Реферат по предмету "Экономика"


Сущность и генезис товарного производства. Товар и его свойства

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УНИВЕРСИТЕТЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая работа
Дисциплина: Политическаяэкономия
Тема: Сущностьи генезис товарного производства. Товар и его свойства
Сдала:
Шурлачакова С.В.
Симферополь,2009

Содержание
 
Введение
1. Характеристикатоварного производства
2. Товар и его свойства
3. Теории стоимости,полезности, ценности
Заключение
Список литературы

Введение
Ссамого своего появления человек добывал продукты питания, строил жилье, т.е.делал все возможное, чтобы выжить. По мере своего развития, люди началипроизводить продукты не только для себя, но и для обмена, а в дальнейшем и дляпродажи. Таким образом возникает товар. С течение времени он изменяет своихарактеристики и становится объектом изучения многих ученых. Именно орезультатах этих изучениях повествует данный реферат.

1. Характеристикатоварного производства
 
Осмысление современныхэкономических проблем через призму мирового опыта становления, развитиятоварного производства и рыночных отношений имеет существенное значение длятеории и практики рыночной трансформации экономики Украины.
Общество знает дваосновных типа организации экономики: натуральное и товарное хозяйство. Имсоответствуют две основные формы хозяйствования — натуральная и товарная.Попытки введения нетоварных форм хозяйствования вне пределов натуральногохозяйства заканчивались безуспешно.
Исторически первымтипом экономической организации общественного производства, господствовавшим напротяжении длительного времени, было натуральное хозяйство, при которомпродукты труда как результат производства использовал для удовлетворения личныхпотребностей непосредственных производителей и членов их семей, т.е. дляиспользования в пределах хозяйственной единицы — рода, племени патриархальнойсемьи, общины и др. как разновидностей. В основном натуральную формухозяйствованияимели также крупные поместья традиционного типа.
Натуральное хозяйствохарактеризовалось общественным разделением труда в зачаточном состоянии,замкнутостью организационно-экономических связей, разобщенностью, оторванностьюхозяйствующих субъектов друг от друга, примитивной технике технологиейпроизводства, малопроизводительным ручным трудом. Поэтому прогресс в развитиипроизводительных сил и общества был очень медленным. Все связи натуральногохозяйства обусловлены лишь особенностями процесса труда и выполнением тех илииных операций в пределах отдельных хозяйственных единиц. При этом рабочая силалишена мобильности, она производственно и территориально закреплен; натуральномхозяйстве производственные отношения проявляются в дематериализованном виде какпрямые отношения между участниками создания благ. Продукты труда распределяютсянепосредственно. Они без участия рынка поступают в личное производственноепотребление.
С развитиемпроизводительных сил натуральное хозяйство становится преградой длясоциально-экономического прогресса. Свойственные ему хозяйственная замкнутость,примитивность,обособленность, патриархальность, слабость внутренних стимулов развития несоответствуют потребностям обмена продукцией между производителями. Товарныйобмен все более распространяется в связи с ростом производительности труда. Всевозрастающее влияние на общественное производство товарных связей в эпохупозднегоСредневековья уже можно назвать революционным. Натуральное хозяйство пересталобыть господствующим типом общественного производства в западном обществе,произошел переход к общему товарному производству.
Однако это еще неозначало полного исчезновения натурального хозяйства. Оно и сегодняраспространено в развивающихся странах. В середине XXв. в их натуральном и полунатуральном производстве было занято 50 — 60процентов населения. Некоторые его проявления имеют место также в условияхразвитой экономики (например, натуральное подсобное хозяйство). Внеблагоприятных для общества условиях (например, война, политика, автаркии и т.п.) может возникнуть тенденция к натурализации производства. Всплескнатурального хозяйства имеет место в Украине (огородничество, потребительскоеподсобное хозяйство и др.) в условиях острого всеобщего кризиса.
На смену натуральномухозяйству пришли товарное производство и основанная на нем товарная формахозяйствования. Вместе с тем продолжительное время они функционировали вместе.Товарное производство — это такой тип организации экономики, при которомпродукты труда производятся для продажи на рынке. Товары производятся с цельюудовлетворения потребностей потребителей и поступают к ним через использованиерыночных отношений. Разумеется, что при этом хозяйствующий субъект нацелен наполучение выгоды. Такая ориентация производства обусловливает необходимостьпостоянных экономических связей между производителями и потребителями, ихэкономическую взаимозависимость, которая начинается с приобретения средств ипредметов труда и заканчивается реализацией продуктов или услуг и др.
Общим условиемвозникновения, развития и функционирования товарного производства являетсяобщественное разделение труда. На его основе возникают экономическиепроизводственные отношения между людьми в форме обмена продуктами труда.
Непосредственнойпричиной возникновения товарного производства является экономическаяобособленность товаропроизводителей. Она неразрывно связана с развитием частнойсобственности на средства производства, а также экономической и юридическойсвободы производителя.
Экономическая,обособленность товаропроизводителей — этотакое положение, при котором они самостоятельно решают вопросы хозяйственнойдеятельности: что производить, какими средствами, какие ресурсы использовать ит. п. Она предусматривает самостоятельное распоряжение произведеннойпродукцией, владение ею, ее отчуждение и использование в соответствии ссобственными интересами. Поэтому экономическое обособление неотделимо отсобственности на средства производства и производимую продукцию. Наопределенной ступени общественного разделения труда экономическая связьразличных собственников неизбежно выступает в товарной форме.
С экономическойобособленностью товаропроизводителей неразрывно связаны эквивалентность ивозмездность их отношений. Это является одним из общих коренных признаковтоварного производства и обмена.
