Введение
Рыночныепреобразования, происходящие в нашей стране, привели к интенсивнымисследованиям нового научно-практического направления логистики. В настоящеевремя диапазон деятельности, охватываемый логистикой, постоянно расширяется,включая не только внутрифирменную, но и межфирменную, межотраслевую,региональную, международную и другие виды логистической координации иинтеграции.
Состояниеэкономики Российской Федерации как экономики переходного периодахарактеризуется падением объемов промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, высоким уровнем монополизма и государственной собственности вважнейших отраслях, финансовым кризисом и ростом неплатежей, стремительнымпадением уровня жизни населения, негативной реструктуризацией и свертыванием инвестиций.В этих условиях необходим поиск новых эффективных путей выхода из кризиса.Одним из таких путей является развитие и применение инструментария логистики,формирование и внедрение различных по функциональному назначению иорганизационно-экономическому уровню логистических систем (ЛС).
Зарубежныйопыт показывает, что в последнее десятилетие активно развиваютсямежгосударственные и транснациональные макрологистические системы (макро-ЛС),призванные облегчить перемещение через границы информации, товаров, капитала илюдей. Для России формирование и развитие макрологистических торговых,транспортных и информационных систем имеет первостепенное значение, так какпозволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое иинформационное пространство. Уже имеется определенный положительный опыт в этомнаправлении. В частности, Россия активно участвует в международных проектахTEDIM, UNCTAD, TACISпо созданию региональныхтранспортно-логистических и телекоммуникационных систем, сети логистических центровв торговле и на транспорте. Разработан и внедряется ряд федеральных ирегиональных программ и проектов, элементами которых являются макро-ЛС(федеральные программы: «Возрождение торгового флота», «ДорогиРоссии», «Терминал», «Российская сеть региональныхинформационно-аналитических центров» и др.).
Внашей стране накоплен ценный опыт разработки программно-целевых программ,постановки и моделирования локальных и глобальных задач, относящихся сейчас кпрерогативе макрологистики, в частности, оптимального управления отраслями ирегионами страны, закрепления потребителей за поставщиками, ассортиментнойзагрузки производства, размещения и оптимальной дислокации крупных складскихкомплексов и управления многономенклатурными запасами, комплексного использованияразличных видов транспорта в транспортных узлах, разработки многопродуктовых имежотраслевых балансов. Широко известны за рубежом работы наших ученых вобластях системного анализа, технической и экономической кибернетики,исследования операций, теории управления запасами, теории массовогообслуживания, теории связи и других наук, составляющих теоретическую базусовременной логистики.
В то же время новые условия переходного периода требуют творческогопереосмысления отечественных научно-теоретических и практических разработок, атакже использования зарубежного опыта применительно к проблеме формированиямакро-ЛС, принимая во внимание, что логистика в концептуальном понимании васпектах современных маркетинговой и интегральной парадигм не могла быть востребованав нашей стране до начала реформ. Логистический подход требует новойметодологии, методов и моделей описания объектов и принятия управленческихрешений при синтезе макро-ЛС применительно к специфике рыночных преобразованийв России. Сегодня в отечественной экономической науке явно ощущается недостатоктеоретических и методических разработок по рассматриваемой проблеме.
В связи сважностью транспортного комплекса для интенсификации рыночных преобразований внашей стране, разработанные, модели и методические подходы к формированиюмакро-ЛС были в основном направлены на решение задач обеспечения объектовтранспорта материальными ресурсами, необходимыми для их нормальногофункционирования, а также на проблемы построения региональных транспортно-логистическихсистем и макро-ЛС инфраструктурных комплексов крупных городов и регионов.
Различнымнаучно-теоретическим и практическим аспектам оптимизацииматериально-технического обеспечения отраслей народного хозяйства ивзаимодействия снабжения и транспорта посвящены работы многих отечественныхученых и специалистов, в частности Л.Л. Афанасьева, Е.П. Белотелова, Л.А.Бронштейна, Б.Л. Геронимуса, Г.А. Кононовой, В.Н. Лившица, В.С. Лукинского,А.Л. Лурье, С.Р. Микитьянца, Д.Т.Новикова, С.А. Панова, В.А. Персианова, О.Д.Проценко, С.М. Резера, Р.Г. Соколова, Н.Д. Фасоляка, К.В. Холопова, Е.А.Хруцкого, В.Е. Хруцкого, В.В.Щербакова и других.
Теоретико-методологические основы, а также практический инструментарийлогистики применительно к проблемам отечественной экономики переходного периодаизложены в работах Б.А. Аникина, Н.В. Афанасьевой, А.М. Гаджинского, А.П.Гарнова, М.П. Гордона, Е.А. Голикова, М.Ш. Доветова, М.Е. Залмановой, К.В.Инютиной, А.А. Колобова, Д.Д. Костоглодова, Л.Б. Миротина, Н.К. Моисеевой, Ю.М.Неруша, О.А. Новикова, И.Н. Омельченко, Б.К. Плоткина, В.М. Пурлик, А.Н.Родникова, В.Г. Санкова, А.И. Семененко, А.А. Смехова, С.А. Уварова, Л.С.Федорова, А.А. Чеботаева, и других авторов.
Анализ работ указанных авторов, а также трудов по логистике и логистическомуменеджменту таких известных зарубежных исследователей, как Р. Баллоу, Е. Барди,Д, Бауэрсокс, Дж. Кавинато, М. Кристофер, Д. Клосс, Дж. Койл, Д. Ламберт, С.Лэнгли, Р. Шапиро показывает, что сегодня отсутствует единый методологическийподход к формированию ЛС, нет единства в понятийном аппарате и терминологии, вотечественных исследованиях недостаточно использован зарубежный опытлогистического менеджмента в фирмах и построения макро-ЛС.
РАЗВИТИЕРОССИЙСКИХ УЧАСТКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА №9.
