Содержание
Введение………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Трудовые споры: общая характеристика
§ 1.Понятие и причины трудовых споров………………………………..…7
§ 2.Классификация трудовых споров………………………………...........13
§ 3.Подведомственность трудовых споров………………………………..17
§ 4. Принципырассмотрения трудовых споров……………………...........27
Глава 2. Особенности рассмотрение индивидуальных трудовыхспоров в судах
§ 1. Компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению индивидуальных трудовыхспоров…………………………………………………………..32
§ 2. Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, связанныхс восстановлением на работе, в суде…………………….………39
§ 3. Специфика рассмотрениясудами дел по искам о восстановлении на работе………………………………………………………………..........................51
§ 4.Исполнение решений суда по индивидуальным трудовым спорам…………………………………………………………………………………...90
§ 5.Проблемы, возникающие при исполнении решений суда о восстановлении на работе ипути их преодоления…………………………………………..95
Заключение………………………………………………………………………...98
Библиография……………………………………………………………............103
Введение
Ведущаяроль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда)принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 года[1]определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство среспубликанской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствованиявсего российского законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прави свобод человека и гражданина.
Новоесодержание получило в ней и традиционное право на труд, способы реализации которогов значительной степени характеризуют уровень развития общества. На сегодняшнийдень граждане РФ и иные лица, пребывающие на территории Российской Федерации, могутреализовать свое конституционное право на труд в самых разнообразных формах. Так,Конституция РФ закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающихтребованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы тони было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимальногоразмера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый имеетправо на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленныефедеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничныедни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Конституцияпризнает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованиемустановленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Однакоэти очень важные для каждого человека конституционные гарантии вовсе неавтоматически реализуются в конкретных трудовых правоотношениях, в которыевступает человек, поступая на работу в качестве работника и заключая трудовойдоговор. Они конкретизируются с учетом законов, иных нормативных актов (в томчисле заключаемые в рамках конкретных организаций) в индивидуальном иколлективном трудовых договорах.
Исходя из требований Конституции РФ,общепризнанных принципов и норм международного права, государственные гарантиитрудовых прав и свобод граждан, регулирование трудовых отношений (и иныхнепосредственно связанных с ними отношений) осуществляются Трудовым кодексом РоссийскойФедерации (ТК РФ).[2] ТКРФ содержит специальный раздел XIII «Защита трудовых прав работников. Разрешениетрудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства».Нормы этого института трудового законодательства предусматривают защиту правработников и работодателей как при помощи особых органов, созданных специальнос целью разрешения трудовых споров, так и в суде.
Таким образом, закреплена обязанностьгосударства и правоохранительных органов защищать права работников, в томчисле их трудовые права и законные интересы в области трудовых отношений.Следовательно, каждый работник, считающий свои права нарушенными, имеет правоне только на квалифицированную юридическую помощь, но и, прежде всего, насудебную защиту. При этом в обязанность специальных юрисдикционных органов, рассматривающихтрудовой спор, входит принудительное восстановление субъективных трудовых прав,а также возмещение материального ущерба и компенсация морального вреда исоответствии с действующим законодательством.
Интересыработодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможностолкновение этих интересов на любой стадии существования трудовых отношений.Это, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов.
Возникновению трудовых споров, какправило, предшествуют трудовые правонарушения, т. е. невыполнение илиненадлежащее выполнение субъектом (работником или работодателем) своей трудовойобязанности. Следовательно, происходит нарушение права другого субъекта данногоправоотношения. Если действия обязанного субъекта были законными, а другойсубъект считает их неправомерными, может возникнуть трудовой спор, хотяправонарушения и не было. Наличие или отсутствие трудового правонарушенияустанавливает юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор.
Судебнаязащита – конституционное право каждого гражданина. Оно, в свою очередь,является гарантией защиты других его прав и свобод, закрепленных в КонституцииРФ, Трудовом кодексе и иных законах и международных договорах. Право насудебную защиту не подлежит никаким ограничениям.
Судебная практика показывает, чтотрудовые споры между работодателем и работниками в области трудовых отношений впостсоветские годы стали массовым явлением в материалах судов различныхинстанций. Реформирование органов исполнительной власти[3]вылилось в массовые увольнения сотрудников этих учреждений и организаций. Отсюдав практике судов возникли дела по массовым незаконным увольнениям и переводам.