Товарное хозяйствовозникает также вследствие наличия противоречия между производством ипотреблением, несоответствия потребительной стоимости произведенных благпотребностям общества и его членов. Это требует обязательного признанияпотребителями произведенной продукции апостериори, т. е. основываясь наопределенном опыте. Отсутствие именно такого признания фактически означаетотсутствие товарного хозяйства и товарной формы хозяйствования. В натуральномхозяйстве потребители также пользуются продуктами не только личного труда, но итруда своих одноплеменников. Однако они получают свою часть без права отброситьее или свободно выбирать другого производителя. Как конкретно исторический типорганизации общественного производства товарное хозяйство характеризуетсяпостоянным движением вперед. Товарное производство и обращение в своем развитиипроходят две стадии: низшую — бартерное хозяйство и высшую — денежноехозяйство. В бартерном любой товар можно непосредственно обменять на какой-либодругой без использования денег. В денежном существует особый товар — деньги,который можно обменять на любой другой товар, а последний — на деньги. Вхозяйстве, основанном на денежном обмене, общественные Iзатраты ниже, чем там, где обмен осуществляется при помощи бартера. Нынеденежное I хозяйство все болееразвивается, особенно в передовых странах с рыночной экономикой, вкредитно-денежное, что еще более снижает общественные издержки. Основные общиепризнаки товарного производства не зависят от специфики экономической системы.К ним относятся общественное разделение труда, экономическая обособленностьпроизводителей, эквивалентность отношений, рыночная связь между производителямии потребителями, признание общественного характера труда через рынок,осуществление экономических процессов в товарно-денежных формах путемкупли-продажи, производство для обмена и в расчете на выгоду, конкуренция.Среди них также следует отметить открытость системы отношений, существованиетаких категорий, как товар, стоимость, меновая стоимость и др., законовтоварного производства и обращения. Эти признаки имеют такой же объективныйхарактер, как и товарное производство и обращение.
Специфика товарногопроизводства прежде всего связана с существованием различных его типов.Во-первых, товарное производство подразделяется на простое и предпринимательское,т. е. развитое, расширенное. Простое товарное производство основывается наличном труде собственников средств производства и является исходной формойтоварного производства. Оно небольшое по своему объему, характеризуетсянепосредственным и добровольным соединением работника со средствамипроизводства, отсутствием купли-продажи рабочей силы как товара. В товарнойформе выступают лишь вещественные факторы производства и готовая продукция. Простоеи предпринимательское производства имеют как общие черты, так и существенныеотличия. Общим является то, что они существуют при условии господства частнойсобственности на средства производства, рыночной формы связи междупроизводителями и потребителями, конкуренции между товаропроизводителями и т.д. Отличие состоит в том, что при простом товарном производстве производитель исобственник средств производства и продуктов труда — это одно лицо, тогда какпри предпринимательском производстве производитель отделен от средствпроизводства и продуктов труда. В условиях простого товарного производствапроцесс производства осуществляется на основе индивидуального труда. Оннаправлен на удовлетворение личных потребностей производителя и членов егосемьи. Предпринимательское производство предусматривает совместный труд наемныхработников ради прибыли собственника хозяйства. Простое товарное производствоосновано, как правило, на несложной технике, а предпринимательское — на крупноймашинной индустрии, автоматизированных системах и др. Сегодня простое товарноепроизводство является характерным для развивающихся стран. В развитых странахоно имеет остаточный характер и выступает в виде мелкого товарного производстваремесленников, фермеров, розничных торговцев и др. Последнее приобретает всеболее предпринимательскую направленность как мелкий бизнес, порожденный ужесуществующей экономической системой. Различают также два типа товарногопроизводства: первый — со стабильной, второй с непрерывно обновляющейсяноменклатурой товаров. История первого охватывает период от глубокой древностидо второй половины XX в. Историявторого этапа началась во второй половине XXв. Так, машиностроительная промышленность Великобритании на протяжении всего XIXв. использовала лишь два материала — чугун и сталь, а текстильная производилатолько четыре вида ткани — хлопковые, шерстяные, льняные, шелковые. Во второйполовине XX в. наблюдаетсянепрерывное обновление номенклатуры товаров. Например, в электроннойпромышленности Японии это происходит каждые 5 — 6 лет. Имеются основаниясчитать, что с началом XXIв. процесс непрерывного обновления номенклатуры товаров будет доминирующим вэкономике.
2. Товар и его свойства
Товар —это продукт труда, который имеет два свойства: во-первых, удовлетворяетопределенную потребность человека; во-вторых, способный обмениваться на другиеблага в определенных пропорциях. Таким образом, ему свойственны потребительнаястоимость и стоимость. Товаром может быть как материальное, так инематериальное благо, в том числе услуга.
Центральной проблемойтоварного производства является установление цены товара, нахождение ее основы.Цена определяется прежде всего его свойствами — потребительной стоимостью истоимостью, которые положены в основу товара.
Потребительнаястоимость товара — это его способностьудовлетворять потребности человека. Например, хлеб, мясо, молоко и другиепродукты потребления удовлетворяют потребность в еде; костюм, платье —потребность в одежде; станок, нефте-, газопровод, сооружение и др. —потребность в средствах производства. Следовательно, материальные блага иуслуги удовлетворяют те или иные потребности как предметы личного потребленияили как средства производства.
Конечной целью всякогопроизводства является создание потребительных стоимостей. Если не принимать вовнимание те конкретные экономические формы, в которых при определенных условияхвыступают продукты труда, то богатство общества всегда состоит изпотребительных стоимостей. Потребительная стоимость продукта труданепосредственно не выражает общественных отношений, но имеет историческийхарактер, поскольку ее роль и значение меняются в зависимости от изменений вобществе. Если благо создается производителем для личного потребления, то оноимеет потребительную стоимость для самого производителя. Если же вследствиеобщественного разделения труда продукт (услуга) предназначается для кого-тодругого, то он является общественной потребительной стоимостью. В условияхтоварного производства потребительная стоимость — это способность товараудовлетворять потребности не самого производителя, а покупателей.
Специфическийисторический характер потребительной стоимости проявляется не только в том, чтоона является предметом обмена, а в том, что она отражает степень общественногоразделения труда, его историческую зрелость.
Потребительнаястоимость вещей, их полезность для людей тесно связаны с прогрессом науки итехники, развитием производительных сил в целом. Так, полезность железа сталаизвестной лишь тогда, когда люди научились выплавлять его из руды и изготовлятьиз него орудия и предметы труда. Научно-технический прогресс, внедрение впроизводство достижений науки и техники раскрывают все новые возможности испособы использования природных и искусственных материалов, их новые полезныесвойства. Однако общая экономическая теория изучает лишь роль потребительнойстоимости в системе общественных отношений, складывающихся в процессепроизводства, распределения, обмена и потребления.
