МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Могилевский Государственный технический университет
Кафедра“ Автомобильные дороги ”
ПРОЕКТЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Пояснительнаязаписка к курсовой работе по дисциплине
“Эксплуатация автомобильных дорог ”
Выполнил: студент гр. САД-972
СтефановичА. Г.
Проверилпреподаватель
Полякова Т.М.
Могилев2000
Содержание
Введение… 4
1 Климатическая характеристика района… 5
2 Способы уменьшения снегозаносимости… 7
3 Выявление снегозаносимых участков… 9
4 Определение объема снегоприноса… 10
5 Разработка мер защиты дороги от снежных заносов. 11
5.1 Защита дороги от снежных заносов с помощью
деревянныхщитов… 11
5.2 Защита дороги от снежных заносов путем
установкиснегозащитного забора… 14
5.3 Защита дороги от снежных заносов с
применениемснежных траншей… 15
5.4 Защита дороги от снежных заносов с помощью
лесопосадок… 17
5.5 Обоснование выбора снегозащитных устройств… 19
6 Технология расчистки снежных отложений… 22
7 Борьба с зимней скользкостью… 24
8 Определение потерь, вызванных зимней сколзкостью. 27
9 Организация работ по зинему содержанию
автомобильнойдороги… 29
Общие выводы… 30
Список использованных источников… 31
Приложение
Введение
Курсовая работа по дисциплине “Эксплуатацияавтомобильных дорог” посвящена решению узкого, но очень важного вопросаэксплуатации автомобильных дорог — зимнему содержанию.
Цель зимнего содержания дорог — обеспечениебезопасного движения автомобилей с заданными скоростями и нагрузками, защитадороги, зданий и сооружений на ней от неестественного физического износа. Этацель достигается путем защиты и очистки дорог от снежных заносов, лавин,предотвращения образования и устранения возникающей ледяной корки на проезжейчасти, борьбы с наледями.
В процессе выполнения курсовой работы необходиморешить следующие задачи:
— проанализировать природно-климатические условияработы автомобильной дороги в зимний период;
— выявить снегозаносимые участки, определить объемыснегоприноса, определить способы снижения снегозаносимости;
— разработать и обосновать выбор мер защиты дороги отснежных заносов;
— назначить технологию расчистки снежных отложений;
— определить средства борьбы с зимней скользкостью ипотери, вызванные зимней скользкостью;
— разработать график зимнего содержания автомобильной дороги.
1Климатическая характеристика района
Рассматриваемая автомобильная дорога проходит вГомельской области. Гомельская область относится к II-б климатической зоне сумеренным климатом и устойчивым снежным покровом продолжительностью 100…120суток. Весенние заморозки прекращаются в среднем 5 мая, осенние начинаются — 5октября.
Среднемесячная температура воздуха, количествоосадков, преобладающие направления ветра представлены в таблице 1.1.
Даты перехода суточных температур через 0°С, 5°С,10°С, 15°С и безморозный период представлены в таблице 1.2.
Таблица1.1 — Погодно-климатические характеристикиМесяц I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Среднедекадная температура воздуха, °С
1
2
3
-6,5
-7,0
-7.2
-7.0
-6.4
-5.6
-4.0
-2.0
-3.0
3.1
6.3
9.2
11.8
13.8
15.2
16.2
16.9
17.5
18.0
18.5
18.8
18.1
17.2
16.1
14.4
12.3
10.1
7.8
8.2
4.3
2.4
0.5
-1.4
-3.0
-4.2
-6.0 Среднемесячная температура поверхности почвы -8 -7 -2 7 16 21 22 20 13 6 1 -4 Среднедеканое количество осадков, мм
1
2
3
11
11
11
10
10
10
9
9
11
14
15
18
17
18
20
22
25
27
30
30
28
27
24
21
21
18
17
15
15
15
14
14
14
14
14
12 Число дней с осадками более 5 мм 2 3 4 2 3 2 1 3
Таблица 1.2 — Даты перехода суточных температур черезопределенные границыТемпература воздуха, °С 5 10 15 Дата перехода
28 / III
18 / XI
11 / IV
22 / X
28 /IV
25 / IX
24 / V
2 / IX Количество дней 238 193 149 100
Максимальное среднегодовое количество осадковсоставляет 812 мм, минимальное — 227 мм, среднее количество осадковза год — 721 мм. Максимальное количество осадков выпадающих втечение одних суток — 90 мм.