Вышесказанное определяет актуальностьнастоящей дипломной работы, целью которой является исследование особенностейрассмотрения в судах трудовых споров, связанных с незаконным увольнениемработников и последующим восстановлением на работе.
Объектом исследования являютсягражданские дела, вытекающие из трудовых отношений, а именно, индивидуальные трудовыеспоры, связанные с восстановлением на работе незаконно уволенных.
Предмет исследования – рассмотрение судамииндивидуальных трудовых споров, связанных с восстановлением на работе.
Анализ проблем, связанных с рассмотрениемсудами дел о восстановлении на работе, будет происходить через толкование нормматериальных и процессуальных отраслей права (метод исследования).
Представляется необходимым решениеследующих задач:
1)показать правовую природу трудовыхспоров, порядок и принципы рассмотрения трудовых споров;
2)исследовать основные направленияразвития трудового и гражданского процессуального права в сфере разрешенияиндивидуальных трудовых споров;
3)проанализировать общий порядокрассмотрения индивидуальных трудовых споров;
4)определить специфику рассмотрениясудами дел по искам о восстановлении на работе;
5)исследовать проблемы, возникающие прирассмотрении указанной категории дел, выработать пути их разрешения.
Проблематрудовых споров рассматривается с позиции Трудового Кодекса РФ, которыйзакрепил ряд правовых новелл в сфере защиты прав трудящихся, некоторые изкоторых несколько отличаются из-за специфики российского законодательства отнорм международного права в сфере трудовых споров.
Вработе использованы тексты нормативных актов, комментарии к ним, а такжеучебная и монографическая литература, касающаяся вопросов индивидуальных трудовыхспоров, связанных с незаконным увольнением, и особенностей рассмотрения их в судахобщей юрисдикции. Использованы теоретические исследования виднейших специалистовв области трудового права: Гусова К.Н,[4]Куренного А.М.,[5] Решетниковой И.В.[6] и других.
Дляболее глубокого уяснения некоторых вопросов, рассматриваемых в работе, использованытакже материалы судебной практики.
Практическаязначимость работы состоит в том, что рассматривается вопрос индивидуальныхтрудовых споров, связанных с восстановлением на работе, по которому вправоприменительной практике имеется множество прецедентов, исчисляемых миллионами.
Глава 1. Трудовые споры: общая характеристика
§ 1. Понятие и причины трудовых споров
При возникновении или прекращениитрудовых отношений, а также в процессе их действия нередко возникаютразногласия между работниками и работодателями. Причиной их возникновенияявляется, как правило, нарушение действующих норм законодательства.
Однако далеко не каждое разногласиеперерастает в юридический спор. Участники отношений, регулируемых трудовымправом, могут разрешить свой конфликт добровольно, мирным путем, посредствомпереговоров и не допустить перехода возникающих между ними разногласий настадию трудового спора.
Кроме того, нельзя не учитывать чистопсихологические факторы. Так, большинство работников, несмотря на недовольствонеправомерными действиями работодателя, все же избегают обращения за защитойсвоих прав в компетентные органы, опасаясь негативных для себя последствий.
Но если конфликт не решается егоучастниками и возникает необходимость привлечения к его разрешению специальныхуполномоченных на это органов, то он перерастает в трудовой спор.
Таким образом, трудовые споры – эторазногласия между работником (работниками) и работодателем об установлении иприменении действующих норм трудового и иного социального законодательства,которые не были урегулированы при непосредственных переговорах с работодателеми стали предметом разбирательства в специально уполномоченных на это органах.
Термин«трудовые споры» появился лишь в 1971 г. в принятом тогда третьем КЗоТ РСФСР. Его глава XIVназвана была «Трудовые споры». Первые два КЗоТ России (1918 г. и 1922 г.) употребляли термин«трудовые конфликты». Самостоятельная отрасль трудового права, получившая вомногих западных странах развитие, особенно в послевоенные годы — в некоторыхоно называется социальное право (например, во Франции), а такжемеждународно-правовое регулирование труда (которое многие ученые называют международнымтрудовым правом), все больше отходит от термина «трудовой конфликт» иприменяет термин «трудовой спор». И это правильно, так как конфликт с точкизрения философии — это неразрешимое противоречие, грозящее взрывом (в трудовыхотношениях — стачкой, забастовкой). А современное трудовое право предусматриваетглавным образом примирительные согласительные процедуры для разрешениятрудовых споров. Ныне действующий Трудовой кодекс РФ 2001 г. сохраняет термин«трудовые споры» И совсем не предусматривает старый термин «трудовой конфликт».
