ВВЕДЕНИЕ
2
I
Профсоюзные органы как субъекты трудового права
3
II
Правовое положение профсоюзов в сфере труда.
1. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции.
Нормативно-правовое регулирование их деятельности.
6
2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере труда.
12
III
Классификация прав профсоюзов.
17
IV
Гарантии прав профсоюзов.
24
V
Ответственность профсоюзов.
32
VI
Защита прав профсоюзов.
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
38
ВВЕДЕНИЕ
Год 1995-й был годом борьбы за правовое признаниепрофсоюзов России, их роли и месте в обществе. Своеобразным символом этойборьбы стала драматическая судьба закона «О профсоюзах, их правах и гарантияхдеятельности». Его принятию всячески сопротивлялись те, кто не заинтересован всуществовании сильных объединений трудящихся, способных отстаивать их законныеправа и интересы, противостоять произволу работодателей. В числе противниковзакона оказались и ультра либеральные реформаторы из властных структур, инекоторые наши «коллеги» из так называемых альтернативных профсоюзов, длякоторых борьба с ФНПР, похоже, куда важнее защиты интересов наемных работников.Закон дал твердую правовую основу для сложившейся практики профсоюзнойдеятельности, а в ряде случаев и расширил наши возможности. Для нас важно, чтозакон содержит в себе ряд обязывающихположений для Правительства, органовгосударственной власти и местного самоуправления, работодателей. Он гарантируетправо беспрепятственного создания идеятельности профсоюзов, исключая возможность произвольного вмешательства внаши дела со стороны органов исполнительной власти, защищает права профсоюзныхактивистов, профсоюзную собственность. Закон делает профсоюзы главным объектомколлективных договоров на всех уровнях, представляет им широкие права контроляза соблюдением социально-трудовых прав работников, экологических стандартов.
Но история нашей страны учит нас, что любой даже самыйпрекрасный закон может оставаться мертвой буквой, пустой декларацией. Делокаждого из нас наполнить его живымсодержанием, активно использовать представленные законом возможности винтересах трудящихся и их профессиональных союзов.
I.Профсоюзные органы как субъекты трудовогоправа.
В условиях современной Россиипрофсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации,объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельностикак в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачейпрофсоюзы всех направлений: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Социальные профсоюзы и другие считают защиту прав изаконных интересов трудящихся, установление социальной справедливости,эффективной и гуманной экономики[1].
Субъектом трудового права является не сама массовая организация, а ееорганы на всех уровнях. Социальные партнеры имеют права, а в отношениях поматериальной ответственности и разрешению индивидуальных и коллективныхтрудовых споров – обязанности.
Профсоюзырассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Ихстатус (правовое положение) определен законодательством, которое устанавливаетобщую право- и дееспособность профсоюзов, основные (статутные) права иобязанности, а также гарантии их осуществления (глава ХУ КЗоТ РФ).Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов законодательствоисходит, с одной стороны, из существования принципа плюрализма в организации идеятельности профсоюзов, а с другой — регламентирует статусы отдельных уровнейорганов профсоюзной системы, в частности, профкомов предприятий (организаций),отраслевых и региональных профсоюзных органов.
Переход к рыночнойэкономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвигают вкачестве основной (главной)
функции профсоюзов России — защитуинтересов людей труда. При этом оптимальным методом реализации защитной функциистановится организация правового социального партнерства — цивилизованной формывзаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями (работодателями) иправительственными (государственными) структурами[2]. Диапазон партнерской деятельностипрофсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации — от прямогосоциального противостояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия сними.
Помимо главной — защитной функции профсоюзы выполняют и иные функции, часть которыхнепосредственно вытекает из уставов, а другие – делегированы в свое времяпрофсоюзам государством.
Современноезаконодательство России, учитывая характер выполняемых профсоюзами функций,наибольший акцент делает на развитии их правового статуса как субъектатрудового права, ибо именно эта отрасль права ближе всего соприкасается срегулированием сферы наемного труда.