Современный мирпотребительных стоимостей чрезвычайно разнообразен. Его основу составляюттовары личного и производственного потребления. Кроме того, существует рынокремесленных товаров. Преобладающая их часть — это изделия ручного или частичноиндустриального труда. Особым является рынок раритетов (редкостей). Это, содной стороны, уникальные научные открытия и конструкторские разработки, а сдругой — шедевры искусства. Товары такого рынка обогащают производство культурнымии эстетическими ценностями и традициями. Все возрастающее значение средисовокупности потребительных стоимостей приобретают различные виды современноготранспорта, энергии, информации, компьютерного обеспечения, доставкиэнергоносителей и др. Стоимость, в отличие от потребительной стоимости, нележит на поверхности явлений, поэтому выяснить ее природу как второго свойстватовара более сложно. Формой ее проявления является меновая стоимость, т. е.количественное отношение (пропорция), в котором одни потребительные стоимостиобмениваются на другие. Это соотношение постоянно меняется в зависимости отместа и времени, что создает впечатление случайности, отсутствия внутреннейустойчивой основы меновой стоимости. В действительности как бы ни отличалисьменовые стоимости одного и того же товара, они всегда имеют нечто общее. Всамых разнородных товарах общим является одно свойство: они — продукты труда.Приравнивание разнородных товаров один к другому предусматривает, очевидно, ихобъективное равенство еще до обмена. Внутренним содержанием товара являетсястоимость как вложенный в товар труд — то общее, что находит выражение вменовом соотношении товаров. Именно стоимость делает их сравнимыми. Какпотребительные стоимости товары качественно отличаются, как стоимости — имеютобщую меру.
Стоимость выражаетотношения между товаропроизводителями по поводу сравнения затрат их труда напроизводство благ и услуг, которыми они обмениваются. Количественныехарактеристики труда, затраченного на изготовление товара, воплощаются ввеличине стоимости товара.Различают индивидуальный и общественно необходимыйтруд, а соответственно индивидуальную и общественную стоимость товара.
Товаропроизводителидействуют в различных индивидуальных и природно-климатических условиях. Поэтомуна производство товаров одного и того же вида, одинаковой массы и одинаковогокачества затрачивается разное количество труда, находящего свое воплощение взатратах рабочего времени. В соответствии с этим в товары воплощается разнаяиндивидуальная стоимость. Рабочее время, затраченное на производство товараотдельным производителем (предприятием), называется индивидуальным рабочимвременем, а стоимость, созданная им, — индивидуальной стоимостью. Тем не менее,на рынке товары одинаковой потребительной стоимости оцениваются покупателями(потребителями) одной мерой, которая не совпадает с индивидуальным рабочимвременем. Это означает, что рынок в процессе обмена учитывает лишь общественнуюстоимость. Величина ее определяется не индивидуальными затратами труда, а общественнонеобходимым рабочим временем, т. е. тем рабочим временем, которое определяетсяналичными общественно нормальными условиями производства при среднем вконкретном периоде и в данном обществе уровне умения и интенсивности трудатоваропроизводителей. Общественно нормальные условия производства — этотипичные, господствующие в конкретном обществе в определенное время.
Таким образом, величинастоимости товара в значительной мере определяется общественно необходимымизатратами труда и измеряется общественно необходимым рабочим временем. Величинапоследнего, как правило, совпадает с индивидуальными затратами труда техтоваропроизводителей, которые доставляют на рынок преобладающее большинствотоваров одного вида, и устанавливается стихийно в процессе конкурентной борьбы.Такие товаропроизводители находятся в лучшем положении, чем их конкуренты,затрачивающие больше труда, поскольку последние несут потери на суммуреализованной продукции, умноженную на разность общественной и индивидуальнойстоимости продукции.
Общественно необходимоерабочее время и обусловленная им величина общественной стоимости не остаютсянеизменными и зависят от производительной силы труда и его интенсивности.Производительная сила труда определяется, в свою очередь, уровнем развитиянауки, природными способностями, опытом, культурой и квалификацией работника, атакже общественной комбинацией производственного процесса и природнымиусловиями, в которых он происходит. Производительность труда выражается вколичестве продукции, произведенной за единицу времени (час, рабочий день,месяц и т. п.), или количеством времени, затраченным на изготовление единицыпродукции. Величина стоимости товара изменяется прямо пропорциональноколичеству и обратно пропорционально производительной силе труда. Во времяболее интенсивного труда единица времени выражает большую массу труда. Этосвидетельствует о том, что само по себе рабочее время не может дать полногопредставления о фактических затратах труда. Поэтому при различной интенсивноститруда оно не может быть безусловным мерилом стоимости. Общественно необходимыезатраты труда измеряются рабочим временем лишь при его средней интенсивности.
Базовой величиной дляизмерения стоимости товара являются затраты простого труда (т. е. безспециальной квалификации), посильного каждому здоровому члену общества наданном этапе развития. Сложный труд — квалифицированный, он требуетпредварительной подготовки производителя. За единицу сложного труда создаетсябольшая стоимость, чем за единицу простого. Сложный труд сводится к простому(редукция труда) через рыночные отношения.
В целом величинастоимости товара в значительной степени определяется общественно необходимымизатратами труда, а также его полезностью. В процессе труда человек создаетпотребительную стоимость и стоимость товара. Это следует из двойственнойприроды труда, создающего товар. С одной стороны, он имеет полезное содержаниеи создает блага и услуги, удовлетворяющие те или иные потребности людей.Определенный полезный труд является общественной необходимостью существованиялюдей независимо от общественных условий. С другой стороны, труд каждоготоваропроизводителя является частью всего общественного труда как затратычеловеческой рабочей силы вообще безотносительно к ее конкретным формам. Первыйвид — это конкретный труд, второй — абстрактный труд. Конкретному трудусвойственны цель, определенный характер операций, предмет, средства и, наконец,результаты. Он затрачивается в целесообразной, полезной форме, чтохарактеризует его с одной качественной стороны. Конкретный труд создаетопределенную потребительную стоимость (хлеб, уголь, металл, дома, обслуживаниеи т. п.). Различие потребительных стоимостей обусловливается тем, что ониявляются результатами качественно разных видов полезного труда (трудовых усилийхлебороба, шахтера, металлурга, строителя, врача, учителя и др.). Именноспецифический характер конкретного труда каждого товаропроизводителя ипорождает его отличие от труда другого товаропроизводителя. Вторая сторонатруда — труд вообще как производительная затрата умственных способностей, силымускулов и т. п. безотносительно к его полезной целесообразной форме. Онахарактеризует труд прежде всего количественно, как источник стоимости втоварном производстве. На всех исторических этапах общественного развития трудвыступает, с одной стороны, как полезный, целесообразный, а с другой — какзатрата физических и умственных сил, как «труд вообще». Однако тольков условиях товарного производства эта действительность приобретает особыеисторические формы как труд конкретный и абстрактный. Если нет товарногопроизводства, то нет и товара с его двумя свойствами и соответственно нетабстрактного труда и порождаемой им стоимости. Абстрактный труд, который взначительной мере создает стоимость, является специфической формой труда,свойственной только товарному хозяйству и отражающей отношениятоваропроизводителей.