Трудовое правонарушение
Разногласие
(различная оценка трудового правонарушения субъектами правоотношений)
Непосредственные переговоры спорящих сторон с целью самостоятельного урегулирования разногласия
Возникновение трудового спора
(обращение для разрешения разногласий в юрисдикционный орган) Ниже представлена схема трудовогоспора в развитии:
Не надосмешивать трудовой спор с конфликтной ситуацией, которая может возникнуть дотрудового спора при разногласиях сторон по тому или иному трудовому вопросу.
В литературевысказана точка зрения, что конфликт предшествует трудовому спору. Эта точказрения смешала конфликтную ситуацию с трудовым спором, решаемым юрисдикционныморганом.
Понятиетрудовых споров надо отличать от предшествующих им разногласий сторон, а такжеот трудового правонарушения, являющегося непосредственным поводом дляразногласий и одной из ступенек в динамике возникновения трудового спора.
Возникновениютрудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения трудовых или иныхсоциальных прав работников в сфере трудовых или иных отношений, которыеявляются непосредственным поводом (причиной) спора.
Трудовымправонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнениеобязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения,а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения.
Трудовыеправонарушения сами по себе еще не являются трудовыми спорами. Одно и тоже действиеможет быть оценено каждой стороной по-своему. Расхождение в оценках и есть разногласие.Это разногласие работник может самостоятельно или с участием представляющегоего интересы профкома урегулировать при непосредственных переговорах садминистрацией. К сожалению, законодатель не установил по индивидуальнымтрудовым спорам порядок урегулирования этих разногласий самими спорящими сторонами,как он это сделал, например, по коллективным трудовым спорам в ст. 399 и 400 Трудовогокодекса РФ.
Однаковозможна и иная ситуация, когда разногласие субъектов трудового права можетперерасти в трудовой спор в том случае, если оно не урегулировано самими сторонами,а внесено на рассмотрение юрисдикционного органа, иными словами одна сторонаоспаривает действие (бездействие) обязанной стороны, нарушившей ее трудовоеправо.
Условия возникновения споров — это таобстановка, обстоятельства, которые непосредственно или опосредованно влияютна трудовые отношения, вызывая неурегулированные разногласия между работникамии администрацией. Причиной возникновения трудовых споров служат юридическиефакты, непосредственно вызвавшие разногласия между работником (работниками) иадминистрацией. Даже общие для трудовых споров причины носят конкретный характерв конкретном правоотношении по разрешению трудового спора. Это – нарушения техили иных прав работника или несоблюдение им обязанностей перед предприятием(например, при его материальной ответственности за причиненный ущерб).
Условия возникновения трудового спорастановятся причиной последнего. Например, незнание руководителем организациитрудового законодательства или пренебрежение им ведет к нарушению правработника и возникновению индивидуального трудового спора. Нередко трудовыеспоры возникают в результате сочетания нескольких условий (причин). Одни из нихносят экономический, другие – социальный, третьи – юридический характер.
Так, например, условиямиэкономического характера являются финансовые трудности организаций,препятствующие полной и своевременной выплате заработной платы, предоставлениюполагающихся работникам гарантий и льгот (молоко на работах во вредных дляздоровья условиях, лечебно-профилактическое питания и т. п.), отсутствие илинедостаточность средств на охрану труда.
Условия возникновения споровэкономического характера порождают серьезные социальные последствия, которые, всвою очередь или в сочетании с экономическими последствиями вызывают трудовыеспоры. Так, недостаток средств приводит к сокращению численности работников илиликвидации организации, к растущей безработице. Высвобождаемые работники,отстаивая свое право на работу (рабочее место), нередко обращаются заразрешением трудового спора и защитой своих прав в судебные органы.
К условиям социального характераотносится, например, растущий разрыв в уровне доходов низкооплачиваемых ивысокооплачиваемых работников.
