ляется точка равенства средних и предельныхиздержек, то есть точка пересечения кривых МС и АТС. Сувеличением количества (объема) туристских услуг средние и предельные издержкирастут, при этом предельные издержки становятся выше предшествующих среднихиздержек. Каждая турист­ская фирма стремится установить на рынке такое равнове­сие,при котором ее предельные издержки были бы равны предельному доходу. Такойобъем услуг для фирмы оптима­лен. В нашем примере это уровень Р\. Однакоиндивиду­альные средние издержки на транспортные услуги у всех трех фирм (А, Би В) различны. Более удачное расположе­ние гостиниц у фирм А и Б принесет имфакторный доход -дифференциальную туристскую ренту. Из этого следует, что дифференциальнаятуристская рента — это факторный доход, который получают туристские фирмы врезультате использо­вания лучших и средних ресурсов в условиях, когда предло­жениеэтих ресурсов или неэластично, или имеет низкую эластичность.
Обратимвнимание на особенность, которая имеет мес­то в истории экономических учений ив современной эко­номической науке: дифференциальную земельную ренту признавалии ныне признают представители всех эконо­мических школ и всехэкономико-теоретических направле­ний (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршалли др.). Признание дифференциальной туристской ренты также не может подвергатьсякакому-либо сомнению. Сложнее об­стоит дело с вопросом обабсолютнойтуристской ренте.
Классическаяэкономическая школа образование абсо­лютной земельной ренты увязывает смонополией частной собственности на землю. Не отрицая этот тезис, подчерк­нем,что в отличие от государства частный собственник не отдает в аренду набесплатных началах даже самый худший участок земли. Однако это неисключает, а, напротив, предполагает научный поиск другихсоциально-экономических условий и факторов, которые порождают образова­ниетуристской ренты в процессе хозяйственного использо­вания всякого туристскогоресурса, включая и худшие из них. Разумеется, подобная постановка вопроса нетрадиционна, но она должна быть высказана.
 
Всфере туризма имеются все необходимые условия для образования абсолютнойтуристской ренты на чисто рыноч­ной основе вне зависимости от формы собственности на ту­ристские ресурсы. Речь идето том, что всякий туристский ресурс, включая и худший, как синтез природных,исто­рических и социально-культурных факторов по своим по­требительскимкачествам, по уровню полезности превышает чисто природный худший фактор.Понятие «худший при­родный ресурс» как бы остается в пределах чистоприрод­ной, т. е. земледельческой и добывающей сфер, а худший туристский ресурсобладает дополнительной полезностью -оздоровительной, экологической,исторической и социаль­но-культурной, духовной.
Вспомним еще раз цели,которые преследует турист: досуг, рекреация, отдых; посещение знакомых иродствен­ников; деловые и профессиональные цели; лечение; религия ипаломничество; другие цели, включая удовлетворение фи­зических, духовных иумственных потребностей. Все эти об­стоятельства как бы подчеркиваютособуюсоциальную зна­чимость даже худшего туристского ресурса.
Помере перехода общества к постиндустриальной ста­дии развития значение услуг вцелом и прежде всего турист­ских услуг будет возрастать. Повышенный спрос натурист­ские услуги по сравнению со спросом на чисто материаль­ные блага неможет не найти отражения в стоимости этих услуг и соответственно в стоимостиэтих ресурсов. Не слу­чайно во многих странах смешанной и развитой экономикинорма прибыли в сфере рекреации и туризма выше, чем в земледелии и добывающихотраслях. Образно говоря, му­зей-усадьба при прочих равных условиях имеетбольшую полезность и потому стоит дороже, чем просто дом такого же типа натаком же по размеру и качеству участке земли. Наряду с дополнительнойполезностью относительно худ­ших туристских ресурсов следует учитывать и тообстоятель­ство, что количественно эти ресурсы ограничены, из-за чего их предложениена рынке характеризуется низкой элас­тичностью.
Такимобразом, рыночный механизм образования трех форм туристской ренты различен.Монопольная туристская рента полностью базируется на уникальности и исключи­тельнойполезности туристского ресурса, который имеет предельно высокий рыночный спрос,как правило, значи­тельно превышающий рыночное предложение в силу его аб­солютнойнеэластичности, что находит выражение в моно­польно высокой цене на уникальныйтурпродукт. Диффе­ренциальная туристская рента основана на различиях в ка­честве(уровне полезности) и ограниченности лучших и средних туристских ресурсов,предложение которых на рынке или неэластично, или малоэластично, что находитотражение в разности между рыночными и индивидуальны­ми ценами на турпродукттех фирм, которые их используют. Абсолютная туристская рента предполагает, чтообычные худшие природные условия выступают нижней (бортовой) границейформирования предельного продукта.
Предельныйпродукт может иметь физическое выраже­ние в виде прироста туристских услуг отодной дополни­тельной единицы туристского ресурса и денежное выраже­ние в видепредельного -физического продукта, представ­ленного в рыночной цене. Предельныйпродукт выполняет важную роль в практике коммерческого расчета туристских фирм:он помогает определить долю отдельных факторов в общем результате фирмы,уровень заработной платы при найме дополнительной рабочей силы, даетвозможность свести к минимуму издержки и одновременно максимизи­ровать прибыльи в конечном счете решить проблему заме­щения ресурсов. Если худший природныйфактор, равно как и средний, и лучший, одновременно выступает и как туристскийресурс, т. е. имеет дополнительную полезность,.появляются условия дляобразования абсолютной турист­ской ренты.
