МОСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РФ
— КАФЕДРА ТСОГ
РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ: "ПУСК
ДВИГАТЕЛЯ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ"
РУКОВОДИТЕЛЬ: П/П-К СТРЕЛЬЦОВ
ИСПОЛНИЛ: С-Т КОРОСТЕЛЕВ К-НТ
ЯРУШ
МОСКВА 1996г.
.
ВВЕДЕНИЕ.
Зимним периодом эксплуатации называетсятакой период, когда 1 0тем-
пература окружающего воздуха устанавливаетсяниже плюс пять градусов
цельсия.
Эксплуатация машин в зимних условиях затрудняется из-за низких
температур воздуха наличия снежногопокрова, сильных ветров и мете-
лей, атакже сокращения светлого времени суток. Низкая температура
окружающего воздуха затрудняет пускдвигателя, оказывает отрицатель-
ное влияние на работу всех его систем иподдержания нормального теп-
лового режима. Вследствие низких температурокружающего воздуха зна-
чительно ухудшается испаряемость бензина иувеличивается плотность
воздуха, что приводит к значительному обеднению гор горючей смеси и
плохому ее воспламенению при пускекарбюраторных двигателей. В дизе-
лях вследствие повышения вязкости топлива иснижения температур воз-
душного заряда в цилиндрах нарушаются условия смесеобразования и
ухудшается самовоспламенение дизельноготоплива.
Переохлаждение двигателя в процессе егоработы приводит к ухудше-
нию смесеобразования и усилению конденсациигорючего, в результате
чего увеличивается его расход и снижается мощность двигателя. Кон-
денсат горючего смывает масляную пленку состен цилиндров и разжижа-
ет масло в картере, что приводит к резкомунарастанию износа деталей
двигателя и сокращению срока его службы.Особенно сильно изнашивают-
ся детали при пуске холодных двигателей.
Повышение вязкости масла при низкихтемпературах воздуха вызывает
резкое увеличение сопротивления вращениюколенчатого вала, что зат-
рудняет достижение требуемой для пуска двигателя частоты вращения
коленчатого вала.
.
р
Как же все-таки обеспечить уверенный пускдвигателя зимой? Есть
несколько способов.ПЕРВЫЙ СПОСОБ — применять масла с низкой вяз-
костью М-5 /10 или М-5 /12 и аналогичного, смаркировкой SAE 10W-30.
Таких масел сегодня в продаже достаточно. Они дадутвозможность
стартеру развить пусковые обороты притемпературах воздуха до минус
20-25 С.Если в вашей местноститемпературы ниже, причем в течении
длительного времени, то целесообразно использовать более «жидкие»
масла — класса вязкости SAE 5W-30.
Однако резко возрастает с морозом вязкостьмасла в двигателе, да-
же у М5 /10 при тридцатиградусном морозестановится чуть ли не твер-
дым. Ясно, двигать детали в таком масле и«прокачать» по магистралям
настолько трудно, что стартер при пуске с этим может несправиться.
Если мотор все — таки удаться пустить, вас может подстеречь большая
беда — часто, проработав полминуты, моторзаклинивается! Происходит
это из-за того, что масло, выброшенноевначале в магистраль маслона-
сосом, другим из картера не заменяется — под насосом образуется
воздушная яма. ВАС оповестит об этом лампа «НЕТДАВЛЕНИЯ», да и мо-
тор начнет лязгать. Тут-то его и надо немедленно выключить иначе
повреждений не миновать.
Но как тому, кого мороз застал врасплох? Ведь и такбывает: надо
ехать, а на дворе минус тридцать, и подогреть масло в картере нечем
--не будешь же под машиной костер разводить-- она, чай своя не дяди
на!
