Введение
Когда говорят об уровне цивилизации общества,развитии страны или региона одним из наиболее важных признаков, которыйопределяет этот уровень можно считать уровень развития транспорта.Действительно, если вспомнить историю, то переход от одной формации общества кдругой сопровождался изменением, как транспортной техники, так и собственнотранспортной системы. В первобытнообщинном обществе перемещение осуществлялосьс помощью животных или на простейших плавучих средствах. Необходимость втранспорте вызывалась потребностью в общении, обмене, торговле. В создании исовершенствовании транспортной системы реализуется все лучшие и прогрессивныедостижения в науке, промышленности и строительстве.
Стабилизация и развитие экономики любойстраны, а тем более страны с такой колоссальной территорией, как Россия,начинается, как правило, с развития собственной транспортной системы. Основнаяцель — достижение уровня развития передовых стран и интеграция в мировую транспортнуюсистему. Следует подчеркнуть направленность такого развития на максимальноеудовлетворение интересов отдельного человека, т.е. обеспечение всехпроизводственных структур и населения страны транспортными услугами внеобходимом объеме и качестве.
Острейшая необходимость развитиятранспортной системы России в настоящее время обусловлена рядом причин:
-проводящимися экономическими реформами, связанными сперераспределением форм собственности;
-нерациональным распределением объемов перевозок междуотдельными видами транспорта,
-их слабым взаимодействием и рядом других факторов.
Стоит задача встать на путь развития иинтеграции всех видов транспорта и транспортных структур в единую транспортнуюсистему страны. Этот шаг приобретает особую актуальность при реализациигосударственного управления в период перехода к многоукладной экономике иразличным формам собственности на транспорте.
Главная цель на этом пути – обеспечениепотребности России в транспортных услугах на наиболее эффективных условияхмаксимальной комфортности перевозок, безопасности и экологической защищенностиокружающей среды.
Современную цивилизацию невозможно представить безразвитой транспортной системы, обеспечивающей широкомасштабный обмен сырьем,материалами, товарами, которые являются технологической основой экономики.Транспортные операции составляют необходимое условие протеканияпроизводственных процессов, и транспорт по праву называется кровеноснойсистемой экономики. Причем удельный вес использования транспорта далеко неодинаков как в пассажирском и грузовом товарообороте, так и в различныхрегионах страны. Так сложилось вследствие многочисленных исторических,географических, экономических, социальных и других причин.
Современный мировой транспортруководствуется двумя принципами: обеспечить полный цикл перемещения по схеме«от двери до двери» (from door to door) и «точно в срок» (just in time). То есть, грузы должны быть перевезены от дверисклада производителя или грузовладельца до дверей склада потребителя илигрузополучателя. При этом ни грузовладелец, ни грузополучатель могут неучаствовать в организации процесса перевозки. Они только оплачивают всерасходы. То же и с пассажирами. Они должны быть перевезены от места отправлениядо места прибытия, например, от дверей своей квартиры или офиса до «дверей» вместе назначения. И весь процесс должен быть реализован в установленный срок.Конечно, такой транспортный процесс – идеальный вариант, но те виды транспорта,транспортные компании и фирмы, которые стремятся к этому, будут конкурентоспособнымина современном транспортном рынке. Естественно, что реализация в транспортнойдеятельности упомянутых принципов, требует современной техники и инфраструктурытранспорта и, что очень важно, современных форм организации перевозок иуправления на транспорте.
В XX в. и вособенности во второй его половине произошли гигантские преобразования во всехчастях света и областях человеческой деятельности.
Рост населения,увеличение потребления материальных ресурсов, урбанизация, научно-техническаяреволюция, а также естественно-географические, экономические, политические,социальные и другие фундаментальные факторы привели к тому, что транспорт мираполучил невиданное развитие как в масштабном (количественном), так и вкачественном отношениях. Наряду с ростом протяженности сети путей сообщениятрадиционные виды транспорта подверглись коренной реконструкции: значительноувеличился парк подвижного состава, во много раз поднялась его провознаяспособность, повысилась скорость движения. В то же время на первый план вышлитранспортные проблемы. Эти проблемы по преимуществу относятся к городам иобусловлены чрезмерным развитие автомобилестроения. Гипертрофированныйавтомобильный парк крупных городов Европы, Азии и Америки вызывает постоянныепробки на улицах и лишает себя преимуществ быстрого и маневренного транспорта.Он же серьезно ухудшает экологическую обстановку.
Транспорт как осободинамичная система всегда был одним из первых потребителей достижений иоткрытий самых различных наук, включая фундаментальные. Более того, во многихслучаях он выступал прямым заказчиком перед большой наукой и стимулировал еесобственное развитие.
Трудно назвать областьисследований, не имевшую отношения к транспорту.
Особенное значение дляего прогресса имели фундаментальные исследования в области таких наук, какматематика, физика, механика, термодинамика, гидродинамика, оптика, химия,геология, астрономия, гидрология, биология и другие. В не меньшей степенитранспорт нуждался и нуждается в результатах прикладных исследований,проводимых в области металлургии, машиностроения, электромеханики, строительноймеханики, телемеханики, автоматики, а в последнее время электроники икосмонавтики. В свою очередь некоторые открытия и достижения, полученные врамках собственно транспортных наук, обогащают другие науки и широкоиспользуются во многих нетранспортных сферах народного хозяйства.
Дальнейший прогресстранспорта требует использования последних, постоянно обновляемых результатовнауки и передовой техники и технологии.
Необходимость освоениявозрастающих грузовых и пассажирских потоков, усложнение условий для сооружениятранспортных линий в необжитых, трудных по топографии районах и крупныхгородах. Стремления повысить скорость сообщений и частоту отправлениятранспортных единиц, необходимость улучшения комфорта и снижения себестоимостиперевозок — все это требует совершенствования не толькосуществующих транспортных средств, но и поиска новых, которые могли бы болееполно удовлетворить поставленным требованиям, чем традиционные виды транспорта.К настоящему моменту разработано и реализовано в виде постоянных илиопытно-эксплуатационных установок несколько новых видов транспортных средств изначительно больше существует в виде проектов, патентов или просто идей.
