Реферат по предмету "Разное"


А. И. Герцена факультет философии человека кафедра этики и эстетики программа

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА КАФЕДРА ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ЭТИКА Направление:Курс: 2Форма обучения: очнаяСеместр: 3Количество часов: 102Аудиторных – 68Лекционных – 34Семинарских – 34Самостоятельная работа – 34Форма аттестации – зачётЦель дисциплины Основной целью дисциплины является ознакомление слушателей с извечными нравственными исканиями и спорами по поводу таких понятий, как справедливость и несправедливость, трудолюбие и леность, мужество и малодушие, добро и зло. Восхищение, гордость, стыд, благодарность, возмущение, симпатия, ревность, принципиальность и цинизм, исповедь и раскаяние, – всё это не только слова, хорошо освоенные практикой, но и категории этики, которая со времён Аристотеля пытается философски осмыслить особенности и закономерности ценностного освоения человеком мира. Учебный курс, предназначенный для тех, кто изучает философию, и не включающий по крайней мере азов этики, был бы куцым, лишённым едва ли не самого интересного и важного для человека – самогó человека, общающегося с себе подобными. ^ В предлагаемом курсе последовательно рассматривается специфика этического взгляда на мир, обрисовывается круг основных проблем и ценностей, занимающих этику с момента зарождения до наших дней, закладываются этические основы понимания природы нравственной оценки, объясняются парадоксы нравственного восприятия и нравственных отношений, что даёт возможность увидеть перспективы восхождения человечества к ненасильственной культуре. Задачи дисциплины Слушателям предстоит: выработать целостное понимание этического взгляда на мир, ознакомиться с основным кругом проблем, занимающих этику, на примере нравственно-ценностных дискурсов, характерных прежде всего для европейской и отечественной традиции, - научиться вчитываться, вдумываться в тексты философско-этического содержания, - получить опыт коллективного обсуждения этически значимых текстов, предполагающий умение высказывать и отстаивать собственное мнение, учитывая точку зрения собеседника, откорректировать умение анализировать нравственное содержание событий по возможности всесторонне, объективно, аргументировано. ^ Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины Содержание дисциплины организовано таким образом, что материал лекций не дублируется семинарскими занятиями: лекции сгруппированы по проблемам этики, а на практические занятия выносится обсуждение текстов, призванных самым кратким образом представить этические поиски в разные эпохи. Многое в изложении подкрепляется изобразительными пояснениями – использование графического материала способствует формированию более ёмких представлений о рассматриваемых проблемах, научает вычленять в сложнейших явлениях самое существенное. В процессе изучения дисциплины используется разнохарактерный материал – это и историко-философские, и лингвистические, и психологические сюжеты. Большое значение имеет обращение к живому опыту слушателей, оно призвано помочь дисциплине избежать налёта псевдоакадемичности, оторванности от интересов аудитории. ^ Текущий контроль качества усвоения знаний Семинарские занятия дают возможность проверить - на материале научной, учебно-методической, справочной, художественной литературы – степень включённости слушателей в проблематику, меру их конструктивной заинтересованности. Кроме того, в лекционные занятия включаются элементы диалога, а активность слушателей – вопросы, ремарки, «подсказки», живые примеры - всячески поощряется. ^ Итоговая аттестация по дисциплине проходит на зачете, в ходе которого выясняется степень осмысленного усвоения студентами пройденного материла. Основное содержание дисциплиныТема 1 Предмет этики. Сущность, структура и функции морали. Переживания, рефлексия, поведение. Нормы, принципы, идеалы. Страх, стыд, совесть. Тема 2 Происхождение морали. Богословский, натуралистический, социокультурный подходы к решению этого вопроса. Критерии нравственного прогресса. Тема 3 Моральные ценности древнего мира. Взгляды на мораль и жизнь человека в Вавилонии, Китае, Древней Греции, Древнем Риме. Тема 4 Нравственные ценности. Сущность и виды ценностей. Потребностные, затратные, эмпатические, целевые ценности. Общий подход к трактовке добра и зла. Тема 5 Нравственная справедливость. Уравнивающая и воздающая справедливость. Справедливость как динамическое равновесие во взаимоотношениях между субъектами. Тема 6 Нравственная ответственность. Структура механизма ответственности: субъект, предмет, инстанция. Условия надёжности ответственной связи. Тема 7 Нравственная оценка. Структура поступка как основа нравственной оценки. Алгоритм оценки: мотив, цель, контекст, инструмент, старания, результат, отношение. Тема 8 Политика и мораль. Сущность мира политики. Политические проблемы и ценности. Два философских взгляда на проблему соотношения цели и средств: Макиавелли и Ганди.