Вопросы
1. Устройство и работа машины дляуплотнения грунта
2. Устройство и работа растворосмесителя
3. Устройство и работаасфальтосмесительной установки
4. Устройство и работагравиемойки-сортировки
1. Устройство и работамашины для уплотнения грунта
каток вибрационный технологический шарнирный
В последнее времянаходят применение тандемные шарнирно-сочлененные катки, оснащенныевибрационными вальцами (рис.1, в). Особенностью таких механизмов являетсяхорошо сбалансированное распределение массы машины между передним и заднимкатками, благодаря чему практически исключено появление следов сопряжения науплотненном покрытии. Наличие шарнирно-поворотной системы управления позволяетсмещать задний валец до 50 см по отношению к переднему. Низкая амплитудавибраций в сочетании с оптимальной массой и значением частоты вибраций впределах 52...70 Гц делает эти машины приспособленными к уплотнению тонкихслоев смесей с большим содержанием заполнителя. Опасность чрезмерногоуплотнения и раздробления заполнителя сводится к минимуму, исключается рискпоявления раковин на уплотняемой поверхности. Ширина уплотняемой полосы можетдостигать 1,7 м, скорость передвижения — 12 км/ч, машины способны преодолеватьуклон при работе без вибрации до 50%, при работе с вибрацией — до 30%.
2 Устройство и работа растворосмесителя
Штукатурам-профессионаламв условиях современной крупной стройки крайне редко приходится самим готовитьраствор. Его готовят централизованно на растворных узлах. Это может бытьнастоящая фабрика раствора, обслуживающая сразу целый район массовой застройки.Может быть и местный узел, предназначенный для нужд одной площадки. В любомслучае операции приготовления раствора выполняются здесьмашинами-растворомешалками (рис. 1). Они бывают разной емкости — 40, 80, 150,325 л и более, принцип работы для всех одинаков. В приемный ковш загружаютзаранее отмеренные материалы, подают их в смесительный барабан.
/>
Рис. 1. Схемарастворосмесителя С-588.1 — рама; 2 — электродвигатель; 3- редуктор; 4 — траверса; 5 — лопастный вал; 6 — бункер; 7 — тачка; 8 — подножка; 9 — колесо
Перемешивание массыосуществляет специальный вал с лопастями, находящийся внутри смесительногобарабана. Машина устроена так, что вал вращается, а барабан остаетсянеподвижным. Перемешивание длится 2...3 мин. После этого готовый раствор черезспециальное отверстие в днище барабана выливают в приемный бункер. Крупныерастворные узлы располагаются всегда на каком-то большем или меньшем расстоянииот строительных площадок. Готовый раствор добавляют в нужное место самосвалами растворовозами.Весь процесс производства работ на крупных стройках в районах массовойзастройки механизирован. На рис.2 приведена схема комплексной механизацииштукатурных работ.
В районах немассовойзастройки часто используют передвижную растворосмесительную установку,смонтированную на автомобильном двухосном прицепе (рис. 3). Ее ставят рядом сотделываемым домом, что очень удобно. Такая установка может дать в смену до 20м3 раствора. Если потребность не превышает 5...6 м3 раствора в смену, выгоднееиспользовать на при объектном узле передвижную растворотранспортную установкутипа С-250. Установка имеет растворомешалку С-50 вместимостью 80 л,металлический бункер, растворонасос С-251, компрессор типа 0-16.
/>
Рис. 2. Схемакомплексной механизации штукатурных работ.
1 — автоцистерна сизвестью; 2 — установка для известкового молока; 3 — станция для приематоварного раствора; 4 — растворовоз; 5 — растворопровод; 6 — трехходовой кран;7 — нанесение грунта и обрызга; 8 — нанесение накрывочного слоя; 9 — затирка
Этот комплектиспользуют также непосредственно на этажах для подачи раствора к распылительнойфорсунке. Говоря о механизмах для приготовления раствора, нужно упомянуть одвух усовершенствованиях.