Участвуя вустановлении условий труда и в управлении производством, профсоюзы в лицепрофкомов организаций выполняют двуединую задачу:
во-первых,представляют права и интересы коллектива по вопросам организации и применения труда и,
во-вторых,способствуют непосредственному вовлечению работников в управленческуюдеятельность.
Кроме того,профсоюзы выполняют свою главную защитную функцию, осуществляя надзор иобщественный контроль за охраной труда и соблюдением трудовогозаконодательства.
Принципактивного участия работников в установлении условий труда – результат развитияпроизводственной демократии и наглядное проявление начал социальногопартнерства. Формирование надлежащих условий труда высокого уровня оформляетсяобычно в виде локальной нормотворческой деятельности, осуществляемойработодателем, трудовым коллективом при активном участии профсоюзов.
Важно отметить, чтоправовой статус профсоюзов как субъектов трудового права определяетсяприменительно к их органам, а не к организациям. Эти органы, и, прежде всегопрофессиональные комитеты организаций,признаются законными представителями прав и интересов наемных работников. В техобщественных отношениях, где профком выступает в качестве субъекта трудовогоправа, он представляет интересы соответствующего профсоюзного коллективанаемных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные права(например, при осуществлении надзора за охраной труда), либодействует от имени соответствующего трудового коллектива (например, приразработке и подписании коллективного договора).
Статья 226 КЗоТ РФ закрепилаобщее право профсоюзов представлять интересы трудящихся и определила областиего применения – производство, труд, быти культуру. Указанные области общественной жизни являются, таким образом,объектом преимущественного приложения их разнообразных правомочий.
Необходимо иметь ввиду, что представительство интересов наемных рабочих и служащих в названныхвыше областях общественной жизни является одновременно и правом и обязанностьюпрофсоюзных органов. Поскольку такое представительство основано на законе (ст.226 КЗоТ РФ), профсоюзные органы,выступая в роли представителей коллективов работников, действуют без какой быто ни было доверенности с их стороны. Не требуется доверенности и наиндивидуальное представительство профсоюзов при защите прав и интересовотдельных работников-членов профессионального союза.
Правоспособностьпрофсоюзов возникает с момента регистрации, когда профсоюз приобретает праваюридического лица, хотя ст.225 КЗоТ РФ говорит, что профсоюзы действуют всоответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат обязательной регистрациив государственных органах.
Однакорегистрация профсоюзов носит не обязательный, а уведомительный характер. Ипрохождение регистрации является правом, а не обязанностью профсоюза. В связи с этим профсоюз может и не проходитьпроцедуру регистрации, но при этом на него не могут возлагаться какие-тообязанности, и он не приобретает прав юридического лица.
II.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ
ВСФЕРЕ ТРУДА
1) Понятие профсоюзов. Их задачи ифункции. Нормативно-правовое регулирование их деятельности.
Профсоюз –это добровольное общественное объединение граждан, связанных общимипроизводственными, профессиональными интересами по роду их деятельности,создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов (ст.2 Федерального закона «Опрофсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1955 г., которыйвступил в силу 20 января 1996 года.).
Профессиональные союзы — исторически сложившаясяорганизационная форма объединения трудящихся. Какобщественное явление они представляют собой многообразную и сложную системуотношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это — самая массоваяобщественная организация.
Профессиональныесоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественнаяорганизация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.
Основные задачипрофсоюзов связаны с осуществлением их главной функции — защиты прав иинтересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно – с этой целью профсоюзы возникли, для этого в нихобъединялись и объединяются трудящиеся.
Как общественнаяорганизация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместнойдеятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.
Право каждого наобъединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямозакреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальноеупоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особойроли и значении профсоюзов в жизни общества.