Следует иметь в виду,что большинство так называемых новых видов транспорта в принципе предложенымного лет назад, но они не получили применения и ныне повторно предлагаются иливозрождаются на современной технической основе.
1. Понятие о транспорте
1.1 Транспорт и его составляющие
Транспорт – отрасль материальногопроизводства, осуществляющая комплекс транспортно – технологических процессовпри перемещении пассажиров и грузов.
Транспорт является одной из отраслей экономическойинфраструктуры, которая, кроме всех видов магистрального транспорта,включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство (водоснабжение,канализацию, удаление твердых отходов), а также такие инженерные сооружения,как плотины, сети ирригационных и дренажных каналов. Понятие инфраструктурыслужит, таким образом, общим понятием для обозначения многих видовдеятельности. Термин «инфраструктура» (от лат. infra – ниже, под structura –строение, расположение) употребляется для обозначения комплекса составных частейобщего устройства экономической жизни, носящих подчиненный характер иобеспечивающих нормальную деятельность экономической системы в целом.
Непосредственно с транспортом связанаработа многих отраслей народного хозяйства: машиностроения (автомобиле -,локомотиво -, вагоно -, судо — и авиастроения), топливоэнергетики, металлургиии др. Транспорт ежегодно потребляет примерно 18% дизельного топлива, 6%электроэнергии, 10% лесоматериалов, 4% черных металлов.
Транспорт способен существенно влиять наэкономический рост. Расширение торговли, повышения уровня жизни. Онспособствует повышению производительности труда, сокращая время доставки грузовили проезда до места работы. Транспорт активно влияет на окружающую среду,причем это воздействие носит в основном негативный характер. Так, на долютранспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех продуктов производственной деятельностиприходится 40%. В том числе основную долю загрязнений (более 80%) даетавтомобильный транспорт. Из этого следует, что практически снижение загрязненияатмосферного воздуха транспортом во многом определяется решением экологическойпроблемы на автомобильном транспорте.
Темпы развития транспортадолжны соответствовать экономическому росту. По данным зарубежныхисследователей, рост валового внутреннего продукта в большинстве стран мирасопровождается пропорциональным увеличением стоимости основных фондовтранспорта. Таким образом, по мере развития экономики страны транспортнаяотрасль должна изменяться в соответствии с динамикой спроса на транспортныеуслуги. Существует и обратная взаимосвязь, т.е. транспорт оказывает воздействиена экономическое развитие, являясь если не двигателем, то, по крайней мере,«колесами» экономической активности. Однако специальными исследованиями установлено,что инвестиции в лишь транспортную отрасль или даже во всю инфраструктуру негарантируют роста экономики. Успех зависит, прежде всего, от экономическойполитики государства в целом.
В состав транспортной отрасли входят:
- инфраструктура транспорта, под которой понимаетсякомплекс постоянных (неподвижных) зданий, сооружений, устройств, приспособленийи т.п., предназначенных для осуществления транспортной деятельности;
- транспортные коммуникации;
- техника транспорта, включающая в себя транспортныесредства и
погрузочно-разгрузочные системы,
- технические средства обслуживания пользователейтранспортных средств (клиентов) и
- информационно – вычислительные системы управленияперевозочными процессами и системы управления транспортными потоками,
- персонал, работающий в транспортной отрасли.
На функционирование транспорта большоезначениеоказывают природно-климатические факторы (окружающая среда).
В общей постановке все указанныесоставляющие транспортной отрасли могут быть объединены в три группы:
- транспортная техника,
- люди,
- окружающая среда.
Совокупность, объединяющая технику,множество людей и окружающую среду, называется полиэргатической системой.Интегрированная совокупность объектов, взаимодействие которых направлено надостижение определенной цели, называется сложной системой.
Таким образом, транспорт представляетсобой сложную полиэргатическую систему.
Транспорт, как и всякаяпроизводственная система, имеет внешнюю и внутреннюю среду. Основнымисубъектами внешней среды являются потребители транспортных услуг, а внутреннююсреду представляют работники транспорта, транспортные устройства и среда.
Упоминание о транспортной системе Россиитребует определения этого понятия. Причем это определение может относиться нетолько к стране в целом, но и к транспортной системе региона и к совокупностиинтегрированных транспортных систем.
1.2 Единая транспортная система
Единая Транспортная Система (ЕТС) представляет собой совокупность эффективновзаимодействующих независимо от формы собственности и ведомственнойподчиненности видов транспорта – путей сообщения транспортных средств (спроизводственно – управленческим персоналом), обеспечивающихпогрузочно-разгрузочные работы, перевозку людей и грузов с использованиемсовременных прогрессивных технологий в целях наилучшего удовлетворения спросанаселения и грузовладельцев на транспортные услуги.
Это, достаточно «сухое» определение имеетпод собой весьма реальную базу. Действительно, наличие в нашей стране различныхформ собственности на транспортные средства и инфраструктуру транспортаподчеркивает крайнюю необходимость именно «эффективного взаимодействия».
Главной задачей ЕТС должностать наилучшее удовлетворение потребностей транспортных услуг на основеэффективного взаимодействия этих элементов внутренней среды транспортно –дорожного комплекса с учетом экологичности, надежности, безопасности исоциальной справедливости транспортного обслуживания внешней среды. В настоящеевремя, несмотря на определенные научные результаты и практические усилия поформированию единой транспортной системы, единство транспортного комплекса вРоссии полной мере не обеспечено. И дело не только в технических трудностях илиотсутствии единого управляющего органа. Такой орган создан – Министерствотранспорта Российской Федерации. Однако, «состыковать» различные видытранспорта, да еще при рыночных отношениях и разных формах собственности,труднее, чем это было раньше, по многим причинам. Это и недостаточностьразвития транспортных ресурсов, и несовершенство экономических и юридическихмеханизмов взаимодействия видов транспорта.
