Реферат по предмету "История"


Становления Японского национализма

ОглавлениеВведение1. Становления Японского национализма2. Националистические течения, группировки, партии Японии, ихидеи и лозунги
2.1 Общество Патриотов (愛国社)
2.2 Великая Япония ПатриотическаяСторона (大日本愛国党)
2.3 Националистическое движение«нового правого крыла» (一水会)
2.4 Чёрное Общество Дракона (黑龍會; 黒龍会)
2.5 Национальный совет в защитуЯпонии (日本を守る国民会議). Ассоциация по обсуждениюфундаментальных проблем государства (国家日本問題土司会)
2.6 «Киотоская школа» и ее идеияпоноцентризма
3. Проявления национализма в период с2001-2011 гг.: от дипломатии к конфронтации
Заключение
Список литературы

Введение
 
Национализм – явление,природа которого неоднозначна. Национализм может играть историческипрогрессивную роль в моменты формирования нации, острой необходимости ее защитыот внешних врагов, то есть, другими словами, несет функцию сохранения иразвития самобытности нации. Достаточно вспомнить возрождение русского иликитайского духа в ответ на татаро-монгольское и маньчжурское иго. В таком жеключе можно квалифицировать и американский национализм XVIII века, служившийидеологической основой в борьбе против английского господства. Однако, когданационализм становится платформой теории национальной исключительности,превосходства одной нации над другой, он превращается в свою противоположность- шовинизм. Национал-шовинизм в политике может приобрести характер гегемонизма,поскольку идея сверхисключительности нации не может не вести к идее господстванад всем миром. Такая логика в свое время послужила обоснованием политикизахватов фашистской Германии и Италии, а также милитаристской Японии.
В западном сознаниинационализм часто видится как политико-идеологический феномен, позволяющийнации обозначить собственную культурную идентичность. Это средствосамоопределения нации применяется с целью подчёркнуть выдающиеся черты нации всравнении с остальными. Особенно важную роль национализм играет в жизниновообразованных, внутренне незрелых стран. Подчёркивая политическую и духовнуюсостоятельность оных, национализм как бы представляет всем доказательства ихправа на существование. Не обладая багажом экономических и культурныхдостижений, молодые государственные образования, как правило, обращаются кбогатому историческому наследию в поисках великих свершений, что послужили быверным средством их легитимации на международной арене. По этой причине стольчасто возникают споры исторического характера между различными новыми странами,особенно если они возникли на руинах некогда великих держав. Каждая страна ищетв былом величии империи свой след, доказательство прямого участия в грандиозномисторическом проекте, тем самым доказывая всему миру наличие у неё ресурсов,необходимых для реализации новых величайших замыслов.
Если национализмевропейского толка выступает сегодня как феномен, вытекающий из процессасамосознания нации в ходе её взаимодействия с окружающим миром, то национализмвосточный, в частности, японский, зародился в условиях полнейшей, необычайнодлительной самоизоляции страны. Внешние контакты Японии столетиямиограничивались лишь заимствованием политических и научных достижений западногососеда — Китая, и попытками усилить власть над Корейским полуостровом.Небогатая палитра внешней политики и торговли всё же позволили Япониисформировать совершенно уникальный тип ментальности, значительное место в которойзанимает самосозерцание. Именно замкнутость японского менталитета породилаособенный тип национальной культуры в целом, и специфический видгосударственного национализма в частности, резкий подъём которого сталнаблюдаться в начале XXIвека.
Государственныйнационализм в Японии — это особый идеологический конструкт, который правящиекруги страны эффективно используют ещё с периода революции Мэйдзи (с 1870-хгодов) для удовлетворения внутренних и внешних потребностей нации игосударства. Согласно теории, именно в периоды модернизации государство иправящие элиты мобилизуют и объединяют нацию с помощью обновлённойнационалистической идеологии, как правило, более агрессивной и болеенаступательной, чем прежняя.
Отличительной чертойяпонского национализма, глубоко уходящей корнями в прошлое, является то, чтоисторически он развивался не столько как самостоятельная идеология (вроделиберализма, консерватизма или социализма), а как искусная их подмена.Национализм сознательно внедрялся государством в массовое сознание черезраспространение патриотизма, любви и предпочтений к одной «хорошей иуникальной» нации (естественно, японской) и, соответственно, «нелюбви иравнодушия» к другим, «плохим, варварским» нациям. К последним японскиенационалисты традиционно относили Россию, Китай, Корею, и в меньшей степени СШАи Великобританию. Другими словами, национализм в Японии проявляется отнюдь не вформе сентиментального чувства любви к родине, а как идеология, основанная наубеждении, что Япония в тяжелые периоды своей истории может выжить только приусловии единства нации. Следует отметить, что идеология и политическая практикагосударственного национализма в Японии были категорически запрещеныоккупационными войсками США сразу же после окончания ВМВ. На том этапеамериканцы не были заинтересованы в возрождении Японии из «пеплаХиросимы», им нужна была слабая Япония с либеральной идеологией, а несильное государство-нация.
Идеологиягосударственного национализма, как и любая другая государственная идеология,может оцениваться по-разному. Но главное — применительно к Японии — состоит втом, что её отсутствие или слабая выраженность обрекает страну на утратузавоеванных ею экономических и политических позиций мировой державы.
Данное обстоятельствоактуализирует выбор темы научного исследования. Актуальность научной работывидится прежде всего в том, что на данном этапе ряд аспектов ведения внутреннейи внешней политики Японии, проявляющиеся часто в виде разнообразных претензий кряду стран, имеющих непосредственное отношение к возможному способствованиюлибо противостоянию развития и модернизации японского государства, в числекоторых США, Россия, Китай, Корея, Великобритания и другие, выражаются вформате «Вы обязаны» на почве расцвета нового японского национализма.
Целью научногоисследования является оценка националистических проявлений Японии со стороныбезопасности всех ее потенциальных «противников».
В данной работепредполагается решить следующие задачи:
— ознакомиться с историейзарождения национализма в Японии, как опорой нации;
— прокомментировать сменупатриотических настроений в Японии под влиянием США до распада СССР нанационалистические после;
— определить наиболеевыдающиеся националистические организации и движения ХХ века, их идеи илозунги, показать отсутствие их закомплексованности в вопросах выражениясверхисключительности японской расы;
— дать оценку действиямполитических деятелей Японии начала XXI века с точки зрения взаимоотношений с сопредельными государствами;
— осветить недавниесобытия, связанные с посещением президентом РФ Д.А. Медведевым суверенныхтерриторий и реакционных проявлений на это японских властей;
— охарактеризовать«синдромы» проявления нового японского национализма и перспективы его развития.
 

