РОСЖЕЛДОР
Государственное образовательное учреждение
профессионального высшего образования
«
Ростовский государственный университет путей сообщения
»
(
РГУПС)
Кафедра «Социальные технологии»
Дисциплина «Транспортное обслуживание»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Речные круизы по рекам в Южном Федеральном Округе»
Студент А. С. Левченко
Группа ГСТ -4- 031
Руководитель работы
к.э.н., доцент И. И. Бутко
г. Ростов-на-Дону
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................…………................................................3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О РЕЧНЫХ КРУИЗАХ……………….………….6
1.1 Водный туризм и речное круизное дело.………………..……………….6
1.2 Водный транспорт для пассажирских перевозок....……………...........11
1.3 Организация обслуживания туристов на речном круизе.……………..13
ГЛАВА 2 РЕЧНОЙ ТУРИЗМ В РОССИИ …………………………………......…16
2.1 Речные круизы в России……………………….………………………...16
2.2 Популярные туры речных круизов по рекам в ЮФО.............…………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................................................…………................24
Список использованной литературы.....................................................…………...26
ВВЕДЕНИЕ
Если моря и океаны положили начало дальним морским путешествиям, то именно реки стояли у истоков туризма. Вместе с торговыми людьми и воинами по рекам путешествовали паломники, студенты, ученые, писатели, многие из которых оставили нам свои замечательные и уникальные труды с описанием этапов своего пути, с наблюдением природы, животного мира и населения. Их записки во многом сыграли свою положительную роль в становлении туризма. Реки и водные пространства всегда были направлением путей колонизации и освоения большинства территорий. По рекам первопроходцы и колонисты проникали в глубь континентов, осваивали новые пространства. Эти путешествия ярко описаны классиками русской литературы, которые в определенный период своей жизни совершили множество путешествий.1
Речной пассажирский транспорт традиционно и сегодня является важным средством передвижения на местных регулярных маршрутах, разработаны и широко используются скоростные суда, например на подводных крыльях, специальные плоскодонные суда с водометными движителями для мелководья, суда на воздушной подушке.
С развитием сети шоссейных и железных дорог, средств авиации — перемещение пассажирских потоков по рекам утратило свое превалирующее значение во многих странах и регионах, но роль речных круизов в туризме неизменно сохранялась. Речные и озерные круизы и сегодня весьма эффективны и пользуются спросом в странах и туристских регионах, где имеются судоходные реки и крупные озерные системы.
Все большее число россиян и зарубежных туристов правильно понимает всестороннюю полезность и целесообразность отдыха именно в России на ее водных просторах в речных и морских круизах. С палубы комфортабельных теплоходов можно неспешно и с чувством наслаждаться дивными красотами русской природы, оценивать гармонию природной и рукотворной среды. Постоянно меняющиеся береговые пейзажи озерно-речных систем, спокойствие и гладь огромных водных пространств, свежий воздух, синева или бирюзовость воды, а также зелень или приятное многоцветие природного ландшафта дают сильный восстанавливающий и оздоровительный эффект от отдыха на воде, а впечатления и полученные новые знания от экскурсий в период остановок теплохода делают подобные путешествия еще и увлекательным познанием природы, истории, быта, традиций россиян.
Период рекреационной адаптации и появление способности к эффективному восприятию отдыха на теплоходе протекает стремительно. Каждый из участников с благоговением вспоминает время, проведенное в круизах. Уже неоднократно замечено, что многие и многие туристы, побывавшие хотя бы один раз на борту теплохода и прошедшие по маршруту, продолжительностью не менее 2-3-х суток, просто влюбляются в этот вид отдыха настолько, что потом повторяют тот же круиз по несколько раз.
Целью курсовой работы является выявление основных аспектов, возникающих при организации речных круизов, а также перспективы развития данного вида отдыха в России и ЮФО. В связи с целью поставлены следующие задачи:
— проанализировать общие понятия об организации речных круизов в России;
— рассмотреть вопросы организации речных круизов в ЮФО на примере ООО «Круиз».
Предметом исследования является совокупность теоретических и методологических вопросов, направленных на организацию речных круизов отечественными компаниями.
Объектом исследования являются речные круизы по России, в общем, и в ЮФО в частности.
При написании работы использовались учебные пособия (Бержаков М.Б., Никифорова В. А., Аванесовой Г. А.), данные рекламной продукции туроператоров («Круиз», «Спутник»), электронных страниц (http://www.catamarancruisers.ru, www.citycruises.ru, http://travel.ru/).