Транспорт удовлетворяет одну из важнейшихпотребностей человека – потребность в перемещении. Однако практически ни одинвид транспорта (кроме, пожалуй, автомобильного, и то не всегда) не можетсамостоятельно обеспечить полный цикл перемещения по схеме «от двери до двери»или «от дома до дома». Такое перемещение возможно лишь при четкомвзаимодействии отдельных частей транспортного комплекса. Организация работытакого комплекса, как ЕТС России, является одновременно и сложной задачей, инасущной для экономики страны потребностью, которая соответствуетинтеграционным тенденциям социально – экономического развития человечества,достижениям научно – технического прогресса и стратегическим интересам России.При этом единство транспортной системы России не должно означать ееобособленности от путей сообщения сопредельных государств и территорий,особенно стран СНГ, развитие и функционирование которых в течение столетийосуществлялось в едином комплексе.
В недавнем прошлом основой ЕТС считаласьобщественная форма собственности на транспортные ресурсы. В связи с проведениемрыночных реформ, акционированием и приватизацией части транспортных средствпонятие единства подвергается серьезному испытанию. При этом упор делаетсяна то, что не единство, а конкуренция, в том числе и между видамитранспорта, является двигателем рынка транспортных услуг. Следует подчеркнуть,что нет единой схемы рынка, и рыночный механизм нельзя абсолютизировать.Главное – положительный конечный результат, коим являются условия и качествожизни человека, его благосостояние, социальная и экологическая защищенность,общепринятый уровень свободы. Конкретным конечным результатом должна бытьэффективная ресурсосберегающая, обеспечивающая достойную жизнь человекаэкономика, важнейшей частью которой является транспорт.
Очевидно, что высокой эффективноститранспортного обслуживания производства можно достичь только в том случае, еслипроектировать и оптимизировать не отдельные виды сообщений, а всю транспортнуюсеть, рассматриваемую как единое целое, состоящее из разнородныхзвеньев, различающихся своими функциями и возможностями. Транспортная сетьпредназначается для удовлетворения спроса на перевозки конкретного региона сучетом его структуры. Единый подход позволяет значительно сократить расходывсех ресурсов, в том числе и временные, а также обеспечить максимальнуюпропускную способность сети при ограничениях на объем используемых ресурсов.Рассмотрение транспортной сети как единого целого позволяет установить:
-рациональное соотношение между всеми видами транспортана всевозможных направлениях перевозок и
-предотвратить необоснованное дублирование линийразличными видами транспорта, что практически неизбежно при изолированноманализе отдельных транспортных систем.
Такой подход к решению транспортныхпроблем практикуется довольно редко, и это связано с еще существующейведомственной разобщенностью нашего транспорта. Различные виды транспортадолжны функционировать во взаимосвязи, обеспечивая единообразие транспортногообслуживания клиентов. Единство транспортной системы достигается в:
-технической сферевзаимодействия, которая предполагает унификацию, стандартизацию и согласованиепараметров технических средств разных видов транспорта, а также пропускной иперерабатывающей способности взаимодействующих систем;
-технологической сферевзаимодействия, которая обеспечивается единством технологии, совмещенных ивзаимоувязанных графиков работы транспорта, отправителей и получателей грузов,непрерывных планов-графиков работы транспортных узлов;
-информационной сферевзаимодействия, которая обеспечивает совместимость информации по содержанию,формам представления, скорости и своевременной выдаче информации одним видомтранспорта для принятия решений на другом;
-правовой сфере взаимодействия,основу которой составляют Устав железнодорожного транспорта, Устав внутреннеговодного транспорта, Кодекс торгового мореплавания, Устав автомобильноготранспорта, сборник правил перевозок и тарифов, правила планирования перевозок;
-экономической сферевзаимодействия, основу которой составляет единая система планирования,распределение перевозок по видам транспорта, наличие или отсутствие ресурсов;
-использование наработанного опыта взаимодействия разных видов транспорта в узлах.
При этом каждый видтранспорта осуществляет перевозки в наивыгоднейшей для него сфере, акомплексная ЕТС в целом призвана обеспечивать полное удовлетворениепотребностей общества в перевозках грузов и пассажиров.
1.3Структурно – функциональная характеристика транспорта
Структурно транспорт можно представить каксистему, состоящую из двух подсистем:
-транспорта общего пользования,
-транспорта необщего пользования
При этом обе части системымогут быть представлены предприятиями федеральной (государственной),муниципальной или частной форм собственности.
Транспорт общегопользования – это транспорт, которыйв соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозкигрузов и пассажиров, кем бы эти перевозки ни были предъявлены: государственнымпредприятием или учреждением, общественной организацией, акционерным обществом,фирмой или частным лицом.
Транспорт общего пользования выступает каксамостоятельная отрасль материального производства. Он обслуживает сферуобращения, обеспечивая связь между сферой производства и сферой потребления.
В отличие от транспорта общегопользования, транспорт необщего пользования выполняет перевозкипродукции внутри сферы производства, т.е. для конкретного предприятия,организации или фирмы. Перевозки, которые он выполняет, являютсявнутрипроизводственными, или технологическими. Ведомственный транспортпромышленных предприятий называется промышленным транспортом.
Автомобильные или железныедороги (как правило, небольшой длины), принадлежащие тому или иномупредприятию, называются подъездными. В транспортной системе страны имеетсягустая сеть таких дорог. Суммарная протяженность железнодорожных подъездныхпутей превышает протяженность железных дорог общего пользования. Более половинысудов речного флота (в основном небольшой грузоподъемности и мощности)принадлежат различным ведомствам (предприятиям нефтяной и газовой промышленности,лесного, коммунально-бытового хозяйства и т.п.). В отличие от транспорта общегопользования, промышленный транспорт представлен также специальнымитранспортными средствами, такими как канатные и подвесные дороги,пневмотранспорт и др.