1. Становлениеяпонского национализма
 
С момента своегозарождения японский национализм находился в тесной корреляции с военнымсословием, которое в XIII веке сумело получить полный контроль над духовной иполитической жизнью страны. Предпосылкой к этому стало формированиедвойственной системы внутренних властных отношений. С одной стороны,развивались институт императорской власти, который постепенно стал замыкатьсяна самом себе, и придворная элита, которую меньше всего интересовалиэкономические и военно-политические проблемы Японии. С другой стороны, ответомутончённой культуре двора стала модель государственного развития, предложеннаясамураями: жёсткая централизация власти, доминирование практикигосударственного управления над теорией, создание крайне жёсткой системыиерархически обоснованных социальных отношений.
В конце XII столетияновыми правителями Японии стали представители клана Минамото, учредившиедолжности военных руководителей провинций, и фактически отстранившие от властипредставителей ослабевшего двора. С того времени вплоть до окончания ВМВ почтивсе сферы жизни японского общества находились под сильнейшим влиянием военных,что, означало постепенное сращивание национальной идеи и военных ценностей.
С течением временияпонский национализм приобрёл известную агрессивность, которая во второйполовине XIX века стала особенно явственной благодаря всё более тесным идейными экономическим связям с Западной цивилизацией, строившей свои отношения совсем остальным миром на основе мессиански-колониальной идеи. Японии, с еёчувством собственной исключительности и традиционно презрительным отношением ковсему чужеродному, оная показалась весьма близкой. Мирное соглашение 1895 годазакрепило достижения японских военных: Тайвань оказался под контролем Японии.Стремление Японии реализовать некий грандиозный экспансионистский проект, вконечном счете, привело милитаризованную страну к захватнической войне вМанчжурии, установлению союзнических отношений с итальянскими фашистами игерманскими нацистами и к вступлению во ВМВ.
Поражение в этомглобальном военном конфликте и последующее подписание в 1945 году Акта окапитуляции ознаменовали начало новой эры в истории Японии. Усилиямиамериканских политиков Япония в скором времени превратилась в один из основныхфорпостов на пути «мировой коммунистической угрозы». Тесное военно-политическоесотрудничество с США вскоре дополнилось втягиванием Японии в модернизированнуюпосле войны систему западной рыночной экономики, что коренным образом повлиялона развитие японского общества: в кратчайшие сроки внешняя сторона его жизни дотакой степени вестернизировалась, что многие к концу XX столетия ставили знакравенства между понятиями «Япония» и «Западная цивилизация».
Действительно, Японияразделила все основные принципы западной цивилизации: приверженность правам человека,рыночным экономическим отношениям и миролюбивой внешней политике. Благодаряэтому изменился и смысловой оттенок японского национализма: вовсе неотказавшись от амбиций лидера в АТР, Япония во второй половине XX века была всёже вынуждена использовать иные в сравнении с эпохой 30-40-х годов средстварасширения влияния в регионе, поскольку ставка на военную силу в новых условияхстала невозможной. Токио теперь стремился создать благоприятные условия дляпопуляризации японской массовой культуры, налаживания широкого гуманитарногосотрудничества с соседними странами с целью укрепления позиций Японии врегиональных делах.
Распад СССР и упразднениестарой двойственной системы международных отношений вновь поставили Японию взатруднительное положение. Геополитические условия после «холодной войны» болеене вынуждали США к поддержанию «особых отношений» с Японией и в скором времениТокио осознал необходимость рассчитывать лишь на собственные силы в вопросахобороны. Отсутствие внешних гарантий неприкосновенности границ вынудилоруководителей Японии приступить к постепенному пересмотру устаревшей концепциинациональной безопасности в сторону ужесточения, что послужило причиной началаобщенациональной дискуссии о внесении изменений в Конституцию страны и вызвало беспокойствомирового сообщества относительно вероятности возрождения экспансионистскихамбиций Японии.
Таким образом, развитиеэкспансионистских и националистических проявлений в Японии на протяжении почтитысячелетия прогрессировали не равномерно. Но это только лишь в силу объективныхобстоятельств и влияния извне. На современном этапе, видимо таких обстоятельстви подобного влияния недостаточно для сдерживания данных процессов.

2. Националистическиетечения, группировки, партии Японии, их идеи и лозунги
«В XIX столетииВеликобритания создала международный экономический порядок и возглавила его. ВXX веке то же самое сделали американцы. Настало время Японии создать такуюмеждународную систему, которая отразила бы ее величие и стратегическиеинтересы»[1]. Эту фразу приписываютодному из деятелей националистической группировки «Кокумин кайги». Эту мысльприходилось также неоднократно слышать и из уст других японских политиков иидеологов. Фраза, безусловно, отражает настроение определенных слоев японскогообщества, по мнению которых основания для таких настроений существуют.
На протяжении периодасуществования имперской Японии с революции Мэйдзи в стране начало формироватьсямножество течений и ассоциаций, а иногда даже и политических партий, явновыражающих националистические и шовинистские идеи. В числе этого множестваможно выделить нижеперечисленные.
 
2.1 Общество патриотов
Общество Патриотов(Aikokusha 愛国社) основано в 1928 году AinosukeIwata. Деятельность включала в себя организацию антикоммунистическихстуденческих движений в различных университетах и идеологической обработкемолодых людей в сельских деревнях. 14 ноября 1930 года, член общества ТомеоСагоя на Станции Токио предпринял попытку убийства премьер-министра ХэмэгутиОзэти.