Функции профсоюза – это основные направления деятельностипрофессиональных союзов. В юридической литературе выделяют следующие функции:
1) защитная
2) производственная
3) воспитательная
4) социальная
5) международная
Можно выделить и другие функции.Однако вся деятельность профсоюзов должна быть подчинена целям защиты прав иинтересов своих членов. Поэтому главной функцией профсоюзов должна бытьзащитная функция – целенаправленная правовая деятельность:
1) по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся (права работников свободно распоряжаться своимиспособностями к труду, выбирать род деятельности или профессию, право навознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленногозаконодательством размера);
2) по охране их от нарушений (право беспрепятственно посещать организации ирабочие места, где работают члены, состоящие в профсоюзе, для реализацииуставных задач, представленных профсоюзам прав);
3) по восстановлению нарушенных прав (защищают права и интересы членов профсоюзов повопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в областиколлективных прав и интересов – указанные права и интересы работников,независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями напредставительство в установленном порядке);
4) по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся(устанавливаются работодателем и их объединениями по согласованию ссоответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорахи соглашениях).
Потребность защитыправ и интересов, трудящихся особенно актуальна в современный период,обнаживший и усиливший социально- экономические противоречия.
Осуществлениюзащитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественныхотношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения сучастием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм — морали,этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимодействияпрофсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формальноне закреплены. Другие — предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьисодержатся в нормативных правовых актах.
Деятельность профсоюзоврегулируется в основном ими самими как самодеятельными общественнымиорганизациями с помощью внутри профсоюзных норм,принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правовогохарактера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся вуставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из кругаобщественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействиюподвергаются только те, регулированиекоторых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо.Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению ихзащитной функции.
Общественныеотношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой этонеобходимо для обеспечения представительства и защиты интересов трудящихся,успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. Вконечном счете границы правового регулирования зависят от состоянияобщественных отношений, степени их развития, от социально-экономических иполитических условий, в которых они развиваются.
Пределыправового регулирования отношений с участием профсоюзов определяются исходя изих предназначения, необходимости с наибольшей пользой для трудящихся, всегообщества представлять и защищать права и интересы работников в сфере труда исвязанных с трудом отношений:
а) средствами и методами,присущими самим профсоюзам; б) с помощью права;
в) вовзаимодействии правовых и не правовых средств и методов.
Объем и содержание прав профсоюзовопределяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами,выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовойстатус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участиипрофсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросамдеятельности профсоюзов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с ихуставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При созданиизаконодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание ихуставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзамиправа только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии суставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства опрофсоюзах они должны соблюдать это законодательство.
Таким образом,соотношение общественного (внутри профсоюзного) иправового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи,взаимозависимости с приоритетом внутри профсоюзных нормпри подготовке законодательства о профсоюзах и приоритетомзаконодательства над внутри профсоюзными нормами послепринятия соответствующих законодательных актов.
Предоставленныеправа создают юридическую базу для выполнения их уставных задач и функций,укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. При этомгосударство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствиис принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственныхорганах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они, как и всеиные организации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном,а не в обязательном порядке и включаются в соответствующий реестр.
Тем самымобеспечивается независимость профсоюзов от органов исполнительной власти.
Профсоюзынезависимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органовместного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций),политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.
Независимость профсоюзов — первый из основополагающихпринципов положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается также: прямым запретом всякого вмешательства органовгосударственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, котороеможет повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствоватьзаконному осуществлению их уставной деятельности; имущественнойсамостоятельностью; правом самостоятельно разрабатывать и утверждать своиуставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать своюдеятельность; запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органовюстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.
Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральнымзаконом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всемобщественным объединениям. Применительно к профсоюзам
он выражен в упоминавшемся выше их правесамостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннююдеятельность.
Третий принцип — добровольность объединения впрофсоюзы закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федеральнымзаконом «Об общественных объединениях».
Четвертыйпринцип, такжепрямо закрепленный законом, равноправиепрофсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что всепрофсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо отчисленности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел
отражение и профсоюзный плюрализм — наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.
Пятый принцип - законность создания и деятельностивытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом«Об общественных объединениях».
Законодательство о профсоюзах состоитиз норм Конституции РФ и КЗоТ, Федерального закона «Опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», принятогоГосударственной Думой 8 декабря 1995 года и подписанного Президентом РФ 12января 1996 года, норм ряда других федеральных законов (законов РФ, РСФСР),указов Президента РФ.