Кроме деления на транспорт общего инеобщего пользования, в некоторых случаях его подразделяют на магистральныйтранспорт и немагистральный транспорт. С одной стороны, магистральный –синоним транспорта общего пользования, а немагистральный – необщего (например,промышленный транспорт – это транспорт немагистральный). С другой стороны,термин «магистральный транспорт» применяется для обозначения путей сообщения,связывающих крупные города и промышленные центры страны или крупного региона. Вэтом случае небольшие ответвления от основных магистралей, несмотря на то, чтоони входят в состав сети общего пользования, не считаются звеньями магистральноготранспорта и обычно именуются линиями местного значения.
В зависимости от целей экономическогоанализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:
Универсальный транспорт (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) испециальный транспорт;
внутренний транспорт (осуществляющий перевозки внутристраны) и внешний транспорт (выполняющий перевозки не тольковнутри страны, но и за границу);
круглогодичный транспорт (железнодорожный, автомобильный ит.д.) и сезонный транспорт (например, внутренний водный).
1.4Факторы использования различных видов транспорта
Осуществление перевозокразличными видами транспорта зависит от целого ряда факторов, основными изкоторых являются следующие:
-характер и уровень развития материально-технической базы конкретного видатранспорта, определяющие его возможности освоения предъявляемых перевозок;
-размещение транспортных средств и сети видов транспорта относительнопредприятий и населенных пунктов;
-организация перевозочного процесса, регулярность перевозок, срокидоставки грузов и пассажиров.
Каждый вид транспортаобладает характерными, только ему присущими особенностями в размещении,техническом оснащении, провозных возможностях, разновидности подвижного составаи т.д. Для определения сфер экономически целесообразного использования того илииного вида транспорта необходимо учитывать как общехозяйственные, так испецифические транспортные факторы.
К общехозяйственнымфакторам относятся:
-размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы инаправление перевозок и грузопотоков;
-номенклатура выпускаемой продукции, определяющая тип подвижного состава иритмичность его работы;
-состояние запасов товарно-материальных ценностей, которое определяетсрочность доставки грузов и т.д.
К специфическимтранспортным факторам относятся:
-размещение сетипутей сообщения;
-условия эксплуатационной работы, в том числе сезонность и ритмичностьработы;
-пропускная и провозная способности;
-техническая вооруженность;
-система организациитранспортного процесса.
При сравнении вариантовперевозок различными видами транспорта основными показателями являются:
-уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок);
-капитальные вложения;
-скорости движения исроки доставки;
-наличие провозной и пропускной возможностей;
-маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;
-надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность;
-гарантии сохранности перевозимых грузов и багажа;
-условия эффективногоиспользования транспортных средств, механизации и автоматизациипогрузочно-разгрузочных работ.
Величина этих показателей на каждом видетранспорта различна. Она зависит от мощности и структуры грузопотоков,дальности перевозок, величины отправок, типа подвижного состава, материально-техническойбазы вида транспорта и ряда других факторов
1.5Технико-экономические особенности транспорта
Различные видытранспорта, вместе с тем, имеют и свои отличительные особенности. В основномэто касается технических и экономических отличий, характеризующих специфичностьтранспортных систем.
Основнымитехнико-экономическими особенностями железнодорожного транспортаявляются:
-неразрывная связь с предприятиями промышленности исельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами и т.д. В настоящеевремя все крупные предприятия и базы торговых организаций имеют железнодорожныеподъездные пути, связывающие их с магистральными железными дорогами. Наподъездных путях зарождается и погашается до 90% всех грузов, перевозимых пожелезным дорогам;
-возможность строительства железнодорожных сообщенийпрактически да любой сухопутной территории страны и обеспечение устойчивыхсвязей между районами;
-высокаяпровозная и пропускная способность железных дорог. Двухпутная железнодорожнаялиния, оборудованная автоматической блокировкой, может обеспечить перевозки более100 млн. т в каждом направлении в год, а однопутка — 20 млн. т и более в каждомнаправлении в год. Эти величины могут меняться с изменением общей массыпоездов, скоростей движения и т.д. Использование провозных способностей железныхдорог неодинаково по различным регионам страны из-за неравномерности размещенияпроизводства и сырьевых ресурсов;
-возможность осуществления массовых перевозок грузов всочетании с относительно низкой стоимостью перевозок;
-возможность бесперебойного и равномерногоосуществления перевозок во все времена года и периоды суток;
-сравнительно высокая скорость движения и срокидоставки грузов и пассажиров. Сроки доставки грузов являются одним из важныхкачественных показателей, определяющих эффективность использования того илииного вида транспорта для конкретной перевозки. В целом ускорение доставкигрузов дает большой экономический эффект. Расчеты показывают, что присокращении доставки грузов по железным дорогам на одни сутки высвобождаютсяматериальные ресурсы в количестве примерно в 9-10 млн. тонн;
-доставка грузов и пассажиров по более короткому путиследования. Как правило, расстояние перевозки по железной дороге значительнокороче, чем по рекам. Например, от Волгограда до Москвы путь по железной дорогекороче речного в 2,5 раза. Необходимо помнить, что более короткий маршрут невсегда является наиболее эффективным. В ряде случаев целесообразно использоватьна мощных грузопотоках виды транспорта с низкой себестоимостью по сравнению сболее короткими маршрутами;
-относительно высокие экономические показатели идостаточно совершенная технология перевозок. Если расход топлива в среднем нажелезнодорожном транспорте принять за единицу, то на автомобильном он составит4-5 единиц.
