Реферат по предмету "Право"


Таможенно-правовые нормы, понятие и виды

Таможенно-правовые нормы, понятие и виды. Вопрос о нормах таможенного права также исследован недостаточно. В связи с этим целесообразно будет воспроиз¬вести прежде всего общее определение правовой нормы. В общем виде правовая норма — это юридическое пра¬вило, санкционированное и закрепленное в соответствующих актах государства — в Конституции, федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства Россий¬ской

Федерации, актах министерств, государственных коми¬тетов и других государственных органов. В административ¬но-правовой литературе норма административного права оп¬ределяется следующим образом. Норма административного права есть установленное или санкционированное государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере государственного управле¬ния и реализация которого, как и норм других отраслей пра¬ва, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой государства.

Это установленные или санкционированные государст¬вом правила, регулирующие отношения в сфере государст¬венного и муниципального управления, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуж¬дением. Административно-правовую норму можно определить в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных от¬ношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования меха¬низма исполнительной власти или (в широком смысле)

госу¬дарственного управления. Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является кир¬пичиком конкретного административно-правового норматив¬ного акта. Отметим особо последнее определение. Такой подход к характеристике административно-правовой нормы открыва¬ет путь к разномерной и многоплановой характеристике та¬моженно-правовой нормы. Нормы административного права при их классификации делятся на нормы материального и нормы процессуального

административного права. Такая классификация может быть распространена и на нормы таможенного права. Четкое де¬ление таможенно-правовых норм на нормы материального таможенного права и нормы процессуального таможенного права видно из содержания ТК. Например, ст. 8 содержит следующую норму: "Таможенное дело непосредственно осу¬ществляют таможенные органы Российской Федерации, яв¬ляющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую

входят: Государственный таможенный комитет Российской Федерации; региональные таможенные управления Российской Федерации; таможни Российской Федерации; таможенные посты Российской Федерации". Данная статья — норма материального таможен¬ного права. А вот, например, ст. 289, предусматривающая введение производства по делам о нарушениях таможенных

правил и порядок их рассмотрения, а также другие статьи, устанавливающие процедурно-процессуальные правила, содержащиеся в ТК,— это нормы процессуального таможенного права. К ним, помимо уже названной ст. 289, следует отнести ст. 290—305, 306—315, 332—352 и другие статьи разд. Х ТК. Все без исключения авторы, характеризуя правовые нормы различных отраслей права, помимо перечисленных

выше признаков, выделяют такие понятия, как структура админи¬стративно-правовых норм; действие правовых норм во вре¬мени, действие их в пространстве и по кругу лиц. Так, структура административно-правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. То же самое можно ска¬зать о таможенно-правовой норме. Гипотеза содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо или можно действовать опреде¬ленным

образом. Диспозиция определяет само правило поведения, пред¬писываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права. В санкции нормы указываются неблагоприятные послед¬ствия, угрожающие нарушителям установленного данной нормой правила. Типичными в таких случаях санкциями яв¬ляются меры административной и дисциплинарной ответст¬венности, а также меры пресечения. Пределы действия указанных правовых норм во вре¬мени определяются общими правилами их вступления в

силу и опубликования, определяемыми нормативными актами Правительства Российской Федерации. Действие правовых норм в пространстве и по кругу лиц связано с положением органа, издающего нормативный акт. В этой связи можно условно различать, скажем, тамо¬женно-правовые нормы, издаваемые ГТК России и регио¬нальным таможенным управлением, а также нормы общего характера и нормы отраслевого характера. Рассмотрим теперь особенности таможенно-правовой нормы.

Поскольку таможенно-правовые нормы регулируют отношения в весьма сложной, комплексной и неоднородной по структуре сфере, они обладают определенной специфи¬кой. Прежде всего, как уже отмечалось, это могут быть ма¬териальные таможенно-правовые нормы и процессуальные таможенно-правовые нормы. Но главная особенность таможенно-правовых норм иная; данными нормами устанавливаются юридически обя¬зательные правила, которые Действуют в соответствующих "блоках", определенных

частях структуры таможен¬ного дела. В самом общем виде таможенно-правовые нор¬мы регулируют отношения в области перемещения това¬ров и транспортных средств; таможенных режимов; тамо¬женных платежей; таможенного оформления; таможенно¬го контроля; таможенной статистики и др. Таким образом, таможенно-правовая норма — это юридически обязатель¬ное правило, установленное и санкционированное госу¬дарством в соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный "блок" (либо

его часть) в сфе¬ре таможенного дела и неисполнение (нарушение) кото¬рого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством. Таможенно-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах: в Конституции Российской Фе¬дерации, в федеральных законах, в актах ГТК России и дру¬гих центральных органов исполнительной власти. Например, в ст. 74 Конституции предусмотрено: "1.