Средняя величина снежного покрова составляет 20 см,максимальная — 59 см, минимальная — 3 см.
Таблица1.3 – Ветры зимой С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ Штиль XII I II
/>
Рисунок 1.1 — Роза ветров
/>
Рисунок 1.2 — Схема автомобильной дороги
2Способы уменьшения снегозаносимости
Многочисленность факторов, вызывающих образованиеснежных заносов, затрудняет правильное назначение в период проектирования мер,предотвращающих снегозаносимость. Поэтому на дорогах, принятых в эксплуатацию,часто приходится принимать меры к уменьшению снегозаносимости, когда опыт зимнегосодержания выявит заносимые снегом места и причины снежных заносов.
Главными мерами, обеспечивающими незаносимостьнасыпей, являются подъем земляного полотна до незаносимой отметки и приданиепоперечному профилю дороги обтекаемого для снеговетрового потока очертания.
Следует определить снегозаносимые участки. Высотанезаносимой насыпи:
Нн= Нп + DН , (2.1)где Нп - расчетная высота снежного покрова с вероятностью превышения 5 % (Нп = 0.59 м); DН - возвышение над снежным покровом, обеспечивающее незаносимость насыпи, м.
Возвышение насыпи над расчетным уровнем снежногопокрова определяют из двух условий: повышения скорости снеговетрового потока дозначения, обеспечивающего перенос снега через дорожное полотно без образованияснежных отложений; и беспрепятственного размещения снега, сбрасываемого с дорожногополотна при очистке.
Для выполнения первого условия возвышение насыпи надрасчетным уровнем снежного покрова DНп должно быть неменее 0.5 м [4, стр.17].
Для выполнения второго условия возвышение насыпи надрасчетным уровнем снежного покрова DНсо должнобыть не менее 0.35 м.
Так как DНп=0.5м > DНсо=0.35м, принимаем DН=0.5м. Такимобразом высота снегонезаносимой насыпи должна быль не менее (формула 2.1) :
Нн = 0.59 + 0.5 = 1.09 м.
Для уменьшения снегозаносимости выемок рекомендуемраскрывать выемки глубиной менее 1м ( уклон откоса 1:10 ), в выемках глубинойдо 5 м с крутыми откосами (1:1.5 ¼ 1:2) устроить дополнительные полки шириной не менее 4мдля проезда роторных снегоочистителей. Для улучшения обтекания пересеченийснеговетровым потоком следует по возможности уменьшить число ограждений, ориентирующихстолбиков и других препятствий, которые могут задерживать снег, переносимыйметелью.
/>
Рисунок 2.2 — Поперечные профили заносимых выемок инасыпей
3 Выявление снегозаносимых участков
Выявляем месторасположение и степень снегозаносимостиотдельных участков дороги в соответствии с имеющимся профилем и отразитьрезультаты в графике организации зимнего содержания дороги.
Снегозаносимостью называют подверженность дорогснежным заносам. Количественно снегозаносимость определяется как отношениеобъема снега, отложившегося на дорожном полотне к общему объему снега,принесенного метелью к дороге.
По степени снегозаносимости различают следующиекатегории заносимых участков:
1) слабозаносимые — насыпи от Нп=0.59мдо Нн=1.09м; пересечения в одном уровне; насыпи с барьеромбезопасности;
2) среднезаносимые — раскрытые выемки;полувыемки-полунасыпи; нулевые места и невысокие насыпи ниже Нп=0.59м;дороги, проходящие через населенные пункты;
3) сильнозаносимые — нераскрытые выемки, подветренныйоткос которых не может вместить снег, приносимый метелями и выпадающий приснегопадах; все выемки на кривых.
4) незаносимые-насыпиболее Hn=1,09;выемки ниже Hв=5м, а такженераскрытые выемки, подветреный откос которых может вместить весь снег на дорогуза зиму.
4 Определение объема снегоприноса
Снегопринос — объем снега, приносимого на погоннуюдлину 1м дороги в единицу времени. Он зависит от размеров бассейнаснегоприноса, ориентации дороги относительно направления преобладающих ветров,толщины снежного покрова, плотности, температуры и влажности снега, силы ветраи других факторов.
