ТЕМА:
I. Введение
Задачи: показать
1) социальные отношения в древнемзарождающимся Риме в период первых царей;
2) социальную структуру общества ивлияние социальных отношений на формирование власти и управления;
3) причины расслоения общества на бедныхи богатых (патрициев и плебеев);
4) формирование рабовладельческогостроя;
II. Время и история возникновения Рима
1) Источники истории царского периода;
2) Методы укрепления царской власти;
III. Общественный строй,социально-экономическая структура, взаимоотношения.
1) Социальное управление;
2) Патриции и плебеи: происхождение ивзаимоотношения, зарождение рабовладельческого строя.
3) Сервианская реформа:государственно-правовые причины, содержание, следствия.
IV.Заключение.
Список используемойлитературы:
1) Игнатенко А.В. «Древний Рим: отвоенной демократии к военной диктатуре», Свердловск, 1988 г.
2) В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, О.П.Севостьянов «История древнего Рима», Учебник.
3) Кузищин В.И. Издание второе,переработанное и дополненное, 1981 г.
4) Ливий Т. «История от основанияРима», Книга I, стр.98.
«Историки античности»,Том второй, «Древний Рим», Москва,
Издательство «Правда»,1989 г.
5) Маяк И.Л. «Рим первыхцарей», Москва, 1983 г.
6) Маяк И.Л., КузищинВ.И. «История древнего Рима» Учебник для
вузов поспециальности «История»
7) Омельченко О.А.«История государства и права зарубежных стран»
2 тома. 1998 г.Москва.
8) Плутарх«Сравнительные жизнеописания», Издательство Дальневосточногоуниверситета. Владивосток, 1987 г.
I. Введение
Современный город Рим является столицей Итальянской республики, одним изкрупнейших городов Западной Европы.
Однако, в древности в слово «Рим» вкладывалось другое содержание. Вдревности Рим – это не только название одного города, это одновременноцивилизованное общество и государство, возникшее в VI в. до н.э. натерритории Аппенинского полуострова, а позднее включившее в свои границы всесредиземноморье.
Во всемирно-историческом развитии роль истории древнего Рима очень велика.Именно Рим дает образец рабовладельческого способа производства, и надревнеримском материале историки, экономисты и философы анализируют сущностьрабовладельческой общественно-экономической формации, сравнивают ее сфеодальной и капиталистической формациями.
В пределах громадной Средиземноморской державы сбольшим числом племен и народностей, стоявших на разных ступенях историческогоразвития, была создана высокая так называемая античная культура, которая леглазатем в основу развития европейской цивилизации. Греко-римская античнаяцивилизация на определенном этапе своего развития вобрала в себя достижениявсех народов Средиземноморья, синтезировала их и дала толчок к дальнейшемуразвитию европейской культуры. Древнейший Рим оставил богатое культурноенаследие. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров,цирков, дорог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн,храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов ивилл поражают даже современного человека. Они удивляют его не только своимвеликолепием, хорошей техникой, прочностью постройки, рациональнойархитектурой, но и замечательными украшениями (рельефами, фресками, мозаикой).Все это реальная связь римской древности с современностью, доказательство того,что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через нееоказала влияние и на современную цивилизацию. Уже в древнем Риме в эпохуцарского времени были созданы предпосылки для расслоения общества (разнаястепень обеспеченности), связанные с размером земельных наделов, что привело кусилению царской власти более богатого сословия. В зависимости от социальнойструктуры и отношений формируется власть и управление обществом.
II. Время и история возникновения Рима
1) Источники истории царскогопериода;
Источники весьма разнообразны: это памятникиматериальной
культуры,письменные памятники и языковые данные. Письменные источники сохранились в видерукописей на папирусе, коже, пергаменте, надписей на камне, керамике, металле.По содержанию все письменные источники делятся на повествовательные(произведения исторического характера, художественной литературы, философскиетрактаты и др.) и документальные (государственные акты, завещания, долговыерасписки и др.) Все исторические памятники, как материальные, так и письменные,могут быть классифицированы по тематике — характеризующие экономику, социальнуюжизнь, религию и так далее.