Процессы конкретноготруда — это совокупность экономических явлений, непосредственно связанных сфункционированием конкретного труда; процессы абстрактного труда — это всенепосредственно связанные с ним явления. К первым относятся процесс созданияпотребительной стоимости товара, в котором решающую роль играет полезная форматруда, создание потребительной стоимости товара как результат функционированияконкретного труда, перенесение старой стоимости со средств производства,осуществляемое конкретным трудом, на вновь создаваемый товар. Ко вторым —создание стоимости товара как результат функционирования абстрактного труда,создание прибавочного продукта независимо от его конкретных форм. Во всех этихслучаях речь идет лишь о неразрывно связанных между собой сторонахэкономических явлений товарного производства, поскольку процессы конкретноготруда не существуют отдельно от соответствующих процессов абстрактного труда, апоследние находятся в органической связи с первыми. Кроме того, конкретныйтруд, создавая потребительную стоимость, влияет на стоимость товара. В своюочередь, абстрактный труд, в значительной мере создавая стоимость, влияет такжена потребительную стоимость товара. Под влиянием научно-технического прогрессапроисходят важные изменения как в конкретном, так и в абстрактном труде. Всвязи с развитием новых видов производства и технологий, использованием в нихнемеханических форм движения материи (например, лазерной и др.) появляетсямного новых профессий (видов конкретного труда) и немало старых отмирает.Вместе с тем существенно повышается уровень квалификации рабочей силы.Относительно абстрактного труда наиболее важные изменения состоят в значительномувеличении интенсивности затрат, прежде всего умственных, психических, нервныхсил работников, а также в возрастании сложности выполняемого ими труда. Каквидно из изложенного, оба свойства товара — потребительная стоимость истоимость — тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Эта взаимосвязь находитсвое выражение в таком признаке товара, как ценность. Она определяется, с однойстороны, общественно необходимыми затратами на производство товара, а с другой— индивидуальным восприятием каждым покупателем его потребительной стоимости.Отсюда категория ценности сочетает в себе как объективное, так и субъективноевосприятия товара покупателем. Посредством этой категории происходит соединениеразнообразных теоретических подходов к определению цены товара как денежноговыражения, прежде всего его стоимости, а также потребительной стоимости. Изготовлениетех или иных товаров — личное дело каждого товаропроизводителя. Его конкретныйтруд выступает непосредственно как частный труд. Одновременно общественноеразделение труда связывает между собой отдельных товаропроизводителей —собственников орудий, предметов и продуктов труда, которые фактически работаютдруг на друга. Поэтому их труд выступает и как общественный труд. В результатевозникает и развивается противоречие между частным и общественным трудом. Сутьего состоит в том, что только на рынке, в процессе обмена товаров и рыночнойконкуренции, проявляется общественный характер воплощенного в них труда,зависимость участников обмена друг от друга. На рынке происходит процессобщественного учета труда.
3.Теории стоимости, полезности, ценности
Как было отмечено,стоимость и потребительная стоимость товара тесно взаимосвязаны, и эта ихвзаимосвязь находит выражение в категории ценности товара. Последняя, преждевсего, опирается на стоимость товара.
Задача любой теорииценности — дать ответ на два фундаментальных вопроса. Первый — какая, вконечном счете, основа цен и, следовательно, меновых пропорций в условияхтоварного производства. Второй — каков конечный источник (или источники)доходов членов общества. Цены в товарном производстве включают в себя этидоходы. Поэтому решение вопроса о конечной основе цен связано также с ответомна вопрос о конечном источнике доходов. В зависимости от решения этих вопросовв экономической теории различают ряд теорий ценности. В целом их можнообъединить в две большие, но разные по своей основе группы: 1) теории объективнойстоимости и 2) субъективной полезности. Представители теорий первой группысчитают, что стоимость товара в своей основе объективна и источником ееобразования является затраченный на производство товара труд. Последователитеорий второй группы рассматривают стоимость как субъективную категорию ивыводят ее из оценки людьми полезности определенного товара в сравнении сполезностью других благ. В теориях первой группы стоимость анализируется каксуществующая независимо от ощущений человека, от его субъективных оценокполезности товара. В теориях же второй группы стоимость выводится изинтенсивности желаний потребителя и из наличного рыночного запаса данноготовара, как субъективная полезность. Зачатки теорий обеих указанных группученые находят еще у выдающегося древнегреческого мыслителя Аристотеля (384 —322 гг. до н. э.). От него и до наших дней в трактовках стоимости —фундаментальной проблемы экономической науки — происходит развитие теорийобъективной стоимости и субъективной полезности. При этом достаточно часто дажев трудах выдающихся ученых-экономистов эти теории мирно располагались рядом. Весомыйи основательный вклад в разработку теории трудовой стоимости внеслипредставители классической политической экономии У. Петти, А. Смит, Д. Ри-кардои др. В соответствии с ней конечной основой цены и конечным источником всехдоходов являются затраты труда в процессе производства. По Давиду Рикардо,стоимость товаров прямо пропорциональна количеству труда, затраченного на ихпроизводство, и обратно пропорциональна производительности труда. Трудоваятеория стоимости имеет и глубокое нравственное содержание. Определениестоимости трудом предполагает всеобщность и равенство (в качественном смысле)всех видов труда безотносительно к его конкретной форме. Это ведет к признаниюкачественного равенства всех людей как работников, производителей. Равенствотоваров в обмене означает качественную одинаковость труда производителей этихтоваров и, следовательно, принципиальную равнозначность их как личностей. Классическаяполитическая экономия дала начало новой ветви дальнейшего ее развития — экономическойтеории марксизма. К. Маркс не только сохранил классическую традициюприверженности к трудовой теории стоимости, признания стоимости исходнойкатегорией экономического анализа, но и внес новый, качественный вклад в еедальнейшую разработку. В трудах К. Маркса разработано учение о двойственномхарактере труда, воплощенного в товаре, раскрыто противоречие между частным иобщественным, конкретным и абстрактным трудом, потребительной стоимостью истоимостью товара, исследован исторический процесс развития обмена и форм стоимости,раскрыта природа, сущность и функции денег как всеобщего эквивалента, решена«проблема