ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Анализконструкций подъемников
1.1Классификация подъемников
1.2Характеристика и анализ конструкций подъемников
2.Устройство, принцип действия и техническая характеристика подъемника
2.1 Устройствоподъемника и принцип действия
2.2Техническая характеристика подъемника
3.Проверочные расчеты
3.1 Силовойрасчет
3.2 Расчетгидроцилиндра
3.3 Расчетпальца гидроцилиндра
4.Мероприятия по технической эксплуатации подъемника
4.1 Монтажоборудования
4.1.1Подготовка пола к установке
4.1.2Проверка напряжения
4.1.3Подключение к питающей сети
4.1.4Подключение кабелей
4.1.5Подключение пневмолинии
4.2 Основныенеисправности и методы их устранения
4.3Разработка технологического процесса разборки – сборки сборочной единицы
4.4Технологический процесс восстановления штока
Заключение
Библиографическийсписок
Введение
Автомобиль — один из наиболее яркихсимволов нашей сегодняшней и завтрашней жизни. В автомобилестроении занятымиллионы людей, а если прибавить к ним другие миллионы, работа которых связанас ремонтом и обслуживанием автомобилей, то кажется, что очень и очень немногиевиды человеческой деятельности вовлекают столь же большие количества людей.
Развитие системытехнического обслуживания в стране, сопровождающее интенсивный рост паркаличных легковых автомобилей, привело к необходимости внедрения прогрессивныхформ и методов организации и технологии обслуживания и ремонта автомобилей,созданию нового современного оборудования и специнструмента.
Подъемники находят все большееприменение на станциях технического обслуживания (СТО) в качестве базового оборудованияпри организации различных рабочих постов основных производственных участков.
Одним из основных преимуществподъемников является также то, что они позволяют более оптимально организоватьтехнологический процесс технического обслуживания и ремонта автомобилей. Крометого, подавляющее большинство подъемников сравнительно легко позволяет менятьместо их установки, что очень важно при современных непрерывно меняющихсяусловиях производства.
В настоящее время во всем миревыпускается большое количество подъемников разнообразных конструкций иразличного назначения. Достаточно сказать, что только в Германии подъемникивыпускают 24 фирмы, в Англии-16, причем некоторые из этих фирм выпускают 10 иболее типов и их модификаций.
1. Анализ конструкций подъемников
1.1 Классификацияподъемников
По своему конструктивномуисполнению автомобильные подъемники можно разделить на следующие основные типы:одностоечные, двухстоечные, четырехстоечные.
По типу установки — стационарные ипередвижные.
Грузоподъемности, кг: 1800, 2000,2200, 2500 и др.
По типу привода — электрогидравлический, электромеханический, пневмогидравлический и др.
По типу поднимающих устройств: цепные,винтовые, телескопические, рычажные.
По типу подхватывающих устройств: платформенные,рамные, консольные.
Стационарные подъемники монтируются наопределенном месте, чаще всего без специального фундамента на ровнуюповерхность пола и крепятся с помощью анкерных болтов или специальных шпилек.Если подъемник телескопический (в том числе плужерный), то для его монтажатребуется специальный фундамент.
К передвижным относятся подъемники, укоторых перемещаются стойки. Основным преимуществом передвижных подъемниковявляется их мобильность — возможность использования поочередно на различныхпостах и в различных технологических зонах предприятия. Передвижные стойкимогут использоваться в основе одной, двух, трех и более штук. В этом случаекаждая стойка имеет свой индивидуальный привод и пульт управления.
Для обслуживания легковых автомобилейна станциях технического обслуживания в основном используются подъемникигрузоподъемностью 2т.
Доступ к обслуживаемым на подъемникеузлам и агрегатам поднятого автомобиля зависит от конструкции подхватывающихустройств.
Наибольший доступ к узлам и агрегатовавтомобиля с низу обеспечивают подъемники с подхватывающим устройством в видечетырех поворотных консольных рычагов. С таким подхватывающим устройствомвыполнены 1- и 2-стоечные подъемники. Используются такие подъемники в зонеприемки и выдачи, технического обслуживания и ремонта, а также на участкепроведения работ по ремонту кузовов.
Подъемники с подхватывающимустройством в виде поперечных балок(рамные) выпускаются 1- и 2-плунжерными. Используютсяони в зонах мойки, на постах нанесения противокоррозионных покрытий, в зонетехнического обслуживания и ремонта.