По истории древнего Рима существовало много версий и написано много трудовразными авторами.[1]
Выяснилось, что человек обосновался на месте Рима задолго до традиционной датыего возникновения (754-753 г.г. до н.э.). Римляне считают своимипредками поселенцев Лация, т.е. латины, в эпоху бронзового века (втораяполовина IIтысячелетия до н.э.) встретились с разными переселенцами.
Рим находился в Лации в нижнем течении Тибра. Он вырос на холмах Палатине,Эсквилине, Цылии, Капитолии и др. возвышавшихся над сыроватыми низинами. Самоместо способствовало его росту благодаря здоровому климату, реке, в устьекоторой добывалась соль, удобству положения вдалеке от моря, что облегчилосвязи с итальянскими и заморскими народами.
Древнейшая история Лация дошла до нас в виде легенд, переданных античнымиавторами. Близнецы Ромул и Рэм – «от слова ruma (сосок) ибовпервые их увидели сосавшими волчицу»[2],явились основателями Рима. Ромул считается первым царем, его правлениеоткрывает так называемую царскую эпоху в римской истории.
Цари правили с VIII по VI век до н.э. За это время произошло много событий.Постепенно из разрозненных поселков на холмах вырос город. Общество изродоплеменного стало классовым, царская власть из власти первобытных вождейразвилось до единоличной, тиранической, римляне из членов гентильных, т.е. родовыхподразделений превратились в граждан государства, первоначальная культура Римаподнялась до уровня цивилизации.
Именно в царскую эпоху были заложены фундаментыважнейших общественных и управленческих структур, а так же идейной, в том числерелигиозной сферы, на некоторых строился республиканский Рим.
Ромулу приписывается не только основание великого Города, не только объединениелатинской общины, но и создание всех общественных единиц первобытного Рима. Изэтого можно сделать вывод: латинские поселенцы Палатина, как и родственныеим сабины жили родовым строем, подразделялись на племена – трибы, фратрии –курии и роды (gentes). Управление этой общиной было классическипервобытным, трехчленным. Во главе стоял сенат, совет старейшин, куриатныекомиции, т.е. народное собрание по куриям, и выборный царь (rex).
Уже при первых царях римляне не отличались первобытным равенством. Куриатноесобрание не допускало участие женщин, а было лишь сходкой взрослых мужчин,реальных или бывших (по возрасту) воинов, баланс сил склонялся в сторону царя.Наряду с гентельными общинами появились территориальные, соседские. Такимобразом все это свидетельствует о процессе разложения первобытнообщинногостроя.
Латинские писатели рисуют римлян воинственным народом. Ромулу пришлось вестинастоящую войну, начатую против римлян Акроном, царем Ценины. Война открыласьпоединком вождей – Акрона и Ромула. Ценинец пал в битве. После Акрона противРима выступили другие города Лация, но тоже были побеждены. При этом ценнисты,и жители ближайших латинских городов вынуждены были переселиться в Рим, а ихземли получали римляне. Все это время римляне не переставали воевать. Римляневсех одолели, земли захватили и часть уцелевших неприятелей переселили в Рим, ана покоренные земли стали переселять безземельных римлян.
Ранее приобретенными землями распоряжался сенат, теперь же Ромул сам сталнаделять ими не только курий, где они делились между родами, но и отдельныхвоинов по своему усмотрению, за что и был убит сенаторами, припомнили ему исамостоятельное ведение суда, что делало его независимым от родовой знати.
В Риме установилось междуцарствие, т.е. правление отцов — сенаторов, которымполагалось предложить нового царя.