2.2 Великая ЯпонияПатриотическая Сторона
Великая ЯпонияПатриотическая Сторона (Dai-Nihonaikokuto 大日本愛国党) основана в 1951 году, сфера еедеятельности сосредоточена вокруг, Сатоси Акао, прежний антивоенный члендовоенного парламента Японии, прославившийся за ежедневные речи в Сукиябаси,пересекающимся в районе Токио Гиндза. «Сторона» защищалагосударственную собственность отраслей промышленности с Императором, какглавным лицом, принимающим решения. Особо подчеркивали потребность в солидарностис США и республикой Корея в борьбе против коммунизма. Их пропагандистскиефургоны были украшены американским флагом рядом с японским флагом, и Акаооднажды заявил, что Скалы Liancourt (Dokdo/Takeshima) должны быть взорваны,поскольку представляют препятствие дружбе с Южной Кореей. Прежний член партии,Отоя Ямэгути, был ответственен за убийство Инэдзиро Асанума в 1960 году, главыяпонской Социалистической партии, на переданном по телевидению розыгрыше.
 
2.3 Националистическоедвижение «нового правого крыла»
Националистическоедвижение «нового правого крыла» (Issuikai 一水会) сформировано в 1972 году, отвергаетпроамериканскую риторику традиционного правого крыла. Организация видитяпонское правительство как американское марионеточное государство и требует«полную независимость». Заявляет об организации новой ОрганизацииОбъединенных Наций на основании, что нынешняя структура ООН являет собойпережиток ВМВ. Выступают против политики США, японского правительства, войны вИраке и протокола Киото.

2.4 Чёрное ОбществоДракона
Чёрное Общество Дракона(Kyūjitai; 黑龍會; Shinjitai: 黒龍会, kokuryūkai) — военизированнаяультранационалистическая группа в Японии, была основана в 1901 году РиохеиУтида, и произошла от «Гэньёся». Название организации взято изназвания реки Амур, названной Хэйлунцзян или «Черной Рекой Дракона»на китайском языке (黑龍江), читается как Kokuryū-kōна японском языке. Цель общества состояла в том, чтобы изгнать РоссийскуюИмперию из Восточной Азии, к югу от Амура[2].
2.5 Национальный советв защиту Японии. Ассоциация по обсуждению фундаментальных проблем государства
В определенной степенивзрыв национализма в стране, который охватил часть «интеллектуальной» элиты,одновременно явившись стимулом для активизации националистических организацийтипа «Нихон-о мамору кокумин кайги» (Национальный совет в защиту Японии),«Кокка кихон мондай досикай» (Ассоциация по обсуждению фундаментальных проблемгосударства) и т. д., спровоцировало величайшее для Японии событие, когда в80-е годы Япония не только укрепила свой экономический потенциал, но, чтоособенно важно, начала обходить своего влиятельного союзника — США по некоторым«технотронным» позициям. В то время упор в пропаганде делался, естественно, напобедах Японии, при этом успехи японской экономики над американской идеологинационализма объясняют не экономическими причинами, а главным образомуникальностью японской расы.

2.6 «Киотская школа» иее идеи японоцентризма
Слово «раса»употребляется не случайно. Дело в том, что в японском языке есть несколькослов, которые на первый взгляд синонимичны, — «миндзоку» — нация, «минсю» — народ, «симин» — граждане, «кокумин» — народ страны. Если слова «минсю» и«кокумин» обычно используют в официальных документах, то слово «миндзоку» любятупотреблять националисты, в особенности из «киотоской школы», к которойпричислял себя и Накасонэ. Его любимые выражения: «Ниппон миндзоку» (японскаянация) и даже «Ямато миндзоку» (нация Ямато)[3]. Суть в том, что слово«миндзоку» идентичено нацистскому образу народа, — народа расовой чистоты иидейного единства. Представители «киотоской школы» как раз и называют себя«выразителями духа нации».
По убеждениям представителей«киотоской школы», преимущества «избранной нации Ямато» заключаются в том, чтояпонская нация начала формироваться 12 тысяч лет назад, на 4 тысячи лет раньше,чем зарождение цивилизации в Месопотамии (данное открытие было сделаноУмэхара). Через две тысячи лет после зарождения начала развиваться и японскаякультура, получившая название культуры Дзёмон. При этом «киотскую школу» отнюдьне смущает тот факт, что археологические данные относят развитие этой культурык эпохе неолита (VIII—III векам до н. э.)[4].Для представителей «киотской школы» главное — то, что уже 10 тысяч лет назадзародилась «духовная культура», которая жива в сознании японцев и по настоящеевремя.
Во-вторых, айну — этопотомки людей эпохи Дзёмон, то есть айну — самая наичистейшая часть японскойрасы. Однако парадокс в том, что именно айну являются наиболее притесняемойчастью японской нации — всем известный факт, который, ряд японских политиковнастойчиво отрицает.
Идея «первичности»японской нации с ее «уникальными» культурными ценностями логично приводитпоследователей идеологии «японизма» к концепции «исключительности» расы Ямато.Отметим, что современные неонационалисты ничего оригинального в эту концепциюне привнесли. С аналогичными аргументами выступали в 20-30-е годы тогдашниеидеологи национализма и фашизма[5].Закономерно при этом то, что как довоенные, так и современные апологетынационализма черпали свои идеи из трудов таких немецких философов, как Ницше,Фихте и Хайдеггер. Главное достоинство этих философов, особенно двух последних,они усматривают в их мистическом трансцендентализме, торжестве духа над телом,иррациональности над рациональным. По мнению филолога С. Ватанабэ, именнотакими качествами обладают японцы, именно в этом и состоит «уникальность»японской нации.
Совершенно естественно,что в центре дискуссии о происхождении японцев фигурирует извечная тема местаимператора в обществе, его культа в синтоизме, отношения к милитаризму. Кругвопросов, которые еще до начала 80-х годов считались «запретными», нынеполучает самое детальное освещение в СМИ. Причем, и это следует особенноподчеркнуть, население Японии в целом с пониманием и даже одобрением относитсяк обсуждению этих тем. Данные опросов общественного мнения, проводимых в 80-егоды, свидетельствовали о возрастающем интересе японцев к возврату «ктрадициям», к развитию «чувства уважения» к императору. При этом такой«интерес» наиболее проявляется у молодых японцев (16—19 лет) и меньше у лицстарше 65 лет[6].
Так, по данным опросагазеты «Асахи», проведенного в 1983-1984 гг., 80 % респондентов заявили, что«японский народ относится к высшим расам мира»[7].Казалось бы, что еще надо? Дело же в том, что синдром «высокомерия»одновременно сопровождается чувством «унижения», чувством «зависимости». На этувзаимосвязь уже обращали внимание ученые. Так, один из них, профессор истории илитераторы С. Като, указывая на истоки современного национализма, пишет, что онпитается «во-первых, экономическим динамизмом и широко разрекламированнымпроцветанием японского общества, во-вторых, пассивностью во внешней политике иее привязанностью к линии США»[8].Но дело, видимо, не только в США. Не так давно неонационалисты пришли внеописуемую ярость, когда Накасонэ дал задний ход после нот протеста КНР всвязи с намерением Министерства просвещения пересмотреть японские учебники, вкоторых агрессия Японии против Китая квалифицировалась бы в виде обыкновеннойвоенной операции.
Слова, принадлежащиеНакасонэ «… Сегодня настало время вновь утвердить национальную самобытность» — находят отклик среди немалой части японского населения и в настоящеевремя. Попытаемся рассмотреть причины, стимулирующие возникновение и поддержкуподобных лозунгов в настоящее время.