В структуре работы выделено две главы основной части, заключение и список использованной литературы. В первой главе будет рассмотрен, приведены условия развития туристической отрасли Бразилии. Во второй главе будет рассматриваться. В заключении приведены выводы из работы, выделены основные туризма. Дан список использованной литературы.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О РЕЧНЫХ КРУИЗАХ
1.1
Водный туризм и речное круизное дело
Круиз — водное путешествие с целью отдыха и удовольствия. Если обращаться к целям туризма, видимо, круиз — самый подходящий образ путешествия, способный принести удовлетворение отдыхающему. Спокойное, медленное передвижение по водным пространствам, в противовес энергичной напряженной обычной жизни в современном обществе, снимает накопившиеся стрессы, а свежий воздух и регулярное питание способствуют оздоровлению организма. При правильной и комфортной организации проживания, питания и достаточного развлечения на борту и экскурсионных программ на берегу в период временных стоянок — круиз является одним из самых изысканных и благодатных видов путешествий.
Круиз позволяет совершить туристу путешествие на достаточно длительное расстояние, при этом перемещение совершается не затруднительно для туриста, большая часть переходов совершается ночью, когда туристы спят. Не требуются частая смена гостиниц, устройства в номере, сбор и распаковка вещей, транспортировка багажа. Каюта закреплена за пассажиром на все время круиза. Таким образом, перемещение является процессом и методом отдыха, а не самоцелью. Это важный фактор, который позволяет экономить и рационально использовать время для отдыха и развлечения, и в период путешествия посетить много туристских центров. С другой стороны, круизные туристы не берут ночевку в месте посещения, обычно питаются на корабле, относительно дестинации туристами не считаются и в туристской статистике не учитываются.
Для туристских маршрутов водными транспортными средствами предлагается закрепить собственные наименования:
— «экспедиционный туризм», обеспечивающий посещение уникальных природных мест;
— «конгрессивный туризм», при котором наряду с проведением на пассажирских судах конференций, симпозиумов, фестивалей доступными для их участников становятся разнообразные туристские ресурсы;
— «лечебный туризм» — пассажирское судно, совершающее круизные рейсы на линиях с наиболее благоприятными климатическими условиями и оборудованное медицинской техникой и врачебным персоналом, также служит и плавсредством доставки клиентов «плавучей лечебницы» в рекреационные зоны и к разнообразным объектам туристского интереса. В рейсе на речных 3-4-палубных теплоходах можно организовать выставку на борту, провести ряд развлекательных мероприятий, обеспечив отличное сочетание работы и отдыха.
Туроператору необходимо иметь в виду, что привлекательность речных круизов для различных групп имеет существенные различия, которые зависят от возраста, профессии и даже от национальности.
Лучшим обоснованием востребованности речных круизов в конкретном регионе будут результаты анкетирования туристов и данные исследований на внутреннем водном транспорте, обеспечивающие в сфере туризма возможность:
а) расширения географии круизов;
б) установления взаимовыгодного взаимодействия с другими видами транспорта по разработке и внедрению комбинированных туров;
в) целенаправленное проведение реконструкции или модернизации речных туристских судов.
Организаторами речных круизов могут быть:
1. сами судовладельцы, сформировавшие собственную туристскую структуру или дочернее предприятие;
2. туристская компания, накопившая опыт проведения путешествий по воде на зафрахтованных судах или имеющая в собственности суда соответствующего класса.
В первом случае туристская фирма заблаговременно, но не позднее 1 сентября года, предшествующего плановому, подает судовладельцу заявку, указывая в ней:
— пункты назначения (дестинации) на кольцевом или линейном маршруте перевозки туристов в предстоящий навигационный период;
— планируемое количество полных рейсооборотов по каждому маршруту;
— при открытии судовладельцем постоянных туристско-экскурсионных линий, — маршруты круизов и их сроки по программам внутреннего или въездного тура;
— количество мест и условия размещения на борту судна (по категориям кают).
На основании заявки и, исходя из собственных возможностей, судовладелец планирует выделение определенного количества мест на своих судах и до начала навигационного периода заключает с турфирмой договор.
