--PAGE_BREAK--
Примерное распределение объема работ по видам и месту их выполнения на СТО, %
Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов
Распределение объема работ по месту их выполнения
До5
6 -10
11 — 20
21 -30
Более 30
На рабочих постах
На производственных участках
Диагностические
6
5
4
4
3
100
-
ТО в полном объеме
35
25
15
10
6
100
-
Смазочные
5
4
3
2
2
100
—
Регулировочные по установке углов управляемых колес
10
5
4
4
3
100
-
Ремонт и регулировка тормозов
10
5
3
3
2
100
-
Электротехнические
5
5
4
4
3
80
20
По приборам системы питания
5
5
4
4
3
70
30
Аккумуляторные
1
2
2
2
2
10
90
Шиномонтажные
7
5
2
1
1
30
70
Ремонт узлов, систем и агрегатов
16
10
8
8
8
50
50
Кузовные и арматурные
-
10
25
28
35
75
25
Окрасочные
-
10
16
20
25
100
-
Обойные
-
1
3
3
2
50
50
Слесарно-механические
-
8
7
7
5
-
100
Уборочно-моечные
-
-
-
-
-
100
-
Противокоррозионные
-
-
-
-
-
100
-
Для выбора распределения объема работ проектируемой СТО предварительно число рабочих постов можно определить из следующего выражения
где:
Т — общий годовой объем работ СТО, чел-ч;
— коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО (=1,15);
— доля постовых работ в общем объеме (0,75...0,85);
— число рабочих дней в году;
— продолжительность смены;
С — число смен;
— среднее число рабочих, одновременно работающих на посту (=0,9...1,1);
— коэффициент использования рабочего времени поста (=0,9).
Для нашего СТОА:
Х = 12090 *1.15 * 0.8 \ 305 * 8 * 1 * 1 * 0.9
Х = 5 постов
Используя данные таблицы 4 (колонка до 5рабочих постов), производим распределение годового объема работ ТО и TP проектируемой СТО по видам и месту выполнения
Таблица 5 Распределение годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения.
вид
работ
распределение
объёма
работ ТО и ТР
по видам
Распределение объема работ ТО и ТР по месту выполнения.
На рабочих постах.
На производственных участках.
%
чел-ч.
%
чел-ч.
%
чел-ч.
Диагностические.
10
1143
100
1143
―
―
ТО, смазочные.
50
5715
100
5715
―
―
Ремонт и регулировка тормозов.
10
1143
100
1143
―
―
По приборам системы питания.
10
1143
70
800
30
343
Ремонт узлов, систем и агрегатов.
20
2286
50
1143
50
1143
Итого:
100
11430
―
9944
―
1486
1.3.4. Расчет численности рабочих
Технологически необходимое (явочное) число производственных рабочих и штатное
где:
— годовой объем работ, чел.-ч;
и — соответственно годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе и штатного рабочего, ч.
Для специальностей с вредными условиями труда установлены фонды =1780 ч и =1560 ч (35 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска). Для всех других специальностей Фт=2020 ч и Фш=1800 ч (40 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска).
Для нашего примера результаты расчёта общей численности, производственных рабочих СТО (ТО и TP, УМР, приемка и выдача автомобилей, противокоррозионная обработка кузовов и предпродажная подготовка) приведены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты расчёта общей численности производственных рабочих СТО.
Расчётн.
Принят.
Расчётн.
Принят
ТО – ТР
11430
5,6
6
6,5
7
УМР
450
0,2
-
0,2
-
Приёмка и выдача.
210
0,1
-
0,1
-
Итого:
12090
5,9
6
6,8
7
Число вспомогательных рабочих
Рт = 12090 х 0.1 \ 2020 = 0,6 = 1
Рш = 12090 х 0.1 \ 1770 = 0,7 = 1
Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и TP по видам работ и месту выполнения приведены в таблице 7.
Таблица 7
Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам
работ и месту выполнения.
На рабочих постах.
На производственных участках.
Рт.
Рш.
Рт.
Рш.
Объем работ
ТО и ТР выполняемый.
численность производственных рабочих.
чел-ч.
чел-ч.
расч.
прин.
расч.
прин.
расч.
прин.
расч.
прин.
Диагностические.
1143
―
0.6
―
0.6
―
―
―
―
―
ТО, смазочные.
5715
―
2.8
3
3.2
4
―
―
―
―
Ремонт и регулировка тормозов.
1143
―
0.6
0.6
―
―
―
―
По приборам системы питания.