В Санкт-ПетербургеМинистерством транспорта Российской Федерации, Администрацией Санкт-Петербургаи Правительством Ленинградской области проводится межрегиональное совещание повопросу развития российских участков международного транспортного коридора № 9.Панъевропейские и трансконтинентальные идеи политиков по созданию «ЕдинойЕвропейской валюты», «Единого Европейского Дома», с уютныминациональными квартирами, уже давно завладели умами и сердцами народов.Следующими, слово взяли транспортники, которые выдвинули в 1994 году свой«Единый Европейский транспортный проект».
На о. Крит, на II Общеевропейской конференции по транспорту былиопределены 9 трансъевропейских коридоров. Среди которых был выделен и Интермодальныйтранспортный коридор № 9. Который эти уютные «квартиры-страны» ибудет объединять
Инициаторами конференции были Европейский Союз, Европейский парламент. Термин«коридор» означает совокупность всех видов транспорта, согласованнофункционирующих в определнном направлении и участвующих в перевозке конкретногогруза. Главным и новым в интермодальном транспортном подходе, являетсявоплощение идеи -«системы обслуживания потребителя», ориентированнойна заказчика, иначе говоря, развития интегрированного транспортногообслуживания «от двери до двери»- с непрерывным продвижением грузовчерез страны и континенты
по интермодальнымтранспортным коридорам.
Транспортный коридор № 9 — это крупная транспортная ветвь, снаправлением от госграницы с Финляндией — Санкт-Петербург — Москва — Ростов-на-Дону — Новороссийск Астрахань. Транспортный коридор № 9 — этонеотъемлемая часть общеевропейской системы транспортных коридоров. На IIIОбщеевропейской конференции, проходившей в Хельсинки 23-25 июня 1997 года,было подтверждено, что продление международных коридоров № 2 и № 9, от Москвысоответственно в восточном и юго-восточных направлениях с выходом поТранссибирской магистрали на Владивосток и Находку, а так же на Астрахань иНовороссийск; открытие внутренних водных путей для иностранного судоходства научастке Азов-Астрахань, использование преимуществ Северного морского пути длямеждународных перевозок, позволит создать на территории России уникальныеусловия для функционирования сбалансированной по техническим и эксплуатационнымпараметрам Евро-Азиатской интермодальной транспортной системы.
Для справки: в ближайшие 15 лет, по прогнозам Организации Экономическогосотрудничества и развития (ОЭСР), будет наблюдаться устойчивое развитиемировой экономики. По данным этой же организации, до 2010 года ежегодные темпыроста составят 2,3-2,6 %, особенно быстрый экономический предполагают в Китае — 7,9 % и в странах Восточной Азии — 6,2 %. Рост экономического развития вызоветувеличение производства и потребления таких товаров как: нефть, нефтепродукты,сжиженные природные и нефтяные газы, уголь, железная руда, минеральныеудобрения, лес, продовольственные товары, машины и технологическое оборудование,товары повседневного спроса. Как следствие, возрастут объемы транспортныхперевозок, с учетом сложившихся геополитических и экономических приоритетов.Отсюда кардинальна важна интегрированность России в единое Евроазиатскоетранспортное пространство.
Продление интермодального транспортного коридора № 9 до Новороссийска иАстрахани предполагает, что его магистральное направление, от государственнойграницы с Финляндией, пройдет по территориям 14 субъектов Российской Федерации.
Конечными пунктами коридора № 9 на Севере, являются порты Балтики:Санкт-Петербург, Выборг, в дальнейшем и Усть-Луга, а так же сухопутныепограничные переходы между Россией и Финляндией.
На Западе конечные пункты — пограничные переходы в Псковской области сБелоруссией и в Брянской области с Украиной.
На Юге конечные пункты — порты: Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Ейск,Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов, Астрахань. Транспортный коридор № 9 — этообъединение в одну мощную транспортную общеевропейскую артерию и плодотворноевзаимодействие, следующих транспортных составляющих:
· железнодорожный,
· автодорожный,
· морской,
· речной,
· трубопроводный,
· авиа транспорт,
а также объединениесопутствующих инфраструктурных элементов, это и подъездные дороги, таможни,пограничные посты, склады и т.д. К слову: интермодальный коридор — этоскоординированная, увязанная по всем составляющим работа.
В работе межрегионального совещания принимают участие представителиАдминистрации Президента РФ, Государственной Думы, представители аппаратаПравительства РФ, руководящие работники шести федеральных Министерств и службРоссии, 23 Субъектов Федерации и девяти транспортных Ассоциаций, большой отрядученых и специалистов транспортных отраслей страны.
Успешное вхождение России в мировое экономическое сообщество обусловлено тем,что увеличился товарооборот через границу РФ, тем, что расширилась сфераразличных транспортно-технологических услуг, которые предоставляют игрузоперевозчики грузовладельцам. Уже отмеченный факт, увеличившегосятоварооборота, станет еще одним импульсом для более предметной координациидействий, принятия решений по вопросу 9 транспортного коридора, который свяжетединой транспортной сетью Балтийское, Черное и Каспийское моря.
Северо-Западный регион является единственной российской частью, которая имеетобщую границу с Европейским союзом. Приграничное положение региона, еготерриториальная близость к странам Европейского Союза и индустриально развитымрайонам России, доказывает его приоритетно- основополагающую роль вэкспортно-импортных перевозках. Ведь через регион обеспечивается около 35 %импортных и 25 % экспортных перевозок России, здесь развиты все видытранспорта. Регион располагает необходимыми природными условиями,территориальными и сырьевыми ресурсами, а также накопленным интеллектуальным исоциальным потенциалом, развитой транспортно-коммуникационной системой.
Говоря о северо-западном регионе, мы не можем не учитывать геополитическоеположение города и области, которые также насыщены транспортнымикоммуникациями.