При фрахте транспортных средств судовладелец может:
а) заключить договор на обслуживание судна во время стоянок, на снабжение топливом, продуктами питания для туристов на борту. При этом туроператор получает полный пакет услуг за сумму, которую он не может корректировать;
б) переложить функции на туроператора, который может минимизировать расходы по туру с целью удешевления пакета услуг. При этом определяются:
— количество и наименования судов;
— количество мест по категориям размещения на каждом судне;
— маршруты и сроки круизов;
— количество постельных принадлежностей на один рейсооборот каждого судна и размер оплаты за их использование;
— стоимость переезда по маршруту за один рейсооборот и общая сумма расходов, подлежащих оплате;
— сроки внесения оплаты за каждый рейсооборот.
Туроператор должен оплатить в установленные договором сроки стоимость фрахта судна. Как правило, оплата за аренду судна на каждый тур производится не позднее 15 суток до начала рейса.
Если речной (озерный) круиз продолжительный, то туроператор заключает отдельные договора на:
— организацию питания на борту туристов;
— экскурсионное обслуживание в дестинациях;
— проведение культурно-развлекательных мероприятий на борту в ходе круиза (музыкальные коллективы, артистические бригады, др.);
— организацию досуга — доставка на борт книжной литературы и журналов, кино- и видеофильмов и т. д.
Туристы перед отплытием прибывают на пристань за 2 часа до отхода судна, проходят регистрацию, контроль безопасности и досмотр багажа и ручной клади, а затем размещаются в каютах.
Несколько лет проводился опрос круизных туристов на различных маршрутах, преимущественно северо-западного направления. По своему социальному составу в круиз туристы направляются 50—55% семьей, со знакомыми — 27%, остальные в одиночку. Возрастной состав до 25 лет — 30%, от 25 — 40 лет — 22%, старше 40 лет — 48%. Следует отметить большой процентный состав замужних женщин — до 35%. Для круизных маршрутов велик процент повторных туристов. Некоторые туристы избирают такой вид отдыха и совершают одно и то же путешествие ежегодно в сезон отпусков. Следует отметить, что речные круизы рассчитаны на туриста с высокой плажеспособностью. При возможности круизы являются привлекательными путешествиями в рамках социального туризма.
При выборе вида отдыха туристы пользуются следующими мотивациями:
— желание отдохнуть именно на воде (до 32%);
— желание провести отдых в спокойной размеренной и комфортной обстановке (до 52%); не иметь забот об организации развлечения (до 45%);
— желание увидеть новые местности, старинные города, посетить музеи, монастыри и другие достопримечательности (до 26%);
— рекомендации друзей и знакомых (до 17%).
Важный мотив — приемлемая стоимость тура, причем стоимость тура особенно важна именно на коротких маршрутах, нежели на продолжительных (и соответственно более дорогостоящих, которые приобретает состоятельная часть населения).
Обращаясь к методам и принципам статистики в туризме, следует отметить, что круизное дело на маршрутах продолжительностью более одного дня достаточно сложное, туристы в процессе тура обычно живут и питаются на борту судна, а на берег сходят лишь для просмотра кратковременных экскурсий. Поэтому согласно принципам ВТОкруизные пассажиры не относятся к категории туристов, а считаются экскурсантами, т. е. однодневными посетителями. Они не учитываются в статистике туризма по территории пребывания. Доход местностям, в которых совершаются остановки, круизные туристы приносят лишь покупкой сувениров местного производства, туристских товаров и посещением экскурсий. При достаточно большом потоке туристов это позволяет создать некоторое количество рабочих мест в сезон.
Речные путешествия и круизы бывают кратковременными (1-3 дня) и длительными (25-30 дней).
1.2 Водный транспорт для пассажирских перевозок
Перевозки водным путем по рекам, каналам и озерам и озерным системам совершаются для перемещения пассажиров и грузов в различных целях, в том числе и в целях туризма.
Среди пассажирских выделим средства речных перевозок:
— суда маломерного флота (катера и яхты, плоскодонные речные суда для мелководья, моторные лодки), используются для индивидуальных частных перевозок и туризма, также для перевозок пассажиров на мелководных реках и заливах, водохранилищах;
— суда регулярных линий пассажирских перевозок по судоходным рекам;
— круизные речные суда чартерных рейсов по судоходным рекам, озерным системам и водохранилищам;
— экскурсионные и прогулочные суда по каналам и рекам в пределах городов, населенных пунктов, в том числе, рейсовые как средство городского сообщения (речные трамваи);
— специальные суда с прозрачным дном для обозрения подводных объектов;
— речные паромные переправы.