Следующий царь Нума Помпилий, «был родом из Кур, знаменитого в Сабинскойземле города, по имени которого римляне прозвали себя и соединившихся с нимисабинян „квиритами“. Божественным изволением он родился в день, когдаРомул основал Рим, за одиннадцать дней до майских календ. Нрав его, от природы
склонныйко всяческой добродетели, еще более усовершенствовался благодаря воспитанию,жизненным бедствиям и философии: Нума не только очистил душу от порицаемых всемистрастей, но отрешился и от насилия, и от корыстолюбия (которые у варваровотнюдь не считаются пороками), отрешился, истинное мужество видя в том, чтобысмирять в себе желания уздою разума»[3].Он не воевал и новых земель не приобретал, но действовал, как и Ромул, укрепляяцарскую власть, стараясь не ссориться с родовой знатью.
Нума распустил отряд целеров, зато создал ремесленные и новые, не связанные сродоплеменным строем, жреческие коллегии, чем централизовал свою власть. Вдальнейшем цари ведут поиски расширения социальной опоры за счет молодежи иукрепления царской власти путем создания неподконтрольных родовладыкамвойсковых единиц.
Сервий царствовал в Риме (578-535 г.г. до н.э.) и был выдающимсяправителем. При нем завершились те общественные и политические процессы,которые привели Рим от разлагающегося первобытного строя к государству ицивилизации.
Сервий стремился ограничить влияние родовой знатив обществе и добился этого.
Всю римскую империю он поделил на 4 городских и 16 сельских округов, которыеназвал трибами. По территориальным округам Сервий установил ежегодную переписьнаселения. Каждый человек-мужчина, женщина, ребенок вносил в казнусоответствующую плату по месту проживания, делался взнос за родившегося иумершего. Таким образом, учитывалась динамика населения по полу и возрасту.
Собранныевзносы составляли часть общеримской казны, главная ее часть состояла изналогов. Сервий Туллий сделал сборы налогов регулярными и дифференцированными.Для учетов доходов провел ценовую реформу. Главы всех римских семей, будь токоренные жители или потомки латинов, насильственно переселенных илидобровольные пришельцы, должны были явиться к царю и под присягой сообщить осостоянии своих семей, о том, сколько земли, рабов, скота и прочего добра ониимеют, какие доходы получают. Прошли столетия со времен царского периода вРиме, но в настоящее время можно видеть сходство в социальных отношенияхсовременного общества с организацией управления им. В зависимости от имуществаримские мужи зачислялись в центровые разряды (в последствии их стало шесть).
В соответствии с уровнем достатка люди, независимо от принадлежности к родам икуриям, призывались в армию. Самые богатые формировали тяжеловооруженную пехотуи кавалерию, менее состоятельные — легковооруженные отряды; бедныеосвобождались от несения военной службы, поскольку не имели средств дляэкипировки. Эти люди назывались «пролетариями», так как все ихдостояние заключалось в потомстве (по латыни – proles).
Войско делилось на центурии, т.е. на отряды из 100 человек. Но фактически вцентурии богатых воинов было гораздо меньше ста, а в пролетарской центурии –намного больше. Это имело огромное значение для внутренней жизни Рима, так какцентурия была не только воинской, но и голосующей единицей.
Оставив за собраниями по куриям решение лишь некоторых, связанных срелигиозными установлениями, вопросов, Сервий Туллий
Перенесважнейшие дела в Собрания по центуриям. Таким образом, он ввел новый виднародных собраний – центуриатные комиции. Поскольку центурий состоятельныхразрядов было много больше, чем центурий, включавших людей победнее,голосование всегда оказывалось в пользу богатых, хотя и необязательнородовитых.
Создав новое войско вместо прежних родовых ополчений, Сервий укрепил своювласть и принизил родовую знать, которая этим ополчением командовала. А чтобыеще больше подавить ее царь провел земельные конфискации и наделил землейбедняков.