Слить и подогреть тоже не выйдет — масло-то почти как вакса. В
подобных случаях мы поступали так. В какой-нибудь емкости нагревали
литр-поллитра масла до градусов 90-120, затем заливали его в двига-
тель(в дополнение к имеющемуся) плюс туда же-- бензин. И сразу весь
этот коктейль смешивали стартером. Послемотор, как правило, пускал-
ся без проблем, при чем контрольная лампадавления не загоралась, не
было лязга, повреждений. Даже если переохлажденная часть масла и не
смешивалась с вновь залитым, то мотор исправно начинал работать, а
потом температура всего объема маславыравнивалась. Не надо опасать-
ся, что превышение уровня масла в двигателе грозит катастрофой --
куда хуже пускать его на холодном масле, когда некоторые детали вы-
нуждены работать всухую. Педант может, конечно, после этого на вся-
кий случай слить излишек, я, например, этого не делал — в процессе
естественного угара масло все равно выработается. Кому-то подготов-
ка может показаться слишком хлопотной.Но, уверяю, из всех зол от мороза это — меньшее. Еще одна «де-
довская хитрость». Оставляя машину нанесколько ча-
сов, совсем не вредно укрыть двигатель (подкапотом) старым ватни-
ком, одеялом или чем-нибудь подобным. Дажепосле стоянки в течении 5
часов при 20-градусном морозе мотор под такой шубой на ощупь имел
плюсовую температуру. Характеристики вязкости масла с увеличением
мороза не линейные -- туткаждый новый градус играет все большую
роль, и такое утепление здорово помогает при пуске двигателя на мо-
розе. Главное, о чем, надо помнить, — шубане должна касаться горя-
чих выхлопных патрубков, иначе ВАМ грозитПОЖАР !!!
.
Второй способ — нагреть двигатель черезсистему охлаждения. Для
предпусковой подготовки карбюраторныхдвигателей, заправленных загу-
щенным моторным маслом, требуется вода, нагретая до температуры
семьдесят пять — восемьдесят градусовцельсия: при температуре окру-
жающего воздуха минус тридцать пять градусовцельсия — две заправки,
при температуре ниже минус тридцать пятьградусов цельсия — не менее
трех заправок. Заливать горячую воду вгорловину радиатора необходи-
мо через воронку так, чтобы скорость подачи ее в систему охлаждения
автомобилей и легких транспортеров-тягачейсоставляла примерно пять
литров в минуту. При этом сливные краники системы охлаждениядолжны
быть открыты, отверстия их прочищены, а жалюзи радиатора закрыты. С
началом вытекания из сливных краников теплойводы краники на полови-
ну прикрывают и продолжают заливатьводу. После того как из краника
вытечет шесть-восемь литров воды, их перекрывают и заполняют всю
систему охлаждения горячей водой, опускаюткапот и выдерживают горя-
чую воду в системе для лучшего прогревастенок цилиндров. Затем сли-
вают часть воды ( одну треть или одну вторуючасть вместимости сис-
темы охлаждения ) и вновь доливаютсистему горячей водой до нормы.
По окончании пролива через систему охлаждениягорячей воды пускают
двигатель с применением пусковой жидкости ипрогревают его при малой
частоте вращения на холостом ходу в течениетрех-четырех минут.
.
Третий вариант — поднять температуру масла, подогревая картер
двигателя паяльной лампой, газовой горелкойили любым другим доступ-
ным способом, например, с помощью примуса" Шмель" ( конечно, приняв
меры пожарной безопасности). Имейтеввиду, что интенсивный нагрев
поддона (особенно алюминиевого) вызывает местный перегрев нижних
слоев масла, термическое разрушениеприсадок. Это тоже приводит к
ускорению старению масла. Поддон не СКОВОРОДКА, А МАСЛО НЕ КАРТОШКА
- не «жарьте» его на открытом огне. Отведите пламя, пусть время
прогрева увеличится, но так будет лучше.
Для нагрева масла таким образом лучшевсего пользоваться горелка-
ми с инфракрасным излучением ( со специальнойкерамикой). Таких се-
годня много в продаже, например, примус " Эверест". Как показывает
опыт, на двадцатипяти градусном морозе через пятнадцать минут он
достаточно нагревает масло.
На ином техническом уровне подошла к делупроизводственно-коммер-
ческая фирма " Бета", разработавшая так называемый подогреватель
топливовоздушной смеси ПТС-45 ( рис.2 ) Посути дела это лента, по-
лоска ( ширина 10 мм, и толщина 1.250 мм) изтокопроводящего матери-
ала, согнутая по форме колодца в выпускном коллекторе ( рис. 3 ).
Материал этот, успешно применяющийся в военной технике, сталдосту-
пен благодоря конверсии ( сколько еще«открытий» она может принес-
ти!).
Для нас он интересен тем, что исключает опасность пожара при про-
пускании тока на неработающем двигателе ( тоесть без охлаждения по-
током смеси) температура нагревательногоэлемента составляет двести
восемьдесят пять градусов цельсия, а пары бензина, как известно,
воспламеняются при четырехста восьмидесятиградусах цельсия.
