--PAGE_BREAK--
На практике чаще всего пользуются средними показателями по отдельным элементам тарифной системы. Их расчет по отдельным элементам тарифной системы осуществляется сложением всех показателей элемента с последующим делением на число этих показателей.
Сложность труда водителя
Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями – основной категорией рабочих на транспорте: труд водителей происходит вне трудового коллектива. Водитель испытывает нервно – эмоциональную перегрузку. Для водителя характерно понятие “рабочее место” — автомобиль и “рабочая зона” – дорога, АТП, АЗС и т.п. Рабочее место – автомобиль является местом повышенной опасности. От работы водителей во многом зависит выполнение плана перевозок. Поэтому одной из важнейших задач является правильная организация труда водителей. Существует ряд особенностей в организации труда водителей:
— основная работа водителей протекает вне предприятия, поэтому и ее результаты в значительной степени зависят от инициативы водителей;
— в отличие от промышленного предприятия на результаты деятельности АТП во многом влияют внешние факторы (состояние дорог, климатические условия, интенсивность движения транспорта на протяжении маршрута и др.), из-за которых возможны изменения в видах и объемах работ водителей;
— из-за того, что работа водителей протекает в отрыве от производственного коллектива, на открытом воздухе и связана с воздействием на него изменяющихся метеорологических факторов, зависящих от климатической зоны, времени года, условий погоды, повышается значимость влияния субъективных факторов на результаты деятельности водителя и безопасность движения;
— продолжительность рабочей смены водителей достигаетвомногих случаях 10—12 ч (при соблюдении месячного баланса рабочего времени) без строго регламентированного обеденного перерыва (его подчас трудно регламентировать);
— из двух видов нагрузок, действующих на человека в процессе труда (физической и нервно-эмоциональной), у водителя преобладает нервно-эмоциональная.
Эти специфические условия должны учитываться в комплексе мероприятий по организации нормирования труда на АТП.
Также следует отметить, что сложность труда является одной из главных составляющих его оплаты. Большое значение для повышения производительности труда, увеличения объема пассажирских перевозок имеет улучшение организации нормирования заработной платы. Выполнению этих задач должно способствовать правильное применение и соблюдение действующего законодательства по заработной плате.
Факторы, определяющие сложность труда водителя.
1) Технические:
— тип транспортного средства;
— техническое состояние подвижного состава;
— грузоподъемность транспортного средства;
— полная масса автомобиля;
— динамические качества автомобиля;
— габариты транспортного средства;
— наличие прицепа.
2) Технологические:
— тип маршрута;
— способ доставки груза;
— наличие специального оборудования на автомобиле;
— способ производства погрузо-разгрузочных работ;
— класс груза;
— габариты груза (для тяжеловесных крупногабаритных грузов).
3) Организационные:
— стабильность маршрута;
— интенсивность движения;
— пассажиропоток;
— протяженность маршрута;
— частота остановочных пунктов;
— контроль за регулярностью движения;
— непрямолинейность маршрута;
— пропускная способность остановочного пункта;
— напряженность технико-эксплуатационных показателей;
— пересеченность маршрута;
— наличие спецполосы для движения автобуса;
— график доставки груза;
— перевозка в обратном направлении.
4) Дорожно-климатические:
— тип дорожного покрытия;
— состояние покрытия;
— природно-климатические;
— работа в карьерах, в горных условиях.
5) Экономические:
— формы и системы оплаты труда;
— организация труда;
— формы начисления и распределения заработной платы в бригаде;
— экономические результаты деятельности предприятий.
6) Социальные:
— квалификация;
— возраст водителя;
— стаж работы;
— режим труда;
— продолжительность рабочего дня;
— разрывной график работы;
— уровень трудовой дисциплины;
— совмещение обязанностей;
— современная инфраструктура АТП.
7) Эргономические:
— удобство расположения рычагов управления;
— наличие токсических веществ в кабине;
— уровень шума и вибрации;
— температура в кабине;
— вентиляция в кабине;
— запыленность;
— коэффициент обзорности;
— тепловая радиация;
— освещенность приборов;
— влажность воздуха;
— освещенность в кабине;
— размер кабины.
8) Организационно-технические:
— интенсивность движения;
— пропускная способность дороги;
— частота перекрестков со светофорным регулированием;
- разрешенная скорость на участках маршрута.
Выделенные факторы по характеру своего влияния являются пассивными (то есть не зависимыми от водителя и АТП) и активными. Соотношение их влияние предопределяет степень значимости воздействия сложности труда водителя на конечные показатели производственно-хозяйственной деятельностью АТП.
К активным факторам относятся организационные, экономические, социальные, к пассивным – технико-технологические, дорожно-климатические, организационно-технические. Все эти факторы непосредственно воздействуют и на эффективность труда водителей через психофизиологические и социальные результаты труда (утомляемость, заболеваемость, безопасность движения, текучесть кадров и др.).
Процесс управления автомобилем представляет собой сложный комплекс различных действий, перцептивных – отображение различных параметров системы водитель – автомобиль – среда движения; интеллектуальных – осмысливание полученной информации и сопоставление ее с уже имеющейся информацией – с целью поездки, накопленным опытом, знаниями правил дорожного движения и технических характеристик автомобиля и т.д., построение на основе этой информации собственной ситуационной модели (адекватной развивающейся ситуации и цели поездки), принятие соответствующего решения; моторных – сложно-координированное воздействие на органы управления автомобилем.
В качестве особенностей трудовой деятельности водителей следует указать частое отсутствие определенного ритма поступления информации, возможность возникновения ситуаций, требующих принятия нестандартных (не предусмотренных инструкциями) решений нередко в условиях жестокого ограничения времени, необходимость постоянного поддерживания высокого для безопасного движения уровня бодрствования.
продолжение
--PAGE_BREAK--