Подъемник платформенного типа (ширинанаправляющих платформы подъемника достигает 700-800 мм) выпускаются 4-стоечными с электрогидравлическим электромеханическим приводом. Используютсятакие подъемники чаще всего на участке смазки, в зоне технического обслуживанияи ремонта. Для расширения объема проводимых работ подъемники дополнительнокомплектуются вспомогательным оборудованием (балками, домкратами и др.).
1.2 Характеристика и анализконструкций подъемников
Одностоечные подъемники имеют рядпреимуществ по сравнению с двух-четырехстоечнными:
1. При использованииодностороннего подъемника ремонтный рабочий имеет оптимальную свободупередвижения вокруг автомобиля, свободный доступ к нижним частям автомобиля. Удвух-, четырехстоечных подъемников стойки находятся по обе стороны автомобиля,что затрудняет проход рабочему, а также оптимальное выполнение ремонтных работ.
2. При использованииодностоечного подъемника автомобиль легко въезжает на подъемник, даже в томслучае, если месторасположение подъемника и подъезд к нему не очень удобны. Вслучае с двухстоечным подъемником приходится неоднократно маневрироватьавтомобилем, чтобы поставить его на подъемник. Зачастую автомобиль при этомповреждается.
3. Для установки одногоодностоечного подъемника фирмы «Амех» требуется меньше места, чем длядвухстоечного (3200 мм и 3700 мм соответственно). Если подъемникиустанавливаются в ряд, то для их установки требуется соответственно 3900 мм и 4400 мм.
4. При установкеодностоечных подъемников этой фирмы не требуется специального фундамента, итолщина бетонного пола (13-15 мм) достаточна для закрепления болтов. Времяустановки подъемников составляет примерно 1 ч.
5. Одностоечныеподъемники фирмы могут устанавливаться на бетонном полу и без опорной частиподъемника, однако в этом случае под полом должна быть уложена стальная плита.Электрогидравлический механизм подъемников имеет простую конструкцию иминимальное количество подвижных элементов, поэтому необходимо незначительное количестворабот по ТО подъемников. Каждый подъемник фирмы имеет основную несущую консоль.
Одноплунжерные подъемники имеют те жепреимущества, что и одностоечные, к тому же они обладают хорошим удельнымипоказателями по мощности и грузоподъемности. Вместе с тем их серьезнымнедостатком является необходимость заглубления гидроцилиндра ниже уровня поляна 2-3 м, что исключает возможность устройства подвального помещения под зонамиТО и ТР и установку подъемников на перекрытии. Недостатками одноплунжерного подъемникаявляются также: затрудненность доступа к механизмам автомобиля в зонерасположения плунжера и чувствительность плунжера к перекосам, что вызываетсамопроизвольное подворачивание рамы с установленным на ней автомобилем.
Отечественной промышленностьювыпускаются одноплунжерные подъемники мод. П-138 и П-138 Г грузоподъемностью до2000 кг.
Двухстоечные подъемники обеспечиваютдостаточную устойчивость поднимаемого автомобиля, безопасность работ, хорошийдоступ со всех сторон. Монтаж этих подъемников несложен, а конструкциядостаточно проста в эксплуатации. Серийно выпускаемый двухстоечный подъемникП-133 (рис 4.9) для легковых автомобилей массой до 2 т имеет асимметричнорасположенные по отношению к автомобилю стойки, что позволяет открывать двериавтомобиля, улучшает удобство обслуживания. Подъемник не требует заглубленногофундамента и может устанавливаться на любую ровную поверхность (грунт,деревянный пол, межэтажное перекрытие), крепится к полу с помощью анкерныхболтов, спецшпилек или крепежных втулок (в зависимости от конструкции пола).
Отечественной промышленностьювыпускаются 2-стоечные подъемники для легковых автомобилей грузоподъемностью до3 т моделей ПЛД-3, ПЛДЗ-01 (с напольной рамой), подъемник мод. ПЛД (до 5 т).
Двухплунжерные подъемники имеют те жедостоинства, что и двухстоечные подъемники, и недостатки, характерные дляодноплунжерных подъемников.
Четырехстоечные подъемникисравнительно легко монтируются и демонтируются. Они занимают большую площадь.Грузоподъемность их в пределах 3-7 тонн. В механической части привода можетиспользоваться винт, цепная, тросовая или карданная передачи.