На территории Российской Федерации не допускает¬ся установление таможенных границ, пошлин, сборов и ка¬ких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. 2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вво¬диться в соответствии с федеральным законом, если это не¬обходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей". В юридической литературе встречается довольно услов¬ное деление таможенно-правовых

норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы в таможенном праве уста¬навливают права субъектов на совершение тех или иных действий. Например: "Создание, реорганизация и ликвида¬ция таможенных управлений и таможен осуществляется Го¬сударственным таможенным комитетом Российской Феде¬рации" (ст. 8 ТК). Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершать определенные действия определенного

содержа¬ния. Пример — ст. 55 ТК "Требования к владельцу магазина беспошлинной торговли": "Владелец магазина беспошлинной торговли обязан: исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля товаров, поступающих в магазин беспошлинной торговли и реализуемых им; соблюдать условия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли и выполнять требования таможен¬ных органов Российской Федерации; вести учет поступающих и реализуемых товаров и пред¬ставлять таможенным органам

Российской Федерации от¬четность об этих товарах в порядке, определяемом Государ¬ственным таможенным комитетом Российской Федерации". Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъ¬екта воздерживаться от совершения действий определенно¬го характера. Например, ст. 167 ТК предусматривает: "Полученная от отправителя товаров и документов на них информация, составляющая коммерческую, банковскую

или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденци¬альная информация не должна разглашаться, использовать¬ся таможенным перевозчиком, и его работниками в собствен¬ных целях, передаваться третьим лицам, а также государст¬венным органам (кроме таможенных органов Российской федерации), за исключением случаев, предусмотренных за¬конодательными актами Российской Федерации". Государственные служащие таможенных органов, а также учреждений, организаций

и предприятий в сфере таможенного дела Важное место среди субъектов таможенного права за¬нимают государственные служащие, работающие как непо¬средственно в таможенных органах, так и во входящих в таможенную систему Российской Федерации учреждениях, на предприятиях и в организациях. Вначале хотелось бы высказать некоторые общие сооб¬ражения относительно современного понимания характера и содержания государственной службы. Это необходимо для выявления основных черт и определения специфики

служ¬бы в таможенных органах, учреждениях и организациях. Б. М. Лазарев справедливо отмечает: "В любой системе социального управления, непосредственно или в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится и к государ¬ственному механизму. Без персонала он представлял бы со¬бой безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей". Это положение в полной мере применимо к организации механизма управления таможенным делом.

Понятия "таможенная служба" и "служба в таможенных органах, учреждениях и организациях" могут трактоваться по-разному — и как идентичные, и как существенно отличающие¬ся друг от друга. Это зависит, в свою очередь, от трактовки термина "таможенная служба". Представляется, что есть осно¬вания понимать таможенную службу как определенную сово¬купность таможенных органов, учреждений и организаций, а также правовой статус должностных лиц таможенных органов, порядок

и условия прохождения службы в этих органах. В настоящей главе речь идет о государственной службе и статусе государственных служащих в таможенных орга¬нах и учреждениях, о порядке приема, прохождения, прекращения службы в них и о ряде других вопросов, связанных со службой в них. В литературе по поводу определения в целом понятия государственной службы нет единства мнений. Предлагаются разные варианты этого понятия. Например,

Б.М. Лазарев по¬лагает: "Государственная служба — это прежде всего служение государству, т. е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах, "силовых" структурах, в государственных социально-культурных учреждениях, на го¬сударственных предприятиях (в их администрации)". Это оп¬ределение вызывает некоторые вопросы. Разве так называемые силовые структуры — это не государственные

органы, не органы исполнительной власти? Каков круг работников, вхо¬дящих в администрацию предприятий? Ответы на эти вопросы имеют определенное значение для понимания характера и содержания государственной таможенной службы. То, что служба в таможенных органах (являющихся государственными органами) и в большинстве учреждений, предприятий и организаций, подведомственных ГТК (и являющихся в своему характеру также государственными), представляет собой разновидность российской

государственной службы, не вызывает сомнений. Служба в органах, учреждениях и организациях, непосредственно осуществляющих таможенное дело или способствующих решению таможенных задач, -это государственная таможенная служба. Государственная служба в таможенных органах и учреждениях построена в соответствии с демократическими принципами, закрепленными в Конституции. В частности, в ч. 4 ст. 32 провозглашен принцип: "Граждане Российской

Федерации имеют равный доступ к государственной служ¬бе", а в п. "т" ст. 71 предусмотрено, что федеральная госу¬дарственная служба находится в ведении Российской Феде¬рации. Более развернуто принципы государственной служ¬бы сформулированы в других правовых актах. В научной и учебной юридической литературе вопросу о принципах госу¬дарственной службы уделено немалое внимание. По мнению, например, Д.Н. Бахраха, к числу основных принципов госу¬дарственной службы

относятся демократизм, профессиона¬лизм, социально-правовая защита служащих. Названное можно считать и основными принципами го¬сударственной таможенной службы, добавив к этому перечню также принцип ответственности и подотчетности служащих. Принцип демократизма, являющийся конституционным принципом, проявляется, В частности, в сменяемости тамо¬женных служащих. Сменяемость кадров в таможенных ор¬ганах и учреждениях

обеспечивается в процессе их естест¬венного обновления, в частности, связанного с уходом работ¬ников по достижении соответствующего возраста на пенсию, а также по состоянию здоровья, с назначением на другую должность, в случаях перехода в другие ведомства, а также в случаях освобождения от должности и понижения в ней. Правовые процедуры и гарантии сменяемости работников таможенных органов и учреждений предусмотрены частич¬но в ТК и других правовых актах, в том числе в норматив¬ных актах по вопросам приема и прекращения

службы в та¬моженных органах, издаваемых ГТК России. 0тветственность и подотчётность лиц, находящих¬ся на службе в таможенных органах и учреждениях, являет¬ся важным принципом таможенной службы. Реализация его имеет свои особенности, обусловленные спецификой статуса таможенных органов и их должностных лиц, характеризую¬щегося, в частности, четко выраженной вертикальной под¬чиненностью звеньев системы этих органов и отсутствием юридически закрепленной подчиненности

по горизонтали — органам представительной и исполнительной власти субъек¬тов Российской Федерации, местного самоуправления и мест¬ной администрации. Что касается ответственности рассматриваемой катего¬рии служащих, то к ним прямо относятся общедемократические требования и установки. Законодательством, в том числе ТК, установлены различные виды ответственности (дис¬циплинарная, административная, уголовная, материальная)

должностных лиц таможенных органов. Принцип профессионализма, компетентности является ве¬дущим началом при организации и функционировании госу¬дарственной таможенной службы. Это не только общедемокра¬тическое условие формирования и деятельности корпуса тамо¬женных служащих, но и четко юридически зафиксированное требование, без выполнения которого невозможно получение права на ведение операций и действий в таможенной сфере.