По сравнению с другимивидами транспорта морские перевозки имеютрядтехнико-экономических особенностей, определяющих в отдельных случаях их преимущества:
-возможность обеспечения массовых межконтинентальныхперевозок грузов внешнеторгового оборота России. Порядок перевозки внешнеторговыхгрузов устанавливается специальными правилами и положениями;
-сравнительно небольшие капиталовложения. Морские путине требуют затрат на их сооружение или поддержание в эксплуатационном состоянии(кроме каналов);
-практически неограниченная пропускная способность.Ограничение пропускной способности происходит главным образом по перерабатывающейспособности морских портов и причальных линий, складских емкостей, механизмов дляпроизводства погрузочно-разгрузочных работ;
-сравнительно малый расход топлива и энергии. Морскиепути горизонтальны, не связаны с рельефом местности и не требуют дополнительныхзатрат энергии для преодоления подъемов, которые возникают на железных дорогахи автомобильном транспорте. Кроме того, морские линии прямолинейны;
-при перевозках на большие расстояния более низкая, чемна других видах транспорта, себестоимость перевозок. Крупные суда морскоготранспорта значительно улучшают соотношение полезной грузоподъемности иводоизмещения.
-К недостаткамморского транспорта относятся:
-зависимостьот естественно-географических и навигационных условий. Этим определяетсяпродолжительность навигационного периода и сложность ледового режима: частичноеили полное замерзание путей, что вызывает в ряде районов сезонность морскихсообщений;
-необходимостьстроительства на морских побережьях сложного портового хозяйства. Морскойтранспорт экономичнее использовать на больших расстояниях, так как на короткихрасстояниях не реализуется одно из важных преимуществ морского транспорта —возможность использования судов большой грузовместимости;
-ограниченноеиспользование морского транспорта в прямых морских сообщениях. Морские путипроходят на окраинах России, поэтому прямые сообщения могут быть организованы толькомежду отдельными предприятиями, расположенными в этих районах. Морскиеперевозки во внутренних сообщениях в малом каботаже, как правило, менее эффективны,чем по железным дорогам и речным путям из-за высокой себестоимости.
Основными технико-экономическимиособенностями, определяющими преимуществаречного транспорта, являются:
-большаяпровозная способность на глубоководных реках. Так, пропускная способность р.Волги может быть доведена до 100 млн. т в год;
-сравнительно невысокая себестоимость перевозок. Нареках Европейской части России она примерно на 30% меньше, чем на железныхдорогах, и в несколько раз меньше по сравнению с автомобильным транспортом;
-относительноменьшие капитальные затраты. Затраты на организацию судоходства по естественныммагистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн. т в год внесколько раз меньше, чем на строительство железной дороги (с подвижнымсоставом) и в 3-4 раза меньше, чем на сооружение автомобильной дороги с твердымпокрытием.
К недостаткам использованияречного транспорта относятся:
-извилистость пути и судового хода, ступенчатостьглубин на всем его протяжении, что в ряде случаев затрудняет прохождение судовбольшой грузоподъемности;
-ограничение в использовании подвижного состава,связанное с сезонностью работы;
-удлинение маршрутов следования грузов;
-небольшаяпо сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов ипассажиров.
Автомобильныйтранспорт обладает рядомтехнико-экономических особенностей, определяющих его преимущества и широкоеиспользование во всех отраслях хозяйства:
-большаяманевренность и подвижность. Грузы автомобилями могут перевозитьсянепосредственно из пункта производства в пункт потребления без перегрузки ипромежуточного складирования, т.е. «от двери до двери»;
-высокая скорость доставки грузов и пассажиров. Поскорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздушному транспорту;
-в ряде случаев более короткий путь движения грузов ипассажиров. Целесообразно доставлять грузы и перевозить пассажиров автомобильнымтранспортом в тех случаях, когда расстояние перевозки по автомобильным дорогамменьше, чем по железным.
К недостаткамавтомобильного транспорта относятся:
-сравнительновысокая себестоимость, которая значительно выше, чем на водном ижелезнодорожном транспорте. Высокий уровень себестоимости — результат малойгрузоподъемности единицы подвижного состава и достаточной сложностиавтомобильного подвижного состава;
-относительнобольшая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей,несмотря на то, что в ряде случаев эта база развита еще недостаточно;
-недостаточнаяпротяженность и плохое техническое состояние имеющихся автомобильных дорог.
Основнымипреимуществами воздушного транспортав пассажирских перевозках являются:
-высокаяскорость доставки пассажиров, комфортабельность проезда в подвижном составе;
-маневренностьв организации пассажирских перевозок. Новые воздушные линии могут создаваться вкороткие сроки и с небольшими капиталовложениями. Авиационный транспорт имеетвозможность маневрировать подвижным составом (самолетами, вертолетами) взависимости от величин пассажиропотоков;
-большая беспосадочная дальность полета (до 10 тыс.км). Беспосадочные полеты повышают скорость доставки пассажиров;
-кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнениюс маршрутами на других видах транспорта. Так, на ряде направлений путь следованияавиационным транспортом короче, чем по железным дорогам, на 25%, по морским иречным линиям — почти на 50%. Между некоторыми пунктами расстояние перевозкисокращается даже в 2-3 раза;
-экономиявремени пассажиров. Высокие технические скорости самолетов, большаябеспосадочная дальность полетов, спрямленные пути следования обеспечивают всравнении с другими видами транспорта существенное сокращение времениперемещения пассажиров;
-достаточновысокая культура обслуживания пассажиров во время полетов.
К недостаткамвоздушного транспорта следует отнестивысокую себестоимость перевозок.
Воздушный транспортявляется в основном пассажирским транспортом. Грузовые перевозки, выполняемыеим в общем объеме грузооборота страны имеют незначительный удельный вес, однакоособый характер и ценность таких перевозок по ряду специфических грузов делаютих экономически эффективными. В гражданской авиации используются и вертолеты,которые эксплуатируются во многих отраслях хозяйства, строительстве, сельскомхозяйстве, геологии и т.д. В таежные и горные районы вертолетами доставляютсябульдозеры, тракторы, автомашины, крупногабаритные грузы. Вертолетами также доставляютсяи устанавливаются опоры для высоковольтных электрических линий, контактной сетии электрических железных дорог, линий связи, радиорелейных мачт.
