ФГОУ СПО
Тамбовскийполитехнический техникум
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По дисциплине:«подвижной состав автомобильного транспорта, обслуживание и ремонт»
Выполнила:
Студент группы 3-4
Кузьмищева М.С.
Принял(а):
ТАМБОВ — 2011
/>
Раздаточная идополнительная коробки передач
Раздаточную коробкуприменяют для распределения крутящего момента от коробки передач между ведущимимостамиавтомобиля.В раздаточной коробке помещают также устройство для включения и выключенияпереднего ведущего моста.
На автомобилях,предназначенных для работы в тяжелых дорожных условиях, устанавливаютдополнительную коробку передач с двумя понижающими или одной прямой и однойпонижающей передачами, которые позволяют еще больше увеличить силу тяги наведущих колесах при любой передаче в основной коробке передач. Дополнительнуюкоробку передач, как правило, конструктивно объединяют с раздаточной коробкой.
Обычно понижающуюпередачу раздаточной коробки включают при использовании автомобиля в качестветягача, буксирующего тяжелые прицепы, при движении на крутых подъемах и втрудных дорожных условиях. Напри мер, раздаточная коробка грузового ав томобиляГАЗ-66 повышенной проходи мости с двумя ведущими мостами представляет собой одинагрегат с дополни тельной двухступенчатой коробкой передач Ведущий вал 4раздаточной коробки соединен карданной передачей с ведомым валом коробкипередач. Передний шарикоподшипник вала 4 расположен в стенке картерараздаточной коробки, а задний роликоподшипник и выточке зубчатого колеса 6,изготовленного как одно целое с ведомым валом привода заднего моста. Вал 11привода переднего моста, вал привода заднего моста и промежуточный вал 9вращаются на шарикоподшипниках.
Перемещаясь по шлицам,зубчатое колесо 10 промежуточного вала может входить в зацепление с зубчатымиколе сами б и 72, а зубчатое колесо 5 веду тс го вала с колесом 13. У зубчатогоколеса 6 кроме наружного зубчатого венца есть внутренний венец для зацеплении сзубчатым колесом 5. Зубчатые колеса 13 и 12 неподвижно закреплены на шлицахвалов
На выходящих из картерараздаточной коробки концах валов привода переднего и заднегомостовна шлицах установлены фланцы карданных шарниров, закрепленные гайками сшайбами.
Крутящий момент отведущего вала 4 раздаточной коробки передается к переднему мосту зубчатымиколесами 5, 6, 10 и 12. При введении зубчатого колеса 5 в зацепление свнутренним зубчатым венцом колеса 6 ведомого вала включается высшая (прямая)передача заднего моста. Если также ввести зубчатое колесо 10 в зацепление сзубчатыми колесами 6 и 72, то будет включена прямая передача переднего моста.При перемещении зубчатого колеса 5 влево до зацепления с колесом 13' (зубчатоеколесо 10 остается включенным) включаетсяпонижающая передача. В этом случае крутящий момент к заднему мосту передаетсячерез зубчатые колеса 5, 13, а к переднему мосту через зубчатые колеса 5, 13,10 и 12. Передаточное число понижающей передачи равно 1,96. Для удобствавключения переднего моста зубчатые колеса 10 и б входят в зацепление постояннона неполную длину зуба.
Масло в картер заливаютчерез закрываемое пробкой 2 отверстие, которое используют также для контроляуровня масла. Масло, сливается через отверстие закрытое пробкой. 1. Сапун 3служит для вентиляции картера раздаточной коробки. Механизм управленияраздаточной коробкой автомобиля ГАЗ-66 состоит из рычага переключения прямой ипонижающей передач и рычага переднего моста. Оба рычага Тягами связаны сползунами раздаточной коробки. При переднем положении левого рычага передниймост автомобиля включен, а при заднем положении этого рычага — выключен. Вслучае перемещения правого рычага из нейтрального положения вперед включаетсяПрямая передача, а из нейтрального положения назад — понижающая передача,
При движении автомобиляв тяжелых дорожных условиях (грязь, песок, снег) включают, передний мост.Однако этого не следует, делать без необходимости, так как повышается расходтоплива и ускоряется изнашивание шин и деталей трансмиссии. Во время движения,автомобиля с включенной прямой передачей в раздаточной коробке передний моствключают без выключения сцепления.