Какова же практическая отдача от ПТС-45?Прежде всего — облегче-
ние пуска двигателя в морозную погоду,поскольку нагревательный эле-
мент резко улучшает испарение бензина. Суть этого метода широко из-
вестна и особых пояснений не требует. Нужнолишь заметить, что прибор
потребляет относительно небольшой ток — около3.5 А, такая дополни-
тельная нагрузка вполне допустима даже дляполуразряженного аккуму-
лятора.
Когда мотор запущен, но еще не достиграбочей температуры, подог-
реватель способствует уменьшению расхода топлива. Проведенные НАМИ
стендовые испытания силового агрегатаМеМЗ-245 (двигатель «Таврии»),
на котором был установлен ПТС-45, показали, что при температуреох-
лаждающей жидкости плюс восемь градусовцельсия подогреватель позво-
ляет экономить от трех до восьми процентов бензина (экономия тем
больше, чем ниже обороты), при этом нахолстом ходу двигатель без
подогрева устойчиво работает при скорости вращения коленчатого вала
не менее 1000 об/мин, а с подогревателем — 850 об/мин. Соответствен-
но часовой расход топлива снижается с 0.82 до 0.68 кг/ч, а также
несколько уменьшается концентрация СО ввыхлопных газах.
По мере подогрева двигателя влияние подогревателя уменьшается.
Когда температура охлаждающей жидкостидоходит до сорока градусов
цельсия, экономия снижается до двух — трехпроцентов, при рабочей
температуре мотора подогревательбесполезен. Однако в отличие от
множества дополнительных устройств, помещаемых во впускной коллек-
тор, он не вреден; никакой помехи потоку рабочей смеси он не оказы-
вает, что подтверждено характеристикамидвигателя на испытательном
стенде.
.
Четвертый способ — в полевых условиях дляразогрева двигателей с
помощью горячей воды применяютсяподвижные водомаслогрейки и водо-
маслогрейки и водомаслозаправщики (ВМГ-40-51,ВГ-50-51, ВМЗ), а так-
же МП-Север.
Для работы подогревателей используютгорючие, на котором работает
двигатель.
Подогреватели работающие на бензине, состоят из котла 15 (рис.
80) с горелкой, электровентилятора 17, электромагнитногоклапана 4,
топливного бачка 1, поддона масляного картера 13, трубопроводов и
пульта управления. Подача бензина из топливного бака черезэлектро-
магнитный клапан в камеру сгорания происходитсамотеком, воздух наг-
нетается вентилятором, циркуляция жидкостимежду рубашками котла и
блока цилиндров во время работы подогревателя- термосифонная.
Подогреватели, работающие на дизельном топливе, имеют ряд конс-
труктивных отличий от бензиновых подогревателей, что обусловлено
различиями физическиих свойств дизельноготоплива и бензина. К осо-
бенностям этих подогревателей следует отнестиналичие принудительной
циркуляции жидкости между подогревателем и системой ох+аждения дви-
гателя в период его подогрева, а такжепринудительной подачи топлива
из бачка к форсунке подогревателя с помощьюнасосного агрегата, сос-
тоящего из вентилятора, топливного и жидкосного насосов, приводимых
вот одного электродвигателя.
В комплект современных дизельныхпредпусковых подогревателей вхо-
дят: котел подогревателя 1 (рис. 81), насосный агрегат 7, топливный
бачек 12, электромагнитный клапан 15,электронагреватель топлива 16,
источник высокого напряжения и искровая свеча14, пульт управления.
Подготовка подогревателя к работе ипредпусковой разогрев двига-
теля проводится согласно рекомендациям, изложеным в заводской конс-
трукции по эксплуатации соответствующеймашины.
.
ПЯТЫЙ СПОСОБ — использование химическихсредств ( аэрозолей ),
гарантирующихзапуск двигателя при низких температурах.
Можно, конечно, бегать из дома к машине скастрюлей горячей воды.
Можнорискнуть прогреть двигатель паяльной лампой...
По мнению экспертов, разумнее использовать химические средства
(аэрозоли),гарантирующие запуск двигателя при низких температурах
(таких,как «Blizstart» или «Starting fuild»), целесообразноиспользо-
ватьпри температуре ниже -20 С. Поскольку эти средства представляют
легкоиспаряющиесяжидкости, их воспламенение в цилиндрахможет проис-
ходить,как показывает опыт, даже при отключенной системе зажигания.