800
343
0.4
0.4
0.2
0.2
Ремонт узлов, систем и агрегатов.
1143
1143
0.6
1
0.6
1
0.6
0.6
Итого:
9944
1486
5
5
5.4
6
0.8
1
0.8
1
продолжение
--PAGE_BREAK--
1.3.5. Расчет числа постов
Посты по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие и вспомогательные.
Рабочие посты— это автомобиле-места, оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль, поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты УМР, диагностирования, ТО, ТР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ).
Число рабочих постов
где — годовой объем постовых работ, чел.-ч;
— коэффициент неравномерности загрузки постов (1,15);
— число рабочих дней в году;
— продолжительность смены, ч;
С-число смен;
— среднее число рабочих на посту (0,9… 1,1 чел.);
— коэффициент использования рабочего времени поста
(0,85...0,90).
Для расчета числа рабочих постов ТО и ТР принимаем -1,15
и =1,0 чел. Результаты расчета числа постов ТО и ТР по видам работ приведены в табл. 8.
В результате анализа данных табл. 5, 7 и 8 установлено, что объемы работ и численность производственных рабочих явно недостаточны для организации отдельных участков по таким видам работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, аккумуляторные и шиномонтажные. Их целесообразно выполнять на рабочих постах по ремонту (или ТО) и частично на участке по ремонту узлов, систем и агрегатов.
Таблица 8Результаты расчета числа рабочих постов ТО и ТР по видам работ.
Число рабочих постов.
Расчётное.
Принятое.
Диагностические.
1143
0.6
―
ТО, смазочные.
5715
3.0
3
Ремонт и регулировка тормозов.
1143
0.6
По приборам системы питания.
1143
0.6
Ремонт узлов, систем и агрегатов.
2286
1.2
2
Итого
11430
6
6
Диагностические работы, предлагается проводить на посту ТО.
Работы по ремонту и регулировке тормозов и работы по приборам системы питания предлагается проводить на посту по ремонту узлов, систем и агрегатов и на посту ТО.
В окончательном виде результаты предлагаемого перераспределения объемов работ ТО и TP, расчета численности производственных рабочих и рабочих постов даны в табл. 9.
Таблица 9
Принятый вариант распределения объемов работ ТО и ТР по видам и месту выполнения, расчет численностипроизводственныхрабочих и рабочих постов.
Распределение объема работ по ТО и ТР по месту вы-полн.
Численность производственных рабочих
Число
рабочих
постов.
на рабочих постах.
на производственных участках.
Расч
Прин.
Рт
Рш
Рт
Рш
%
чел-ч
%
чел-ч
%
чел-ч
расч.
прин
расч
прин
расч
прин
расч.
прин
ТО, смазочные, диагностические, по приборам системы питания и тормозной системы
70
8001
100
8001
-
-
3.96
4
4.52
5
-
-
-
-
4.2
4
Ремонт узлов, систем и агрегатов, по приборам системы питания и тормозной системы
30
3429
75
2572
25
857
1.7
2
1.94
2
0.4
1
0.5
1
1.8
2
Итого
100
11430
-
10573
-
857
5.66
6
6.46
7
0.4
1
0.5
1
6
6
Число постов УМР (перед ТО и TP)
Хумр = 450 х 1.15 \ 305 х 8 х 1 х 1 х 0,9
Хумр = 0,2
Для проектируемой СТО принимаем 1 пост УМР (для мойки автомобилей перед ТО и TP)
Результаты расчета общего числа рабочих постов приводятся в табл. 10
Таблица 10 Распределение рабочих постов по видам воздействий.
Число постов по видам воздействий
УМР.
ТО, смазочные, диагностические, по приборам системы питания и тормозной системы
Ремонт узлов, систем и агрегатов, по приборам системы питания и тормозной системы
7
1
4
2
Вспомогательные посты— это автомобиле-места, оснащенные или не оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологически вспомогательные операции (посты приемки и выдачи автомобилей, подготовки и сушки на окрасочном участке и т.п.).
В нашем примере:
• число постов приемки и выдачи
В данном случае приёмку и выдачу автомобилей целесообразно делать на соответствующих рабочих постах или автомобиле-местах.
1.3.6. Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения
В зависимости от конкретных условий могут быть запроектированы автомобиле-места ожидания и хранения, размещаемые как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках.
Автомобиле-места ожидания— это места, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на посты ТО и ТР. При необходимости автомобиле-места ожидания могут использоваться для выполнения определенных видов работ ТО и ТР. Поэтому расстояния на этих автомобиле-местах между автомобилями, между автомобилями и элементами зданий должны быть такие же, как и для рабочих постов.