Понижающую передачу враздаточной коробке включают при движении автомобиля на подъеме или в тяжелыхдорожных условиях. Эту передачу можно включить только после остановкиавтомобиля и включения переднего моста. Передний мост можно выключить толькопосле переключения понижающей передачи в раздаточной коробке на прямую. Все этопредохраняет детали карданной передачи и заднего моста от перегрузки.Блокировочное устройство, имеющееся в системе управления раздаточной коробкой,не позволяет включить понижающую передачу при выключенном переднем мосте ивыключать передний мост при включенной понижающей передаче.
В картере раздаточнойкоробки могу! перемещаться ползуны 19 и 20, на которых винтами,зашплинтованными проволокой, укреплены вилки 18 и 25. Между ползунами в стенкекартера помещены два сухаря 16 с пружиной 17 между ними. Выходное. отверстиедля сухарей закрыто ввернутой на резьбе пробкой 14. Отверстия со стороны наружныхконцов ползунов закрыты колпаками 15. С противоположной стороны в стенкекартера установлены уплотнения, состоящие из сальников 24, шайб .23, колец 22 игаек 21
На ползуне 19,используемом для включения и выключения переднего моста, имеются две выемкиразной глубины под- сухари блокировочного устройства. На ползуне 20, который выключает прямую или понижающую передачу, сделаны три выемки под cyxари:левая соответствует включению прямой передачи, средняя — нейтральному положениюи правая — включению понижающей передачи. Между левой и средней выемками естьлыска. Положение сухарей на соответствует выключенному передтму мосту. При этомползун 20 может перемещаться из нейтрального положении в положение,соответствующее включенной прямой передаче, Благодари наличию на ползуне лыскимежду выемками сухари не препятствуют этому перемещению. Дальнейшее жеперемещение ползуна 20 невозможно, так как сухари сжав пружину, упрутся один вдругой и будут препятствовать движению
При включении переднегомоста на против сухарей установится, глубокая выемка ползуна 19 Сухари приперемещении ползуна 20 не будут перемещении друг в друга, и включениепонижающей передачи станет возможным. При этом выключить передний мост будетневозможно, не выключив предварительно понижающую передачу.
2. Поясните, черезкакие детали передается крутящий момент от маховика на ведомый вал коробкипередач при включенной понижающей передачи в делителе и передаче заднего хода вкоробке автомобиля Камаз-5410
/>
Коробка передачавтомобилей семейства КамАЗ.
На автомобиляхсемейства КамАЗ, предназначенных для работы без прицепа, установленапятиступенчатая коробка передач. Для автомобилей влияют передний редуктор —делитель, удваивающий число передач. Зубчатое колесо ведущего вала коробкипередач, выполненное вместе с валом, находится в постоянном зацеплении сзубчатым колесом 22 привода промежуточного вала. Зубчатоеколесо ведущего вала имеет конусную часть для соединения с фрикционным кольцомсинхронизатора, а также внутренний зубчатый венец, предназначенный для 'соединения с зубчатым венцом синхронизатора. Передней опорой ведомого валаслужит роликоподшипник, установленный в гнезде ведущего вала, а задней —шарикоподшипник, размещенный в гнезде стенки картера. На переднем концеведомого вала нарезано три зубчатых венца, предназначенных для установкисинхронизатора 5четвертой и пятой передач. На цилиндрической шейке вала при помощи втулок ироликоподшипников устанавливают зубчатые колеса 6, 7и 9 соответственно четвертой, третьей и второй передач.Зубчатые колеса 7 и9 имеют конусы и зубчатые венцы для работы с синхронизатором8, размещенным между ними на шлицевой части вала, состоящей изтрех зубчатых венцов. Крайние венцы имеют меньшую толщину зуба по сравнению сосредним венцом, что предотвращает самопроизвольноевыключение передач. Втулка зубчатого колеса 13 первой передачи,соединяющаяся шлицами с валом, имеет наружную часть, выполненную по двумдиаметрам. По шлицам цилиндрической части большего диаметра перемещается муфта 12включения передачи заднего хода и первой передачи, на цилиндрической шейкеменьшего диаметра установлен подшипник зубчатого колеса первой передачи. Всезубчатые колеса находятся в постоянном зацеплении с соответствующими зубчатымиколесами и зубчатыми венцами промежуточного вала, а колесо 10передачи заднего хода — с малым венцом блока 11 зубчатых колеспередачи заднего хода. Зубчатые колеса первой передачи и передачи заднего ходапрямозубые, а остальные — косозубые. Промежуточный вал 21 передним концомопирается на цилиндрический роликоподшипник, установленный в гнезде переднеготорца картера, а задним — на сферический роликоподшипник, размешенный в стаканегнезда заднего торца картера. Для соединения с промежуточным валом делителяпередний конец промежуточного вала коробки передач имеет шлицы. Зубчатые колесатретьей и четвертой передач, а также зубчатое колесо 22 приводапромежуточного вала напрессованы на вал и зафиксированы сегментными шпонками.