Санкт-Петербург — это не только «Северная Венеция», культурнаястолица, но и город-порт. И хоть город и был «заложен на зло надменномусоседу», основной посыл — прорубить окно в Европу был осуществлен.Санкт-Петербург и Ленинградская область стали главным соединительным звеноммежду Россией и ЕС, выполняя роль внешнеторговых ворот Северо-Запада.
В плане Стратегического развития города одним из определяющих направленийявляется интеграция в мировую экономику, за счет усиления внешнеторговых итранспортных функций, переключение в Санкт-Петербург и область потокароссийских грузов и его обслуживание.
Президент РФ Б.Н. Ельцин 06.06.97 г. подписал Указ «Об обеспечениитранзита грузов через прибрежные территории Финского залива», всоответствии с которым, Правительство Ленинградской области и Администрациягорода разработали Межотраслевую программу «Транспортно-технологическоеобеспечение транзита грузов через прибрежные территории Финского залива».По предварительным оценкам, затраты на формирование транспортно-технологическойинфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2010 годасоставят около 17 миллиардов долларов США. Из них, 12,3 миллиарда долларовобластные и городские власти рассчитывают привлечь от негосударственныхинвесторов.
Предстоит большая работа по многим направлениям, это и возможное созданиеКоординационного центра или Комиссии по транспортному коридору; важноурегулировать вопросы по созданию информационно-аналитического Центратранспортной логистики, (в рамках которого, компанией «Балтийскиетранспортные системы», при участии Комитета экономики и промышленнойполитики, Ассоциации экономического взаимодействия Северо-Запада РФ«Северо-Запад», Северо-Западного межрегиональной ассоциацииэкспедиторов, создается Первый транспортный Интернет-сервер www.baltics.ru.Среди целей создания сервера — продвижение и внедрение новейших информационныхтехнологий в сферу транспортного бизнеса, создание единого и динамичногоисточника справочной и деловой информации о транспортном рынке Северо-Западногорегиона России и интеграция его в международные информационные коллекторы).Далее в перечне необходимых работ, можно отметить, совершенствование иупрощение таможенных процедур, «больной» вопрос эпохи — налоги требуетнезамедлительного решения, так же как и нормативно-законодательные основытранспортного процесса.
В связи с этим, хочется выделить цели межрегионального совещания:
· Рассмотрение вопросов, связанных с развитием российскихучастков международного транспортного коридора № 9.
· Выявление приоритетов и определение этапности работ поразвитию российских участков транспортного коридора № 9, уточнение пообъектногоперечня проектов.
· Обсуждение вопросов финансирования поектов, выработкапредложений и рекомендаций по механизмам финансирования первоочередныхмароприятий.
· Координация деятельности федеральных органов управлениятранспортом и государственных органов управления субъектов РФ в рамкахразрабатываемых и реализуемых федеральных целевых и региональных транспортныхпрограмм.
· Рассмотрение вопросов развития транспортной системыСеверо-Западного региона России, с учетом проводимой работы и первоочередныхмероприятий в рамках транспортного коридора № 9.
Настоящее совещание являетсяпервым из серии последующих совещаний, по другим участкам международныхтранспортных коридоров, проходящих по территории России, в рамках подготовки к«Международной евроазиатской конференции по транспорту», котораяпройдет в нашем городе.
На конференции будутобсуждаться вопросы обеспечения интересов Российской Федерации в областимеждународной транспортной политики, выравнивания уровней транспортных системВостока и Запада, гармонизации транспортных законодательств, привлеченияинвестиций для развития российской транспортной инфраструктуры. В работеконференции примут участие представители Европейского Союза и ЕвропейскогоПарламента, международных финансовых и транспортных организаций. В Петербургево время работы конференции будет развернута широкомасштабная транспортнаявыставка «ТРАНСТЕК».
ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОРАЗВИТИЮ РОССИЙСКИХ УЧАСТКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПРОРТНОГО КОРИДОРА № 9
(НАПРАВЛЕНИЕГОСГРАНИЦА С ФИНЛЯНДИЕЙ — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — МОСКВА — РОСТОВ-НА-ДОНУ — НОВОРОССИЙСК — АСТРАХАНЬ)
Договаривающиеся Стороны,желаяспособствовать развитию международных и внутрироссийских перевозок грузов ипассажиров на основе реализации решений Второй и Третьей Общеевропейскихконференций по транспорту по приоритетным транспортным коридорам, определеннымконференциями в качестве основы для дальнейшей работы,принимаяво внимание важность и необходимость сотрудничества федеральных органовисполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации по развитию российских участков транспортногокоридора № 9 в целях интеграции отечественных транспортных систем винфраструктуру Транс-Европейской транспортной сети,осознавая,что транспортный коридор № 9 с учетом его продления от Москвы до Новороссийскаи Астрахани, является одним из приоритетных для создания всеобъемлющихтранспортных связей на Евроазиатском континенте (подтверждено на ТретьейОбщеевропейской конференции по транспорту),признавая,что разработка и реализация проектов развития транспортной инфраструктурыотносится к важнейшим направлениям проводимых в стране экономических реформ,считаястратегической задачей повышение конкурентоспособности российских транспортныхсистем, обеспечивающих возрастающие потребности во внешнеторговых, в том числетранзитных перевозках грузов, по отношению с альтернативными международнымитранспортными системами,одобряя практикузаключения субъектами Российской Федерации двух- и многосторонних соглашений состранами СНГ в области грузовых перевозок, во взаимодействии при этом ссоответствующими федеральными органами исполнительной власти,обеспечиваяреализацию Концепции Государственной транспортной политики РоссийскойФедерации, одобренной Правительством Российской Федерации,выражаяодобрение и поддержку уже предпринятым Сторонами мерам в отношении российскихучастков международного транспортного коридора № 9,Министртранспорта Российской Федерации, Министр путей сообщения Российской Федерации,Руководитель Федеральной дорожной службы России, Руководитель Федеральнойавиационной службы России, Губернатор Санкт-Петербурга, ГубернаторЛенинградской области, Глава администрации Псковской области, Главаадминистрации Новгородской области, Губернатор Тверской области, Главаадминистрации Московской области, мэр Москвы, Глава администрации Рязанскойобласти, Глава администрации Липецкой области, Глава администрации Воронежскойобласти, Губернатор Ростовской области, Глава администрации Краснодарскогокрая, Глава администрации Тамбовской области, Глава администрации Волгоградскойобласти, Глава администрации Астраханской области, согласны, что Меморандум осотрудничестве и взаимодействии по развитию российских участков международноготранспортного коридора № 9 отвечает целям и необходимости дальнейшихскоординированных действий и договорились о нижеследующем:
1. Определениероссийских участков коридора.
