Петербургский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Экономика транспорта»
Курсовая работа по дисциплине
«Экономика на ж.д. транспорте»
на тему:
«Определение экономической эффективности электрической тяги»
Санкт-Петербург
2010г
Введение
Целью курсовой работы является экономическое обоснование расчетов замены устаревшего электровоза ВЛ 23 локомотивом марки ВЛ 8 или ВЛ 10. Замена продиктована эксплутационными условиями на рассматриваемом участке железной дороги. Эксплуатация более мощных локомотивов позволяет в пределах существующей длины приемо — отправочных путей увеличить массу поезда брутто, скорость движения и резервы пропускной и провозной способности участка.
Так как в настоящее время износ техники на ж.д. транспорте превышает 70%, то обновление изношенных основных средств и введение в эксплуатацию более совершенных является главной задачей экономической стратегии управления железными дорогами.
Работа выполняется в соответствии с методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Обоснование эффективности означает объединение двух процессов:
Создание или приобретение нового объекта
Последовательное получение предпринимательского дохода
В случае, если тщательные расчеты не подтверждают перспективность нововведения, предположение о замене локомотивов отвергают. Это позволяет избежать крупной траты денег, которая происходила бы, если бы внедрение было доведено до дорогостоящей стадии- стадии практической реализации проекта на заданном участке ж.д.
1. Исходные данные
Таблица1.1
Исходные данные по участку ж.д.
Ед.изм.
Усл.обоз.
Кол-во
Нагрузка на вагон
т/в
qн
48
Вес тары
т/в
qт
22
Процент порожнего пробега
%
a
40
Число пар пассаж. поеэдов
пары
Nпас
2
Коэф. месячной неравномерности перевозок
Кн
1,1
Коэф. съема пассаж. поездов грузовыми
2
Время на станционные интервалы
мин.
t
8
Длина ограничивающего перегона
км
lo
15
Средняя длина перегона
км
r
10
Нахождение в основном депо
ч
tосн
0,33
В оборотном депо
ч
tоб
0,5
Простой локомотива в ожидании поезда
ч
tож
0,55
Затраты времени на тех. осмотр локомотива
ч
tосм
1,9
Коэф. общ. всп. пробега Во
bo
0,17
Коэф.всп.лин. пробега
bл
0,08
Коэф. доп.времени работы локомотивных бригад
vбр
0,35
Длина перевозки грузов
км
lср
500
Вес отправки Ро
т
po
50
Ваг-час на 1000 ткм нетто --PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Вес поезда брутто
тонн
Qбр
4000
5000
5000
Масса локомотива
тонны
Рл
138
184
184
Цена локомотива
Тыс.руб
Цл
15970
18860
24980
Затраты на реконструкцию
Тыс. руб
D
-
280
280
Скорость на расчетном подьеме
Км/ч
Vр
47
50
59
Ходовая скорость
км/ч
Vx
59
61
66,7
Таблица 1.5 Динамика роста эксплутационных расходов
годы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Эксплутационные расходы
1
1,1
1,18
1,24
1,28
1,35
1,41
1,46
1,52
1,55
2.Эксплутационные расчеты
В соответствии с заданным вариантом выполняются эксплутационные расчеты: определяются число пар грузовых поездов, участковая скорость, потребный подвижной состав и расчитываются нормы расхода электроэнергии на 10000ткм брутто.
Расчет основных эксплутационных показателей:
Среднесуточное число грузовых поездов в груженом направлении
Nгр = Гн * Кн / 365*Qбр*d, где
Гн- грузопоток в грузовом направлении, млн т;
Кн- коэффициент месячной неравномерности перевозок;
Qбр – вес поезда брутто, т;
d — оношение веса состава нетто к весу брутто: d=qн / (qн+qт);
qн – нагрузка на вагон нетто, т/ваг.;
qт – нагрузка тары на вагон, т/ваг.
Потребная пропускная способность
Nп = Nгр+ eNпас, пар поездов.
Чистое время хода по ограниченному перегону на пару поездов в прямом и обратном направлении
tx = 2*lо *60 /Vx, где
lо — длина ограниченного перегона;
Vx – ходовая скорость поезда.
Максимальная пропускная способность
Nmax= 1440/(tx +St), где
St — время на станционные интервалы, разгоны и замедления на пару поездов.
Резерв пропускной способности
D=Nmax – Nп
D=(Nmax / Nп –1)* 100%
Число перегонов на участке
n= L/r, где
r — средняя длина перегона на участке.
● Среднее время стоянки поезда на промежуточных станциях участка L:
tст= {0,12+0,01*(Nгр+eNпас)}*2*L / n*Vx +St/60
● Коэффициент участковой скорости
b={ 24- tст*(Nгр+eNпас)}/ (24-12*Vx*(tст/L))
· Участковая скорость
Vy=b* Vx
● Время нахождения локомотива под техническими операциями: продолжение
--PAGE_BREAK--
tтех= tосн + tоб + tосм + tож, где
tосн — время ожидания локомотива на станциях основного депо;
tоб — время ожидания локомотива на станциях оборотного депо;
tосм – профилактический осмотр локомотива;
tож – время простоя локомотива в ожидании.