Остановимся вначале на самом понимании и содержа¬нии принципа профессионализма применительно к таможен¬ной службе и к таможенным служащим. Учитывая сложный, многоаспектный характер таможенного дела, важно подчерк¬нуть обязательность как общей, так и специальной подготов¬ки служащих, необходимой для осуществления таможенного дела. В первую очередь это касается сотрудников собственно таможенных органов, а также учреждений, наиболее близко к ним примыкающих (например, таможенных лабораторий, региональных и иных служб и структур

ГНИВЦ), без помо¬щи которых деятельность таможенных органов не может быть эффективной. Служащие таможенных органов должны обладать знаниями и практическими навыками в области внешнеэкономической деятельности, знать детали и тонкости технологии таможенного дела. Они должны также ориентироваться в Соответствующем правовом материале. Речь идет в первую очередь об административно-правовых и административно-процессуальных аспектах регулирования

и осуществления таможенного дела; об уголовно-правовых и уголовно-процессуальных нормах (контрабанда и иные преступления в сфе¬ре таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная де¬ятельность), а также о некоторых положениях других пра¬вовых отраслей — финансового, трудового, налогового, бан¬ковского права; валютного законодательства; международно-правовых договоров, соглашений и норм в области сотруд¬ничества государств в сфере таможенного дела. Словом, требования, предъявляемые к таможенным слу¬жащим, достаточно

высоки, что объясняется необходимос¬тью обеспечить подлинные профессионализм и компетентность данной категории государственных служащих. Некоторые аспекты принципа профессионализма закреп¬лены в ТК. Так, в ст. 420 ТК среди требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов, предусмот¬рена способность этих лиц по своим деловым и моральным качествам, уровню образования выполнять возложенные на таможенные органы задачи. В ст. 9 ТК говорится: "

В целях подготовки кадров и повышения их квалификации в систе¬ме Государственного таможенного комитета действуют учебные заведения профессионального и дополнительного образования". Обеспечение профессионализма, компетентности при осуществлении таможенной деятельности предусмотрено и в других статьях ТК. Так, согласно ст. 158, чтобы получить лицензию на осуществление деятельности в качестве тамо¬женного брокера, предприятие,

обладающее правом юриди¬ческого лица, должно иметь в штате специалиста по тамо¬женному оформлению, получившего квалификационный ат¬тестат. Статус специалиста по таможенному оформлению предусмотрен ст. 161 ТК, в которой помимо других предпи¬саний содержится следующее положение: "В случае суще¬ственного изменения правового регулирования таможенного дела специалист по таможенному оформлению должен в ме¬сячный срок подтвердить соответствие своих знаний новым требованиям к таким специалистам"

. Требования професси¬онализма и компетентности служащих зафиксированы в боль¬шинстве разделов и глав ТК, в частности в статьях, посвя¬щенных вопросам производства и рассмотрения дел о нару¬шениях таможенных правил, ведению ТН ВЭД и др. Принцип социальной защищенности таможенных слу¬жащих в той или иной мере отражен и закреплен во многих главах и статьях ТК, в других правовых актах, в частности в указах Президента и постановлениях Правительства Россий¬ской

Федерации. Непосредственно проблемам социальной за¬щищенности посвящена гл. 62 ТК "Оплата труда, матери¬ально-бытовое обеспечение и социальная защита должност¬ных лиц таможенных органов Российской Федерации". С изменением характера таможенного дела, расширением его масштабов началась, как отмечалось, перестройка таможен¬ной службы в России. Сейчас она особенно нуждается в по¬стоянной материально-технической, финансовой и социаль¬ной

поддержке со стороны государства. Без этого таможен¬ные органы будут просто не в состоянии решать стоящие перед ними задачи, количество которых увеличивается, а характер усложняется. Поскольку таможенные органы и учреждения — это прежде всего работающие в них должностные лица и иные категории государственных таможенных служащих, постоль¬ку их социальная защищенность, забота об оплате их труда и материально-бытовом обеспечении в решающей степени определяют эффективность функционирования

таможенной системы в целом и каждого звена в отдельности. Поэтому закрепление в ТК достаточно подробных правовых предпи¬саний в области обеспечения социальной защиты должност¬ных лиц таможенных органов имеет в определенной мере и концептуальное значение, так как по существу формирует сам подход к вопросу о социальной защите всех категорий таможенных служащих. Выделим некоторые важнейшие нормы, касающиеся этой стороны статуса должностных лиц таможенных органов.