Количество автомобиле-мест ожидания постановки автомобиля на посты ТО и ТР определяется из расчета 0,5 автомобиле-места на один рабочий пост.
Предусматриваем, что все 7 автомобиле-места размещаются на открытой стоянке.
Автомобиле-места хранения предусматриваются для:
• готовых к выдаче автомобилей;
Число автомобиле-мест для готовых к выдаче автомобилей
Где:
— суточное число заездов ();
— среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания до выдачи владельцу (≈4 ч.);
— продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч.
Для нашего СТО:
Nc = Nсто х d \ Драб.г
Nc = 300 х 3 \ 305
Nc = 2.95
Хгот = 2.95 х 4 \ 8
Хгот = 1.5 = 2 мест хранения
Принимаем, что 1 автомобиле-места будет размещаться в помещении станции и 1 на открытой стоянке.
1.3.7. Определение общего количества постов и автомобиле-мест проектируемой СТО
Общее количество постов — 7
Автомобиле-мест — 6 ( из них 3 в помещении СТО и 3 на открытой стоянке)
— рабочие посты — 7
— автомобиле мест ожидания постановки автомобилей на посты — 4 (из них 2 в помещении СТО и 2 на открытой стоянке)
— автомобиле-места хранения готовых к выдаче — 2 (из них 1 в помещении, 1 на открытой стоянке)
1.3.8. Определение состава и площадей помещений
Состав и площади помещений определяются размером станции обслуживания и видами выполняемых работ. На данном этапе площади рассчитываются ориентировочно по укрупненным удельным показателям. В последующем, при разработке вариантов планировочного решения СТО, площади помещений уточняются.
Площади СТО по своему функциональному назначению подразделяются на:
• производственные (зоны постовых работ, производственные участки);
• складские;
• технические помещения (компрессорная, трансформаторная, электрощитовая, водомерный узел, тепловой пункт, насосная и др.);
• административно-бытовые (офисные помещения, гардероб, туалеты, душевые и т.п.);
• помещения для обслуживания клиентов (клиентская, бар, кафе), помещения для продажи запчастей и автопринадлежностей, туалет и т.п.;
• помещения для продажи автомобилей (салон-выставка продаваемых автомобилей, зоны хранения и др.).
Производственная площадь, занимаемая рабочими и вспомогательными постами, автомобиле-местами ожидания и хранения определяется следующим образом:
Где:
— площадь, занимаемая автомобилем в плане
(по габаритным размерам), м2
X— число постов;
— коэффициент плотности расстановки постов.
Коэффициент Kп представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Значение Kп зависит в основном от расположения постов. При одностороннем
расположении постов Кп=6...7, при двухсторонней расстановке постов Kп =4...5.
Так как СТОА обслуживает 3-ри класса по российской классификации и европейской условно «устоявшейся» классификации, легковые автомобили в зависимости от размера принято делить на несколько классов по первым буквам латинского алфавита — A, B, C, D, E и F и т.д, то площадь будем рассчитывать исходя из среднего размера автомобиля наибольшего класса — средний (D) — длина 4,38 м и ширина 1,82 м.
м2.
Общее число постов и автомобиле-мест, располагаемых в помещении, согласно приведенному выше расчету, составляет 10, в том числе:
рабочие посты — 7
автомобиле-места ожидания — 2
автомобиле-места хранения — 1;
Площадь, занимаемая рабочими постами на данном этапе расчета (принимаем одностороннюю расстановку постов):
F = 8 х 7 х 6 = 336 м2
Общая производственная площадь (рабочих постов и участков) 336 м2
Исходя из имеющегося опыта проектирования СТО площадь технических помещений может быть принята из расчета 5… 10%, а складских 7… 10% от площади производственных помещений.
Площадь административно-бытовых помещений на одного работающего зависит от размера станции и примерно составляет: для офисных помещений 6...8 м2, для бытовых- 2...4 м2.
Площадь помещений для обслуживания клиентов (клиентской, продажи автомобилей, запасных частей, автопринадлежностей и др.) устанавливается индивидуально, исходя из размера станции и конкретных условий, определяемых заказчиком (инвестором).
При прочих равных условиях площадь этих помещений будет зависеть от количества одновременно находящихся в них клиентов.
Площадь клиентской ориентировочно может быть принята 1,0...3,0 м2 на один рабочий пост, а помещения для продажи запасных частей и автопринадлежностей — 30% от площади клиентской.