Из отечественных 4-стоечныхподъемников на СТОА, АТП чаще всего используется подъемник мод. П-137грузоподъемностью 2 т с электрогидравлическим приводом.
На предприятиях «Автотехобслуживания»широко применяются 4-стоечные подъемники SDO (Польша).
Принципиальное отличие от других4-стоечных подъемников представляет подъемник балконного типа, которыйпозволяет проводить работы одновременно на 3-х уровнях: под автомобилем и набалконе подъемника (сбоку и сверху автомобиля).
Конструктивное отличие заключается втом, что на стояках на определенной высоте монтируется балкон, либо балконнаяплощадка делается подъемной заодно с колейной рамой.
Фирма «SCHENCK» (Германия) выпускаетподъемную платформу мод. СН в форме параллелограмма для подъема автомобилей свозможностью вывешивания колес для осмотра, обслуживания и ремонта тормозныхсистем, шин, обмера осей легковых и малотоннажных грузовых автомобилей.Отсутствие боковых стоек, траверс обеспечивает оптимальный доступ к автомобилюи не требует много места. Центральный пульт управления можно установить слева исправа от платформы. Для измерения осей используется варьирующиеся пазы впервую часть платформы для поворотных пластин, интегрированные диски задвижки взадней части платформы. На платформах «установлен интегрированныйподъемник для вывешивания колес автомобиля. Безопасность обеспечиваетсястопорными приспособлениями на обоих концах платформы, автоматическим отключениемее в самом высоком и низком положениях предохранительным выключателем,контролем синхронности подъема и опускания платформы, механическими стопорами.
Фирма „ZJPPO“ (Германия)выпускает подъемники ножничного типа для легковых автомобилей. Подъемник обеспечиваетидеальную рабочую высоту при выполнении работ многих видов. Маленькийвспомогательный подъемник, расположенный на платформе основного подъемника,поднимает автомобиль за корпус, вывешивая оси с колесами. Подъемник оснащендвумя гидравлическими цилиндрами (по одному на каждой стороне), кнопочнымипостами управления с синхронизаторами, рядом автоматических устройствбезопасности его применения.
Пневматические миниподъемникивыпускает фирма „QJULANO“ (Италия), высотой подъема 550 мм (мод.SJL-VER-202) и 750 мм (мод. SJLVER-252). Можно использовать для вывешиванияколес, для осмотра, обслуживания и ремонта тормозной системы, шин и т. д.
2. Устройство, принцип действия итехническая характеристика подъемника RAV1400 А (Италия)
Общий вид подъемника представлен налисте общего вида графической части проекта. Подъемник ножничный с электрогидравлическимприводом для легковых автомобилей выполнен в напольном исполнении. Подъемникпредназначен для проведения шиномонтажных работ на автомобиле.
Подъемник может быть установлен наполу либо вровень с полом. В стандартном исполнении пульт управления подъемникаустанавливается слева от подъемника на расстоянии 1,5 м. Для расположения пульта управления на другом расстоянии необходимо удлинение гидропривода.
Основные технические возможности:
1. Гидравлическаясинхронизация в зависимости от нагрузки;
2. Автоматическоеустройство для блокировки механизмов для безопасной работы в любом положении;
3. Клапанысрабатывающие при повреждении гидроприводов;
4. Клапан контроляскорости опускания;
5. Электрогидравлическоеустройство для остановки опускания в случае разрушения основания подъемника;
6. Электрическивключаемое устройство для защиты ног механика;
7. Самосмазывающиесяшарниры.
2.1 Устройство подъемника и принципдействия
Подъемник ножничный имеет двеплатформы на которые заезжает автомобиль, каждый с индивидуальным приводом.
Подъем каждой платформыосуществляется за счет работы гидроцилиндров. Синхронизация осуществляетсямеханически через ось, проходящую через опоры со стороны гидроцилиндров, иличерез гидравлическую связь между цилиндрами подъема.
Управление подъемника осуществляетсяпультом управления который имеет четыре кнопки:
1. Главныйвыключатель;
2. Опускание;
3. Подъем;
4. Блокировка.
Работа подъемника.
Подъем:
Главный выключатель в положении 1.нажимаем кнопку подъем и удерживаем ее до тех пор пока платформа на которуюустановлен автомобиль не поднимутся на ту высоту на которой можно будетосуществить мероприятия по снятию колес.