Объем снегоприноса определяется по участкам
, (4.1)где
Wп -
объем снегоприноса, м3 / м; x - коэффициент сдувания твердых осадков, x=0.5; a - угол между направлением господствующего ветра и направлением рассматриваемого участка дороги;
rс -
Плотность снега, rс = 0.4 т/м3 ; L - путь, который проходит метель от границы бассейна до дороги, L=¥ ;
Lэ -
Предельная дальность снегоприноса, Lэ = 0.5 км;
Wa-
общее число твердых осадков за зиму, Wa=122мм.
Поучастковый расчет сведем в таблицу 4.1.
Таблица4.1 — Определение объема снегоприноса№ Ветер Дорога Расчет
Wп, м3/м
/>
1 Ю: З СВ:25°
0.5sin(20°)
Wп= ×122
0.4(1/µ+1/0.5) 26,07
/>
2 Ю: З СВ:40°
0.5sin(5°)
Wп= ×122
0.4(1/µ+1/0.5) 6,65
/>
3 Ю: З СВ:30°
0.5sin(15°)
Wп= ×122
0.4(1/µ+1/0.5) 19,73
/>
4 Ю: З СВ:18°
0.5sin(27°)
Wп= ×122
0.4(1/µ+1/0.5) 34,62
5 Разработка мер защиты дороги от снежных заносов
Заносимые участки автомобильных дорог можно защититьот снежных заносов тремя путями: задержать переносимый метелью снег наподступах к дороге и вызвать образование снежных отложений на безопасном длядороги расстоянии; увеличить скорость снеговетрового потока, когда он проходитнад дорогой и этим предотвратить образование снежных отложений на дорожномпокрытии; полностью укрыть дорогу от снега с помощью специальных сооружений.
5.1 Защита дороги от снежных заносов с помощью
деревянных щитов
Наиболее медленно заносятся снегом щиты с неравномернорасположенным заполнением, при котором решетка сгущена в верхней части и разрежена в нижней. Благодаря этому такие щиты приходится переставлятьзначительно реже, чем щиты с равномерно заполненной решеткой.
В зависимости от объема снегоприноса и скорости ветра применяются четыре типа щитов с разреженной нижней частью. Согласно [1,стр.141] и объему снегоприноса на участках автомобильной дороги принимаем щиттипа IV (рисунок 5.1).
Щиты обычно устанавливают с кольями, привязывая к ним.На каменистом или скальном грунте щиты ставят в “козлы”, прочно связываяверхние концы.
Наиболее эффективно задерживают снег щиты,установленные сплошной линией. При недостатке щитов вместо сплошной линии можноставить щитовые линии с разрывами в один щит через каждые три щита.Максимальное удаление одиночных щитовых линий от дороги должно быть не более100м.
/>
Рисунок 5.1 – IV Типснегозащитного щита
В случаях интенсивных метелей щиты ставят в несколькорядов. Необходимое количество рядов можно определить по следующей зависимости:
, (5.1)где К - Коэффициент накопления снега у наружных рядов многорядной защиты, К=9; Н - Высота щита, м;
Lp -
Расстояние между рядами щитов, Lp » 20*Н, м;
Кр -
Коэффициент заполнения снегом пространства между рядами, Кр = 0.6¼0.8.
Произведем расчет и сведем его в таблицу 5.1.
Таблица5.1 — Количество рядов снегозащитных щитовпо участкам автомобильной дороги№
Wп, м3/м Н, м
Lp, м Расчет N Принято
/>1 26,07 1.5 30
26,07-9×1,52
0,7×1,5×30 0,18 1
/>2 6,65 1.5 30
6,65-9×1,52
0,7×1,5×30 -0,43
/>3 19,73 2.0 40
19,73-9×22
0,7×2×40 -0,29
/>4 34,62 2.0 40
34,62-9×22
0,7×2×40 -0,02
Ближайший к дороге ряд щитовых линий не должны бытьближе 30м. Щитовые линии обычно располагаются параллельно дороге, но при косыхветрах на первом и втором участках рекомендуется ставить перпендикулярно косновной щитовой линии короткие звенья щитов с таким расчетом, чтобы концы ихподходили к дороге не ближе чем на 10-15 метров.
Место перехода из выемки в насыпь ограждаются (рисунок5.2). Концы щитовых линий снабжают разветвленными отводами под углом 135° (всторону дороги) и 170° (от дороги к основной щитовой линии). Между отводом иосновной линией делают разрыв в 4 метра.