Всовременной экономической литературе «доход, обес­печиваемый любымфактором производства, у которого предложение временно сохраняет неизменнуювеличину, иногда называют квазирентой»\ (от лат. quasi- как будто, почти; reddita — отданная назад). Например, построеннаягидроэлектростанция после того, как полностью окупятся затраты на еесооружение, длительное время действует как «даровая» сила природы иприносит добавочную прибыль. Относительно худший туристский ресурс — любой му­зей-усадьба,имеющий полезность как турпродукт, — может приносить добавочную прибыль в формеабсолютной ту­ристской ренты, если предложение этого ресурса длитель­ное времянеэластично и в обществе на туристском рынке имеется спрос на данныйтурпродукт. То, что современное неоклассическое направление называетквазирентой, клас­сики прошлого называли добавочной прибылью или сверх­прибылью.Эту добавочную прибыль в сфере туризма с пол­ным основанием можно назватьабсолютной туристской рентой.
Графически процессобразования всех трех форм ту­ристской ренты на рынке туристских услуг в егомикроэко­номическом аспекте, т. е. на уровне отдельных предприятий и фирм,представлен на рис. 3.4:
 
/>

Рис. 3.4.Образование трёх форм туристской ренты на рынке туристских услуг
Нарисунке буквенные символы означают: Q- количество туристских ресурсов на рынке туристскихуслуг; Q1- количест­во уникальных туристских ресурсов,предложение которых аб­солютно неэластично и единично; Q2- количество лучших ту­ристских ресурсов, предложениекоторых неэластично, но не единично; Qз — количество средних туристскихресурсов, пред­ложение которых характеризуется низкой эластичностью и накоторые могут появиться заменители; Q4 — количество относи­тельно худших туристскихресурсов, предложение которых ха­рактеризуется низкой эластичностью и накоторые имеются заменители; S1,S2, Sз и S4- кривыепредложений на рынке ту­ристских услуг соответственно уникальных, лучших,средних и худших туристских ресурсов; D- кривая спроса на турист­ские ресурсы как следствиеспроса на туристские услуги; R-величина той или иной формы туристской ренты; R1- ве­личина монопольной туристской ренты в условияхрыночного равновесия; R2 — величина дифференциальной туристской рен­ты, образующейся при использованиилучших по качеству ту­ристских ресурсов в условиях рыночного равновесия; Rз — ве­личина дифференциальной туристской ренты, образующейся при использованиисредних по качеству туристских ресурсов в условиях рыночного равновесия; R4- величинаабсолютной ту­ристской ренты в условиях рыночного равновесия.
Наповерхности экономических явлений все три формы туристской ренты выступают какединая величина, как еди­ный факторный доход. Это означает, что предприятия ифирмы, использующие относительно худшие туристские ресурсы, получают толькоабсолютную туристскую ренту, т. е. факторный доход относительно небольшойвеличины. Те предприятия и фирмы, которые используют средние и лучшиетуристские ресурсы, получают абсолютную и диф­ференциальную туристскую ренту,т. е. факторный доход большей величины, чем в первом случае, а те, которые ис­пользуютуникальные туристские ресурсы, получают все три формы туристской ренты — абсолютную, дифференциальную и монопольную. Факторный доход этих туристскихпред­приятий максимально высок. Практическая реализация всех рассматриваемыхпроцессов образования трех форм и сово­купной туристской ренты осуществляетсячерез механизм рыночных цен на туристские услуги.
Проанализированныевыше закономерности образования туристской ренты отражают лишь чистоэкономический аспект проблемы. Для более глубокого понимания природы и меха­низмафункционирования туристской ренты следует от изучения сущности первого порядкаперейти к рассмотрению сущности второго, более глубокого порядка — к анализусоци­альной природы туристской ренты.
 
Туристская рента в системе отношений собственности
Туристскаярента органически соединяет в себе целый комплекс не только экономических, но исоциальных свя­зей и отношений. После того, как рента произведена и по­лучена,начинаются процессы ее распределения, перерас­пределения и использования,которым, однако, предшеству­ет процесс присвоения. Еще до того как туристскаяоргани­зация была создана, она начала приобретать, т. е. присваи­вать,туристские ресурсы. В процессе работы она присваи­вает результаты своейдеятельности. Узловым вопросом, определяющим социальное содержание туристскойренты, как раз и является вопрос о том, кто, в какой форме и в ка­ком размере(объеме) присваивает этот факторный доход.
Всякаярента, в том числе и туристская, есть форма реализации права собственности натот фактор, на те ресур­сы, использование которых порождает ренту, традиционноименуемую соответствующим факторным доходом — доходом от земли, недр, воды,туристских ресурсов. В то же время следует помнить и о другой стороне проблемы:всякая доба­вочная прибыль, всякий факторный доход, строго говоря, лишь тогдастановится рентой, когда он поступает в распо­ряжение собственника ресурса.Соответственнотуристская рента есть форма реализации права собственности натурист­ские ресурсы.