Блокировка:
Нажимаем на кнопку управления можнозаблокировать платформу на любой высоте необходимой для проведения работ.
Опускании:
Нажимаем на кнопку опускание напульте управления подъемника. Прежде всего платформы подъемника поднимутсявверх на некоторое расстояние и только затем начнут опускаться.
Аварийное опускание (безиспользования напряжения):
Поднимаем обе платформы подъемника.Механические стопоры разблокируются, чтобы они не заблокировались подлаживаемпод них подходящие шайбы чтобы не заблокировались.
2.2 Техническая характеристикаподъемника
В таблице 1 приведена техническая характеристиканожничного подъемника.
Таблица 1 — Техническиехарактеристики ножничного подъемникаГрузоподъемность, кг 2700 Высота подъема, мм 500 Заездная высота, мм 100 Длина платформы, мм 1530-1880 Электрическая мощность, кВт 1,5
3. Проверочные расчеты
3.1Силовой расчет
Рассмотрим схему 1:
/>
Схема 1.
В исходном (нижнем) положенииплатформа поднята над уровнем осей А и Д на 100 мм.
В верхнем положении высота подъемаплатформы 500 мм.
Оси А и Д находятся на уровне пола,поэтому высота подъема автомобиля над полом 500 мм.
Рассмотрим D/> и DАМО.
/>
Схема 2.
По условию АО=/>=ОВ=/>=353 мм.
О1К составляет 50 мм при нижнем положении подъемника, когда платформа ВС находится на расстоянии 100 мм плоскости N-N
+
arcsin O1K/AO1=arcsin0,05/0,353;
Из рассмотрения подъемника в верхнемположении
AO=AC/2=H/2/>=0,25/2×1.41=0,1765м;
ОМ=АО/3=0,1765/3=0,059 м;
=arcsin 0.05/0,353=arcsin0.14
=5°40'
=2=11°20'
Расчет длины гидроцилиндра:
/> (1)
где ОМ = 0,059 м,
АО = 0,176 м.
Тогда:
/>.
3.2 Расчет гидроцилиндра
Усилие на штоке гидроцилиндра при подаче масла впоршневую полость:
/> (2)
р – давление масла в подъемниках р=20МПа
тогда:
/>
Из стандартного ряда принимаемдиаметр цилиндра равный 100 мм.
Перерасчитываем давление, необходимоедля обеспечения усилия 27000 Н принятым цилиндром (D=100 мм).
/>
Диаметр штока рассчитывается поформуле (3):
/> (3)
Тогда:
/>
Толщина стенок гидроцилиндрарассчитывается по формуле (4):
/> (4)
где />-толщинастенки;
/> — пробное давление, составляет 1,6МПа;
/>-предел текучести материала,составляет 60 МПа;
/> — коэффициент запаса прочности,составляет 3,
/>-коэффициент прочности, составляет 1.
Тогда:
/>
Толщина плоского донышка,рассчитывается по формуле (5):
/> (5)
где />-давлениежидкости, составляем 1,6 МПа;
/>-допустимое напряжение на растяжение,составляет для материала донышка гидроцилиндра 60.
Тогда:
/>
3.3 Расчет пальца гидроцилиндра
В шарнирных пальцах креплениягидроцилиндра к поперечине подъемника и основанию подъемника сила давления F вызывает деформацию сдвига (среза)по двум плоскостям и деформацию смятия. Обычно сопротивление стали деформациисдвига ниже, чем смятие. Поэтому, последней пренебрегают и палец рассчитываюттолько на сдвиг.
Из условия прочности на сдвиг имеем:
/>
где Qn-поперечная сила в плоскостях сдвига шарнирного пальца, Н;
/>
n- количество плоскостей сдвига, n=2;
А- площадь поперечного сеченияпальца,
/>
где />-допустимое напряжение на сдвиг, />= 90МПа.
Из условия прочности найдем диаметршарнирного пальца:
/>.
Стандартные диаметры цилиндрическихдеталей равны 23 и 24 мм.
Выберем из них сечение,удовлетворяющее условию прочности и экономичности:
При d1= 23 мм:
/>
При d= 24 мм:
/>
Максимальное касательное напряжение />больше допустимогонапряжения на сдвиг /> на:
/>
/>
/>
Оба диаметра удовлетворяют условиюпрочности, поэтому принимаем 24 мм.