/>
Рисунок 5.2 — Ограждение мест переходаиз выемки в
насыпь
/>
Рисунок 5.3 — Схема установки щитов
5.2 Защита дороги от снежных заносов путем установкиснегозащитного забора
Надежным средствам защиты дорог от снежных заносовслужат высокие снегозащитные заборы.
Снегозащитные заборы бывают двухпанельные спросветностью решетки 50% и однопанельные с просветностью решетки до 70%.Однопанельные заборы в основном применяют для вторых и третьих рядовмногорядных линий заборов, двухпанельные — при устройстве заборов в один рядили в ближайшем к дороге ряду многорядных линий заборов.
Расчет высоты снегозащитного забора следуетпроизводить по формуле:
, (5.2)где
Нп - Средняя высота снежного покрова, м.
Произведем расчет высот снегозащитного забора длякаждого участка дороги и сведем его в таблицу 5.2.
Таблица5.2 — Расчет высот снегозащитного забора по участкам автомобильной дороги№
Wп, м3/м Расчет
Нз, м 26,07
/> 2,35
Заборы строят из дерева или сборные из железобетона.Для обеспечения эффективной работы заборов по снегозадержанию их следуетрасполагать по возможности перпендикулярно к направле
ниюгосподствующих ветров так как при этом отложения отодвигаются от забора.Наименьшее допустимое расстояние между забором и дорогой определяется протяженностьюзоны действия забора на ветровой поток, направленный нормально к забору и составляет15 высот забора.
/>
/>
Рисунок 5.4 — Конструктивная схема снегозащитногозабора
/>
Рисунок 5.5 — Схема установки щитов
5.3 Защита дороги от снежных заносов с применениемснежных траншей
Снежные траншей прокладывают в снежном покровепроходами двухотвальных тракторных снегоочистителей или бульдозеров. Cнегосборнаяспособность траншеи (объем снега, который может задержать 1м траншеи) приглубине 1.5м и ширине, создаваемой за один проход двухотвального тракторногоснегоочистителя, составляет в среднем 12 м3/м.
Снегозащитные траншеи прокладывают в несколько рядовпараллельно дороге. Число работоспособных траншей, которые необходимо иметь длянадежной защиты дороги, назначают с учетом объема снегоприноса.
Оптимальное расстояние, которое следует назначатьмежду осями соседних траншей составляет 12-15м. Ближайшая к дороге траншеядолжна быть расположена не ближе 30м и не далее 100м.
Объем снега, который может задержать одна траншея,рассчитывается по формуле:
, (5.3)Где
Вср -
Средняя ширина траншеи, Вср=4м;
Lт - Расстояние между осями траншей, м.
Необходимое количество траншей:
. (5.4)
Для прокладки такого количества траншей необходимоечисло бульдозеров определяется следующей зависимостью:
, (5.5)где L - длина участков, на которых прокладываются траншеи, км; m -
число одновременно прокладываемых траншей, принимается в зависимости от Wп, до 100 м3/м — не менее 3; до 200 м3/м – не менее 4; n - количество проходов машин по одной траншее, n=2;
Vp -
рабочая скорость бульдозера, Vp =10 км/ч;
Ки -
коэффициент использования машины во времени, Ки=0.7;
tb -
возможное время работы по прокладке траншей в течение промежутка между метелями, tb=48ч.
Произведем необходимые расчет объема снега, которыйможет задержать одна траншея :
/>.
Рассчитаем необходимое количество траншей и количествобульдозеров на каждом участке и расчет сведем в таблицу 5.3.
Таблица 5.3 — Расчетколичества траншей и количества бульдозеров№
Wп, м3/м n L, км m Расчет
Nб 1 26,07 2 20.5 3
/> 0.36 » 1 2 6,65 2 16 3
/> 0.28 » 1 3 19,73 2 11 3
/> 0.19 » 1 4 34,62 2 15.5 3
/> 0.27 » 1
/>
Рисунок 5.6 — Схема защиты автомобильной дороги спомощью снежных траншей
5.4 Защита дороги от снежных заносов с помощью лесопосадок
Снегозащитные лесные полосы — рационально подобранныепо составу и концентрации насаждения вдоль дороги, выполняющие ветрозащитные,декоративные и некоторые другие функции.