На¬пример, в ст. 428 ТК говорится, что государство гарантирует повышенные условия оплаты труда, уровень материально-бытового обеспечения и социальную защиту должностных лиц таможенных органов в целях создания материальных предпосылок для добросовестного исполнения этими лицами своих служебных обязанностей. В ст. 431—436 ТК юридичес¬ки закреплены: обязательное личное страхование этих лиц; дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска; обеспе¬чение их жилой площадью, телефоном; пенсионное обеспе¬чение данных лиц

и их семей; положение о том, что обложе¬ние налогом доходов, полученных должностными лицами та¬моженных органов в связи с выполнением служебных обя¬занностей, осуществляется применительно к условиям и по¬рядку, установленным законодательством Российской Феде¬рации для военнослужащих. Перечисленные и иные правовые нормы, в которых во¬площен принцип социальной защиты таможенных служащих и, в частности, должностных лиц таможенных органов, до¬полняются, развиваются и конкретизируются в указах

Пре¬зидента и постановлениях Правительства, в нормативных ак¬тах ГТК, например в Указе Президента Российской Федера¬ции "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" от 18 июля 1992 г в поста¬новлении Правительства Российской Федерации "О неотлож¬ных мерах по усилению таможенного контроля на государственной

границе Российской Федерации" от 24 мая 1993 г. Более подробно о реализации рассмотренных принци¬пов государственной таможенной службы будет сказано в ходе характеристики статуса таможенных служащих. Прежде чем определить понятие "государственный служащий таможенного органа, учреждения и организации", необходимо хотя бы кратко раскрыть содержание терминов "служащий" и "должность"

. Должность — это элемент любой управленческой струк¬туры, в том числе таможенных органов и учреждений. Приве¬дем определение этого понятия, данное В. М. Манохиным: "Го¬сударственно-служебная должность — это часть организаци¬онной структуры государственного органа (организации), обо¬собленная и закрепленная в официальных документах (шта¬тах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставленной лицу —

государственному служащему в целях ее практичес¬кого осуществления." Требуется, правда, уточнение: должнос¬ти существуют не только в государственных органах и органи¬зациях, но и в общественных и кооперативных объединениях, частных и коммерческих предприятиях, фирмах и т. д. Однако применительно к рассматриваемой здесь теме речь, конечно, может идти только о государственных должностях. Интерес¬ное определение должности принадлежит

ДЛ. Бахраху: "Долж¬ность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Конкретные лица, реализующие должност¬ные полномочия, могут меняться, а их роли — нет". Термин "служащий" также требует некоторых поясне¬ний. В самом широком смысле слова служащий — это лицо, гражданин, занимающий за плату определенную должность в государственной организации или общественном объеди¬нении, коммерческом или

Частном предприятии и т. р " Госу¬дарственный таможенный служащий — это вид, во-первых, служащего в широком смысле и, во-вторых, государственно¬го служащего, имеющий некоторые особенности. Учитывая, что таможенные органы отнесены к числу правоохранитель¬ных, надо подчеркнуть, что правила приема и прохождения в них службы во многом близки к тем, которые применяют¬ся, например, в органах внутренних дел, налоговой полиции, а также пограничной службы.

Много общего с этой точки зрения обнаруживается в учреждениях и организациях таможенной сферы и службы в гражданской авиации, на железнодорожном, морском и речном транспорте. Эта общность во многом определяется спецификой названных и ряда других отраслей, особенностя¬ми их характера, организации руководства и управления ими. Государственный таможенный служащий — лицо, за¬нимающее за вознаграждение должность в таможенных органах,

учреждениях и организациях, участвующее в осу¬ществлении таможенного дела и обладающее определен¬ным объемом (кругом) прав и обязанностей. Рассмотрим подробнее вопрос о классификации тамо¬женных служащих. В литературе выработаны различные критерии такой классификации и, соответственно, различ¬ные ее варианты. Достаточно распространенной является классификация служащих в зависимости от видов государ¬ственной деятельности; от характера труда (т. е. по стар¬шинству должностей); от юридических свойств должностей

(т. е. по характеру служебных полномочий). На этой основе может быть предложена следующая классификация государ¬ственных таможенных служащих. Отметим еще раз, что это лица, занимающие должности и работающие в таможенных органах, являющихся одним из видов органов исполнитель¬ной власти, а также в государственных таможенных учреж¬дениях, предприятиях и организациях. По характеру труда (старшинству должностей) таможен¬ные служащие могут быть подразделены на руководителей,

специалистов и технических исполнителей. К руководителям относятся Председатель, заместители Председателя, члены Коллегии ГТК; начальники региональ¬ных таможенных управлений и таможен, таможенных по¬стов; начальники управлений, отделов, других структурных подразделений таможенных органов, их заместители; дирек¬тора (начальники) таможенных предприятий и организаций, учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. руководители

таможенных органов и учреждений играют большую роль в определении перспективных и текущих за¬дач возглавляемого органа, предприятия, учреждения, орга¬низации, структурного подразделения; в направлении и ко¬ординации их деятельности, подборе и расстановке кадров, принятии решений и контроле за их выполнением. Руководители таможенных органов и их заместители могут иметь штат сотрудников, помогающих им выполнять свои функции в соответствии с распределением обязаннос¬тей.

В зависимости от уровня и места соответствующего ор¬гана в системе таможенных органов такой штат может со¬стоять из двух и более сотрудников. Условно его можно на¬звать аппаратом при руководстве. Например, Председатель ГТК имеет аппарат, в который входят его советники, рефе¬ренты и другие категории служащих. К числу специалистов относятся служащие таможен¬ных органов и учреждений, предприятий и организаций, имеющие высшее или среднее специальное образование, ко¬торые выполняют работу, требующую специальных

знаний и трудовых навыков, но не являются руководителями. Спе¬циалистами являются инспектора, экономисты и юрискон¬сульты, референты, бухгалтеры различных категорий, това¬роведы, инженеры, программисты, эксперты. Технические исполнители — лица, осуществляющие вспомогательную деятельность: секретари, машинистки, де¬лопроизводители, кассиры и другие служащие, занятые под¬готовкой и оформлением документов, хозяйственным обслу¬живанием, организационно-технической стороной учета и

кон¬троля, ведением делопроизводства. Нужно отметить, что деление служащих на руководите¬лей, специалистов (именуемых также основным составом) и технических исполнителей имело юридическую основу в виде утвержденной в 1967 г. Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы Единой номенклату¬ры должностей служащих. Этот документ стал нормативно-правовой базой для разработки должностных характерис¬тик, штатов, тарифно-квалификационных справочников и схем должностных окладов.