4. Мероприятия по техническойэксплуатации подъемника RAV1400 А
4.1 Монтажоборудования
4.1.1 Подготовка пола к установкеподъемника
Подъемник должен быть установлен напол, выдерживающий нагрузку в 4 кН. Требования к установке:
1. Бетонармированный марка не ниже М350;
2. Армирование 4-6 мм, ячейка 150х150 мм;
3. Бетон долженвыдерживать нагрузку не ниже 1,3 кг/см²;
4. Минимальнаяплощадь для установки подъемника 5,0х2,5 м;
5. Допуск на высотуточек крепления к полу должен быть не более ±5 см.
4.1.2 Проверка напряжения
Нужно убедиться, что напряжение всети соответствует напряжению питания подъемника. Если напряжение не совпадает,нужно переподключить обмотку.
4.1.3 Подключение к питающей сети
Минимальные требования к мощностиэлектросети 3/380 (в/Гц).
Минимальное сечение кабеля 4 мм²,кабель четырехжильный (3 ~ и заземляющий провод).
4.1.4 Подключение кабелей
Установить питающий кабель через клеммникв стороне пульта управления и присоединить к выпадному щитку.
Проверить, чтобы перемычка былаподключена в терминал, она блокирует датчик давления и выключатель верхнегоположения.
Нужно включить электропитание;повернуть главный выключатель, нажать кнопку подъем и проверить направлениевращения электродвигателя, если направление вращения не совпадает со стрелкойна корпусе электродвигателя, необходимо переподключить две фазы наэлектродвигателе.
4.1.5 Подключение пневмолинии
Максимальное давление в системе 10Бар.
Необходимо поднять платформуподъемника на высоту 50-60 см., установить тройники с трубками цилиндрамеханического отключения. При подключении необходимо соблюдать цвета трубок.
4.2 Основные неисправности и методыих устранения
Основные неисправности и методы ихустранения приведены в таблице
Таблица 2- Основные неисправности иметоды их устраненияВид неисправности Вероятные причины Метод устранения 1 2 3 Подъемник не работает Неисправен один из гидроцилиндров Снять гидроцилиндр, разобрать и провести необходимый ремонт.
Течь в соединениях трубок
гидросистемы Ослабление соединений Подтянуть накидные гайки. Ослабить затяжку гайки и, поправив наконечник в конце трубки затянуть гайку.
При ходе штока не
создается необходимое
давление, фиксируемое
манометром
Ослабление затяжки манжет гидроцилиндров.
Разрегулировка предохранительного клапана Затянуть болты, отрегулировать клапан золотника.
Течь из под крышки
гидроцилиндра Ослабление затяжки болтов или износ прокладки крышки Подтянуть стяжные болты или отвернуть гайки крышки и сменить прокладку. Насос не развивает давления Неисправность насоса Заменить насос новым
4.3 Разработка технологическогопроцесса разборки – сборки сборочной единицы
Для разработки технологическогопроцесса разборки моторной стойки составим укрупненную схему разборки (лист 3,функциональная схема разборки моторной стойки). Схема строится в направлениислева направо и начинают с условного обозначения оборудования – стойкамоторная. Условные обозначения отдельных деталей располагают вверху, групп(подгрупп) – снизу по направлению схемы разборки в последовательности снятия ихсо стойки.
4.4 Технологический процессвосстановления штока
Основными неисправностями штокагидроцилиндра являются износ резьбы под гайку крепления поршня, износповерхности под поршень и рабочей поверхности штока, износ отверстия подвтулку.
Способы восстановлениянеисправностей:
1. Износ резьбывосстанавливается вибродуговой наплавкой;
2. Износповерхностей под поршень восстанавливается электролитическим наращиванием;
3. Износ отверстияпод втулку восстанавливается электролитическим наращиванием.
Схема технологического процессавосстановления штока:
005 Моечная
010 Дефектовочная
015 Шлифование
020 Обезжиривание
025 Электролитическое наращивание
030 Контрольная
035 Наплавочная
040 Контрольная
045 Токарная
050 Контрольная
055 Шлифование
060 Контрольная
070 Резьбонарезная
075 Контрольная
В качестве оборудования для мойки принимаемструйную машинную установку ОМ-4267. Наиболее активным из СМС (синтетическоемоющее средство) является Лобомид – 203 (Россия), которое содержит в себекомпоненты: кальцинированная сода 50%; триполифосфат натрия — 30%; метасиликат натрия10%.