Преимущество снегозащитных полос перед другими видамизащиты состоит в том, что они требуют меньше затрат, надежны в работе, гасятсилу ветра и служат одновременно эстетическим оформлением дороги.
Снегозащитные полосы обычно состоят из несколькихрядов древесных пород и кустарниковой опушки, расположенной с полевой сторонылесополосы.
Расстояние от бровки земляного полотна до полосы,ширина полосы и другие параметры зависят от объема снегоприноса и составляют порекомендации Союздорнии:
при Wп£25 м3/мудаление от бровки земполотна 15¼25м приширине лесополосы 4м;
при Wп£50 м3/мудаление от бровки земполотна 30м при ширине лесополосы 9м;
при Wп£75 м3/мудаление от бровки земполотна 40м при ширине лесополосы 12м;
при Wп£100 м3/мудаление от бровки земполотна 50м при ширине лесополосы 14м.
Необходимое число рядов живой изгороди можноопределить по формуле:
, (5.6)где Q -
снегоемкость однорядной живой изгороди, м3.
, (5.7)где Н - высота деревьев, Н=2¼3 м.
Ширина лесополосы определяется по формуле:
, (5.8)где
Нср -
средняя высота снежных отложений, Нср=1¼2.5м.
Необходимое удаление лесополосы от бровки земляногополотна определяется по формуле:
. (5.9)
Определим параметры лесопосадки:
снегоемкость однорядной живой изгороди
Q = 7*32 = 63 м3;
необходимое число рядов живой изгороди
/>,
на всем участке принимаем по 1 ряду;
ширина лесополосы
/>
удаление лесополосы от бровки земляного полотна
/>
/>
Рисунок 5.5 — Схема защиты автомобильной дороги
лесополосой
5.5 Обоснование выбора снегозащитных устройств
Выбор основывается на расчете и сравненииснегоемкостей отдельных видов защит отдельно для каждого участка.
Объем снегоемкости деревянных однорядных щитов можноопределить по формуле
.где Н - высота щита, м.
Объем снегоемкости снегозащитного забора можноопределить по формуле
,где Н - высота забора, м.
Объем снегоемкости снежной траншеи можно определить поформуле
,где Н - высота забора, м.
Объем снегоемкости лесной полосы можно определить поформуле
,где Н - высота лесопосадки, м.
Произведем расчет и сведем его в таблицу 5.4.
Таблица5.4 — Расчет снегоемкости отдельных видов защит, м3/мВид защиты Участок автомобильной дороги 1 Деревянные щиты
9*1.52 = 20.25 Снегозащитный забор
8*42 = 128 Снежная траншея
10*0.592+2*4*0.59 = 8.2 Лесная полоса
7*202 =2800 Живая изгородь
7*32 = 63
На основе расчетов объемов снегоемкости снегозащитныхсооружений, назначаем их виды на участках автомобильной дороги:
1) первый участок (длина 20,5 км, объем снегоприноса –26,07 м3/м) — лесная полоса и ряд деревянных щитов высотой 2м (общаяснегоемкость 99,65 м3/м);
Данные меры полностью обеспечивают снегозащиту дорогии придают ей эстетический вид на участке.
6 Технология расчистки снежных отложений
Цель снегоочистки — полностью удалить выпадающий снегили в кратчайшие сроки убрать с проезжей части и обочин уже выпавший снег.Снегоочистка состоит из двух технологических операций — резание итранспортировка снега. Основным процессом, определяющим производительностьснегоочистки, является процесс резания, то есть отделение от снежного массивапластов режущим органом очистительных машин.
Наиболее широко распространена патрульнаяснегоочистка. Технология патрульной снегоочистки сводится к следующему: принебольших снегопадах или малой интенсивности метели снег очищают одноотвальнымискоростными плужными снегоочистителями типа Д-666. При скорости движения 30¼40 км/ч снег отбрасывают отвалом без образования напроезжей части валов. С увеличением скорости движения до 60¼80 км/ч снег отбрасывают отвалом на расстояние 10¼20 м, и эффективность патрульной очистки возрастает,поскольку на обочинах не образуются снежные валы.
Патрульную очистку ведут продольными проходами,смещаясь от оси к обочинам. Если снегопад не превышает 3-5 см в час, товозможно применение одиночной машины. В противном случае, а так же приинтенсивном движении, работу ведут отрядом снегоочистителей: машины движутся водном направлении в 30¼60 м друг от друга и c перекрытием следа на 30¼50 см. За один проход снег удаляется со всей полосы движения.