Собственностькак система социально-экономических отношений присвоения включает четыреаспекта:
1)объект присвоения, т. е. что именно присваивает соб­ственник;
2)субъект присвоения, т. е. кто конкретно присваивает данное благо или услугу;
3)форму присвоения, т. е. как присваивается данное благо или услуга, в какой форме- индивидуально или кол­лективно;
4)характер отношений присвоения между субъектами присвоения благ и услуг.
Первыйаспект этой системы характеризует материально-вещественное содержаниесобственности, второй — персо­нального, конкретного носителя присвоения, третийанали­зирует форму бытия и существования отношений присвое­ния, четвертыйаспект — социально-экономическое содержа­ние отношений присвоения.
Применительнок проблеме туристской ренты эти четыре подсистемы отношений присвоения могутбыть оха­рактеризованы следующим образом.Объектом присвоения в сферетуризма являются туристские ресурсы и соответ­ственно результаты хозяйственнойдеятельности туристских предприятий, в частности, туристская рента. Приэтом тот, кто владеет ресурсами, владеет и результатами хозяйствен­нойдеятельности.Субъектами присвоения туристских ресур­сов и соответственноренты выступают туристские предприя­тия и государственные органы власти.Российским законода­тельством признаны вэкономическом аспекте три основныеформы присвоения: индивидуальная, коллективная и государ­ственная, вюридическом аспекте признаны две основных формы — частная и государственная.Последняя, в свою очередь, может быть федеральной, республиканской и му­ниципальной.Из этого следует: передавая туристские ресур­сы в частную собственность,федеральные и местные органы власти тем самым лишают себя права взиматьтуристскую ренту — факторный доход от туристских ресурсов. Решаясь на такойшаг, общество должно заранее просчитывать буду­щие последствия этой меры.
Однимиз самых сложных вопросов в системе отноше­ний собственности является четвертыйаспект — вопрос о характере социально-экономических отношений между людьми поповоду присвоения благ и услуг. Уже в V в. н. э. знаменитое «Римскоеправо» определяет собственность как право владения, пользования ираспоряжения. При этом владение предполагает, что сам собственник или его пред­ставительимеет возможность исключительного контроля над ресурсами, благами, услугами.Пользование — это функция владения, при которой имеет место фактическое при­менениересурса, блага, услуги. Распоряжение — это функ­ция пользования, при которойпринимаются решения по поводу функционирования объекта присвоения. В целомсобственность имеет все права полного присвоения, а со­ставляющие триады — владение, пользование и распоряже­ние — есть формы неполного присвоения.Собственником уникального музея-усадьбы на правах полного присвоения может бытьгосударство (например, его федеральный орган власти), а вся триада неполногоприсвоения может быть пе­редана туристской организации на правах аренды.
Вопросо содержании отношений собственности столь важен, что в современнойэкономической науке возникло целое направление — экономическая теория правсобствен­ности. Согласно этой теории собственностью являются не ресурсы, а«пучок прав» (термин, введенный лауреатом Но­белевской премии Р.Коузом), или доля прав по использо­ванию ресурсов. Здесь проявляется явнаянедооценка эко­номической роли объекта присвоения и прежде всего роли факторовпроизводства, однако эта теория имеет и положи­тельные аспекты: она пошладальше триады неполного при­своения и тем самым развила ее как вширь, так ивглубь. Современная экономическая теория прав собственности включает в себя 11основных элементов («веток») этого «пучка»:
1) право владения, т. е. право исключительного длядругих физического контроля над благами, ресурсами;
2) право пользования в собственных интересах, т. е. правоприменения полезных свойств благ и услуг для себя;
3) право управления, т.е. право решать, кто, как и в ка­компорядке будет обеспечивать использование благ и услуг;
4) право на доход, т. е. право обладать результатами отиспользования благ и услуг;
5) право суверена, хозяина на капитальную стоимостьблага, услуги, т. е. право на отчуждение, потребление, изме­нение илиуничтожение блага, услуги;
6) право на безопасность, т. е. право на защиту (им­мунитет)от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;
7) право на передачу благ, ресурсов в наследство; 8)право на бессрочность обладания благом;
9) запрет на использование благ и услуг способом, на­носящимвред внешней среде или другим участникам права;
10) право на ответственность взыскания по долгам, т. е.возможность взыскания блага или услуги для уплаты долга, возможность вещи бытьотобранной для уплаты;
11) право на остаточный характер, т. е. право на авто­матическоевозвращение вещи прежнему владельцу по ис­течении определенного времени, правона осуществление процедур и существование институтов, которые обеспечи­ваютвосстановление нарушенных полномочий.
Разумеется,перечисленные 11 основных элементов прав собственности не исчерпывают всехвидов и форм выраже­ния отношений присвоения, которые могут иметь место вреальной жизни. Некоторые правоведы и экономисты насчитывают более 1500 видовправомочий в рамках полно­го права собственности. Однако перечисленные выше ос­новныеэлементы прав собственности помогают выработать поведенческие отношения междупредприятиями в сфере туризма и органами власти. Эти правила «игры»должны быть такими, чтобы и органы власти, и сами туристские организации былимаксимально заинтересованы в высокой эффективности использования туристскихресурсов.