Сервий стал царем с согласия отцов – сенаторов, но его убивает молодой исильный Луций Тарквиний, начав царствовать не избранный народом инеутвержденный сенатом. Он обрушил на головы патрициев страшные репрессии, самтворя суд, окружал себя телохранителями. Одних он уничтожал как явныхнедоброжелателей, других из подозрения в нелояльности, третьих польстившись наих богатство. В результате число сенаторов ополовинилось. Ни сенат, ни народноесобрание не созывались. Все вершилось волей царя, который советовался только сосвоими близкими. Вокруг него сгруппировались содалы, то есть сподвижники, преимущественноиз числа его родственников, объединенных клятвой верности.
Возмущенные бесчинствами царя римляне стали вооружаться и стекаться под знаменаначальника царских телохранителей. Организаторами и главной силой в борьбе стираном оказались патриции, отождествляющие себя «народом» (populous) и поведшие за
собой плебейское простонародье. Царю было объявлено обизгнании, были центуриатные комиции и проведены выборы должностных лиц.
Такв 509 г. до н.э. была установлена в Риме республика во главе которой оказалисьпатриции.[4]
III. Общественный строй, социально-экономическаяструктура, взаимоотношения.
Итак, из приведенных выше исторических сведенийследует, что в Риме начала царского времени были разрозненные поселения, затемони начали объединяться между собой. Первыми объединились деревни Палантинскогохолма и возвышенности Велии. Затем в единую с ними общину слились поселки нахолмах Эсквилине и Цэлии, потом – Виминала и Квиринала. Таким образом, началоцарской эпохи знаменует собой начало истории объединенной римской общины.
В начале царской эпохи народ Рима (populous) состоял изтрех родовых триб, или племен.
Вторым элементом общества было 30 курий. Курия – это союз мужчин-воинов. Куриявыставляла 100 пеших и 10 конных воинов.
Основой социальной структуры были роды (gentes). Сначала ихбыло 100, а затем стало 300.
Римский род царского времени был отцовским, экзогамным. Он характеризовалсяправом взаимного наследования, общим местом погребения, правом принимать в родчужаков, избирать и смещать старейшин, а так же обязанностью сородичейоказывать друг другу помощь. Родичи носили одно родовое имя, произведенное отпредка.
Социально-экономической основой рода была коллективная родоваясобственность на землю. Однако, члены рода пользовались сообща лишь частьюземли, основной же земельный фонд распределялся между входившими в род семьями.
Этобыли большие патриархальные семьи (familia), включающие3-4 поколения потомков главы семьи (pater familias). Римскаяфамилия обладала общностью имущества и представляла собой общую хозяйственнуюединицу. Постепенно в ней возрастало значение главы семьи, который превращалсяв единственного собственника, распоряжался всем достоянием и членами семьи.
Управление Римом
Управление Римом состояло из сената, комиций и царя. Сенат был советом из 100,а позднее из 300 родовых старейшин. Его название (senatus) происходит отлатинского слова senex – старец. Комиции в
переводес латинского означает – сходку. Это народное собрание, точнее – собраниемужчин-воинов, созывавшееся по куриям, отсюда его название – куриатныекомиции. На комициях выбирался царь (rex), обладавшийфункциями военного вождя, верховного жреца и судьи. Родичи были равны междусобой. Каждый старший в роду входит в сенат, в совет отцов (patres), так чторимский народ или все римляне, входящие в родовую организацию, представлялисобой патрициев, т.е. людей имеющих свой совет отцов (patres).
Таким образом, в Риме были элементы военной диктатуры. Однако римское обществос началом царской эпохи уже стало выходить за пределы союза племен иродоплеменного строя.
Развитие хозяйства, участившиеся войны и рост народонаселения способствовалиподвижности населения и разрыву родственных связей. Наряду с общинами родовогохарактера складывались соседские общины с присущими им коллективными формамиземлевладения, что
велок появлению патриархально рабства и частного владения землей внутри родовыхколлективов.