Тема 9 Насилие в культуре. Сущность и типология насилия. Факторы насилия. Околонасильственные формы поведения. Нравственная оценка насилия. Тема 10 Ненасилие как философия и жизненная практика. Парадоксы ненасилия. Нравственно-ценностная сущность и нравственная оценка ненасилия. Тема 11 Нравственное долженствование: этимологический, психологический, историко-этический ракурсы. Нравственно-положительные и ущербные формы долженствования.Тема 12 Воля: историко-философский и психологический анализ. Характеристика и нравственная оценка позитивных и негативных проявлений воли. Тема 13 Мера как этическая категория. Согласованное сочетание субъектом уважительного отношения к Другому, к себе и к окружающему миру. ^ Тема 14 Экология и мораль. Варианты природоохранной аргументации: богословский, социокультурный, этико-экологический. Тема 15 Нравственный конфликт: специфика, факторы, варианты установок. Разновидности деструктивного и конструктивного взаимодействия. Тема 16 Духовность как способность субъекта к согласованному утверждению высших ценностей культуры – в искусстве, морали, науке, праве, религии, политике. Тема 17 Счастье как жизненная и нравственная ценность. Многомерность и парадоксальность счастья. Факторы и нравственная цена счастья. ^ Практические занятия:Фольклор и мораль. Вопросы для самоподготовки: Пословицы о морали. Пословицы с намёком на мораль. Пословицы внеморального содержания. Рекомендуемая литература: Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. – СПб.: Диамант, 1998. – 523с. Малые жанры русского фольклора. – М.: Высшая школа, 1986. – 399с. Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии: в 2 т. – М.: Русские словари, 1994. От прибаутки до былины. – М.: Художественная литература, 1991. – 398с.Особенности Ветхозаветной морали Вопросы для самоподготовки: Знание и вера как пути обретения истины. Нравственный смысл Десятословия. Аргументы Моисея. Рекомендуемая литература: Библия. Ветхий Завет. Книга «Исход» Шердаков В.Н. Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера. – М.: Изд-во политической литературы, 1982. – 287с. Андреев Л. Правила добра // Собрание сочинений в шести томах. Т.4. – М.: Художественная литература, 1994. – С.13 – 35.Нравственные ценности Древней Греции (по материалам изречений семи древнегреческих мудрецов) Вопросы для самоподготовки: Нравственно-психологический портрет древнего грека. Древнегреческая и ветхозаветная мудрость. Древний мир и современность. Рекомендуемая литература: Фрагменты ранних греческих философов. Часть I – М.: Наука, 1989. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.: Прогресс, 1988. – 223с. Кессиди Ф.Х. К истокам греческой мысли. – СПб.: Алетейя, 2001. – 278с. Этические воззрения Аристотеля Вопросы для самоподготовки: Положительные характеристики. Негативные характеристики. Нравственная мера. Нравственные качества человека по Аристотелю и современность. Рекомендуемая литература: Аристотель. Никомахова этика // Сочинения в четырёх томах. Т.4. – М.: Мысль, 1983, С.53 – 293. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М.: Молодая гвардия, 1993 – 383с. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. – С.112 – 148.«Пир» Платона Вопросы для самоподготовки: Что считалось достойным и постыдным во времена Пира? Любовь – как её понимал Платон. Поспорим с древними? Рекомендуемая литература: Платон. Пир (В любом издании) Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М.: Молодая гвардия, 1993 – С.93 – 116. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. – С.94 – 112.Этические воззрения Сенеки Вопросы для самоподготовки: Основные понятия мировоззрения Сенеки. Ценности и антиценности в «Письмах». Логика Сенеки. Сенека о себе. Эмоциональные состояния человека, по Сенеке. Рекомендуемая литература: Сенека, Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию (Любое издание). Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. – С.180 – 184. Нравственные письма к Луцилию // Этика. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001. – С.321 – 322. Нравственные ценности Нового Завета Вопросы для самоподготовки: Призывы Христа. Предостережения Христа. Логика религии с точки зрения верующих и неверующих. Рекомендуемая литература: Нагорная проповедь (Евангелие от Матфея, главы 5 - 7) Нагорная проповедь // Этика. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001. – С. 292 – 294. Нагорная проповедь // Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. Т. 2 . – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. – С.186 –187.«Государь» Макиавелли Вопросы для самоподготовки: Н.Макиавелли о человеке. Высшие ценности в «Государе». Проблема цели и средства. Портрет государя, по Макиавелли. Народ в произведении Макиавелли. Аргументация в «Государе». Рекомендуемая литература: Макиавелли, Никколо. Государь (любое издание). Амфитеатров А.В. Макиавелли перед судом истории // Собрание сочинений. Т.XXIX. – С. 123 – 373. Юсим М.А. Этика Макиавелли. – М.: Наука, 19990. – 158с.Нравственные ценности «Домостроя» Вопросы для самоподготовки: Приметы достойной жизни по «Домострою». Запреты и их нравственное обоснование. Справедливость/несправедливость взаимоотношений: родители – дети, муж – жена, господин – слуга. Наши вопросы к Сильвестру. Рекомендуемая литература: Домострой. – СПб.: Наука, 2000. – 400 с. Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М.: Наука, 1993. – С.197 – 262. Домострой // Советский энциклопедический словарь. – М. Издательство Советская энциклопедия, 1981. – С.410.Максимы Ф.Ларошфуко Вопросы для самоподготовки: Отношение Ларошфуко к человеку, мужчине, женщине. Нравственные ценности и антиценности «Максим». «Максимы» как автопортрет Ларошфуко. Рекомендуемая литература: Ларошфуко, Франсуа де. Максимы и моральные размышления // Ларошфуко. Мемуары. Максимы. – М.: Наука, 1993. – С. 149 – 203. Разумовская М.В. Жизнь и творчество Ларошфуко // Ларошфуко. Указ. изд. – С. 237 – 254. Ларошфуко // Краткая философская энциклопедия. – М. Издательская группа «Прогресс», 1994. – С. 236.«Исповедь» Льва Толстого Вопросы для самоподготовки: Истоки нравственных исканий Толстого. Жизненные проблемы и ценности в «Исповеди». Аргументы Толстого. Сокровенное и общечеловеческое в «Исповеди». Рекомендуемая литература: Толстой Л.Н. «Исповедь» (Любое издание). Евлахов А. Конституциональные особенности психики Л.Н.Толстого. – М.: Сварог, 1995. – 111 с. Мень А. «Богословие» Толстого и христианство // Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? – Ленинград: Художественная литература, 1991. – С.5 – 27.Э.Фромм о Гитлере Вопросы для самоподготовки: Мотивация политической деятельности Цена политического успеха. Правда политики и позиция историографа. Рекомендуемая литература: Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. - 247с. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447 с. Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. – М.: МИФ, 1993. – 382с.Этика благоговения перед жизнью (А.Швейцер) Ценность жизни. Оптимизм и пессимизм Альберта Швейцера. Взаимоотношения индивида и общества. Природа во взглядах Швейцера. Рекомендуемая литература: Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.: Прогресс, 1992. - С. 44 – 237, 491 – 512. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. – М.: Прометей, 1993. – С. 231 – 512. Альберт Швейцер – великий гуманист XX века. Воспоминания и статьи. - М.: Наука, 1970. – 238с.Нравственные аспекты современной психологии (Э.Цветков) Вопросы для самоподготовки: Мотивы, принимаемые во внимание автором. Ценностные ориентиры, предлагаемые автором. Психотехника=отмычка в общении? Этика и психология: родственные узы ослабли? Рекомендуемая литература: Цветков Э. Великий менеджер или мастер влияния. Кодекс оптимального поведения. – СПб.: Лань, 1997. - С.66 – 82. Цветков Э. В поисках утраченного «Я». – СПб.: Лань, 1997. – 110 с. Цветков Э. Мастер самопознания, или погружение в «Я». – СПб.: Лань, 1997. – 192с. Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики или как расширить сферу своего влияния (психотехника) – СПб.: Лань, 1997. – 107с. Цветков Э. Танец дождя. – СПб.: Лань, 1997. – 159с. Цветков Э. Досье на человека. – СПб.: Лань, 1998. – 126с.Искусство и мораль Вопросы для самоподготовки: Назначение искусства (с точки зрения всех, кто к нему причастен). Художественные и нравственные мерки таланта. Художник и другие: нравственные аспекты взаимоотношений. Какая-нибудь красота спасёт мир? Рекомендуемая литература: Гончаренко Н.