Для речных пассажирских перевозок используются суда с паровым двигателем, двигателем внутреннего сгорания или дизель-электрическим приводом. Различаются колесные суда (два гребных колеса по бортам обычно в центре корпуса судна или одно за кормой), суда с приводом гребным винтом, водометные, на воздушной подушке. Для регулярных скоростных речных перевозок пассажиров применяются суда на подводных крыльях типа «Ракета» и большой вместимости и высокой мореходности класса «Метеор».2 Отдельно рассматриваются парусные яхты, катера различных типов и моторные лодки с винтовыми стационарными и подвесными моторами, водометными движителями, воздушными пропеллерами, а также специальные парусные суда для движения по гладкому льду замерзающих водоемов — буера.
Речные перевозки обычно осуществляются в сезон на воде, свободной ото льда, т. е. имеет значение сезонность перевозок. Этот фактор весьма важен, поскольку большая часть рек и водных пространств северного полушария замерзает зимой, и перевозки становятся практически неосуществимыми. Навигация на реках открывается лишь после схода льда. Для организации стоянки, посадки и высадки пассажиров и приемки грузов оборудуются речные пристани с причалами и дебаркадерами различных типов. На пристани устраиваются органы управления речными перевозками, технического обеспечения перевозок, заправки судов пресной водой и продовольствием и топливом, ремонта и профилактики судов, кассы и залы ожидания для пассажиров, рестораны и другие пункты питания, экскурсионные бюро, магазины, багажные отделения, спасательные станции, службы навигации и другие элементы инфраструктуры этой развитой индустрии.
В зависимости от назначения речные суда имеют обширные палубные пространства для пассажиров (крытые или открытые с сидячими местами), а для рейсов продолжительностью свыше 24 часов — также спальные каюты для пассажиров различных классов и экипажа. Практически на всех судах устраиваются помещения общего пользования — рестораны, буфеты, читальни, залы отдыха, туалеты, различные служебные помещения. Так, например, большая часть пассажирских судов на Сайменской озерной системе не имеет кают для пассажиров со спальными койками,3 поскольку рейсы непродолжительны и проводятся в пределах суток. Перевозки по протяженным водным маршрутам занимают время до месяца (и более), такие суда оборудуются спальными каютами.
Для речных круизных перевозок строятся огромные 3-4 — палубные комфортабельные суда вместимостью 300–400 пассажиров. Нередко реставрируются и восстанавливаются суда старинной постройки с оборудованием роскошных салонов и кают, систем отдыха и развлечения.
1.3 Организация обслуживания туристов на речном круизе
Перед началом навигации представители пароходства и турфирмы с участием капитана судна, директора судового ресторана и руководителя круиза комиссионно принимают судно, проводят осмотр судовых пассажирских помещений и оборудования с целью определения их готовности к перевозке туристов, о чем составляют соответствующий акт. Суда в начальных пунктах рейса подаются для посадки на туристических линиях за 2 часа до отправления.
Пароходством и турфирмой до начала круиза разрабатывается общий порядок дня. Соблюдение установленного внутреннего распорядка на судне обязательно для всех пассажиров и обслуживающего персонала. Регистрация туристов призводится руководителем круиза до их посадки на судно в помещении речного вокзала.
До начала посадки руководитель круиза обязан предъявить кассе вокзала копию поручения внесенных платежей и после регистрации туристов за 30 мин. до отправления судна — справку о количестве туристов, прошедших регистрацию на данный рейс с указанием категорий пассажирских мест.
В начале туристического рейса капитан судна, руководитель круиза с участием помощника капитана, директора ресторана, судового медика проводят беседу с туристами о целях и условиях поездки, правилах поведения на судне, на берегу во время экскурсий и купаний и т.д.
На борту теплохода туристам предоставляются различные виды услуг (некоторые из них могут быть платными).
Бесплатными услугами обычно бывают: пользование музыкальными, читальными салонами; кинозалом для проведения собраний и концертов; телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм; шезлонгами и лежаками; солярий; оказание первой медицинской помощи.
Дополнительные услуги с оплатой за наличный расчет:
— прием заказов на подачу такси к причалу;
— бронирование мест в гостиницах речных вокзалов;
— бронирование билетов на смежные виды транспорта;
— переноска багажа;
— продажа товаров в киосках и буфетах (барах);
— пользование гладильной доской;
— услуги парикмахерской;
— пользование сауной и камерой хранения.
Питание туристов производится в судовых ресторанах согласно заявке. Туристическая бригада на речных круизах питается с туристами, и заказ питания включается в общую заявку.