Стороны согласились, что российские участки, находящиеся на направлениигосграница с Финляндией — Санкт-Петербург — Москва — Ростов-на-Дону — Новороссийск; Москва — Волгоград — Астрахань являются составной и неотъемлемойчастью международного транспортного коридора № 9, входящего в общеевропейскуюсистему транспортных коридоров и должны рассматриваться в числе наиболееприоритетных для последующего развития.
При этом к коридору № 9 интермодальной транспортной сети относятсяавтодорожная, железнодорожная, водная (морская и речная), авиационная икомбинированные транспортные инфраструктуры, включая вспомогательныесооружения, такие как подъездные дороги, пограничные переходы, сервисныепункты, склады и необходимое оборудование по управлению движением навышеназванном маршруте и их взаимодействие с инфраструктурами и всеми видамитранспорта на этом или имеющим отношение к нему маршрутах.
2. Основнаянаправленность действий.
Стороны согласились сотрудничать в вопросах содержания, модернизации истроительства новой основной и вспомогательной инфраструктуры российскихучастков интермодального транспортного коридора № 9, а также их эксплуатации ииспользования, а также при проведении необходимых исследований и обоснований иих совместном финансировании для реализации задач Меморандума. Основныеположения исследований и обоснований будут согласовываться между Сторонами, ихрезультаты будут доводиться до всех Сторон.
3. Обменинформацией.
Стороны будут постоянно обмениваться всей имеющейся у них информацией,относящейся к развитию, эксплуатации и использованию российских участковкоридора. Этот обмен будет включать данные о состоянии инфраструктуры, в первуюочередь её узких мест, особенностях эксплуатации и содержания, грузовых итранспортных потоках, реализуемых или предусматриваемых инвестиционныхпроектах, организационных мерах по транспортному коридору.
Обмен информацией, проведение исследований и обоснований Сторонами будутосновой для определения приоритетов, этапности работ, инвестиционных проектов,условий и механизма их финансирования; и в конечном итоге для координациивзаимодействия всех Сторон по развитию российских участков коридора № 9 ивыработки стратегии повышения конкурентоспособности международных перевозок поним в сравнении с другими альтернативными международными маршрутами.
4. Техническиеаспекты.Стороны будут согласовывать технические нормыи параметры для обеспечения оптимального взаимодействия всех российскихучастков коридора № 9, сопряжения их с международными участками, а также сучастками иных транспортных коридоров, в том числе между различными видамитранспорта.
Для обеспечения взаимодействия будет соблюдаться свод норм и соглашений ЕЭК ООНи ЕС для различных видов транспорта и перевозок.
5. Организационныевопросы.Стороны решили создать Комиссию дляпроведения всей текущей работы по
развитиюроссийских участков транспортного
коридора № 9.
Комиссия будет состоять из представителей всех подписавших Меморандум Сторон.
Стороны определили, что руководителем Комиссии будет один из заместителейМинистра транспорта Российской Федерации.
На Министерство транспорта Российской Федерации возлагаются вопросы координациидеятельности Комиссии. При этом имеется в виду, что заседания Комиссии будутпроводиться по мере необходимости, но не реже двух раз в год. На заседанияКомиссии будут приглашаться по мере необходимости представители предприятий,организаций, ассоциаций транспортного комплекса Российской Федерации, науки, атакже иных заинтересованных структур.
6. Срокдействия.Меморандум заключен сроком на 5 лет. Егосрок автоматически продлевается на следующие 5 лет, если ни одна из Сторон втечение года до истечения первого пятилетнего срока, не представит своивозражения.
Меморандум открыт без ограничений во времени для присоединения к немуфедеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, по территориям которыхпроходит коридор № 9, а также других субъектов Российской Федерации, заинтересованныхв его развитии.
Одобрен участниками межрегионального совещания «О дальнейшем развитиироссийских участков международного транспортного коридора № 9.
ДАЛЬНЕЙШЕЕРАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ УЧАСТКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА № 9»
Участники совещания отмечают, что полноценноеразвитие транспортной системы Российской Федерации невозможно без ее интеграциив европейскую и мировую транспортные системы.
Министерством транспорта Российской Федерации совместно с Министерством путейсообщения Российской Федерации, Федеральной дорожной службой России,Федеральной авиационной службой России, во взаимодействии с органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, научными, проектными иобщественными организациями транспортно-дорожного комплекса проработанывопросы, связанные с определением наиболее приоритетных российских транспортныхнаправлений в их увязке с развитием международных транспортных сетей инеобходимостью интегрирования в эти транспортные системы.
Выполненные проработки позволили установить важнейшие направления дальнейшегоразвития сети международных транспортных коридоров на территории России,которые включены в Концепцию государственной транспортной политики, одобреннуюПравительством Российской Федерации.
Предложения делегации Российской Федерации о целесообразности развитияроссийских транспортных систем на этих направлениях, имеющих международноезначение, поддержаны Третьей Общеевропейской конференцией по транспорту ивключены в её итоговые документы, как важнейшие направления для установленияустойчивых транспортных связей между Европой и Азией.