3. Проявлениянационализма в период с 2001-2011 гг.: от дипломатии к конфронтации
 
Большинство экспертов водин голос утверждают, что подъем национализма, формирование чувства законнойгордости у японцев вызваны, прежде всего, экономическими успехами японцев.
Это явление в обнаженнойформе проявляется и в современной Японии. Националистические круги этой страныобъясняют экономические успехи своеобразием японской культуры, традиций, особыммышлением японцев. Не будем гадать, как развивалась бы Япония после войны, еслибы не была осуществлена демократизация по западным образцам, если бы она неполучила долларовые вливания в экономику и если бы не имела возможностииспользовать западные «мысли» в виде лицензий и т. д. Главное, несмотря на этупослевоенную «вестернизацию», Япония сохранила свою самобытность, и преждевсего благодаря ей, как утверждают националисты, японское общество добилосьпроцветания. В западных же цивилизациях острые экономические кризисысопровождаются такими негативными явлениями, как наркомания, проституция, ростпреступности. Особенно это относится к США.
СМИ, обнажая порокиамериканского общества и не жалея для этого черных красок, довольно умелостимулируют антиамериканские настроения у японского населения, вызывая чувствораздражения поведением «нахальных янки» в их стране. В 80-е годы подобныенастроения ощущали на себе не только американцы, но и европейцы, не говоря ужео высокомерии, которое испытывали на себе представители азиатских народов изстран ЮВА.
Согласно заметке в «ForeignAffairs», поворотным моментом в эволюции коллективного сознания японцев сталдень 18 декабря 2001 года, когда японский военный корабль произвёл обстрелиностранного судна, незаконно зашедшего в её территориальные воды. «Ещё задесять лет до того не могло идти и речи о том, чтобы японские военные силыприняли столь жёсткие меры в отношении нарушителей государственной границы,поскольку это вызвало бы взрыв негодования в обществе, и возмущению по поводунарушения Основного закона, который строго регламентирует использование военнойсилы, не было бы предела»[9].
Напомним, что нынедействующая Конституция Японии была призвана не только установить в странестабильный политический режим, который гарантировал бы социальную гармонию иневозможность возрождения милитаристских настроений, но и лишить потенциальныхсторонников экспансионистской внешней политики тех идеологических зацепок,которые когда-то уже были использованы радикально настроенными военными дляобоснования своих притязаний на чужие территории и региональную гегемонию.
Речь идёт, прежде всего,о главенствующей роли императора в общественной и политической жизни Японии. Входе исторической эволюции японской политической системы отношения междуинститутом императорской власти и правящей элитой приобрели весьма необычныйхарактер. На протяжении целых столетий император не обладал реальной властью,однако тезис о его божественном происхождении, как и о том, что он естьвоплощение самой японской национальной идеи, использовался правящей верхушкойдля обоснования в глазах населения правомочности своих политических проектов.Подобная ситуация имела место в годы ВМВ, когда гражданам предлагалась дляинтеллектуального усвоения теоретическая модель, в соответствии с которойимператор являлся неким живым обоснованием всего происходившего.
Американские политикипрекрасно понимали эту характерную особенность традиционной японской системывластных отношений. Возможно, именно поэтому они придавали столь большоезначение пересмотру системы взаимодействия института императорской власти иобщественности. После определённых колебаний император Хирохито согласилсяотречься от идеи о своём божественном происхождении, и таким образом лишилбудущих сторонников экспансионистской внешней политики возможности обосноватьсвои агрессивные действия именем императорской власти.
Послевоенная политическаясистема Японии существовала в полной гармонии с общественным мнением напротяжении всего периода «холодной войны». Однако с распадом СССР, которыйознаменовал начало всемирного торжества западного либерализма, ситуация резкоизменилась: исчезло чувство безопасности, которое присутствовало в японскомобществе на протяжении целых десятилетий благодаря тесному военно-политическомусотрудничеству с США, а на смену ему пришло чувство уязвимости, избавиться откоторого казалось невозможным без наращивания собственного военного потенциалаи продолжительных поисков нового самоопределения на региональной и мировойполитических аренах. К тому же, за те десять лет, которые прошли с моментаокончания «холодной войны» до взрыва националистических настроений в японскомобществе, сформировалось новое поколение японской молодёжи, которому претятреалии «холодной войны», и не совсем понятно, почему их страна не имеет правана собственную полновесную армию. Подобные настроения в конечном итоге сталипричиной прихода к власти националистически настроенного политика ДзюнъитироКоидзуми, заявившего о себе как «ястреб».
Представляя собой новыйформат политического деятеля, в котором гораздо больше западных, нежели традиционновосточных черт, Коидзуми отказался от многих не писаных правил поведенияпубличного человека, которым следовали его предшественники, отдавая в своихвыступлениях предпочтение ясным и недвусмысленным формулировкам. В частности, всвоих программных выступлениях Коидзуми наряду с развитием партнёрскихотношений с КНР и Россией, мирным урегулированием корейской ядерной проблемынеоднократно делал упор на необходимость укрепления военно-политического союзас США и пересмотра 9-й статьи Конституции, в соответствии с которой Япониизапрещено иметь полноценные вооружённые силы. Особо отмечая необходимостьпереименования Национальных ССО Японии в Национальную Армию, и выступая заскорое предоставление Японии права участия в коллективной обороне, наряду с приданиемстране совершенно нового международного статуса, премьер-министр приобрелособую популярность среди молодёжи. Таким образом, Коидзуми явился выразителеммодернизированной за годы, прошедшие с момента окончания «холодной войны»,японской национальной идеи.