/>
Рис. 3. Передвижная штукатурнаястанция на автомобильном двухосном прицепе.1 — площадкаавтоприцепа; 2 — растворосмеситель С-220; 3 — растворонасос С-317; 4 — растворонасосС-251; 5 — компрессор О-16 или О-38; 6 — промежуточный бункер; 7 — вибросито; 8- пульт управления; 9 — слесарный верстак; 10 — дозировочный бакрастворосмесителя
Разработанмалогабаритный растворосмеситель, удобный для приготовления раствора на этажепри малом фронте работ. За основу был взят растворосмеситель С-50. Был замененв нем обычный шестереночный редуктор небольшим червячным, закрытым алюминиевымкорпусом. В растворосмесителе С-50 на подшипники скольжения опираютсясмесительный барабан и лопастный вал. Вынесли подшипники за пределы барабана.Этим достигли сразу двух преимуществ: сняли с вала нагрузку от массы барабана иисключили попадание раствора на подшипники. Повышен был также КПД смесителя,удлинен срок его службы. Наш растворосмеситель вместимостью 40 л за час работыможет дать 0,5...0,7 м3 раствора. Машина значительно легче, чем С-50, компактней- легко проходит через любые двери. В ней используется двигатель мощностью0,5...0,7 кВт. Случается, что на стройке нужно приготовить два разных раствора- известковый и цементный, а в распоряжении отделочников имеется всего одинрастворосмеситель. Как быть? К растворосмесителю проложена узкоколейка длиной 6м. На ней ходят два бункера для разных растворов. Если отделочникам в данныймомент нужен известковый раствор, бункер для цементного отодвигают в сторону,подгоняют к растворосмесителю второй бункер, выливают в него приготовленнуюизвестковую массу и подают ее к месту перекачки раствора на этажи.
3. Устройство и работаасфальтосмесительной установки ДС-185МАсфальтосмесительная установка ДС-185М является перемещаемойи быстромонтируемой, но имеет почти все преимуществастационарной установки типа ДС-185: производительность; такая жевместимость бункеров для готовой асфальтобетонной смеси, запаса горячихкаменных материалов, минерального порошка, топлива; доступ для техническогообслуживания и ремонта.
Конструкцияасфальтосмесительных установок позволяет выполнять следующие операциитехнологического процесса:
· предварительноедозирование влажных каменных материалов в агрегате питания;
· просушиваниеи нагрев каменных материалов до рабочей температуры в сушильномбарабане и подачу их к грохоту смесительного агрегата;
· сортировкунагретых каменных материалов на четыре фракции (0-5; 5-10; 10-20; 20-40мм), временное хранение их в «горячем» бункере, дозирование и выдачуих в смеситель;
· трехступенчатуюочистку выходящих из сушильного барабана дымовых газов от пылив предварительной системе очистки, циклонах сухой пылеочисткии в мокром пылеуловителе — скруббере «Вентури» (эффективностьпылеулавливания составляет 99,7-99,85% в зависимости от видаприменяемых материалов) или очистку в рукавных фильтрах —выбросы пыли составляют при этом не более 20 мг/куб. м.;
· использованиеуловленной пыли путем подачи ее элеватором в «горячий» бункер;
· приемминерального порошка из авто цементовозов, дозирование и выдачув смеситель;
· приембитума из битумовозов (или склада битума), временное хранениеи нагрев его в битумных цистернах до рабочей температуры,дозирование и подачу в смеситель;
· выдачусмеси в автосамосвал или подачу ее скиповым подъемникомв бункера готовой смеси;
· обогревбитумных коммуникаций и насосов горячим маслом, нагретым в змеевикенагревателя битума.
В установкахобеспечено:
· автоматизированноеи дистанционное весовое дозирование каменных материалов, битума, минеральногопорошка и пыли, их перемешивание и выдача в бункер готовойсмеси;
· контрольи регулирование температуры каменных материалов и отходящих дымовыхгазов на выходе из сушильного барабана, температуры топливаи готовой смеси битума;
· автоматическое илидистанционное управление всеми основными механизмами;
· плавныйпуск и остановку скипа.
Управление всейустановкой централизованно и осуществляется с пульта управления,размещенного в кабине оператора. Кабина оператора оборудованакондиционером и громкоговорящей связью. Блочный принцип изготовленияповышает заводскую готовность узлов и позволяет значительно сократитьсроки монтажа установки. Применение микропроцессорной системы управленияобеспечивает у потребителя наиболее оптимальный, экономичный режим работыустановки, повышает культуру производства и безотказность работыоборудования.