К условиям юридического характераможно отнести, в частности, сложность и противоречивость трудового законодательствадля администрации и, особенно для работников, в результате – слабое знаниеработниками своих трудовых прав и обязанностей работодателей, способов защитысвоих прав; нежелание соблюдать трудовое законодательство многимируководителями организаций, должностными лицами администрации; слабаяподготовленность профсоюзных лидеров, профсоюзных активистов к защите работниковна основе трудового законодательства.
Переход к рыночной экономике обострилситуацию во многих организациях, усугубил причины возникновения трудовыхспоров. Из-за отсутствия средств многие организации вынуждены временнополностью или частично останавливать работу. Значительная часть предприятийликвидирована. Немало работников оказалось высвобожденными. Безработица сталаповсеместным явлением. Резко увеличились различия в условиях труда, в размерахего оплаты. С одной стороны, минимальный размер заработной платы оказалсязначительно ниже прожиточного минимума; с другой – заработная плата пересталаограничиваться максимальным размером. Этому способствовали и существенные измененияв трудовом законодательстве, произошедшие за последние годы:
1) использование международных правовыхактов и международных правовых норм в системе трудового законодательства РФ;[7]
2) разграничение полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами государственной властисубъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений, т. е. возможностьрегулирования трудовых отношений органами власти субъектов РФ;
3) расширение локального регулирования,а также установление условий труда с помощью индивидуальных трудовых договоров;ослабление централизованного способа регулирования трудовых отношений;
Профсоюзы, предназначенные законодательствомпредставлять интересы работников и защищать их права, не всегда достаточноактивно и эффективно способствуют разрешению разногласий между работниками иадминистрацией, не используют с этой целью все имеющиеся в их распоряжениисредства.
Ослабление надзора и контроля засоблюдением трудового законодательства также сыграло свою негативную роль. Созданиеновых государственных органов по надзору и контролю за соблюдением трудовогозаконодательства — Гострудинспекции[8](согласно УказуПрезидента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Министерствотруда и социального развития Российской Федерации упраздняется после вступленияв силу соответствующего федерального закона; функции по принятию нормативныхправовых актов передаются образованному Министерству здравоохранения исоциального развития Российской Федерации, функции по контролю и надзору ифункции по оказанию государственных услуг — Федеральной службе по труду изанятости[9])и т.п. - сопровождается изъятием из компетенции инспекции труда, находящейсяв ведении профсоюзов, государственно-властных полномочий (выдачи обязательныхк исполнению предписаний, наложения штрафов). В результате резко возросло числонарушений трудовых прав работников, снизилась юридическая ответственность должностныхлиц администрации за такие нарушения.
Для устранения причин трудовых споровдолжны использоваться средства и способы, воздействующие на каждую из них икомплексно. Однако даже если все необходимые меры будут приняты, полностьюустранить причины трудовых споров нереально. Трудовые споры не исчезнут. Можетуменьшиться их общее число. Может не быть споров по каким-то определеннымвопросам, причины которых полностью устранены. Могут возникнуть споры подругим вопросам, которых раньше не было. Следовательно, в обозримом будущем трудовыеспоры будут существовать.
§ 2. Классификация трудовых споров
Выяснениевида трудового спора помогает правильно определить его первоначальнуюподведомственность и порядок его разрешения.
Классифицироватьвсе трудовые споры на виды можно по следующим трем основаниям:[10]
1) по спорящему субъекту:
а)индивидуальные,
б)коллективные;
2) по характеру спора;
3) по виду спорного правоотношения.
Например, споры о переводе, повышенииработнику квалификационного разряда, увольнении и т. д. — это индивидуальные, аспоры профкома или трудового коллектива с работодателем, его администрацией,возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении премиальныхположений или других локальных нормативных актов, — это споры коллективногозначения.
Индивидуальныйтрудовой спор отличен от коллективного (ст. 398 ТК) как субъектным егосоставом, так и содержанием предмета спора. В индивидуальных спорах оспариваютсяи защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес. Вколлективных же спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересывсего трудового коллектива (или его части), права профкома как представителяработников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. Вколлективных спорах защищаются и полномочия трудовых коллективов, их жизненныеинтересы от волевого диктата административно управленческого аппарата, в томчисле министерства, ведомства как вышестоящего органа управления даннымтрудовым коллективом.