Особенно пристальноевнимание персоне Премьер-министра стало уделяться после каждого его визита вмемориальный комплекс Ясукуни, построенный в 1869 году в память о японцах,погибших во время гражданской войны, приведшей к Реставрации Мэйдзи. В связи стем, что спустя некоторое время назначение храма приобрело несколько инойоттенок: он стал местом почитания тех, кто погиб в боях за Японию, без различиянациональности и вероисповедания, а после ВМВ стал также местом упокоениявоенных преступников, казнённых по решению Токийского трибунала (средиосуждённых было всего четырнадцать военных преступников группы «А», в которуювходили наиболее яркие лидеры милитаристской Японии. Семь из них впоследствиибыли казнены, остальные умерли в заключении.), официальные лица Китая и ЮжнойКореи стали настойчиво призывать руководителей Японии отказаться от посещенийкомплекса, на что Токио отвечал: во-первых, «комплекс Ясукуни сравним сАрлингтонским кладбищем и, поскольку неэтично призывать лидеров США не почитатьпамять погибших в ходе Второй Мировой войны американских солдат посредствомпосещений оного, столь же неэтично призывать японцев отказаться от почитаниясвоих национальных героев»[10];во-вторых, «невыполнимы требования относительно переноса праха военныхпреступников, захороненных в Ясукуни, в иное место, поскольку национальнаядоктрина синто запрещает перезахоронение единожды обретших покой. А если покаким-либо экстренным причинам оное всё же необходимо, то перезахоронитьнеобходимо прах всех покойных, на что никогда не согласятся ни их семьи, нидуховные власти»[11];в-третьих, призывы тех же китайских чиновников оказать давление на духовныевласти Японии с тем, чтобы они согласились на перезахоронение праха военныхпреступников, также несостоятельны, поскольку «в Японии церковь отделена отгосударства, и официальный Токио не может оказывать давление на духовенство»[12].
В апреле 2005 годасостоялся демонстративный визит группы из восьмидесяти японских парламентариевв храм Ясукуни с целью почтить память погибших во славу Японии воинов. Данныйвызывающий поступок японской стороны не мог не породить многочисленныеантияпонские демонстрации в Китае и Южной Корее и стал ответной политическойреакцией на искусственное подогревание властями КНР антияпонских настроений. Сосвоей стороны, китайские власти также приняли меры, призванныепродемонстрировать крайнее недовольство поведением японских официальных лиц.Так, в мае 2005 года вице-премьер Госсовета КНР У И отказался отзапланированных ранее переговоров с японским руководством, заявив, что причинойтому явилось недавнее посещение высшими руководителями Японии храма Ясукуни.
Следует отметить, чтопосле окончания срока полномочий Коидзуми, когда на смену ему в должности главыкабинета министров пришёл Синдзо Абэ, проблема Ясукуни, которая на протяженииряда лет служила камнем преткновения в японо-китайских отношениях, казалось,разрешилась сама собой. Новый Премьер, в отличие от своего соратника из ЛДПЯ,оказался не столь эмоциональным популистом и, время от времени произносяориентированные на широкие общественные массы речи о необходимости ревизиинекоторых статей Конституции и создания Национальной Армии, всё же трезвооценил международную обстановку и пришёл к выводу о необходимости налаживанияотношений между Японией и Китаем. Подтверждением тому стал его визит осенью2006 года в Пекин, где он встретился с руководством КНР и предложил начатьпереговоры по ряду проблемных вопросов.
Столь разительную переменуво внешней политике руководства Японии можно расценить как попытку Япониидоказать самой себе свою внешнеполитическую состоятельность, в ходе которойвыяснилось, что Япония, с учётом её внутри- и внешнеполитического положения,всё же необходимо постепенно избавляться от становящихся всё более формальнымисоюзнических отношений с США и постепенно «подстраиваться» под Китай.
Однако в 2001-2006 годахотношения между Японией и КНР снова омрачались намерением правящих круговЯпонии начать процедуру ревизии Конституции с тем, чтобы создать вместоНациональных сил самообороны полновесную армию, которой руководило быМинистерство обороны. Необходимо заметить, что дискуссия о внесении изменений вОсновной закон особенно острый характер приобретает накануне очередныхпарламентских выборов, когда руководители ЛДП, стремясь заручиться поддержкойкак можно большего числа избирателей, в каждом своём выступлении подчёркиваютнеобходимость пересмотра некоторых положений Конституции в соответствии среалиями новой эпохи.
Стоит признать, этизаявления не беспочвенны. Ведь Конституция Японии была разработана болеешестидесяти лет назад, и главной её задачей было создать в стране такойполитический механизм, который сделал бы минимальной возможность прихода квласти радикально настроенных политических сил. И действительно, для этого быломногое сделано. Знаменитая 9-я статья запретила Японии использовать войну каксредство достижения своих внешнеполитических целей. Статья 66-я установила, что«все главные министерские должности могут занимать исключительно гражданскиелица»[13]. Таким образом, былисозданы условия для того, чтобы военные никогда более не сумели завоеватьсильных позиций в руководстве страной, как то было накануне ВМВ. В Японии такжебыла создана монолитная политическая система во главе с ЛДПЯ, которая набираетсвои руководящие кадры из очень узкой группы привилегированных семейств иформирует преемственную, а потому стабильную, политическую элиту.