Целью дефектации деталей является определениеих технического состояния и сортировка на соответствующие группы: годные, подлежащиевосстановлению и негодные. Результаты дефектации и сортировки используются дляопределения коэффициентов годности и распределения деталей по маршрутам восстановления.Детали, требующие ремонта, после определения маршрута восстановления поступают насклад деталей, ожидающих ремонта и далее на соответствующие участки восстановления.
Целью шлифования являетсявосстановление правильной геометрической формы и требуемой шероховатости.
Обезжиривание детали производится вщелочном растворе с последующей промывкой детали в воде. Тонкие пленкирастворенных жиров и масел, остающихся на детали после обезжиривания ииспарения растворителей, удаляются протиркой венской известью (СаО,MgO). Послепротирки остатки извести смываются холодной проточной водой. Равномерный сток водыс поверхности детали без образования отдельных капель указывает на то, чтоповерхность обезжирена качественно.
Электролитическое наращивание. Электролитическоенаращивание состоит из трех этапов: 1) наращивание поверхности под поршень; 2)наращивание рабочей поверхности штока; 3) наращивание отверстия под втулку. Электролитическоежелезо получают из электролитов (г/л): хлористое железо 300-350, солянаякислота 1-3. коэффициент выхода по току 85-95%. В качестве анодов применяютстержни или пластины из малоуглеродистой стали Ст 0,8 или Ст10.
Наплавка. Для восстановленияприменяют автоматическую дуговую наплавку под слоем флюса. Шток при наплавкесовершает вращательное движение, а наплавочная головка- поступательное. Приэтом электродная проволока подается с некоторым смещением от зенитанаплавляемой поверхности в сторону, противоположную вращению детали. Этопредотвращает стекание жидкого металла сварочной ванны. Электродная проволокадля стали Ст35 принимается диаметром 1 мм. Температура плавления флюса должнабыть на 200-300° С ниже температуры плавления металла. Принимаем флюсы АН-348А,АМК-18. режимы наплавки устанавливаем: напряжение холостого хода 30-36В,рабочее 23-28 В.
Токарная. В этой операции необходимо произвестирасточку поверхностей.
Эта операция состоит из двухпереходов:
1. Обработкаповерхности под резьбу до Ø 28 мм;
2. Обработка поверхностипод втулку до Ø 24 мм.
Шлифование состоит из двух переходов.
1. Шлифованиеповерхности под поршень до Ø50 мм;
2. Шлифование рабочейповерхности до Ø50 мм.
Резьбонарезание. Нарезание резьбы М28;
Контрольная. Производится проверкаполученных размеров.
Заключение
В результате выполнения курсовогопроекта был выполнен проверочный расчет автомобильного шиномонтажного электрогидравлическогоподъемника.
В общем разделе были описаны: классификация,назначение и техническая характеристика автомобильного подъемника; устройство ипринцип действия проектируемого подъемника.
В конструкторском разделе произведенсиловой расчет подъемника, где были рассчитаны: длина гидроцилиндра Lц=180 мм, диаметр гидроцилиндра D=100 мм, диаметр штока d=50 мм, толщина стенок гидроцилиндра S=6 мм, толщина плоского донышка S=7 мм. Также произведен расчет пальцагидроцилиндра.
В технологическом разделе рассмотренывопросы монтажа и подготовки подъемника к работе; общие сведения о техническомобслуживании. Приведена схема разборки стойки и восстановление штокагидроцилиндра автоподъемника.
Библиографический список
1Технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта легковыхавтомобилей, Справочник, — М.: „Транспорт“ 1988 г, — 311 с.
2 В.И.Анурьев. Справочник конструктора-машиностроителя, т. 1,2, изд. 5-е, перераб. идопол., — М.: „Машиностроение“ 1978 г, — 258 с.
3 С.А.Чернавский и др. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие длятехникумов – М.: „Машиностроение“ 1979, — 351 с.
4 И.В.Болгов. Технология ремонта оборудования предприятий бытового обслуживаниянаселения: Учебник для втузов. – М.: „Легкая и пищевая промышленность“1983. – 248 с.
5. Г.СПисаренко. Сопротивление материалов: 5-е изд.; перераб и доп –к.: Вища шк.,1986,-775 с.