Вреальной жизни применение основных прав соб­ственности может испытывать влияниедвух крайностей. Первая крайность состоит в том, что всем «пучкомправ», состоящим из всех 11 «веточек», владеет туристская органи­зация(фирма, предприятие) и только она. Это означает, что все туристские ресурсыиспользуются только в форме пра­вового режима частной собственности. Туризм вданном случае приобретает исключительно коммерческую направ­ленность в пользусубъектов частной собственности на ту­ристские ресурсы. Общество и прежде всегогосударствен­ные органы власти в этом варианте сознательно лишают се­бя прававзимать туристскую ренту, ибо последняя и есть форма реализации правасобственника на туристские ресур­сы. Часть туристской ренты государством можетбыть изъята у туристских организаций лишь в форме прямого налога, каковой имеетместо в любом обществе. Возможность раз­вития социальной направленности туризмав этом случае ничтожна, ибо в сфере туризма устанавливаются сугубо ры­ночные,меркантильные правила игры, которым чужды ин­тересы человека без кошелька.
Другаякрайность состоит в том, что всем «пучком прав», состоящим из всех 11«веточек», владеет государство в лице его федеральных,республиканских и местных орга­нов власти. Это означает, что все туристскиересурсы ис­пользуются только в форме правового режима государствен­нойсобственности. В таком случае туристские организации (предприятия, фирмы,агентства) оказываются не заинтере­сованными в экономических результатах своейдеятель­ности, в максимизации коммерческого успеха в процессе производства иреализации турпродукта, хотя социальная направленность туризма может статьреальностью.
Совершенноочевидно, что в сфере туризма нужна ор­ганизация таких правил «игры»в отношениях собствен­ности, которая учитывала бы принцип полиморфизма (отгреч. poly — много и morphe — форма). Это означает, чтоуказанный выше «пучок прав», состоящий из 11 элементов правсобственности, должен быть рационально поделен между субъектами присвоениятуристских ресурсов и соот­ветственно между субъектами присвоения туристскойренты. Такими субъектами прав собственности являются органы власти(федеральные, республиканские, местные), с одной стороны, и туристскиеорганизации, которые непосред­ственно создают, реализуют и оказывают услуги, — с другой стороны. Только такие правила «игры» создают возмож­ностьсоединить два прямо противоположных начала в раз­витии туризма: достижениекоммерческого успеха воимя интересов человека и общества в целом и воимя социаль­ной направленности российского национального туризма. Самтуризм становится важнейшей отраслью социально-культурной сферы общества.
Утверждаяпринцип обязательного разделения «пучка прав» собственности междуорганами власти и туристскими организациями, необходимо избежать еще однойвозможной ошибки. Имеется в виду спецификация прав собственности на туристскиересурсы,смысл которой состоит прежде всего в том, что к туристским ресурсамисключается свободный до­ступ. В противном случае ресурсы ничьи, они непринадлежат никому: ни данному конкретному предприятию, ни данному конкретномуоргану власти. Исключающий харак­тер отношений собственности генетическипредопределяет­ся тем, что все ресурсы, в том числе и туристские, имеютлимитированный характер, а также тем, что нет места бес­хозяйственности ибесконтрольности.Смысл спецификации прав собственности на туристскиересурсы состоит также в том, что между органами власти и туристскими организа­циямидолжны быть поделены все 11 элементов «пучка прав''. Это обеспечитправовой порядок в экономических связях участников рассматриваемых отношений.Основными кри­териями для разделения „пучка прав“ должны быть два»золотых" правила: 1) данный элемент права надо отдать тому субъектудележа, кто может извлечь из него наиболь­шую пользу; 2) нельзя один и тот жеэлемент на равных правах отдавать одному и одновременно другому субъектуприсвоения туристских ресурсов, что может создать право­вой беспредел итупиковость в вопросах присвоения.
Сучетом сказанного выше «пучок прав» собственности между органами власти(федеральными, республиканскими и муниципальными), с одной стороны, итуристскими орга­низациями, с другой стороны, может быть поделен следую­щимобразом.
Органыгосударственной власти получают: А. Право полного отчуж­дения. Б. Элементыправ.
1. Право суверена, т. е. право на отчуждение, по­требление,изменение или уничтожение ресурса.
2. Право на безопас­ность, т. е. право на защиту отэкспроприа­ции ресурса и от вреда со стороны внешней среды.
3. Право на передачу ресурсов в наследство.
4. Право на бес­срочность обладания ресурсами.
5. Запрет на использо­вание ресурсов спосо­бом,наносящим вред другим или внешней среде.
6. Право на ответствен­ность взыскания по долгам.
7. Право на остаточный характер, т. е. автома­тическоевозвращение вещи, ресурса прежнему владельцу.
Туристскиеорганизации получают: А. Право неполного при­своения. Б. Элементы прав.
1. Право владения, т. е. право исключительногофизического контроля над ресурсами.
2. Право использова­ния, т. е. право приме­ненияполезных свойств ресурсов для себя.
3. Право управления, т. е. право решать, кто, как и вкаком порядке будет обеспечивать ис­пользование ресурсов. 4. Право на доход, т.е. право обладать резуль­татами от использова­ния благ, ресурсов.