На рисунке 6.1 представлена схема движения машин придвижении снегоочистительного отряда, очищающего дорогу от оси к обочине. Приданной технологии необходимы очистители с поворотным отвалом.
Необходимое число машин для патрульной очисткиавтомобильной дороги определяется по формуле
, (6.1)где L - длина обслуживаемой автомобильной дороги, км; n - число проходов снегоочистителей, необходимое для полной уборки снега с половины ширины дорожного полотна, n=3; V - рабочая скорость снегоочистителя, V=30¼40 км/ч;
Ки -
коэффициент использования машины в течение смены, Ки=0.7;
tn -
время между проходами снегоочистителей, tn=5 ч.
/>машин.
Принимаем 1 машину.
/>
Рисунок 6.1 — Очистка дорог от оси к обочине
7 Борьба с зимней скользкостью
Все мероприятия по борьбе с зимней скользкостью можноразделить на три группы по целевой направленности:
мероприятия, направленные на снижение отрицательноговоздействия образовавшейся зимней скользкости (повышение коэффициента сцепленияпутем россыпи фрикционных материалов);
мероприятия, направленные скорейшее удаление спокрытия ледяного и снежного покровов с применением различных методов;
мероприятия, направленные на предотвращениеобразования снеголедного слоя или ослабления его сцепления с покрытием.
В практике зимнего содержания для борьбы с зимнейскользкостью применяют фрикционные, химические, физико-химические и другиекомбинированные методы.
Суть фрикционного метода состоит в том, что поповерхности ледяного или стеклоледяного слоя рассыпают песок, мелкий гравий,отходы дробления и другие материалы с размером частиц не более 5-6 мм безпримесей глины. Рассыпаемый материал повышает коэффициент сцепления до 0.3 но задерживается на проезжей части короткое время.
Значительно большее распространение получилкомбинированный химико-фрикционный метод, когда рассыпают фрикционные материалыс твердыми хлоридами NaCl, NaCl2.
Песчано-солевую смесь готовят на базах путемсмешивания фрикционных материалов с кристаллической солью в отношении 1:4.Смеси распределяют пескоразбрызгивателями или комбинированными дорожнымимашинами с универсальным оборудованием типов КДМ-130, ЭД-403.
Химический способ борьбы заключается в применении дляплавления снега и льда, твердых или жидких химических веществ, содержащиххлористые соли.
Комбинированный способ состоит в распределении поснежному накату твердых или жидких хлоридов, которые расплавляют или ослабляютснежноледный слой, после чего снежную массу убирают плужными илиплужнощеточными очистителями, а при их отсутствии автогрейдером.
На обслуживании дороги применяют химико-фрикционныйметод. Для хранения противогололедных материалов применяют простейшую базувременного типа (рисунок 7.1). Песчано-солевую смесь готовят осенью с добавкойсолей. Норма солей (от 3 до 8 %) должна обеспечить несмерзаемость чистогопредварительно просеянного песка. Перемешивание бульдозерами, автогрейдерами идругими средствами создает хорошую качественную смесь. Штабель ограждают отувлажнения поверхностным стоком, сверху покрывают пленкой. Подача смесиосуществляется бульдозером в накопительный бункер с контролем взвешивания.
Необходимое количество противогололедных материалов:
, (7.1)где L - расстояние между базами, L=40¼50 км; B - ширина проезжей части, В=7м; а -
норма распределения противогололедных материалов, м3/тыс.м2; песко-соляная смесь — 0.1¼0.2 м3/тыс.м2, песок — 0.3¼0.4 м3/тыс.м2; n - число попыток за сезон, n=17.
Далее необходимо рассчитать потребность враспределительных машинах:
, (7.2)где
N100- потребность в распределительных машинах на 100 км; Т - время, в течение которого требуется ликвидировать зимнюю скользкость, Т = 5 ч; b - ширина распределения противогололедных материалов, м; G - вместимость кузова, G = 4.6 м; t - время погрузки распределителя, t = 0.4 ч; V - средняя скорость автомобиля в груженом состоянии, V = 60 км/ч;
Vp-
рабочая скорость при распределении противогололедных материалов, Vp = 30 км/ч.
Расчитаем количество противогололедных материаловнеобходимое для борьбы с зимней скользкостью:
м3.