В. Гений в науке и искусстве. – М.: Искусство, 1991. – 432с. Семёнов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. – СПб.: СПбГУ, 1995. – 200с. Толстой Л.Н. Что такое искусство? (Любое издание) Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Предисловие (Любое издание).^ Основные понятия дисциплины: Альтруизм, бескорыстие, великодушие, вера, воля, добро, долженствование, достоинство, духовность., житейская опытность, зло, знание, золотое правило морали, идеал, измерение, искусство, категорический императив, конфликт, культура (сущность, сферы), мера, мудрость, насилие (сущность, типология, факторы), ненасилие (сущность, виды ненасилия, его нравственная оценка), норма, нравственность, нравственная установка, нравственная ценность, околонасильственные формы поведения, ответственность, оценка, парадокс, политика, поступок, принцип, происхождение морали, совесть, структура поступка (мотив, цель, контекст, инструмент, старания, результат, отношение), справедливость, страх, стыд, структура морали, счастье, уважение, фольклор, цинизм, шкала оценки, эгалитаризм, эгоизм, экологический императив, экология, эмпатия, этика.^ Организация самостоятельной работы Помощь в самостоятельной работе прежде всего должны оказать учебник А.А.Гусейнова и Р.Г.Апресяна «Этика», а также пособия «Нравственная оценка: парадоксы и алгоритмы» и «Лекции по этике», подготовленные автором курса. Кроме того, слушателям предстоит продемонстрировать умение работать с учебно-методической, справочной, а также художественной литературой, извлекая необходимый для плановых обсуждений материал. ^ Рекомендуемая литература а) основная литература: Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарика, 1998.- 471с. Зимбули А.Е. Нравственная оценка: парадоксы и алгоритмы. – СПб.: РГПУ, 2001. – 169с. Зимбули А.Е. Лекции по этике. – СПб.: ШиК, 2003, - 176с. Иванов В.Г. Этика. В 2-х частях. – СПб.: СПбГУП, 2004. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. – М.: Республика, 1994. – 464с. Шрейдер Ю.А. Этика. – М.: Текст, 1998. – 271с.б) дополнительная литература Антология ненасилия. - Москва - Бостон: GOLUBKA, 1992. - 256с. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. - М.: Наука, 1986. Библия. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 199с. Брожик В. Марксистская теория оценки. – М.: Прогресс, 1982. – 261с. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. – СПб.: Диамант, 1998. – 523с. Депман И.Я. Возникновение системы мер и способов измерения величин. - М.: Учпедгиз, 1956. – 136с. Ивин А.И. Основания логики оценок. - М.: МГУ, 1970. – 230с. Измерение//Большая советская энциклопедия. Т.10. - С.77. Киреев Г.Н. Сущность насилия. - М.: Прометей, 1990. – 110с. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность преподавателя. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 120с. Культура ненасилия - будущее человечества: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Сентябрь 1999. - М.: Ассоциация «Педагогика ненасилия», Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1999. - 186с. Лобовиков В.О. Модальная логика оценок и норм с точки зрения содержательной этики и права. – Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1984. – 269с. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. – М.: Просвещение, 1991. – 191с. Насилие и ненасилие: философия, политика, этика. – Россия, Институт философии РАН, 2003. – 191с. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. – М.: МГУ, 1989. – 86с. Пухначёв Ю.В., Попов Ю.П. Математика без формул. – М.: Столетие, 1995. – 507с. Симфония на Ветхий и Новый завет. В двух частях. - СПб.: АО «Интерцентр»,1994. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. - М.: Клуб «Реалисты», 1997. - 339с. Терёхина А.Ю. Неметрическое многомерное шкалирование (метрическое представление неметрических данных). - М.: Институт проблем управления, 1977. - 73с. Этика ненасилия: Материалы международной конференции. - М.: Научно-просветительское общество «Этика ненасилия», 1991. - 242с. Этика: новые старые проблемы. – М.: Гардарики, 1999. – 255с.Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540000 Педагогические науки. Составитель программы: докт. филос. наук, профессор кафедры этики и эстетики Зимбули А.Е.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.