Следуетподчеркнуть, что перечисленные 11 элементов «пучка прав»собственности не исчерпывают всего многооб­разия отношений и что/реальная жизньбогаче, сложнее и более противоречива. Важно другое: использование ту­ристскихресурсов и соответственно присвоение туристской ренты затрагивают комплексинтересов присвоения и прав собственности как самих туристских организаций, таки ор­ганов власти — федеральных, республиканских и местных. В данных условияхвзаимный учет этих интересов предпола­гает полиморфизм, который наряду смногообразием форм присвоения предполагает учетприоритетов.Уникальность целого ряда туристских ресурсов, их мировая и исто­рическаяценность не дают оснований для передачи их в полное отчуждение рамками частнойформы собствен­ности: эти ресурсы должны принадлежать обществу в целом. Даннаяконцепция проистекает из всех мировых религиоз­ных учений — Будды, Моисея,Мухаммеда, Христа, а также политических и всех социалистических учений.Например, Третьяковская картинная галерея и Лувр должны принадле­жать обществу,которое их хранит и оберегает. Это пони­мали сами основатели и создатели данныхшедевров.
Другимисловами, современное общество и его вырази­тели — органы власти — должныпровести учет и анализ со­стояния туристских ресурсов, дать им своеобразную ка­дастровуюоценку. В этом состоит исторический долг со­временного общества перед будущимипоколениями людей. Точный и научно обоснованный учет туристских ресурсовпозволит четко определить отношения всех заинтересован­ных субъектов.
Взаимоотношениямежду органами власти и туристски­ми организациями по поводу прав собственностина турист­ские ресурсы можно представить следующим образом: орга­ны власти — федеральные, республиканские и местные — по­лучают право полного отчуждения;туристские организации получают права неполного отчуждения. На основе кадастро­выхоценок органы государственной власти закрепляют ту­ристские ресурсы за тем илииным органом власти — феде­ральной, республиканской и местной — на правахполного собственника. Затем эти органы власти вступают с турист­скими организациямив договорные правовые и эконо­мические отношения, которые могут иметь характераренды. В договорах (контрактах) между соответствующими органа­ми власти итуристскими организациями четко определяют­ся и распределяются элементы правсобственности на дан­ный туристский ресурс, объект. Указанное выше разделе­ние«пучка прав» собственности могло бы стать основой этих договорныхвзаимоотношений.
 
Четкоеразделение прав собственности по поводу туристских ресурсов между органамивласти и туристскими органи­зациями позволит реально определить социальноесодержание туристской ренты, ее социальную ориентированность. Более того, вся сфера туризма приобретет социальнуюнаправлен­ность, если органы власти будут выражать интересы народа, широкихслоев общества. В то же время разделение прав собственности между участникамидоговорных отношений не исключает и коммерческой заинтересованности турист­скихорганизаций. Туристская рента теперь становится объ­ектом присвоения двухосновных субъектов присвоения ту­ристских ресурсов: органов государственнойвласти и ту­ристских организаций. В свою очередь, государственные органы властидолжны четко разделить права собственности на туристские ресурсы междуосновными представителями этой власти — федеральными органами, субъектамифедера­ции и местными органами. И тогда туристская рента в каж­дом конкретномслучае окажется или объектом присвоения только двух субъектов — местных органоввласти и турист­ских организаций, или объектом присвоения трех субъек­тов — федеральных органов власти, местных органов власти и самих туристскихорганизаций. Этот дуализм или триада субъектов прав собственности объективнопредопределяется тем обстоятельством, что в первом случае туристские ресур­сынаходятся в собственности местных органов власти и ту­ристских организаций, вовтором — в собственности феде­ральных органов власти и туристских организаций,однако и в этом случае местные органы власти должны располагать рядом прав иобязанностей по использованию туристских ресурсов федерального значения.
Анализотношений собственности, определяющих со­циальное содержание туристской ренты,позволяет более конкретно рассмотреть следующие важнейшие вопросы: а) принципыраспределения туристской ренты; б) механизм ее распределения; в) социальнуюнаправленность в процессе использования; г) механизм процесса использования ту­ристскойренты.
 
Принципиальные основы распределения и использования
 туристской ренты
Всякаянаука и прежде всего экономическая — не само­цель, а средство. Мы исследуемзакономерности и формы образования туристской ренты, изучаем ее социальное со­держаниедля того, чтобы поставить это экономическое яв­ление на службу обществу ичеловеку.
Закономерностиобразования туристской ренты и ха­рактер разделения прав собственности натуристские ресур­сы предопределяют принципиальные основы распределения ииспользования туристской ренты.
Субъектамипроцесса распределения туристской ренты могут быть:
1) собственно туристские организации (предприятия,фирмы), непосредственно использующие туристские ресур­сы как объект хозяйствана правах неполного отчуждения (неполного присвоения);
2) федеральные органы власти, если они являются соб­ственникамиданных туристских ресурсов и обладают пра­вом полного отчуждения;;
3) республиканские и областные органы власти, если ониявляются собственниками данных туристских ресурсов и обладают правом полногоили неполного отчуждения;
4) местные органы власти, если они являются собствен­никамиданных туристских ресурсов и обладают правом полного отчуждения, а также в томслучае, когда туристские ресурсы находятся в собственности федеральных,республи­канских или областных органов власти на правах полного отчуждения, аместные органы власти имеют право непол­ного отчуждения, т. е. обладаютнекоторыми элементами прав из общего «пучка прав» собственности.
