МОУ ” Агалатовская СОШ”Всеволожский район
Реферат по праву
Возникновение и развитие идеи правового государства
Выполнила
ученица11кл
Живаева С.
Научный руководитель
Сергиенко С.Ю.
Агалатово 2006г.
Оглавление.
I. Введение. 3
II. Возникновение и развитие идеи правового государства 4-9
Глава 1. Идеи правового государства в древности. 4-5
Глава 2. Идеи правового государства в эпохуфеодализма . 6
Глава 3. Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций. 7-9
III. Развитие концепций правового государства в дореволюционной России. 10
IV. Взгляды современных исследователей государстваи права на проблему
правового государства. 11
V. Основы и основные признаки правового государства. 12-24
Глава 1. Основные характеристикиправового государства 12-14
Глава 2. Система разделениявластей в правовом государстве 14-16
Глава 3. Гражданское общество — неотъемлемая часть правового государства 16-22
Глава 4. Взаимная ответственностьличности и государства 22-24
VI. Практика становления правового государства в России. 25-26
VII. Заключение. 27
Список используемой литературы. 28
I.Введение.
Государство в своей деятельности связано иограничено правом стоит под правом, а не вне и над ним.
Гессен
В течении долгихдесятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможностьсоздания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм.Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакаяидеология не может устанавливаться в качестве официальной государственнойидеологии. Политическая жизнь в правовомгосударстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности.
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политическойжизни нашего общества, является уровеньполитической и правовой культуры вобществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма,который особенно отчетливо проявился в последнее время не только уграждан, но и у представителейгосударственного аппарата.
В связи со всем вышесказанным, на мой взгляд, крайне необходиморазвивать идею правового государства и целью данной работы является исследование истории зарождения и развитияконцепции правового государства.
Сущностьправа заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации– в достижении на нормативной основе такой стабильной организованностиобщества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свободаличности. Следовательно, сущность права однотипна с сущностью государства, стем лишь отличием от последней, что жизнедеятельность общества как системыосуществляется не путем использования власти, а путем нормативногорегулирования.
Высшееобщественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в нормативномпорядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальныеусловия для преимущественного действия в обществе экономических и духовныхфакторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни, из жизни людей.
Правов этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”, “правовое”, “справедливое”– это один ряд близких по значению слов. Когда мы говорим “право”, понимаем,что речь идет об общеобязательных юридических нормах, о законах, при помощи которыхв наши отношения вносятся строгость, четкий порядок, законность, причем так, чтоторжествует справедливость[1]. II. Возникновение и развитие идеи правового государства Глава 1.Идеи правовогогосударства в древности.
Правовое государствокак определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеетдолгую и поучительную историю. Сам термин «правовое государство»(Rechtsetaat) прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века( в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшемполучил широкое распространение, в томчисле и в России, где среди видных сторонников теории правового государствабыли Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.
Прежде всегонеобходимо заметить, что различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались очень и очень давно.
Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установлениянадлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений оправе и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности исправедливости такой политической формы общественной жизни людей.
Символическим выражением подобных представлений стал образ БогиниПравосудия(с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права:охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениямдревних этот образ правосудия(остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболееподходящим символом для правового государства) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой государственностивообще(справедливой организации власти в человеческом обществе).
Историческая память хранитнемало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом.
Правовое государство — этопродукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правовогогосударства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государствауходит своими корнями в античное общество.
В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право,юриспруденция Древнего Рима.
Правовое государство — это такая форма организации и деятельностигосударственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и ихразличными объединениями на основе норм права[2].
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельностьна основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развитиячеловеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поискиболее совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности(Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такиесвязи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые быобеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древностисчитали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая формаобщежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и длясамого государства.
Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченнаяим, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью.“Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо)форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деленарода”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовыеидеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становлениеи развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве[3].
Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования всредневековой Европе романо-германской пpавовой системы, “правовой семьи”. Своиценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии иставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, атакже мусульманского права решающее воздействие оказала религия.
Таким образом, целый рядположений, значимых для последующихпредставлений о правовом государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о властизакона как сочетании силы и права(Аристотель и другие); о различении правильных и неправильных формправления, о смешанном правлении и ороли права в типологии государственных форм(Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного иволеустановленного права(Демокрит, софистыи др.); о равенстве людей поестественному праву(некоторые софисты, римские юристы); о праве какмериле справедливости и регулирующей нормы политического общения (Аристотель); о государстве(республике), как «деле народа», как правовом общении и «общемправопорядке»(Цицерон); о сферахчастного и публичного права; освободном индивиде как юридическом лице, субъекте права(римскиеюристы).Глава 2.Идеи правового государства в эпоху феодализма.
Рост производительных сил,изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода отфеодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию егороли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемыправовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти вруках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех передзаконом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
В период начавшегосяразложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивныемыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавеллина основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попыткуобъяснить принцип политики, осмыслитьдвижущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеальногогосударства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, таккак именно республика в большей мере отвечаеттребованиям равенства и свободы.
Боден же определяет государство как правовоеуправление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства,по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
Глава3. Идеи правового государства в период раннихбуржуазных революций
В период раннихбуржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли философы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш.Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие. Из этих ученийя выделил наиболее важные положения в правовом государстве.
Гроций был первымвыдающимся теоретиком школы естественного права. Правовые институты феодализма Гроций считалпротиворечащими природе человека, поэтому он выдвинул требования нового права, «отвечающего законам разума». Целью государства он считал охрану частной собственности, посредствомтаких правоустановлений, которыеобеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием ссогласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция являетсяобщественный договор, поэтому при создании государства народ может избратьлюбую форму правления, но, избрав ее,народ обязан повиноваться правителям.