Самые решительные шаги напути к изменению Конституции японские власти сделали весной 2005 года, когдаконституционная комиссия, состоявшая из депутатов нижней палаты парламента,представила на рассмотрение спикера доклад, составленный по итогам её работы.Большая часть членов комиссии высказалась за внесение изменений в Конституцию,обосновывая необходимость этого тем, что документ, принятый в далёком 1947году, устарел и не позволяет Японии действовать на международной арене всоответствии с её современным положением в мире. Авторы доклада отметили, что9-я статья Конституции, запретившая Японии иметь собственные вооружённые силы ипринимать участие в коллективной обороне, нуждается в срочном пересмотре.Наконец, в качестве вывода члены комиссии поместили в докладе призыв к высшемуполитическому руководству Японии поскорее одобрить предлагаемые изменения кОсновному закону, и начать процедуру их законодательного закрепления.
Весной 2007 годапарламент Японии принял новый закон, в соответствии с которым в странепланировалось провести референдум по вопросу о внесении ряда изменений в 9-юстатью Конституции. В частности, речь шла о предоставлении Японии праварасполагать средствами войны и участвовать в коллективной обороне. Однако пунктоб отказе Японии от войны как средства решения международных споров не подлежиткаким-либо изменениям. В законе также указано, что всенародное голосование, каки вынесение на рассмотрение парламента предложений о конституционной реформе невозможныранее 2010 года. Возможность радикальных шагов в этой связи до сих пор неупоминается в высших кругах, не смотря на прошедшие 4 года. Однако в светепоследних событий, выраженных явно пропагандистско-националистическимипровокациями японского правительства, и далеко не радужной перспективе развитиярусско-японских отношений можно сказать и о мнимом отсутствии 9-й статьи.
Сегодня первоначальнаяредакция Конституции Японии выглядит явно архаичной. Страна нуждается всобственных, юридически полноценных, вооружённых силах, которые позволили бы ейчувствовать себя более уверенно в соседстве с быстро растущим Китаем,представляющим, согласно одному из положений «Плана обороны и охраны на2009-2012 годы», непосредственную угрозу безопасности Японии[14]. Существует также и угроза ядерногонападения со стороны КНДР, в свете последних событий с артобстреломюжнокорейского острова Ёнпёнто, которая может потребовать превентивноговоенного удара со стороны Японии, что, однако станет прямым нарушениемКонституции.
Неожиданная агрессивностьяпонских официальных лиц и финансируемых властями этой страны «патриотическихорганизаций» в отношении России может быть связана с политическимипротиворечиями в самой Японии. С тех пор, как «монопартийная» политическаясистема, в центре которой стояла ЛДПЯ, стала давать сбои, а на политическуюарену стали выходить новые партии, борьба за власть, десятилетиями носившаяподковёрный характер, приняла иные, более жесткие формы.
Конечно, Японии далеко доЮжной Кореи и Тайваня, где проигравшие выборы лидеры садятся в тюрьму(экс-президент Тайваня Чэнь Шуйбянь в 2009 году получил пожизненный срок, в2010 приговор был изменен на двадцатилетнее заключение) или кончают жизньсамоубийством (в 2009 году экс-президент Южной Кореи Но Му Хён прыгнул со скалыиз-за политической травли и обвинений в коррупции). Однако прежней стабильностибольше нет, за власть борются различные политические группы, у каждой изкоторых имеются свои счеты с оппонентами и свой проект развития страны,которая, очевидно, находится в кризисной ситуации: Япония слишком уязвимасегодня экономически, проигрывая в конкурентной борьбе с Китаем, уязвимаэнергетически, не имея собственных природных ресурсов. Наконец, уязвимаполитически, будучи вынуждена постоянно идти на международной арене в фарватереСША, не имея возможности сформулировать собственную позицию по целому рядужизненно важных для Японии вопросов.
Проекты, о которых идетречь, могут предусматривать как восстановление экономической мощи страны,внедрение на перспективные новые рынки (в первую очередь, на российский рынок),проведение независимой внешней политики, так и ремилитаризацию Японии — вплотьдо отмены конституционных ограничений, касающихся отмены военного строительстваи приобретения Японией статуса ядерной державы.
Юкио Хатояма, триумфальновыигравший парламентские выборы 2009 года, был, безусловно, сторонником первогопути. Пробыв на посту премьер-министра немногим меньше года, он успел многосделать для развития российско-японских отношений. Как сообщает японскоеМинистерство финансов, объем торговли между Россией и Японией в 2010 году выроспрактически в два раза по сравнению с показателями предыдущих двенадцатимесяцев и составил примерно 18,8 млрд. долларов. Такая цифра была объявлена вдекабре прошлого года на 4-м российско-японском инвестиционном форуме,состоявшемся в Токио. Там же возглавлявший японскую делегацию замминистраэкономики, торговли и промышленности Японии Тадахиро Мацусита также высокооценил развитие российско-японского инвестиционного сотрудничества, особоотметив, что японский бизнес «заинтересован в диверсификации инвестиций, вчастности с учётом интересов России снизить сырьевую зависимость своейэкономики».
Хатояма стремился такжевыполнить данное избирателям обещание закрыть американскую военную базу наОкинаве, однако претерпел в этом вопросе фиаско. Чтобы не потерять лицо исохранить доверие избирателей, Хатояма подал в отставку, уступив место своемувечному сопернику по Демократической партии, нынешнему премьеру Наото Кан.Наото Кан уже был лидером ДПЯ с 1997 по 1999 и с 2002 по 2004 годы.