Распыляемые в патрубок воздушного фильтранепосредс-
твенноперед пуском, аэрозоли обеспечиваютпрактически мгновенный за-
пусккак бензиновых двигателей, так и дизилей.
Если говорить исключительно одизелях, которые, как известно, в
зимнихусловиях запустить сложнее, чембензиновые, то 100-процентную
гарантиюпри -27 С дает присадка в топливо " Дизель кальтеншультц
".200-миллилитрового флакона этой присадки хватает на 200 литров топ-
лива.Такого-же обьема присадки " Дизель адитив " хватает только на
40-60литров топлива. Зато это не только обеспечивает запуск двигателя
при-20 С, но и снизит уровень токсичныхвыхлопов вашего авто и повы-
ситоктановое число топлива.
ЦЕНЫ: " Blizstart " — 7 $ (300-мл)
" Дизель кальтеншульц "-- 10 $ ( 200-мл )
" Дизель адитив " — 6$ ( 200-мл )
" Starting fuild " — 6$ ( 300-мл )
.
Шестой способ — в качестве крайней мерыприменяют пуск двигателя
буксированием, т.е. раскручивание коленчатоговала ведущими колесами
автомобиля. Такой метод пуска двигателянаиболее гарантированный, но
допустим лишь в исключительных случаях, так как при этом ходовая
часть, трансмиссия и двигатель испытывают большие ударные нагрузки,
которые могут привести к поломкам. Движениеначинают при нейтральном
положении рычага коробки передач (КП). Когдаавтомобиль наберет дос-
таточную скорость (желательно 15-20км/ч), водитель включает высшую
передачу в КП и отпускает педальсцепления. Если двигатель при этом
не начал работать, а скорость движенияуменьшилась, педаль сцепления
вновь выжимают и при наборе нужной скоростидвижения попытку пуска
повторяют. Как только двигатель начнетработать, педаль сцепления
быстро выжимают, устанавливают среднюю частоту вращенияколенчатого
вала, рычаг переключения передач переводят внейтральное положение и
педаль сцепления отпускают.
Если при нескольких таких попыткахдвигатель все же не начал ра-
ботать, то в движении на буксировке продувают цилиндры, для чего
плавно нажимают до упора на педаль управлениядроссельной заслонкой,
полностью открывают воздушную заслонку ивключают высшую передачу в
КП. В таком положении автомобильдвижется на буксире 2-3 мин.После
продувки пуск двигателя повторяют обычнымпорядком на более высокой
скорости буксирования.
Пуск двигателя буксированием требуетвключения в коробке передач
именно высшей передачи, а не второй или первой, как это делают оши-
бочно некоторые водители. При включении высшей передачи коленчатый
вал раскручивается с частотой, вполнедостаточной для пуска двигате-
ля. Напомним, что частота вращения коленчатого вала, обеспечивающая
пуск двигателя, совсем не велика исоставляет примерно 50 об/мин и
лишь при низких температурах — около 100об/мин. Движению автомоби-
ля, например ВАЗ, со скоростью 15-20 км/ч на прямой передаче
1500-2000 об/мин, что для пуска двигателясовершенно не требуется.
Корме того, при включении первой или второйпередачи в КП для
проворачивания колес и коленчатого вала буксируемого автомобиля
должна быть создана очень большая сила. Преодолеть такую силу не
всегда удается и буксировщику. Да и нужнасоответствующая сила сцеп-
ления ведущих колес с дорогой. Иначе колеса буксируемого автомобиля
начинают скользить юзом.
При отсутствии буксировщика пуск двигателявозможен также методом
толкания с использованием мускульной силылюдей или скатыванием ав-
томобиля на спуске. Порядок работы при этомостается таким же, как и
при пуске двигателя бусированием.
.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1 ) Журнал " ЗА РУЛЕМ" 12 / 95
2 ) 8 / 93
3 ) 11 / 95
4 ) Журнал " КЛАКСОН " 21 / 95
5 ) 23-24 / 95
6 ) Сабодахо С. В. " За рулемлегкового автомобиля " стр. 21-22
7 ) " Учебник сержанта автомобильнойслужбы " N 2223 Уч. библ-ка
.