Коллективныеспоры могут возникнуть из трех правоотношений: правоотношения трудовогоколлектива с работодателем, его администрацией, включая и вышестоящий органуправления, и из правоотношения профкома с администрацией, и также новых,появившихся в последние годы социально-партнерских правоотношенийпредставителей работников и работодателей с участием органов исполнительнойвласти на федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях.Поэтому коллективные споры делятся по субъекту на споры трудового коллектива сработодателем и споры профкома с работодателем, а на указанных более высокихчетырех уровнях, где спорящие субъекты иные, возникают также споры попартнерским соглашениям.
Трудовыеспоры и порядок их разрешения являются одной из важнейших форм самозащитыработником (работниками) своих трудовых прав и интересов, ибо без ихинициативы на обращение в юрисдикционный орган за разрешением не решенных самимисторонами разногласий трудовой спор не возникнет, и эту форму надо прямоуказать в ст. 379 ТК РФ в соответствии со ст. 45 Конституции РФ и ст. 21Трудового кодекса, предусмотревших право каждого защищать свои трудовые праваи законные интересы всеми не запрещенными законом способами.
Такимобразом, по характеру спора всетрудовые споры подразделяются на два вида:[11]
1) споры оприменении норм трудового законодательства, установленных им, коллективнымиили трудовыми договорами, соглашениями прав и обязанностей. Такие споры могутвозникать из всех правоотношений сферы трудового права, т. е. как из трудовых,так и из всех других производных от них. В таких спорах защищается и восстанавливаетсянарушенное право работника или профкома либо полномочие трудового коллектива.Это споры о правах, и их абсолютное большинство среди индивидуальных трудовыхспоров;
2) споры озаконных интересах, т.е. об установлении новых или изменении существующихсоциально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством.Споры этого вида могут возникать из трудового правоотношения — об установленииработнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска пографику отпусков, нового тарифного разряда); и из всех правоотношений(социально-партнерских) коллективного организационно-управленческого характера.
Трудовойкодекс предусмотрел единый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров,как о трудовых правах, так и о законных интересах.
Поправоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры делятсяна споры, вытекающие из:[12]
1) трудовыхправоотношений (их абсолютное большинство);
2)правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида илидругого лица, с которым администрация обязана заключить трудовой договор);
3)правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательстваи правил охраны труда (например, оспариваются действия санитарного инспектора,закрывшего участок работы, технического или правового государственного инспектораГострудинспекции, наложившего штраф на должностное лицо, и др.);
4)правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве(например, о качестве обучения вторым профессиям и т.д.);
5)правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятию (например,оспаривается размер произведенного администрацией удержания из заработной платыза нанесенный ущерб);
6)правоотношений по возмещению работодателем ущерба в связи с повреждением егоздоровья на работе или нарушением его права на занятость;
7)правоотношений профсоюза с работодателем по вопросам труда, быта, культуры(например, о сроках пересмотра норм выработки, принятии работодателем локальногонормативного акта при возражении профсоюза);
8)правоотношений трудового коллектива с работодателем, администрацией (например,при выборах и утверждении хозяйственных руководителей, планов работы);
9) социально-партнерскихправоотношений.
Классификацияиндивидуальных трудовых споров по указанным основаниям необходима для того,чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность,характер и предмет спора. А для этого надо уяснить, индивидуальный это иликоллективный спор, о применении трудового законодательства или об установленииновых условий труда, изменении существующих и из какого правоотношения онвозник.
§ 3. Подведомственностьтрудовых споров
Вопросо подведомственности трудовых споров — это определение формы защиты данноготрудового права или интереса.
Правильноеи быстрое разрешение трудовых споров способствует охране трудовых прав граждани их трудовых коллективов, восстановлению нарушенных прав и укреплениюзаконности, правопорядка в области труда. На это направлено и верное определениеподведомственности трудовых споров, которую надо обязательно проверить припринятии заявления по спору.
Подведомственностьтрудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры — это два тесносвязанных понятия, но не идентичные и не равнозначные.