Следуетотметить, что в действительности реализация федеральной, республиканской иобластной власти осу­ществляется через органы местной власти, вследствие чегоони всегда являются непременными участниками распреде­ления туристской ренты.
Таким образом, первыйвывод, который неизбежно сле­дует из теории прав собственности, — туристскаярента должна распределяться между туристскими организациями, у которыхобразуется этот факторный доход, и органами го­сударственной власти, имеющимиправа полного или не­полного отчуждения. В качестве конкретных представителейгосударственной власти всегда выступают местные органы власти, а в отдельныхслучаях — республиканские и феде­ральные. Следовательно, туристская рентастановится объ­ектом распределения двух, а иногда трех субъектов распре­деления.
Этотпринцип раздела туристской ренты между двумя (а в отдельных случаях — междутремя) субъектами — самими туристскими организациями и соответствующимиорганами власти — предопределяется также факторами и причинами чистоэкономического характера. Дело в том, что процесс распределения — это не толькоследствие процесса произ­водства (известно, что распределять можно то истолько, что и сколько создано); процесс распределения — это одновре­менно ифактор воздействия на хозяйственную деятельность самих туристских предприятий.При определенных условиях механизм распределения туристской ренты может статьфактором воздействия на эффективное использование ту­ристских ресурсов. Болееконкретно это может выражаться в том, что туристская рента, во-первых, может идолжна стать источником покрытия затрат на отрицательные внеш­ние эффекты,которые вызывает развитие туризма, во-вторых, может и должна стать источникомразвития ту­ристской индустрии и туристской инфраструктуры.
Известно,что развитие туризма порождает не только по­ложительные, но и отрицательныевнешние эффекты или косвенные издержки, некомпенсируемые затраты: загрязне­ниеводы, воздуха, мусор, шум, уничтожение элементов жи­вой природы, разрушениесоциокультурного наследия и т. п. Все эти издержки экономического характерамогут быть ком­пенсированы развитием инфраструктуры и индустрии туриз­ма.Разумеется, выгоды от развития туризма превышают его издержки (как прямые, таки косвенные). Однако совершен­но очевидно, что отрицательные внешние эффекты — явление реальное и что компенсироваться они могут лишь развитием современнойтуристской инфраструктуры и индустрии.
Насовременном этапе развития России решение ука­занных выше задач приобретает особуюостроту и прямой характер чрезвычайности. Острейшая необходимость ис­пользованиятуристской ренты на развитие самого туризма в современной Россиипредопределяется целым рядом обстоя­тельств. Во-первых, практически нереальнобюджетное фи­нансирование туризма как на макро-, так и на микроуровне в силудефицитности самого бюджета. Во-вторых, объем платных туристско-экскурсионныхуслуг населению России после 1990 г. неуклонно сокращается1.В-третьих, сам фонд накопления в национальном доходе и валовом внутреннемпродукте страны после 1990 г. неуклонно сокращается -и абсолютно, иотносительно. В-четвертых, наблюдается тенденция  замедления  темпов социально-культурного и спортивного строительства: только с 1992 г. ввод в дей­ствиедомов отдыха сократился в 5,5 раза, по сравнению с 1980 г. — в 36 раз, а посравнению с 1970 г. — в 110 раз2, за пять лет (1992 — 1996 гг.)прекратили работу 37 тысяч спор­тивных сооружений3. В-пятых,обострилась проблема со­хранения целого ряда уникальных природных, историческихи социально-культурных памятников. Будущие поколения не простят того процессаразрушения, которое имеет место в России после 1990 г. Грозным символом этогоразрушения может служить нынешнее состояние мемориального ком­плекса«Родина-Мать» на.Мамаевом кургане в Волгограде.
Развитиетуризма тормозится целым рядом социально-экономических факторов каквнутреннего, так и внешнего характера: падением уровня жизни, диктатомантироссий­ского образа жизни со стороны средств массовой информа­ции,отсталостью страны от мировых стандартов в развитии туризма и т. д.Общийвывод приведенной аргументациисо­стоит в том, чтотуристскаярента как факторный доход от хозяйственного использования туристских ресурсовдолжна направляться на развитие самого туризма и что субъектами распределениятуристской ренты должны стать туристские организации и соответствующие органывласти.
 
Роль внешних эффектов в процессах образования, распределения
и использования туристской ренты
Китайскаяпритча, идущая от Конфуция, гласит: камень будем подогревать — цыпленка неполучим, яйцо будем по­догревать — цыпленка получить можем, если будем его подо­греватьтак, как требует того Природа. Мораль этой притчи в том, что источник развитиявсякого явления должен быть заключен в самом явлении, однако нормальноеразвитие всякого явления нуждается в хорошей внешней среде. Ска­занное в полноймере относится к туризму, в частности, к процессам формирования в нем рентныхотношений.