Древний тезис «хлеба и зрелищ», который, присутствовал еще и в дохристианские времена, во второй своей части наиболее ярко проявляется в круизном туре. Нахождение несколько дней и более на пространстве, ограниченном габаритами судна, большого количества туристов,4 которое доступно для них лишь в незначительной части судовых помещений (каюты, салоны отдыха, прогулочные палубы, рестораны), в состоянии безделья и при отсутствии телевизора, пробуждает практически у всех туристов потребности интенсивного развлечения и общения.
Экскурсионные программы лишь частично поглощают время и энергию, созерцание в бинокль медленно проплывающих мимо берегов достаточно быстро надоедает. Поэтому программам развлечения на самом судне уделяется большое внимание. К услугам туристов библиотека, постоянные развлекательные программы, лекции по истории и иной тематике в зависимости от характера преобладающей группы туристов (национальность и язык, уровень образования, возраст, интересы), палубы для отдыха. Постоянно организуются праздники с участием артистов и всех туристов, например «праздник Нептуна», игры, танцы, кино, выдумки и «развлекаловки» аниматоров и др. Предусматриваются зеленые стоянки с непременным пикником на природе и шашлыком. Для всех туристов в начале круиза по установившейся традиции — непременный коктейль от имени капитана судна и по завершению круиза прощальный ужин. Возможности для организации активных видов отдыха на самих речных судах, по сравнению с морскими гигантскими круизными лайнерами, на которых есть даже поля для мини-гольфа, значительно ограничены. Тем не менее, изобретательность организаторов речных круизов доставляет туристам массу5 удовольствия и развлечений.
ГЛАВА 2. РЕЧНОЙ ТУРИЗМ В РОССИИ
2.1 Речные круизы в России
Все большее число россиян и зарубежных туристов правильно понимает всестороннюю полезность и целесообразность отдыха именно в России на ее водных просторах в речных и морских круизах. С палубы комфортабельных теплоходов можно неспешно и с чувством наслаждаться дивными красотами русской природы, оценивать гармонию природной и рукотворной среды.
Водные маршруты активно используются для пассажирских перевозок и туристских целей. Водный речной транспорт в России выполняет объем пассажирских перевозок 21 млн. чел. в год. Водные виды отдыха весьма популярны. Широко используются возможности для индивидуальных путешествий и туризма, в том числе на различного рода лодках, яхтах, речных круизных и экскурсионных судах. Плавание по каналам и водным системам позволяет получить туристам спокойный отдых, преодоление шлюзов вносит разнообразие и всегда привлекает внимание туристов, провинциальная жизнь в городах и селениях развлекает, имеются широкие экскурсионные возможности посещения объектов туристского интереса в прибрежных территориях — природных, исторических достопримечательностей, социокультурных объектов.
Следует отметить, что значительная часть российских туристов приобретает путевки на речные круизы с дотацией от предприятий и организаций, т. е. по линии социального туризма.6
Сегодня речные круизы по России стали международным туристическим направлением. Иностранные туристы из Франции, Германии, Испании, США, Китая имеют возможность открыть для себя огромную, неизвестную им Россию. Развитие речных круизов для иностранных туристов привело к повышению уровня этого туристического продукта. Речные круизы сегодня это не дешевый отдых, но высокого качества турпродукт каждый год привлекает все больше туристов, которые зачастую становятся фанатами этого вида отдыха. В полной мере можно сказать, что речные круизы становятся очень престижным, элитным видом отдыха в России и уверенно конкурирует более доступными зарубежными направлениями.
Во время речных круизов туристам предоставляется возможность:
— посетить оперные спектакли в городах и участия в шоу;
— совершать автобусные экскурсии
— быть участником развлекательных мероприятий
— отдохнуть на пляжах Черного моря в самых известных курортных местах.
На борту туристов ждут представления, конкурсы, концерты профессиональных ансамблей и развлекательные программы.
На российских речных трех- четырехпалубных судах имеются каюты категории «люкс» (обычно на шлюпочной палубе), 1, 2, 3 и 4-местные каюты с одноярусным и двухъярусным размещением в них, оборудованные кондиционерами и приборами личной гигиены.