При этомвся информация, в том числе и о возможныхнеисправностях, выводится на дисплей. Сокращение временимонтажа и демонтажа обеспечивается повышенной монтажной готовностьюза счет блочного (модульного) выполнения конструкции, укрупнения узлови снижения количества болтовых соединений; установкой и проверкойв заводских условиях работы всех комплектующих; выполнение электрическихсоединений на быстромонтируемых штекерных разъемах; контрольным монтажомблоков и агрегатов установок в заводских условиях; теплоизоляциейбитумопроводов, выполненной в условиях завода; применением конструкциисоединений, способствующих быстрому монтажу и демонтажу узлов. Узлыустановки приспособлены для транспортировки на дальние расстоянияавтомобильным транспортом и трейлерами с низкой платформой илижелезнодорожным транспортом. Установки монтируются на временнойстроительной площадке, не требующей выполнения специальных бетонныхфундаментов.
Всоответствии со стандартом для производительности технологического оборудованияасфальтобетонных заводов принят следующий типоразмерный ряд: 10, 12, 20, 25,32, 40, 50, 63, 100, 150, 200, 250 и 400 т/ч.
Помобильности оборудование подразделяется на стационарное, передвижное ипередвижное повышенной мобильности.
Стационарныеустановки состоят из отдельных блоков, при сборке которых в основномиспользуется сварка. В электрооборудовании этих установок не обязательнымявляется применение быстроразъемных соединений.
Передвижныеустановки составлены из отдельных блоков и агрегатов, которые монтируют идемонтируют с помощью грузоподъемных средств. Эти установки перевозят с объектана объект обычными видами транспорта. При сборке передвижных установокограниченно используется сварка, электрооборудование таких установок имеетзначительное количество быстроразъемных соединений.
Большинствоблоков и агрегатов передвижных установок, имеющих повышенную мобильность,выполнены в виде полуприцепов и прицепов к автомобильным тягачам и оснащенытормозами и сигнальным оборудованием. Для монтажа и демонтажа передвижныхустановок повышенной мобильности применяют инвентарные грузоподъемные средства.В электрооборудовании этих установок в основном используются многоканальные быстроразъемныесоединения.
Потехнологическому назначению асфальтосмесительное оборудование разделяют покачеству и виду исходных материалов и выпускаемой продукции: для литогоасфальта и мелкозернистых и песчаных асфальтобетонных смесей с возможностьюполучения из некондиционных материалов; для асфальтобетонных смесей свозможностью получения из кондиционных материалов; для асфальтобетонных смесейс применением использованного асфальтобетона; для грунтовых, щебенистых игравийных смесей с применением жидких и порошкообразных вяжущих материалов.
Поособенностям технологического процесса, в частности по специфике осуществлениядвух важных операций технологического процесса приготовления смесей — нагреваминеральных компонентов и смешивания их с вяжущим материалом, оборудованиеподразделяется на оборудование, где эти операции выполняются совместно на одномагрегате (сушильном), и оборудование, где эти операции выполняются раздельно наспециализированных агрегатах.
Технологическийпроцесс подачи исходных материалов требуемого фракционного состава, поступающихна смешивание, может осуществляться: с сортированием на требуемые фракции пескаи щебня; без сортирования материалов (необходимый фракционный составминеральных компонентов обеспечивается в этом случае поставкой на склад ииспользованием материалов, обладающих повышенным качеством); с сортированиемуловленной пыли; без сортирования уловленной пыли; с обезвоживанием битума (приобводнении битума в хранилищах); без обезвоживания битума.
Поособенностям тепловых процессов при приготовлении смесей различают оборудованиес нагревом песка и щебня; с нагревом минерального порошка; без нагреваминерального порошка; с нагревом битума; без нагрева исходных материалов.
Поэксплуатационным свойствам оборудование разделяют на требующее частогоизменения и не требующее частого изменения составов выпускаемых смесей.
Натехнологическом оборудовании загрузка смеси в автотранспортные средстваосуществляется из смесителя; из смесителя и бункера готовой смеси; из бункераготовой смеси.
Оборудованиеможет иметь и специальные эксплуатационные свойства: улучшенный внешний вид;расширенный температурный диапазон работы; возможность использования отходовпромышленности.
По принципудействия дозаторов и смесителей асфальтосмесительное оборудование разделяетсяна периодического и непрерывного действия.
По компоновкесмесителя, дозаторов нагретых минеральных материалов и сортировочногоустройства разделяют установки с башенным расположением оборудования и спартерным.