-Преимуществатрубопроводного транспорта дляперекачки нефти и нефтепродуктов по сравнению с другими видами транспортасводятся к следующему:
-возможностьповсеместной прокладки труб и массовой перекачки нефти и нефтепродуктов;
-меньшие расстояния перекачки, чем при транспортировкеэтих же грузов по речным путям и железным дорогам;
-низкая себестоимость транспортировки нефти (в два разаменьше, чем на речном транспорте, и в три раза, чем по железным дорогам);
-обеспечениесохранности нефтепродуктов благодаря полной герметизации процессатранспортировки;
-полнаяавтоматизация операций по наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов;
-меньшие, чем на других видах транспорта, удельныекапиталовложения и расход металла, приходящийся на единицу перевозимого груза;
-исключение (при соответствующей изоляции)отрицательного воздействия на окружающую среду;
-достаточно высокий уровень производительности труда;
-непрерывностьпроцесса перекачки, практическая независимость от климатических условий,незначительное число обслуживающего персонала.
К недостаткамтрубопроводного транспорта относитсяего узкая специализация и необходимость наличия устойчивого и достаточного повеличине потока грузов.
Промышленный транспорт имеет большое значение для обеспечения транспортныхнужд предприятий. Он осуществляет перевозки внутрицеховые, межцеховые, соскладов предприятий в цеха, из цехов на склады предприятий, а также подвозпродукции на магистральный транспорт и вывоз грузов на склады и в цехапредприятий. Во внутрипроизводственных перевозках используются железнодорожныепути, автомобили и специализированные виды транспорта (монорельсовые и канатныедороги, ленточные и другие конвейеры и т.д.). Специализированные видытранспорта в большинстве своем применяются в металлургии (черной и цветной),угольной, химической промышленности и в промышленности строительных материалов.Внедрение специализированных видов транспорта, как показывают расчеты,оказывается эффективнее, чем использование автомобильного или железнодорожного,что, в конечном счете, способствует снижению транспортных издержек, повышениюпроизводительности транспорта и в целом эффективности производства.
Специфические особенностиразличных видов транспорта определяют сферы их целесообразного использования.
Экономические показателиперевозок грузов тем или иным видом транспорта зависят от многих факторов: родагрузов, размера и условий перевозок, наличия и протяженности подъездных путей,степени автоматизации и механизации грузовых операций, возможностейиспользования грузоподъемности подвижного состава, наличия и размещения складови т.д.
1.6Сферы использования различных видов транспорта
-при перевозке грузов:
Железнодорожныйтранспорт — перевозки массовых грузов(каменный уголь, руда, черные и цветные металлы, лесные и строительные грузы, минеральныеудобрения и др.) на дальние и средние расстояния (особенно в широтномнаправлении), а между предприятиями, имеющими подъездные железнодорожные пути,— и на сравнительно короткие. Наличие железнодорожных подъездных путей междукорреспондирующими предприятиями при массовых потоках грузов значительнорасширяет сферы эффективного использования железнодорожного транспорта, так каксоздает условия для комплексной механизации и автоматизации грузовых операций,повышения качества перевозок и сохранности грузов. В ряде случаев использованиежелезнодорожного транспорта при наличии подъездных путей целесообразно даже принезначительном грузообороте (менее 35-40 тыс. т в год).
Морской транспорт — перевозки, связанные с заграничным плаванием длядоставки грузов по экспорту и импорту в страны, поддерживающие торговые связи,перевозки грузов иностранных фрахтователей и перевозки в большом и маломкаботаже, особенно в районах Дальнего Востока, Крайнего Севера, Камчатки,Сахалина, Чукотки, Охотского побережья.
Речной транспорт — перевозки в районах, где нет других видовтранспорта, а также между пунктами производства и потребления, расположеннымина одних и тех же речных путях; перевозки в смешанных сообщениях нанаправлениях, где они эффективнее по сравнению с перевозками одним видомтранспорта.
Автомобильныйтранспорт — перевозки грузов впромышленных центрах, населенных пунктах и сельскохозяйственных районах, подвозгрузов к магистральному транспорту и доставка их получателям от пунктовназначения магистрального транспорта; перевозки из пунктов производства впункты потребления при отсутствии связей между видами транспорта, перевозкискоропортящихся и других грузов в пределах экономической целесообразности,перевозки внутри узлов в контейнерах и мелкими отправками.
Воздушный транспорт — доставка в промышленные центры и северные районыовощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также ценных грузов ипочты.
Трубопроводный транспорт— перекачка нефти и газа с крупных месторождений, перемещение продуктовперегонки нефти при устойчивых и стабильных грузопотоках.
-приперевозке пассажиров:.
Железнодорожныйтранспорт — перевозки пассажиров вмеждугородном сообщении на средние расстояния (700-900 км) и в пригородномсообщении крупных промышленных центров.
Морской транспорт — перевозки пассажиров в районах тяготения (ДальнийВосток, Камчатка, Сахалин, Чукотка, Охотское побережье и т.д.), в прибрежномплавании и в круизных поездках.
Речной транспорт — перевозки пассажиров между населенными пунктами,расположенными по берегам рек, и при отсутствии других видов транспорта (врайонах тяготения), туристские и экскурсионные перевозки.
Автомобильный транспорт — перевозки пассажиров на короткие расстояния (вгородах и других населенных пунктах), в пригородном сообщении большинствагородов и населенных пунктах, в сельских перевозках и междугородных нарасстоянии до 500 км.
Воздушный транспорт — перевозки пассажиров на дальние расстояния каквнутри страны, так и в ближнем и дальнем зарубежье. Так, порядка 80% пассажировпри перемещениях из Европейской части на Дальний Восток пользуются воздушнымтранспортом.
2. Транспортная техника
2.1 Классификация транспортных средств
Транспортная техника включает в себя:
- транспортные средства или подвижной состав(ТС);
- технические средства механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных процессов итранспортно – складских работ;
- системы обслуживания пользователей транспорта (клиентов);
- средства механизации процессов в инфраструктуре транспорта.