Предусмотренное Единой номен¬клатурой должностей деление служащих на три категории оставило также своеобразный фундамент для рассмотрения вопросов классификации и описания каждой категории слу¬жащих, в частности, в учебниках по административному пра¬ву. Такой подход, апробированный практикой, может быть воспринят и для классификации таможенных служащих. Юридические свойства должностей, т. е. характер и объем имеющихся у них полномочий, — один из наиболее важных и распространенных критериев классификации служащих.

Та¬моженные служащие в соответствии с этим критерием могут быть подразделены на должностных лиц и иных служащих. Охарактеризуем правовой статус должностных лиц та¬моженных органов с учетом того, что этому посвящен целый раздел ТК — разд. XIV "Должностные лица таможенных ор¬ганов Российской Федерации", а также другие правовые акты. Вначале о самом понятии "должностное лицо".

В законо¬дательстве и в юридической литературе имеются различные варианты его определения. Главное, что следует выделить при характеристике должностного лица, — право этой категории служащих (и не только государственных) совершать юридически значимые действуя. В этом смысле удачным можно признать следующее оп¬ределение: "Должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические дейст¬вия"

. Такие юридические действия влекут определенные юридические последствия, и серьезное отличие должност¬ных лиц от других категорий служащих состоит в том, что первые могут действовать от имени организации внутри нее или вовне; первые имеют властные (распорядительные) пол¬номочия, а вторые — нет. По мнению Б.М. Лазарева, должностными лицами явля¬ются те государственные служащие, которые обладают рас¬порядительными полномочиями: имеют подчиненных им по службе сотрудников, вправе издавать акты управления,

оп¬ределяющие поведение других людей, или акты администра¬тивного распоряжения материальными и денежными ресур¬сами, либо осуществляют контроль. Это определение более широкое, чем приведенные выше; содержащиеся в нем ха¬рактеристики должностного лица более подробно раскрыва¬ют его понятие. Разновидностью должностных лиц являются представи¬тели власти. В законодательстве нет четкого определения этого термина.

Пленум Верховного Суда СССР в постановле¬нии от 30 марта 1990 г. дал разъяснение этого понятия. К представителям власти были отнесены работники государ¬ственных органов и учреждений, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организа¬циями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (народные депутаты, председатели, их замес¬тители и члены исполкомов

Советов, судьи, прокуроры, сле¬дователи, арбитры, работники милиции, государственные инспектора и контролеры и др.). В литературе в качестве основного признака представи¬телей власти выделяется следующее положение: эти госу¬дарственные служащие имеют право предъявлять государ¬ственно-властные требования (давать предписания, указания) от имени государства и применять меры воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении. Б.М. Лаза¬рев также отмечает: " представители власти облечены го¬сударственно-властными

полномочиями по отношению к ли¬цам, не находящимся у них в служебном подчинении." На основе высказанных выше общих соображений отно¬сительно характера и особенностей должностных лиц как разновидности государственных служащих перейдем к ха¬рактеристике специфики правового положения должностных лиц таможенных органов, которое в основном урегулировано в ТК. Прежде всего надо подчеркнуть, что серьезный отпе¬чаток на организацию и прохождение службы в таможенных

органах и на статус их должностных лиц накладывает пра¬воохранительный характер этих органов. Рассмотрим наиболее характерные черты и особенности правового статуса их должностных лиц. Общие условиям требования, предъявляемые к должностным лицам таможен¬ных органов, определены в ТК. Должностными лицами ука¬занных органов могут быть только граждане России (т. е. ими не могут быть иностранные граждане и лица без гражданст¬ва), способные по своим деловым

и моральным качествам и уровню образования выполнять возложенные на таможен¬ные органы задачи. Граждане, не соответствующие этим тре¬бованиям, не должны приниматься в таможенные органы и проходить в них службу. Деловые качества предполагают профессионализм и ком¬петентность в сфере прежде всего таможенного дела, деталь¬ное знание лицом особенностей его участков, на которых не¬посредственно придется работать должностному лицу тамо¬женного органа, и смежных участков, а также организацион¬ные способности и навыки,

необходимые для выполнения обязанностей и прав должностного лица. К деловым качест¬вам следует отнести также наличие практического опыта работы, способность лица к его обобщению и использованию. Особенно внимательно должны изучаться деловые качества вновь принимаемых работников. К числу деловых качеств относятся также исполнительность и коммуникабельность, умение четко и рационально организовать свою собственную работу и деятельность подчиненных сотрудников, способность

объединять их. для решения стоящих перед ними задач. Игнорирование этих требований или невнимательное отношение к ним, учитывая сложность и специфику таможенной деятельности, чреваты допущением промахов и оши¬бок в ходе этой деятельности, нанесением ущерба авторите¬ту таможенных органов и государственным интересам. Моральные качества, необходимые должностным лицам для выполнения возложенных на них обязанностей, — это честность, добросовестность, внимательное, четкое

и свое¬временное реагирование на обращения и жалобы граждан, а также юридических лиц, их надлежащее рассмотрение и решение; взаимопомощь в ходе осуществления таможенной деятельности; верность служебному долгу и обязанностям служащего таможенных органов и учреждений. Разумеется, это только примерный перечень требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов. Важным правовым требованием является принятие долж¬ностным лицом присяги.