Зубчатые колеса передачи заднего хода, первой и второй передач изготовленывместе с валом. Блок 11 зубчатых колес передачи заднего хода, имеющий двапрямозубых зубчатых венца, установлен на двух роликоподшипниках на оси,зафиксированной стопорной планкой. 'Венец большего диаметра находится впостоянном зацеплении с венцом 17 промежуточного вала 21.Делительмеханического типа, удваивающий число передач, состоит из ведущего 1 ипромежуточного25 валов, одной пары зубчатых колес 2 и 23, синхронизатора 4 имеханизма переключения передач. Передний шарикоподшипник ведущего вала 1делителя расположен в расточке коленчатого вала, а задний — в гнездеперегородки картера24 делителя, выполненного как одно целое с картером муфтысцепления. Косозубое колесо 2, находящееся в постоянном зацеплении с колесом 23 приводапромежуточного вала25 делителя, свободно вращается на ведущем валу нароликоподшипниках. Зубчатое колесо 2. имеет конус и зубчатый венец длявзаимодействия с синхронизатором делителя. Передний конец промежуточного валаделителя установлен в шарикоподшипнике, помещенном в гнезде перегородки картераделителя, а задний — в роликоподшипнике, укрепленном в гнезде задней стенкикартера. Промежуточные валы' делителя и коробки передач имеют шлицевое.соединение. Зубчатое колесо 23 напрессовано на промежуточный вал 25делителя и зафиксировано сегментной шпонкой. Делитель обеспечивает двепередачи: прямую, при которой синхронизатор делителя перемещен вправо исоединяет между собой ведущие валы делителя и коробки передач, и повышающую,при которой синхронизатор перемещен влево и соединяет ведущий вал делителя сзубчатым колесом 2 (далее вращение через зубчатое колесо 23 передается напромежуточные валы делителя и коробки передач).При прямой передаче делителякоробка передач работает как обычная пятиступенчатая. При перемещении муфты 12вперед или назад происходит включение соответственно передачи заднего хода илипервой передачи. При первой передаче вращение с ведущего вала через зубчатоеколесо 23 передается на промежуточный вал, а затем через зубчатый венец 15,зубчатое колесо 13 и муфту 12 на ведомый вал. При заднем ходе (муфта включениясмещена вперед) вращение с промежуточного вала передается на ведомый вал череззубчатый венец 17, большой венец блока 11 зубчатых колес передачи заднего хода,малый венец, зубчатое колесо 10 и муфту 12. Вторую передачу включаютперемещением синхронизатора 8 второй и третьей передач назад, соединяя сведомым валом зубчатое колесо 9 второй передачи, находящееся в постоянномзацеплении с зубчатым венцом 18. Смещением синхронизатора вперед соединяютведомый вал с зубчатым колесом 7 третьей передачи, находящимся в постоянномзацеплении с зубчатым колесом 19 промежуточного вала. Четвертую и пятуюпередачи включают перемещением синхронизатора 5 соответственно назад иливперед. При четвертой передаче вращение на ведомый вал передают зубчатыеколеса, а при пятой передаче при помощи синхронизатора соединяются ведущий иведомый валы (прямая передача). При повышающих передачах промежуточный валкоробки передач получает вращение через зубчатые колеса 2 и 23
3. Назначение и типырулевых механизмов. Устройство и работа рулевого механизма автомобиляУРАЛ-4320. Выполните схему механизма
Рулевое управление.
Назначениерулевого управления.
Рулевое управление —совокупность механизмов автомобиля, обеспечивающих его движение в заданномнаправлении.
Рулевое управлениесостоит из рулевого колеса, соединенного валом с рулевым механизмом, и рулевогопривода. Иногда в рулевое управление включен усилитель.
Рулевым механизмомназывают замедляющую передачу, преобразующую вращение вала рулевого колеса вовращение вала сошки. Этот механизм увеличивает прикладываемое к рулевому колесуусилие водителя и облегчает его работу.