В настоящее время проходит процесс интенсивного формированиятрансконтинентальных транспортных коридоров. Этому во многом способствуютнаметившиеся тенденции переориентации географии внешнеторговых связей итранспортных потоков. Появляются во многом альтернативные варианты прохождениятрансконтинентальных транспортных коридоров.
В этих условиях проблема привлечения грузопотоков на отечественную транспортнуюсеть приобретает особую актуальность и непосредственно находится в сференациональных интересов Российской Федерации.
Продление Критского международного коридора № 2 с выходом по Транссибирскоймагистрали на Владивосток и Находку, а также развитие коридора № 9 на Астраханьи Новороссийск, поэтапное открытие внутренних водных путей для иностранногосудоходства, использование преимуществ Северного морского пути длямеждународных перевозок позволит создать на территории России уникальныеусловия для функционирования экономически обоснованной и сбалансированной потехническим и эксплуатационным параметрам межконтинентальной Евро-Азиатскойтранспортной системы.
В целом, вопросы обеспечения интересов Российской Федерации в областимеждународной транспортной политики, выравнивания уровней транспортных системВостока и Запада, гармонизации транспортных законодательств, привлеченияинвестиций для развития российской транспортной инфраструктуры будутрассмотрены в Санкт-Петербурге на Международной евроазиатской конференции потранспорту с участием представителей Европейского Союза, ЕвропейскогоПарламента и международных финансовых и транспортных организаций.
Настоящее совещание, являясь первым из ряда последующих совещаний в рамкахподготовки к вышеуказанной международной конференции, рассмотрело вопросыскоординированного развития российских участков международного транспортногокоридора № 9 с учетом интересов субъектов Российской Федерации, а такжепредприятий и организаций транспортного комплекса.
Участники совещания отмечают большую и целенаправленную работу АдминистрацииСанкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области, предприятий иорганизаций транспорта и иных структур города и области по созданию в регионеблагоприятных условий для осуществления внешнеторговых перевозок, в том числе транзитных,с целью повышения конкурентоспособности российской транспортной системы.
В результате состоявшегося обмена мнениями участники совещания считаютцелесообразным:
Одобрить работу, проводимую Министерством транспорта Российской Федерациисовместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации, Федеральнойдорожной службой России, Федеральной авиационной службой России, другимифедеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации по развитию в Российской Федерации системытранспортных коридоров, интегрированных в общеевропейскую и мировуютранспортные системы, конкурентоспособных с альтернативными международнымитранспортными коридорами.
Поддержать действия Администрации Санкт-Петербурга и ПравительстваЛенинградской области, направленные на создание на Северо-Западе странытранспортной инфраструктуры и условий, способствующих беспрепятственномупрохождению внешнеторговых, в том числе транзитных грузов, тем самымобеспечивая дополнительное их привлечение на российские транспортные системы.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерацииразработать региональные программы по транспортно-технологическому обеспечениютранзита грузов, используя при этом опыт Администрации Санкт-Петербурга,правительств Ленинградской области, Москвы и Московской области по разработкемежотраслевых программ «Транспортно-технологическое обеспечение транзитагрузов через прибрежные территории Финского залива» и «Московский терминал».
Привлечь внимание руководителей федеральных органов исполнительной власти,Межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия и органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации на необходимостьпроведения ими более скоординированных действий при разработке и реализациифедеральных и региональных целевых транспортных программ, а также в вопросахразвития российских участков международных транспортных коридоров, являющихсянациональным достоянием страны.
Одобрить Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии по развитию российскихучастков международного транспортного коридора № 9 и обратиться к руководителямфедеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации с предложением подписать указанный документ.
Просить руководителей федеральных органов исполнительной власти и органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации в месячный срок уточнитьпо единым формам перечень инвестиционных проектов по развитию объектовтранспортной инфраструктуры международного транспортного коридора № 9федерального, регионального и территориального значения и направить его вМинистерство транспорта Российской Федерации.
Просить Министерство транспорта Российской Федерации обобщить представленныйперечень проектов развития транспортной инфраструктуры и представить его нарассмотрение участникам Международной евроазиатской конференции по транспорту сцелью привлечения инвестиций для их реализации.
Разработать технико-экономическое обоснование развития транспортных коридоровна территории России на основе подготовленной соответствующей Концепции в целяхопределения позиции Российской Федерации для участия в Международнойевроазиатской конференции по транспорту, установления приоритетности иэтапности, а также определения эффективности разработки и реализации конкретныхпроектов в рамках развития транспортных коридоров, имея в виду егоиспользование в дальнейшем в качестве базы для разработки соответствующейфедеральной целевой программы развития транспортных коридоров,предусматривающую формирование комплексных транспортно-логистических узлов(Санкт-Петербург, Москва, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Астрахань) собеспечением рациональных коммуникационных связей между всеми видамитранспорта.
Просить Министерство транспорта Российской Федерации организовать разработкууказанного технико-экономического обоснования на условиях совместногофинансирования работ с Министерством финансов Российской Федерации,Министерством путей сообщения Российской Федерации, Федеральной дорожнойслужбой России, Федеральной авиационной службой России, а также другимизаинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Поддержать работу Межведомственной комиссии по вопросам повышенияконкурентоспособности российских предприятий и организаций транспорта,направленную на:
· освобождение морских и речных портов, железных дорог,аэропортов и других транспортных предприятий от уплаты НДС при выполнениипогрузо-разгрузочных операций и транспортировке внешнеторговых грузов;
· снижение таможенных пошлин и налогов на приобретениетранспортных средств на ввозимый российскими резидентами подвижной состав длягрузовых и пассажирских перевозок, не имеющий аналогов в Российской Федерации иприобретаемый как за полную стоимость, так и посредством лизинга;
· отмену скидок с транспортных тарифов на услуги приперевозке грузов по железной дороге, направляемым через иностранные порты;
· организацию современных мультимодальных схем перевозоктранзитных грузов на основе создания графиковых прямых линий, предусмотрев дляних скидку с транспортных тарифов, портовых сборов и упрощение прохождениятаможенных процедур;
· лицензирование и сертификацию транспортно-экспедиционнойдеятельности;
· предоставление гарантий Правительства РоссийскойФедерации под кредиты на создание объектов инфраструктуры международныхтранспортных коридоров, проходящих по территории России;
· создание региональных логистических центровмультимодальных перевозок.