Это ускоряло расслоение между родами и внутри родов. В нихвыделялись более знатные и богатые семьи. Свойственные первобытности принципыавторитета по старшинству, мудрости и опытности заменялся принципом знатности,родовитости.
Патриции и плебеи: происхождение ивзаимоотношения, зарождение рабовладельческого строя.
Картинасоциальной жизни усложнялась тем, что растущий город пополнялся за счетзавоеванного населения, а так же добровольных пришельцев, иногда целых родов,привлеченных удобством места, близостью судоходной реки, моря, солеварен.Сначала пришельцы включались в родовую организацию трех триб. Но потом доступ внее стал прекращен, и новые поселенцы оказались
На положениинеполноправных, так как были лишены права участия в куриатных комициях и всенате. Число их быстро увеличивалось, их стали называть плебсом (plebe – наполнять).
Плебеи как ипатриции, жили большими патриархальными семьями, составлявшими часть рода. Но всилу того, что эти семьи не входили в три римские трибы, они и не подлежалинаделению землей, кроме небольшого участка при доме; не могли они пользоватьсяи общей землей. Потому плебс занимался не пастушеством, требовавшим большихплощадей, земледелием, а главным образом ремеслом и торговлей. В этой среде, нестесненной родовыми узами, быстрее развивались отношения частной собственностии
имущественнойдифференциации. Но и богатые и бедные плебеи были одинаково бесправны и искалидля себя покровителей, становились клиентами, плебеи включались в состав рода иполучали землю и имя покровителя.
Таким образом, врамках царской эпохи развилось социальное неравенство. Сначала выявилисьсословные различия между патрициями и клиентами, а затем началось формированиеклассов-сословий патрициев и плебеев. Этот процесс усилился при трех последнихцарях.
Сервианская реформа:государственно-правовые причины, содержание, следствия.
Важной заботой царей было созданиенезависимого от родовых ополчений войска. Уже Ромул, создал отряд из 300телохранителей – целеров, сражавшихся в пешем и конном строю. Тарквиний Древнийудвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, Сервий Туллийсовершенно изменил сам принцип комплектования войска, он поделил все мужские населенияРима, т.е. патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критериемимущественного состояния служил земельный надел. Все бедняки входили в6-й разряд – пролетариев. Каждый имущественный разряд выставлял определенноечисло воинских единиц – центурий (сотен).
«Из тех, кто имел сто тысяч ассов илиеще больший ценз, Сервий составил восемьдесят центурий: по сорока изстарших и младших возрастов; все они получили „первый разряд“, старшимнадлежало быть в готовности для обороны города, „младшим“ – вестивнешние войны. Когда пешее войско было снаряжено и подразделено, Сервийсоставил из виднейших людей государства двенадцать всаднических центурий».[5]
Значение этой реформы Сервия Туллия выходитдалеко за пределы только военной, так как на основе центурийского порядкасоздавался новый вид народных собраний – центуриатные комиции. Каждая центуриябыла не только войсковой, но и голосующей единицей. Фактическое количестволюдей в центуриях было неодинаковым: пролетарская насчитывала несколько сотенчеловек, а перворазрядная – несколько десятков. Поскольку перворазрядных
центурий было гораздо больше, дела в центуриатныхнародных собраниях практически решались голосами самых богатых римлян, в томчисле, которых были не только патриции, но и плебеи.
Этим было положено начало включению плебеев в составосновной массы народа (populous). Все это усиливало царя и ослабляло патрициев[6].
IV. Заключение.
Итак, история Рима царского времени являетсобой процесс роста города из разрозненных поселков и эволюции общества от
начавшейся социальной дифференциации в пределахродовой организации с появлением патриархального рабства до формированияклассов -–сословий патрициев и плебеев и образованием государства. Напротяжении царской эпохи в VIII– VI в.в. до н.э. вырабатывались элементыгосударства в специфически античной форме полиса (civitas), т.е.гражданской общины, социально-экономической основой, которой была античнаяформа собственности.