Рулевым приводомназывают систему- тяг и рычагов, осуществляющую в совокупности с рулевыммеханизмом поворот автомобиля. В результате работы рулевого механизмапродольная тяга перемещается сошкой вперед или назад, вызывая этим поворотодного колеса влево или вправо, а рулевая трапеция передает поворачивающиймомент на другое колесо. Рулевая трапеция представляет собой шарнирныйчетырех-звенник, образуемый балкой переднего моста (или картером переднеговедущего моста), поперечной рулевой тягой 1, левым 2 и правым 10 рычагамирулевой трапеции. Последние соединены с поворотными кулаками, на которыхнасажены управляемые колеса.
Благодаря наличиюрулевой трапеции управляемые колеса поворачиваются на разные углы: внутреннее(ближайшее к центру поворота) колесо на больший угол, чем внешнее, чтообеспечивает качение колес при повороте без существенного скольжения. Разница вуглах поворота определяется величиной угла наклона левого и правого рычаговрулевой трапеции.
Рулевое управление автомобиля: 1 — поперечная тяга; 2 — левый рычаг рулевой трапеции; 3 — поворотный кулак; 4 — поворотный рычаг; 5 — продольная тяга; б — сошка; 7 — рулевоймеханизм; 8 — вал рулевого колеса; 9 — рулевоеколесо; 10 — правый рычаг рулевой трапеции
/>
4. Выполните схемупривода рабочей тормозной системы автомобиля ГАЗ-3307 и поясните работу привода
коробкапередача рулевой прицеп
Тормозной привод
Тормозной привод — совокупностьустройств, для передачи усилия от источника к тормозным механизмам и управленияими в процессе торможения. Привод может быть механическим, гидравлическим ипневматически
Схема тормозной системыс гидроприводом: 1 — впускной трубопровод двигателя; 2 — запорный клапан; 3 —педаль; 4 — главный тормозной цилиндр; 5 — гидровакуумный усилитель; б —фильтр; 7 — тормозная колодка; 8 — колесный тормозной цилиндр
/>
Гидравлический привод,в котором приводное усилие передается тормозной жидкостью, состоит из следующихдеталей: главного тормозного цилиндра 4, создающего давление жидкости в системепривода и имеющего резервуар, заполненный тормозной жидкостью; колесныхтормозных цилиндров 8, передающих давление тормозной жидкости на тормозныеколодки 7; соединительных трубопроводов и шлангов; педали 3 и гидровакуумногоусилителя 5 с фильтром б, соединенного через запорный клапан 2 с впускнымтрубопроводом 1 двигателя. Вся система постоянно заполнена тормозной жидкостью.Водитель, нажимая на педаль 3, перемещает через шток в главном цилиндре 4поршень, который давит на тормозную жидкость. Жидкость вытесняется поршнем изглавного цилиндра, и давление передается через усилитель 5 по трубкам,заполненным жидкостью, в колесные цилиндры 8.Поршни цилиндров разводят тормозные колодки 7, прижимая их к барабанам. Послепрекращения давления на педаль тормоза возвратные пружины колодок отводят их отбарабанов, а поршни колесных тормозных цилиндров 8 сближаются. Тормознаяжидкость при этом выдавливается по трубкам в главный цилиндр 4, поршенькоторого также возвращается в исходное положение.
5. Назначение и общееустройство прицепов-тяжеловозов
ПРИЦЕПЫ-ТЯЖЕЛОВОЗЫ
Наша промышленностьпроизводит прицепы-тяжеловозы грузоподъемностью 20, 40 и 60 т. Так, Челябинскиймашиностроительный завод автотракторных прицепов выпускает несколько моделейприцепов с подкатными тележками. Самый большой из них — четырехосныйприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП-5212 грузоподъемностью 60т с двухосной поворотнойтележкой, буксируемый автомобилем КрАЗ-214. Каждая ось опирается на восемьколес. Колеса поворотной тележки установлены попарно на осях, середины которыхсоединены с балансирами. Балансиры шарнирно связанны с рамой. Подвеска заднихосей — тоже балансирная, без упругих элементов. Через среднюю часть продольныхбалансиров проходят оси, которые закреплены в кронштейнах рамы.
На всех колесахустановлены колодочные тормоза с пневмо-гидравлическим приводом от тормозной системы тягача. Кроме того, прицепоборудован стояночным (ручным) тормозом с гидроприводом. Привод ручного тормозараздельный на передние и задние колеса. Прицеп снабжен откидными трапами.Передняя часть платформы связана с поворотной тележкой посредством поворотногокруга и шкворня.
Литература
1.Селиванов И.И. СеребряныйМ.И. «Специализированные автомобили и автопоезда» издательство «машиностроение»москва 1974г.в.
2. Е.В.Михайловский, К.Б.Серебряков,Е.Я.Тур. «Устройство автомобиля»