Текст присяги содержится в ТК: "Клянусь при осуществлении полномочий должностного лица таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию и законодательство Российской Фе¬дерации, защищать ее экономический суверенитет и безопас¬ность, добросовестно выполнять свои служебные обязаннос¬ти и подчиняться требованиям дисциплины таможенной служ¬бы". Церемония принятия присяги утверждается

ГТК. Уровень образования является необходимым условием принятия на работу гражданина в качестве должностного лица таможенного органа и последующего успешного вы¬полнения им своих служебных обязанностей. Требование наличия общего и специального таможенного образования вытекает из характера задач и функций, выполняемых должностными лицами таможенных органов. В связи с ус¬ложнением таких задач в сфере таможенного дела повыша¬ется роль экономической и правовой

подготовки преобла¬дающей части должностных лиц. Опыт показывает, что без этого они просто не могут эффективно выполнять свои функ¬ции. Наличие специального образования необходимо для всех категорий должностных лиц таможенных органов — от ру¬ководителей ГТК и его основных ведущих подразделений (управлений и отделов) до начальников региональных та¬моженных управлений, таможен, их структурных подраз¬делений и таможенных постов. Следует особо подчеркнуть важность регулярного пополнения знаний и повышения уров¬ня образования

для такой категории таможенных служа¬щих, как специалисты — экономисты, юрисконсульты, то¬вароведы, бухгалтеры, инженеры, эксперты, специалисты по таможенному оформлению. В целях повышения квалификации и организации пере¬подготовки таможенных кадров в таможенной системе Рос¬сийской Федерации создана постоянно действующая на раз¬ных уровнях — на федеральном уровне, в таможенных реги¬онах, на уровне таможен — система обучения и переподго¬товки кадров.

В нее входят Институт повышения квалифи¬кации и переподготовки работников таможенных учрежде¬ний ГТК, региональные курсы, семинары и иные формы обу¬чения и переподготовки указанных кадров. Однако в этой области развития таможенного дела предстоит большая ор¬ганизационная и методическая работа, которая призвана су¬щественно помочь делу образования и переподготовки тамо¬женных работников. В России необходимо создать хотя бы два-три высших учебных заведения, которые занимались бы подготовкой

квалифицированных таможенных кадров с выс¬шим образованием, а также разветвленную сеть средних спе¬циальных таможенных школ, училищ, колледжей, которые готовили бы кадры для непосредственной работы в тамож¬нях и таможенных постах. Статьей 420 ТК предусмотрено, что должностные лица та¬моженных органов должны быть способны по состоянию здоро¬вья выполнять возложенные на эти органы задачи. Это условие относится ко всем категориям должностных лиц.

Но особенно важно его соблюдение теми из них, кто непосредственно осу¬ществляет таможенное дело, находится на оперативной рабо¬те, связанной с перемещением товаров и транспортных средств, таможенным оформлением и таможенным контролем, прове¬дением дознания и оперативно-розыскной деятельности, про¬изводством по делам о нарушениях таможенных правил. Именно в сфере деятельности, связанной с таможенными правонару¬шениями (уголовными, административными и др.), фактор креп¬кого здоровья должностных лиц, которые участвуют

в борьбе с ними, особенно важен. Крепкое здоровье — необходимое усло¬вие наличия физической силы и умения применять ее, а также возможности применять специальные средства и огнестрель¬ное оружие. В гл. 61 ТК подробно регламентированы условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Более конкретно эти вопросы будут рассмотрены несколько ниже. Рассмотрим другие общие вопросы статуса должност¬ных лиц таможенных органов.

Прежде всего отметим: ТК предусматривает общие правила приема граждан России на работу в таможенные органы в качестве должностных лиц этих органов на контрактной основе. Должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные звания. Эти звания и порядок их присвоения устанавливаются Прези¬дентом Российской Федерации. Присвоение специальных персональных званий служит одной из форм аттестации

должностных лиц таможенных органов. Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. утверждено Положение о порядке присвоения персональных званий долж¬ностным лицам таможенных органов и организаций тамо¬женной службы Российской Федерации. На основании на¬званного Положения должностным лицам таможенных орга¬нов и организаций присваиваются персональные звания, со¬ответствующие

должностям: а) в ГТК — действительный государственный советник таможенной службы — Председатель ГТК; государственный советник таможенной службы I ранга — заместители Пред¬седателя ГТК; государственный советник таможенной служ¬бы II ранга — начальники управлений; государственный со¬ветник таможенной службы III ранга — заместители началь¬ников управлений, начальники самостоятельных отделов советник таможенной

службы I, II рангов — начальники от¬делов управлений, их заместители, заместители начальни¬ков самостоятельных отделов, экономические советники и помощники Председателя ГТК, главные специалисты по ос¬новной деятельности, начальники секторов, консультанты' советник таможенной службы II, III рангов — ведущие спе¬циалисты по основной деятельности; советник таможен¬ной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II рангов — специалисты

I, II категорий, специалисты по основной деятельности; б) в региональных таможенных управлениях, а также в таможенных учреждениях, подведомственных ГТК России (ГНИВЦ, таможенных лабораториях и специальных высших и средних учебных заведениях): государственный советник таможенной службы II, III рангов — начальники региональных таможенных управлений; государственный советник таможенной службы III ранга, советник таможенной службы I ранга — ректоры вузов, директор