В России речные круизы широко используются в водном туризме. Большие озера и водные пространства и системы, сообщенные каналами в европейской части страны, позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря, сделав Москву портом пяти морей. Из крупных каналов следует указать: Беломоро-Балтийский (227 км), Волго-Балтийский (361 км), Волго-Донской (101 км). Крупнейшие реки страны — Волга, Кама, Ока, Свирь, Обь, Енисей, Лена, Амур и другие, большие озера — Байкал, Ладожское и Онежское, Ильмень и Чудское — стали использоваться для организации речных перевозок и круизов различной протяженности и длительности. Отечественная судостроительная промышленность выпускала маломерные суда и быстроходные суда «Ракета» и «Метеор» на подводных крыльях. Для дальних круизных маршрутов использовались крупные многопалубные речные лайнеры, преимущественно изготовленные на верфях ГДР и Финляндии. Часть этих судов и до сего времени находится в эксплуатации.
В основном это суда:
— проект 301 постройки ГДР, типовое туристское судно, например «Кронштадт», длина 125 м, ширина 16.7 м, пассажировместимость 360 чел., скорость хода 26.6 км/час;
— проект 20, типовое туристское судно «Советский Союз», длина 121 м, ширина 16.8 м, пассажировместимость 439 чел., скорость хода 26 км/час;
— проект 585, типовое грузопассажирское судно «Н.В. Гоголь», длина 95.8 м, ширина 14.3 м, пассажировместимость 364 чел., скорость хода
23.7 км/час;
— проект 92-016, типовое туристское судно «Георгий Жуков», длина 129 м, ширина 16.7 м, пассажировместимость 332 чел., скорость хода 25.1 км/час.
В эксплуатации находятся и современные и реконструированные речные суда проектов 301, 302, 305, 588, 646, а также другие.7
В России организуются следующие рейсы:
— туристские, действующие по специальным маршрутам и расписаниям. Они рассчитаны на большую продолжительность поездки, во время которой туристам предоставляется определенный комплекс услуг;
— прогулочные, продолжительностью не более шести часов, без остановок в портах и без предоставления экскурсий и досуго-развлекательного обслуживания;
— специальные, выполняемые по отдельным заказам;
— линейно-транспортные — регулярные рейсы между отдельными портами для перевозки пассажиров по установленным маршрутам и расписаниям
В настоящее время наиболее комфортабельными речными лайнерами эксплуатируемых в настоящее время в России, считаются суда дальнего следования проектов 301 и 302.
Теплоходы, построенные по этим проектам представляют собой трех-четырехпалубные суда с 1-4-местными каютами, которые оборудованы санузлами, кондиционерами и холодильниками. На теплоходах работают ресторан, бар, салона, кинозал, сауна, сувенирный киоск.
В последние годы внутреннее оборудование многих судов было модернизировано с целью их соответствия современным стандартам. Такие суда плавают на туристских маршрутах по Волге, Каме, Дону, а также по рекам и озерам Волго-Балтийского пути.
В целом речное дело в России и во многих других странах — отрасль дотационная. Содержание навигационных средств на водных путях большой протяженности со сложными фарватерами при необходимости регулярного сопровождения, отслеживания и углубления меняющегося фарватера, ремонта, сезонного монтажа/демонтажа оборудования, содержания и обслуживания шлюзов, а также обслуживающего персонала не компенсируется сборами и налогами на грузовые и пассажирские перевозки. Негативно сказывается высокая стоимость топлива, а фрахтовые цены столь высоки, что стоимость туристского обслуживания становится неадекватной уровню и качеству услуг и начинает превышать по стоимости аналогичные услуги зарубежных туристских круизных туроператоров.
Фрахт комфортабельных речных судов стоит достаточно дорого. Например, фрахт судна 301 проекта обходится туристской фирме более 6000 $. Значительную лепту в повышение цен вносит неустойчивая и имеющая тенденцию к постоянному повышению ценовая политика на топливо для судов. Это в свою очередь генерирует высокие цены на туристские услуги.
2.2 Популярный тур речных круизов по рекам ЮФО
Речные туристские перевозки выгодный, но сезонный, бизнес. В сфере водного бизнеса действуют несколько крупных перевозчика «Круиз», ООО «Алькор Юг», ОАО «Спутник». В Ростове-на-Дону ежегодно через рынок водных туристских перевозок проходит около 1 млн. пассажиров, цена на билет составляет от 10 $. Годовой оборот водного рынка оценивается в 10 млн. USD.
Речные круизы хороши в теплую погоду, что для стран северного полушария существенно сокращает сезон. Навигация начинается в середине мая и заканчивается в октябре месяце, на северных маршрутах сезон еще короче. Следует учитывать осенние шторма и туманы.