Площадь технических помещений принимаем из расчета 7% от производственной площади:
336 х 0,07 = 24 м2
Складские помещения принимаем из расчета 8% от производственной площади:
336 х 0,08 = 27 м2
Площадь клиентской определяем из расчёта 2,5 м2 на один рабочий пост:
7 х 2,5 = 18 м2
Площадь помещений для продажи мелких запасных частей и автопринадлежностей определяем из расчёта 30% от площади клиентской:
18 х 0,3 = 6 м2
Общая расчетная площадь помещений СТО:
336 + 24 + 27 + 18 + 6 = 411 м2.
На стадии технико-экономического обоснования и при предварительных расчетах, согласно, потребная площадь участка (в гектарах)
Fуч = Fзпс + Fзаб + Fоп \ Кз х 100
Где:
Fзпс, Fзаб, Fоп — площадь соответственно производственно-складских помещений, административно-бытовых помещений и открытых площадок для хранения автомобилей Кз -плотность застройки территории, %. (Кз = 30)
Расчётная площадь помещений станции — 411 м2 (значение площади СТО для технико-экономической оценки принимается по разработанной планировке помещений СТО);
Площадь открытых площадок 144 м2, в том числе автомобиле-места:
— ожидания постановки автомобилей на посты ТО и TP
8 х 2 х 6 = 96 м2;
хранения готовых к выдаче автомобилей
8 х 1 х 6 = 48 м2;
Площадь участка:
Fуч = 411 + 144 \ 30 х 100 = 0,185 га
1.3.9. Определение потребности в технологическом оборудовании
Определение потребности СТО в оборудовании заключается в выборе необходимого технологического оборудования, оргоснастки (верстаки, стеллажи и т.д.) и установлении его количества.
Перечень технологического оборудования устанавливается на основе выполняемых станцией видов услуг (работ) с учетом соблюдения сертификационных требований. При выборе технологического оборудования необходимо учитывать:
специализацию и виды выполняемых работ на постах и участках ТО и TP (кузовные, окрасочные, диагностические, по проверке и регулировке тормозов, углов установки управляемых колес, смазочные, универсальные ТО и TP и т.д.);
техническую характеристику и область применения данного вида оборудования;
приспособленность его для автомобилей, заезжающих на СТО;
организацию и технологию ТО и TP на СТО;
экономические показатели ТО и TP и оборудования (стоимость работ, оборудования, эффективность его использования, затраты на приобретение и др.).
При подборе оборудования используются различные справочники, каталоги выпускаемого (продаваемого) оборудования, табели технологического оборудования и др.
№.
Наименование оборудования.
Габаритные размеры мм .
Количество.
Занимаемая площадь.кв м.
1
подъемник 2-стоечный, 4т, электрогидравлический MAHA HL 4.0 A (Германия)
1900х2800
6
5,32
2
Верстаки ВСД -3МФ-ДПС1Т-Э3 Состоит из фонерованной 30мм столешницы и 6мм металлической столешницы
1900х1350х700
3
2,6
3
Тележка инструментальная Т1-Э
705х835х500
3
0,56
4
Р-175- настольно-сверлильный станок 13 мм Мощность электродвигателя 0,75 кВт
710х390х980
1
0,27
5
GG480 — Компрессор Италия
1050х450х760
2
0,47
6
Головки специальные VIKING TOOLS 1/2"
3
7
Стойка трансмиссионная
900х900
3
0,8
8
Гидравлический пресс с С-рамой HPK 16
900x680x1900
2
0,612
9
Сварочный аппарат Handy Core
345x220x455
1
0,1
10
JBG-150 / JBG-200 — Заточной станок
620х330х310
2
0,2
11
Головки и принадлежности VIKING TOOLS 3/8"
4
12
Ключи комбинированные 6-19 мм VIKING TOOLS
4
13
Домкрат гидравлический Т83001
510х210
2
0,1
14
Ключи накидные двухсторонние 8-19 мм VIKING TOOLS
14
15
Рукоятка динамометрическая 131М
2
16
Комплект съёмников и приспособлений для ремонта.
2
17
Набор инструмента Jonnesway 101 пр. .
4
18
Пневмогайковерт YU-1281T
4
19
Угловой гайковёрт.
2
20
Установка передвижная для сбора отработанного масла С508, 50л.
730х550х1080
1
0,4
21
Стеллаж СЛК-1
1000х800х2500
3
0,8
22
Karcher HD 5/12 С
375х360х935
1
0.1
продолжение
--PAGE_BREAK--