ГНИВЦ, начальник ЦТЛ заместители начальников региональных таможенных управлений; советник таможенной службы I, II рангов — проректоры вузов, директора средних специальных учебных заведений, заместители директора ГНИВЦ, заместители начальника ЦТЛ, начальники отделов (секторов) региональных таможенных управлений, начальники таможенных лаборато¬рий, ученые секретари; советник таможенной службы II, III рангов — заместители директоров средних специальных учеб¬ных заведений, заместители директоров

филиалов вузов и средних специальных учебных заведений, деканы, заведую¬щие кафедрами, заведующие лабораториями, начальники отделов и их заместители, заместители начальников тамо¬женных лабораторий, главные специалисты, главные науч¬ные сотрудники, профессора; советник таможенной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II рангов — заместители деканов, директора зональных курсов, доцен¬ты, ведущие специалисты, ведущие научные сотрудники, специалисты

I категории, старшие инспектора; инспектор та¬моженной службы I, II, III рангов — старшие преподава¬тели, преподаватели, старшие научные сотрудники, старшие эксперты, старшие методисты, специалисты II категории, инспектора, научные сотрудники, младшие научные сотруд¬ники, методисты I, II категорий, диспетчеры учебных отде¬лов, другие специалисты; в) в таможнях: государственный советник таможенной службы II, III рангов, советник таможенной службы

I ран¬га — начальники таможен; государственный советник та¬моженной службы III ранга, советник таможенной службы I, II, III рангов — заместители начальников таможен; совет¬ник таможенной службы I, II, III рангов, инспектор тамо¬женной службы I ранга — начальники таможенных постов, начальники отделов таможен и таможенных постов, их замес¬тители, главные специалисты; советник таможенной службы III ранга, инспектор таможенной службы

I, II рангов — стар¬шие инспектора, специалисты I категории; инспектор тамо¬женной службы I, II, III рангов — инспектора, специалисты II категории, другие специалисты. Персональные звания должностным лицам таможенных органов Российской Федерации присваиваются при наличии положительной аттестации с учетом занимаемой должности, образования и стажа работы в этих органах. Причем соот¬ветствующие новой должности знания присваиваются,

как правило, по нижнему пределу. Персональные звания действительного государственного советника таможенной службы присваиваются Президен¬том Российской Федерации, а государственного советника I, II, III рангов — Правительством по представлению Предсе¬дателя ГТК. Другие персональные звания присваиваются Председателем ГТК. Присвоение персональных званий должностным лицам таможенных органов осуществляется

в последовательном порядке по истечении установленного срока выслуги в со¬ответствии с занимаемой должностью и при наличии поло¬жительной аттестации. Установлены следующие сроки вы¬слуги в персональном звании: инспектор таможенной служ¬бы III ранга — 2 года; II ранга — 3 года; I ранга — 3 года; советник таможенной службы III ранга — 4 года; II ранга — 4 года. Сроки выслуги в отношении персональных званий дей¬ствительного государственного

советника, государственного советника таможенной службы I, II, III рангов, советника та¬моженной службы I ранга не устанавливаются. Предусмотрено также присвоение персональных званий без соблюдения последовательности. Это право предоставле¬но Председателю ГТК, который имеет право за особые отли¬чия при выполнении служебного долга присваивать очеред¬ное персональное звание до истечения установленного срока выслуги или обращаться

в Правительство с предложениями о присвоении персональных знаний государственного совет¬ника таможенной службы I, II, III рангов, не предусмотрен¬ных по должности; при выдвижении на более высокую долж¬ность присваивать работнику таможенной службы персональ¬ное звание без соблюдения очередности, но не более чем на два звания выше того, в котором он состоял до выдвижения. Лицам, перешедшим на работу в таможенные органы, а так¬же в организации, подведомственные

ГТК, из рядов Воору¬женных Сил, правоохранительных органов, других органи¬заций и учреждений, персональные звания присваиваются с учетом ранее занимаемых ими должностей, имеющих воин¬ских званий или классных чинов. Для должностных лиц таможенных органов устанавли¬вается ношение форменной одежды. Форма одежды опреде¬ляется Правительством, а правила ее ношения — ГТК. Фор¬менная одежда выдается бесплатно. К числу других общих вопросов статуса должностных лиц таможенных

органов следует отнести также предусмотренные ТК положения о приеме на работу на контрактной основе, о присвоении специальных персональных званий и о ношении форменной одежды, касающиеся руководителей и специалистов таможенных лабораторий, лиц профессорско-преподава¬тельского состава, руководителей и специалистов научно-ис¬следовательских учреждений и учебных заведений ГТК. Аттестация должностных лиц таможенных органов яв¬ляется одним из способов оценки и выявления служебного

соответствия таможенных кадров возрастающим профессиональ¬ным и морально-этическим требованиям. Условия и процедура аттестации регулируются Положением о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, утвержденным приказом ГТК от 16 марта 1992 г. Аттестация должностных лиц таможенных органов про¬водится в целях совершенствования деятельности этих ор¬ганов, улучшения подбора, расстановки и воспитания кад¬ров, оценки их работы, стимулирования

повышения квали¬фикации и ответственности за охрану государственных ин¬тересов России. При аттестации оцениваются квалификация, компетент¬ность, работоспособность, добросовестность сотрудников, уро¬вень их культуры, морально-нравственные качества, способ¬ность выполнять служебные обязанности в таможенной сис¬теме. По результатам этой оценки делаются выводы об их соответствии занимаемой должности. Аттестация проводится во всех таможенных органах, включая