трансформации» (т. е. превращения стоимости в ценупроизводства и, как ее существенное звено, превращения прибавочной стоимости вприбыль). В экономическом учении марксизма трудовая теория стоимости,независимо от ее особых форм — прибыли, процента, земельной ренты и т. д.,занимает центральное место. Последователи К. Маркса различных направлений наоснове трудовой теории стоимости развили экономическую теорию марксизма, вчастности, разработали проблемы собственности, ее влияние на общественноепроизводство, экономического обособления производителей, особенностей товарногопроизводства в различных условиях, многоукладной экономики, роли государства вэкономике, общественного воспроизводства и экономического роста на макроуровне,регулирования цен, их системы, оплаты труда, функционирования социальноориентированной рыночной экономики, специфики взаимосвязи различных формбизнеса в рыночном хозяйстве с государственным регулированием, конкуренции вусловиях современного уровня развития в нем производства, социальной защиты иобеспечения членов общества и др. Доступность этих разработок привела к тому,что те из них, которые были необходимы и подходили для социализации рыночнойэкономики, широко использовались в теоретических концепциях рыночной экономикинемарксистских исследований на макро- и микроуровнях. Например, в теорияхсоциального рыночного хозяйства, государства всеобщего благоденствия,конвергенции экономических систем с удержанием положительных, историческивыверенных, перспективных элементов, сетевого планирования, коллективных формтруда на предприятиях и т. п. В первой группе теорий стоимости мировойэкономической науке известны и другие концепции: те, что в центр вниманияставили издержки, и те, что переместили его на распределение результатовпроизводства. Кроме трудовой стоимости к «затратным» концепциямклассической политэкономии относятся также теория издержек производства итеория трех факторов производства. В неразвитом виде они существовали уже вработах А. Смита. Представители теории издержек производства — Дж. Милль, Дж.Р. Мак-Куллох, Р. Торренс и др. — рассматривали издержки производства какоснову меновой стоимости и цен, полагая, что новую стоимость создает не толькоживой, но и прошлый, овеществленный труд. При этом само понятие«труд» трактовалось весьма широко: к нему причислялось действиеживотных, сил природы, работа машин и т. п. Ученые исходили из того, чтопоскольку величина издержек производства зависит от цен на отдельные ихэлементы (предметы и средства труда, рабочую силу), то использование издержеккак основы ценообразования означает по существу объяснение цен на товары ценамина элементы издержек.
Родоначальник теориитрех факторов производства — известный французский экономист Ж.Б. Сей (перваяполовина XIX в.) и егомногочисленные приверженцы, среди них английский классик Дж.С. Милль (середина XIXв.) — трактовали формирование стоимости в процессе производства как результатфункционирования трех его основных факторов: труда, капитала и земли. Согласноданной концепции все они принимают равноправное участие, определяемое длякаждого из них рынком, в создании стоимости. Каждый из этих факторов«создает» соответствующую часть стоимости: труд — заработную плату,капитал — процент, а земля — ренту. Следовательно, стоимость — это слагаемое издоходов, а доходы, в свою очередь, — это продолжение соответствующих факторовпроизводства. Выведение доходов из производительности факторов означало, чтособственники капитала и земли присваивают процент и ренту. При наличииобобществленной собственности на эти факторы производства такие доходыпринадлежат широким слоям общества. В известном варианте теории трех факторовпроизводства английского экономиста У.Н. Сениора (работы первой половины XIXв.) доходы выводились из жертвования собственников этих факторов. Тем самымэтот вариант теории приобрел субъективную направленность. Этическое содержание теориитрех факторов производства заключается в признании равенства владельцевфакторов производства в создании и присвоении доходов в соответствии с вкладомкаждого фактора. Отсюда выводилось отсутствие эксплуатации человека человеком,гармонии классовых интересов.
К. Маркс в первом томе«Капитала», широко абстрагируясь при рассмотрении проблем стоимости,допускал участие всех факторов производства в создании лишь потребительнойстоимости, В третьем же томе, где исследуются конкретные экономические явленияи процессы, относительно цены производства (а также ренты) ученый признавалвлияние факторов производства на меновую стоимость и цену. Согласно К. Марксувеличина капитала влияет на цену через перераспределение прибыли и превращеннуюформу стоимости — цену производства. Последняя образуется посредством выравниваниянормы прибыли в различных отраслях в среднюю в процессе перелива капиталов врезультате межотраслевой конкуренции. Теория трех факторов производства сталапредшественницей теорий предельной полезности, предельной производительности,вменения (замещения) и др., принадлежащих ко второй группе. В последней трети XIXв. распространился принципиально новый подход к анализу стоимости — с позиций теориипредельной полезности, получившей название маржинализма (от франц. marginal— предельный).Ее сторонники (У.С. Джевонс — Англия, К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк —Австрия, Л. Вальрас, В. Парето — Швейцария, Дж.Б. Кларк — США, К. Виксель —Швеция и другие известные ученые-экономисты) отвергли выведение стоимости иззатрат труда или издержек производства, трех его факторов. По их мнению,стоимость (ценность) определяется полезностью блага. Ценность рассматриваласьими как субъективная по своей природе категория, как суждение так называемогоэкономического человека о важности благ, имеющихся в его распоряжении, дляподдержания своей жизни и благосостояния, а не как общественное свойство блага.С их точки зрения, стоимость (ценность) определяется на основе субъективнойполезности благ для конкретного потребителя с учетом изменения их полезностипри добавлении дополнительной единицы блага. Согласно маржиналистам ценностьопределяется величиной полезного эффекта, получаемого от его потреблениячеловеком, которое представлено предельной полезностью блага. По их мнению,предельная полезность — это полезность последней единицы благ из данного ихзапаса, которая удовлетворяет настоятельную потребность человека. Конечно,отмеченная предельная потребность в реальной жизни определяетсяплатежеспособным спросом покупателя. Как видим, для авторов и сторонниковтеории предельной полезности и ее разновидности — теории предельнойпроизводительности характерно перенесение центра тяжести в экономическоманализе с затрат на конечные результаты производства и потребления. Такимобразом, понятие «стоимость» (ценность) у классиков экономическойтеории и у маржиналистов принципиально отличны.