В системузаконодательства о профсоюзах входит также принятый Федеральный закон от 19 мая1995 года «Об общественных объединениях» (СЗ, 1995, № 21,ст. 1930) в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и свойства совсеми другими общественными организациями. Особенности, связанные с созданием,деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов регулируютсяспециальными законами (ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
В отдельныхсубъектах РФ уже приняты свои законы о профсоюзах, например, республиках Саха — Якутия, Татарстане, Башкортостане.
Законодательство опрофсоюзах направлено на регулирование их отношений:
1) сработодателями, их объединениями и представителями;
2) с органамигосударства, органами местного самоуправления;
3) с другимисубъектами общественных отношений (например, имущественных, налоговых).
Следует иметь ввиду, что в правовую основу деятельности профсоюзов входит как собственнозаконодательство о них, правах и гарантиях их деятельности, так и трудовоезаконодательство в целом, поскольку оно используется профсоюзами для защитыправ и интересов работников.
Определяющееправовую основу деятельности профсоюзов законодательство меняется,совершенствуется в зависимости от развития общественных отношений, в которыхони участвуют, но прежде всего, от основных экономических отношений — ототношений собственности, социально-политической обстановки в стране. В связи сэтим происходит пересмотр прав профсоюзов. Возвращаются государству, егоорганам государственные полномочия, ранее возложенные на профсоюзы инаходящиеся в их ведении органы (например, государственно-властные полномочияправовой и технической инстанций профсоюзов). Укрепляютсяи расширяются права, направленные на защиту интересов работников (например, повопросам занятости). На содержание законодательства о профсоюзах решающеевлияние
оказали конвенции ирекомендации Международной организации труда (МОТ) — Конвенции № 87, 135, 144и др.
Таким образом, основные тенденции развития и совершенствованиязаконодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят в том:
во-первых,что оно приводится в соответствие с существующими общественными отношениями;
во-вторых, вотказе от несвойственных профсоюзам как общественной организации полномочий;
в-третьих, всохранении, укреплении и расширении прав, позволяющих профсоюзам надежноотстаивать социально-трудовые права и интересы работников.
В сферутрудового права входят связанные с трудом отношения профсоюзов сработодателями, их объединениями и представителями, а также с государственнымиорганами местного самоуправления. Эти отношения входят в предмет трудовогоправа как тесно связанные с трудовыми отношениями.[3]
Участиепрофсоюзов в регулировании трудовых отношений (в установлении и примененииусловий труда), в контроле за соблюдением законодательства отруде и об охране труда, в разрешении трудовых споров — одна из черт методатрудового права.
2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов всфере труда
Права профсоюзов всфере труда — основная часть их правовогостатуса, т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях.
Помимо прав в сферетруда профсоюзы обладают обширными правами в сфере действия других отраслейправа: правами юридического лица, правом собственности, участия в управлениигосударственными социальными фондами, в области экологии, приватизации и др.
Наличие упрофсоюзов правового статуса не противоречит их общественной природе. Сохраняяэто качество, профсоюзы пользуются определенными правами, установленнымигосударством.
Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сферетруда (трудо-правовой статус) представляет собой общуюмеру юридических возможностей данной организации и ее органов в указаннойсфере, служит источником субъективных прав иобязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая категория онхарактеризует пределы юридических значений деятельности профсоюзов в этойобласти, служит эталоном правомерности действий профсоюзных органов, полнотыосуществления предоставленных им юридических полномочий.
Содержание трудаправового статуса профсоюзов характеризуется объемом закрепленных за нимиюридических возможностей.
Статус профсоюзов всфере труда (труда правовой статус) как часть их совокупного статуса(многоотраслевой общности) на современном этапе сочетает в себе стабильныечерты их правового положения с особыми, характерными именно для данного этапа.
Стабильность,преемственность содержания труда правового статуса профсоюзов обусловленысамим существованием трудовых отношений между работниками и работодателями,необходимостью защиты прав и интересов работников в этих отношениях.