Так же как и у Гроция,у Дидро государственная власть возникает как продукт общественногодоговора, который придает обществуорганизованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединенияволи и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воленарода, который является сувереном: «Лишь нация есть истинныйсуверен; истинным законодателем можетбыть лишь народ, лишь воля народа является источником политическойвласти.»
Главная цельгосударства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидропродолжил и обосновал Кант в своей теории правового государства.
Одним из первых, кто дал теоретическое обоснованиедемократического государства, былСпиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные праваи свободы человека. Он утверждал, чтогосударство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение егоинтересов, и предостерегал правителей отпосягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные благаподданных.
Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии вАнглии, но тем не менее он разработалряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развитыреволюционными буржуазными мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед законом,незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как право делатьвсе то, что не запрещено законом, и темсамым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественныхотношений.
В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был«классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположностьфеодальному». Идея господства права воплощается в государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному праву ипризнающий неотчуждаемые естественныеправа и свободы индивида, и осуществленоразделение властей. Такое государство сгосподством права он противопоставляет деспотизму. «Свобода людей, находящихся под властью правительства, — отмечал он, — заключается втом, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этомобществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это — свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях,когда этого не защищает закон, и не бытьзависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другогочеловека.» Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится споследующей, ставшей актуальной идля нас, формулой: «разрешено все, что не запрещено законом».
Новые представления оразделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти- законодательную, исполнительную,судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотребленийвластью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать другдруга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ееотношениях к государственному устройству.
Необходимость разделения власти назаконодательную, исполнительную и судебную, как основной принцип правовогогосударства, Монтескье обосновывает следующим образом: «Если властьзаконодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении,то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станетсоздавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их.
Не будет свободы и втом случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной иисполнительной. Если она соединена сзаконодательной властью, то жизнь и свобода гражданина окажутся во властипроизвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена сисполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.»(Монтескье Ш. Избранные произведения, с.290)
Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние нетолько на последующие теоретические представления о правовой государственности,но и на раннебуржуазноеконституционное законодательство и государственную практику. Это влияниеотчетливо проявилось, например, вКонституции США 1787 года. Онапрактически воплощает идею правового государства на американском континенте. Автор «ДекларацииНезависимости США» Джефферсон подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории общественного договора иестественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народногосуверенитета. Декларация Независимостипровозглашает, что существуютнеотчуждаемые права человека, дляобеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественных прав человека, превратившихся в субъективные права отдельныхиндивидов по отношению к государству в целом.
С философским обоснованием теории правового государствавыступил И. Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считалпрерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путемпринятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливаетсвободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Там, где государство действует на основеконституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может бытьограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовомгосударстве гражданин должен обладать той же возможностьюпринуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении кгражданину. Правовую организацию Кант,так же как и Ш.Монтескье, связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную — правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.
Таким образом, концепция правового государства у И.Канта сводятся кследующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступаетпрактический разум, или свободная воля людей; человек становится моральнойличностью, если возвысился до понимания своей ответственности передчеловечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоватьсятребованиями категорического императива, который сводится к следующему:“поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и влице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к немутолько как к средству” и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могластать всеобщим законом”; правом, основанным на нравственном законе, должны бытьопределены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одноголица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные,цивилизованные отношения между людьми; государство — это соединение множествалюдей, подчиненных правовым законам. Или “государство в идее, такое, каким онодолжно быть” обязано сообразовываться “с чистыми принципами права”; государствопризвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета[4].
Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовоймысли и практику государственно-правового строительства цивилизованногообщества.
Государство, согласноГегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание «всех остальных правличности, семьи и общества» Возводягосударство в абсолют, стоящий надличностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главныйпорок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства,а последнее является его продуктом и результатом развития общества.«Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой всестроится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни.»
Ценность гегелевскихвоззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не стольважную роль. В целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно направлена противпроизвола, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политическихобъединений и государственной власти.
Маркс и Энгельс поддержали и на материалистическойоснове развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства( у философов 17-18 вековгражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именногражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданскогообщества есть главная движущая силаисторического прогресса, или дословно «истинный очаг и арена всей истории».
Марксрассматривал государство и право исходя из открытой или классовойтеории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установлениядиктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Примечательным является утверждениеМаркса, в котором он выразил идею правового государства«Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, ворган, всецело этому обществу подчиненный.»
Прогрессивнаяполитико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементытеории правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого. большинство авторовсходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, гдезаконодатель так же подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство определяется как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарныминтересам в направлении прогрессивного развития общества.III. Развитие концепцийправового государства в дореволюционной России.
Идеи правовогогосударства были отражены и в трудах русских мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский,Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и философы предоктябрьскогопериода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своихпроизведениях теоретически завершили русскую концепцию правовогогосударства.
Рассмотрим основныеидеи и принципы правового государства сточки зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечаетследующие пути формирования и основные параметры правового государства:
1) Для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого иограничивают одни интересы и другие, втом числе и государственной организации, -отсюда идея господства права в управлении.
2) Если личнаяинициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охранойсубъективных прав.
3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органамивласти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоятельность судебнойвласти, и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественныеэлементы[5].
Реальные гарантииправовой государственности Шершевич видит в том, что в различное время выдвигались различные гарантииправового порядка против произвола "… а) неотъемлемое ограничение власти; б) принцип разделения властей; в) правовоесамоограничение власти; г) подчиненностьгосударства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая силаобщественного мнения."
Впослеоктябрьский период в России идеи правового государства были налажены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены изреальной жизни. Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризмане воспринимала идею