Возникновение идальнейшее развитие нового по сравнению с классиками направления в теориистоимости (ценности) было связано с двумя главными обстоятельствами. Во-первых,с широким политическим распространением марксизма, экономическая теориякоторого, базировавшаяся на трудовой теории стоимости классиков, сталаиспользоваться для обоснования необходимости коренных социально-экономическихизменений в производстве и в обществе в целом, социализации его и т. п. Во-вторых,развитие и распространение товарного производства во все новых сферах вело, содной стороны, к необходимости для предпринимателей содействовать этомупроцессу, а с другой — к стремлению раскрыть механизм цен для роста доходностипредприятий, в том числе за счет изучения спроса потребителей в условияхнасыщения и перенасыщения платежеспособного спроса. В конечном счете, насегодня оба отмеченных обстоятельства стали теоретической основой формированияи развития социально ориентированной рыночной экономики в развитых странахрыночного хозяйствования. Расширение и углубление товарного производства,новые, усложненные условия функционирования рыночного хозяйства поставили передэкономической теорией рыночной экономики целый ряд практических проблем. Отсюдаинтенсивный поиск новых форм и методов теоретического анализа рыночногохозяйствования в противовес марксизму. Последователи маржинализма осуществлялиисследование законов функционирования рыночной экономики на основе анализаповедения хозяйствующего субъекта в процессе производства и на рынке. Для этогоиспользовались количественные методы анализа, в частности функциональной связимежду исследуемыми факторами. Например, зависимость спроса на конкретный товарот его цены, цен других товаров, дохода потребителя, влияние различногосоотношения затрат труда и капитала на их производительность и др. Отсюда ипонятие предельной функции — предельная полезность, предельнаяпроизводительность факторов производства и т. п. Конкретный математический аппаратпредельного анализа был разработан экономистами математической школы.Впоследствии для маржиналистов второй половины XXв. стал характерен определенный отход от ортодоксальных субъективистскихтрактовок экономических категорий, возрастание, особенно в работахэконометриков (Ч. Кобб, П. Дуглас и др.) роли формально-логического иэмпирического анализа, которые используются в теориях фирмы, спроса, цены,рыночного равновесия. В целом для маржиналистов характерно чрезмерноепреувеличение возможностей количественного анализа в экономической теории, чтоне позволяет должным образом раскрывать сложную систему общественных отношений.Положительная сторона количественного анализа маржиналистов должна бытьдополнена качественным анализом, разработка которого является заслугойклассиков экономической теории и их последователей.
Приверженцев теориипредельной полезности отличает переход от анализа совокупных и средних величин,характерных для классиков экономической теории и их последователей, к широкомуприменению предельных, т. е. дополнительных величин, которые, с точки зрениямаржиналистов, выражают убывание интенсивности желаний потребителя в связи с ихнасыщением. На основе этого было осуществлено разграничение совокупнойполезности блага (т. е. полезность всего запаса или всего доступного данномуиндивидууму количества благ) и предельной полезности блага (т. е. полезностипоследней единицы из этого запаса или из доступного количества благ). Плодотворнойс точки зрения рыночного хозяйствования оказалось важное концептуальноеновшество теории — постановка вопроса о зависимости конечной рыночной ценытовара от потребителя и тех экономических условий, в которых осуществляетсякупля-продажа. Ценность обращающихся на рынке благ находится в непосредственнойзависимости от величины наличных ресурсов у производителя и доходов употребителя. Ограниченность ресурсов и доходов играет роль дополнительногофактора в движении цены товара. При ограничении ресурсов предельная полезностьдефицитного товара повышается в условиях свободной конкуренции покупателей,возрастает его относительная ценность для потребителя, а следовательно, и цена.«Низкая граница» доходов уменьшает предельную полезность,устанавливает рамки потребления путем приведения цены и потребительной стоимоститоваров в соответствие с платежеспособным спросом. В отличие от трудовой теориистоимости теория предельной полезности подчеркивает особую роль и значениепотребительной стоимости товара как фактора ценообразования. В теориипредельной полезности ценность производительных благ — труда (рабочей силы) икапитала (его вещественных элементов), а следовательно и издержки производства,носят производный характер от ценности (предельной полезности) потребительскихблаг. Однако оставался нерешенным вопрос, как определяется доля каждого факторапроизводства в стоимости созданной продукции. Ответ на него предложилпредставитель американского маржинализма Дж. Б. Кларк (работы конца XIX— начала XX в.) в своей теориипредельной производительности. По его утверждению, участие каждого факторапроизводства в формировании стоимости определяется предельным продуктом.Последний показывает, какую именно часть производимого продукта (его стоимости)можно создать при помощи фиксированного дополнительного количества отдельногофактора при неизменном значении других. В соответствии с предельным продуктомдолжно осуществляться распределение доходов по факторам. Согласно данной теориитакое распределение обеспечивает справедливый, естественный уровень доходавладельцу (собственнику) каждого фактора. Заработная плата определяетсяпредельной производительностью труда последнего работника, создающегопредельный продукт. Величина процента как продукта капитала определяетсяединицей капитала, дающей наименьший прирост продукции. Следовательно, в теорииДж.Б. Кларка заработная плата, процент и рента представляют собой цены факторовпроизводства, совпадающие по величине с их предельным продуктом, или с ихпредельной производительностью.
Этическое содержание теориипредельной производительности совпадает с содержанием теории трех факторовпроизводства.