Наиболее стабильнаячасть статуса — права профсоюзов по представительству интересов трудящихся,участию в регулировании трудовых отношений, контролю за соблюдениемзаконодательства о труде, охране труда.
Динамика статуса,его развитие происходит за счет изменения форм реализации предоставленныхпрофсоюзам прав, включения в статус прав, которых раньше не было, в связи сразвитием экономических и социальных отношений, исключения из него некоторыхправ, не отвечающих современным условиям. Радикальные изменения в статусепрофсоюзов происходят в связи с переходом на новые экономические рельсы,внедрением новых принципов управления экономикой в условиях многообразия видовсобственности и организационно-правовых форм предприятий.
В статус субъектовправа, в том числе профсоюзов, помимо прав входят и юридические обязанности.
Права и обязанностипрофсоюзов в сфере труда имеют особенности:
во-первых,юридические обязанности прямо не возлагаются государством на профсоюзы, онивытекают из защитной функции этой общественной организации, опираются на ихуставы и неразрывно связаны с правами. В результате предоставленные профсоюзамправа одновременно означают и их обязанности. Это — особая юридическаякатегория — права-обязанности, где право и обязанность находятся в неразрывномединстве;
во-вторых, этообязанности не перед государством, а перед работниками, чьи интересы профсоюзыдолжны представлять и защищать;
в-третьих,юридические обязанности профсоюзов заключаются в необходимости реализациипредоставленных им прав. Иначе они не смогут защитить работников;
в-четвертых, выполнениетакого рода обязанностей обеспечивается, прежде всего, силой общественного,морального (внутри профсоюзного) воздействия.
Профсоюзы какобщественная организация не отвечают перед государством за реализацию своихправ-обязанностей. (Исключением является имущественная ответственность по судуза проведение забастовки, признанной судом незаконной. Но здесь юридическаяответственность, вытекая из нарушения норм трудового законодательства, носитвсе же гражданско-правовой характер). Государство оказывает воздействие наосуществление профсоюзами их прав-обязанностей путем содействия реализациипредоставленных им прав, создания гарантий для их успешной деятельности.
Кюридической (дисциплинарной) ответственности могут быть привлеченыосвобожденные от основной работы в организации работники профсоюзных органов,виновные в том, что права профсоюзов не используются. Юридическаяответственность таких лиц наступает по воле профсоюзных органов какработодателей. Права-обязанности профсоюзов как особая категория содержатодновременно юридическую возможность и долженствование. В нормативных правовыхактах содержатся права, а не требования к профсоюзам. Права приобретаютпризнаки обязанностей в силу потребности в их осуществлении. В них заложенасоциальная необходимость. Так как без предоставления права не может бытьобязанности его реализации, оправдано пользование термином «права профсоюзов»,подразумевая под этим как собственно права, так и единую категориюправ-обязанностей.
Концепциянеразрывности прав и обязанностей профсоюзов имеет практическое значение: еслиосуществление прав зависит от воли субъекта, то юридические обязанности надовсегда соблюдать. Следовательно, при наличии соответствующей ситуациипрофсоюзы должны использовать предоставленные им права.
Глава II Закона о профессиональных союзахпосвящена правам профсоюзов. В этом законе закреплены следующие права:
1) право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (закреплено в ст.226 КЗоТ РФ иЗаконом «О коллективных договорах исоглашениях», в частности, ст.11 Закона закрепила более широкое право профсоюзапредставлять не только членов своего профсоюза, но и всех работников, если нечлены профсоюза уполномочили его представлять их интересы).
В названном Законе говорится отом, что законодательные и иные правовые акты в области труда должныприниматься с учетом мнения соответствующих профсоюзов, которые представляют как индивидуальные, таки коллективные права работников.
Раньше в Конституции РСФСР былозакреплено право профсоюзов на законодательную инициативу. Сейчас благодаряпрофсоюзам в государственной Думе непрошел ни один из проектов Трудового кодекса. Но с другой стороны, возникаетвопрос: может ли профсоюз обратиться в суд за защитой прав и интересов работника,заявив о том, что у него такие полномочия (представительство и защитаинтересов) есть. Верховный Суд РФ раз