 
Рыноктуристских услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Внешние эффекты представляют собой издержки и выгоды,которые неизбежно связаны с производством, реализацией и потреблением ту­ристскихуслуг, однако каждый участник туристского рынка стремится эти издержкипереложить на других, а выгоды присвоить себе. Реальна и такая ситуация, когдаиздержки несут юридические и физические лица, непосредственно не являющиесяучастниками рыночной сделки, а выгоды полу­чают продавцы туристских услуг.Непосредственные участ­ники рынка туристских услуг — продавец (туристская орга­низация)и покупатели (туристы, путешественники). Их от­ношения находят выражение в ценетурпродукта, в которой, однако, не отражается целый ряд затрат, реально имеющихместо и связанных с деятельностью туристских организаций. Типичным примеромтаких затрат и одновременно важным элементом внешних эффектов являетсязагрязнение воды, воздуха, окружающей среды. В этом случае фактическиебухгалтерские издержки туристских организаций, учитывае­мые в цене натурпродукт, оказываются ниже полных эко­номических издержек, которые реальнонесет общество с учетом внешних эффектов.
 
Внешниеэффекты по своей природе и по своим послед­ствиям могут быть отрицательными иположительными.
 
Котрицательным внешним эффектам втуризме относят­ся: заторы и аварии на дорогах, авто- и авиакатастрофы,болезни,преступность, пожары, загрязнение воды, воздуха, мусор, шум, уничтожение живойприроды, ущерб природ­ной красоте, полное или неполное изъятие территории,пригодной для промысла или для сельского хозяйства, раз­рушениесоциально-культурного наследия и традиций и т. д.
 
Кположительным внешним эффектам втуризме отно­сятся: доходы нетуристских организаций в связи с увеличе­ниемпотребителей и оказанием услуг, непосредственно не входящих в пакеттурпродукта; рост зарплаты в регионе в связи с развитием инфраструктуры;увеличение числа ра­бочих мест и вакансий; рост государственных доходов за счетналоговых сборов и сбора пошлин; поступления-нетто в иностранной валюте и т. д.При этом эффект мультипли­кации оказывает положительное влияние на роствалового национального продукта. К положительным внешним эф­фектам в туризмеотносятся также факторы и последствия социального характера: развитиеобразования, усвоение опыта других стран и народов, развитие медицинских услуг,реализация духовных потребностей, взаимообогащение культур. В отличие отсовременных российских средств мас­совой информации туризм, в частностивнутренний, не раз­вращает, а обогащает человека нравственно, духовно, воспи­тываяв нем патриота.
Сопоставлениеотрицательных и положительных эф­фектов показывает эффективность влияниятуризма на окружающую экономическую и социальную жизнь. Важно, чтобы этоотношение было больше единицы. Формула дейстственности внешних эффектов в сферетуризма может иметь следующий вид:
Позитивнаядейственность                         Положительные внешние эффекты
/>внешних эффектовв                          =                                                                                         .
сферетуризма                                               Отрицательные внешниеэффекты
Наличиевнешних эффектов свидетельствует о том, что истинная предельная полезностьтуристских услуг с точки зрения общества и с точки зрения рынка различна,ибо туристский рынок не улавливает последствий как отрицатель­ных, так иположительных внешних эффектов.
Туристскиеорганизации и потребители не хотят нести затраты по сохранению окружающейсреды, содержанию дорог, а также затраты социального характера. Однако эти жетуристские фирмы не жалеют туристских ресурсов и фи­нансовых средств в погонеза максимальным чисто ком­мерческим результатом. Напротив, при наличии явных по­ложительныхвнешних эффектов туристский рынок направ­ляет на производство данноготурпродукта недостаточное количество ресурсов и средств. Типичный пример: музейприносит выгоду не только тем туристам, которые его по­сещают, но и региону,обществу в целом. Истинная пре­дельная полезность туристских услуг, которыепредоставляет музей, для общества неизмеримо выше, чем предельная по­лезностьэтих услуг с точки зрения рынка и отдельного ту­риста, оплачивающего этиуслуги.
Сказанноепозволяет заключить, чтов учете как отрица­тельных, так и положительныхэффектов туристский рынок терпит «фиаско». Во-первых, он невключает в рыночные цены социальные издержки по компенсации отрицательныхвнешних эффектов, оставляя решение этих задач третьим лицам, которые неявляются непосредственными участника­ми рынка. Во-вторых, туристский рынокигнорирует многие положительные внешние эффекты, так как с точки зрения рынкаони не имеют денежного выражения, хотя их соци­альная   (духовная,  культурологическая,   историческая и т. п.) ценность очевидна.
Вподобных условиях возникает острая экономическая и социальная необходимостьучесть влияние внешних эф­фектов, т. е. найти средства для финансированиязатрат со­циального характера, вызванных отрицательными внешни­ми эффектами, иодновременно найти способы поддержки тех туристских организаций, которые несутобществу и ре­гионам положительные внешние эффекты, недооцененные рынком.
Существуютдва основных подхода к решению этой проблемы:
• государственное вмешательство;
• разделение прав собственности.
В экономической литературедлительное время эти два подхода рассматривались как нечто прямо противополож­ное.Одни экономисты — сторонники только государствен­ного вмешательства — предлагали, чтобы государство облага­ло налогом те предприятия, которыепорождают отрица­тельные внешние эффекты. Данный налог, по их мнению, призванпокрыть социальные издержки. Предприятия вклю­чают его в свои издержки,следовательно, внешние эффекты превращаются во внутренние затраты. Другиеэкономисты полагали, что эту проблему можно решить на основе разде­ления правсобственности. И если частные и социальные издержки всех участников правсобственности определены, то, значит, внешние эффекты ими учтены. Инымисловами, ' права собственности обретают экономический смысл, если каждыйучастник прав собственности несет свои издержки и каждый участник готов идти навзаимные уступки и обя­зательства.