Значительное влияние насовременные теории стоимости и цены оказывает неоклассическая теория английскогоэкономиста А. Маршалла (конец XIX— начало XX в.). Отказавшись отпринципа монизма в выяснении источника стоимости, от анализапричинно-следственных связей, он объединил теорию классиков экономическойтеории об определяющей роли издержек производства с теориями предельнойполезности, спроса и предложения в формировании и движении цен. А. Маршалл исходилиз того, что формирование рыночных цен происходит в результате взаимодействияспроса и предложения, и связывал изменение спроса с категорией предельнойполезности, а предложения — с решающим влиянием издержек производства. Онсчитал, что издержки производства, интенсивность спроса, предел производства ицена продукта взаимно регулируют друг друга, и здесь не возникает никакогопорочного круга при утверждении, что каждый из них частично регулируетсядругими. В неоклассической теории сферы производства и потребления, ранеепротивопоставляемые маржиналистами, взаимно увязаны и через единый механизмвзаимодействия спроса и предложения осуществлен выход на формирование ценырыночного равновесия. Таким образом, со временем принципиальные положениятеории предельной полезности, разработанные указанными выше представителями«австрийской школы» и научными соратниками из других стран, быликонкретизированы в «кардиналистов» и «ординалистов». Первые(наиболее известный из них А. Маршалл) исходили из некой абсолютной «предельнойполезности» товара, которая устанавливает фиксированную верхнюю границустоимости. «Ординалисты», наоборот, подходили к «предельнойполезности» любого товара как к относительной величине, определяемойсопоставлением отданных покупателями преимуществ конкретным потребительскимкачествам товаров (Дж. Хикс, П. Самуэльсони др.).
А. Маршалл в 70-е годы XIXв. начал поиск теоретических обоснований рыночного ценообразования на базесоединения всех приведенных подходов. Он считал себя последователем Д. Рикардои в своих исследованиях соединил теории издержек производства, спроса ипредложения, производительности и умеренности с распространенными теориями«предельной производительности». Следовательно, на протяжении XVII—XIX вв. в экономической науке существовалии противоборствовали теории двух групп: объективной стоимости (с акцентом назатраты) и субъективной полезности (с упором на потребительно-ценовой эффект).Особенно острым стало их столкновение на рубеже прошлого и нынешнего века.Вместе с тем набирали силу попытки нового прочтения объективных и субъективныхтеорий стоимости (ценности) (А. Маршалл) и на этой основе их синтеза илисимбиоза, главным образом с помощью математического моделирования (М.И.Туган-Барановский, В.К. Дмитриев, С.Л. Франк, Л. Борткевич и др.). В XXв. в области исследования вопросов стоимости (ценности) произошли важныеизменения.
Во-первых, произошлаполяризация точек зрения на значение проблемы стоимости. На одном полюсесосредоточились ученые (прежде всего марксисты), признающие теорию стоимостиисходным пунктом, ключом к пониманию явлений экономической жизни общества. Надругом полюсе находились противники такого подхода, которые, по существу,сливали стоимость с ценой и признавали первичной, определяющей категорию цены.Так, по мнению П.Б. Струве, цена и абстрактно, и конкретно, как видимоевлияние, — это основная категория экономической науки и реальности.Разработчики теории рыночной экономики перестали придавать теории стоимости(ценности) ту решающую роль, которую она имела в XVIII—XIX в. Это связано с утверждениемпредпринимательской рыночной системы и поворотом многих представителейэкономической мысли стран развитой рыночной экономики к разработкепреимущественно теории цены как категории, которая находится на поверхностиэкономической жизни и тесно связана с хозяйственным механизмом. В результатетакого поворота разработка проблем теории стоимости (ценности) в их работахотходит на второй план, а на первый выступает разработка именно теории цены.Сначала такие исследования велись на микроуровне, а с 30-х годов XXв. под влиянием экономической теории Дж.М. Кейнса и в ответ на объективныереалии экономических потрясений в рыночном хозяйстве распространились и намакроуровень.
Во-вторых, намикроуровне экономики получили развитие теории не только совершенной(свободной) конкуренции, но и теории несовершенной (ограниченной) конкуренции(Э. Чемберлин, Дж. Робинсон), в которых исследовалось ценообразование вусловиях ограниченной конкуренции. Наряду с вопросами ценовой конкуренцииисследовалась также неценовая конкуренция, т. е. соперничество за повышениепотребительских свойств и качества продукции, раскрыть проблемы которой толькос позиций трудовой теории стоимости или издержек производства не представлялосьвозможным.
В-третьих, в отличие отклассической и марксистской теории стоимости в функциональной теории предельнойстоимости на первое место был выдвинут вклад каждого элементавоспроизводственного процесса (живого и воплощенного в средствах производстватруда, природных ресурсов) в производство и возможное благосостояние человека.В качестве важного неценового фактора в исследование была введена информация.Раскрывалось ее влияние на экономическое поведение. В-четвертых, наряду споляризацией точек зрения на значение проблемы стоимости начиная с конца XIXв. важным сдвигом в исследованиях отечественных и зарубежных экономистов сталатенденция постоянного отхода от традиционных представлений об альтернативностии взаимоисключении теорий трудовой стоимости и предельной полезности. Этотсдвиг происходит в нескольких направлениях. В настоящее время выдвинутагипотеза об осуществлении именно аутентичным марксизмом органического синтезатеории затрат производства и общественной полезности и выявления им главногосодержания стоимости с общеисторической точки зрения. В «Очерках к критикеполитической экономии» по поводу определения стоимости затратамипроизводства (школа Д. Рикардо) или полезностью вещей (школа Ж.Б. Сея) Ф.Энгельс писал: «Попытаемся внести ясность в эту путаницу. Стоимость вещивключает в себя оба фактора, насильственно и, как мы видели, безуспешноразъединяемые спорящими сторонами. Стоимость есть отношение издержекпроизводства к полезности. Ближайшее применение стоимости имеет место прирешении вопроса о том, следует ли вообще производить данную вещь, т. е.покрывает ли ее полезность издержки производства. Лишь после этого может идтиречь о применении стоимости для обмена. Если издержки производства двух вещейодинаковы, то полезность будет решающим моментом в определении их сравнительнойстоимости. Эта основа — единственно правильная основа обмена». Определениестоимости как отношения издержек производства к полезности считается выражениемсути позиции марксизма по вопросу об экономическом содержании стоимости собщеисторической точки зрения. При этом речь идет об общеисторическом элементе,который определяется внутренней целью, свойственной производству,«состоящей в создании изобилия, которое заключает в себе как количествопотребительных стоимостей, так и многообразие их, что, в свою очередь,обусловливает высокое развитие человека как производителя, всестороннееразвитие его производительных способностей». Одно из направлений общегопересмотра классической трудовой теории стоимости с точки зрения ее взаимосвязис теорией предельной полезности созвучно с той экономической мыслью, котораястолетие тому назад предложила синтезировать «затратную» и«результативную» стороны единой теории экономической ценности(стоимости). Начало этому положил выдающийся украинский экономист М.И.Туган-Барановский, который еще в 1890 г. отметил, что теория предельнойполезности не отвергает взгляды Д. Рикардо или К. Маркса, а наоборот, еслиправильно ее понимать, то неожиданно подтверждаются учения названныхэкономистов. Такая позиция противоречила взглядам большинства социал-демократов(К. Каутского, Р. Гильфердинга, Г.В. Плеханова, М.И. Бухарина и др.), которыеусматривали в теории предельной полезности прямой вызов марксизму. Этому внемалой степени способствовали и утверждения самих творцов теории предельнойполезности К. Менгера, Ф. Визера, Э. Бем-Баверка о принципиальном отличии еекак от учения классиков экономической теории, так и от экономической теориимарксизма. По мнению М.И. Туган-Барановского, теория предельной полезностивысвечивает ценность (стоимость) с другой стороны, а поэтому не опровергает, адополняет трудовую теорию стоимости, образуя с ней органическое единство. М.И.Туган-Барановский отмечал, что можно было думать о несоответствии между оценкойблага по его хозяйственной полезности и его же оценкой по трудовой стоимости,но теория предельной полезности доказывает, что оба принципа оценкисогласованы. Степень согласованности тем больше, чем больше разделение трудаподчиняется хозяйственному принципу. По мнению М.И. Туган-Барановского, вэкономике действуют всеобщие законы: определения ценности предмета егопредельной полезностью и закон, в соответствии с которым предельные полезностисвободно производимых продуктов пропорциональны их трудовой стоимости.