● Полный оборот локомотива:
Ол = 2*L/ Vy.
● Среднесуточный пробег:
Sл=24* 2*L/Ол.
● Потребность в грузовых локомотивах эксплуатируемого парка:
Мэ= Nгр* Ол /24
● Потребность в грузовых локомотивах приписного парка:
Мп= 1,25*Мэ.
● Общий пробег вагонов
∑nS=∑PL* (1+ α /100)/Рдин. гр, где
∑PL= Гн *L
● Парк грузовых вагонов
nр= ∑nS/365*Sв, где
Sв=7,68*Vy.
● Инвентарный парк вагонов
nи=1,05*nр, где
1,05- коэффициент, учитывающий нахождение вагонов в ремонте.
● Расход электроэнергии на движение поезда
Эп =[Pл (w'о +iэк) + Qбр(w''о + iэк)]*10-3*Эw
Где w'о, w''о – удельное сопротивление движению собственно локомотива и вагона, кг/т;
Эw — расход электроэнергии на 1ткм механической работы;
Эw =3,05 кВт;
iэк — эквивалентный уклон по механической работе, 0/00;
При расчетном подъеме равном 6, эквивалентный уклон будет равен 0,4.
● Основное удельное сопротивление движению локомотивов для режима тяги
w'от = 1,9 + 0,01Vx+0,0003Vx2
Для режима холостого хода
w'ох = 2,4+0,011Vx+0,00036Vx2
● Средневзвешенная величина
w'о= 0,85w'от+0,15 w'ох
● Для груженых вагонов величина удельного сопротивления движению:
w''от=0,7+(8+0,1*Vх+0,0025*Vх2)/q0, где
q0 -средняя нагрузка оси вагона на рельс:
q0 = (qн+qт)/4.
● Средневзвешенная величина удельного сопротивления для всех вагонов с учетом сопротивления движения порохних вагонов равна:
w"o=1,075*w"от.
● Расход электроэнергии на разгон поезда:
Эр=1,35*{(Рл+Qбр)*Vх2}/{24*104*lр}*Эw, где
Vх – ходовая скорость, принимаем не выше 50км/ч;
lр — среднее расстояние между разгонами:
lр=L/(О+1), где
О- число остановок на участке:
О=L*(Nгр+Nпас)/(12*Vх*
● Общий объем расхода электроэнергии на 1 поездо-км :
Эо=1,02*(Эр+Эп) кВт*ч, где
1,02- коэффициент, учитывающий расход электроэнергии на служебные нужды.
· Норма расхода электроэнергии на 10000 ткм брутто:
Нэ= 10000*Эо/ Qбр, кВт*ч.
Результаты расчетов приведены в табл. 2.1, табл. 2.2
Таблица 2.1
эксплутационные расчеты
ВЛ-23
ВЛ-8
ВЛ-10
Кол-во грузовых поездов в груж. Напр.
28
22
22
Потребная пропуск.способ.
32
26
26
Чистое время хода
30,51
29,51
26,99
Макс. Пропуск. Способ. Участка
43
44
48
Резерв пропускной способ.
11
18
21
33,2
66,4
80,3 продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Объем расхода эл.энергии на 1 п-км
43,62
50,37
50,59
Норма расхода эл.эн. на 10000 ткм брутто
109,04
100,74
101,17
По результатам расчетов строим график зависимости участковой скорости для грузопотока Гн=12,16,18,20,22,24,26,28,30. (рис 2.1)
Гн
ВЛ 23
ВЛ 8
ВЛ 10
12
55,46
58,37
64,1
18
52,73
56,47
62,2
22
50,25
54,96
60,7
26
47,98
53,24
59
30
45,12
51,32
57,1
/>
Рис 2.1
По результатам расчетов строим график зависимости парка вагонов для грузопотока (рис 2.2) Гн=12,16,18,20,22,24,26,28,30.
Гн
ВЛ 23
ВЛ 8
ВЛ 10
12
1848
1756
1599
18
1944
1815
1647
22
2029
1865
1688
26
2137
1926
1737
30
2272
1998
1796
/>
Рис.2.2
По результатам расчетов из табл. 2.2 строим графики зависимости нормы расхода электроэнергии для iэк=0,2;0,4;0,6;1,1;1,5;1,8.(рис 2.3)
Гн
ВЛ 23
ВЛ 8
ВЛ 10
0,2
58,7
52,2
55,8
0,4
60,8
54,33
58
0,6
62,9
56,4
60
1,1
68,2
61,7
65,4
1,5
72,4
65,96
69,6
1,8
75,6
69,1
72,8
/>
Рис 2.3
3. Расчет себестоимости железнодорожных перевозок методом единичных расходных ставок.