При башенномрасположении оборудования узлы смесителя, дозаторов и сортировочного устройстварасположены на рабочей площадке последовательно один над другим (образуютбашню). При партерном расположении оборудования сортировочное устройство сдозаторами и смеситель расположены на рабочей площадке рядом друг с другом исвязаны между собой транспортными магистралями.
4. Устройство и работагравиемойки-сортировки
Дляулучшения качества щебня в технологические схемы дробильных заводов включаютпромывку. В месторождениях изверженных и метаморфических пород глинистыевключения отсутствуют, поэтому промывку производят только при значительномсодержании пылеватых частиц. В месторождениях осадочных пород игравийно-песчаном материале всегда присутствует глина и пылеватые частицы,содержание которых превышает допустимые пределы.
Процесспромывки основан на способности глины разрушаться в водной среде, в результатечего она может быть отделена от сырья и удалена в слив. Погруженная в водуглина впитывает в себя влагу, ее поверхностные слои набухают и становятсярыхлыми. При интенсивном трении всей горной массы в промывочной машине эти слоинепрерывно удаляются.
Гравиемойка-сортировка- это набор перфорированных металлических сит (барабанов) цилиндрической формыс отверстиями разного диаметра. Система сит монтируется на общей раме иприводится во вращение от электродвигателя через эластичную муфту, редуктор ипару зубчатых колес. Моечная секция представляет собой цилиндр из стальныхлистов, на внутренней поверхности которого расположены три кольца, разделяющиеполости на четыре камеры. К установке подведены трубы, подающие воду дляпромывок материала.
Принципработы гравиемойки-сортировки состоит в том, что при вращении барабановматериал по загрузочному лотку подается в моечную секцию, где, постепенноперемещаясь из одной камеры в другую, очищается от грязи. Промытый материалнаправляется в сортировочные секции, разделяется на фракции, а затем поступаетв бункеры. Материал, размер которого больше величины отверстия грохота, выходитчерез разгрузочное отверстие барабана для последующей переработки.
Дляпромежуточной и окончательной сортировки продукта дробления применяется агрегатСМД-104.
Машины дляпромывки щебня, гравия и песка от мелких частиц и вредных примесей (ила, глиныи пр.) разделяют на гравиемойки-сортировки, барабанные мойки, корытные идражные мойки.
Принезначительном загрязнении материалы промывают в процессе грохочения на плоскихситах с подачей на просеивающие поверхности воды. Гравий и щебень среднейзагрязненности промывают в цилиндрических гравиемойках-сортировках.
/>
Гравиемойка-сортировка
Цилиндрическаягравиемойка-сортировка состоит из многосекционного барабана и привода —электродвигателя 8, редуктора 7 и открытой зубчатой передачи, установленных наобщей раме. Барабан состоит из промывочной секции 1 и трех цилиндрическихрешет, два из которых (4 и 5) являются продолжением промывочной секции, атретье 9 охватывает первое. Первое решето имеет отверстия диаметром 20 мм,второе — 40 мм, а третье, наружное — 6 мм, что обеспечивает разделение массы нафракции 0 — 6, 6 — 20, 20 — 40 и более 40 мм. Для загрузкигравиемойки-сортировки служит лоток 2. Куски сортируемого материала размеромболее 40 мм поступают за пределы барабана через открытую торцовую часть третьейсекции. Опорой барабана со стороны загрузки служат два ролика 10, со стороныпривода — подшипник скольжения 6, в котором вращается вал барабана. Вода дляпромывки подается по трубе 3, введенной в промывочную секцию и имеющей нацилиндрической поверхности большое число отверстий малого диаметра.
Расход водызависит от степени загрязненности посторонними примесями и может достигать 5 м3на 1 м3 промываемого материала.
Чтобыоблегчить поступательное движение сортируемой массы материала внутри барабана,ему придается уклон 5 — 7°.
Частотавращения барабана принимается из расчета окружной скорости примерно около 1м/с. Обычно частота вращения барабана составляет 15 — 25 мин-1.
Литература
1. Баловнев В. Дорожно-строительныемашины и комплексы. (Омск, СибАДИ, 2001).
2. Гальперин М.И., Домбровский Н.Г.Строительные машины: учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:Высшая школа, 1980.
3. Васильев А. А. Дорожные машины.Учебник для автомобильно-дорожных техникумов. (Москва. Машиностроение. 1987 г).
4. Мигляченко В. П., Сергеев П. Г.Дорожно-строительные машины. (М.: Лесная промышленность, 1978).