Линия примирениятрудовой теории стоимости и теории предельной полезности, открытаяТуган-Барановским, прочно утвердилась в XXв. Ее многочисленные приверженцы среди российских и украинских ученых (В.К.Дмитриев, В.Я. Железнов, P.M.Орженцкий, А.Д. Билимович и др.) также выступали за органический синтез двухтеорий исходя из «хозяйственного принципа». Последний они выводили изопыта внутренних переживаний хозяйствующего субъекта, которые проявляются в егопоступках. Сторонники предлагаемого синтеза исходили из принципа релятивизма(относительности). Они считали, что ни одна из известных экономической мыслитеорий стоимости (ценности) не является абсолютной. В каждой из этих теорийсодержатся рациональные основы, элементы, а все они вместе дают довольно полноепредставление о предмете. Стержень второго направления общего пересмотравзаимосвязи трудовой теории стоимости и функциональной теории предельнойполезности составляет то, что в последнее десятилетие нынешнего века большаягруппа ученых-экономистов бывшего СССР пришла к выводу о возможностиобъединения теории предельной полезности и трудовой теории стоимости приусловии экономической, а не субъективно-психологической трактовки содержанияпредельной полезности. Экономическая трактовка сводится к определению приращенияэкономии труда потребителя за счет приращения полезности продуктов. Врезультате была разработана новая экономическая теория — полезностно-затратная,или трудовая, теория потребительной стоимости.
Приверженцы второгонаправления считают догматичным определение стоимости исключительно воплощеннымв товаре общественным трудом и устранение от рассмотрения полезности. По ихмнению, стоимость (ценность) является синтезом результатов и издержекпроизводства, где первые являются единством конкретной и абстрактнойполезности, а вторые — единством конкретного и абстрактного труда (шире — всехвоспроизводимых ресурсов, которые имеют альтернативные возможности применения).При этом в понятие «конкретная полезность» вкладывалось то жесодержание, что и в современное понятие «потребительная стоимость».
Третье направлениеисходит их того, что в вопросе об измерении полезности основоположникимарксизма не пошли далее общего признания его необходимости и практически незаметили теорию предельной полезности. Это объясняется тем, чтоабстрагирование, к которому они прибегли во время анализа предпринимательскойэксплуатации, не могло быть применено при анализе функциональной сторонывоспроизводственного процесса. Категории, необходимые для понимания последней,могли бы поставить под сомнение абсолютизацию прибавочной стоимости какединственного источника прибыли капитала. В 80-х годах XXв. в западной экономической литературе приобрела распространение теорияпостиндустриального, информационного общества. Она исходит из того, что ввысокоразвитых странах мира информационный сектор по темпам роста начал заметноопережать традиционные отрасли и по прогнозам эта тенденция будет усиливаться вбудущем. В США, например, уже в середине 80-х годов в информационном секторебыло занято 46,6 процента экономически активного населения, тогда как в сфереуслуг — 28,8, в промышленности (без производства компьютерного икоммуникационного оборудования) — 22,5, сельском хозяйстве — 2,1 процента. Этосвидетельствует о возникновении в современных условиях нового основногоисточника стоимости, связанного прежде всего с интеллектуальным потенциалом,знаниями работника, а не его психофизическими усилиями, как в прошлом. В связис этим в пределах теории постиндустриального, информационного общества появиласьпринципиально новая концепция стоимости — информационная, в соответствии скоторой доминирующим типом в структуре общественного труда является неструктурно расчлененный, а целостный, преимущественно интеллектуальный,вооруженный научными знаниями труд. «Если знания в своей системной форме,— пишет один из основоположников этой концепции Д. Белл, — применяются впрактической переработке существующих производственных ресурсов… то можносказать, что именно они, а не труд, выступают как источник стоимости.

Заключение
Таким образом, можносделать вывод о существовании двух основных форм хозяйствования – натуральной итоварной. Они имеют общие признаки и отличительные. В последней категорииглавное отличие в том, что в натуральной форме хозяйствования создаетсяпродукт, а в товарной – товар.
Товар обладаетопределенными свойствами. Наиболее обширное – стоимость товара, которую долгоевремя изучали различные ученые, в результате чего выдвинулись трудовая теориястоимости, теория издержек, теория полезности.

Список литературы
1.        Беляєв О.О. Економічна політика: Навч.посіб. – К.: КНЕУ, 2006. – 288 с.
2.        Базилевич В.Д. Політекономія. – К.:Знання-Пресс, 2007. – 719 с.
3.        Степура О.С. Політична економія: Навч.посіб. К.: Кондор, 2006. – 187 с.
4. Економічна теорія:Підручник / за ред… В.Н. Тарасевича. – К.: Центр навчальної          літератури,2006.
5. Башнянин ГЛ., ЛазурП.Ю., Медведєв B.C.Політична економія. — К.: Ніка-Центр: Ельга, 2002.
6. Політекономія.Навчальний посібник / За ред.НіколенкоЮ.В. — К.:Знання,2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.