ТС (подвижной состав) предназначены длятранспортирования людей и грузов на определенное расстояние за заданный отрезоквремени. ТС классифицируют по различным признакам. Схема классификации показанана рис. 5.
Современные ТС характеризуютсябольшим разнообразием типов машин, их взаимодействием с транспортнымпространством и видами перевозок. В практике такая подробная классификациязаменяется сокращенными наименованиями транспортных средств с индикацией типов,присвоением имен исторических личностей и разработчиков техники. Так, например:
-железнодорожные ТСназываются поездами;
-автомобильные ТС – автомобилями,автобусами с наименованиями заводов – изготовителей (ВАЗ, КамАЗ, «Икарус» ит.д.);
-водные и воздушные ТС- судами (кораблями) с присвоением им имени исторических личностей иразработчиков техники с классификацией по виду рабочего тела двигателя или движителя(например, теплоход «Виссарион Белинский», самолет Ильюшина ИЛ – 86, вертолетКамова КА – 26 и т.д.).
При научно – технических разработках ивзаимодействии специалистов – транспортников иногда требуется подробнаяквалификационная характеристика ТС. В этом плане, например:
- самолет Ил – 76: воздушноемагистральное грузовое транспортное средство с автономным химическим источникомэнергии и крылатым подвесом;
- судно «Ракета» – местное речноепассажирское транспортное средство с автономным химическим источником энергии икрылатым подвесом;
- поезд «Красная Стрела» – магистральноежелезнодорожное пассажирское транспортное средство со смешанным источникомэнергии (автономным химическим и централизованным электрическим) и колесным подвесом;
автомобиль ВАЗ с прицепом – смешанное(магистральное и местное) грузопассажирское транспортное средство с химическимисточником энергии и колесным подвесом
3. Взаимодействие видов транспорта
Транспортная составляющаямаркетинговой стратегии в системе «спрос-предложение» предполагаетиспользование разнообразных форм и методов взаимодействия и конкуренцииразличных видов транспорта для лучшего удовлетворения меняющихся потребностейклиентуры в транспортных услугах и повышения эффективности использования транспортныхресурсов. Однако специфика каждого из видов транспорта, их технические итехнологические особенности заранее предопределяют области их использования натранспортном рынке, что несколько ограничивает возможность конкуренции испособствует взаимодействию видов транспорта.
Так, водный, воздушныйи трубопроводный транспорт практически слабо конкурируют друг с другом.
Конкуренция между железнодорожными автомобильным транспортом также ограничена полигоном действия,возможностью осуществлять массовые перевозки, экономичностью каждого из них.
Более эффективно ивыгодно для потребителей взаимодействие автомобильного транспорта с железнодорожнымв начальных и конечных пунктах его протяженных маршрутов. Учитываянедостаточную развитость автодорожной сети в России и технического сервиса,конкуренция между этими видами транспорта возможна, как правило, только наотносительно коротких расстояниях (до 200—500 км).
В пассажирскихмеждугородных перевозках наиболее конкурентны между собой железнодорожный ивоздушный транспорт наряду с взаимодействием с автобусным сообщениемв конце маршрутов.
В конечном cчетe,пpaвильнымии эффективными являются те формы функционирования различных элементовтранспортной системы, которые в наибольшей степени соответствуют интересампотребителей транспортных услуг. Таким образом, в рыночной экономике объективнона первый план выступают требования клиентуры по согласованному взаимодействиюи координации работы различных видов транспорта с целью доставки по принципам«от двери до двери» и «точно в срок».
Поэтому на транспортномрынке конкурентные факторы часто уступают интеграционным, координирующим квзаимной выгоде и транспорта, и клиентуры. Тесное взаимодействие различныхвидов транспорта является основой эффективного функционирования единойтранспортной системы страны.
Формы и методывзаимодействия и координации различных видов транспорта реализуются внескольких областях (сферах):
-технической,
-технологической,
-организационной,
-экономической,
-правовой
Взаимодействия видовтранспорта предполагает следующие формы координации:
-согласование пропускной и перерабатывающей способности стыкуемых систем иустройств на линиях и в транспортных узлах, по которым следуют потоки грузов ипассажиров в смешанном сообщении;
-учет взаимных требований и увязка параметров подвижного состава иконтейнеров по габаритам, грузоподъемности, вместимости в целях эффективногоиспользования перегрузочных средств и удобства пересадки пассажиров;
-создание стыкуемых технических средств связи и информации для работников различныхвидов транспорта, управляющих перевозочным процессом, перевалкой грузов ипересадкой пассажиров во внутритранспортных узлах.
Эти формывзаимодействия различных видов транспорта реализуются через:
-создание морских железнодорожных и автомобильных паромов, дорожныхэстакад и пересечений (переездов) в разных уровнях;
-унификацию и стандартизацию узлов, деталей и габаритовпогрузочно-разгрузочных машин и механизмов;
-согласованиепараметров контейнеров и конструкций грузовых автомобилей, вагонов, судов исамолетов, использование роудтрейлеров, автомобильныхполуприцепов-контейнеровозов, судов-контейнеровозов и т.п.
Для удобства пассажировстроятся объединенные пассажирские вокзалы и станции(железнодорожно-автобусные, автобусно-речные, аэро-автобусные и др.),совмещенные кассы обслуживания пассажиров и единые информационно-вычислительныецентры в крупных транспортных узлах.
Технологическая область взаимодействия предусматривает организациюкомплексной системы эксплуатации различных видов транспорта:
- разработку согласованныхконтактных графиков работы участвующих видов транспорта, грузоотправителей игрузополучателей;
- составление взаимоувязанных с интересамипассажиров удобных расписаний прибытия и отправления разных видов транспорта;
- организацию комплексных технологическихпроцессов работы в крупных узлах и интермодальных перевозок на линиях(например, по типу «движущееся шоссе», когда автомобили-трейлеры перевозятся нажелезнодорожных платформах, а затем своим ходом следуют в пункт назначения).