Речные круизы из Ростова-на-Дону до Волгограда пользуются большой популярностью ввиду своей оптимальной продолжительности и стоимости. Кроме того, это пяти или шестидневное путешествие насыщенно событиями и впечатлениями. Во-первых, это экскурсия по Волгограду с посещением Мамаева кургана. Во-вторых, по пути теплоход совершит постановки в городе Константиновск и станице Старочеркасская. Спрос на этот круиз очень высок.8
Ростов-на-Дону — Волгоград — Ростов-на-Дону
Теплоход: Анатолий Папанов (проект 588)
Продолжительность: 6 дней
Отправление: Ростов-на-Дону 16.06.2011 20:00
Прибытие: Ростов-на-Дону 21.06.2011 16:00
Питание: трех разовое
Категория каюты — стоимость на 1 человека:
1. Шлюпочная палуба:
— Панорама 1 (шлюп.пал.) — 27900 руб.
— Люкс А, Б (шлюп.пал.) — 24300 руб.
— Полулюкс (шлюп.пал.) — 21300 руб.
— 1-местн. (шлюп., сред.пал.) — 24300 руб.
— 2-местн.1-яр. (шлюп.пал.) — 19100 руб.
2. Средняя палуба:
— Панорама 2 (средн. пал.) — 27900 руб.
— Полулюкс (средн.пал.) — 21300 руб.
— А2+(2) 2-местн.1-яр. (средн.пал.) — 19100 руб.
— А2 — 2-местн.1-яр. (сред.пал.) — 16600 руб.
— Б2к 2-местн.1-яр. (средн.пал.) — 10700 руб.
3. Главная палуба
— А2+(3) — 2-местн.1-яр. (главн.пал.) — 19100 руб.
— А2 — 2-местн.1-яр. (главн.пал.) — 16600 руб.
4. Нижняя палуба
— А2н — 2-местн.1-яр. (нижн.пал.) — 12300 руб.
— А4н — 4-местн.2-яр. (нижн.пал.) — 12300 руб.
В стоимость размещения на 1 человека входит, руб.:
— размещение в каюте выбранной категории
— трехразовое питание
— экскурсионное обслуживание согласно программе круиза
— развлекательная программа на борту
Скидки:
— дети до 10 лет — скидка 10% (скидки не распространяются на каюты «Панорама», люкс и полулюкс и предоставляются только на основные места при двухместном размещении)
Дополнительные условия размещения:
— в каютах категорий «Панорама», Л, ПЛ, А2+: третий человек — скидка 25%, четвертый человек — скидка 40%
— в каютах категорий А2н, А4н: третий и четвертый человек — скидка 40%
— доплата за одноместное размещение в каюте категории А2 составляет 80% от стоимости основного места Информация для агентств.
1-й день 20:00 — отправление из Ростова-на-Дону;
2-й день 08:00-13:00 — посещение города Константиновск. Это крупный районный центр. Обязательно предлагается экскурсия в винсовхоз. Специалисты-виноделы расскажут о сортах вин, также предлагается дегустация от 8 до 12 различных сортов вин. Экскурсия за дополнительную плату.
3-й день 09:00-13:00 — «Зеленая стоянка» в Ильевке, время прибытия и продолжительность устанавливается капитаном в зависимости от погодных условий.
4-й день 08:00-16:00 — экскурсии по Волгограду. В пешеходной части маршрута предстоит посещение великолепной набережной Алее Героев, площади Павших Борцов. Экскурсионный автобус проедет по самым знаменитым улицам и местам города. Также предстоит посещение Мамаева Кургана, где есть возможность осмотреть все памятники «Героям Сталинградской Битвы», отдать дань памяти защитникам Родины и возложить цветы к Вечному огню.
5-й день 09:00-14:00 — посещение станицы Старочеркасская — одной из станиц Войска Донского. Здесь можно посетить Атаманское подворье, Атаманский Дворец, Войсковой Собор и Колокольню.
6-й день 16:00 — прибытие в Ростов-на-Дону.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речной круиз представляет собой водный туристский маршрут, в общем случае многодневный, на речном судне, на котором туристу предоставляется пакет услуг перевозки, размещения и питания, развлечения на судне, наземные экскурсионные и иные туристские услуги и обслуживание. Судно перемещается по реке или озерно-речной системе последовательно из одного пункта в другой соответственно программе круиза с плановыми остановками в населенных пунктах или местностях для совершения туристами экскурсий или отдыха (зеленые стоянки). Круиз может совершаться в одну сторону или быть круговым.