Рассчитаем потребность в распределительных машинах:
машин.
N=N100*L/100=10*20.5/100=2.05 » 2 машины.
/>
Рисунок 7.1 — База упрощенного типа
1 — соляная смесь;
2 — песчано-соляная смесь;
3 — контора;
4 — бункер выдачи;
5 — подпорная стена;
6 — бункер загрузки.
8 Определение потерь, вызванных зимней сколзкостью
Потери, вызвнанные удорожанием перевозок из-заскользкости автомобильной дороги составляют:
, (8.1)где N - средняя часовая интенсивность движения, авт/ч; q - средняя грузоподъемность автомобиля, q » 8 т.;
Kn-
коэффициент эффективности использования пробега, Kn=0.9;
Kr-
коэффициент использования грузоподъемности, Kr=0.9;
С1- стоимость одного т-км перевозок при хорошем состоянии покрытия, млн.руб;
С2- стоимость одного т-км перевозок при скользком состоянии покрытия, млн.руб / т-км.
Стоимости С1 и С2 определяетсяпо номограмме [4, рис 4.1] в зависимости от скоростей движения автомобиля напокрытии в хорошем и скользком состояниях.
Сорости движения автомобилей определяются из соотношения:
, (8.2)где
V1-
скорость движения автомобиля на дороге в хорошем состоянии, V1=80 км/ч;
V2- скорость движения автомобиля на дороге в скользком состоянии, км/ч;
j1-
коэффициент сцепления покрытия в хорошем состоянии, j1=0.4¼0.5;
j2-
коэффициент сцепления на обледенелом покрытии, j2=0.3¼0.15.
Расчитаем потери, вызвнанные удорожанием перевозокиз-за скользкости автомобильной дороги. Для этого определим скорость движенияавтомобиля по мокрому покрытию:
км/ч,
по номограмме опрделяем С1=0 млн.руб. и С2=0.018млн.руб.
/> млн.руб.
9 Организация работ по зинему содержанию
автомобильнойдороги
Производительность труда и эффективность использованияматериально-технической базы во многом зависит от применяемой организациипроизводства работ. При содержании автомобильной дороги зимой могут бытьиспользованы различные методы организации работ.
Существуют методы: поточный, участково-поточный,нормальный, участково-нормальный и комбинированный. Для организации работ позимнему содержанию автомобильных дорог применяется поточный метод на всейдороге.
Поточный метод имеет ряд преимуществ:
— выполнение работ специализированными отрядами, чтоповышает культуру и качество работ;
— хорошее использование средств;
— ритмичность;
— концентрация работ на малых участках.
При высоком уровне механизации работ в дорожностроительнойотрасли работы по содержанию дорог механизированы недостаточно. Для этих целейприменяют главным образом общестроительные машины. Для работ в зимнее времяпромышленность специально выпускает только снегоочистители.
Общие выводы
В результате проведения расчетов были определеныспособы защиты участка автомобильной дороги от снежных заносов с помощьюлесопосадок, снегозащитных щитов и снегозащитного забора. В качестве методаборьбы с зимней скользкостью принят фрикционный метод. В качестве противогололедногоматериала принята песчаная смесь, а метода уборки снега с дорожного покрытия —метод патрульной очистки.
Расчет затрат, вызванныхудорожанием перевозок из-заскользкости автомобильной дороги составляет 95.64млн рублей.
В качестве метода организации работ по зимнемусодержанию участка автомобильной дороги принят поточный метод.
Список использованных источников
1. Ремонт и содержание автомобильных дорог:Справочник инженера-дорожника/ А. П. Васильев, В. И. Баловнев и др. П/р А. П.Васильева. — М.: Транспорт, 1989. — 287 с.
2. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги / ГосстройСССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. — 52 с.
3. Зимнее содержание автомобильных дорог / Г. В.Бялобжесский, А. К. Дюнин и др. П/р А. К. Дюнина. 2-Е изд., перераб. и доп. —М.: Транспорт, — 1983. 197 с.
4. Эксплуатация автомобильных дорог. Методическиеуказания к курсовому проектированию по дисциплине ” Эксплуатация автомобильныхдорог ” для студентов специальности 29.10 “Строительство автомобильных дорог иаэродромов”. Могилев: ММИ, 1994. — 30 с.
5. Строительная климтология / НИИ СР. — М.:Стройиздат, 1990. — 86 с.