Просить Межведомственнуюкомиссию по вопросам повышения конкурентоспособности российских предприяитий иорганизаций транспорта регулярно рассматривать вопросы дальнейшего развитияроссийской инфраструктуры международных транспортных корридоров.
Просить Федеральную дорожную службу России решить вопрос об ускоренииприведения российских участков автомобильных дорог транспортного коридора № 9 всоответствие с европейскими нормами и стандартами.
Обратить особое внимание на необходимость ускоренной реализации проектовтранспортного коридора № 9 в части строительства и реконструкции автомобильныхмагистралей Е-18 и М-10 по маршруту Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва,объектами которых должны стать строительство кольцевой дороги вокругСанкт-Петербурга (КАД), обходов г.г. Выборга, Тосно, Вышнего Волочка и Клина,необходимая придорожная инфраструктура; аэропортов Пулково-3, Вещево иМигалово; нефте- и продуктопроводов к г. Приморску и бухте Батарейная, а такжестроительство и модернизация портов в Финском заливе, на Черном, Азовском иКаспийском морях, являющихся важнейшими элементами транспортного коридора, иподходов к ним.
Поддержать инициативу Администрации Санкт-Петербурга и ПравительстваЛенинградской области по активизации усилий, направленных на формированиеединой унифицированной таможенной и пограничной системы в странах Балтийскогоморя; по развитию сотрудничества в области информационно-телекоммуникационныхсистем, а также систем навигации и безопасности мореплавания, создания единойинформационной инфраструктуры стран Балтийского региона и рекомендовать внестиэти вопросы на рассмотрение Международной евроазиатской конференции потранспорту.
Поддержать предложения по изданию для участников Международной евроазиатскойконференции по транспорту сборника работ по обеспечению экологическойбезопасности на участках транспортного коридора №9, а также редакциимеждународного журнала «Сегодня» — по выпуску специального номера,освещающего проблемы транспортного коридора №9, с предварительной его рассылкойпредполагаемым участникам Конференции.
Организовать в рамках выставки тематическиие экспозиции по проблемам развитияроссийских участков международных транспортных коридоров.
Участники совещания одобряют предложенный Министерством транспорта РоссийскойФедерации, Администрацией Санкт-Петербурга и Правительством Ленинградскойобласти порядок подготовки к Международной евроазиатской конференции потранспорту, и выражают благодарность организаторам за проделанную работу попроведению в Санкт-Петербурге первого из ряда предварительных совещаний.
ПРОДОЛЖЕНИЕ КРИТСКОГОКОРИДОРА №9
Хельсинки — Санкт-Петербург- Москва — Киев — Любашевка — Кишинев — Бухарест ...
МОСКВА — РОСТОВ-НА-ДОНУ — НОВОРОССИЙСК
Транспортныйкоридор Москва — Ростов-на-Дону -Новороссийск является непосредственнымпродолжением Критского коридора №9. В пределах территории России егопредлагается расширить за счет включения участков железнодорожной иавтодорожной сети со вспомогательными инфраструктурными сооружениями. Вэкономическом, социальном и транспортно-технологическом отношениях направлениеот Санкт-Петербурга до Новороссийска представляет единое целое и обозначаетсякак Балтика — Центр — Черное море (БЦЧ).
Протяженность БЦЧ более 2тыс. км, и он может обеспечить потребность в интермодальных перевозках обширногорегиона общей площадью около 1 млн. кв. км. с населением свыше 60 млн. человек.Граничными пунктами транспортного коридора на севере являются портыСанкт-Петербург, Выборг, Приморск, а также сухопутные пограничные переходымежду Россией и Финляндией. На юге — морские порты Новороссийск, Туапсе,Таганрог и речные Ростов, Азов, Ейск, Темрюк.
Перевозки всех грузов,обслуживаемых транспортным коридором БЦЧ, составляют примерно пятую часть отвсех перевозок РФ. На рассматриваемом направлении транспортные коммуникации восновном соответствуют международным требованиям. На всем протяжении имеетсядвухпутная электрифицированная железнодорожная магистраль, обладающая высокойпропускной способностью. Основные пункты направления связаны автомобильнымидорогами федерального значения. В навигационный период перевозки могутосуществляться по внутренним водным путям на всем протяжении отСанкт-Петербурга до Азова.
Для обеспечения необходимогокачества выполнения интермодальных перевозок потребуется провести реконструктивныеи организационные мероприятия. К первоочередным относятся: совершенствованиеспособов содержания существующих транспортных коммуникаций (железных иавтомобильных дорог), реконструкция грузовых железнодорожных станций,строительство комплексных грузовых терминалов, созданиеинформационно-логистических центров для эффективного управления интермодальнымиперевозками.
Транспортный коридор БЦЧявляется составной частью интермодальной транс-европейской сети. Его граничныепункты имеют непосредственные выходы в Скандинавские страны и страны ЗападнойЕвропы, а через порты Черноморско-Азовского бассейна — в страны Южной Европы иБалканского полуострова. Железнодорожные линии транспортного коридора БЦЧвзаимодействуют с остальной железнодорожной сетью СНГ. Автомобильные дорогикоридора по технико-эксплуатационным параметрам согласованы с другими дорогами.Перевозки терминальных грузов (грузов, которые могут перевозиться поинтермодальным технологиям) железнодорожным и автомобильным транспортом к 2005году между областями и краями, тяготеющими к транспортному коридору, могутдостигнуть 8-9 млн. тонн.