Водные туристские путешествия, в общем, и речные круизы в частности имеют как ряд неоспоримых достоинств:
— высокий уровень комфорта;
— значительный объем единовременной загрузки (1000 человек и более);
— возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный туризм, бизнес-туризм, учебный туризм, шоп-туризм, паломнический туризм и пр.);
— возможность полноценного отдыха;
— полный комплекс жизнеобеспечения,
Но на ряду с достоинствами речных круизов существует ряд недостатков:
— невысокая скорость движения транспортных средств;
— ограниченная мобильность;
— синдром замкнутого пространства;
— подверженность части людей морской болезни;
— в ряде случаев высокие тарифы и другие факторы.
Речной транспорт, имеющий ограничения навигационного периода, требует больших затрат на содержание береговых служб и его функционирование во многом определяется доходами от внутреннего туризма: перевозка туристов составляет лишь 1,5% от общего объема, а прибыль достигает 60 — 70%.
Объемы перевозок туристов по внутренним водным путям в последние годы характеризуются устойчивой тенденцией роста: речной круизный рынок России насчитывает более 150 маршрутов с использованием комфортабельных 2-4-палубных судов, построенных еще по заказам СССР на верфях ГДР, Австрии, Венгрии и Чехословакии.
Список использованной литературы
1. Азар В.И. Транспорт и туризм. — М.: Транспорт, 1973.
2. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность. М.: Аспект Пресс, 2004. – 312 с.
3. Александрова А.Ю. Международный туризм. — М.: Гардарики, 2001. – 372 с.
4. Водный туризм. Под ред. В.Н. Григорьева. — М.: Профиздат. 1990.
5. Бержаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. — СПб.: «Издательский дом Герда», 2005. — 208 с.
6. Бержаков М.Б. и др. Речные круизы. В справ. «Туристские Фирмы», вып. 11: ОЛБИС, 1996. С. 69–85.
7. Бержаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: первозки.- М.: Аспект Пресс, 2001. – 286 с.
8. Будко И.И. Транспортное обслуживание туризма. М.: Дело, 2006. – 282с
9. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. — М.: Дашков, 2006. – 366
10. Грицкевич В.П. История туризма в древности. — СПб.: Издательскийдом Герда, 2005.-336 с.
11. Зорина Г.И, Ильина Е.Н, Мошняга Е.В. Основа туристской деятельности. — М.: Дело, 2002. – 200 с.
12. Зорин И.В, Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. — М.: Советский спорт, 1999.- 282 с.
13. Зорин И.В, Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник – М.: Финансы и статистика, 2001. – 368 с.
14. Крючков А.А. История международного и отечественного туризма. — М.: НОУ ЛУЧ, 1999. — 102 с.
15. Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. — М.: Дело, 2001. – 348
16. Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены. Современная практика. – М.: Наука, 1993. — 276 с.
17. Квартальнов В.А. Финансы и статистика. — М.: Гардарики, 2002. – 320с
18. Мамедов А.А. Технологические системы обеспечения туристских услуг. — М.: ЦРИБ ТУРИСТ, 1988. — 81 с.
19. Окрепилов, Владимир Валентинович. Менеджмент качества/ В.В. Окрепилов. — СПб.: Наука, 2003. — 991 с.
20. Петров С.В., Шапкина К.Е. Планирование и организация транспортных путешествий.- М.: ЦРИБ.ТУРИСТ. 1986
21. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2002. – 464 с.
22. Ромашков Е. Водный туризм. — М.: ФиС. 1957.
23. Сенин В.С. Организация международного туризма. — М.: Аспект Пресс, 2000. – 182 с.
24. Тихомирова, Елена Ивановна. Экономический рост и конкурентоспособность российских регионов: стат.-экон. исслед./ Е.И. Тихомирова; — Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006. -418 с.
25. Тихомиров В.Д. Спортивная классификация туристских путешествий. — М.: Просвещение, 1975. — 344 с.
26. Уокер Д. Введение в гостеприимство. — М.: Дело, 1999.
27. Усыскин Г.С. Тихвинская водная система – вчера, сегодня, завтра. — СПб.: Невский Фонд. 2000.
28. Финансовый менеджмент: Учебник / A.M. Ковалева, Н.Б. Москалева, М.Б. Траченко и др.; Под ред. A.M. Ковалевой; Гос. ун-т упр… — М.: ИНФРА-М, 2002. — 283 с.
29. Шаповал Е.Ф. История туризма. Пособие. Минск.: Экоперспектива. 1999. -303 с.