ГТК, РТУ, ГНИВЦ, таможенные лаборатории, а так¬же учебные заведения. Аттестация лиц руководящего соста¬ва номенклатуры ГТК проводится комиссией Комитета с уче¬том мнения таможенного органа. Руководство аттестацией, контроль за организацией ра¬боты по ее проведению в таможенных органах осуществля¬ются Управлением кадров и учебных заведений ГТК. Аттестация должностных лиц таможенных органов про¬водится

один раз в четыре года вне зависимости от сроков присвоения персональных званий. Конкретные сроки, а так¬же график проведения аттестации утверждаются начальни¬ком соответствующего таможенного органа и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за месяц до начала аттестации. В очередную аттестацию не включаются должностные лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, молодые специалисты, беременные жен¬щины. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребен¬ком,

включаются в очередную аттестацию не ранее чем че¬рез год после выхода их на работу. При выдвижении должностных лиц на более высокую должность, а также в случаях снижения качества исполне¬ния функциональных обязанностей или допущения сущест¬венных недостатков при их исполнении аттестация может быть проведена досрочно. Для проведения аттестации ГТК и другими таможенны¬ми органами утверждаются аттестационные комиссии в составе председателя, секретаря

и членов комиссии из числа наиболее опытных, авторитетных работников и представи¬телей профсоюзной организации. Аттестационная комиссия является постоянно действу¬ющим органом и строит свою деятельность в соответствии с годовым планом, утверждаемым первым заместителем или заместителем Председателя ГТК, начальником (заместите¬лем начальника) другого таможенного органа. Аттестационная комиссия рассматривает также вопро¬сы присвоения персональных званий.

Аттестация должностных лиц руководящего состава, назначаемых на должности приказами ГТК, проводится ко¬миссией, возглавляемой первым заместителем Председате¬ля ГТК. Аттестация должностных лиц, назначаемых прика¬зом других таможенных органов, проводится комиссией, воз¬главляемой начальником или заместителем начальника со¬ответствующего таможенного органа. Персональный состав комиссии утверждается приказом начальника таможни.

Поведению аттестации предшествует необходимая под¬готовительная работа. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала аттеста¬ции представляется аттестационный лист, составной частью которого является характеристика, подготовленная непосред¬ственным начальником аттестуемого. Характеристика долж¬на содержать оценку индивидуальных качеств работника. При последующих аттестациях в комиссию представляется так¬же аттестационный лист предыдущей аттестации.

Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представ¬ленным на него аттестационным листом. В случае несогла¬сия аттестуемого с оценкой его деловых и моральных ка¬честв им могут быть представлены в комиссию мотивиро¬ванные возражения. Аттестация проводится в присутствии руководителя структурного подразделения, в котором работает аттестуе¬мый, либо лица, его заменяющего. Аттестационная комиссия заслушивает сообщение аттестуемого о его работе

и рассмат¬ривает представленные документы. Обсуждение отношения к своим обязанностям и личных качеств аттестуемого долж¬но проходить в обстановке требовательности, принципиаль¬ности, объективности и доброжелательности. При неявке работника на заседание аттестационной комиссии без ува¬жительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие. Факт неявки по неуважительной причине сотрудника таможенного органа на заседание аттестацион¬ной комиссии должен быть подтвержден соответствующим документом.

На основе всестороннего объективного рассмотрения де¬ловых и нравственных качеств работника, его отношения к выполнению служебных обязанностей аттестационная комис¬сия дает одну из следующих оценок его деятельности: а) заслуживает выдвижения на более высокую должность; б) соответствует занимаемой должности; в) соответствует занимаемой должности при условии улуч¬шения работы и выполнения рекомендаций комиссии с воз¬можной повторной аттестацией через шесть месяцев или год; г) не соответствует занимаемой должности (с указанием оснований

несоответствия). Аттестационная комиссия по результатам аттестации может вносить рекомендации о поощрении отдельных ра¬ботников за достигнутые ими успехи, об изменении долж¬ностных окладов в пределах минимальных и максимальных размеров по соответствующей должности, об установлении, изменении или отмене надбавок к должностным окладам, о включении в резерв на выдвижение, о понижении в долж¬ности, а также высказывать предложения по повышению деловой квалификации, улучшению служебной деятельнос¬ти аттестуемых лиц (с

указанием мотивов, по которым дают¬ся соответствующими рекомендации и предложения). Оценка деятельности работника и рекомендации комис¬сии принимаются открытым голосованием в отсутствие ат¬тестуемого. Аттестация и голосование проводятся при нали¬чии не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттес¬тационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов от числа присутствующих членов ко¬миссии. При равенстве количества голосов аттестуемый ра¬ботник признается соответствующим

занимаемой должнос¬ти. При аттестации работника, являющегося членом аттес¬тационной комиссии, аттестуемый в голосован



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Петр Пауль Рубенс
Реферат Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков
Реферат Like Water For Chocolate Movie Vs Book
Реферат Особенности перевода поэзии на английский язык
Реферат Strengths And Weaknesses Essay Research Paper Everyone
Реферат Фонетическая зарядка как средство формирования произносительных навыков у учащихся начальной
Реферат Оцінка сучасного стану і перспектив розвитку страхування автотранспортних засобів в Україні
Реферат Граждане как субъекты административного права
Реферат Заказчик: Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система города Гатчины»
Реферат Toast Essay Research Paper email thebizzhotmailcomToast
Реферат Останавливая антиисторизм
Реферат К вопросу о количественно-качественных переходах
Реферат Регулирования внешнеэкономической деятельности
Реферат Церковная политика великого князя Владимирского Андрея Боголюбского
Реферат Immunisation Essay Research Paper We are always