Грузовые терминалы нанаправлении БЦЧ имеются в достаточном количестве, и при определенноймодернизации они могут быть объединены в терминальную сеть, которая способнаобеспечить все экспортно-импортные перевозки и распределительные функции.
Предварительные проработкипоказали, что в Московском регионе необходимо создать 2 крупныхмногофункциональных терминала (общая потребность в капитальных вложениях — порядка 290 млн. долл. США). На северном конце транспортного коридора нужентерминальный комплекс в районе порта Ломоносов (около 300 млн. долл.США). Наюге необходимы новые терминальные комплексы для Новороссийского транспортногоузла и в районе Азова (капиталовложения составят порядка 387 млн. долл. США).
Заинтересованность всоздании терминалов проявляют региональные власти (есть принципиальное согласиена выде ление земельных участков), а также транспортные предприятия.
От начала осуществленияпроекта транспортного коридора Москва — Ростов-на-Дону — Новороссийск до еговнедрения, по мнению специалистов, потребуется не менее 5 лет.
Хельсинки — Санкт-Петербург- Москва — Киев — Любашевка — Кишинев — Бухарест ...
МОСКВА-АСТРАХАНЬ
Транспортный коридорМосква-Астрахань является продолжением Критского коридора №9. Выход наАстрахань обеспечивает (через морские транспортные системы) кратчайшийтранспортный маршрут между странами Северной и Западной Европы и Прикаспийскогорегиона.
На направленииМосква-Астрахань транспортные коммуникации по своим техническим параметрам восновном соответствуют международным требованиям. На всем протяжении имеетсядвухпутная железная дорога. Длина автомобильной магистрали федеральногозначения — 1220 км. На южном участке направления расположены два крупных речныхпорта: Волгоградский и Астраханский. Волгоградский речной порт имеет 14механизированных причалов, общей протяженностью 1177 п.м. Его пропускнаяспособность по переработке тарно-штучных и контейнерных грузов — 600 тыс. тонн.Астраханский речной порт имеет 8 механизированных причалов, общейпротяженностью 967 п.м. Технические возможности порта позволяют осуществлятьперегрузку около 700 тыс. тонн генеральных грузов, в том числе 350 тыс.тонн вкрупнотоннажных контейнерах. Он открыт для захода иностранных судов«река-море» (глубина у причалов — 4,5 м). Астраханский морской портрасполагает причальным фронтом 300 п.м. Его пропускная способность — 350 тыс.тонн (генеральные грузы, контейнеры). Из-за малых глубин может осуществлятьлишь обработку судов «река-море».
Коридор Москва — Астраханьявляется составной частью транспортной системы России. С субъектами РоссийскойФедерации согласованы принципиальные положения развития коридора. Коммерческаязаинтересованность в этом фирм и компаний, действующих на рынке транспортныхуслуг, основывается на крайне выгодном геополитическом и географическомнаправлениях коридора, ключевым транспортным звеном которого являетсяАстраханский узел. Через него проходят все внешнеторговые грузопотоки,тяготеющие к этому направлению. В 1996 году грузооборот транспортного узла сперевалкой грузов на суда «река-море» составил более 1 млн. тонн.
Для развития транспортногокоридора необходимо строительство Астраханского морского торгового порта в 100км от Астрахани ниже по течению (в районе поселка Оля). Общая протяженность егопричалов составит 4694 м, в т.ч. грузовых 3674 м. Размеры территорий,примыкающих к пирсам, обеспечат размещение сооружений разветвленной сетиподъездных автомобильных и железнодорожных (подкрановых, тыловых, прикордонных)путей. Для прохода судов к причалам запроектирован подходной канал сдвухсторонним движением длинной 800 м, шириной 120 м, глубины подходного каналаи у причалов — 6 м. Здесь же предусматривается строительство причала для приемажелезнодорожно-автомобильных паромов.
Проектный грузооборот — 8,0млн. тонн различных грузов (металлы, оборудование, контейнеры, тарно-штучные идр.), 5,3 млн. тонн навалочных и лесных грузов. На реализацию проекта(строительства порта) требуются капитальные вложения в размере 382,5 млн.долларов США.
Практические действия посозданию и развитию объектов транспортного коридора Москва -Астраханьосуществляются в соответствии с федеральными и региональными программамиразвития.
Заключение
Сегодня, когда каждаякомпания-производитель разрабатывает тактику и стратегию привлечениябизнес-партнеров и пытается создать свою инфраструктуру товарных каналов,возникает потребность обращаться к посреднику как к организаторутовародвижения. При этом экономические расчеты показывают, что использованиепосредников предоставляет определенные выгоды.
Посредники (транспортныеэкспедиторы) выполняют широкий спектр логистических услуг в сфере обслуживанияматериальных и информационных потоков и инфраструктуры товарных каналов.
В основе их деятельностиразличные функции логистики (транспортировка, хранение, погрузочно-разгрузочныеработы, управление запасами, складирование и обработка заказов...)рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы системы, что иприносит им успех.
Концепция логистикиреализуется через систему товародвижения, основными элементами которойявляются:
-технические средства иинфраструктура транспорта;
-материально-техническаябаза экспедиторских, агентских, брокерских, лизинговых и других компаний,связанных с процессом движения товаров;
-складское хозяйство иоборудование;
-средства информационногообеспечения и управления.
Основным связующим звеноммежду производством и потреблением является транспорт, и поэтому новые технологиисвязаны с изменением роли транспорта в условиях функционирования логистическихсистем.