Организационная сфера координации охватывает управленческую и информационнуюобласти взаимодействия различных видов транспорта. Они предусматривают:
-разработку единой, согласованной системы управления транспортно-дорожнымкомплексом страны на макроуровне и в регионах;
-выработку нормативных документов, уставов и кодексов по организацииперевозочного процесса, безопасности перевозок, экологии и хозяйственнойдеятельности при смешанных сообщениях;
-организацию амодальных перевозок с единым диспетчерским центром;оперативное информирование и регулирование подачи вагонов, судов, автомобилей кместам погрузки, выгрузки и перевалки грузов в транспортных узлах;
-организацию продажи единых билетов для пассажиров нескольких видовтранспорта и согласование транспортно-экспедиционного обслуживания клиентурыпри смешанных перевозках.
Экономическая область взаимодействия включает в себя:
-разработку и согласование планов-прогнозов спроса на транспортные услугиразличными видами транспорта, находящимися в государственной и частнойсобственности; определение объемов смешанных перевозок грузов по регионам(например, по поставкам в районы Крайнего Севера) на основе маркетинговыхподходов;
-разработку стратегии развития транспортно-дорожного комплекса страны иего обеспечения, определение размеров необходимых инвестиций и способов ихсубсидирования по видам транспорта или финансово-промышленным группам;
-обоснование и согласование показателей учета транспортных затрат по видамтранспорта для правильного их отражения в макроэкономических показателях(совокупном общественном продукте, межотраслевом балансе) и при решении задачразвития и размещения производительных сил;
-разработку единой методической основы определения эксплуатационныхрасходов, себестоимости перевозок, эффективности капитальных вложений ипроизводительности труда, сопоставимых по видам транспорта;
-обоснование и согласование общих методических положений формирования цен итарифов на транспортные услуги различными видами транспорта и в смешанномсообщении в условиях их государственного регулирования и свободногоценообразования, а также выработку согласованных методов стимулированияклиентуры при интермодальных перевозках;
-разработку единых показателей транспортной обеспеченности предприятий и регионов,а также измерителей качества и эффективности транспортного обслуживанияклиентуры;
-согласование системы распределения доходов между транспортнымипредприятиями (независимо от формы их собственности) при смешанных перевозках иобоснование нормативов материальной ответственности за соблюдение условийперевозок и сохранность перевозимых различными видами транспорта грузов;
-обоснование экономической эффективности совместных с различными видамитранспорта проектов улучшения транспортного обслуживания клиентуры, проведениесовместных межбанковских и кредитных операций, лотерей, аукционов, рекламы идругих мероприятий по укреплению экономического положения транспортныхпредприятий.
Правовая областьвзаимодействия включает в себя решение юридических, правовых вопросов,касающихся взаимоотношений между различными видами транспорта и между органамитранспорта и клиентурой (грузовладельцами и пассажирами). При этом имеются ввиду разработка, согласование и контроль за соблюдением правовых положений овзаимной ответственности сторон по выполнению контрактов и договоров наперевозку, обеспечению безопасности перевозок, сохранности грузов и багажа, атакже за выполнением страховых обязательств и общегосударственных законов,уставов, кодексов и других подзаконных актов и инструкций на различных видахтранспорта, в том числе в смешанных сообщениях.
Формы и методыконкуренции между транспортными предприятия-ми внутри одного или несколькихвидов транспорта основываются на общепринятых экономических законах рынка,балансировании спроса и предложения на транспортные услуги в смешанных сферахдеятельности и полигонах обслуживания. Решающую роль играют обеспечениеконкурентоспособности транспортных услуг того или иного вида транспорта,проведение эффективной маркетинговой стратегии на транспортном рынке, умелоеуправление затратами и ценовой политикой (в рамках законов), внедрение новыхэффективных технологий и техники и постоянное повышение качества транспортногообслуживания клиентуры. Однако для реализации этих методов необходимыопределенные общеэкономические условия — замедление инфляции, стабилизацияфинансовой системы и укрепление рубля, устранение взаимных неплатежей предприятий,разумная налоговая политика и хорошая законодательная база. Нужны также равноправныедля субъектов рынка условия в области ценообразования, что отсутствует, вчастности, сейчас на железнодорожном транспорте. Вместе с тем определеннаяконкуренция между видами транспорта России, в частности между железнымидорогами и автотранспортом, а также воздушным транспортом в пассажирскихперевозках существует. Имеется конкуренция и на параллельных речных ижелезнодорожных направлениях, например в Поволжье.
Разумное использованиеразличных форм взаимодействия и элементов конкуренции между видами транспортапозволит надежно обеспечить потребителей транспортными услугами.
Список использованныхисточников
1. Большая энциклопедия транспорта. В8 томах/ под ред. В. П. Калявина; Академия транспорта. – М. – Спб. – Вост.банк. комм. инф.
2. Единая транспортная система:Учебник для ВУЗов/ под ред. В.Г. Галабурды. – М.: Транспорт, 1996. – 295 с.
3. Аксенов И.Я. Транспорт: история,современность, перспективы, проблемы. – М.: ТЕИС, 2000. – 216 с.
4. Транспортная логистика: Учебникдля транспортных вузов. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. – М.: Изд-во«Экзамен», 2002. – 512 с.
5. Журнал Транспортное право
Бюллетеньтранспортной информации – Информационно-практический журнал.
6. Большая энциклопедия транспорта. В8 томах/ под ред. В. П. Калявина; Академия транспорта. – М. – Спб. – Вост.банк. комм. инф.
7. Единая транспортная система:Учебник для ВУЗов/ под ред. В.Г. Галабурды. – М.: Транспорт, 1996. – 295 с.
8. Аксенов И.Я. Транспорт: история,современность, перспективы, проблемы. – М.: ТЕИС, 2000. – 216 с.
9. Транспортная логистика: Учебникдля транспортных вузов. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. – М.: Изд-во«Экзамен», 2002. – 512 с.