3.1 Расчет измерителей
Вагоно- километры грузовых вагонов:
SnS=1000* (1+a)/ Рдин. Гр, где
a — коэффициент порожнего пробега.
Вагоно-часы рабочего парка грузовых вагонов:
SnH= SnS/ Sв*24. продолжение
--PAGE_BREAK--
Локомотиво-километры общих поездных локомотивов:
SМSо=SМSл ок *(1+bо), где
SМSлок – пробег локомотивов во главе поездов, равный пробегу поездов SNS:
SМSл ок = (1000+qт*SnS)/Qбр, где
bо – коэффициент общего вспомогательного пробега локомотивов.
Локомотиво–часы эксплуатируемого парка поездных локомотивов:
SМН= SМSл ок /Sл ок *24, где
SМSл ок – линейный пробег локомотивов, приходящийся на 1000 ткм нетто.
Бригадо- часы локомотивных бригад:
SМh= SМSл ок / Vy * (1+vбр), где
vбр – отношение дополнительного времени работы локомотивных бригад к времени их работы на участке.
Расход электроэнергии на тягу поездов:
SВ=Нэ*SQLбр / 10000, где
SQLбр =SQL ваг.бр +SQL лок. Бр.
Количество грузовых отправок:
SО=1000/Ро*lср, где
Ро- вес отправки;
Lср-средняя дальность перевозки 1т груза.
Маневровые локомотиво-часы:
SМНм=bм*SnS/1000, где
bм-затратывагоно-часов на 1000ткм нетто работы.
Расчет суммы зависящих расходов, приходящихся на весь запланированный грузооборот:
Сзав=åPL*сзав/1000.
Определение независящих издержек:
Снез=0,886* Сзав.
Расчеты полных эксплутационных расходов:
Сэ= Сзав+ Снез.
Расчеты себестоимости:
с= Сэ/åPL
Расчеты представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
ВЛ-23
ВЛ-8
ВЛ-10
Объем измер
Расход.ставка
Расходы
Объем измер
Расход.ставка
Рас-ходы
Объем измер
Расход.ставка
Рас-ходы
Вагоно-километры
33,33
0,33
11,00
33,33
0,33
11,00
33,33
0,33
12,14
Вагоно-часы
2,51
8,51
21,40
2,20
8,51
18,69
1,98
8,51
20,76
Локомотиво-км
0,50
7,65
3,83
0,39
9,33
3,64
0,39
11,3
3,93
Локомотиво-часы
0,01
123,84
1,24
0,01
130,46
1,30
0,01
142,82
2,26
Бригадо-часы
0,01
302,7
3,03
0,01 продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
0,1698
22
50,52
54,96
60,7
0,1789
0,1727
0,1707
26
47,98
53,24
59
0,1814
0,174
0,1718
30
45,12
51,32
57,1
0,1844
0,1756
0,173
/>
Рис 3.1
4. Расчет инвестиций, доходов, прибыли и экономической эффективности
4.1 Расчет инвестиций
Инвестиций в парк вагонов:
Кв=Цв* nи, где
цв- цена четырехосного вагона; nи- инвентарный парк вагонов.
Инвестиции в приписной парк вагонов:
Кл= Цл*Мп, где
цл- цена локомотива; Мп – приписной парк локомотивов.
Инвестиции в реконструкцию локомотивного депо:
Крек= D* Мп, где
D — норматив затрат на реконструкцию в расчете на один локомотив приписного парка.
Сумма инвестиций:
К= Кв+ Кл+D* Крек
ВЛ 23
ВЛ 8
ВЛ 10
Кв
1635876
1473309
1329696
Кл
275396
235137
313277
Крек
-
3817,17
3527,89
К
1911272
1712264
1646500
Таблица 4.1.
ВЛ 23
ВЛ 8
ВЛ 10
Кв
2050
1791
1615
Кл
3571
3026
3696
Крек
-
6
4
К
2407
3847
3243
Основные результаты
Ед.изм
ВЛ-23
ВЛ-8
ВЛ-10
Участковая скорость
км/ч
41,43
47,42
52,58
Приписной парк локомотивов
лок.
22
16
15
Инвентарный парк вагонов
ваг.
1989
1738
1567
Норма расхода эл.энергии
10000 ткм
109,04
100,74
101,17
Себестоимость
руб/ткм
0,18
0,17
0,18
Чистый дисконтируемый доход
млн.руб
-1970
-3285
-2723
Заключение
В данной курсовой работе были рассчитаны технико-экономические показатели локомотивов ВЛ 23, ВЛ 8, ВЛ 10.
Методом единичных расходных ставок было произведено определение себестоимости и эксплуатационных расходов перевозок. Был произведен расчет чистого дисконтированного дохода.
Выполненные расчеты эксплуатационных издержек делают экономически целесообразной замену локомотива ВЛ 23 на ВЛ 8: уменьшается себестоимость локомотива за счет уменьшения парка вагонов, снижается эксплуатируемый парка локомотивов.