Придя к власти, новыйПремьер задался целью разрушить все, что было достигнуто при егопредшественнике. Вопрос об Окинаве больше не ставился, а отношения с Россиейстали последовательно и стремительно ухудшаться[15].
Давним предметомтерриториального спора между Москвой и Токио являются Курильские острова.Япония считает, что четыре острова на Южных Курилах (Итуруп, Кунашир, Шикотан иХабомаи) должны принадлежать ей. Россия же, как правопреемница СССР, настаиваетна том, что данные четыре острова достались стране после победы во ВМВ. Из-заразногласий по поводу островов Москва и Токио до сих пор не могут подписатьмирный договор, а в Японию то и дело накрывает новая волна националистическихпроявлений.
Так, традиционный митингпо возвращению «северных территорий», который отмечается в Японии каждый год 7февраля, в 2011 г. перерос в антироссийский демарш. На этот раз националистов,традиционно выкрикивающих в этот день антироссийские лозунги с требованиемвернуть четыре спорных острова, поддержал премьер-министр Наото Кан. Онпозволил себе беспрецедентный выпад в адрес президента Д.А. Медведева, вжесткой форме осудив поездку российского лидера на Курилы, а такжепоследовавшие за этим визиты нескольких федеральных министров[16].
Апогеем антироссийскогомитинга стали осквернение российского флага. Российская сторона уже давалаоценку этой выходке радикалов как хулиганской и возмутительной, настаивала напроведении расследования и строгом наказании виновных в оскорблении символикироссийского государства. Однако японские власти вопреки очевидным фактам,подтвержденным видеоматериалами, не признали указанные действия нарушениемзакона.
МИД России заявилпосольству Японии в Москве протест по поводу занятой японскими властями позициипри рассмотрении и квалификации указанного инцидента. Аналогичный демарш былпредпринят российским посольством в Токио в адрес МИД Японии.
Таким образом, попустительствояпонских властей в отношении лиц, прилюдно совершивших антироссийскиеэкстремистские действия, стало возможным в условиях, когда необоснованныетерриториальные притязания к России приобрели в Японии радикальный характер итиражируются при поддержке японских властей. Неудивительно, что в такойатмосфере экстремисты позволяют себе возмутительные выходки, не опасаясьответственности.
В свете изложенногороссийская сторона потребовала проведения повторного расследования в отношениидействий упомянутых лиц, установления их вины и должного наказания.
Кроме того, российскаясторона резервирует за собой право привлечь японских хулиганов к уголовнойответственности в соответствии с российским законодательством.
В Москве также взяли назаметку японскую экстремистскую организацию «Дай Нихон Тюсэй Досикай» (т.н.«Общество товарищей, преданных Великой Японии»), члены которой совершилихулиганские действия в отношении российского флага. Убеждены, что ни один уважающийсебя человек в России, ни одна российская НПО не будет пятнать себя общением суказанной «структурой». Одновременно в установленном порядке будет введензапрет на въезд в нашу страну руководства этой организации[17].
Получается, что новойискрой для японских националистических выходок, поводом для пропагандистскойкампании, напоминающей начало 1980-х гг., когда отношения между Москвой и Токиорезко ухудшились на фоне развернувшейся конфронтации между США и СССР,послужили визиты российских руководителей на Курилы, совершаемые с цельюулучшить экономическое положение региона.
Смысл последних действийРоссии попытался объяснить японским властям президент РФ, подчеркнувший, чтовизиты российских чиновников и должностных лиц не означают демонстрацию силы.Россия намерена развивать экономику Курильского региона, а значит, уделять большевнимания этой отдаленной части страны, особо отметив необходимость уделятьбольшое внимание всем аспектам развития российско-японских отношений, включаяпроблему мирного договора, с тем, чтобы отношения между двумя странами могливыйти на новый уровень стратегического сотрудничества.
Однако нынешний японскийкабинет министров, похоже, ни к какому стратегическому сотрудничеству нестремится. Напротив, на вооружение взят вариант политического поведения,который до недавнего времени был присущ некоторым странам Восточной Европы,предполагающий выдвижение в адрес России пропагандистки окрашенных претензий.Происходит это на фоне серьезных политических проблем, с которыми сталкиваетсяНаото Кан. Его партия продолжает нести потери на местных выборах (6 февраля 2011г. ДПЯ проиграла оппозиции выборы в двух префектурах, где были традиционносильны ее позиции), проявляет полнейшую беспомощность в решении вопроса обамериканской базе на Окинаве. Любопытно, что в те дни, когда толпы сторонников«возвращения северных территорий» волочили по земле российский флаг вокругпосольства РФ в Токио, на Окинаве шли учения войск США с применением боевыхзарядов (последнее обстоятельство особенно шокировало японскую общественность).
При этом попыткипереключить внимание электората с вопроса об Окинаве на «проблему северныхтерриторий» так и не возымели особого успеха. Акции у российского посольства незаинтересовали ни общественность, ни газеты, ни телевидение Японии. Что еще разпоказало: говорить о наличии массовых националистических настроений в Японии — это, мягко говоря, некорректно. Стоит отметить и о том, что на заседаниифракции ДПЯ, посвященном «Курильскому вопросу», экс-премьер Юкио Хатоямаподверг критике позицию своего преемника, которая, по его мнению, неадекватна иведет в тупик. С этим трудно спорить, и остается лишь надеяться, что нынешнийкурс правительства Японии в отношении России, КНР и ряда других стран,напоминающий о реалиях «холодной войны», не будет определять тенденциидальнейшего развития отношений, носящих как двусторонний формат, так имеждународный.
национализмпартия киотоская японоцентризм