Компетенцияоргана — это правовая сфера деятельности, определяемая различными егофункциями в области трудовых споров. В компетенцию включается как правомочиепо принятию спора к рассмотрению, так и правомочие рассматривать споры с соблюдениемопределенного процессуального порядка и выносить решение по спорам и т. д.Компетенция характеризуется комплексом трех ее элементов: правами,обязанностями, ответственностью. Подведомственность же споров затрагивает лишьпервое из указанных правомочий органа, т. е. правомочие принять спор крассмотрению, и именно подведомственный данному органу спор. Подведомственностьспора определяется законом. Но закон не установил, к сожалению, научнообоснованные критерии, почему одни трудовые споры подведомственны этому органу,а другие — нет. Первоначальная подведомственность трудового спора определяетсяпо свойствам и содержанию спора.[13]
Подведомственность— это определение по свойствам и содержанию трудового спора, в каком органепервоначально должен решаться данный спор. Таким указателем в индивидуальныхспорах является характер спора и то правоотношение, из которого вытекает спор,а также в некоторых случаях субъект и объект спора. Поэтому, определяяподведомственность каждого конкретного трудового спора, надо сначала выяснить,какого вида спор, т. е. индивидуальный или коллективный. Если индивидуальный,то определить его характер: о применении трудового законодательства или обустановлении новых условий труда, и далее установить, из какого правоотношенияон вытекает. Если же не выяснить указанные свойства конкретного трудовогоспора, то можно неправильно определить его подведомственность. Необходимоучесть, что решение по спору, не подведомственному данному органу, подлежитотмене.
Подведомственностьтрудовых споров надо отличать от права граждан на жалобу, которую они приносятв вышестоящий орган по отношению к тому, на который жалуются. Установленныйпорядок рассмотрения трудовых споров, включая их подведомственность, не лишаетработника права обратиться в вышестоящий орган или администрацию с жалобой надействия (бездействие) конкретного руководителя. Например, спор об увольнении водителяпредприятия по сокращению штата подведомствен непосредственно суду. Но водительможет обратиться и к вышестоящей администрации с жалобой на незаконноеувольнение. И если администрация откажет в восстановлении на работе, а суд,решая этот спор, восстановит его, то будет исполняться решение суда. Когдатрудовой спор подведомствен иному органу, то при обращении работника с жалобойв вышестоящую администрацию она решается уже не в процессуальной формерассмотрения трудового спора.
Правильноеопределение подведомственности конкретного трудового спора имеет большоепрактическое значение, поскольку решение спора неправомочным на то органом неимеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.
Всеиндивидуальные трудовые споры по их подведомственности тому или иному органуможно разделить на следующие четыре группы:
1)рассматриваемые в общем порядке, когда КТС (комиссия по трудовым спорам)является обязательной первичной инстанцией, после которой спор может поступитьна рассмотрение суда. В общем порядке, начиная с КТС и далее в суде,рассматриваются споры, вытекающие лишь из трудового правоотношения. Споры изпримыкающих к трудовым правоотношениям в этом порядке не рассматриваются, таккак КТС их решать не могут;
2) рассматриваемыенепосредственно судом;
3) решаемыевышестоящим органом в специальном порядке (затем они могут решаться и судом);
4) споры сальтернативной по выбору работника подведомственностью: в вышестоящем органеили в суде.
Коллективныеспоры имеют единую подведомственность и рассматриваются, начиная спримирительной комиссии, далее посредником и трудовым арбитражем.
Отнесениеспора к одной из указанных групп означает в то же время, что другие органы илинеправомочны рассматривать данный спор, или могут его рассмотреть лишь послетого, как он прошел первоначальную (необходимую) для данной группы споровстадию разбирательства. Рассмотрим каждую из указанных групп споров.
Индивидуальныеспоры, как о применении трудового законодательства, так и об установленииновых условий подведомственны различным органам, указанным выше, в зависимостиот содержания спора и вида правоотношений.
В общемпорядке, начиная с КТС, рассматриваются большинство индивидуальных споров,вытекающих из трудовых правоотношений, но не все. Так, КТС рассматриваетподведомственные ей споры об оплате труда, применении норм выработки иустановленных расценок, возврате незаконно удержанных из заработной платы сумми другие споры работника с работодателем, его администрацией. Все остальныеспоры между субъектами трудовых правоотношений, если для них не предусмотреноиного порядка, рассматриваются также КТС.
Иной порядокустановлен законом для споров, рассматриваемых или непосредственно судом (т.е. без рассмотрения в КТС), или вышестоящим органом.