Вреальной жизни решение проблемы учета внешних эффектов надо искать, используяоба подхода: и вмешатель­ство государства, и разделение прав собственности. Приот­сутствии двоякого подхода решение проблемы видится только одно: или чистоналоговое, или чисто рыночное. Следует помнить, что при отсутствии вмешательствагосу­дарства, нет и реального участника прав собственности, ко­торый взял бы насебя возмещение социальных издержек.
 
Вданных рекомендациях предпринята попытка дока­зать, что в сфере туризма можнорешить проблему учета внешних эффектов за счет туристской ренты на основе разде­ленияправ собственности между государственными органами власти и туристскимиорганизациями, не применяя при этом никакого дополнительного налогообложениядля покрытия социальных затрат.
Наличиевнешних эффектов — как положительных, так и отрицательных — свидетельствует отом, что проблема ту­ристской ренты — проблема не только микро-, но и макро­экономическая.Отрицательные внешние эффекты, порож­даемые деятельностью туристскихорганизаций, необходимо компенсировать так же, как и социальные затраты по ихус­транению. Эти затраты, как правило, сами туристские орга­низации не несут, аесли и несут, то частично, не в полной мере. В данных условияхорганы власти- федеральные, об­ластные и местные — как участники прав собственности берут насебя возмещение социальных издержек по туризму. Чтобы реализовать этуэкономическую функцию, органы власти должны иметь реальный финансовый фонд дляпроведения комплекса мероприятий по устранению влияния отрица­тельных внешнихэффектов. Практически это содержание и развитие всей инфраструктуры туризма.Источником такого фонда финансирования всех указанных социальных затрат может идолжна стать туристская рента.
Конкретнойформой финансирования всех социальных затрат в сфере туризма могла бы статьтуристская рента как особая статья доходов и расходов бюджетов соответствую­щихорганов власти. Источниками доходной части рентной статьи в бюджетахсоответствующих органов власти должны быть:
1) 5%-ная ставка от валовой выручки туристских орга­низацийво всех процессах реализации услуг по внутренне­му туризму;
2) 10%-ная ставка от валовой выручки в процессах реа­лизацииуслуг по выездному туризму.
Косновным расходным статьям этой рентной части в бюджетах соответствующихорганов власти можно отнести:
1) финансирование инфраструктуры внутреннего оте­чественноготуризма;
2) субсидирование (или дотирование) въездного туризма стем, чтобы изменить нынешнюю тенденцию развития на­ционального туризма в прямопротивоположном направле­нии: на первых этапах в сторону выравнивания, а впоследу­ющем — в сторону превышения въездного туризма над вы­ездным;
3) финансовую поддержку отдельных туристских орга­низаций,использующих особо ценные национальные ту­ристские ресурсы, в тех случаях,когда эти туристские орга­низации создают положительные внешние эффекты.
Этотвновь создаваемый централизованный фонд ту­ристской ренты, законодательнозафиксированный в бюд­жетах соответствующих органов власти, позволит без какихбы то ни было дополнительных налогов решить основные проблемы развитиянационального туризма в интересах России.
Заключение
 
Развитие национального туризманевозможно только на основе бюджетного финансирования в форме дотаций илитолько на основе безудержной коммерциализации, посколь­ку туризм — явление нетолько экономическое, но и соци­альное, явление не только рыночное, но идуховное, куль­турологическое. В этих условиях рынок туристских услуг неотражает адекватно влияния внешних эффектов, как поло­жительных, так иотрицательных. Полезность и ценность туристских услуг с точки зрения общества ис точки зрения рынка различны. Возникает объективная необходимость длягосударства в лице его федеральных, республиканских и местных органов властииметь реальный экономический ме­ханизм, который позволил бы придать сферетуризма высо­конравственную и гуманную направленность. Таким инструментом вэкономическом механизме сферы туризма могла бы стать туристская рента.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература
1)   Козырёв В. М. Туристская рента: Методические рекомендации — М.: Финансыи статистика, 1998 г.
2)   Козырев В. М. Туристская рента: Учеб. Пособие – М.: Финансы истатистика, 2001 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Застосування антибіотиків у хірургії
Реферат 65 «Менеджмент организации», специализации «Производственный менеджмент» грачевой еленой Олеговной
Реферат About Modern Technology Essay Research Paper Do
Реферат Буддизм в Китае и Японии
Реферат Системный подход как инструмент маркетингового анализа территорий
Реферат SameSex Marriages Essay Research Paper Samesex couples
Реферат Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента
Реферат "Я голос ваш, жар вашего дыханья..." (по лирике А. Ахматовой)
Реферат Великие открытия и антирелигиозная мысль Возрождения
Реферат Сложные суждения
Реферат «Челябинская государственная медицинская академия федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Реферат Характеристика правового содержания договора найма жилого помещения в соответствии с законодательством РФ
Реферат Механизм (аппарат) государства
Реферат Умозрение в красках. Очерк о русской иконе
Реферат Социология Дюркгейма (Укр.)