Транспортно-экспедиционныефирмы берут на себя дополнительные функции, которые предшевствуютнепосредственно транспортировке или следуют за ней. Такие, как: упаковка,маркировка, хранение, сортировка грузов, оформление и ведение счетов,определение оптимального варианта маршрутов и видов транспортировки, контрольза процессом движения грузов в пути.
Эффективность выполнениякомплекса экспедиторских услуг предполагает применение технологий,обеспечивающих взаимосвязанную работу функциональных звеньев, что позволяетобеспечивать контроль выполнения заказа с использованием единой информационнойсистемы.
Новые задачи, связанные среализацией логистических принципов, требуют создания соответствующейкоммуникационной инфраструктуры, позволяющей собирать и передавать информациюучастникам системы. В том числе: обеспечение компании современнымиинформационными услугами, доступ к удаленным ресурсам, оперативный обмен коммерческойинформацией между поставщиками, заказчиками и посредниками.
Информационно-коммуникационныесети обычно представляют собой совокупность аппаратно-программных средств,образующих узел и объединенных специальными каналами связи. В узел могутвходить: телеграфный канал, телефонный канал общего пользования, выделенныйтелефонный канал, выделенный цифровой коммутируемый канал, канал спутниковойсвязи.
С помощью таких каналовформируется полная коммуникационная инфраструктура фирмы.
Логистические системы невозможны,прежде всего, без внедрения современных технологий учета логистических операцийпри обработке грузопотоков. Внедрение подобных систем позволяетавтоматизировать процесс ввода информации о движении конкретной физическойединицы товара и значительно ускорить время обработки грузов.
Программный комплекс,который соответствует задачам управления логистической системы долженсоответствовать требованиям интегрированной системы, поскольку в таких системахсуществует необходимость вести управленческий и финансовый учет. Систематакового уровня может требовать начальных вложений от 10 до 80 тыс. долларовСША с сопоставимыми затратами на ее внедрение.
На этом сегменте рынка западных продуктов больше, чемроссийских. Выбирая продукт западного происхождения, необходимо учестьроссийские реалии, и, прежде всего, законодательство. Необходимо отметить, чтоевропейские продукты более гибки чем американские, следовательно, легчеадаптируются и с наименьшими затратами. Российские разработки как правило неуниверсальны и не всегда учитывают все необходимые параметры логистическихуслуг или необходимый объем и набор операций.
С учетом того, чтопрограммное средство является основным ядром любой информационной системы, вследующих публикациях мы постараемся дать обзор данного сегмента рынкапрограммных продуктов. Рыночная экономика поставила перед железнодорожнымтранспортом России вопросы повышения качества перевозок и снижения транспортныхиздержек.
Грузовладельцы предъявляюткачественные требования к перевозочному процессу: увеличение скорости перевозкина всем маршруте следования; соблюдение срока доставки грузов; информация оместонахождении груза; предоставление дополнительных транспортно-экспедиционныхуслуг (экспедирование, таможенные операции, фасовка, затаривание, пакетированиеи пр.).
Системой ФТО МПС РФорганизованы перевозки в ускоренных грузовых поездах с фиксированными срокамидоставки грузов в 20 и 40 футовых универсальных контейнерах.
Основной задачей введения вобращение ускоренного контейнерного поезда является сокращение нахождениягрузов в пути следования и обеспечение перевозок грузов в контейнерах порасписанию от станции отправления до станции назначения.
Линия Центр-Юг (Ростов,Краснодар, Новороссийск) является частью транспортного коридора Балтика — Черноеморе с конечным пунктом — порт Новороссийск.
В регионах Черного иАзовского морей расположены российские порты: Новороссийский морской торговыйпорт и речные порты Ростов и Азов.
По сложившейся практикечерез порты перегружаются экспортно-импортные грузы: металлы, машины иоборудование, химические минеральные удобрения, зерно, скоропортящиесяпродукты, нефтепродукты и др. грузы.
На всем протяжениитранспортного направления от Москвы до портов Черного моря имеется двухпутнаяэлектрифицированная магистраль (основной ход Москва — Рязань — Тамбов — Воронеж- Ростов -Краснодар — Новороссийск) с дублирующими участками в южной части.Потенциальная пропускная способность железных дорог на этом направлениидостаточно велика.
Регион, тяготеющий ктранспортному коридору, является крупным отправителем и получателем грузов вконтейнерах. Суммарное их отправление из 9 областей и краев, а также г.Москвысоставляет около 1,4 млн.т… прибытие — 1,8 млн.т. Контейнеры в обычныхгрузовых поездах перевозятся в данном направлении за 10 — 11 суток.
Технология перевозки грузовв ускоренном контейнерном поезде существенно улучшает эксплуатационные,экономические показатели и, прежде всего, скорость доставки -2 суток, исохранность перевозимых грузов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.А.Смехов«Транспортная логистика», Москва «Транспорт» 1998г.
2. В.И.Балч,В.Ф.Гречанюк, И.Г.Казовский, В.А.Кудрявцев «Регулирование грузовых перевозок нажелезных дорогах», Москва1984г.
3. А.В.Булат,Г.В.Поваров «Основы коммерческой работы речного порта», Москва «Транспорт»1986г.
4. А.А.Михин«Ускорение развития транспортного комплекса», Москва «Транспорт» 1987г.
5. А.Т.Дерибас«Единая контейнерная транспортная система», Москва «Знание» 1974г.
6. А.П.Казаков,И.П.Фадеев «Организация и планирование работы речных портов», Москва«Транспорт» 1989г.
7. А.С.Бутов,В.А.Легостаев «Планирование работы флота и портов», Москва «Транспорт» 1988г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Развитиероссийских участков международного транспортного коридора №9 стр5
Договор осотрудничестве и взаимодействии по развитию российских участков международноготранспортного коридора №9 стр12
Дальнейшееразвитие российских участков международного транспортного
корридора №9 стр16
ПродолжениеКритского коридора №9 стр24
Заключение стр30
Списоклитературы стр35