Заключение
 
Таким образом, Япония напротяжении последних полутора десятков лет всеми своими действиями показываетстремление к постепенному отказу от устаревших догм внутри- ивнешнеполитической активности, которые на протяжении многих лет налагалисущественные ограничения на военно-политическую жизнь страны. Процесс этотнепосредственным образом связан с изменениями в системе международныхотношений, которые произошли после окончания «холодной войны». И не совсемуместно заявлять, что стремление Японии обладать юридически состоятельнойармией и принимать участие в международных военно-политических блокахдоказывает стремление страны вернуться к агрессивной внешней политике ивоинственному национализму. Это неотъемлемые права суверенного государства,которое уже сполна заплатило за своё милитаристское прошлое и сегодня хочетстать полноценным участником мирового политического процесса[18].
И если предположить, чтоЯпония действительно пожелала бы вернуться к своей экспансионистской внешнейполитике, то на пути всякого её националистического проекта встали бы дватруднейших препятствия. Первое заключается в том, что на данный момент странане обладает необходимыми для каких-либо экспансионистских действийдемографическими ресурсами. Японская нация принадлежит к числу самых пожилых вмире. Это лишает её возможности приступить в обозримом будущем к расширениюсвоего «жизненного пространства». Второе затруднение выявилось в июле 2007года, когда прошли выборы в Верхнюю палату Парламента. ЛДПЯ во главе сПремьер-министром Синдзо Абэ потерпела сокрушительное поражение от ДПЯ. И, какотметили западные СМИ, одной из возможных причин этого поражения сталонежелание властей отказаться от националистической риторики и уделять болеепристальное внимания решению внутренних проблем страны[19].
Глава кабинета министров,Ясуо Фукуда, который вступил в должность в августе 2007 года после уходагосподина Абэ из большой политики, в отличие от нынешнего премьер-министраНаото Кан действительно отказался от какой-либо националистической риторики, ина тот период большее внимание уделял решению экономических задач, стоящихперед японским обществом, а во внешней политике сохранял приверженностьтрадиционным ценностям, избегая провокационных заявлений, чреватых осложнениямив отношениях с соседними государствами.
Что касается выборов вяпонский парламент в 2009г., то они носят неоднозначный характер. Первый лидериз ДПЯ Юкио Хатояма, также как и его предшественники из ЛДПЯ был приверженцемразвития экономического потенциала страны и добрососедских отношений сзарубежьем. Всячески пытаясь развивать Российско-Японские отношения, проделалбольшой путь. Но из-за неудачи в попытках урегулировать вопрос о военных базахСША на Окинава, подал в отставку, и допустил правопреемство полномочийнынешнего премьера Японии — Наото Кан. Последний своими действиями демонстрирует,что сотрудничество практически во всех сферах России и Страны восходящегосолнца невозможно и недопустимо. Это видно из последних событий касающихся 4-х острововКурильской гряды Российской Федерации.
Обострение же отношений сКитаем связано не столько с деятельностью японских националистов, сколько спротивостоянием двух проектов социально-экономического и политическогоразвития. Нет сомнений в том, что на сегодняшний день никому не стоит опасатьсянового японского национализма.

Список использованныхисточников
1. Движение вспять. Премьер-министрЯпонии Наото Кан задался целью разрушить все, что достиг в отношениях с Россиейего предшественник Юкио Хатояма. Режим доступа: http:// www. www.win.ru/school/6517.phtml.
2. За рубежом. – 1987. – № 26. – С.8.
3. Иноки М. Кусотэки хэйвасюгн-каракусотэки гункокусюги-мадэ — От утопического пацифизма к утопическомумилитаризму // Тюо корон, 1980. – № 9.
4. Конституция Японии. Режим доступа:http:// www.narod.ru/countries/japan/constitusion of japan.htm. 28.04.2007.
5. К традиционному посещению храмаЯсукуни не должна примешиваться политика. Режим доступа: http:// www.japantoday.ru/znakjap/politik/0104/P-Y5.shtml. 16.04.2007.
6. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г. Б.,Сырицын И. М. Истории Японии. – М., 1988. – С. 9.
7. Курилы вооружат до зубов Режимдоступа:
www.//actualcomment.ru/theme/1685/
8. Правое движение в Японии. Режимдоступа: http:// www.forum.nswap.info/index.php?topic=2292.msg32359;topicseen.
9. Россия заявила Японии протестиз-за инцидента с осквернением флага Режим доступа:
www.reporter-ua.com/2011/03/02/rossiya-zayavila-yaponii-protest-iz-za-intsidenta-s-oskverneniem-flaga
10. Тосака Дзюн. Японская идеология.– М., 1982; Кодзаи Ёсисигэ. Современная философия. Заметки о «духе Ямато». –М., 1974.
11. Храму Ясукуни пока не может бытьальтернативы // Режим доступа:
www.japantoday.ru/znakjap/politik/0104/P-JT7.shtml. 25.03.2007.
12. Японское общество н культура. –Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН АН СССР, 1984. Выпуск 2. С. 19.
13. Японская стратегия обороныпредполагает потенциальную агрессию Китая. Режим доступа: http:// www.japantoday.ru/znakjap/politik/1104/P-JT10.shtml. 31.03.2007.
14. Сh. К a t о, GNP Nationalism on theUpswing // Japan Quarterly. – I988. –№ 1. – Р. 3.
15. FEER. – 1987, February19. – Р. 82.
16. Guyonnet E. Lesambitions militaires du Japon passent par les Etats-Unis // Le Mondediplomatique. – 2006. – №4. – P. 24-25.
17. Matthews E. Japan’snew nationalism // Foreign Affairs. – November/December 2003. – P.74-90.
18. Niquet V. Chine-Japon:l’affrontement / Paris: Perrin Asie, 2006. P. 220
19. The humiliation ofShinzo Abe // The Economist. – 2007. August 4-10. – P.10-11.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Не просто говорить о Шукшине
Реферат Некоторые проблемы развития государственного финансового контроля в кредитно-банковской сфере
Реферат Суды по государственным преступлениям в 1717–1729 гг.
Реферат Наркотенденции как определенное эмоционально-поведенческое явление
Реферат Slavery Essay Research Paper African Americans resisted
Реферат William Wallace Essay Research Paper William Wallace
Реферат Амортизація политики предприятия
Реферат Неформальные объединения молодежи как фактор социализации подростков
Реферат Роль собственности в экономических отношениях
Реферат Behind Closed Doors The Correlation Between Multiple
Реферат Расторжение брака в судебном порядке 2
Реферат Джерела антропогенного забруднення та класифікація забруднень
Реферат Сучасна італійська дитяча література
Реферат Народничество 2
Реферат PR в системе местного самоуправления как механизм интенсификации социокультурного времени